Методика преподавания информатики(л1). Школьный курс информатики

Информатика как наука и учебный предмет в средней школе.

Информатика – в настоящее время одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий. Цели и задачи изучения информатики, как любого другого учебного предмета, связываются с формированием основ научного мировоззрения школьников, развитием мышления, способностей, подготовкой к жизни, труду, продолжению образования. Вклад информатики в научное мировоззрение школьников определяется формированием при ее изучении представления об информации как одном из трех основополагающих понятий науки: веществе, энергии и информации, на основе которых строится современная картина мира. Информатика как учебный предмет открывает школьникам для систематического изучения одну из важнейших областей действительности – область информационных процессов в живой природе, обществе, технике. Развивая единый подход к их изучению, обосновывая общность процессов восприятия, передачи, преобразования информации в системах различной природы, информатика вносит существенный вклад в формирование современного научного представления о мире, его единстве. Значительное расширение информатикой среды научного познания, формирование нового (информационного) подхода к изучению окружающей действительности имеет огромное мировоззренческое значение, которое необходимо в полной мере использовать в школьном образовании. Изучение информатики имеет важное значение для развития мышления школьников. Информатика привносит в учебный процесс новые виды учебной деятельности, многие умения и навыки, формируемые при ее изучении, носят в современных условиях общеучебный, общеинтеллектуальный характер.

Методика преподавания информатики как новый раздел педагогической науки и как учебный предмет подготовки учителя информатики.

Определение методики информатики как науки об обучении информатике само по себе еще не означает существования этой научной области в готовом виде. Теория и методика обучения информатике в настоящее время интенсивно развивается; школьному предмету информатики уже более полутора десятка лет, но многие задачи в новой педагогической науке возникли совсем недавно и не успели получить еще ни глубокого теоретического обоснования, ни длительной опытной проверки.

В соответствии с общими целями обучения методика преподавания информатики ставит перед собой следующие основные задачи: определить конкретные цели изучения информатики, а также содержание соответствующего общеобразовательного предмета и его место в учебном плане средней школы; разработать и предложить школе и учителю-практику наиболее рациональные методы и организационные формы обучения, направленные на достижение поставленных целей; рассмотреть всю совокупность средств обучения информатике (учебные пособия, программные средства, технические средства и т.п.) и разработать рекомендации по их применению в практике работы учителя.


Говоря иными словами, перед методикой преподавания информатики, как и перед всякой предметной школьной методикой, ставится традиционная триада основных вопросов:

зачем учить информатике?

что надо изучать?

как надо обучать информатике?

Методика преподавания информатики - молодая наука, но она формируется не на пустом месте. Опережающие фундаментальные дидактические исследования целей и содержания общего кибернетического образования, накопленный отечественной школой еще до введения предмета информатики практический опыт преподавания учащимся элементов кибернетики, алгоритмизации и программирования, элементов логики, вычислительной и дискретной математики, проработка важных вопросов общеобразовательного подхода к обучению информатике имеют в общей сложности почти полувековую историю. Будучи фундаментальным разделом педагогической науки, методика информатики опирается в своем развитии на философию, педагогику, психологию, информатику (в том числе школьную информатику), а также обобщенный практический опыт средней школы.

Цель - подготовить методически грамотного учителя информатики, способного: - проводить уроки на высоком научно-методическом уровне; - организовать внеклассную работу по информатике в школе; - оказать помощь учителям-предметникам, желающим ис­пользовать компьютеры в обучении.

Задачи : - подготовить будущего учителя информатики к методически грамотной организации и проведению занятий по информатике; - сообщить приемы и методы преподавания информатики, наработанные к настоящему времени; - обучить различным формам проведения внеклассной работы по информатике; - развить творческий потенциал будущих учителей информатики, необходимый для грамотного преподавания курса, поскольку курс ежегодно претерпевает большие изменения.

Стандартизация образования в области информатики. Государственный образовательный стандарт по информатике и ИТ первого поколения: назначение, структура, характеристика основных компонентов.

Государственный стандарт общего образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования и обеспечение образовательного процесса.

Государственный стандарт общего образования включает три компонента: федеральный компонент, региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.

Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней – по учебным предметам.

Образовательный стандарт по информатике и ИКТ включает: цели изучения учебного предмета, обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников.

Основные позиции стандарта можно сформулировать следующим образом:

1. Структура курса информатики в учебном плане школы: начальная школа, основная школа, старшая школа – базовый или профильный уровень. При этом преподавание информатики и ИКТ обеспечено часами базисного учебного плана на всех уровнях обучения.

2. Сформулированы цели изучения информатики и информационных технологий на всех этапах обучения.

3. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ сформулирован не только для базового курса информатики, но и для всех остальных уровней.

4. Требования к уровню подготовки сформулированы для всех уровней образования в виде: «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

5. Требования к технологии и средствам проверки и оценки достижения учащимися требований образовательного стандарта не представлены. Однако исходя из внедрения ЕГЭ можно предположить, что значительное место должен занять тестовый контроль.

Современное состояние нормативной базы и структура преподавания информатики. Общая характеристика ФГОС нового поколения. Структура и содержание обучения информатике согласно ФГОС нового поколения.

Прежде чем перейти к анализу документов, регламентирующих преподавание информатики, рассмотрим состояние нормативной базы преподавания информатики, весьма сложна и противоречива.

1. На территории Российской Федерации продолжают действовать документы, определяющие содержание и структуру преподавания информатики:
Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по информатике;
Базисный учебный план 1998 года (БУП-98).

В соответствии с этими документами сложилась следующая структура обучения информатике в общеобразовательной школе:

пропедевтический этап (I–VI классы) предусматривает знакомство школьников с компьютером и информационными технологиями в целесообразной для данного учебного заведения форме обучения;

базовый курс (VII–IX классы) обеспечивает освоение основных теоретических положений информатики, овладение научными основами, методами и средствами информационных технологий;
обязательное (Х–ХI классы) дифференцированное по объему и содержанию обучение информатике в зависимости от интересов и направленности допрофессиональной подготовки школьников.

Рекомендации по реализация БУП изложены в информационном письме Департамента общего среднего образования Министерства образования РФ «О преподавании курса информатики в общеобразовательной школе в 2000/2001 г.»: «В соответствии с Базисным учебным планом курс информатики включен в инвариантную часть старшего звена общеобразовательных школ, то есть должен изучаться как самостоятельный курс в 10-11-х классах. Изучение информатики желательно включать в учебный план второй ступени образования (7-9 классы) за счет часов вариативной части. Пропедевтический курс информатики (начальная школа и 5-6 классы) может включаться в учебный план за счет школьного компонента и при наличии соответствующих условий (оборудованный компьютерный класс, учебно-методические пособия, квалифицированные педагоги и др.).

Решение о распределении учебных часов вариативной части базисного учебного плана принимается руководством общеобразовательного учреждения.

Минимальный обязательный объем учебных часов, отводимых на изучение информатики, – 68 учебных часов в течение двух лет. При наличии соответствующих условий можно увеличить объем учебных часов до 136 и более».

Таким образом, фактически информатика изучалась за счет федерального компонента БУП только в 10-11 классах. В остальных классах информатика изучалась (и изучается) в зависимости от возможностей и желания образовательного учреждения; количество часов в год и продолжительность изучения во всех школах различны.

В 2002 г. в статье главного специалиста Департамента образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ М.С. Цветковой отмечается, что на современном этапе развития информатики необходимы разработка нового трехуровневого содержания предмета; разработка трехуровневого комплекта учебных пособий; создание практикумов по информатике, реализующих межпредметные связи. Трехуровневое обучение информатике может быть представлено как:
начальная ступень (II–IV кл.);

основная ступень – вводный и базовый курсы (V–VI и VII–IX кл.);

профильный курс (X–XI кл.).

Такая структура обучения в большей степени соответствует психологическим и физиологическим особенностям учащихся соответствующего возраста; реальной структуре школьного курса информатики; особенностям методики обучения информатике в разных возрастных группах.

Начальная ступень обучения информатике является этапом формирования алгоритмического мышления детей, развития их коммуникативных способностей как нового способа учебной деятельности. В связи с этим в начальной школе возможны подходы к обучению информатике как с компьютерной поддержкой, так и в форме бескомпьютерной организации обучения с межпредметной поддержкой на основе задач по информатике, имеющих актуальное предметное наполнение.

