Методика преподавания обществознания в школе. Под ред

0

Курсовая работа

Наглядный метод в преподавании обществознания в 7-ом классе

План.

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Наглядность в преподавании обществознания……………………………..6
    • Роль применения наглядного метода обучения в обществознании..6
    • Виды наглядных средств обучения…………………...………………9
    • Правила использования наглядности………………………………..13

2.Психолого-педагогические основы применения наглядности в обучении школьников 7-го класса…………………………………………………………16

2.1 Возрастные особенности у учащихся 7-го класса………………….….16

2.2 Эффективность использования наглядных средств на уроке в 7-ом классе…………………………………………………………………………22

3.Пример урока в 7-ом классе с использованием наглядных средств….……25

Заключение……………………………………………………………………….30

Список литературы……………………………………………………………....31

Приложение………………………………………………………………………33

Введение.

Данная курсовая посвящена изучению вопроса использования наглядности на уроках обществознания в седьмом классе.

Актуальность работы: На уроках обществознания необходимо использовать разные виды средств обучения для улучшения эффективности запоминания и увеличения качества образования. Одним из главных средств передачи материалы являются наглядные средства. Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность. Использование наглядности на уроках обществознания способствует насыщению материала и быстрому восприятию. В своей курсовой работе мне хотелось бы показать насколько важно применение наглядных средств на уроках обществознания в седьмом классе, так как именно в этом возрасте сложно вовлечь школьника в учебный процесс.

Цель работы: методика работы с наглядностью на уроке обществознания в седьмом классе.

Объёкт работы: урок по обществознанию, проводимый в 7-ом классе.

Предмет работы : метод наглядности, использованный на уроке обществознания в седьмом классе.

Задачи работы: Во-первых, изучить какие виды наглядности бывают. Во-вторых, проследить, по каким правилам нужно применять наглядность во избежание нарушения учебного процесса. В-третьих, изучить возрастные особенности учащихся седьмого класса для выявления их интереса к учебному процессу. И, наконец, ответить на главный вопрос моей курсовой работы - роль наглядного метода в преподавании обществознания.

Историография: Использование наглядности в обучении имеет длительную историю. К ней прибегали и тогда, когда не существовало письменности и даже самой школы.

В школах древних стран - Китая, Египта, Греции, Рима и других - она была достаточно широко распространена. В практике обучения использовались чувственные образы в процессе изучения книжного материала. Книги снабжались нередко рисунками, но это было лишь эмпирическое применение наглядности без теоретического обоснования её, так как поначалу словесно-схоластический путь обучения исключал применение наглядных пособий, и слово являлось, по сути дела, единственным средством обучения. И лишь позже появились наглядные средства в учебном процессе.

Вопрос, касающийся соотношения слова и средств наглядности в обучении, получает своё подлинное значение тогда, когда требование наглядности обучения становится одним из краеугольных камней дидактики.

Принцип наглядности являлся предметом обсуждения многих великих педагогов. Первым о нем заговорил чешский педагог Я.А. Коменский. Он говорил о том, что необходимо изучать сами вещи, а не свидетельства о них. В основе чувственного метода Коменского лежит необходимость более глубокой опоры на чувственное познание в процессе обучения. Наглядность в понимании Коменского - решающий фактор усвоения учебного материала. Песталоцци видит в наглядности единственную основу всякого познания. Чувственное познание сводится к наглядности обучения. Наглядность превращается в самоцель. Ж.Ж. Руссо вынес обучение непосредственно в природу. Поэтому наглядность обучения не приобретает самостоятельного и существенного значения. Ребенок находится в природе и непосредственно видит то, что должен узнать и изучить. К.Д. Ушинский дал глубокое психологическое обоснование наглядности начального обучения. Наглядные пособия являются средством для активизации мыслительной деятельности и формирования чувственного образа. Именно чувственный образ, сформированный на основе наглядного пособия, является главным в обучении, а не само наглядное пособие. Л.В. Занков рассматривал взаимодействие слова и наглядности в обучении. Психологи выделяют наглядный материал как внешнюю опору внутренних действий, совершаемых ребенком под руководством учителя в процессе овладения знаниями. Наглядность - показатель простоты и понятности для данного человека того психического образа, который он создает в процессе восприятия, памяти, мышления и воображения. Согласно К.Д. Ушинскому: «Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов и ребёнок усвоит их на лету…».

  1. Наглядность в преподавании обществознания.
    • Роль применения наглядного метода обучения в обществознании.

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств (ИКТ). Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т. п.

Использование наглядных методов способствуют реализации дидактического принципа наглядности в обучении, обогащают методику преподавания, повышают эффективность и продуктивность урока, развивают у детей наблюдательность, наглядно-образное мышление, зрительную память, внимание.

Можно выделить несколько функций наглядности:

1) наглядность обучения является средством познания учащимися окружающего мира, и поэтому процесс этот происходит более успешно, если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий;

2) познавательный процесс требует включения в овладение знаниями различных органов восприятия; согласно К.Д. Ушинскому, знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством различных органов чувств они воспринимаются;

3) наглядность обучения основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному; на ранних этапах ребёнок мыслит больше образами, чем понятиями; с другой стороны, понятия и абстрактные положения осмысливаются учащимися легче, если они подкрепляются конкретными фактами, примерами;

4) наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более лёгким.

Наглядность - это свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания, для познающего субъекта; один из принципов обучения. В процессе создания образа восприятия объекта наряду с ощущением участвуют память и мышление. Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися у него знаниями.

Значение наглядности в преподавании обществознания не ограничивается сферой чувственного созерцания и формирования конкретных представлений. Использование средств наглядности облегчает познание сложных обществоведческих понятий.

Без применения наглядность сложно донести правильно материал до учащихся, так как нельзя будет добиться правильных представлений об окружающем мире. Также важно научиться детей строить свою речь и уметь логически размышлять на любые обществоведческие темы. Учитель непосредственно должен руководить процессом на уроке, то есть уметь правильно объяснять как работать с тем или иным наглядным средством обучения.

Таким образом, использование наглядного метода на уроке обществознания способствует не только развитию интереса к материалу, но и к его освоению и лучшему запоминанию. Также большая роль отводится, несомненно учителю, так как от него зависит, как построить свой урок с применением наглядных средств для улучшения эффективности знаний.

  1. 2. Виды наглядных средств обучения.

На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия. Принцип наглядности находит свое отражение в многообразии видов наглядности.

В современной дидактике принято различать наглядность внутреннюю, или словесно-образную (литературные образы, примеры из жизни и т.п.) и внешнюю, или предметную (графические средства наглядности, натуральные предметы и их изображения и т.п.).

