Государственный бюджет на год.

Ежегодно правительство Российской Федерации разрабатывает и принимает федеральный бюджет. 24 ноября 2017 года Государственной Думой был принят Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 362-ФЗ “О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов”, главный документ страны, регламентирующий принципы распределения денежных средств, описывающий направления экономического развития государства.

В документе зафиксированы планируемые доходы, и прописаны обязательные статьи расходов. Основная характеристика нового бюджета состоит в еще большем урезании государственных трат, которые всё равно остаются выше доходов.

Общие параметры бюджета РФ на 2018 год

С 2006 года федеральный бюджет в России планируется на трехлетний период. Это правило было нарушено при создании документа на 2008 и 2016 годы, ввиду пика кризисов. Нынешний закон снова предполагает трехлетний план государственного бюджета. На 2017, 2018 и 2019 годы распространяются одинаковые цели и тенденции: с каждым годом сокращение доли дефицита и снижение показателя инфляции путем сокращения расходов.

В текущем проекте дефицит федерального бюджета в 2018 году сокращен до 1,271 трлн руб. (ранее – 1,332 трлн руб.), в 2019 году – до 819,1 млрд руб. (с 867 млрд руб), в 2020 году – до 870 млрд руб. (с 960 млрд руб.).

Доходы бюджета в 2018 году составят 15,257 трлн рублей (ранее – 15,182 трлн руб.), в 2019 году – 15,554 трлн руб. (15,548 трлн руб.), в 2020 году – 16,285 трлн руб. (16,28 трлн руб.).

Расходы в 2018 году планируются на уровне 16,529 трлн руб. (ранее – 16,515 трлн руб.), в 2019 году – 16,373 трлн руб. (16,415 трлн рублей), в 2020 году – 17,155 трлн руб. (17,24 трлн руб.).

Ранее глава Минфина Антон Силуанов говорил, что основными направлениями расходов федерального бюджета в 2018-2020 годах остаются соцсфера (36,4%), оборона (29%) и поддержка национальной экономики (14,7%).

Минфин повысил прогноз по дефициту федерального бюджета за 2017 год с 2,2% ВВП до 2,5% ВВП, говорится в сопроводительных материалах к проекту бюджета 2018-2020 годов. Законом о бюджете на 2017 год и плановый период 2018-2019 годы предусматривался дефицит бюджета по итогам 2017 года на уровне 2,1% ВВП.

Цена на нефть и курс валюты в формировании бюджета

Так как Россия продолжает быть сырьевой страной, то есть существенную долю доходов приносят нефте- и газодобывающие отрасли, одним из ключевых расчетных показателей является стоимость нефти на мировом рынке. В принятом бюджете за основу взята цена в 40 долларов за баррель.

При этом прогнозы по цене не баррель нефти различных специалистов крайне разнообразны. Очередное падение цен до 40 и ниже долларов – это самый пессимистичный прогноз. С апреля 2016 года показатель не опускался ниже этой отметки, а только двигался вверх. Сегодня больше звучат цифры 50-55, допускают даже рост до 70 долларов за баррель. Слишком много факторов могут повлиять на динамику: договорятся ли страны ОПЕК о сдерживании объемов поставки сырья, возобновит ли США добычу сланцевой нефти, не будет ли спада в экономике Китая и т.д.

Если в реальности цены на нефть окажутся выше заложенной в бюджет, как это произошло в 2016 году, у правительства появится возможность частично компенсировать дефицит. В первую очередь речь идет о пополнении резервных фондов, а не о дополнительных тратах.

Не менее важным показателем при составлении главного финансового документа страны является курс американского доллара, валюты, в которой производится расчет по международным сделкам, в том числе за продажу сырья. Прогнозируется дальнейшее плавное и незначительное ослабление рубля, за средний курс на 2017 год взята цифра 67,5 рубля за доллар. С одной стороны, дешевый рубль делает импорт дороже, а значит и многие товары народного потребления вырастут в цене. Это ведет к росту инфляции. С другой стороны, федеральный бюджет рассчитывается в рублях, социальные выплаты, зарплаты бюджетникам, оплата госзаказов производится тоже в рублях. Поэтому доход от поставок нефти и газа при действующем курсе, переведенный в отечественную валюту, оказывается на необходимом уровне.

Статьи расходов

С целью одновременного снижения уровня инфляции и сокращения дефицита бюджета при расчете нового документа правительство РФ за ведущий принцип взяло сокращение бюджетных расходов: в 2017 году на 6%, в последующие 2 года на 9% и 11%. В послании Президента говорилось об экономии средств, которые нерационально расходовались ранее, на практике будет снижение финансирования по большинству направлений и приоритетных госпрограмм.

В итоге зафиксированы следующие статьи расходов:

  • общегосударственные расходы – 1,135 триллиона рублей;
  • национальная оборона – 1,121 триллиона;
  • безопасность и правоохранительные структуры – 1,270 триллиона;
  • поддержание национальной экономики – 2 292 триллиона;
  • жилищно-коммунальное хозяйство – 58,2 миллиардов рублей;
  • охрана окружающей среды – 76,4 миллиардов;
  • образование – 568 миллиардов рублей;
  • культура и кинематография – 94 миллиарда;
  • здравоохранение – 377 миллиардов;
  • социальная политика – 5,08 трлн рублей;
  • СМИ – 73,4 миллиардов рублей;
  • физкультуру и спорт – 89,7 миллиардов;
  • обслуживание государственного долга – 729 миллиардов рублей;
  • межбюджетные трансферты – 783,5 миллиардов рублей.

Финансирование здравоохранения, образования (кроме высших учебных заведений), ЖКХ в большей степени будет осуществляться за счет региональных бюджетов.

Около 17% федеральных бюджетных расходов засекречены, и только 6% из них связаны с затратами на оборону и безопасность страны.

Что входит в общегосударственные вопросы

В статью на общегосударственные вопросы заложены расходы на обеспечение деятельности органов власти: Президента, Правительства, губернаторов и т.д. Сюда входит и зарплаты чиновников, но важно отметить, что наибольшие средства рассчитаны на министерство международных дел и Президента. Первый пункт объясняется наличием международных конфликтов и разногласий: война в Сирии, украинский конфликт, взаимоотношения с Западом.

В федеральном бюджете на 2018 год не предусмотрено не расписанных резервных расходов. Возможные траты на ликвидацию последствий экстренных ситуаций, в том числе стихийных бедствий, расходы на выполнение срочных поручений Главы государства планируются именно из средств, заложенных на обеспечение работы Президента.

Расходы на оборону и безопасность

Министерство финансов посчитало самым простым вариантом урезать бюджетные вложения в те направления, в которых в последние годы был максимальный прирост финансирования. В частности, расходы на оборону обсуждались как гипертрофированные и не оказывающие положительного влияния на состояние экономики страны. Однако нынешние затраты во многом – это планомерное решение задачи о перевооружении российских войск, поставленной Президентом несколько лет раньше.

Многие госзаказы были сделаны до кризиса, и сейчас целесообразнее максимально быстро рассчитаться, чтобы не переплачивать проценты и не допустить лишнюю финансовую нагрузку на бюджет в последующие года. И всё же в сравнении с 2016 годом расходы на оборону снизили более чем на 1 трлн рублей. При этом часть затрат, касающихся военных, вписана в другие статьи бюджета: поддержка военных учебных заведений – в образовании, обустройство жилья военнослужащих – в ЖКХ и т.д.

Относительно правоохранительных органов ожидается очередное сокращение численности сотрудников полиции, в основном административного аппарата, на 10%. Но в планах повышение заработной платы на 5%.

Государственные инвестиции в экономику

Объем вложений в национальную экономику сокращен еще на 7,5% за счет прекращения или снижения финансирования некоторых государственных экономических программ. С одной стороны, приостановка федерального субсидирования некоторых корпораций и региональных проектов закрывает дорогу задуманному изначально развитию тех или иных отраслей или территорий. С другой стороны, государственные инвестиции за счет бюджета по этим направлениям оказываются малоэффективными, в идеале требуется привлечение бизнес-инвесторов, и тенденция на сокращение расходов по этой статье будет продолжена.

Пока наибольшие потери понесли следующие программы:

  • Социально-экономическое развитие Дальнего Востока -50,3%,
  • Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013- 2030 годы -30,3%,
  • Энергоэффективность и развитие энергетики -27,2%,
  • Экономическое развитие и инновационная экономика -22,8%

При этом продолжится финансирование таких компаний как Росатом (77 млрд рублей), РЖД (68 млрд рублей), Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (14 млрд рублей). Снова получат дотации банки: в первую очередь находящийся на грани банкротства Внешэкономбанк (150 млрд рублей), Россельхозбанк, реализующий кредитование агропромышленных предприятий, Сбербанк и ВТБ в рамках поддержки ипотечного кредитования. К регионам, которые обеспечены наибольшими субсидиям, в 2018 как и ранее году относятся Крым, Севастополь, Северный Кавказ и Калининградская область.

