Что нужно студенту первокурснику. Советы студенту-первокурснику по адаптации в учебном заведении

Помните тот счастливый миг, когда вы, замирая от волнения, нашли свое имя в списке зачисленных? Поступил!!! Это был настоящий праздник! Но… праздники, как известно, кончаются быстро. За ними следуют будни. И вчерашнему школьнику не всегда легко вписаться в новую, студенческую жизнь. Вот вам полезные советы.

Совет первый

Не теряйтесь. В первые дни и даже недели учебы вы наверняка будете чувствовать растерянность, а то и подавленность – все вокруг незнакомое, народу тьма, никому до вас нет дела. Это неприятное, но совершенно нормальное состояние, связанное с адаптацией к новой обстановке, которое очень скоро пройдет. Но пока вы плохо ориентируетесь в хитросплетениях коридоров и нумерациях аудиторий, возьмите себе за правило выходить из дома (или общежития) минут на 10-15 раньше, чем того требует время на дорогу в Университет. Во-первых, не опоздаете на первое занятие, а во-вторых, не будете излишне нервничать.

Совет второй

Нужных людей нужно знать в лицо. Поэтому, в первые же дни «разведайте», где находится ваша деканат, загляните туда (не бойтесь, вас не съедят). Это поможет потом оперативно решать разные вопросы.

Совет третий

Расписание - это ваша Библия. Поэтому в первый же день найдите на факультете расписание занятий вашего курса и перепишите его. Не советуем пользоваться для этой цели первой подвернувшейся под руку тетрадью - листай их потом все подряд, пока наткнешься на нужную запись. В отличие от школьного расписание в Университете может меняться, поэтому не ленитесь заглядывать в него.

Совет четвертый

Не оттягивайте посещение библиотеки. Теоретически учебников должно хватать на всех студентов, но это только теоретически. На деле же действует принцип: «кто не успел, тот опоздал», и проигравшим, в этой гонке, достаются самые старые и потрепанные издания, а то и вовсе ничего. Узнайте, вдруг для вашего курса выделен специальный день и час записи в библиотеку. Если да, ни в коем случае его не пропустите. Если нет, выясните, когда библиотека начинает работать, и приезжайте минут за 20-30 до открытия, чтобы занять место в начале очереди. Заранее узнайте, что нужно иметь при себе, чтобы вас записали (обычно это студенческий билет и 1 фотография размером (3х4см). Не забудьте прихватить пару-тройку вместительных пакетов - книг может оказаться много.

Совет пятый

C блокнотом в руках обойдите корпус, в котором вы будете учиться, ознакомьтесь с расположением кабинетов структурных подразделений, аудиторий, которые могут вам понадобиться. Запишите дни и часы их работы. Поинтересуйтесь, до которого часа открыта столовая (буфет). Спешите свести знакомство с одногруппниками. Как правило, эти люди становятся вашими друзьями на всю жизнь. Все в тот же полезный блокнот запишите номера их телефонов и адреса электронной почты, особенно домашний (и мобильный) телефон старосты группы. Не стесняйтесь звонить сокурсникам, чтобы уточнить расписание, срок сдачи контрольных и рефератов и т.д.



Совет шестой

Запаситесь достаточным количеством тетрадей. Тот, кто, не желая «таскать лишнюю тяжесть», пишет все конспекты в одну тетрадь, совершает большую ошибку – готовиться к экзаменам по таким записям будет невероятно трудно. На обратной стороне обложки запишите фамилию, имя и отчество преподавателя, читающего предмет.

Совет седьмой

Позаботьтесь о том, чтобы в сумке всегда лежали «про запас» 1-2 ручки – паста в них имеет подлое обыкновение заканчиваться в самый неподходящий момент. На лекциях очень полезно иметь при себе ручку красного или зеленого цвета или цветной маркер – с их помощью вы сможете по ходу дела подчеркивать наиболее важные формулы и определения, ставить памятные знаки на полях, выделять новые термины и т.д. Для занятий иностранным языком заведите не одну, а несколько тетрадей: в самой толстой записывайте грамматические правила и прочную теоретическую премудрость, в тех, что тоньше, делайте упражнения. На всякий случай держите в сумке хотя бы одну чистую тетрадь – на что-нибудь пригодится.

Совет восьмой

Как можно быстрее научитесь конспектировать лекции. Это несложно, главное разработать систему символов и понятных вам сокращений. Все символы вместе с расшифровкой запишите на обратной стороне тетрадной обложки. Конспектируя, не экономьте на бумаге. Оставляйте в тетради поля для дополнительных заметок. Помните, что лекция – не диктовка, поэтому не нужно записывать за лектором слово в слово. Записывайте лекцию в виде тезисов.

Не расстраивайтесь, если у вас не сразу будет получаться. Ведение конспекта – особая наука, требующая тренировки. Постепенно вы ею овладеете. Если чувствуете, что безнадежно отстаете, оставьте в тетради свободное место - возможно, другие окажутся проворнее вас, и после лекции вы у них спишете, заполнив эти пропуски.