Существует классификация по внешним признакам. В нее включают: печатные (картины, иллюстрации, карты, схемы, таблицы); экранные и экранно-звуковые (диафильмы, кинофильмы, видеозаписи, звукозаписи); компьютерные (графические изображения: картины, рисунки, графики, таблицы) средства обучения.

Выделяют наглядность предметную, изобразительную, условно-графическую.

К предметной наглядности относятся вещественные памятники прошлого, памятные места исторических событий, произведения искусства и предметы быта прошлых времён, подлинные древности, составляющие музейную экспозицию. Также выделяется специально изготовленная предметная наглядность - различные макеты и модели.

Значительно более широкое применение имеет изобразительная наглядность. К изобразительной наглядности относятся произведения живописи, учебные карты, иллюстрации, фотоснимки, портреты, карикатуры, художественные, учебные и документальные кинофильмы, а также макеты, модели. Среди используемых в школе средств изобразительной наглядности различаются:

а) изображения документального характера - документальные фотоснимки, документальные кинофильмы, изображения вещественных памятников, орудий труда, памятников культуры в том виде, в каком они дошли до нас;

б) научно обоснованные реконструкции архитектурных и иных памятников, орудий труда, предметов быта или их комплексов и др.;

в) художественные композиции, созданные творческим воображением художника или иллюстратора, разумеется, на основании исторических данных; сюда относятся произведения исторической живописи, учебные картины и иллюстрации в учебниках, изображающие события и сцены прошлого;

г) технические средства обучения: диафильмы, диапозитивы, аудиозаписи, компакт-диски.

Особый вид наглядности представляет условно-графическая наглядность, т.е. выражение явлений на языке условных знаков. Сюда относятся карты, схематические планы, схемы, диаграммы, графики.

Высокая степень обобщенности содержания курса обществознания выдвигает на первое место условную наглядность, прежде всего, схематическую и символическую, к которым относятся таблицы и схемы. Их применение при изучении обществознания делает трудный материал более доступным для восприятия учащимися, способствует повышению их интереса к освоению данного курса, создает необходимые предпосылки для самостоятельной деятельности школьников. Использование таблиц и схем в образовательном процессе позволяет выявить самые существенные признаки изучаемого объекта и сознательно отвлечься от второстепенных характеристик, чтобы его главные черты могли быть изображены визуально и раскрывали, хотя и схематично, самую суть рассматриваемого объекта.

К тому же у учащихся подросткового возраста уже отчетливо проявляется способность к абстрактному, понятийному мышлению, что повышает востребованность таблиц и схем, связанных с раскрытием и углублением обществоведческих понятий разной степени сложности и обобщенности.

В современных условиях в школьной практике наиболее часто используются изобразительные и графические средства наглядности.

Значительное место среди изобразительной наглядности занимают учебные картины - наглядные пособия, специально созданные художниками или иллюстраторами к темам школьного курса. Учебные картины подразделяются на событийные, типологические, культурно-исторические и портреты.

Рисунок мелом на доске выполняется по ходу устного изложения и служит его зрительной опорой. Как правило, это очень простой, живой, стремительный рисунок, воссоздающий образ материальных предметов. При помощи схематического изображения учитель раскрывает явление в его логической последовательности, определяя темп и в нужный момент прерывая или возобновляя изобразительный ряд. Рисунки мелом на доске могут давать географические ориентиры, могут изображать различные схемы. Внутреннее устройство объектов можно изучить с помощью рисунка «в разрезе». Внешние статичные художественные рисунки помогают описанию. Динамичные рисунки сложнее всего и помогают раскрыть последовательность событий.

Для создания у учащихся реалистического образа в ряде случаев целесообразно сопоставление схематического изображения с иллюстрацией или фотографией. При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Таким образом, у современного педагога на вооружении существует масса видов наглядного материала и средств его предоставления. А результативность и мастерство деятельности учителя зависит от его желания преподавать и любви к ученикам и своей профессии.

1.3. Правила использования наглядности.

Характер и степень использования наглядности различны на разных этапах обучения. Излишнее увлечение наглядностью в обучении может привести к нежелательным результатам. Конкретная наглядность должна постепенно уступать место абстрактной наглядности.

В зависимости от того, какие понятия, положения или иные теоретические факты требуется раскрыть в процессе обучения, используются различные виды наглядности.

По характеру представления окружающей действительности выделяют такие виды наглядности, как:

Естественная наглядность предполагает ознакомление учащихся с реальными объектами в классе и за пределами школы;

Картинная и картинно-динамическая наглядность имеют целью дать отображение реального мира (фотографии, рисунки, диафильмы);

Объемная наглядность в системе учебных пособий представлена макетами, моделями, муляжами;

Символическая и графическая наглядность способствуют развитию абстрактного мышления, так как пособия этого типа отображают реальную действительность в условно-обобщенном символическом виде (схемы, чертежи, диаграммы, графики и т.п.);

С возрастом учащихся предметная наглядность должна все более уступать место символической. Наглядность - сильнодействующее средство, которое при невнимательном и неумелом использовании может увести учащихся от решения главной задачи, подменить цель ярким средством. Чрезмерное количество наглядных пособий рассеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное, может вызвать замедленное развитие абстрактно-логического мышления.

Наглядность должна способствовать активизации умственной деятельности учащихся через концентрацию внимания на том, что является главным в излагаемом материале.

Умелое применение средств наглядности в обучении всецело находится в руках учителя. Учитель в каждом отдельном случае должен самостоятельно решать, когда и в какой мере надо применять наглядность в процессе обучения, ибо от этого в определенной степени зависит качество знаний учащихся. Принцип наглядности, по выражению Я.А. Коменского, является «золотым правилом дидактики». Он требует сочетания наглядности и мысленных действий, наглядности и слова. Вредным является как недостаточное, так и избыточное применение средств наглядности. Их недостаток приводит к формальным знаниям, а избыток может затормозить развитие логического мышления, пространственного представления и воображения. Применяя средства наглядности педагог использует при этом и слово: сообщает учащимся знания, руководит процессом наблюдения учащимися объектов и т.д. Поэтому возникают вопросы, касающиеся соотношения слова и наглядности в обучении. Наглядные восприятия обладают высокой «пропускной» способностью. Сами наглядные средства и их сочетание с речью и практической деятельностью, обладают наиболее высокой эффективностью для запоминания.