Судьба приоритетных национальных проектов

За несколько последних лет правительством и Президентом РФ утверждено 45 приоритетных государственных программ. В бюджете на 2018 год нет ресурсов для полноценной реализации каждой из них. Если ранее в соответствии с Бюджетным кодексом дозволялось оставлять около 2,5 процента от всех расходов условно расписанными, они предназначались для распределения по самым важным проектам и программам по решению правительства или Президента, то в нынешнем финансовом документе это правило не действует.

Но расходы на несколько приоритетных проектов предусмотрены:

  • Развитие здравоохранения – 3,84 млрд рублей
  • Развитие образования на 2013-2020 годы – 42 млрд рублей
  • Ипотека и арендное жильё – 20 млрд рублей
  • ЖКХ и городская среда – 10 млрд рублей
  • Международная кооперация и экспорт – 41 млрд рублей
  • Малый бизнес и поддержка предпринимательской инициативы – 14,6 млрд рублей
  • Безопасные и качественные дороги – 30 млрд рублей
  • Комплексное развитие моногородов – 6,5 млрд рублей
  • Экология – 20,19 млрд рублей

Социальная политика во главе бюджета

Еще до рассмотрения федерального бюджета на 2018 год было обещано выполнение государством социальных обязательств при любых обстоятельствах. Даже в условиях сокращения всех расходов на социальные выплаты выделено на 620 млрд больше, чем в прошедшем году. Это объясняется, в том числе ростом количества получателей различных пособий.

Основная часть пойдет на выплаты пенсии с учетом двух индексаций, соответствующих фактическому уровню инфляции. При этом закон об опережающем росте пенсий для сельских жителей отложен на 3 года, что затрудняет повышение уровня благосостояния самых малообеспеченных пенсионеров.

Остальные 1,4 трлн рублей будут потрачены на все прочие пособия, индексация которых составит 8%. В этой же статье заложены расходы на реализацию продленной программы материнского капитала. Установленный размер выплаты за рождение второго ребенка остался на уровне 453 тыс. руб.

Несмотря на сокращение расходов на здравоохранение, запланировано продолжить строительство перинатальных центров, оснащение детских больниц, оборудование помещений социального назначения для комфортного использования инвалидами. Но многие проекты отложены на неопределенный срок.

Источники доходов

Доходную часть бюджета традиционно составляют налоговые сборы и таможенные пошлины.

  • Налог на добычу полезных ископаемых
  • Ввозные и вывозные таможенные пошлины на нефть и газ
  • Налог на добавленную стоимость
  • Акцизы на алкоголь, табак, топливо
  • Налог на прибыль предприятий

Около 37% прогнозируемых доходов бюджета 2018 года будут приносить нефтегазовые корпорации. В прошедшем году существенный прирост показали продажи зерна и туризм, в 2018 году ожидается соответствующий уровень дохода от этих направлений.

Продолжают действовать , в целом наблюдается спад товарооборота большинства предприятий, поэтому общие налоговые сборы будут ниже докризисных годов. Но с 2018 года меняется принцип отчислений с регионов налога на прибыль предприятий, вместо 2% теперь в федеральный бюджет будут поступать 3% от сборов.

В целях финансирования покрытия дефицита госбюджета планируется использование резервного фонда полностью в размере 1,2 трлн рублей и фонда национальной безопасности на сумму в 659,6 млрд рублей. Это покроет две трети общего дефицита. Оставшаяся сумма должна быть покрыта с помощью внутренних заимствований и приватизации. Планируется размещение облигаций госкорпораций и Банка России на сумму 1,05 трлн рублей. По прогнозам Министерства финансов, госдолг при этом не превысит безопасный уровень в 20% ВВП.

Мнения о том, приведет ли принятый федеральный бюджет к сдвигу экономического развития страны в положительную сторону расходятся. Главный финансовый документ страны создан с учетом текущих внешних политических и экономических обстоятельств. Но сохраняется надежда на урегулирования межгосударственных разногласий, отмену санкций, стабилизацию цен на нефть на уровне не ниже 50 долларов за баррель.

Новый федеральный бюджет принят 355 депутатами, 99 представителей Госдумы не согласны с ним, обвиняя в нерациональном распределении расходов: излишних тратах на госаппарат и банковскую систему, недостаточное финансирование агропромышленного комплекса, слабую поддержку регионов и неэффективные инвестиции в развитие экономики. Правительство в свою очередь настаивает именно на максимальном сокращении расходов. Более 60% мер направлено на эти задачи. Для поиска вариантов дополнительного дохода нынешнее время считается не подходящим. Объективно на сегодня экономика России находится в процессе стагнации, и без жестких мер создать сбалансированный бюджет невозможно.

Госбюджет является важнейшим финансовым документом России. Это своеобразная смета, состоящая из совокупности финансовых отчетов всех федеральных ведомств, служб и общенациональных программ. Именно этот документ определяет, как будут профинансированы годовые расходы страны, а также содержит информацию об источниках поступления средств. От него напрямую зависит соцполитика государства, поэтому жители России ежегодно интересуются вопросом: каков будет бюджет на следующий год?

Данная проблема особенно актуальна в текущих экономических условиях, когда с каждым годом россияне ощущают усиление кризисных явлений и санкционной политики стран Запада. Тем не менее, правительство смотрит в будущее с изрядным оптимизмом, говоря, что западные ограничительные меры следует рассматривать лишь в позитивном ключе.

Проект нового федерального бюджета не внушает россиянам оптимизма

Якобы, экономическая изоляция Российской Федерации в итоге приведет к развитию национального производства, ускорению темпов НТП и, в итоге, обеспечению фантастического роста экономики. Поэтому в бюджете на ближайшие несколько лет прогнозируется экономический подъем, а россиянам прочат радужное будущее. Давайте подробнее поговорим о главных правительственных приоритетах, заложенных в бюджетной программе на 2018 год.

Чего следует ожидать от госбюджета-2018?

Проект федерального бюджета сотрудники Минфина опубликовали еще 12 октября 2016 года. Чиновники называют новый финансовый план адаптированным к «новой реальности», в числе характеристик которой – падение котировок нефтерынка, сокращение резервов страны и санкционные ограничения. Документ уже прошел второе чтение, так что страна вступит в 2018 год с утвержденным планом развития, среди основных инноваций которого можно выделить:

  • возврат к практике трехлетнего федерального бюджета. Напомним, что еще год назад страна жила по годовому финансовому плану. Данное изменение Минфин поясняет необходимостью создать базу для последовательной и предсказуемой экономической политики, чтобы суметь выровнять имеющиеся бюджетные дисбалансы;
  • изменение в структуре источников покрытия бюджетного дефицита: в прошлом его валовая часть была покрыта средствами, направленными из Резервного фонда страны. Сейчас специалисты Минфина предлагают иную схему, которая заключается в уменьшении использования средств автономных фондов и увеличении объемов заемного капитала, привлекаемого на национальном финансовом рынке России.

Утверждение бюджета не обошлось без прений. Депутаты внесли в первоначальный проект более пяти сотен правок и уточнений, триста из которых перекочевали в итоговый документ. Андрей Макаров, занимающий пост председателя профильного комитета Государственной Думы, отметил, что «путеводной звездой» для народных избранников стало послание Президента, в котором он озвучил свои мысли по поводу приоритетных направлений государственного финансирования. Поправки вносились в расходную часть.

Теперь она включает деньги на нужды санитарной авиации в глубинке страны, смету финансирования новых школ, ремонт жилья и дорожного покрытия. Было сказано, что региональные власти буквально в 2017 году начнут получать крупные субсидии (была названа сумма, равная 20 миллиардам рублей), которые будут распределять самостоятельным образом.


В госбюджет 2018 года заложены деньги на ремонт дорожных покрытий

Представители оппозиции отказались голосовать за итоговый вариант бюджета – из двухсот правок, которые были предложены данными фракциями, в документ не вошла ни одна. Тем не менее, это не помешало принятию общефедеральной сметы – 57 противников и 1 воздержавшийся депутат не смогли сломить силу 325 голосов, которые прозвучали «за».

Государственные доходы в 2018 году

Суммарный итог доходных статей бюджета 2018 года – почти 14,3 триллионов рублей, что незначительно превысит уровень доходов первого года исполнения трехлетнего бюджета. В 2019 также не стоит ожидать больших объемов аккумулирования финансовых средств. Предполагается, что «копилка» государства пополнится на 14,84 триллионов рублей. Озвученная цифра в номинальном значении – это исторический максимум для российской экономики.