Совет девятый

Настройтесь на то, что подготовка к сессии начинается …. с первого занятия. Перед очередной лекцией не ленитесь хотя бы бегло просмотреть конспект предыдущей. Заодно выясните, много ли осталось совершенно темных мест. Если прояснить их не удается даже с помощью учебника, не стесняйтесь обратиться к преподавателю – лучше, если вы спросите его сейчас, чем он вас потом – на экзамене. Читать литературу нужно тоже начинать сразу. На семинарах не отсиживайтесь в уголке, а ведите себя активно – выступайте с дополнениями, уточнениями, задавайте вопросы. Если при этом не будете пропускать лекций и будете вовремя сдавать рефераты, имеете реальный шанс попасть в привилегированную касту «автоматчиков».

Совет десятый

Кроме того, хочется обратить ваше внимание на то, что в Университете вы сможете найти себе дело по душе: заняться общественной работой, наукой, танцами, пением, стать организаторами студенческих мероприятий, совершенствовать себя в каком-либо виде спорта и пр. Информацию обо всем этом вы можете получить от заместителя декана факультета по воспитательной работе, тьюторов по воспитательной работе, старост, членов студенческого комитета факультета, из объявлений, помещенных на информационных стендах.

И успехов Вам на первой и всех последующих сессиях!

1. Главное – стремиться вырабатывать свой индивидуальный стиль учебно-профессиональной деятельности, то есть совсем не обязательно быть «как все» или вообще «копировать» действия каких-то «особо одаренных» и «успевающих» студентов. Успехов в учебе можно достигать самыми разными способами. Поэтому само обучение в вузе – это одновременно и своеобразное «экспериментирование» с самим собой, тем более, что, как уже отмечалось ранее, главный предмет для любого ученика – это он сам как развивающийся, самоизменяющийся и рефлексирующий «субъект учебной деятельности». В дальнейшем опыт формирования своего индивидуального стиля может стать основой формирования в себе индивидуального стиля самой профессиональной деятельности.

2. Правила тактичного поведения и эффективного слушания на лекциях:
Слушать (и слышать) другого человека – это настоящее искусство, которое очень пригодится в будущей профессиональной деятельности психолога.

Если преподаватель «скучный», но Вы чувствуете, что он действительно владеет материалом, то скука – это уже Ваша личная проблема (стоит вообще спросить себя, а настоящий ли Вы студент, если Вам не интересна лекция специалиста?).

Существует очень полезный прием, позволяющий студенту-психологу оставаться в творческом напряжении даже на лекциях заведомо «неинтересных» преподавателях. Представьте, что перед Вами клиент, который что-то знает, но ему трудно это сказать (а в консультативной практике с такими ситуациями постоянно приходится сталкиваться). Очень многое здесь зависит от того, поможет ли слушающий говорящему лучше изложить свои мысли (или сообщить свои знания). Но как может помочь «скучному» преподавателю студент, да еще в большой аудитории, когда даже вопросы задавать неприлично?

Прием прост – постарайтесь всем своим видом показать, что Вам «все-таки интересно» и Вы «все-таки верите», что преподаватель вот-вот скажет что-то очень важное. И если в аудитории найдутся хотя бы несколько таких студентов, внимательно и уважительно слушающих преподавателя, то может произойти «маленькое чудо», когда преподаватель «вдруг» заговорит с увлечением, начнет рассуждать смело и с озорством (иногда преподаватели сами ищут в аудитории внимательные и заинтересованные лица и начинают читать свои лекции, частенько поглядывая на таких студентов, как бы «вдохновляясь» их доброжелательным вниманием). Если это кажется невероятным (типа того, что «чудес не бывает»), просто вспомните себя в подобных ситуациях, когда с приятным собеседником-слушателем Вы вдруг обнаруживаете, что говорите намного увереннее и даже интереснее для самого себя. Но «маленького чуда» может и не произойти, и тогда главное – не обижаться на преподавателя (как не обижается на своего «так и не разговорившегося» клиента опытный психолог-консультант). Считайте, что Вам не удалось «заинтересовать» преподавателя своим вниманием (он просто не поверил в то, что Вам действительно интересно).

Чтобы быть более «естественным» и чтобы преподаватель все-таки поверил в вашу заинтересованность его лекцией, можно использовать еще один прием. Постарайтесь молча к чему-то «придраться» в его высказываниях. И когда вы найдете слабое звено в рассуждениях преподавателя (а при желании это несложно сделать даже на лекциях признанных психологических авторитетов), попробуйте «про себя» поспорить с преподавателем или хотя бы послушайте, не станет ли сам преподаватель «опровергать себя» (иногда опытные преподаватели сначала подбрасывают провокационные идеи, а затем как бы сами с собой спорят). В любом случае, несогласие с преподавателем – это прекрасная основа для диалога (в данном случае – для «внутреннего диалога»), который уже после лекции, на семинаре может превратиться в диалог реальный. Естественно, не следует извращать данный прием и всем своим видом показывать преподавателю, что Вы его «презираете», что он «ничтожество» и т.п. Критика (особенно критика преподавателя) должна быть конструктивной и доброжелательной. Будущему психологу вообще противопоказано «демонстративное презрение» к кому бы то ни было (с соответствующими «вытаращенными глазами» и «фыркающим ротиком») – это скорее, признак «пациента», чем специалиста-человековеда...