Вводный курс должен сформировать у учащихся готовность к информационно-учебной деятельности, выражающейся в умении и желании учащихся применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития.

Основная цель базового курса – формирование у учащихся знаний, соответствующих минимуму содержания по предмету.

В профильном курсе старшей школы формируются углубленные знания соответственно профилю обучения: гуманитарному, физико-математическому, технологическому, естественнонаучному, социально-экономическому.

Таким образом, курс будет реализовывать главную цель школьного образования: самоопределение личности и достижение успешности в реализации учебных и профессиональных интересов на протяжении всей жизни.

2. В ряде регионов России с 2001 года проводится эксперимент по обучению учащихся начальной школы и старшего звена по программе 12-летнего образования, в том числе по информатике.

Как отметил академик А.А. Кузнецов в интервью журналу «Информатика и образование», «предметом эксперимента станут условия, механизмы наиболее эффективной реализации… модернизации школы. Эксперимент предполагается построить вокруг трех вариантов Базисного учебного плана».

Министерством образования РФ изданы соответствующие нормативные документы. В них предложены новый обязательный минимум содержания обучения и новые требования к уровню подготовки выпускников.

«Курс информатики и информационных технологий гуманитарно-филологического и химико-биологического профиля имеет уровень «А», рассчитанный на 1 час в неделю.
Курс информатики физико-математического, технико-технологического и социально- экономического уровня имеет уровень «В», в котором на изучение отводится 2 часа в неделю.
Наконец, используя межпредметный, интегративный характер дисциплины информатики, можно организовать обучение по всем названным профилям на углубленном уровне «С», ориентируясь на 3 и более часов в неделю.

Для курсов информатики и информационных технологий уровней «А» и «В» разработаны обязательные минимумы и требования к уровню подготовки выпускника общеобразовательной школы».

Прежде всего, следует отметить, что экспериментальный обязательный минимум имеет четыре содержательные линии: «Теоретическая информатика», «Аппаратные и программные средства информатизации», «Информационные и коммуникационные технологии» и «Социальная информатика». Если первые три содержательные линии включают материал, в значительной степени известный по «Обязательному минимуму…», то социальная информатика – новый раздел школьного курса, требующий методической разработки.

Соответственно, разработаны и новые базисные учебные планы. Однако и в них остались старые проблемы курса информатики:

«Так, в базисных учебных планах (БУП) для начальных и основных образовательных учреждений (ОУ), опубликованных в № 59/2001 газеты “Первое сентября” в качестве приложения можно найти следующие варианты.

Образовательные области, к которым может относиться предмет:

– математика, информатика (БУП начальных ОУ, вариант 1);

– человек и окружающий мир (БУП начальных ОУ, вариант 2);

– информатика (БУП основных ОУ, варианты 1,2);

– технология (БУП основных ОУ, вариант 3).

Образовательные компоненты, т.е. фактически названия учебной дисциплины:

– информатика (БУП основных ОУ, вариант 2);

– информатика и информационные технологии (БУП начальных ОУ, вариант 1, БУП

сновных ОУ, варианты 1, 2);

– информационные технологии (БУП начальных ОУ, варианты 2 и 3, БУП основных ОУ, вариант 3).

Правда, в предлагаемых в том же документе примерных учебных планах авторы пришли-таки к единообразию, сведя предмет к информационным технологиям».

Остается только заметить, что по традиционному принципу построены 1-й и 2-й варианты БУП. Третий вариант содержит не только инвариантную часть, но и спецкурсы, модули, проекты и т.п., на которые отведено только число часов без определения содержания. Таким образом, названные выше проблемы курса информатики эксперимент в полной мере не решает.

В соответствии с нормативными документами по эксперименту, изучение информатики начинается со II-го класса:

«Информатика в начальной школе представлена с 2002/2003 учебного года как отдельный предмет, обладающий собственной методикой изучения, имеющий свою структуру и содержание, неразрывно связанные с минимумом содержания предмета «Информатика и информационные технологии» основной школы. Обучение информатике во II–IV классах рекомендуется проводить учителям начальной школы.

Цели обучения информатике в начальной школе: формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера.

Задачи обучения информатике в начальной школе:

Познакомить школьников с основными свойствами информации, научить их приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач;

Дать школьникам первоначальные представления о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;

Дать школьникам представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства. Содержательные линии обучения информатике в начальной школе соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе, но реализуются на пропедевтическом уровне».

Фактически в документах по эксперименту, с одной стороны, ввиду отсутствия стандарта, получает развитие обязательный минимум 1999 года; с другой – заложены новые идеи, которые впоследствии нашли воплощение в стандарте 2004 года.

3. Во многих регионах России в конце 1990-х – начале 2000-х гг. приняты региональные стандарты по информатике.

При этом в разных регионах стандарт разрабатывался на основании обязательного минимума 1995-99 гг., на основании проектов федерального стандарта 1997 и 2002 г., в ряде регионов разработаны независимые стандарты.

Наличие такого количества различных содержательных, методических и концептуальных подходов к преподаванию информатики, внесло неоценимый вклад в развитие методической истемы обучения информатике, оказало влияние на формирование нормативной базы преподавания информатики.

В 2002 г. опубликован проект нового стандарта, широкое обсуждение которого длилось почти два года. 4. В марте 2004 г. Министерством образования России утверждены новые стандарты по информатике, запланировано их поэтапное введение в образовательных учреждениях РФ:

По мере готовности образовательных учреждений и по решению учредителя – с

Для предпрофильного обучения в IX классах – с 2005/2006 г.,

В I, V и Х классах – с 2006/2007 г.

С 2004 года федеральный компонент становится основой для системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, деятельности Федерального экспертного совета, групп по подготовке Единого государственного экзамена, авторов рабочих учебных программ и учебников.

Поэтапное введение стандарта завершится в 2010 году.

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации действуют различные нормативные документы регионального и федерального уровня – стандарты, БУП и учебные планы, которые в условиях существования федерального стандарта, возможно, будут в массовом порядке перерабатываться. Возможно, что и положения самого стандарта и нового БУП также будут дорабатываться, в частности, в связи с тем, что БУП рассчитан на 11-летнее, а не 12-летнее обучение в школе.

На этой странице кратко представлены тематика и содержание лекционных занятий. Фактически здесь расположены ссылки на краткие конспекты в виде сокращенного текста лекций, либо на так называемые опорные конспекты, содержащие рисунки, диаграммы, таблицы и другую информацию, помогающую осмыслить и запомнить материал лекции. Некоторые вопросы теории рассмотрены достаточно подробно, другие - нет, поэтому существует необходимость в посещении "живых" лекций преподавателя.

Лекция 1. Отличительные особенности дисциплины «Теория и методика обучения информатике». Цели и задачи дисциплины «Теория и методика обучения информатике». Взаимосвязь основных компонентов процесса обучения информатике. Связь методики обучения информатике с наукой информатикой и другими науками. Информатика и кибернетика, соотношение понятий.

Лекция 2. Информатика как учебный предмет. Становление школьного курса информатики в СССР в 60-80 годы. Компьютерная грамотность как основная цель преподавания информатики в 80-90 годы. Информатизация образования за рубежом. Безмашинный и машинный варианты преподавания информатики в 80-90 годы.

Лекция 3. Основные дидактические принципы в обучении информатике. Частнометодические принципы применения программных средств в учебном процессе. Образовательные, развивающие и воспитательные цели обучения информатике. Алгоритмическая культура как исходная цель преподавания информатики. Информационная культура как современная цель преподавания школьного курса информатики.

Лекция 4. Стандартизация школьного образования в области информатики. Критерии отбора содержания образования. Программа по информатике как основной нормативный документ учителя информатики.

Лекция 5. Место курса информатики в учебных планах школ. Учебно-методическое обеспечение школьного курса информатики (школьные учебники, периодические методические издания, методические пособия по информатике для учителей). Требования к школьным учебникам. Программные средства учебного назначения (направления использования, структура технологии применения программных средств в учебном процессе, критерии эффективности этой технологии).