Однако стоит отметить первый из «червячков сомнения» – о каком экономическом росте может идти речь, если за год планируется собрать лишь на 1% больше средств, чем в базовом периоде 2018 года? Более того, некоторая часть экономистов выражает мнение, что учет влияния инфляции в итоге приведет к сокращению уровня реальных доходов. Аналитики с легкостью поясняют позитивный настрой руководства РФ, утверждая, что прогнозированный рост связан с ослаблением рублевых котировок на валютном рынке.

В главном финансовом документе России образца 2019 года спрогнозирован курс, равный 71 рублю 10 копейкам за 1 доллар США. Прогнозируемая цена черного золота, которая также серьезно влияет на национальный бюджет, – 40 долларов за 1 баррель нефти. Еще один факт, который нельзя оставить без внимания – уменьшение доходной части в сравнении с показателем ВВП страны. Если данный документ не подвергнется существенным корректировкам, то в 2019 году разрыв достигнет уровня в 15%.


Повышение акцизных сборов значительно увеличит наполнение бюджета

Руководитель Минфина Антон Силуанов заверил россиян, что правительство планирует обеспечить стране дополнительный доход, не прибегая к повышению налогов или поднятию возрастной планки выхода на пенсию. Главный финансист России заявил, что вполне возможна обратная ситуация – реформирование системы налогообложения в сторону уменьшения фискальных сборов в части прямых налогов для предпринимателей. Но есть и другое мнение.

Профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Людмила Пронина полагает, что запланированный Минфином рост, скорее всего, будет обеспечен при помощи налога на разработку недр (в 2018 году при помощи данного сбора запланировано собрать 200 миллиардов рублей) и возможного повышения акцизов. Уже в 2017 году данный налог на вина, шампанское, сидр, медовуху, пиво, водку, сигареты, табак, бензин класса 5 и дизтопливо будет существенно увеличен.

Государственные расходы в 2018 году

Расходы на 2018 год прописаны в сумме, равной 15,9 триллионам рублей. Это меньше, чем сумма, выделенная на 2017 год, составляющая 16,2 триллиона. Причем тенденция к уменьшению части расходов продолжится и в дальнейшем – в 2019 году она зафиксирована на уровне 15,9 триллионов в нацвалюте. Для прояснения ситуации по поводу такого правительственного решения комментарий дает Антон Силуанов. Он заявил, что данная мера – единственный путь к обеспечению консолидации финансовой сметы страны.

Расходная часть общефедерального бюджета состоит из двух частей: одна открыта для публикации, а вторая – закрыта. Комментировать их в бюджете 2018 года пока не представляется возможным, но в 2017 году в засекреченную часть попало более 18% всех трат. Корректировка этой цифры, как правило, производится в конце отчетного периода, когда секретная часть расходов растет буквально на глазах. Так, к декабрю 2016 года она составила примерно 22%, превысив показатель начала года примерно на 6%.


Значительная часть бюджетных трат засекречена от рядовых россиян

Рассматривая основные направления расходов, можно отметить следующее:

  • на потребности сферы соцполитики планируется выделить 4,96 триллиона рублей. Обещают, что в 2019 году данная цифра увеличится, достигнув отметки чуть больше 5 триллионов в нацвалюте;
  • ассигнования национальной экономики составят 2,2 триллиона рублей, что несколько меньше уровня 2017 года. В 2019 году эта цифра сократится до 2,05 триллионов рублей (или до 12,9% бюджета за трехлетний период). Возникает вопрос: каким образом был сделан вывод о том, что страну ожидает рост экономики? Особенно если принимать во внимание все еще действующие санкции и блокаду иностранного капитала, ведь российские предприниматели вряд ли смогут компенсировать сокращение вложений иностранных инвесторов при текущей ставке кредитования;
  • национальная оборона будет профинансирована на уровне 2,7 триллиона рублей. В 2019 году данная статья будет увеличена до 2,8 триллионов в нацвалюте, что в итоге приведет к росту данной части расходов до 17,9%. Таким образом, можно признать высокую милитаризацию общефедерального бюджета. При этом значительная часть экономистов который год твердит, что спасти бюджет можно лишь при условии уменьшения части расходов на нацоборону в пользу экономических реформ и изменения структуры национальной экономики. Эта статья традиционно относится к части скрытых – в открытой части бюджета можно увидеть расходы примерно 1/3 всех военных ассигнований;
  • траты на нацбезопасность, силовиков и полицию также увеличиваются. В 2018 году статья профинансируется в размере 1,9 триллионов рублей, а через год достигнет уровня в 2 триллиона, составив примерно 12,6% всех расходов федерального бюджета;
  • нужды образования получат около 589 миллиардов в национальной валюте. Через год эти расходы запланировано сократить до 586 миллиардов;
  • здравоохранение получит ассигнования в размере 394 миллиардов рублей. Причем в последний год исполнения трехлетнего бюджета эта сумма сократится до 369 миллиардов.

На расходы нацобороны страны в 2018 году заложены 2.7 трлн рублей

К вопросу дефицита

Общенациональный бюджет в ближайшие несколько лет однозначно будет дефицитным. Этот показатель в российской практике изменяется просто мгновенно: еще до того как бюджет 2017 года был принят в первом чтении, дефицит предложили скорректировать с 2,74 триллионов рублей (3,2% уровня ВВП) до 3,26 триллионов рублей (3,9%). Эксперты от правительства сразу высказались в пользу того, что это явление не просто ожидаемо, но и вполне нормально.

Санкции, которые ранее было предложено рассматривать в качестве позитивного фактора, мгновенно приняли отрицательную окраску – представители Минфина назвали их главной причиной столь резкой корректировки дефицита. Тем не менее, правительственные финансисты отметили, что страна обязательно заключит новые контракты в военной сфере и урегулирует дефицит уже в ближайшее время. Буквально в 2018 году данный показатель спрогнозирован на уровне 2,2% ВВП, а еще через год составители бюджета планируют выйти на показатель в 1,2%.

В противовес данному оптимистичному прогнозу можно привести мнение экспертов-аналитиков из Fitch, считающих, что России рано говорить о стабильном пополнении бюджета. В ближайшие годы стране вряд ли удастся преодолеть высокую сырьевую зависимость, а нестабильное положение на рынках энергоресурсов больно ударит по национальной экономике.


Наложенные на Россию санкции увеличивают дефицит бюджета страны

Что с государственным долгом?

Представители финансовых ведомств заявляют, что страна будет повышать уровень заимствований, направляя полученные суммы на урегулирование проблемы дефицита. Россиян успокаивают тем, что уровень внешнего долга не повысится – правительство рассчитывает изыскать нужные суммы на национальном рынке. Согласно предварительным прогнозам, в 2018 году заимствования составят сумму в 1,6 триллиона рублей, а еще через год в бюджет будет аккумулировано 1,7 триллионов в нацвалюте.

Правда, министр финансов оговаривается, что входить в эту реку стоит с известной долей осторожности – мол, ушлый национальный инвестор может затребовать, чтобы правительство повысило ставки на краткосрочные облигации, если прочувствует свою власть на рынке займов. Возможные изменения линии правительства в отношении реструктуризации источников заимствования имеют далеко не случайный характер.

Дело в том, что для покрытия бюджетного дефицита 2017 года запланировано получить 1,15 триллионов рублей, которые сейчас находятся в Резервном фонде, что фактически приведет к его обнулению. Правительство уже сейчас осторожно намекает на необходимость обратиться еще и к средствам Фонда национального благосостояния. Уже в 2018 году из этого источника будет изъято 1,14 триллионов рублей. Возможности же наполнения этих фондов не рассматриваются вплоть до 2020 года.

Если рассматривать внешние займы, то правительство желает сократить привлечение средств на международных финансовых рынках. В 2018 и 2019 годах запланировано получить по 3 миллиарда долларов США ежегодно, что отвечает показателям 2012-2013 годов. Правда, некоторые эксперты говорят, что правительственные финансисты лукавят, сообщая об отсутствии необходимости в наращивании внешних займов, а поясняют этот шаг все теми же санкциями. То есть денег России просто не дадут.

Чего ожидать?


Бюджет 2018 года сильно просядет после новых президентских выборов

Федеральный бюджет 2018 года вполне можно охарактеризовать как консервативный. Пока что не наблюдается внедрения инновационных программ, которые дали бы возможность преодолеть кризис национальной экономики. Некоторые эксперты выражаются еще жестче, говоря о том, что страна и дальше будет выживать за счет остатков резервов. Правительство утверждает, что этот вариант бюджета пока нельзя назвать окончательным – трехлетний документ должен подвергаться корректировкам ежегодно.