Если Вы в чем-то не согласны (или не понимаете) с преподавателем, то совсем не обязательно тут же перебивать его и, тем более, высказывать свои представления, даже если они и кажутся Вам верными. Перебивание преподавателя на полуслове – это верный признак невоспитанности. А вопросы следует задавать либо после занятий (для этого их надо кратко записать, чтобы не забыть), либо выбрав момент, когда преподаватель сделал хотя бы небольшую паузу, и обязательно извинившись. Неужели не приятно самому почувствовать себя воспитанным человеком, да еще на глазах у целой аудитории?

3. Правила конспектирования на лекциях:
Не следует пытаться записывать подряд все то, о чем говорит преподаватель. Даже если студент владеет стенографией, записывать все высказывания просто не имеет смысла: важно уловить главную мысль и основные факты.

Желательно оставлять на страницах поля для своих заметок (и делать эти заметки либо во время самой лекции, либо при подготовке к семинарам и экзаменам).

Естественно, желательно использовать при конспектировании сокращения, которые каждый может «разработать» для себя самостоятельно (лишь бы самому легко было потом разобраться с этими сокращениями).

Стараться поменьше использовать на лекциях диктофоны, поскольку потом трудно будет «декодировать» неразборчивый голос преподавателя, все равно потом придется переписывать лекцию (а с голоса очень трудно готовиться к ответственным экзаменам), наконец, диктофоны часто отвлекают преподавателя тем, что студент ничего не делает на лекции (за него, якобы «работает» техника) и обычно просто сидит, глядя на преподавателя немигающими глазами (взглядом немного скучающего «удава»), а преподаватель чувствует себя неуютно и вместо того, чтобы свободно размышлять над проблемой, читает лекцию намного хуже, чем он мог бы это сделать (и это не только наши личные впечатления: очень многие преподаватели рассказывают о подобных случаях). Особенно все это забавно (и печально, одновременно) в аудиториях будущих психологов, которые все-таки должны учиться чувствовать ситуацию и как-то положительно влиять на общую психологическую атмосферу занятия...

4. Правила самостоятельной работы с литературой.
Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а для психологов – это также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:

Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; «не старайтесь запомнить все, что вам в ближайшее время не понадобится, – советует студенту и молодому ученому Г. Селье, – запомните только, где это можно отыскать» (Селье, 1987. С. 325).

Сам такой перечень должен быть систематизированным (что необходимо для семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности, то есть что может расширить Вашу общую культуру...).

Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время).
Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть.

При составлении перечней литературы следует посоветоваться с преподавателями и научными руководителями (или даже с более подготовленными и эрудированными сокурсниками), которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время...

Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).

Если книга – Ваша собственная, то допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные для Вас мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора (это очень хороший совет, позволяющий экономить время и быстро находить «избранные» места в самых разных книгах).

Если Вы раньше мало работали с научной психологической литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время (у кого-то – до нескольких недель и даже месяцев); опыт показывает, что после этого студент каким-то «чудом» начинает буквально заглатывать книги и чуть ли не видеть «сквозь обложку», стоящая это работа или нет...

«Либо читайте, либо перелистывайте материал, но не пытайтесь читать быстро... Если текст меня интересует, то чтение, размышление и даже фантазирование по этому поводу сливаются в единый процесс, в то время как вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном», – советует Г. Селье (Селье, 1987. – С. 325-326).

Есть еще один эффективный способ оптимизировать знакомство с научной литературой – следует увлечься какой-то идеей и все книги просматривать с точки зрения данной идеи. В этом случае студент (или молодой ученый) будет как бы искать аргументы «за» или «против» интересующей его идеи, и одновременно он будет как бы общаться с авторами этих книг по поводу своих идей и размышлений... Проблема лишь в том, как найти «свою» идею...

5. Правила подготовки к зачетам и экзаменам и корректного поведения при их сдаче преподавателям:

Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинарах), эта работа может занять много времени, но все остальное – это уже технические детали (главное – это ориентировка в материале!).

Сама подготовка связана не только с «запоминанием» (хотя некоторые преподаватели оценивают больше именно эту способность студента, и с этим приходится считаться...). Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей; это оправдывает себя лишь тогда, когда экзамен принимает преподаватель, способный оценить такой творческий подход студента, но ведь и преподаватели бывают разными... Поэтому студент обязательно должен все это учитывать и иногда все-таки оставлять свое «творчество» за рамками данного экзамена (надо быть реалистом, и не только при сдаче экзаменов).

Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» – это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно – это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем «тупое», «методическое» и «спокойное» поглощение массы (точнее – «кучи») учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то скорее всего, он и экзамены сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале. К сожалению, многие студенты даже в собственных конспектах часто ориентируются очень плохо.

Например, иногда мы проводили экзамены, разрешая пользоваться своими конспектами (и даже учебниками) во время самого ответа. Иногда нескольких секунд было достаточно, чтобы оценить, заглядывал ли студент в свои конспекты (и тем более, в книги) при подготовке к данному экзамену.

Как это ни парадоксально, но использование «шпаргалок» часто позволяет отвечающему студенту лучше демонстрировать свои познания (точнее – ориентировку в знаниях, что намного важнее знания «запомненного» и «тут же забытого» после сдачи экзамена).