Лекция 7. Урок как основная форма организации учебного процесса. Классификация уроков информатики по объему и характеру использования компьютера. Анализ урока. Непосредственная подготовка учителя к уроку. Методические требования к конспекту. Классификация уроков по основной дидактической цели. Характеристика основных типов уроков информатики. Организация предварительной подготовки учителя к уроку.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ

Литература

1. Семякин. МПИ. 2000г. 2. Лебедев, Кушниренко. 12 лекций по МПИ. 3. Бочкин, МПИ 4. Информатика и образование – журнал 5. Информатика - приложение

МПИ как педагогическая наука, ее предмет и задачи.

МПИ изучает специфику общих закономерностей в преподавании информатики. С одной стороны МПИ исходит из общих научных закономерностей, что позволяет разработать инструментарий для использования на практике. С другой стороны теория обучения, разрабатывая общие положения, опирается на конкретные методики. В настоящее время актуальной задачей для педагогической психологии является разработка эффективных способов взаимодействия учащихся с компьютером.

Предмет – методическая система

Методическая система обучения любого предмета – совокупность 5 компонентов: целей, содержания, методов, организационных форм, средств обучения.

Методическая система по информатике претерпевает значительные изменения. Создание полноценной методической системы обучения играет ключевую роль в ее становлении как учебного предмета.

Задачи

Изучение курса МПИ направлено на решение: Образовательных задач: понять цель изучения школьного курса, места и значения курса в общем образовании школьника, освоить содержание курса, понять и использовать принципы отбора содержания, овладеть средствами и организационными формами занятий, увидеть и использовать связь информатики с другими дисциплинами, научиться анализировать процесс обучения информатики, использовать техническое и программное обеспечение.

Развивающие задачи: формирование логико-алгоритмического и системно-комбинаторного стиля мышления.

Воспитательные задачи: ф ормирование этических и эстетических компонентов информационной культуры.

Особенности МПИ проявляются в нестабильности самой информатики и как предметной области (науки) и как учебного предмета. В этих условиях плодотворным решением являются:

1. Опора на результаты общей дидактики и психологии, на конкретные методики близких дисциплин.

2. Необходимость формирования наиболее общих фундаментальных знаний, умений, навыков. Конкретные программы, технические средства должны рассматриваться как типичные представители своего класса. Надо избегать машинно-зависимых знаний и умений, которые могут оказаться бесполезными или вредными в других условиях.

Изменение в системе целей изучения информатики в школе.

Официально курс информатики был введен в школу в 1985 году под лозунгом: «Программирование – вторая грамотность» (Ершов). Ершов А.М., Молохов – первый учебник «основы информатики и вычислительной техники». Последние годы внесли коррективы в содержание курса, но обозначенные основные умения и навыки в области информатики, которые необходимы каждому современному человеку, актуальны и сейчас. Это:

1. Умение планировать структуру действия для достижения заданной цели при помощи фиксированного набора средств.

2. Умение организовать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи.

3. Умение строить информационные структуры (модели) для описания объектов и систем.

4. Умение своевременно обращаться к компьютеру при решении задач из любой области, базирующиеся на владении компьютерными технологиями.

5. Технические навыки взаимодействия с компьютером.

Первый учебник базировался на трех понятия: информация, алгоритм, ЭВМ. Предусматривая обучение, как по машинному, так и безмашинному варианту. Большая часть времени посвящалась теме «Алгоритмизация и программирование» (Бейсик). По мере оснащения школ компьютерами и накопления методического опыта формировались различные подходы к преподаванию информатики.

К концу восьмидесятых годов были разработаны 3 альтернативных учебника:- под ред. Кушниренко- под ред. Гейна- под ред. Каймина.

В школу также поступило программное обеспечение, которое позволило школьникам работать в различных редакторах. Следовательно в школу пришла установка: «Обучение компьютерной грамотности учащихся».Во всех этих учебника курс включал 4 раздела:

1. Компьютерная грамотность

2. Алгоритмизация и программирование

3. Решение задач на ЭВМ.

4. Устройство и применение ЭВМ.

Это свидетельствовало об изменении содержания школьного курса информатики, хотя основной акцент делался на изучение второго раздела, поскольку практическое изучение других разделов было затруднено из-за отсутствия прикладного программного обеспечения. В начале 90х годов было разработано и внедрено несколько учебных курсов, которые включали: учебник, методическое пособие и программное обеспечение (Кумир, Е-практикум) . Концептуально содержание информатики претерпевает некоторые изменения, что связано с возможностями НИТ (новые информационные технологии), но и реализацией общекультурной направленности гуманизации образования.

В 1993 году разработана концепция преподавания информатики, началась работа над образовательными стандартами. Проведен научный анализ предметной области для написания стандарта. Под руководством А.А. Кузнецова были разработаны содержательные линии курса информатики, разработан обязательный минимум содержания образования, выделены 3 этапа непрерывного изучения информатики в школе.

В настоящее время:

1. Осознается необходимость снижения возраста учащихся, начинающих обучение информатике. Информатика как учебный предмет в старших классах опаздывает с формированием логико-алгоритмического стиля мышления, навыков использования компьютеров. Многие формируемые навыки являются не узко предметными, а общеобразовательными, признается существенная роль информатики в развитии мышления, формировании научного мировоззрения школьников.

2. Определяется подход к информатике как к общеобразовательному, направленному на формирование информационной культуры школьника, что далеко выходит за рамки прикладных задач формирования компьютерной грамотности.

Компьютерная грамотность

Предполагает знание назначения и пользовательские характеристики основных устройств компьютера, знание основных видов программ много обеспечения, и пользовательских интерфейсов, умение производить поиск, хранение обработку различных видов информации с помощью соответствующего программного обеспечения.

Информационная культура –знание основ компьютерной грамотности, понимание закономерностей информационных процессов, умение организовывать поиск и отбор информации для решения задач, умение оценивать достоверность, полноту, объективность поступающей информации, представлять ее в различных видах, технические навыки взаимодействия с компьютером. Эффективность применения компьютера как инструмента, привычка своевременно обращаться к компьютеру, понимание компьютерных информационных технологий как совокупности средств для решения проблем человека, а не самоцель, понимание возможности и ограничений техники, ее недостатков, применение полученной информации при принятии решения практической деятельности

Цели и задачи обучения информатике в школе на современном этапе.

Подход к курсу информатики как к общеобразовательному предмету сегодня связан с выделением общеобразовательной функции, потенциальных возможностей в решении задач обучения, воспитания, развития.

Образовательные функции:

1. Мировоззренческая функция предмета, - его вклад в формирование научных представлений о мире, основополагающих понятиях, как вещество, энергия, информация. Это связано в формированием представлений о роли информации в управлении (кибернетика), специфике самоуправляемых систем (биологических, социальных, автоматизированных технических). В результате у учащихся должна быть сформирована системно-информационная картина мира. Они должны уметь увидеть и проанализировать информационные процессе, понять идеи формализации и моделирования. 2. Связана с формированием общенаучных умений и навыков, с развитием мышления (теоретическое. Операционное, модульно-рефлексивное, логико-алгоритмическое), творческих способностей учащихся, формированием приемов и анализа умственных действий. (аспект развития (алгоритмический аспект)). 3. Формирование навыков национального использования средств новых информационных технологий (пользовательский аспект) при решении учебных задач, подготовка школьников к практической деятельности в информационной обществе, формирование информационной культуры.

В настоящее время выделяются 3 этапа непрерывного изучения школьной информатики: 1. Пропедевтический (1-6 классы). Происходит первоначальное знакомство школьников с компьютером, формируются элементы информационной культуры. В процессе использования игровых учебных программ, учащихся учатся таким приемам умственных действий как поиск закономерностей, иерархическая зависимость, мышление по аналогии, классификация, нахождение общего, выделение частного, построение логических умозаключений (книга Горячев, программные средства «Роботландия» - разработка Первина, «Никита», «Малыш», «Радуга в компьютере» - разработка КиД, изучение ЛОГО).

2. Базовый курс (7-9) классы. Курс, который должен обеспечивать обязательный общеобразовательный минимум подготовки школьников по информатике. Он направлен на овладение учащимися методами и средствами информационных технологий решения задач, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в учебной, а затем и профессиональной деятельности. Изучение базового курса формирует представление об общности процессов получения, передачи и хранение информации в живой природе, обществе и технике. 3. Профильный уровень (10-11 классы). Предполагается продолжение образования по информатике дифференцированного по объему и содержанию и содержанию в зависимости от интересов и направленности допрофессиональной подготовки школьников. Например: математические классы изучают программирование, методы методы вычислительной математики. Классы естественнонаучного профиля изучают применение компьютера для моделирования, для обработки данных эксперимента. Гуманитарные классы изучают представления о системном подходе в языкознании, литературоведении, истории.