Из хороших новостей: специалисты в области политики не дают прогнозов, касающихся обострения внешних рисков, так что резкого ухудшения экономической ситуации не предвидится. Зато незапланированные расходы, безусловно, будут. Напомним, что вскоре в России пройдут очередные , расходы на которые до сих пор не просчитаны. Итог может быть неутешительным, а проседание бюджета – неизбежным, так как денег на мероприятия подобного рода списывается немало.

Жителей России продолжают уверять в том, что все не так уж и плохо – инфляция в 2018 году упадет в три раза, а ВВП возрастет на 2,5%. Судя по всему, жить уже стало лучше. Например, буквально в конце 2016 года правительственные финансисты сообщили, что произошло падение цен на некоторые продукты питания, входящие в потребительскую корзину (на 1,9%). Правда, вслед за этим россиянам возвестили о снижении уровня прожиточного минимума на 0,7%.

Госдума приняла во втором чтении проект закона о федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов. Планируется, что третье чтение документа состоится 24 ноября.

Как указано в документе, доходы российского бюджета в следующем году составят 15,26 трлн. руб. (15,55 трлн. в 2019 году, 16,3 трлн. - в 2020), расходы запланированы на уровне 16,53 трлн. руб. (16,4 трлн. в 2019-м, 17,155 трлн. - в 2020 году). Соответственно дефицит в 2018 году будет 1,3 трлн. руб. (819,1 млрд. в 2019 году, 870 млрд. - в 2020).

В бюджет также заложен переход на новое бюджетное правило с 2018 года. Оно подразумевает, что дополнительные нефтегазовые доходы, полученные от цены нефти выше установленной планки, будут направляться не на расходы, а в резервы. Базовая цена на нефть марки Urals устанавливается на уровне $40 за баррель в ценах 2017 года и подлежит ежегодной индексации на 2% с 2018 года.

Как сообщил глава комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров ("Единая Россия"), всего ко второму чтению было подано 586 поправок, к принятию рекомендовано 406. Остальные были сняты или частично учтены.

"Только на 2018 год было предложено перераспределить почти 1 трлн. руб. Это очень существенная сумма в рамках бюджета. Анализ работы, проведенный ко второму чтению бюджета, позволяет говорить о том, что это бюджет здравого смыла, это бюджет, в котором удалось сбалансировать интересы людей, развития гражданского общества, обороноспособности страны", - отметил депутат.

Как подчеркнул спикер Госдумы Вячеслав Володин, впервые за последние три года принимается "бюджет роста". "Мы впервые за прошедшие три года принимаем бюджет роста, у нас впервые по основным параметрам бюджет планируется с ростом более 2% ВВП. И второе чтение, конечно, - самое главное чтение при рассмотрении бюджета", - подчеркнул он.

Регионы могут увидеть, на какую помощь им рассчитывать от центра, и планировать свои бюджеты, пояснил Макаров.

Среди рекомендованных к принятию ко второму чтению поправок - увеличение уставного капитала ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) на 25,9 млрд. руб. в 2018 году, на 18,2 млрд. руб. в 2019 году и на 22,5 млрд. в 2020 году.

Также предлагается увеличить уставный капитал "Русгидро" на 1 млрд. руб. в 2018 году, на 3 млрд. руб. - в 2019 году и на 6 млрд. руб. - в 2020 году. Средства будут направлены на проект обеспечения энергоснабжения Чаун-Билибинского энергоузла, а именно на строительство одноцепной ВЛ 100 кВ "Певек-Билибино".

Кроме того, рекомендовано принять поправку об увеличении уставного капитала "Объединенной авиастроительной корпорации" (ОАК) в 2018 году на 3,52 млр. руб. Из них 2,2 млрд. руб. пойдут на финансирование объектов производственной инфраструктуры и объектов послепродажного обслуживания самолета Ил-114-30, 1,32 млрд. руб. - на финансирование объектов производственной инфраструктуры самолета Ил-96-400М.

Также Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) в 2018 году будут предоставлены субсидии на 5 млрд. руб. для пополнения парка воздушных судов и на 9,8 млрд. руб. - для обеспечения механизма поддержания продаж воздушных судов Ил-96-400М.

Предусматривается компенсация части потерь бюджета Сахалина, которые регион понесет за счет перечисления в федеральный бюджет 75% доходов от налога на прибыль от соглашения о разделе продукции по проекту "Сахалин-2".

Согласно поправкам, принятым в Бюджетный кодекс, в 2018 году планируется компенсировать половину доходов, которые составят 33,7 млрд. руб., то есть около 16,9 млрд. руб.

По инициативе "Единой России" в 2018-2020 годах будет увеличено финансирование АПК на 20 млрд. руб. ежегодно. Из этих средств на оказание несвязанной поддержки сельхозтоваропроизводителей в области растениеводства (это поддержка доходов сельхозтоваропроизводителей, не связанная с производственными показателями растениеводства и призванная возместить часть затрат на проведение комплекса агротехнологических работ) предлагается направить более 11 млрд. руб., на повышение продуктивности в молочном скотоводстве - 4,6 млрд. руб., производителям сельскохозяйственной техники - 2 млрд. руб.

Кроме того, на компенсацию перевозок зерна в 2018 году РЖД планируется выделить 2 млрд. руб.

Депутаты от фракции КПРФ высказались против принятия бюджета во втором чтении. Они вынесли на отдельное голосование ряд поправок, однако Госдума их не приняла.

"Мы подготовили поправки по всем основным показателям. Нами были подготовлены поправки, которые переводят на федеральный уровень финансирования ряд орфанных заболеваний, что является большой проблемой для региональных бюджетов - планировалось выделить 8 млрд. руб., чтобы производить закупки для самых затратных нозологий. Те 8 млрд. руб., которые мы предлагали переместить из резервов правительства, решили бы эту проблему", - указал депутат Алексей Куринный (КПРФ).

По словам депутата Сергея Казанкова (КПРФ), село не получит больше денег, чем в 2017 году - изначально на 2018 год было выделено денег меньше ровно на 20 млрд. руб., и они были компенсированы ко второму чтению. "Больше денег село не получит - оно получит столько, сколько в 2017 году. Деньги выделяем на перевозку зерна РЖД, а не поддержку товаропроизводителей. Многие селяне этих денег даже не увидят, потому что они услугами РЖД никогда не пользовались. Лучше бы дали деньги для селян на погашение кредитов, которые они не могут выплатить", - сказал Казанков. "Мы за такой бюджет голосовать не будем", - добавил он.

"Бюджет откровенно плохой. Он не ставит целью повышение благосостояния людей, это бюджет стагнации", - заявил журналистам первый замруководителя "Справедливой России" Михаил Емельянов.

По его словам, фракция предлагала поправками ко второму чтению по одним статьям увеличить расходы, по другим - уменьшить, причем всего на 273 млрд. руб.

"Увеличить расходы на материнский капитал, увеличить расходы на индексацию пенсий работающим пенсионерам, дотации регионам. Увеличить помощь тем людям, которые взяли ипотеку - молодым семьям. Сократить такие расходы, как отчисления в Резервный фонд, уменьшить расходы на обслуживание внешнего долга", - сказал Емельянов.

Условием поддержки бюджета фракцией было принятие ее поправок, но поскольку поправки не приняли, фракция не поддержала бюджет, отметил он.

Вместе с тем фракция ЛДПР впервые за многие годы поддержала проект бюджета, сказал депутат фракции Сергей Катасонов.

"Две ключевых причины, которые позволили нам принять такое решение: первое - впервые за 15 лет принято в решение о приведении в соответствие минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума. Фракция ЛДПР на протяжении 15 лет вносила практически каждый год законопроекты, которые бы позволили решить этот вопрос. Впервые в данном законе о бюджете на 2018 год мы видим решение этого вопроса. Второй момент - пять лет не индексировали заработные платы бюджетников. Речь идет о тех людях, которые работают в образовании и здравоохранении. Мы видим, что, наконец, идет индексация, причем на уровень выше инфляции, наших бюджетников и наших военных, где довольствие тоже не индексировалось", - указал он.

Первый замруководителя фракции "Единая Россия" Андрей Исаев сообщил, что фракция подготовила ко второму чтению согласованные поправки.

"Они соответствуют решениям, которые приняло собрание, президиум фракции, а этому предшествовали наши длительные переговоры с массовыми общественными организациями, представляющими социальные интересы наших граждан, проведение общественных слушаний, работа с избирателями и, конечно же, напряженная работа с правительством. И в результате будет создан основной финансовый документ страны, который обеспечит неуклонное исполнение государством всех социальных обязательств, низкую инфляцию, финансовую стабильность, дальнейшее снижение зависимости нашей страны от нефтегазовых доходов, сырьевой зависимости, и, конечно же, рост экономики", - сказал он.