Таким образом, для того, чтобы использование наглядности действительно стало эффективным в улучшении качества образования необходимо соблюдать определённые правила и чередовать различные методы преподнесения материала. Учебный процесс полностью зависит непосредственно от самого учителя, так как именно он должен правильно организовать урок обществознания для улучшения эффективности знаний учащихся седьмого класса.

  1. II . Психолого-педагогические основы применения наглядности в обучении школьников 7-го класса.

2.1. Возрастные особенности у учащихся 7-го класса.

Возраст - конкретная, относительно ограниченная во времени, ступень психического развития. Возрастные психологические особенности обусловлены конкретно-историческими условиями, в которых развивается человек, наследственностью и в некоторой степени - характером воспитания, особенностями деятельности и общения индивида, которые лишь оказывают влияние на временные сроки перехода от одного возраста к другому.

Для каждого возраста существует своя специфическая социальная ситуация развития, т.е. определенное соотношение условий социальной сферы и внутренних условий формирования личности. Взаимодействие внешних и внутренних факторов порождает типичные психологические особенности, общие для людей одного возраста. Строить работу на уроке с учащимися 7- го класса довольно сложно, так как их поведение на уроках почти невозможно регулировать. Они требует к себе повышенного интереса и внимания, поэтому построить эффективный урок учителем очень сложно.

Поведение в подростковом возрасте - проявление конфликта между привычной зависимостью и желанием обособления. 7 класс - пик эмоциональной неуравновешенности. Подростки легко возбуждаются и не всегда могут справиться со своим состоянием. Это может приводить к ухудшению дисциплины, особенно на последних уроках или после контрольных работ: подростки начинают громко говорить, хохотать.

Настроение подростков подвержено резким перепадам (переходы от безудержного веселья к депрессивной пассивности). Возрастает обидчивость, раздражительность. Даже незначительное замечание нередко приводит к бурной реакции.

Специфика данного возраста хорошо описывается с применением частицы НЕ:

  • Не хотят учиться так, как могут
  • Не хотят слушать никаких советов
  • Не приходят вовремя
  • Не убирают за собой.

А также характерны:

  • Непостоянные дружеские связи
  • Снижение самооценки
  • Борьба за самостоятельность
  • Обидчивость, раздражительность, упрямство
  • Переутомление, снижение внимания (особенно после 4 урока)

Основной сферой интересов становится общение со сверстниками. Поэтому качество учебной деятельности может ухудшаться (на уроках подростки стремятся общаться, переписываться). Становится значимым то, какими видят их одноклассники (статус в классе). Может произойти смена лидеров.

Хотя у учащихся 7-го класса и наблюдаются негативные черты в поведении, но есть и положительные. Например, подростки начинают мыслить быстрее (развивается формально-логическое мышление), с радостью воспринимают задания, в которых нужно поразмышлять, поспорить, придумать различные варианты решения, пытаются соревноваться в решении каких-либо сложных задач. Особенно важно учителю не игнорировать успехи семиклассника и при любой достижении хвалить его. При столкновении с теми или иными трудностями во взаимодействии с детьми необходимо учитывать, что подростки могут вести себя агрессивно не в силу «испорченности», а в связи со стремлением сохранить устойчивое представление о себе и окружающих в соответствии со своим опытом, защититься от низкой самооценки. Хотя интерес к школе и к общению со взрослыми снижается, подростки испытывают сильную потребность поговорить о себе со взрослым. Учитель должен также стать и психологом и воспитателем, готовым всегда помочь подростку в трудной ситуации. Но здесь важно правильно найти подход к подростку, учитывать его настроение, так как подростки могут давать выраженные и неожиданно острые реакции на неправильное обращение со стороны учителей, особенно когда такое обращение попадает на «болевые точки», например, сомнения в своей значимости, неуверенность в восприятии себя окружающими, недовольство своей внешностью и способностями. Нужно, чтобы подросток чувствовал свою ценность для других. Особенно тяжело переживаются подростком и сами по себе никогда не бывают полезными «воспитательные» комментарии по поводу ребёнка в присутствии других учеников. Длительные и постоянные воздействия подобного рода наносят серьёзный вред психологическому здоровью ребёнка.

Взрослых подростки делят на тех, кому можно, а кому нельзя доверять. Новому взрослому достаточно сложно завоевать доверие подростков (понадобится немалое время). Наиболее эффективным становится взаимодействие с подростками, основанное на уважении их чувства взрослости и самостоятельности. Взросление - особая фаза развития, характеризующаяся активацией процессов преодоления трудностей. Негативизм и агрессия - признаки преобразований и урегулирования. Необходимость тех или иных действий можно обсудить с подростками, выстроив картину их последствий.

Представим, что ученик нас не слушается. Например, не хочет работать на уроке, или совершает какой-то поступок, который кажется нам недопустимым, например, начинает громко разговаривать во время урока. Может быть он совершает что-либо другое, что мы называем плохим поведением. Как мы обычно поступаем в таких случаях? Сначала мы, вероятно, сделаем замечание, но это, скорее всего, будет неэффективным. Потом мы должны будем придумать какое-нибудь наказание в зависимости от того, что сделал школьник, но это тоже может быть не плодотворным, так как регулярные наказания порождают обиду, боль, страх. За этим следует гнев, злоба, формирование агрессивности.

Ребёнок же, привыкший вести себя прилично из-за внешних воздействий, не развивает внутренний контроль своего поведения. И, безусловно, в отсутствии авторитетов он найдёт способы делать так, как хочет, только с ещё большей силой. Каким же образом реагировать на так называемое «плохое» поведение? Необходимо воспринять плохое поведение как информацию, которую отправляет нам ребёнок. Первая реакция эффективного учителя - «Что ученик хочет мне сказать своим поведением?»

Обычно послания детей можно отнести к одной из 4х групп:

  1. Привлечение внимания. «Заметьте меня!»; «Лучше так, чем никак»
  2. Борьба за власть. «Я - личность!»; «Пусть мне будет плохо, но в какой-то момент я почувствую себя сильным»
  3. Месть. «Мне больно, обидно!»; «Я восстановлю справедливость и перестану чувствовать себя никчёмным»
  4. Избегание неудач. «Я не верю в себя, я в отчаянии»; «Нечего стараться, всё равно ничего не получится», «Мне всё равно»; «И пусть плохой»; «И буду плохой!».