Перспективы развития школьного курса информатики

Как проект стандарта, так и обязательный минимум не задают логику, последовательность изучения курса, введения и развития его понятий, а определяют только набор элементов содержания обучения и требований к уровню усвоения учебного материала.

Перспективы развития :

Дальнейшее совершенствование стандарта и обязательного минимума в связи с усилением общеобразовательной значимости предмета за счет выделения и вынесения на первый план при обучении общих принципов закономерностей, касающихся информации и информационных процессов.

Преодоление несовпадения предмета науки и учебной дисциплины (школьного предмета), а также обоснование содержания информатики как учебной дисциплины в школе. Современная информатика состоит из теоретической (теория информации, алгоритмов, кибернетика – управление информационными системами, математическое и информационное моделирование, искусственный интеллект), прикладной (средства информатизации, информатизационные технологии).

С другой точки зрения информатика состоит из 4 блоков :

Теоретическая информатика,

Средства информатизации,

Информатизационные технологии,

Социальная информатика.

Непрерывное изучение информатики, начинается с пропедевтического курса. Это позволит:

1. Формировать операционный стиль мышления, который может рассматриваться как совокупность следующих умений: умение планировать структуру действий, умение систематизировать свою деятельность, умение строить информационные модели.

2. Использовать приобретенные знания и умения на других учебных дисциплинах.

3. Активнее развивать познавательные способности учащихся 4. Формировать конструкторские и исследовательские навыки активного творчества.

5. Закладывать основы научного мировоззрения при работе с моделями явлений по курсу информатика.

Планирование учебного процесса по курсу информатика.

Планирование основывается на нормативных документах, которые носят регламентирующий характер.

1. Базисный учебный план регламентирует распределение учебного времени на изучение конкретных дисциплин, в частности информатики. В настоящее время изучению изучению информатики отводится 1 час в неделю для 10-11 классов за счет инвариантной части. В 7-9 классах изучение курса предполагается только за счет вариативной части регионального компонента и школьного компонента.

2. На основании базисного учебного плана и проекта стандарта разработан «Обязательный минимум содержания образования по информатике для двух уровней А и В. Уровень А предполагает изучение курса за 68 часов (2 года по 1 часу), уровень В предполагает 136 часов и соответствует требованию вступительных экзаменов в ВУЗы. В ближайшее время планируется разработка курса С для углубленного изучения курса информатики.

На основании нормативных документов создаются документы, носящие рекомендательный характер:

1. Примерная учебная программа по предмету. Она является образцом, по которому разрабатываются рабочие программы (региональные, районные, школьные программы).

2. Экзаменационные материалы, итоговые, аттестационные тесты для выпускников.

3. Учебники, рекомендованные Министерством образования, которые собраны в каталоге-справочнике «Российский учебник» (газета «Информатика» – приложение к газете «1 сентября». – Семакин, Кушниренко, Гейн). На основании данных документов каждый учитель разрабатывает календарно-тематический план (рабочая программа), в которой указывается количество часов, отведенных на раздел, на тему; в какой форме будет изучаться материал, виды контроля, использование литературы.

Реализация методов и форм обучения информатики.

1. На уроке информатики используются и словесные методы и наглядность, и практические методы. Но своеобразие состоит в том, что практическим методам уделяется большее время, своеобразие наглядных методов в демонстрации.

2. Анализ возможен при постановке задачи (необходимо выделять что дано, что надо найти). Целью анализа может быть выяснение причин ошибки в алгоритме.

3. Синтезом является решение задачи с использованием имеющихся средств, создание мысленной идеальной модели, сборка алгоритма из отдельных блоков.

4. Сравнение используется для ввода и освоение смысла понятия. Целесообразно вначале указывать сходства, а затем различия.

5. Классификация связана с освоением большого объема материала и упорядочением знаний.

6. Индукция используется при умозаключении. О правильности алгоритма на основании конечного числа тестов. При введении нового понятия, основываясь на системе примеров.

7. Дедуктивной является задача поиска ошибки в алгоритме.

8. Аналогия и перенос часто используются на уроках: если в текстовом редакторе имеется возможность редактировать и форматировать символы, то в таблице возможны аналогичные действия над текстом.

9. Абстракция и конкретизация связана с компьютерным моделированием: исходная задача всегда ставится конкретно, а затем переводится на абстрактный язык. Полученные же результаты должны быть интерпретированы «переведены» на язык пользователя)

10. Метод организации учебной деятельности:

Репродуктивный

Проблемно поисковый,

Исследовательский,

Ролевая игра (ребенок отождествляет себя с компьютером)

11. Методы контроля:

Письменный

Самоконтроль

Машинный.

Организационные формы:

    Фронтальная

2. Групповая

    Парная (лучше пары непостоянные) при изучении сложного материала, например база данных.

    3. Индивидуальная. Помимо урока возможны факультативные занятия, кружки, проведение экскурсий.

    Факультативные занятия:

    1. Цель – углубление знаний в области информатики, изучение которой связано с использованием компьютера, с профессиональной ориентацией.

2. Характерно: большая самостоятельность, самоуправление, меньшее число обучаемых.

3. Факультативы могут быть

Общего направления (применение компьютеров на уроке математики, компьютер в управлении школой)

Где компьютер или программное обеспечение выступают в роли объектов изучения (графические редакторы, язык программирования)

Кружок – более гибкая и индивидуальная форма работы, в которой участвуют учащиеся разных возрастов и меньшее по численности группа, использующие задания-проекты. В настоящее время необходимость реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении вызывает такие педагогические технологии как - метод проектов (его суть заключается в решении конкретной значимой задачи и предполагает достижение значимого результата)- обучение в сотрудничестве (обучение проводится в малых группах. Отметку получают, единую на всю группу. Любой ученик из группы должен знать, уметь, выполнять, комментировать. Состав группы не постоянный.) - разноуровневое обучение (создаются группы разного уровня на потоке А-базовый, Б-продвинутый, С-углубленный.) На протяжении обучения действует система зачетов и тестирования на основании, которого учащихся переводят из одной группы в другую.

Структура урока информатики.

На уроке информатики используются традиционно сложившиеся элементы урока, которые возможно комбинировать при составлении схемы конкретного урока. Своеобразие урока информатики в систематическом использовании средств новых информационных технологий (СНИТ – компьютеры и программное обеспечение). При использовании компьютера на уроке целесообразно предусмотреть применение демонстрационного компьютера (экраны, проекторы) прежде чем учащиеся начнут работать с техникой самостоятельно.

Этапы работы с демонстрационным компьютером:

1. Визуальная адаптация к программе (вызвать эмоциональное отношение к программе, снять психологический барьер перед программой) – подготовка ученика к работе с программой

2. Постановка цели. Каково назначение программы.

3. Введение алгоритма работы с программой его объяснение, закрепление алгоритма работы.

Деятельность учителя:

2. Деятельность учителя, проговаривает цели.

3. Учитель объясняет и демонстрирует.

4. Учащиеся говорят алгоритм, а учитель выполняет действия, демонстрирует и корректирует. Фронтальная работа – разбор ошибочных ситуаций (ошибки: логические, синтаксические, семантические), постановка задачи для самостоятельной работы за компьютером. Показ перспективы работы с данной программой.

Структура и содержание разделов школьной информатики.

Структура разделов школьной информатики. Для информатики характерно многообразие внутрипредметных связей, поэтому изучение основных понятий курса происходит с последующим их обогащением. Общедидактический принцип последовательности изучения материала реализован в форме цикличности (дидактической спирали), что предполагает овладение знаниями и умениями в усложняющемся контексте, предполагает обогащение, развитие и обобщение изучаемых вопросов. Принцип дидактической спирали является одним из факторов структуризации курса. На протяжении всего курса изучаются базовые понятия как информация, алгоритм, исполнитель на разных уровнях сложности, принципу «от простого к сложному».