Если у студента имеется сильное несогласие с тем, что преподаватель говорил на лекциях или с тем, что написано в учебниках, то существует правило: сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.

Если преподаватель, с точки зрения студента, необъективен, то у него есть формальное право потребовать проведение зачета с участием другого преподавателя, но иногда возникают проблемы, связанные с тем, что данный курс является «авторским», и другого квалифицированного преподавателя может просто не оказаться... Поэтому лучше все-таки находить взаимопонимание с данным преподавателем (обращение к иным экзаменаторам всегда рассматривается в вузе как редкое, очень нежелательное ни для кого «чрезвычайное происшествие» и лучше таких ситуаций самому студенту не организовывать, хотя всякое бывает...).

6. Правила написания научных текстов (рефератов, курсовых и дипломных работ):

Важно разобраться сначала, какова истинная цель Вашего научного труда (сообщить миру о своих идеях, просто «спихнуть» реферат по неинтересной для Вас проблеме, поупражняться в написании научных текстов и т.п.) – все это поможет Вам разумно распределить свои силы, время и главное, – чувства («стоит ли вкладывать душу в данную работу или не стоит»..).

Важно разобраться, кто будет «читателем» Вашей работы (заранее известный строгий и придирчивый «оппонент», доброжелательный научный руководитель, Ваши сокурсники, а может, работу, скорее всего, вообще никто даже не прочитает или всего лишь пролистают, посмотрят «по диагонали»...).

Как создать у себя подходящее творческое настроение для работы над научным текстом (как найти «вдохновение»)? Во-первых, должна быть идея, а для этого нужно научиться либо относиться к разным явлениям и фактам несколько критически (своя идея – как иная точка зрения), либо научиться увлекаться какими-то известными идеями, которые нуждаются в доработке (идея – как оптимистическая позиция и направленность на дальнейшее совершенствование уже известного). Во-вторых, важно уметь отвлекаться от окружающей суеты (многие талантливые люди просто «пропадают» в этой суете), для чего важно уметь выделять важнейшие приоритеты в своей учебно-исследовательской деятельности. В-третьих, научиться организовывать свое время, ведь, как известно, свободное (от всяких глупостей) время – важнейшее условие настоящего творчества, для него наконец-то появляется время. Иногда именно на организацию такого времени уходит немалая часть сил и талантов.

Естественно, писать следует ясно и понятно, стараясь основные положения формулировать четко и недвусмысленно (чтобы и самому понятно было), а также стремясь структурировать свой текст. Каждый раз надо представлять, что ваш текст будет кто-то читать и ему захочется сориентироваться в нем, быстро находить ответы на интересующие вопросы (заодно представьте себя на месте такого человека). Понятно, что работа, написанная «сплошным текстом» (без заголовков, без выделения крупным шрифтом наиболее важным мест и т, п.), у культурного читателя должна вызывать брезгливость и даже жалость к автору (исключения составляют некоторые древние тексты, когда и жанр был иной и к текстам относились иначе, да и самих текстов было гораздо меньше – не то, что в эпоху «информационного взрыва» и соответствующего «информационного мусора»).

Объем текста и различные оформительские требования во многом зависят от принятых в конкретном учебном заведении порядков.
Учеба в вузе – процесс очень непростой. С первых же сентябрьских дней на студента обрушивается громадный объем информации, которую необходимо усвоить. Нужный материал содержится не только в лекциях (запомнить его – это только малая часть задачи), но и в учебниках, книгах, статьях. Порой возникает необходимость привлекать информационные ресурсы Интернет.

Система вузовского обучения подразумевает значительно большую самостоятельность студентов в планировании и организации своей деятельности. Вчерашнему школьнику сделать это бывает весьма непросто: если в школе ежедневный контроль со стороны учителя заставлял постоянно и систематически готовиться к занятиям, то в вузе вопрос об уровне знаний вплотную.встает перед студентом только в период сессии. Такая ситуация оборачивается для некоторых соблазном весь семестр посвятить свободному времяпрепровождению («когда будет нужно – выучу!»), а когда приходит пора экзаменов, материала, подлежащего усвоению, оказывается так много, что никакая память не способна с ним справиться в оставшийся промежуток времени.

Поэтому студенту (а тем более студенту-психологу) следует знать о некоторых важных правилах организации деятельности, подсказанных наукой психологией.

Пришли холода. Пришла пора сказать «сайонара» теплым денькам, каникулам, моментам счастья и свободы (здесь следует минута молчания и скорбное выражение лица). Но до того, как забаррикадироваться в библиотеке и похоронить себя под сундуками знаний, прочитайте эту статью. Возможно, вам будут интересны кое-какие советы студентам-первокурсникам и выпускникам по подготовке к контрольным, тестированиям и экзаменам, действенность которых доказана наукой!

Итак, у нас насчиталось, по крайней мере, 22 крайне полезных совета для студентов, которые были многократно проверены, испытаны и доказаны наукой!

Учите, когда хотите спать

Сказки на ночь – для детей. Вместо того чтобы читать последнюю книгу о приключения Гарри Поттер, возьмите учебник по высшей математике.

Всего несколько минут изучения перед погружением в царство Морфея поможет усвоить даже невероятно сложный материал. Во время сна мозг укрепляет свежеполученные новые знания и запоминания.