Структура доходов бюджета РФ в 2018 году

Министерство финансов РФ представило проект бюджета на 2018 год.

Какие цифры в нем заложены и что нас ждет:

$43,8 за баррель – такая цена за баррель нефти марки Urals заложена в базовом прогнозе Минфина на 2018 год.
64,7 – средний по году курс доллара в 2018 году.
3,7% – инфляция.
15,182 трлн. рублей – запланированные доходы бюджета в 2018 году. Они больше уровня прошлого года на 1,5 трлн.
16,514 трлн. рублей – объем расходов бюджета РФ в 2018 году. Расходы остались на прежнем уровне.
17,6% из них засекречено.
Дефицит в объеме 1,332 трлн. (1,37% ВВП или 8,7% доходной части) будет профинансирован из Фонда национального благосостояния. В ФНБ остается чуть более 4,2 трлн. рублей.
2,1% – на столько вырастет ВВП России в течение 2018 года, считают в ведомстве.
97,462 трлн. рублей ($1,68 трлн.) – прогнозируемый объем ВВП.
На 1 рубль будет повышен акциз на бензин с нового года.
9 489 рублей будет равняться МРОТ с 1 января 2018 года.
868 млрд. руб. Минфин планирует занять в 2018 году на внутреннем рынке.
453 тыс. руб. – размер материнского капитала на будущий год. Индексироваться, как и 2 года до этого, он не будет.
На 11% сокращается статья “Пенсионное обеспечение”.
Более чем в 2 раза будут сокращены программы поддержки малого бизнеса, комплексного развития моногородов и электронного здравоохранения.

Структура расходов бюджета 2018:

Изменение

Социальная политика

Национальная оборона

Национальная экономика

Правоохранительная деятельность

Общегосударственные вопросы

Обслуживание госдолга

Межбюджетные трансферты

Образование

Здравоохранение

Культура, кинематография

Охрана окружающей среды

Физическая культура и спорт

Методика прогнозирования поступлений доходов в бюджет в 2018 году

Прогнозирование поступлений денежных средств в районный бюджет – кропотливая и длительная работа, которая выполняется согласно определенным методикам, использующим различные методы для расчета планируемых к поступлению доходов.

Каждое муниципальное образование самостоятельно выбирает методику планирования исходя из местных условий, базисных показателей поступления доходов в зависимости от развитости инфраструктуры региона и наличия стабильных источников наполнения бюджета.

Но все эти методики объединяют общие подходы выработанные практикой, которые в совокупности позволяют достаточно точно спрогнозировать бюджет на следующий бюджетный период.

Основные методы прогнозирования:

Экстраполяция – имеет в основе практику использования данных, полученных за предыдущие периоды. Этот метод позволяет достаточно точно спрогнозировать отдельные статьи бюджета, которые имеют стабильные источники наполнения.
Экспертные оценки – строится на основе заключение компетентных специалистов-экспертов в отдельных отраслях народного хозяйства налогообложения, социальной сферы и иных сфер деятельности, которые являются источниками наполнения бюджета.
Комбинированный (смешанный) метод – является синтезом двух первых методик позволяя учитывать при прогнозировании поступлений в бюджет и объективные тенденции развития промышленных предприятий, социальной и бытовой сферы обслуживания – основных источников наполнения бюджета за счет налоговых отчислений, и мнение экспертов прогнозирующих динамику работы этих предприятий.

Но может быть использована и иная методика прогнозирования поступлений, основанная на использовании показателей по каждому отдельному источнику поступлений в бюджет.

Показатели, используемые для прогнозирования доходов:

Наименование доходов

Показатели

Источники данных

Администрируемые доходные источники

018 1 12 04013 02 0000 120

Плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части, превышающей минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений

018 1 12 04014 02 0000 120

Плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части, превышающей минимальный размер арендной платы

Объем отпуска древесины по договорам аренды

Предложения отраслевого отдела

Площадь участка, переданного в аренду

Ставки платы Отраслевой отчет, коэффициент индексации

018 1 12 04015 02 0000 120

Плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд

Объем реализации лесных насаждений

Предложения отраслевого отдела

Ставки платы Отраслевой отчет, коэффициент индексации

018 1 13 01410 01 0000 130

Плата за предоставление государственными органами субъектов Российской Федерации, казенными учреждениями субъектов Российской Федерации сведений, документов, содержащихся в государственных реестрах (регистрах), ведение которых осуществляется данными государственными органами, учреждениями

Сумма платы

Отраслевой отчет

018 1 16 90020 02 0000 140

Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации

Количество штрафов

Отраслевой отчет

Средний размер штрафов Процент взыскания Предложения отраслевого отдела Курируемые доходные источники

053 1 16 27000 01 6000 140

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности

Количество штрафов Отраслевой отчет

Средний размер штрафов

Процент взыскания Предложения отраслевого отдела

Источники наполнения бюджета которые подлежат прогнозированию можно разделить на:

Налоговые;
Неналоговые;
Добровольные (пожертвования);
Прочие поступления.

Налоговые. При прогнозировании налоговых поступлений учитываются все виды налогов, установленных Федеральным законодательством и органами местной власти. При этом показатель имеет склонность к вариабельности, в зависимости от ставки налога, инфляции, изменения законодательства в налоговой сфере.

Неналоговые поступления связаны с доходами получаемыми от реализации или эксплуатации (сдачи в аренду) объектов государственной и муниципальной собственности.

Для их оценки используется прямой расчет связанный с текущей рыночной стоимостью:

Добровольные пожертвования – составляют нестабильную и сложно прогнозируемую часть бюджета, поскольку их источник заранее не может быть определен.
Прочие поступления – денежные средства, поступающие в бюджет от взыскания штрафов за нарушения в сфере бюджетного регулирования, других административных правонарушений совершенных в пределах муниципального образования.

Каждое муниципальное образование самостоятельно разрабатывает и утверждает методику прогнозирования.

Методики прогнозирования поступлений в бюджет на текущий бюджетный период – важнейший документ позволяющий правильно соотносить доходы и расходы муниципального образования.

Налоговые доходы бюджета в 2018 году

Увеличение объема налоговых доходов бюджета столицы в 2018 году ожидается на уровне 6,4% по отношению к 2017 году, а в 2019 и 2020 годах рост налоговых доходов может составить 5,5% ежегодно, сообщила в понедельник министр правительства Москвы, руководитель департамента финансов города Елена Зяббарова.

В понедельник в Московской городской думе проходит заседание комиссии Мосгордумы по экономической политике и финансам, в рамках которого рассматривается законопроект «О бюджете города Москвы на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов».

«Объем налоговых доходов в 2018 году увеличится по сравнению с уровнем текущего года на 6,4%. И в плановом периоде у нас предусмотрено последовательное увеличение налоговых доходов на 5,5% ежегодно», - сказала Зяббарова в ходе заседания.

Она пояснила, что объем налоговых доходов в перспективе определяется на основе прогнозов социально-экономического развития Москвы с учетом законодательных новаций, влияющих на поступление доходов в городской бюджет.
Доходы и уровень жизни в России в 2018 году

18 сентября 2017 года правительство РФ одобрило проект федерального бюджета на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов. 29 сентября он был внесен в Государственную думу. 25 октября законопроект о бюджете был одобрен комитетом Госдумы по бюджету и налогам. 27 октября нижняя палата парламента приняла законопроект о бюджете в первом чтении, 17 ноября - во втором чтении.

В проекте, одобренном правительством, прогнозируемые доходы в 2018 году должны были составить 15 трлн. 182 млрд. руб., расходы - 16 трлн. 515 млрд. руб. К третьему чтению в Госдуме доходы были увеличены до 15 трлн. 258 млрд. руб., расходы - до 16 трлн. 529 млрд. руб. Прогнозируемый дефицит бюджета - 1,27 трлн. руб. (1,37% ВВП).

По сравнению с исходным текстом закона о бюджете на 2017-2019 годы параметры доходов и расходов на 2018 год выросли на 1 трлн. и 500 млрд. руб. соответственно.

В бюджет также заложен переход на новое бюджетное правило с 2018 года. Оно подразумевает, что дополнительные нефтегазовые доходы, полученные от цены нефти выше установленной планки, будут направляться не на расходы, а в резервы. Базовая цена на нефть марки Urals устанавливается на уровне $40 за баррель в ценах 2017 года и подлежит ежегодной индексации на 2% начиная с 2018-го.

