Сообщение о дмитрии солунском. В чем помогает великомученик

Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках (современные Салоники, славянское название - Солунь). Шел третий век христианства. Римское язычество, духовно сломленное и побежденное сонмом мучеников и исповедников Распятого Спасителя, усиливало гонения. Отец и мать святого Димитрия были тайными христианами. В тайной домовой церкви, бывшей в доме проконсула, мальчик был крещен и наставлен в христианской вере. Когда умер отец, а Димитрий уже достиг совершеннолетия, император Галерий Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе и, убедившись в его образованности и военно-административных способностях, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области. Главная задача, возложенная на молодого стратега, состояла в обороне города от варваров и истреблении христианства. Интересно, что среди угрожавших римлянам варваров важное место занимали наши предки славяне, особенно охотно селившиеся на Фессалоникийском полуострове. Существует мнение, что и родители Димитрия были славянского происхождения. В отношении к христианам воля императора была выражена однозначно: "Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого". Император не подозревал, назначая Димитрия, какую широкую стезю исповеднических подвигов предоставляет он тайному подвижнику. Приняв назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и тотчас пред всеми исповедал и прославил Господа нашего Иисуса Христа. Вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, он стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. Составитель Жития, Метафраст, говорит, что он стал для Фессалоник в своей учительной ревности "вторым апостолом Павлом", потому что именно "апостол языков" основал когда-то в этом городе первую общину верующих ( , .). Святому Димитрию предназначено было Господом последовать за святым апостолом Павлом и в мученической кончине.

Когда Максимиан узнал, что вновь назначенный им проконсул - христианин, и многих римских подданных, увлеченных его примером, обратил в христианство, гневу императора не было границ. Возвращаясь из похода в Причерноморье, император решил вести армию через Фессалоники, полный желания расправиться с солунскими христианами.

Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: "Раздели богатство земное между ними - будем искать себе богатства небесного". А сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца.

Когда император вошел в город, вызвали к нему Димитрия, и он смело исповедал себя христианином и обличил неправду и суетность римского многобожия. Максимиан приказал заключить исповедника в темницу, и Ангел сошел к нему в узилище, утешая и укрепляя в подвиге. Между тем император предался мрачным гладиаторским зрелищам, любуясь, как его любимый силач, германец по имени Лий, сбрасывал с помоста на копья воинов побежденных им в борьбе христиан. Отважный юноша, по имени Нестор, из солунских христиан, пришел в темницу к своему наставнику Димитрию и просил благословить его на единоборство с варваром. По благословению Димитрия, Нестор, одолел молитвами святого угодника, свирепого германца и сбросил его с помоста на копья воинов, как убийца-язычник сбрасывал христиан. Разгневанный повелитель приказал немедленно казнить святого мученика Нестора (память 27 октября) и послал стражу в темницу - пронзить копьями благословившего его на подвиг святого Димитрия.

На рассвете 26 октября 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями. Верный служитель святой Лупп собрал на полотенце кровь святого великомученика Димитрия, снял с его пальца императорский перстень, знак высокого достоинства его, и также омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью святого Димитриям, святой Лупп стал исцелять недужных. Император повелел схватить и умертвить его.

Тело святого великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле. При святом равноапостольном Константине (306-337) над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь. Сто лет спустя, при строительстве нового величественного храма на месте ветхого, обретены были нетленные мощи святого мученика. С VII века при раке великомученика Димитрия начинается чудесное истечение благовонного мира, в связи с чем великомученик Димитрий получает церковное именование Мироточивого. Несколько раз почитатели солунского чудотворца делали попытки к перенесению его святых мощей или частицы их в Константинополь. Но неизменно святой Димитрий таинственно проявлял свою волю остаться покровителем и защитником родных Фессалоник. Неоднократно подступавшие к городу славяне-язычники бывали отогнаны от стен Солуни видом грозного светлого юноши, обходившего стены и внушавшего ужас воинам. Может быть, потому имя святого Димитрия Солунского особенно почитаемо в славянских народах после просвещения их светом Евангельской истины. С другой стороны, греки считали святого Димитрия как бы славянским святым по преимуществу.