Чтение учебного материала перед сном поможет быстро вспомнить все, что было прочитано прямо перед засыпанием.

Разделяй и властвуй

Новый метод обучения называется «разделенные повторения». Суть состоит в том, чтобы разбить всю информацию на мелкие кусочки, а затем изучать эти мелкие куски в течение длительного периода времени.

Не пытайтесь запомнить всю таблицу Менделеева в один присест. Старайтесь изучать несколько рядов из таблицы каждый день или просматривайте содержимое лекции или семинара, прежде чем приступить к чему-то новому.

Сочиняйте сказки

Среди самых странных практических советов будущим и настоящим студентам в учебе является следующий.

Ученые доказали, что лучшему запоминанию и освоению самого непонятного материала способствует фантазия. Если вам нужно запомнить мелкие детали, которые никак не хотят задерживаться в голове, придумайте к каждой детали некую совершенно сумасшедшую сказку, историю, легенду, которая поможет сделать эту деталь более значимой.

Например, вы пытаетесь запомнить порядок алгебраических вычислений (PEMDAS). Если вы все еще не знаете, что это такое, поясняем:

  1. Скобки | (Parenthesis)
  2. Экспоненты,степени | (Exponents)
  3. Умножение | (Multiplication)
  4. Деление | (Division)
  5. Прибавление | (Addition)
  6. Вычитание | (Subtraction)

Для запоминания порядка букв аббревиатуры можно придумать следующую историю:

Петя (P) ест (Е) макароны (М) в день (D) активного (А) солнцестояния (S).

Полина (Р) ерзала (Е) на матрасе (М) и дрожала (D) перед алчной (А) сволочью(S).

Постоянно двигайтесь

Исследования доказывают, что изучение одного и того же материала в разных в разные дни снижает вероятность забывания этого материала.

Каждый раз, когда мы перемещаемся (из библиотеки в кафе, из кафе на сиденье унитаза и т.д.), мы заставляем мозг формировать новые ассоциации с тем же материалом. А это способствует его более сильному закреплению в нашей памяти.

Переключайтесь

Не зависайте над одной и той же темой. Вместо того чтобы прилипнуть к одной непонятной теме и долбить ее до посинения, постоянно лавируйте между разными материалами за один присест.

Эта техника помогает найти и использовать правильную стратегию для нахождения решения проблемы на подсознательном уровне. Например, если у нас целый букет проблем, нам нужно разделить их на более мелкие, а затем каждую отдельную проблему разделить на более мелкие блоки, которые потом мы и начнем решать – это одна стратегия. Вторая стратегия – кроме разделения проблемы на более мелкие части есть еще и умножение проблем, добавления к имеющейся еще одной или нескольких проблем. Каждая из этих стратегий имеет право на существование, потому как разные мозги мыслят по разным алгоритмам. И вам нужно попробовать каждый из них, чтобы понять, каким образом и по какой схеме работает именно ваш мозг.

Тестируйте самого себя

Одним из лучших советов студентам (медикам, психологам или учащимся любых других специальностей) считается самопроверка. Опрашивание самого себя – прекрасный способ подготовиться к реальному испытанию.

И не бойтесь покрываться холодным потом, пытаясь вспомнить 37-го президента США (кстати, это Никсон): чем труднее вам будет вспомнить ответ в режиме проверки, тем более вероятно, что вы вспомните эту информацию в условиях реального тестирования или экзамена.

Пишите письма

Ну а точнее не письма, а просто пишите. Это делается вовсе не для того, чтобы улучшить ваши навыки чистописания.

Исследования показывают, что наш мозг будет более надежно сохранять информацию, если кроме услышания или прочтения мы будем еще и записывать ее, причем записывать вручную.

Начните переписывать в чистую тетрадку все важные лекции и семинары, которые.

Заставьте себя кричать


Чтение информации вслух заставляет сохранять ее двумя способами одновременно: путем ее осмотра визуально и путем ее прослушивания.

Внимание! Мы не можем гарантировать, что при применении этого совета студента колледжа или университета библиотекарь не вышвырнет вас вон из читального зала.

Давайте прервемся на кофе. В следующей статье мы с вами продолжим изучать способы усвоения и запоминания информации, доказанные наукой. А пока расслабьтесь и получите удовольствие от жизни. И если вашу жизнь пока омрачает срочное написание какого-либо вида учебных работ (контрольной, реферата, курсовой или дипломной работы), не переживайте – обращайтесь к нам, и все сделают по высшему классу.

Учеба и сессия

1. Какие дисциплины обычно вызывают наибольшую трудность?

По опыту кураторской работы можно сказать, что самые сложные дисциплины для студентов первого курса - химия и физика. Это связано с тем, что, во-первых, эти дисциплины имеют значительно углубленное содержание относительно школьной программы, а во-вторых, эти дисциплины отличаются высоким уровнем трудоемкости и большим объемом самостоятельной работы. Помимо этого, дисциплины включают в себя лабораторный практикум, специфика которого плохо знакома бывшим школьникам. Рассмотрим особенности данных дисциплин.