Стремления подростков вполне положительны и закономерны и выражают естественную потребность во внимании, признании и уважении личности, чувство справедливости, желание успеха. Подростки остро страдают от нереализации этих потребностей и от попыток восполнить эту нехватку неэффективными способами. Они не знают как иначе, и, поэтому, любое серьёзное нарушение поведения - крик (сигнал) о помощи! Для того чтобы помочь, нужно понять причину непослушания, обратив внимание на собственные чувства (при повторном непослушании):

  1. Раздражение - привлечение внимания. Учитель в проявление данного чувства семиклассника должен игнорировать выпад, оказывать внимание вне ситуации, проявлять невербальные знаки внимания такие, как погладить по спине, голове, улыбнуться.
  2. Гнев - власть. Педагог должен смягчить свои требования, предоставить право выбора, согласиться и отложить на потом. Главное здесь - это считаться с мнением подростка.
  3. Обида - месть. Педагог должен устранить причину боли (извиниться). Дать себе остыть; поговорить наедине с ребёнком о его и собственных чувствах, о настоящих причинах поведения, о последствиях. Признать свои ошибки (они всегда есть).
  4. Безнадёжность, отчаяние - избегание неудач. Учитель должен перестать требовать, сбросить на ноль ожидания, давать доступные задачи, не критиковать, поощрять, избавлять от провалов. И делать это постепенно, так как подростку свойственно недоверие к учителям, к их положительным словам и поступкам.

Таким образом, возраст учащихся седьмого класса является одним из сложных периодов в жизни человека. Школьник уделяют меньше времени учебному процессу. Учителю, сложно каким - либо образом приобщить семиклассника к школьному процессу. Педагогу необходимо продумывать свой урок так, чтобы в нём были задания на соревнования, на логические размышления. Простая подача в виде изложения материала в устной форме им становится неинтересной. Поэтому важно для привлечения внимания использовать яркие и образные методы, такие как наглядные средства обучения. Именно использование наглядности в обучении будет способствовать лучшему восприятию и запоминанию материала, так как это привлечёт внимание подростков и поможет построить с ними более эффективный урок.

2.2 Эффективность использования наглядных средств на уроке в 7- ом классе.

В настоящее время очень важным является развить познавательный интерес учащихся к предмету, сформировать способности к самообразованию и самоконтролю, развить логическое мышление, воображение, навыки научно-исследовательской деятельности, умение работать с документальными материалами, формировать коммуникативные способности. На пути решения этих актуальных задач учитель должен совершенствовать и развивать приемы и методы обучения, делать их разнообразными и учитывающими интересы каждого отдельно взятого ребенка. Важно наравне с обычной школьной лекцией использовать такие средства обучения, которые привлекут внимание семиклассников и дадут им задания для размышления и обсуждения. Такими средствами могут стать наглядные.

Наглядный средства используются на уроках обществознания в основном для улучшения эффективности образования, но и имеют ряд других функций:

  1. Наглядность как самоценность. Наши учебники по обществознанию начисто лишены иллюстраций; задача учителя - восполнить этот недостаток на уроке, для полного отражения реальной действительности, чтобы семиклассник лучше имел представление о том или ином обществоведческом материале.
  2. Наглядность - как средство формирования критического мышления. Например, учитель выводит какие-либо рисунки, иллюстрации на слайд либо прикрепляет на доске, и ставит какую либо проблему, над которой ученик должен подумать (сравнить, описать, объяснить), затем на основе анализа высказать правильно свои логические рассуждения.
  3. Наглядность - как средство привлечения внимания. Учитель на уроках обществознания может использовать не только научные схемы, таблицы, но и различные смешные карикатуры. Правда, предоставление ученикам данного вида наглядности не должно стать частым явлением, так как слишком много развлекательной наглядности будут отвлекать внимание семиклассников от изучения основного обществоведческого материала.
  4. Наглядность - как средство актуализации и значимости. Учителю здесь важно донести до учеников, что знания, полученные ими на уроках обществознания, помогут им в повседневности на протяжении всей жизни, поэтому важно изучать обществоведческий материал.
  5. Наглядность - как способ закрепления материала через художественный образ. Размещение неожиданного, метафоричного изображения в конце темы, позволяет использовать ассоциативное запоминание, то есть для того, чтобы школьники лучше запомнили какие - либо сложные термины не обходимо провести параллель с повседневностью.
  6. Наглядность - как с редство раскрытия теоретического материала. Оперируя абстрактными терминами, можно упустить из виду, что в сознании аудитории, они не находят опытного подтверждения. В данном случае, недостаточно упомянуть соответствующий пример из обществознания, важно показать конкретно-историческое воплощение понятия в жизни.
  7. Наглядность - как с редство создания игровой си туации. Раскрывая смысл понятия, например «обыденное сознание», можно использовать какую - либо мини-игру для лучшего усвоения данного термина, например, игру по типу ассоциация.
  8. Наглядность - как с редство закрепления пройденного материала через игру. Характеристика основ конституционного строя России, завершается показом набора слайдов, каждый из которых иллюстрирует один из принципов. Учащиеся должны соотнести принцип и слайд. В частности, «Республиканскую форму правления» иллюстрирует изображение императорского трона с анимационным эффектом перечёркивания.

Данная классификация отражает то, как необходимо использовать наглядность на уроке обществознания и для чего. Использование наглядности эффективно способствует не только запоминанию материала, но и развития умственных способностей учеников. Развивается самостоятельность, повышается личная ответственность, увеличивается нагрузка на память и мышление семиклассника. Учащийся учиться делать выводы и обобщения на основе логического мышления.

У подростков увеличиваются интеллектуальные способности, правда, они не в состоянии ими правильно воспользоваться. Задача учителя обществознания направить способности ребёнка на плодотворную деятельность, но таким образом, чтобы ребёнок не противоречил ему, а сам начал осознавать значимость учебного процесса. Только правильное использование наглядности способствует улучшению качества образования и повышению эффективности учебного процесса. Важно только правильно применять наглядные средства обучения и уметь активизировать деятельность учащихся седьмого класса на уроках обществознания.

III . Пример урока в 7-ом классе с использованием наглядных средств.

Учебник: «Обществознание» по ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой, М., «Просвещение», 2008г. (7 класс)

Тема: «Экономика и её основные участники»

Цель: сформировать у учащихся представление о понятии «экономика», об участниках экономического процесса и побудить к осмыслению необходимости экономических знаний.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить учащихся с понятием «экономика» на основе преподнесения нового материала

Развивающие:

Развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность через выполнение заданий на соотнесение;

Совершенствовать мыслительные операции: абстрагирование, классификацию, обобщение;

Развивать самостоятельность, инициативность, умение высказывать оценочные суждения

Воспитательные: воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска SMART Board, мультимедийная презентация, выполненная в программе Microsoft Office Power Point 2007.