Любая тема или задача курса информатики может быть представлена как комбинация уровней этих параметров, а все содержание курса в виде модели параллелепипеда, состоящего из отдельных кубиков.

Последовательность изучения идет от левого нижнего угла к правому верхнему и в разных учебниках различно. Например у Кушниренко при одном типе данных разбираются все типы алгоритмов. У Гейна на одном типе алгоритма разбираются все типы данных. При возврате в начало следующей колонки происходит снижение сложности либо типа данных, либо типа алгоритма, поэтому авторы учебников сочетают такое движение в диагональным, т.е. сложность данных и алгоритмов увеличивается попеременно. С учетом третьего направления получается спиральное движение и раскрывается принцип цикличности.

Дидактическая спираль должна проходить через основные темы согласно следующим принципам:

1. От простого к сложному

2. Принцип преемственности, так если новая тема появляется из предыдущей.

3. Продвигающее повторение. Введенный уровень понятия участвует в формировании нового уровня и повторяется в новом контексте. Несмотря на огромное количество учебников, содержание курса в целом стабильно, хотя разделы в разных учебниках могут отличаться по объему и по порядку их объявления.

Анализ школьных учебников по информатике

В связи с появлением учебных учреждений разного типа, разных программ у учителя появляется новый компонент деятельности – оценочный, который связан с экспертизой программ и учебников (предлагаемого материала).

Для проведения данной оценки необходимо:

Иметь информацию, какие учебники допущены и рекомендованы к изданию

Знать и уметь использовать критерий оценки.

Информация может быть найдена в документе (федеральный набор учебников по информатике), который ежегодно формируется в Министерстве Образования и публикуется в «Вестнике образования»

I часть

1. Гейн А.Г. и др. Информатика. 10 (11) кл. 2000 Просвещение 2. Юдина А.Г. Практикум по информатике в среде Logo-Writer. Ч. 1, 2. (8-9 кл., 10 -11 кл). 1999, 2000 Мнемозина

II часть

3. Кушниренко А.Г. и др. Информатика. 7-9 кл. 2000 Дрофа 4. Кушниренко А.Г. и др. Информационная культура. 9-10 кл. 1997-2000 Дрофа 5. Кушниренко А.Г. и др. Информационная культура.11 кл. 1999,2000 Дрофа 6. Семакин И.Г. и др. Информатика. 7-9 кл. 1998,2000 Лаборатория базовых знаний 7. Под ред. Семакина И.Г., Хеннера Е.К. Задачник-практикум по информатике. Ч. 1, 2 (7-9, 10-11 кл.). 2001 Лаборатория базовых знаний 8. Гейн А.Г. и др. Информатика. 7-9 кл.1998-2000 Дрофа 9. Кузнецов А.А. и др. Информатика. 8-9 кл. 1999,2000 Дрофа 10. Семенов А.Л. и др. Алгоритмика. 5-7 кл. (Для углубленного изучения.) 1998-2000 Дрофа

11. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. 10-11 кл. (Для углубленного изучения.) 2001 Лаборатория базовых знаний 12. Шафрин Ю.А. Информационные технологии. 10-11 кл. Ч. 1, 2. (Для естественно-научного профиля.) 1999,2000 Лаборатория базовых знаний 13. Под ред. Макаровой Н.В. Информатика. 10-11 кл. (Для естественнонаучного профиля.) 1999,2000 Питер

Ершов.

Ориентирован на безмашинный вариант работы. Первый учебник 1985 год. В основе учебника лежит язык. Информатика понимается как наука. Целью обучения является формирование алгоритмической культуры (см. 1 лекцию). Содержание: «+» Определение алгоритма хотя содержит понятие исполнителя, но далее исполнитель почти не встречается и дидактические возможности его не используются. Не обсуждается понятие информация. В настоящее время часть фактического материала устарела. «–» Хорошо проработан раздел алгоритмы, алгоритмический язык, хороший подбор задач на составление алгоритмов, большое количество решенных задач, разработан учебный алгоритмический язык (УАЯ). Структурные схемы используются как способ объяснения составленных команд. В целом учебник заложил стереотип и способствовал выработке педагогического опыта.

Каймин

(89-97 годы) Сейчас не переиздается. Были впервые рассмотрены логические основы и доказательства правильности алгоритма по математической индукции. Введен язык Prolog.

Гейн.

В основе учебника лежит модель. Компьютер – инструмент используемый в разных сферах деятельности. Поэтому основная цель курса – научить решению задач на ЭВМ. Следовательно необходимо обучать трем технологиям:

Составление модели задачи

Составление алгоритма

Использование программного обеспечения Содержание: «+» программные средства были специально разработаны для курса: были разработаны 3 исполнителя (чертежник, робот, вычислитель), специальное программное обеспечение для курса (особые редакторы). Он отказался от изучения физических основ компьютера. Хорошо изложены основы алгоритмизации, обоснована последовательность введения алгоритмических структур «–» Однако запись программ на языке Бейсик не структурна (использует номера строк), поэтому перевод на язык программирования затруднен и не воспринимается учащимися как технология.

Кушниренко.

В основе учебника лежит алгоритмизация (продолжает идеи Ершова). Информатика – фундаментальная дисциплина и одна из целей – умение алгоритмизировать.

Содержание: Алгоритмизация и программирование не различаются (разработан язык программирования «Кумир» – аналог УАЯ Ершова. «+» Отказ от решения математических задач в начале курса, максимальное привлечение средств наглядности, исполнителей, действующих в графической обстановке (робот, чертежник). Команда присваивания объясняется с применением наглядности. «–» Нет сведений о конкретных редакторах, не изложена техника работы с ЭВМ (современным компьютерным обеспечением), не рассматриваются вопросы реализации алгоритма на язык программирования.

Шафрин.

В основе учебника лежит его мысль о необходимости четко разграничить программный компонент курса от общеобразовательного. Необходим подход к информационной технологии как целостной системе, а не беспорядочному набору операций. Содержание: «+» Выверена терминология. Изложение материала методически продумано. На простых примерах ставится задача, излагается принцип ее решения, а затем неоднократно возвращается к ним при описании конкретных операций. Дана система примеров, упражнений и заданий. «–» Первое издание написано в инструктивно-пользовательском ключе. Задачи курса рассматриваются узко.

Цель курса

Задачи курса:

1. Молодая научная дисциплина

2. Новизна научной дисциплины

3.



ПРИНЦИП ПЕРЕХОДА ОТ ОБУЧЕНИЯ К САМООБРАЗОВАНИЮ.

В реальном процессе обучения принципы выступают во взаимосвязи друг с другом. Нельзя как переоценивать, так и недооценивать тот или иной принцип, т.к. это ведет к снижению эффективности обучения. Только в комплексе они обеспечивают успешный выбор содержания, методов, средств, форм обучения информатике.



Частнометодические принципы применения программных средств в учебном процессе

Они подразделяются на

1) принципы, относящиеся к учебному процессу при использовании программных средств в качестве объекта изучения и

2) принципы, относящиеся к учебному процессу при использовании программных средств в преподавании общеобразовательных дисциплин (в том числе и информатики).

Первая группа принципов.

ПРИНЦИП ПОНИМАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ предполагает знание для чего, когда и где используются изучаемые системы.

ПРИНЦИП ОБЩНОСТИ требует доведения до сведения учащихся функциональных возможностей, которые предоставляют программные средства данного типа.

ПРИНЦИП ПОНИМАНИЯ ЛОГИКИ ДЕЙСТВИЙ В ДАННОМ ПРОГРАММНОМ СРЕДСТВЕ не учитывается в практической методике преподавания информатики, а между тем без понимания принципов организации данного средства невозможна грамотная работа

Вторая группа принципов.

ПРИНЦИП ОПТИМАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПС. При использовании программных средств в обучении значительно экономится время учителя. Так организация опроса учащихся с помощью программных средств экономит время поскольку не надо проверять тетради, диагностику результатов опроса программа, как правило выдает сразу.

ПРИНЦИП ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПС ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ. А между тем сформулированные соответствующим образом задания способствуют развитию мышления учащихся, формируют исследовательские навыки. Например, можно при изучении графических редакторов предлагать учащимся задания, способствующие развитию логического мышления, пространственного воображения и пр.