По химии сложность возникает при сдаче лабораторных работ. Во-первых, перед тем как Вас допустят к выполнению лабораторной работы, необходимо ответить на теоретические вопросы (сдать коллоквиум). Во-вторых, нужно выполнить саму лабораторную работу, а многие из них объемные и требуют много времени. И, в-третьих, нужно выполнить и сдать отчет по лабораторной работе. Пока не выполнена предыдущая работа, студент не допускается к сдаче коллоквиума по следующей. Таким образом, один не сданный вовремя коллоквиум может застопорить выполнение лабораторных работ на долгое время. Как избежать проблем по химии и что сделать, если они уже возникли? Во-первых, при необходимости лабораторные работы можно выполнить либо в дополнительное время, либо вместе с другой группой - договорившись с лаборантом. Во-вторых, у преподавателя, который ведет лабораторные работы, должны быть консультации, во время которых он принимает должников. Если Вы не успеваете сдать коллоквиум во время занятий, приходите на консультации. При изучении курса химии студентам следует помнить, что у каждого преподавателя учится большое количество студентов, «пробиться» к преподавателю на консультациях очень сложно. Поэтому работы следует выполнять своевременно и сдавать как можно раньше, не откладывать до окончания семестра.

По физике возникают проблемы и из-за сложности самой дисциплины, и из-за большого количества заданий, которые надо выполнить. Как и по курсу химии, лабораторные работы предусматривают предварительное изучение теоретического материала и получение допуска к выполнению лабораторной работы. Для успешного прохождения лабораторного практикума рекомендуется защищать отчеты по лабораторным работам на следующем занятии, не откладывать на «потом». Защита отчетов может происходить на консультациях преподавателя. Отработки лабораторных работ обычно проходят на последней неделе модуля. Запись на отработку лабораторных работ осуществляется у дежурного инженера кафедры. Практические занятия предусматривают решение задач, выполнение домашних заданий, контрольные работы. Тестирование по теоретической части у студентов первого курса может проводиться во время лабораторных работ на портативных PALM-устройствах. Запись на пропущенное тестирование происходит у дежурного инженера кафедры.

Для успешного обучения следует стараться вовремя проходить тестирование, выполнять лабораторные работы, домашние задания, типовые расчеты и др. Даже если не удается выполнить или сдать задание вовремя, не следует откладывать до окончания модуля (семестра). Необходимо посещать отработки и консультации. Преподаватель должен видеть вашу активность и целеустремленность.

Для накопления достаточного количества баллов по изучаемым предметам следует помнить об оценивании преподавателем личностных качеств студента - активности на занятиях, эффективном управлении временем и др. Качественная аудиторная и самостоятельная работа студента гарантирует высокую успеваемость.

2. Обязательно ли посещать все занятия?

Посещение практических и лабораторных занятий обязательно. Посещение лекций желательно. Если Вы не посещаете лекции, то тогда придется изучать конспект лекций по дисциплине самостоятельно. Следует посещать лекции, на которых преподаватель отмечает отсутствующих, дает тесты, выставляет баллы за посещение.

3. Что делать, если Вы по уважительной причине пропустили занятия у строгого преподавателя?

Лучше всего, если Вы подойдете к преподавателю, объясните ему, что Вы не могли присутствовать по уважительной причине, и спросите, как можно компенсировать свое отсутствие на занятии. Возможно, преподаватель вам даст дополнительное задание, возможно, предложит придти с другой группой, а возможно, скажет, что ничего не надо делать.

4. Что делать, если Вы постоянно не можете посещать занятия по конкретному предмету по уважительным причинам (работа, любимый кружок, и т.д.)?

Лучше всего, если Вы подойдете к преподавателю и спросите его, как можно компенсировать свое отсутствие на занятиях. Возможно, он предложит вам написать реферат, или даст дополнительное задание на экзамене, возможно, просто предложит изучать предмет самостоятельно по книгам. Если кто-то из вашей группы уже подходил к преподавателю, и он уже разрешил ему не ходить, не значит, что вся группа может не ходить на занятия, каждый должен подойти индивидуально.

Если Вы не можете посещать больше 30% всех предметов, возможно, вам стоит отказаться либо от учебы, либо от работы.

5. Что необходимо выполнить для успешной аттестации по предмету? Что является допуском к зачету (экзамену)?

Бально-рейтинговая система оценивания успеваемости студентов предусматривает непрерывное накопление баллов по предмету за выполнение предусмотренных лабораторных работ, практических заданий, тестирование и пр., а также посещение лекций и за личностные качества. Если аттестация по дисциплине происходит в виде зачета, студенту необходимо набрать от 60 до 100 баллов. Если аттестация по дисциплине происходит в виде экзамена, студенту необходимо набрать минимум 48 баллов и сдать экзамен как минимум на 12 баллов. Обращаем внимание, что для получения допуска к зачету (экзамену) студент должен не только набрать соответствующее количество баллов, но и выполнить все предусмотренные дисциплиной задания.

6. Что делать, если Вы не сдали экзамен?