В 2019 году доходы бюджета ожидаются в сумме 15,54 трлн. руб., расходы - 16,38 трлн. руб., дефицит - 819,1 млрд. руб. В 2020 году объем доходов прогнозируется на уровне 16,29 трлн. руб., расходов - 17,16 трлн. руб., дефицит бюджета предусмотрен на уровне 869,9 млрд. руб. Планируется, что в 2018-2020 годах для финансирования дефицита бюджета не будет использоваться Резервный фонд, а в 2019-2020 годах будет минимально использоваться Фонд национального благосостояния.

Как заявлял министр финансов РФ Антон Силуанов, основными направлениями расходов федерального бюджета в 2018-2020 годы продолжат оставаться социальная сфера, оборона и поддержка национальной экономики. Основной объем расходов приходится на социальную сферу - это 36,4%, на оборону - 29%, на национальную экономику - 14,7%.

Бюджет предусматривает увеличение социальных обязательств: МРОТ в 2018 году будет повышен до 85% прожиточного минимума (с января 2019-го - до 100%).

На выполнение "майских указов" президента РФ планируется в 2018-2020 годах потратить 2,2 трлн. руб.

Расходы на национальную оборону в 2018 году составят более 2,77 трлн. руб., что на 100 млрд. руб. меньше, чем в 2017-м.

При рассмотрении во втором чтении в бюджет были внесены поправки: дополнительные средства было решено выделить компаниям "Российские железные дороги" (25,9 млрд. руб.), "Русгидро" (1 млрд. руб.), "Объединенная авиастроительная корпорация" (3,52 млрд. руб.).

Внешние займы в 2018-2020 годах Минфин планирует получать через выпуск суверенных евробондов в объеме $7 млрд. ежегодно и сроком до 30 лет. В этот период Минфин также может обменять старые выпуски евробондов на сумму до $4 млрд. для снижения объема государственного внешнего долга РФ, сокращения расходов на его обслуживание и снижения совокупного объема выплат по внешдолгу. Объем внутренних заимствований Минфина в виде облигаций федерального займа (ОФЗ) планируется в 868 млрд. руб. в 2018 году, 870 млрд. руб. - в 2019-м и 1,34 трлн. руб. - в 2020-м.

Минфин планирует получить в 2018 году дивиденды от госкомпаний в размере 379,8 млрд. руб. В 2019 году этот показатель ожидается в размере 425 млрд. руб., в 2020-м - 456 млрд. руб. От приватизации госактивов правительство ожидает получить 36,63 млрд. руб.: в 2018-м - 13 млрд. руб., в 2019-м - 12,2 млрд. руб., в 2020 году - 11,4 млрд. руб.

В сопроводительных документах к проекту бюджета Минфин предполагал, что доходы от экспорта топливных ресурсов будут снижаться. В базовом сценарии ведомство ожидает уменьшения доходов от экспорта энергоресурсов до $163,9 млрд. в 2018 году, до $162,8 млрд. в 2020 году. В консервативном сценарии снижение произойдет до $134,5 млрд. в 2020 году. Правительство заложило в бюджет до 2020 года постепенное снижение цен на нефть после окончания действия соглашения ОПЕК+ в марте 2018 года.

Расходы государственного бюджета в 2018 году

В российском правительстве стартовала серия обсуждений распределения расходов бюджета 2018-2020. По словам главы кабмина Дмитрия Медведева, незапланированных финансовых расходов в проекте документа пока не предвидится.

Власти уже определили некоторые из главных направлений нового бюджетного плана, среди которых традиционно развитие оборонной, космической и атомной промышленности.

«Деньги, которые мы выделяем на оборонку, на атомную промышленность, на космическую промышленность, дают неплохую отдачу. Тем не менее в каждой из госпрограмм есть возможности для определённой оптимизации», - цитирует ТАСС Дмитрия Медведева.

Кроме того, расходы федерального бюджета на социальную политику в 2018 году составят 4,86 трлн. рублей, в 2019 году - 4,95 трлн. рублей, а в 2020 году - 5,13 трлн. рублей.

В обсуждении финансово-экономической политики на ближайшую трёхлетку активное участие принимают и представители деловых кругов, для которых ключевым вопросом является налогообложение.

Увеличение налоговых ставок может привести к падению потребительского спроса и снижению деловой активности бизнеса, уверены представители Торгово-промышленной палаты (ТПП) России.

«Мы предлагаем установить пониженную ставку по налогу на имущество при вводе в эксплуатацию нового промышленного оборудования, сумма которого превышает 100 млн. рублей, на период до двух лет со времени ввода оборудования в строй», - рассказал RT президент ТПП Сергей Катырин о предложениях палаты, которые он озвучил в Госдуме на парламентских слушаниях о бюджетной и налоговой политике.

Представители среднего и малого бизнеса согласны с необходимостью пересмотра существующего налогового вопроса. По мнению вице-президента «Опоры России» Владислава Корочкина, у российской экономики есть резервы для переформатирования налоговой системы, увеличения налоговых поступлений и более рационального распределения налоговой нагрузки.

«Допустим, такая мера, как освобождение малооплачиваемых работников от уплаты налога на доходы физических лиц, дала бы моментальный импульс для развития потребительского рынка и, соответственно, роста производства. Тогда негативная социальная форма, которая сейчас развивается в связи с падением уровня дохода населения, во многих случаях была бы сглажена, что дало бы положительный политический и экономический результат одновременно», - пояснил RT Владислав Корочкин. По его мнению, необходимо менять всю структуру начисления и размещения НДС, уменьшать возмещение по экспорту сырьевых продуктов и иначе распределять НДС между производителями и торговыми сетями, которые сейчас, по его мнению, очень сильно искажены.

Дефицит российского бюджета в следующем году (планируется на уровне 1,6% ВВП) станет самым низким за последнее время. В 2019 и 2020 годах этот показатель сократится до 0,9% и 0,8% ВВП. Стоит отметить, что Минфин на ближайшие три года существенных преобразований в бюджетный план не закладывает.

По оценке премьер-министра Дмитрия Медведева, бюджет в предстоящие три года будет «достаточно сложным».

Поэтому Минфин рассчитывал его параметры, исходя из невысокой цены на нефть российской марки Urals: $40 за баррель в 2018 году и $42,40 за баррель в 2020 году.

Если общая ситуация кардинально не поменяется, то с 2020 года мы сможем наращивать обязательства, причём постоянные, на это будут ресурсы. В 2020 году сможем нарастить обязательства на сумму более 500 млрд. рублей. Вполне справимся с этим при условии цены на нефть в $40 за баррель и отказа от траты резервов.

При этом министр заверил, что при необходимости принятия дополнительных решений до 2020 года деньги на их реализацию найдут. Однако, по мнению экспертов, для этого у России пока нет дополнительных резервов. Нет их и для послаблений в бюджетной политике на ближайшие несколько лет.

Главное новшество бюджетной политики 2018-2020 годов - это бюджетное правило, которое сыграет главную роль в финансово-экономической повестке государства. По оценке экономистов, оно будет препятствовать влиянию ценовых колебаний на бюджет, валютный курс и инфляцию, что в дальнейшем будет способствовать диверсификации экономики России (переходу к несырьевой экономике).

«При выполнении бюджетного правила каждый доллар цены на нефть, заложенный в бюджет, даст нам определённые дополнительные возможности к формированию расходов - при базовой цене на нефть $40 за баррель всё, что сверх, по идее, должно пойти в Резервный фонд. Если бюджетное правило будет действовать, тогда экономика будет накапливать новые резервы, который сейчас практически исчерпаны», - прокомментировала RT особенность бюджетного правила специалист Экономической экспертной группы Александра Суслина.

Доходы государственного бюджета в 2018 году

Традиционно, конец октября-начало ноября каждого года Госдума посвящает обсуждению государственного бюджета страны на следующий год. По предварительным данным, проект российской казны на 2018 год – в очередной раз дефицитный, расходы снова превысят бюджетные доходы. Вместе с тем, власти убеждают: государственный бюджет уверенно движется в сторону баланса, и уже через 2-3 года, планируется не только «залатать» все дыры, но и выйти в «плюс».

Какими способами предполагается достичь положительной экономической динамики в главном документе страны? На каких статьях расходов будут экономить, а какие – увеличивать? Рассмотрим ключевые приходные и расходные части в проекте госбюджета РФ на 2018 год.

Традиционно, продажа газа и нефти – это наибольшая часть доходов российской казны ежегодно. В проекте документа на 2018 год их долю планируется снизить с 50% до 36%, однако, данный результат, скорее, не планомерная работа финансовых ведомств, а удешевление самого сырья, и, как следствие – падение доходов.

В то же время, доля налоговых сборов в казну – уверенно растет: фискальные службы активизировали не только саму собираемость, но работу по предотвращению скрытия доходов. В 2018 году на результаты деятельности налоговиков по наполнению государственной казны также возлагают большие надежды.