ПРИНЦИП КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГАММНЫХ СРЕДСТВ . Не существует универсального средства обучения, способного решить все учебные задачи, поэтому только оптимальное сочетание различных средств обучения в комплексе способствует эффективному протеканию учебного процесса.

Образовательные, развивающие и воспитательные цели обучения информатике.

1. Образовательные цели :

1. формирование представлений об информации как одного из трех основополагающих понятий науки – вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира;

2. формирование представлений о современных методах научного познания – формализации, моделировании, компьютерном эксперименте;

3. формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией (умение грамотно пользоваться источниками информации, умение правильно организовывать информационный процесс, оценить информационную безопасность);

4. подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности (освоение средств информатизации и информационных технологий).

2.Развивающие цели обучения информатике .

Развитие логико-алгоритмического стиля мышления.

3. Воспитательные цели обучения информатике . Говоря о воспитательных целях обучения информатике, имеют ввиду развитие следующих черт и качеств личности учащегося:

  1. объективное отношение к данным компьютерных вычислений, т.е. критичность и самокритичность мышления;
  2. бережное отношение как к технике, так и к информации, этическое, нравственное неприятие компьютерного вандализма и вирусотворчества;
  3. личная ответственность за результаты своей работы на компьютере, за возможные ошибки;
  4. личная ответственность за решения, принимаемые на основе компьютерных данных;
  5. потребность и умение работать в коллективе при решении сложных задач бригадным методом;
  6. забота о пользователе продуктов своего труда.

Учебно-методическое обеспечение школьного курса информатики. Программные средства учебного назначения (направления использования, структура технологии применения программных средств в учебном процессе, критерии эффективности этой технологии).

Компьютерные программные средства как дидактические инструменты можно классифицировать так:

учебные компьютерные программы;

учебно-ориентированные пакеты прикладных компьютерных программ;

компьютерные программно-методические системы.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) или цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенных для использования в учебном процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий.

Классификация ЭОР:

по цели создания:

педагогические информационные ресурсы, разработанные специально для целей учебного процесса;

культурные информационные ресурсы, существующие независимо от учебного процесса;

по типу основной информации:

текстовые, содержащие преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольную обработку;

изобразительные, содержащие преимущественно электронные образцы объектов, рассматриваемых как целостные графические сущности, представленные в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольной обработки;

программные продукты как самостоятельные, отчуждаемые произведения, представляющие собой программы на языке программирования или в виде исполняемого кода;

мультимедийные, в которых информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязано для решения определенных учебных образовательных задач;

по технологии распространения:

локальные, предназначенные для локального использования, выпускающиеся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях;

сетевые, доступные потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети;

комбинированного распространения, которые могут использоваться как в качестве локальных, так и в качестве сетевых;

по наличию печатного эквивалента:

представляющие собой электронный аналог печатного ресурса;

самостоятельные ресурсы, воспроизведение которых на печатных носителях ведет к потере их свойств;

по функции в учебном процессе:

предъявляющие учебную информацию, в том числе демонстрации объектов, явлений и процессов;

информационно-справочные;

моделирующие объекты, явления и процессы;

расширяющие сектор самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения;

осуществляющие тренировку навыков и умений различного характера, решение задач;

осуществляющие контроль и оценку знаний учащихся.

Мультимедийность ЭОР предполагает синтез различных видов информации - текстовой, графической, анимационной, звуковой и видео, при котором возможны различные способы структурирования, интегрирования и представления информации.

Интерактивность ЭОР может подразумевать:

манипулирование экранными объектами с помощью устройств ввода компьютера;

линейную навигацию;

иерархическую навигацию;

вызываемые или всплывающие автоматически справки;

обратную связь;

конструктивное взаимодействие;

рефлексивное взаимодействие;

имитационное моделирование;

поверхностный контекст;

углубленный контекст.

ЭОР могут обеспечивать:

получение информации, навыков и умений, аттестацию и контроль учебных достижений;

расширение сектора самостоятельной работы;

изменение роли преподавателя учащихся;

переход учащегося от пассивного восприятия информации к активному участию в образовательном процессе;

способность управлять учебным процессом (в том числе и со стороны учащегося) и ответственность за полученный результат;

реализацию новых форм и методов обучения, в том числе самостоятельного индивидуального обучения.

Анализ урока.

· специфика урока

· рационально ли выбрана структура

· на каком материале урока был сделан акцент

· степень активности учащихся на уроке

· средств и методы обучения на уроке

· характеристика учащихся

· выполнялись ли требования к организации занятий в классе информатики

· достигнуты ли поставленные цели (если нет, то перечислить причины и какие изменения нужно внести при подготовки и проведении урока)

Типология уроков.

В. А. Онищук предлагает типологию уроков в зависимости от дидактической цели. Эта типология на сегодняшний день является наиболее распространенной:

а) урок ознакомления с новым материалом;

б) урок закрепления изученного;

в) урок применения знаний и умений;

г) урок обобщения и систематизации знаний;

д) урок проверки и коррекции знаний и умений;

е) комбинированный урок.

Необходимо отметить, что приведенные выше типологии возникли в разное время, возможно, по этой причине они во многом эквивалентны по своему содержанию.

Организация предварительной подготовки учителя к уроку.

Основные формы дополнительного изучения информатики и её приложений в средней школе. Содержание внеклассной работы по информатике.

Внеклассные мероприятия повышают интерес учащихся к предмету, побуждают их к самостоятельной работе на уроке и постоянному поиску чего-то нового. Участвуя во внеклассных мероприятиях, дети познают окружающую действительность, фантазируют, у них появляется возможность раскрыться и выразиться творчески.

Можно выделить следующие задачи, которые решаются во внеклассной работе по информатике:

1. Выявление творческого потенциала и способностей любого ребенка, независимо от его оценок по предмету.

2. Повышение интереса школьников к предмету «Информатика», увлечение учащихся предметом, привитие им любви к информатике через совместную деятельность.

3. Стимуляция поисково-познавательной деятельности.

4. Популяризация знаний по информатике среди учащихся. Популяризация достижений в области информационных технологий.

5. Установление новых контактов общения (при изучении телекоммуникационных сетей).

6. Углубление знаний учащихся по информатике (на факультативах). Расширение кругозора учащихся.

7. Пропедевтика уроков информатики (на кружках для младших классов).

8. Реализация межпредметных связей.

9. Профессиональная ориентация учащихся.

Внеклассные занятия по информатике оказывают положительное влияние на занятия, проводимые в рамках основного расписания, так как учащиеся, вовлеченные во внеклассную работу по предмету, более тщательно, углубленно изучают учебный материал, читают дополнительную литературу, осваивают работу с компьютером. Внеклассная работа по предмету стимулирует самостоятельное изучение информатики и информационных технологий.

Формы ВР по информатике

К настоящему времени накоплен огромный опыт внеклассной работы в школе по различным предметам, причем формы этой работы весьма разнообразны.

ВР можно классифицировать по разным признакам: систематичности, охвату учащихся, времени проведения, дидактическим целям и т.д.

По систематичности можно выделить два вида внеклассных занятий (ВЗ):

1) эпизодические ВМ :

– подготовка и проведение школьных олимпиад по информатике; участие в районных, городских олимпиадах;

– летние компьютерные лагеря;

– выпуск стенной газеты;

– проведение викторин, вечеров, КВН по информатике;

– проведение тематических конференций и семинаров по информатике;

2) постоянно действующие ВМ :

– кружки и факультативные занятия по информатике;

– школьные научные общества;

– различные формы заочного и дистанционного обучения учащихся.

По охвату учащихся можно выделить индивидуальную и массовую работу.

Индивидуальная работа есть во всех видах ВЗ, она может выражаться в подготовке реферата, материала для стенгазеты, вечера, конференции и т.д.

Массовая работа выражается в проведении вечеров, конкурсов, олимпиад.

Кружки по информатике имеют свою специфику. Они предназначены для привлечения учащихся младших классов для формирования пропедевтических навыков работы с компьютером. На них рекомендуется давать учащимся задания для работы в графических редакторах, возможно ознакомление с одним из языков программирования. Исследования показали, что наиболее утомительными для детей 7-13 лет являются занятия компьютерными играми, на таких занятиях свыше 88% времени занимает работа с дисплеем, на других занятиях эта величина не превышает 66%.

Наименее утомительными для школьников 1-7 классов оказались занятия смешанного типа (программирование и игры).