Ход урока:

На протяжении объяснения новой темы активно используется показ презентации, сопровождающий рассказ нового материала учителем.

Изучение новой темы с её закреплением по ходу изложения:

Учитель: - В нашей жизни мы постоянно с вами вступаем в экономические отношения, которые пронизывают всю нашу жизнь. Ежедневно мы слышим разговоры дома и на улице о ценах на товары, читаем в газетах о налогах, участвуем в ремонте школьной мебели, покупаем в магазине продукты питания. Экономическая сфера охватывает все отрасли промышленности, торговлю, банки, рынки, магазины. Трудно перечислить все учреждения, которые, создавая продукцию и оказывая услуги людям, помогают накормить, обуть и одеть, отправить на отдых, постирать или почистить. Сегодня тема нашего урока: «Экономика и ее основные участники», в 6 классе мы впервые познакомились с понятием «экономика» и в этом году продолжаем знакомиться с деятельностью человека в экономической сфере. Записываем тему урока в тетради.

(на экран выводится первый слайд с названием темы урока))

- Давайте вспомним происхождение слова «экономика»? (слово «экономика» произошло от греческих слов «экос» - «дом», «хозяйство» и «номос» - закон»).

Впервые термин «экономика» употребил древнегреческий автор Ксенофонт (V в. до н.э.), озаглавив свой трактат «Ойкономия». Ксенофонт обращался с поучениями не к царям, а к обычным гражданам, чье домашнее хозяйство было сложным и включало управление рабами, разнообразные сельскохозяйственные и ремесленные работы.

Гораздо шире, чем Ксенофонт, понимал экономику великий философ древности Аристотель (IV в. до н.э.). В своих экономических рассуждениях он выходил далеко за рамки домоводства. Его труды так и остались высшим достижением экономической мысли античности.

Давайте вспомним с вами, что понятие «экономика» имеет несколько значений. Попробуйте продолжить предложения…(задания представлены на втором слайде, приложение 1). Итак, давайте попробуем дать определение, что такое экономика.

Попробуйте продолжить предложение:

Экономика - это знания о …

А теперь давайте проверим, какое определение слову «экономика» дается в учебнике.

Используя словарь в конце учебника дайте определение что такое экономика.

Экономика это -
- хозяйство, способы его ведения людьми, отношения между людьми в процессе производства и обмена товаров;
- народное хозяйство страны, включающее все виды производственной деятельности).

Теперь нам необходимо, ребята, записать термин «экономика» в тетрадь. На слайде определение представлено

(тот же второй слайд)

- Давайте узнаем о четырёх проявлениях экономики и постараемся их объяснить, на примере производства пищевой промышленности, а именно хлебобулочных изделий.

(на экран выводится третий слайд)

На доске проявления экономики:

1)Производство.

2)Распределение

3)Обмен

4)Потребление

- Давайте, ребята, теперь попробуем ответить на вопрос: «Зачем нужна экономика?». Зачем люди производят продукцию, приобретают товары и вещи? (Ученики предлагают свои различные версии ).

- Экономические продукты удовлетворяют потребности человека, а делятся они на товары и услуги. Попробуйте, ребята, дайте определение этим двум понятиям.

А теперь давайте попробуем заполнить таблицу для того, чтобы правильно понимать различия между товарами и услугами.

(таблица расположена на четвёртом слайде, приложение 2) .

В левой колонке пишите пример товара, а в правой - услуги. Я вам читаю примеры, а вы распределяете. Потом вместе проверим.

(поход в парикмахерскую, приобретение компьютера, поход на приём к врачу, поход в магазин за продуктами, поход в бассейн, покупка билетов в кино)

Почему современное общество перешло к товарной форме хозяйствования? (Рост накопленных знаний и умений, численности населения, совершенствования орудий труда привели к росту производительности труда и потребностей человека. В результате происходит разделение труда, одни люди занимаются сельским хозяйством, другие ремеслами, третьи торговлей. Улучшились условия труда, повысился уровень жизни ).

В чем взаимосвязь между производителем и потребителем? (Производитель и потребитель связаны, т.к. они обеспечивают удовлетворение потребностей друг друга. Одни получают товары и услуги, другие прибыль от произведенных и реализованных экономических продуктов. Обеспечивая потребителя товарами и услугами, производитель ориентируется на то, в чем тот нуждается. В то же время потребитель своими действиями подсказывает, что, в каком количестве и в каком ценовом пределе ему необходимо)

Ребята, нам осталось выяснить про участников экономики. Ими являются «производитель» и «потребитель». (приложение номер 3 на пятом слайде) Давайте запишем определения этих понятий. И какими же функции они выполняют в экономике.

Подведём итог нашему уроку, мы сегодня начали изучать экономику, и уже знаем её проявления, формы хозяйства, продукты её деятельности и участников. Продолжим работать на следующих уроках с данной темой. А сейчас запишите домашнее задание.

Задания для всех: Параграф 8, задания «Проверь себя» стр. 95-96 и термины в конце параграфа.

Творческое задание: представить презентацию по теме экономика, либо различные рисунки или макет, связанные с экономической деятельностью.

Заключение.

Таким образом, значение наглядного метода в преподавании обществознания учащимся седьмого класса велико. Использование данных средств обучения способствует более эффективному освоению обществоведческого материала. Если правильно использовать наглядные средства обучения то можно добиться заметных успехов, которые выражаются не только в привлечении учащихся к учебной деятельности, но и к повышенному усвоению информации. Семиклассник учиться думать, рассуждать, строить свою речь, формировать наглядно-образное мышление. Также применение наглядности способствует формированию правильного представления об окружающей в повседневной жизни действительности.

Список литературы.

  1. Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания М., 2001
  2. Вагин A.A. Методика преподавания истории в средней школе.- М.: Просвещение, 1968.
  1. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. - М., ВЛАДОС, 2000.
  2. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: В 2 частях Под ред. Л.Н. Боголюбова М.: Просвещение, 2003.

14.Славин А. В. Наглядный образ в структуре познания. — М, 1971.

Приложения.

Додушко И.В. Использование наглядности на уроках обществоведения. М.: Просвещение, 1984.

Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории // Преподавание истории в школе. - 2008. - №1.

Никифоров Д.Н., Скляренко С.Ф. Наглядность в преподавании истории и обществоведения. - М.: Просвещение, 1998. Герцена, СПБ, «Береста», 2002 г. Стр. 70-75.

Дружкова А.В. Методика преподавания обществознания в средней школе. М.,1985.

Методика преподавания обществознания в школе / Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Гуманит. изд. Центр.

Методика преподавания обществознания в школе / Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Гуманит. изд. Центр.