В первую очередь нужно узнать, когда этот преподаватель будет принимать экзамен у других групп. Возможно, Вы сможете буквально на следующий день придти с другой группой, но это следуют делать, только если Вы твердо уверены, что хорошо подготовлены к экзамену. Кроме экзаменов по расписанию преподаватели обычно назначают специальное время для пересдачи. Нужно либо следить за объявлениями, либо спросить непосредственно у преподавателя. Если в Вашей или в параллельной группе есть студенты, которые тоже не сдали этот экзамен, старайтесь договариваться о пересдаче все вместе или обменивайтесь информацией. Для пересдачи надо взять направление в деканате. Срок действия направления - 3 дня, поэтому за направлением надо приходить непосредственно перед пересдачей.

7. Что делать, если после окончания сессии у Вас остались долги? Сколько экзаменов и зачетов должно быть сдано, чтобы не отчислили из института?

По правилам к концу сессии должны быть сданы все экзамены и зачеты. Однако, если несданных предметов не очень много (2-3), или если есть справки о болезни, то обычно назначается время для "доп. сессии", примерно 1 месяц. Решение об отчислении принимает деканат. Если у Вас есть долги, лучше всего подойти в деканат и обсудить свою конкретную ситуацию. Если у Вас есть справки о болезни, особенно о болезни во время сессии, то их обязательно нужно, во-первых, зарегистрировать в мед.кабинете (сразу после выздоровления) и, во-вторых, предъявить в деканате.

Разное

1. Какие обязанности должен выполнять староста?

Староста - это «лицо» группы. Староста занимается всеми организационными вопросами: ведет журнал группы, представляет интересы группы в деканате, решает общие вопросы с куратором группы, преподавателями, диспетчерами относительно расписания занятий, своевременно информирует группу, взаимодействует со студенческим советом и т.д.

2. Как записаться в библиотеку?

В библиотеке для каждой группы первого курса выделяется специальное время, в которое вся группа приходит и без очереди может записаться и получить необходимую литературу (не забудьте взять с собой список литературы!). Лучше всего, если староста заранее подойдет в библиотеку и узнает какое время выделено для группы. Если в выделенное время у Вас проходят занятия по расписанию, можно договориться о переносе.

3. Нужно ли брать форму на первое занятие по физкультуре?

Нет, не нужно. Первое занятие обычно организационное: распределение по спортивным секциям, знакомство с преподавателями и т.д.

4. Как доехать до здания на Вяземском пер.?

Проще всего доехать до станции метро Петроградская, а оттуда идти пешком, как указано на рисунке : вначале по Каменноостровскому проспекту в сторону Каменного острова, затем свернуть налево на ул.Профессора Попова, а затем направо на Вяземский пер.

5. Как купить проездной?

Нужно подойти в кассу метро со своим студенческим и с паспортом. Все студенты первого курса должны быть занесены в базу данных, из которой берут сведения в кассах метро. По всем вопросам, связанным с проездным необходимо обращаться в профком студентов (а.413, пр.Кронверкский, 49).

6. Что делать, если вашей фамилии нет в базе данных для проездных?

Нужно зайти в профком (а.413) не позднее 15 числа, и сообщить им о своих проблемах, тогда Вы получите карточку на следующий месяц.

7. Где взять справку родителям на работу?

Такие справки выдаются в деканате.

8. Когда будут платить стипендию?

Стипендию платят, начиная со 2 семестра, тем студентам, которые сдали предыдущую сессию без троек. Студенты, получившие все пятерки, получают повышенную стипендию. Если три сессии подряд сданы на одни пятерки, студент получает возможность участвовать в конкурсе на стипендию Ученого Совета Университета ИТМО. Если кроме хорошей учебы Вы занимаетесь научной деятельностью на кафедре, Вы имеете возможность участвовать в конкурсе на различные именные стипендии (Президента России, Правительства Российской Федерации, губернатора Санкт-Петербурга и др.).

9. Когда приходить на занятия по иностранному языку, если в расписании не указано время?

Для занятий по иностранному языку всех студентов вначале тестируют, а потом в зависимости от результатов тестов распределяют на группы с разными уровнями знания. После распределения для каждой группы (для каждого преподавателя) назначается свое время занятий. Расписание преподавателей должно быть вывешено около кафедры иностранных языков (ул.Чайковского, д.11).

Тестирование проходит на первой или второй неделе первого семестра, на информационном стенде университета или около деканата должно висеть объявление о времени тестирования. Если объявления нет, можно спросить об этом в деканате.

10. Что делать, если в аудитории, в которой у Вас занятия по расписанию, сидит другая группа и утверждает что занятия в это время именно у них?

В этом случае группа остается стоять около аудитории (чтобы Ваш преподаватель не подумал, что вся группа пропустила занятие), а староста выясняет вопрос. Скорее всего, либо ваша, либо другая группа перепутали расписание. Подойдите вначале к своему расписанию и убедитесь, что Вы все поняли правильно. Обратите внимание на различие четных/нечетных недель. Если ваше расписание верное, то посмотрите расписание той группы, которая претендует на вашу аудиторию. Если и там написана в то же время та же аудитория, то значит, в расписании произошла накладка. В этом случае надо подойти к диспетчеру, который составлял расписание (напротив ксерокса на 3 этаже) и сообщить ему об ошибке.

Доброго времени суток, уважаемый читатель! Скоро на учёбу - это факт. Многие школьники и студенты в последнюю неделю уходящих каникул едут всей семьёй за покупками. Поэтому мы решили, что вам будет интересно и полезно узнать список необходимых вещей для учёбы . Ведь сейчас есть огромное количество товаров, которыми завалены прилавки магазинов. А денег-то как всегда на всё не хватит.