Новый источник прихода денег в бюджет страны в 2018 году – повышение акцизов. Уже анонсировали рост акцизного налога на алкогольные и табачные изделия на 5-10%. Планируется также и поэтапное повышение акцизной ставки на топливо – в следующем году она повысится аж на 1 рубль за литр, что может привести к тому, что рост цен на бензин будет больше уровня инфляции. По подсчетам финансового ведомства, ожидаемые сборы с потребителей алкогольной и табачной продукции, а также отечественных автомобилистов, должны принести в казну дополнительный доход примерно в 100 млрд. рублей.

Несмотря на то, что в 2017 году, государственная казна демонстрирует тенденции к сокращению дефицита, в 2018 году также остро встанет вопрос о том, чем закрывать бюджетные дыры.

Меньше 3 триллионов рублей осталось на счетах Резервного фонда, которые, по сути, исчерпаются до конца 2017 года. Согласно анонсам из финансовых ведомств, в следующем году планируется задействовать средства из Фонда национального благосостояния – сейчас на его счетах около 4 триллионов рублей. Однако, проблема их использования заключается в том, что около 50% этих средств задействованы в долгосрочные инфраструктурные проекты, и изъять эти инвестиции не так-то просто. Поэтому, в конечном итоге, доступной для покрытия бюджетного дефицита остается лишь половина денег Фонда.

Известно, что продолжится программа внешнего кредитования – Центробанк будет выпускать государственные облигации на внутренний, и на внешний рынок. Это вновь приведет к росту государственного долга. Однако, чиновники Министерства финансов успокаивают: его размер не превысит 20% от российского ВВП, а значит, останется в условно безопасной зоне.

Ожидаемые доходы госбюджета:

«Черному золоту» предрекают рост на мировых рынках, что не может не отразиться и состоянии национальной экономики. С этим согласны и в Министерстве финансов РФ. А вот экономические эксперты Счетной палаты уверены в том, что нефть будет еще выше, чем прогнозируют в Минфине. Напомним, в проекте финансового ведомства цена на «черное золото» в трехлетней перспективе заложена на уровне 45 долларов за баррель.

Вероятнее всего, в 2018 году нефти не удастся удержать свои, благоприятные для рубля, позиции, что, соответственно, скажется и на положении национальной валюты. В главном финансовом ведомстве страны считают, что в 2018 году курс рубля к доллару будет на уровне 65 к 1, вместо привычных 58 рублей за 1 американский доллар в 2017 году.

В дальнейшем российский рубль, по прогнозам чиновников, продолжит постепенно падать относительно инфляционной скорости – к 2020 году за покупку 1 американского доллара будут просить аж 68 рублей.

Распределение государственного бюджета в 2018 году

Бюджет уже много лет верстается сразу на три года. Это называется среднесрочным планированием. Но все равно каждый год показатели перекраиваются. Цена на нефть непредсказуема. К примеру, в этом году доходов оказалось на триллион рублей больше, чем рассчитывали. Приятный бонус.

А бывало и наоборот. Как в 2014-м, когда цены рухнули. После того урока Минфин стал перестраховываться. В бюджет теперь закладывают заведомо низкую цену на нефть. Чтобы даже при мизере удавалось сводить баланс.

На будущий год заложили $43,8 за баррель. При нынешних вполне комфортных $55, достигнутых во многом благодаря участию России в соглашении ОПЕК о заморозке добычи нефти.

Низкая цена на нефть стимулирует поиск других источников дохода. И это мало-помалу получается: Россия постепенно слезает с пресловутой нефтяной иглы.

Если в 2014 году более 50% доходов в федеральный бюджет поступало от нефтегазового сектора, то теперь этот показатель сократился до 37 - 38%, - пояснил замглавы Минэнерго Кирилл Молодцов.

В 2018 году должен дойти до 36%. За государство можно порадоваться. А вот за простых граждан - не совсем. Потому что наши кошельки и есть альтернатива нефтяной экономике...

В первую очередь увеличится план у налоговиков. В Минфине надеются, что те станут собирать больше налогов. И с населения, и с бизнеса. Речь не об увеличении ставок. А о том, чтобы каждый платил что положено по закону. Жертвами этой борьбы станут те, кто уклоняется от уплаты налогов, использует теневые схемы. В пояснительной записке говорится, что это не только наполнит бюджет, но и позволит «устранить неравные конкурентные условия».

Во-вторых, бюджет наполнят за счет акцизов: на сигареты (+10%), крепкий алкоголь (+4%), топливо (+2,5%). Для бизнеса введут утилизационные сборы, инвестиционный сбор в морских портах, в несколько раз повысят плату за использование лесов. Это даст почти 150 млрд. рублей. А заплатят автомобилисты, курильщики, потребители алкоголя и клиенты мебельных магазинов.

В-третьих, планируется больше денег забирать у госкомпаний. С 2018 года они будут отдавать в бюджет половину прибыли. Сейчас ценз вдвое ниже - 25%. Это даст еще несколько сотен миллиардов.

Главные статьи расходов в бюджете на будущий год не поменялись. Больше всего мы продолжаем тратить на оборону. На втором месте идет социальная политика, а потом - развитие экономики (см. графику). Для сравнения: за последние пять лет эти статьи расходов выросли в среднем на четверть. Настораживает, что более чем вдвое увеличились траты на содержание госаппарата и обслуживание госдолга (они на четвертом и пятом местах). О росте армии чиновников говорилось не раз.

При этом есть сферы, где финансирование за последние пять лет урезали: ЖКХ, медицина, образование, спорт. Другими словами, мы стали больше производить танков и тратить на зарплаты чиновников, а заботиться об обучении и здоровье граждан стали меньше. Да еще и траты на капремонт на нас с вами переложили.

Снизятся и социальные расходы - на 350 млрд. рублей. Но это не означает, что на ком-то сэкономят, поясняют в Минфине. Бюджет компенсирует Пенсионному фонду нехватку денег, то есть разницу между собираемыми страховыми взносами и той суммой, которую нужно выплатить пожилым. Эта дыра в следующем году станет меньше. В Минфине это связывают с несколькими факторами. Во-первых, налоговики стали собирать больше страховых взносов. Во-вторых, вырос пенсионный возраст для чиновников. И в-третьих, часть граждан стали откладывать выход на пенсию (в этом случае действуют повышающие коэффициенты).

Общее ощущение от бюджета такое. Затягивать пояса и выжимать соки из налогоплательщиков, в том числе и предпринимателей, государство научилось. А вот создавать стимулы для развития - пока еще нет. Рост экономики в следующем году планируется в районе 2%. Для сравнения, рост в мире - около 3%. Пора догонять.

При составлении бюджета всегда сталкивается несколько концепций. Чаще всего социальная и оборонная. Пресловутое «пушки против масла». Не стал исключением и нынешний год.

На днях глава Центра стратегических разработок Алексей Кудринраскритиковал слишком высокие, по его мнению, траты на оборону. Военные расходы с 2011 по 2016 год увеличились с 3,2 до 4,4%. В то же время расходы бюджета на образование снизились с 3,7 до 3,5% ВВП, на здравоохранение и спорт - с 3,5 до 3,3%. По его оценке, из-за высоких оборонных расходов в целом экономика страны недополучает 0,3 процентных пункта.

Однако не все экономисты считают арифметику Кудрина убедительной.

Я считаю, что нет прямой связи между размером военных расходов и ростом экономики, - сказал «КП» академик РАН экономист Александр Некипелов. - А бывает, что расходы на оборону, наоборот, подталкивают экономический рост. Кроме того, власть сейчас и сама намерена сокращать военные расходы, поскольку определенный этап модернизации Вооруженных сил завершен.

В конце октября этого года депутаты Госдумы начнут обсуждать бюджет России на 2018 год. Он снова дефицитный. Значит, мы потратим больше, чем заработаем. С каждым годом дыра в казне уменьшается. А через три года власти планируют и вовсе сбалансировать главный финансовый документ страны. Вот только какой ценой? Какие статьи бюджета просят все больше денег, а по каким траты только сокращаются?

Больше всего наши доходы зависят от продажи нефти и газа. Их доля в структуре казны уменьшается (с 50 до 36%). Но вряд ли это можно записать в заслугу финансовым властям. Объяснение простое - стоить сырье стало меньше, вот доходы от него и упали. А налоги внутри страны никто понижать не стал. Поэтому их доля в последние годы выросла. В дополнение ко всему налоговики увеличили собираемость. После того как они внедрили кучу информационных систем, скрыть доходы стало сложнее. В Минфине именно на ведомство Михаила Мишустина (ФНС) делают основной упор. Основные кормильцы теперь они, а не экспортеры нефти.