Изучение влияния компьютерных занятий разного типа позволило установить оптимальную и допустимую их продолжительность для детей разного возраста. Так для детей 7-10 лет оптимальная продолжительность компьютерных игр составляет 30 минут, допустимая для игр и занятий смешанного типа – 60 минут. Для школьников 11-14 лет оптимальная продолжительность компьютерных игр составляет 30 минут, а допустимая – 60 минут, для занятий смешанного типа соответственно – 60 и 90 минут.

Кружковая работа со старшеклассниками возможна при организации групп для работы в телекоммуникационных сетях.

Факультативы по информатике призваны обеспечить более углубленное изучение предмета по сравнению с общеобразовательным. Некоторыми учителями на факультативных занятиях практикуется решать задачи из вступительных экзаменов по информатике; готовить учащихся к выпускным экзаменам. На факультативах также можно преподавать отдельные разделы информатики более углубленно. Например:

1. Программа углубленного изучения информатики в классах с математическим уклоном предполагает изучение основ вычислительной техники и программирования (Паскаль), элементы логического программирования (Пролог), компьютерное моделирование, а также знакомство с прикладным программным обеспечением (ЭТ, редакторы, СУБД);

2. Программа спецкурса «Системы управления базами данных» включает изучение систем Access на уровне языка запросов, освоение языка программирования (например, Visual Basic), использование СУБД при решении практических задач.

3. Программа спецкурса «Компьютерное моделирование» включает следующие разделы:

Модели. Классификация моделей. Компьютерные модели.

Технология компьютерного моделирования.

Моделирование хаотичных движений.

Моделирование случайных процессов.

Детерминированные модели.

Дискретные модели.

Моделирование игр.

Шахматные и карточные игры.

Одним из центральных вопросов организации ВР по информатике является определение её содержания. В соответствии с принципом связи ВР с уроками информатики оно должно соотноситься с программным материалом по информатике . Наряду с этим на ВМ можно рассматривать вопросы, которые непосредственно не связаны с программой по информатике, но интересуют учащихся и способствуют расширению их кругозора, т.е. дополнительный материал .

ОШИБКИ ОЦЕНИВАНИЯ.

  1. великодушие, снисходительность. Проявляется в завышении отметок;
  2. перенос симпатии или антипатии с ученика на оценку (отметку);
  3. оценка по настроению;
  4. отсутствие твердых критериев (за слабые ответы преподаватель может ставить высокие отметки или наоборот);
  5. центральная тенденция (стремление не ставить крайних отметок, например, не ставить двоек и пятерок);
  6. близость оценки той, которая была выставлена ранее (после двойки трудно сразу поставить пять);
  7. ошибки ореола (проявляются в тенденции преподавателя оценивать только положительно или отрицательно тех учащихся, к которым он относится соответственно положительно, либо отрицательно);
  8. перенос оценки за поведение на оценку по учебному предмету, и др.

Отличительные особенности «Теории и методики обучения информатике». Цели и задачи курса «Теория и методика обучения информатике».

Цель курса – подготовить методически грамотного учителя информатики, способного:

Проводить уроки на высоком научно-методическом уровне;

Организовывать внеклассную работу по информатике в школе;

Оказать помощь учителям-предметникам, желающим использовать компьютеры в обучении.

Задачи курса:

Определить конкретные цели изучения информатики, а также содержание соответствующего общеобразовательного предмета и его роль в учебном плане школы;

Подготовить будущего учителя информатики к методически грамотной организации и проведению занятий по информатике;

Сообщить приемы и методы преподавания информатики, наработанные к настоящему времени;

Обучить различным формам проведения внеклассной работы по информатике;

Развить творческий потенциал будущих учителей информатики, необходимый для грамотного преподавания курса, поскольку курс ежегодно претерпевает большие изменения.

Отличительные особенности «Теории и методики обучения информатики»

Дисциплина «Теория и методика обучения информатике» имеет ряд отличительных особенностей:

1. Молодая научная дисциплина (она вошла в планы педагогических вузов сравнительно недавно. Это произошло в середине 80-х годов прошлого века, практически одновременно с введением в школу предмета – основы информатики и вычислительной техники), отсюда:

Не разработанность методических подходов к преподаванию информатики;

Необработанность, недостаточность методической литературы;

Отсутствие налаженной системы подготовки и переподготовки кадров.

2. Новизна научной дисциплины «Информатика» и школьного предмета «Основы информатики и вычислительной техники», отсюда:

Постоянные изменения в содержании обучения.

3. Тесная связь школьной информатики с другими предметами , что позволяет использовать приемы методик других дисциплин, а также опираться на знания учащихся из других областей знания.

2. Взаимосвязь основных компонентов процесса обучения информатике. Связь методики преподавания информатики с наукой информатикой, психологией, педагогикой и другими предметами .

По одной и той же теме: «Знакомство с ЭВМ» или «Изучение графического редактора» уроки будут проводиться совершенно по-разному в младших, средних и старших классах. Различными будут не только задания, но и формы проведения занятий, поведение учителя на уроке.

Являясь частью дидактики, ТМОИ использует методы исследования педагогики, подчиняется её законам и принципам. Так, при обучении информатике используются все известные методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, а именно, общедидактические методы обучения: репродуктивные, проблемного изложения, эвристические и т.д. Формы организации занятий – фронтальные, индивидуальные и групповые.

Преподавание информатики на современном уровне опирается на сведения из различных областей научного знания: биологии (биологические самоуправляемые системы, такие как человек, другой живой организм), истории и обществознания (общественные социальные системы), русского языка (грамматика, синтаксис, семантика и пр.), логики (мышление, формальные операции, истина, ложь), математики (числа, переменные, функции, множества, знаки, действия), психологии (восприятие, мышление, коммуникации).

Особенно усиливается связь с др. науками в связи с переходом системы общего среднего образования России на профильное обучение.

При обучении информатике необходимо ориентироваться в проблемах философии (мировоззренческий подход к изучению системно-информационной картины мира), филологии (изучение текстовых редакторов, системы искусственного интеллекта), математики и физики (компьютерное моделирование), живописи и графики (изучение графических редакторов, системы мультимедиа) и пр.

Таким образом, учитель информатики должен быть широко эрудированным человеком, причем постоянно пополняющим свои знания.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Теория преподавания информатики как педагогическая наука

Вместе с введением в школу общеобразовательного предмета «Основы информатики и вычислительной техники» началось формирование новой области педагогической науки - методики преподавания информатики, объектом которой является обучение информатике. Курс методики преподавания информатики появился в вузах страны в 1985 году, а в 1986 году начался выпуск методического журнала «Информатика и образование».

Важную роль в развитии методики преподавания информатики сыграли дидактические исследования целей и содержания общего кибернетического образования, накопленный отечественной школой еще до введения предмета информатики практический опыт преподавания учащимся элементов кибернетики, алгоритмизации и программирования, элементов логики, вычислительной и дискретной математики и т.д.

К теории и методике обучения информатике нужно относить исследование процесса обучения информатике везде, где бы он ни проходил и на всех уровнях: дошкольный период, школьный период, все типы средних учебных заведений, высшая школа, самостоятельное изучение информатики, дистанционные формы обучения и т.п. Каждая из перечисленных областей в настоящее время ставит свои специфические проблемы перед современной педагогической наукой.

Теория и методика обучения информатике в настоящее время интенсивно развивается; школьному предмету информатики уже почти двадцать лет, но многие задачи в новой педагогической науке возникли совсем недавно и не успели получить еще ни глубокого теоретического обоснования, ни длительной опытной проверки.

В соответствии с общими целями обучения Теория преподавания информатики ставит перед собой следующие основные задачи: определить конкретные цели изучения информатики, а также содержание соответствующего общеобразовательного предмета и его место в учебном плане средней школы; разработать и предложить школе и учителю-практику наиболее рациональные методы и организационные формы обучения, направленные на достижение поставленных целей; рассмотреть всю совокупность средств обучения информатике (учебные пособия, программные средства, технические средства и т.п.) и разработать рекомендации по их применению в практике работы учителя.

Теория преподавания информатики - молодая наука, но она сформировалась не сама по себе. Являясь самостоятельной научной дисциплиной, в процессе формирования она вобрала в себя знания других наук, а в своем развитии опирается на полученные ими результаты. Эти науки - философия, педагогика, психология, возрастная физиология, информатика, а также обобщенный практический опыт методик других общеобразовательных предметов средней школы.