Но зачем покупать всё подряд? Куда разумнее будет купить тот необходимый минимум, без которого трудно обойтись современному студенту. Однако в связи с тем, что цены в разных регионах разные, мы для большей объективности, решили совершить виртуальную покупку в одном их самых известных интернет-гипермаркетов России - OZON.RU

Список необходимых вещей для учёбы в ВУЗе

1. Сумка

Перед тем как перейти к трате денег, давайте определимся, что сегодня важно для студента в плане комфортной учёбы. В первую очередь, это конечно сумка. Ведь нужно же где-то носить конспекты с ручками Согласитесь, сумка для студента - это как зеркало его души. Какая сумка - такой и человек. Если на ней изображена группа «Алиса», то наверняка такой студент увлекается творчеством именно этой группы, а не слушает рэп или транс. Поэтому правильный выбор сумки для учёбы очень важен.

Наш выбор пал на следующие модели:

Можно даже конспекты писать, если есть желание. А что, зато потом текст будет легко читаем, проще находить информацию и т.д. Главное, успевать жмакать клавишами за диктованием преподавателя Поэтому время работы от батареи играет очень большую роль при выборе нетбука для учёбы. Вы же не собираетесь играть в «тяжёлые» игры в стенах университета? Вы не для этого туда ходите.

Соответственно при выборе нетбука мы руководствовались именно этой характеристикой. Также одним из основных параметров выбора был размер предполагаемой покупки. Нетбук должен быть компактным и удобным при ежедневных переносках.

Полазив по сайту Озона, мы остановились на этой модели: Acer Aspire One AOHAPPY2-N578Qb2b

Нетбук Acer Aspire One AOHAPPY2-N578Qb2b

Цена: 10590 руб.

OZON.ru — Acer Aspire One AOHAPPY2-N578Qb2b (LU.SFY08.019) | Intel N570 / RAM 2GB / HDD 320GB / noODD / 10.1" WSVGA LED / WiFi / BT3.0 / WebCam / Win7S (32) / 1,30кг | Acer | Ноутбук | Интернет-магазин электроники

Очень перспективная модель, которая наверняка придётся по душе студентам. Очень порадовала цена. 10000 рублей за 8 часов автономной работы и 2 Гб оперативной памяти - для нетбука - это очень хороший результат. Плюс молодёжный дизайн, который также играет немаловажную роль при выборе портативной техники. В общем, смотрите сами.

4. Принтер

Несомненно, принтер - это очень важная вещь, когда ты учишься в высшем учебном заведении. Почти каждую неделю студенту нужно распечатывать какой-нибудь доклад или реферат. Поэтому принтер у студента всегда работает как заведённый.

Обычным людям известно два основных типа принтеров - струйный и лазерный. В чём разница?

Струйный принтер больше подходит для печати качественных цветных фотографий. Так как студенту в основном приходится распечатывать только текстовые файлы, мы постарались подобрать для вас такую модель, которая была бы экономична в плане расходных материалов. Если вы печатаете текст, то вам нужен лазерный принтер. Сэкономите кучу денег!

Нам приглянулась модель принтера Brother HL-2035R . Он может быть и не очень красивый на внешний вид, но это не столь важно для принтера, согласитесь. Для него главное - стабильная и экономичная работа. А этим требованиям он вполне удовлетворяет.

Лазерный принтер Brother HL-2035

Цена: 3490 руб.

Струйный принтер HP OfficeJet Pro 8000 WiFi (CB047A)

Цена: 5069 руб.

Компактное решение, которое поместиться в тесной комнате студенческого общежития. Также дополнительным плюсом является наличие WI-FI модуля. Это очень удобно. Теперь вы не запутаетесь в проводах, когда вам будет нужно отправить файлы на печать. А, значит, будете чуточку счастливее!

Сколько нужно потратить денег на покупку необходимых товаров для учёбы?

Конечно, существует ещё масса товаров, без которых студент будет себя чувствовать некомфортно. Но, как мы уже говорили, в данной статье мы постарались рассказать вам о наиболее популярных вещах, без которых действительно трудно быть успешным студентом.

Теперь переходим к подсчёту наших затрат.

Итак, в среднем, сумка для учёбы = 2500 рублей, тетради 15×50 = 750 рублей, нетбук = 10500 рублей, принтер = 4500 рублей.

Итого: 18250 рублей

Да, чтобы быть укомплектованным по полной, нужно раскошелиться. Но наверняка у вас уже есть некоторые вещи дома из представленного списка. Поэтому для вас эта сумма будет значительно меньше…или больше. Кто знает, может быть вам нужен последний Ipad и ещё куча всяких прибамбасов

Только всегда помните, что покупая любую вещь, вы должны точно быть уверены, что она вам реально необходима для определённых целей. Если вы покупаете вещь только ради восторженных глаз окружающих (особенно это касается навороченных телефонов и другой техники), то сто раз подумайте, стоит ли в одну минуту спускать деньги, которые вы зарабатывали на протяжении всех летних каникул.

Будьте разумны в своих покупках! Тратьте деньги с умом!