Еще одно неоднозначное решение - повышение различных акцизов. Во-первых, вырастут сборы с сигарет и алкоголя (на 5 - 10%). Во-вторых, повысится акциз на топливо (на 1 рубль за литр). То есть бензин будет дорожать примерно вдвое быстрее инфляции. По расчетам, сборы с курильщиков, потребителей спиртного и автомобилистов должны принести в бюджет дополнительно около 100 млрд. рублей.

Главные статьи расходов остались прежними - социальные выплаты, оборона и безопасность плюс поддержка экономики. Как сказал один из экономистов, наш бюджет уходит на пенсии и пушки. Это не совсем так. Из федеральной казны Пенсионному фонду компенсируют только дефицит (то есть разницу между страховыми взносами и тем, что нужно выплатить пожилым). Но и других социальных выплат более чем достаточно. Это и маткапитал, и субсидии по «коммуналке», и другие компенсации.

Траты на оборону и безопасность за последние годы резко выросли. Как объясняют эксперты, это связано с модернизацией и перевооружением. В условиях такой геополитической борьбы нам нужно иметь боеспособную армию. При этом траты не всегда будут такими большими.

Выросла и поддержка экономики. Власти активно субсидируют аграриев, выделяют деньги на поддержку малого и среднего бизнеса.

Но есть расходы, которые сильно сократились. Больше всего упали траты на здравоохранение (здесь модернизация активно проходила в предыдущие годы) и ЖКХ (бюджетные деньги чиновники частично заменили на наши с вами, введя программу капремонта).

При этом дефицит в казне все равно остался, хотя и меньше, чем в этом году (к концу декабря он, по последним расчетам, составит около двух триллионов рублей). Дыру будут закрывать из госкубышки.

Резервный фонд закончится уже в этом году (сейчас там осталось меньше триллиона рублей). Поэтому в следующем чиновники распечатают Фонд национального благосостояния (там пока около 4 трлн.). Есть маленький нюанс - потратить все эти деньги не получится. Примерно половина вложена в инфраструктурные проекты, из которых средства не так просто вытащить. Это долгосрочные инвестиции. Тем не менее больше половины средств доступны, и ими можно покрыть дефицит.

Кроме того, государство будет активно занимать деньги, выпуская гособлигации как внутри страны, так и за рубежом. В итоге госдолг вырастет. Но, как уверяют в Минфине, останется в безопасной зоне (меньше 20% от валового внутреннего продукта). Для сравнения: в тех же Штатах и во многих странах Европы внешний долг составляет около 100% от ВВП. А в Японии и вовсе превышает 200%.

Поскольку в Минфине считают, что такая хорошая цена на нефть, как сейчас, долго не продержится, то и рубль вряд ли останется крепким. В среднем в 2018 году доллар, по расчетам финансового ведомства, будет стоить около 65 рублей (сейчас - 58 рублей).

После этого наша валюта будет ослабляться со скоростью инфляции, считают чиновники. Например, в 2020 году, по прогнозу ведомства Антона Силуанова, «американец» будет стоить 68 рублей.

Главный финансовый документ страны принят в первом чтении. 27 октября Госдума голосами 350 депутатов против 61 приняла в первом чтении представленный правительством (на 10 тысячах 526 листах) проект федерального бюджета РФ на 2018 год и на плановый период 2019–2020 годов.

Практика трехлетнего планирования федеральных доходов и расходов, отмененная в 2015 году из-за эффекта санкций, падения цен на нефть и волатильности финансовых рынков, была возобновлена в бюджете 2017 года, поскольку негативное влияние перечисленных выше факторов удалось нейтрализовать.

Год без особых забот

Новый бюджет подтверждает, что финансовая чрезвычайная ситуация на государственном уровне закончилась, и дает хорошую базу для понимания того, что было, что будет и чем сердце успокоится. Подобные «цыганские» аллюзии тем более уместны, что правительственные чиновники, как правило, трижды перестраховываются в цифрах - и не с целью «позолотить ручку», а для дополнительного резерва и маневра в случае чего.

Взглянем, например, на прошлогодний бюджет, который был принят со следующими расчетными характеристиками:

Доходы - 13,488 трлн рублей;

Расходы - 16,241 трлн рублей;

Дефицит - 2,753 трлн рублей;

- «планка отсечения» нефти (за баррель) - 40 долларов;

Среднегодовой курс доллара - 67 рублей;

Инфляция - до 4%;

ВВП - 86,8 трлн рублей.

Поскольку «черное золото» марки Urals на протяжении 2017 года стабильно торговалось в коридоре 45–55 долларов, то коррекции заложенной в бюджет цифры избежать не удалось. В мае Минфин РФ скрепя сердце согласился повысить «планку отсечения» до 45,6 доллара за баррель, а также снизить - за счет дополнительных доходов - дефицит до 1,9 трлн рублей. Хотя глава Минфина Антон Силуанов и предупредил, что это решение может поставить под угрозу стабильность выполнения бюджетных обязательств и устойчивость макроэкономических показателей. Зато обменный курс рубля к доллару выше отметки 60 поднимался считанные разы, даже близко не подходя к заложенной в бюджет 2017 года цифре.

Жить станет лучше

Кто-то считает подобный подход к бюджету проявлением высокой ответственности и профессионализма, кто-то - «бухгалтерским мышлением», препятствующим экономическому росту. Не будем торопиться с оценками, посмотрим на расчетные характеристики бюджета-2018, которые после первого чтения выглядят следующим образом (в скобках - предложенные правительством проектные цифры):

Доходы - 15,258 (15,182) трлн рублей;

Расходы - 16,529 (16,514) трлн рублей;

Дефицит - 1,271 (1,332) трлн рублей;

- «планка отсечения» нефти (за баррель) - 43,8 доллара;

Среднегодовой курс доллара - не установлен;

Инфляция - 4%;

ВВП - 97,462 трлн рублей.

Что мы видим на этой картине? Что запланированные доходы бюджета будут (с учетом четырехпроцентной инфляции) повышаться, расходы и дефицит - снижаться, а ВВП должен вырасти, если верить заявленным цифрам, чуть ли не на 7,9%!

Если же брать официальную цифру запланированного роста ВВП в 2018 году, а это 1,7%, то в таком случае или показатель инфляции надо повышать до 10,4%, или прогнозируемый ВВП снижать до 91,806 трлн рублей, или менять эти показатели не так сильно, зато оба сразу.

Для полноты впечатления сравним еще нынешние бюджетные предложения правительства с его же прошлогодними прогнозами, которые фигурируют в бюджете-2017 года:

Доходы - 14,028 трлн рублей;

Расходы - 16,04 трлн рублей;

Дефицит - 2,011 трлн. рублей;

- «планка отсечения» нефти (за баррель) - 40 доллар;

Среднегодовой курс доллара - 68,3;

Инфляция - 4%;

ВВП - 92,296 трлн рублей.

Нетрудно убедиться, что финансово-экономические итоги год к году оказываются намного более оптимистичными, чем планировало российское правительство прошлой осенью. В итоге доходная часть бюджета увеличилась на 1,2 трлн рублей, расходная - на 430 млрд рублей, а прогнозируемый ВВП - более чем на 5 трлн рублей.

Бюджет не мирного времени

Все это значит, что в целом ситуация в стране развивается куда более позитивно, чем ожидалось даже ее руководством. Поэтому и реакция президента на все «чудачества» правительства, а также отдельных министерств и ведомств в целом благожелательная, хотя ее рамки далеко не резиновые.

При этом многие эксперты отмечают чрезвычайно высокий - 2,833 трлн рублей, или 17,44% всех государственных трат - уровень закрытых (секретных и совершенно секретных) расходных статей в бюджете-2018, который, по их мнению, должен быть намного ниже.

Конечно, это «недоработка» правительства, которое не сумело (но, скорее всего - просто не имело возможности) вывести эти траты за рамки бюджета. Но заодно - четкое указание на те привходящие обстоятельства, о которых вслух никто не говорит. А они, эти обстоятельства, просты и понятны.

Российская Федерация сегодня - хотим мы того или нет - это государство, которое находится в состоянии войны. Пусть не традиционной, а «гибридной», но от того не менее реальной.

Поэтому, если прикладывать к ее бюджету мерки «мирного времени», что-то понять, а тем более - принять, будет чрезвычайно трудно. Конечно, если вы не специалист, который понимает, и не депутат Госдумы, который принимает.

Этим необходимым замечанием, не имеющим ничего общего с сакраментальным «война все спишет» - тем более что официально нигде ни с кем никаких войн Российская Федерация сегодня не ведет, - можно завершить этот по необходимости (ибо рассматривать изменения конкретных его статей, как доходных, так и расходных, имеет смысл только после окончательного утверждения) краткий анализ прошедшего через Госдуму в первом чтении финансового документа.