Методика преподавания обществознания в школе / Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Гуманит. изд. Центр.

Никифоров Д.Н., Скляренко С.Ф. Наглядность в преподавании истории и обществоведения. - М.: Просвещение, 1998. Герцена, СПБ, «Береста», 2002 г. Стр. 84.

Формирование научного мировоззрения в процессе преподавания истории и обществоведения / Под ред. Л.Н.Боголюбова. М. .Просвещение, 1985.

Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. ВЛАДОС, 2002.

Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. - М.: Владос, 2000.

Додушко И.В. Использование наглядности на уроках обществоведения. М.: Просвещение, 1984.

Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. - 4-е изд., - М.: Гардарики, 1999.

Вагин A.A. Методика преподавания истории в средней школе.- М.: Просвещение, 1968

Додушко И.В. Использование наглядности на уроках обществоведения. М.: Просвещение, 1984.

Методика преподавания обществознания в школе / Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Гуманит. изд. Центр.

Воспитание и психическое здоровье детей // Современные проблемы воспитательной работы школы и подготовка учителя-воспитателя. - Барнаул, 1992. - 0,2 п.л. (в соавторстве А.Н. Уланов).

Формирование научного мировоззрения в процессе преподавания истории и обществоведения / Под ред. Л.Н.Боголюбова. М. .Просвещение, 1985.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.

Славин А. В. Наглядный образ в структуре познания. — М, 1971.

Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории // Преподавание истории в школе. - 2008. - №1.

Ушинский К. Д. Педагогические соч. в 6-ти т. — Т. 2. — М., 1988.

Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика, 1988.

Модернизация общего образования: технологии образовательной деятельности. Под общей редакцией В.В.Лаптева, А.П. Тряпицыной. РГПУ имени

Модернизация общего образования: технологии образовательной деятельности. Под общей редакцией В.В.Лаптева, А.П. Тряпицыной. РГПУ имени

Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания М., 2001

Скачать: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.

Тема 31. Концепция современного школьного обществознания.

Исторический аспект развития обществоведческого образования, его основные периоды. Необходимость перестройки и пути обновления содержания курса.

Место обществознания в учебном плане основной и средней школы.

Интегрированные и модульные курсы.

Государственный общеобразовательный стандарт, раздел «Общество».

Основные блоки знаний, их характеристика. Требования к знаниям и умениям учащихся.

Ни один цикл учебных предметов не претерпел (прежде всего, на официально-государственном уровне) такой радикальной трансформации целей как историко-обществоведческий. Характер и последствия коренного обновления целевого компонента предмета заключается в следующем:

1. В основе изучения предмета лежит социальный заказ общества и государства, направленный на формирование у подрастающего поколения определенных мировоззренческих установок и жизненных устремлений.

2. Знания, умения, навыки, полученные по предметам гуманитарного цикла должны носить практический характер.

Содержание обществознания представлено большим количеством различных курсов: «Введение в обществознание», «Право и политика», «Граждановедение», «Человек и общество» и др. Предметом изучения образовательно-воспитательного курса «Граждановедение» стали социальные проблемы, имеющие личную значимость для учащихся. Курс состоит из большого количества модулей, раскрывающих проблемы права, экономики, взаимоотношения подростков и общества. Курс, разработанный Я.В. Соколовым и Никитиным, оснащен методически, обращен к личности ребенка, предполагает активные формы работы с классом.

Курс «Человек и общество» соединяет научные проблемы с жизненно важными сферами деятельности человека, взаимоотношения человека, общества и природы. Эти курсы завершают знакомство с проблемами обществоведения в первом концентре.

Во втором концентре в 10-11 классах – курс «Человек и общество» под редакцией Боголюбова построен модульно-блочным методом. Он включает блоки по экономике, политологии, социологии, праву. В качестве вариативных курсов подготовлены программы и пособия модульных курсов: «Мир человека», «Введение в экономику», «Введение в социологию», «Введение в политологию», «Основы правоведения». Создан междисциплинарный курс «Современный мир», интегрирующий знания по ряду социально-гуманитарных дисциплин (география, история, литература, экономика).

Широкая обществоведческая подготовка учащихся приобретает особую остроту в связи с необходимостью целенаправленной работы по гражданскому образованию и воспитанию, от знания учащимися основ демократии во многом будет зависеть становление гражданского общества и правового государства.

Курс «Граждановедения», «Обществоведения» очень важен в воспитании патриота, гражданина. Впервые в практике общеобразовательной школы подготовлены параллельные учебники и программы. Созданы условия для дифференцированного гуманитарного образования. В регионах подготовлены собственные учебники по общественным дисциплинам. Например, «Обществознание» (под ред. В.М. Юрченко, Краснодар).

Созданы государственные образовательные стандарты по обществознанию.

Вопросы для самоконтроля

1.Что определило изменения содержания обществоведческой подготовки в современной школе?

2.Перечислите и охарактеризуйте предметы обществоведческой подготовки.

3.Какова роль обществоведческой подготовки в формировании гражданской позиции учащихся?

Тема 32. Принципы формирования обществоведческого содержания: государственный стандарт.

Обществоведческое образование в современной школе.

Нормативные документы Министерства образования.

Характеристика программ по общественным дисциплинам.

Государственный стандарт.

Школьный курс обществознания представляет собой учебный предмет, ядром которого является совокупность педагогически отобранных научных знаний о человеке и обществе. Базовые для школьного обществоведческого образования науки - это науки, изучающие общество: экономика, социология, политология, культурология, правоведение, а также философия. Наряду с научными знаниями в курсе представлены социальные нормы, система гуманистических и демократических ценностей, способы познавательной и практической деятельности, другие элементы нравственной, экономической, политической, правовой культуры, культуры общественного поведения граждан.

Курс обществознания ориентирован на приобщение учащихся к гражданской культуре. Он призван способствовать социализации личности в условиях динамично развивающегося общества.

Взаимодействуя с курсом истории, обществознание имеет собственное содержание и обращено к актуальным проблемам современного общества и человека.

Сложившееся в предшествующее десятилетие содержание обществоведческого образования принципиально отличается от содержания обществоведческого курса, существовавшего в 60-80-е гг. Оно опирается на обновленную систему ценностей, прежде всего на те ценности, которые отражены в Конституции РФ.