2. Предмет теории и методики обучения информатики

Современный учитель информатики это не только предметник, это проводник современных идей и технологий обучения с использованием компьютера в школе. Именно в школе закладывается отношение к средствам информационных технологий: либо страх и отчуждение, либо интерес и умение использовать для решения практических задач. Курс «Теория и методика обучения информатике», должен охватить и сегодняшнее состояние школ в области компьютеризации, и завтрашнее, когда дистанционное общение и обучение школьников станет обычным явлением.

В предлагаемом курсе отражены особенности обучения информатике по возрастам, выделяя три уровня: учащиеся младших, средних и старших классов. Стремясь отобразить особенности содержания образования, выделяют следующие направления:

1. общеобразовательный уровень,

2. углубленное обучение,

3. профильное обучение, т. е. особенности преподавания информатики в классах с техническим, математическим, гуманитарным и эстетическим уклоном.

Одна из проблем курса информатики -- это программное обеспечение. Большое разнообразие типов школьных ПЭВМ, а также современная тенденция стремительного прогресса в разработке программных средств не позволяет сделать сколько-нибудь полный обзор педагогических программных средств.

Предмет предназначен дать теоретическую и практическую подготовку учителей в области методики преподавания информатики.

Цель курса -- подготовить методически грамотного учителя информатики, способного:

1. проводить уроки на высоком научно-методическом уровне;-- организовать внеклассную работу по информатике в школе;

2. оказать помощь учителям-предметникам, желающим использовать компьютеры в обучении.

Задачи курса :

1. подготовить будущего учителя информатики к методически грамотной организации и проведению занятий по информатике;

2. сообщить приемы и методы преподавания информатики, наработанные к настоящему времени;

3. обучить различным формам проведения внеклассной работы по информатике;

4. развить творческий потенциал будущих учителей информатики, необходимый для грамотного преподавания курса, поскольку курс ежегодно претерпевает большие изменения.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

1. понимать роль информатики в формировании всесторонне развитой личности;

2. знать основные концепции обучения информатике, а также программы и учебники, разработанные на их основе;

4. уметь использовать программную поддержку курса и оценивать ее методическую целесообразность;

6. уметь организовывать занятия по информатике для учащихся различных возрастных групп.

1. введение

2. цели и задачи обучения информатике в школе

4. базовый курс информатики

5. дифференцированное обучение информатике на старшей ступени школы

6. организация обучения информатике в школе

3. Связь методики преподавания информатики с наукой информатикой, психологией, педагогикой и другими предметами

Дисциплина «Теория и методика обучения информатике», являясь самостоятельной научной дисциплиной, вобрала в себя знания других наук: информатики, психологии, педагогики. Поскольку объектом изучения в курсе методики обучения информатике являются понятия информатики, курс учитывает их специфику, любое изложение материала проводится в соответствии с основными понятиями информатики: информация, модель, алгоритм.

При отборе методов и организационных форм работы в классе необходимо учитывать субъективные психологические характеристики учащихся, знания об этом предоставляет наука психология.

Методика является частью дидактики, которая в свою очередь является частью педагогики. Поэтому в ней используются методы исследования педагогики, выполняются законы и принципы дидактики. При обучении информатике используются все известные методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, а именно, обще дидактические методы обучения: информационно-рецептивные, методы проблемного изложения, эвристический, исследовательский и пр.

Формы организации занятий -- фронтальные, индивидуальные и групповые, или в другой классификации: лекция, беседа, опрос, экскурсия, лабораторная работа, практикум, семинар и т. д.

Можно установить связи методики преподавания информатики практически с любыми науками.

Преподавание информатики на современном уровне опирается на сведения из различных областей научного знания: биологии (биологические самоуправляемые системы, такие как человек, другой живой организм), истории и обществоведения (общественные социальные системы), русского языка (грамматика, синтаксис, семантика и пр.), логики (мышление, формальные операции, истина, ложь), математики (числа, переменные, функции, множества, знаки, действия), психологии (восприятие, мышление, коммуникации).

При обучении информатике необходимо ориентироваться в проблемах философии (мировоззренческий подход к изучению системно-информационной картины мира), филологии (изучение текстовых редакторов, системы искусственного интеллекта), математики и физики (компьютерное моделирование), живописи и графики (изучение графических редакторов, системы мультимедиа) и пр. Таким образом, учитель информатики должен быть широко эрудированным человеком, причем постоянно пополняющим свои знания

4. Индивидуальный мет од обучения

теория методика обучение информатика

Индивидуальное обучение - форма, модель организации учебного процесса, при которой: 1) учитель взаимодействует лишь с одним учеником; 2) один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обученности. Индивидуальное обучение в таком «чистом» виде применяется в массовой школе весьма ограниченно.

Индивидуальный подход - это:

1) принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности;

2) ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним;

3) учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения;

4) создание психолого-педагогических условий не только для развития всех учащихся, но и для развития каждого ребенка в отдельности.

Индивидуализация обучения - это:

1) организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся;

2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.

Технология индивидуализированного обучения - такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией». Однако технологии, ставящие во главу угла индивидуализацию, делающие ее основным средством достижения целей обучения, можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками целостной педагогической технологии.

Рассматривая индивидуальный метод обучения, необходимо обратить внимание на метод проектов. Метод проектов - это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

В современной отечественной педагогической практике и теории наиболее яркими примерами технологий внутри классной индивидуализации обучения являются следующие:

Технология индивидуализированного обучения Инге Унт;

Адаптивная система обучения А.С. Границкой;

Обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана В.Д. Шадрикова.

Технологии индивидуализации обучения представляют динамические системы, охватывающие все звенья учебного процесса: цели, содержание, методы и средства.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теория и методика обучения информатике и информационно-коммуникационным технологиям в школе. Методы организационной формы обучения. Средства обучения информатики. Методика преподавания базового курса. Обучение языкам программирования, обучающие программы.

    учебное пособие , добавлен 28.12.2013

    Методика преподавания информатики как новый раздел педагогической науки и учебный предмет подготовки учителя информатики. Представление числовой информации в компьютере. Особенности концепции проблемного обучения, его сущность, основные методы и функции.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2013

    Методика преподавания психологии в системе наук, связь с педагогикой. Предмет, цели и задачи. Методы обучения психологии. Современные тенденции развития образования. Характеристика процесса обучения и его связь с учением.

    методичка , добавлен 14.09.2007

    Пассивные и активные методы обучения на уроках информатики. Разработка план-конспекта с применением активных и пассивных методов обучения на уроках информатики. Выбор метода обучения школьников на уроках информатики, основные методики преподавания.

    курсовая работа , добавлен 25.09.2011

    Нормативные документы преподавания информатики. Нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания программы по информатике в школе. Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования.

    презентация , добавлен 19.10.2014

    Анализ учебных пособий по информатике: Угринович Н.Д., Макаров Н.В., Семакин И.Г. Методика преподавания темы "Циклы" в базовом курсе информатики. Применение методики построения алгоритмов по теме "Циклы" на конспекте урока и лабораторной работе.

    курсовая работа , добавлен 07.07.2012

    Интеграция информатики и математики как главное направление в повышении эффективности обучения. Методика применения программных средств к интерактивным урокам. Отбор учебного материала для электронного обучения математики и информатики в средней школе.

    дипломная работа , добавлен 08.04.2013

    Теория преподавания истории Древнего мира. Задачи курса. Требования к преподаванию истории в шестом классе и типы уроков. Современные подходы в методике преподавания истории Древнего мира. Применение нетрадиционных форм обучения в истории древнего мира.

    дипломная работа , добавлен 16.11.2008

    Основоположник методики обучения географии. Начало преподавания в России географической науки на рубеже XVII–XVII веков. Издание первого русского учебника. Ошибки периода исканий. Перестройка курса географии в школе, особенности процесса обучения.

    контрольная работа , добавлен 14.02.2012

    Определение, предмет, задачи, проблемы и методы методики преподавания математики. Связь ее с другими науками. История развития преподавания математики. Принципы дидактики в ее обучении. Содержание обучения математики. Математика как учебный предмет.