Цели обществоведческой подготовки в старших классах:

Овладение учащимися системой знаний, формирующих целостную картину мира и жизнь человека, а также навыками, обеспечивающими адаптацию к условиям динамично развивающегося общества;

Развитие у старшеклассников умений рассматривать общественные события и явления с использованием приемов системного подхода, доказательно формулировать свое отношение к актуальным проблемам современного мира;

Усвоение учащимися широко применяемого в средствах массовой информации категориального аппарата наук об обществе;

Приобретение ими навыков свободного оперирования понятиями и терминами в устной и письменной речи;

Овладение старшеклассниками ключевыми социальными компетентностями, подготовка их к сознательному участию в гражданской жизни.

Достижение названных целей предполагает наличие учебно-методического комплекса, который обеспечивает учащихся отвечающим современным требованиям содержания образования, а учителей - необходимыми методическими рекомендациями, позволяет осуществлять широкую вариативность учебных занятий, использование разнообразных видов, форм и методов учебной работы. Наиболее полным из числа рекомендованных к использованию в эксперименте, является учебно-методический комплекс, сопровождающий обновленный учебник «Человек и общество. Обществознание» под редакцией Л.Н.Боголюбова и А.Ю.Лазебниковой. - М -2001.

Человек и общество. Обществознание: учебник для 11 кл. общеоб. учеб. зав. / Под ред. Л.Н.Боголюбова и А.Ю.Лазебниковой. - М - 2001.

Человек и общество. Дополнительные материалы к учебнику: пособие для 10-11 классов общеоб. уч. зав./ Под ред. Л.Н.Боголюбова и А.Ю.Лазебниковой - М - 2001.

Концепция обществоведческого образования в двенадцатилетней школе // Содержание образования в двенадцатилетней школе / По ред. А.Ф. Киселева - М - 2000.

Концепция обществоведческого образования в общеобразовательной школе // Обществознание в школе - 1999 - № 5,6.

Обязательный минимум содержания обществоведческого образования. Примерная программа. Требования к уровню овладения обязательным минимумом обществоведческой подготовки выпускников средней школы по обществоведению - М - 2000.

Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Уроки обществознания в 11 классе. - М - 2000.

Человек и общество. 10-11 кл: Дидактические материалы по курсу. - М - 2001.

Задания и тесты по обществознанию: 10 кл. - М - 1999.

Задания и тесты по обществознанию: 11 кл. М - 1999.

Школьный словарь по обществознанию. - М - 2001.

Образцы заданий (измерителей) для проверки достижения требований к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по обществознанию // Оценка качества подготовки выпускников средней школы по обществознанию. -М - 2000.

Материалы к итоговой аттестации выпускников средней школы по обществознанию. - М - 2001.

Учебники и учебные пособия, входят в состав Федерального перечня на 2000/2001 учебный год, утвержденный Министерством образования РФ. Он опубликован в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе» - 2001 - № 2.

В журнале «Преподавание истории и обществознания в школе» 2001, № 6. опубликованы три варианта тематического планирования курса обществознания. Первый вариант рассчитан на 70 часов и предназначен для классов физико-математического, естественно-научного, технического профиля.

Второй вариант рассчитан на 105 часов и предлагается для так называемых беспрофильных классов.

Третий вариант (140 часов) предлагается для классов гуманитарного и социально-экономического профилей. Тематическое планирование составлено для классов физико-математического, естественно-научного и технического профилей А.И.Матвеевым, Т.Е. Лисковой, Е.Л.Рутковский;

Для классов гуманитарного и социально-экономического профилей - Л.Н.Боголюбовым, Л.Ф.Ивановой; для беспрофильных классов - Н.И.Городецкой., Е.И.Жильцовой.

Образовательный стандарт основного общего образования по обществоведению (включая экономику и право) опубликован в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе» 2002, № 9.

В нем, в частности указывается, что изучение обществоведения в основной школе направлено на достижение учащимися следующих целей:

Освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний об обществе, о социальных качествах человека, духовно-нравственной, социальной и семейно-бытовой, экономической и политической сферах человеческой деятельности, о правовом регулировании общественных отношений;

Воспитание гражданской ответственности и правосознания, российской идентичности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям;

Ознакомление со способами познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных, типичных для подросткового возраста социальных ролях: гражданина, члена семьи, труженика, собственника, потребителя, учащегося школы;

Овладение умением ориентироваться в потоке разнообразной социальной информации и типичных жизненных ситуациях; опытом применения полученных знаний для решения познавательных и практических задач в области социальных отношений;

Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), познавательных интересов, нравственной культуры, способности к самоопределению и самореализации;

приобретение основ компетентности:

В сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношений;

В сфере отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий;

В сфере самостоятельной познавательной деятельности;

В сфере трудовой деятельности;

В сфере массовой коммуникации.


Похожая информация.


В книге собраны краткие теоретические пояснения по теории методики преподавания обществознания в старшей школе, рекомендации будущим учителям, а также вопросы и задания, которые носят как репродуктивный, так и аналитический характер и направлены на практическое применение знаний бакалавров. В приложениях к учебнику содержится множество схем, таблиц, а также дополнительные тексты научного и методического характера, которые могут быть использованы как студентами-бакалаврами при подготовке к семинарам, так и учителями в практике преподавания обществознания в школе.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. Методика преподавания обществознания в школе. Под ред. Боголюбова Л.Н.

    М.: 200 2. - 3 04 с.

    Сегодня эффективность социально-гуманитарного образования в решающей степени зависит от осмысления учителем места преподаваемого курса в системе учебных дисциплин, современных целей и нового содержания школьного обществознания, от обновления форм и методов обучения, от такой организации учебного процесса, которая, обеспечивая высокую активность учащихся, соответствовала бы целям и содержанию обществоведческого образования. Помочь в этом будущему учителю и призван настоящий учебник. Учебник необходим преподавателям и студентам исторических и социологических факультетов педагогических вузов при изучении методики преподавания обществознания. Он будет полезен преподавателям и слушателям институтов повышения квалификации учителей. К нему сможет обратиться каждый учитель, желающий вести преподавание на современном уровне.

    Формат: pdf

    Размер: 191 Мб

    Смотреть, скачать: drive.google ;

    Оглавление
    Введение (ЛЛ Боголюбов) 3
    Глава 1. Обществоведение в школе: прошлое, настоящее, ближайшее будущее (Л.Я. Боголюбов, Л.Ф. Иванова) 10
    Глава 2. Цели обществоведческой подготовки в современной школе (А.Ю. Лазебникова) 52
    Глава 3. Новое содержание обществоведческого образования (А.И. Матвеев) 73
    Глава 4. Психологические аспекты обществоведческого образования {МЛ. Григорьева) 99
    Глава 5. Урок в обществоведческом курсе (ЛЛ. Боголюбов) 136
    Глава б. Работа с понятиями в обществоведческом курсе {ЕМ. Жильцова) 162
    Глава 7. Работа с документами в процессе обществоведческого образования (Л.Н. Боголюбов - (1, 3); 196
    Глава 8. Организация самостоятельной работы учащихся (ДМ. Боголюбову Л.Ф. Иванова) 227
    Глава 9. Подготовка учителя к преподаванию обществоведческих курсов (А.Т. Кинкулькин) 252
    Глава 10, Стандарт обществоведческого образования и творчество учителя (ЛЛ. Боголюбов, Л.Ф. Иванова) 286

    «Опыт преподавания обществознания на профильном уровне в социально-гуманитарных и классах старшей школы»

    Бондарь Л.Г.

    Одной из приоритетных задач «Концепции модернизации российского образования» стало внедрение системы профильного обучения в старших классах. Профильное обучение должно обеспечить углубленную подготовку старшеклассников по выбранным им дисциплинам и способствовать дифференциации и индивидуализации обучения. Профильное обучение должно способствовать развитию у школьников навыков самостоятельного обладания знаниями. Оно призвано обеспечить высокую степень готовности к продолжению образования.

    На профильном уровне в школе преподаются обществознание, русский язык, история, иностранный язык.
    Хочу обратить внимание на особенности содержания обществоведческого курса профильного уровня в классах социально – гуманитарной направленности.

    На профильном уровне, помимо решения общеобразовательных задач, курс должен дать представление об основных общественных науках (философии, экономики, социологии, политологии, социальной психологии, правоведении), их категориальном аппарате, актуальных проблемах, методах научного познания, о типичных профессиях социально-экономического и социально-гуманитарного профиля, а также об основных видах учебной и учебно-исследовательской деятельности, необходимых для продолжения учебы в вузах.

    Изучение обществознания на профильном уровне предполагает изменение форм обучения. Формы и методы урочной и внеурочной работы в профильных классах разнообразны:

    – школьная лекция (обзорная, установочная, тематическая, лекция-беседа, лекция-дискуссия, проблемная лекция, лекция с применением «мозговой атаки»);

    - самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы;

    Учебные тематические конференции ;

    Написание и защита рефератов ;

    Семинары – они активизируют самостоятельную работу учащихся с учебной и дополнительной литературой;

    - диспуты, дискуссии, «круглые столы»;

    Лабораторные, практические занятия;

    Зачеты и контрольные работы .

    Внеурочная работа служит продолжение учебной деятельности, развивает у них творческие способности. Учащиеся профильного класса участвуют в научно-практических конференциях, олимпиадах, марафонах знаний, интеллектуальных конкурсах.

    Сейчас выдвигается в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. На первый план выступают такие качества ученика, как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п.

    Добиться такого результата можно через развитие способностей, качеств, умений, ключевых компетенций. Для этого учащиеся должны уметь:

    Использовать элементы причинно-следственного анализа;

    Обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

    Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах;

    Развивать умение поиска нужной информации в источниках различного типа и извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текстах, таблицах, диаграммах, аудивизуальных рядах);

    Участие в проектной деятельности, выдвижение гипотез.

    Исследовательская деятельность. Выбор тем исследовательских работ по обществознанию в профильном классе во многом определяется личностно-значимыми факторами. Так, например, те, кто выбрал для себя профессию юриста, могут взять для себя темой исследовательской работы «Суд присяжных в России: за и против». Те, кто мечтает стать журналистом, тему исследования могут определить такую: «СМИ и их роль в политическом процессе современной России». Работа над исследованием позволяет приучить к кропотливому труду, к терпеливости в процессе обработки информации, к умению тщательного анализа полученных результатов.

    Таким образом, использование проектно-исследовательских технологий позволяет активизировать мыслительную деятельность, развивает познавательную и социальную активность, расширяет кругозор, учит применять знания в дальнейшей исследовательской деятельности.

    В технологии личностно-ориентированного обучения я использую метод учебных проектов.

    Проектная деятельность позволяет развивать умения:

    Распознать проблему и преобразовать ее в цель предстоящей работы;

    Определить перспективу и спланировать необходимые шаги;

    Найти и привлечь нужные ресурсы (в том числе мотивировать других учащихся на участие в своем проекте);

    Оценить достигнутые результаты;

    Осуществить презентацию результата своей работы.

    Проектная деятельность дает возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать достигнутый результат. Результат проектной деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет прикладное значение и значим для самих открывателей.

    Проблемное обучение.

    Приведу примеры проблемных вопросов:

    - «Смертная казнь: за и против»;

    - «Сильная президентская власть в России: за и против»;

    - «Независимость судебной власти в России: миф или реальность?»;

    - «Россия как правовое государство: идеал или мечта, которая может стать реальностью?».

    Особый интерес у учащихся вызывают проблемы безработицы среди молодежи, разводы в молодых семьях, рост преступности и наркомании среди подростков, проблемы толерантности, проблемы отцов и детей в современной семье, демографические проблемы. Использование методики проблемного обучения и в частности, проблемных вопросов, заданий и задач, по моему мнению, является наилучшим способом подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

    Применение деятельностных форм обучения развивает творческий потенциал старшеклассников профильной школы, одновременно формируются личностные качества: умения брать на себя ответственность за выполнение работы, способность критически анализировать результаты своей деятельности, умение работать в коллективе (если это групповой проект) – сотрудничать, разделять ответственность, подчинять своим желания общим интересам, осваивать новые компьютерные информационные технологии. Перспективными направлениями в своей работе считаю разработку таких проектов, которые могут найти применение на уроках, при проведении классных часов, школьных мероприятий, научных конференций, в качестве иллюстративного материала.

    На уроках обществознания применяю также мини – проекты.

    Рассмотрим организацию работы над мини – проектом на примере темы «Восток и Запад» в 10 классе. Класс был разделен на две группы, которые подготовили мини – проекты по цивилизациям: восточной и западной. Каждый мини – проект имел следующую структуру:

    1. Характеристика геополитического положения цивилизации.

    2. Характер политической власти.

    3. Особенности социальной структуры.

    4. Вклад цивилизации в общемировую культуру.

    5. Вопросы и задания по проекту к классу.

    При обсуждении мини – проектов учащиеся указывали на особенности цивилизаций, выражали собственную точку зрения и давали оценку работам одноклассников. Ребятами были созданы презентации.

    Перспективными направлениями в своей работе считаю разработку таких проектов, которые могут найти применение на уроках, при проведении классных часов, школьных мероприятий, научных конференций в качестве иллюстрированного материала.