С именем святого великомученика Димитрия Солунского связаны, по предуказанию Божию, первые же страницы русской летописи. Когда Вещий Олег разгромил греков под Константинополем (907), как сообщает летопись, "убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога". Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Более того, в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению - так сливался этот образ с душой русского народа.

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси. К началу 70-х годов ХI столетия относится основание Димитриевского монастыря в Киеве, известного впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. Обитель была построена сыном Ярослава Мудрого, великим князем Изяславом, в Крещении Димитрием († 1078). Мозаичная икона святого Димитрия Солунского из собора Димитриевского монастыря сохранилась до наших дней и находится в Государственной Третьяковской галерее. В 1194-1197 годах великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо, в крещении Димитрий, "создал церковь прекрасную на дворе своем, святого мученика Димитрия, и украсил ее дивно иконами и писанием" (т. е. фресками). Димитриевский собор и доныне является украшением древнего Владимира. Чудотворная икона святого Димитрия Солунского из иконостаса собора также ныне находится в Москве в Третьяковской галерее. Она написана на доске от гроба святого великомученика Димитрия, принесенной в 1197 году из Солуни во Владимир. Одно из ценнейших изображений святого - фреска на столпе Владимирского Успенского собора, принадлежащая кисти преподобного инока-иконописца Андрея Рублева. Почитание святого Димитрия продолжалось и в роду (память 23 ноября). Святой Александр назвал старшего сына в честь святого великомученика. А младший сын, святой благоверный князь Даниил Московский († 1303; память 4 марта), воздвиг в Москве храм во имя святого великомученика Димитрия в 1280-х годах, который явился первым каменным храмом в Московском Кремле. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите, он был разобран, а на его месте воздвигнут Успенский собор.

Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. На свитке (в более поздних изображениях) писали молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу о спасении родной Солуни: "Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей - с ними и я спасен буду, если погубишь - с ними и я погибну".

В духовном опыте Русской Церкви почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью защитника Родины и Церкви, великого князя Московского Димитрия Донского († 1389). "Слово о житии и о преставлении великого князя Димитрия Ивановича, царя русского", написанное в 1393 году, как и другие древние источники, ублажает его как святого. Духовный сын и воспитанник Митрополита Алексия, святителя Московского († 1378; память 12 февраля), ученик и собеседник великих молитвенников Русской земли - преподобных († 1392; память 25 сентября), Димитрия Прилуцкого († 1392; память 11 февраля), († 1394; память 28 ноября), великий князь Димитрий "о церквах Божиих весьма печаловался, а страну земли Русской мужеством своим держал: многих врагов, встающих на нас, победил и славный град свой Москву стенами чудными оградил". Со времен построенного великим князем Димитрием белокаменного Кремля (1366) Москва стала называться Белокаменной. "Процвела земля Русская в лета княжения его",- свидетельствует названное "Слово". Молитвами своего Небесного покровителя, святого воина Димитрия Солунского великий князь Димитрий одержал ряд блестящих военных побед, предопределивших дальнейшее возвышение России: отразил натиск на Москву литовских войск Ольгерда (1368, 1373), разгромил на реке Воже татарское войско Бегича (1378), сокрушил военную мощь всей Золотой Орды в битве на Куликовом поле (8 сентября 1380 г. в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы) между реками Доном и Непрядвой. Куликовская битва, за которую народ назвал Димитрия Донским, стала первым общерусским национальным подвигом, сплотившим вокруг Москвы духовные силы русского народа. Этому переломному событию русской истории посвящена "Задонщина", вдохновенная героическая поэма, написанная иереем Софонией Рязанцем (1381).

Князь Димитрий Донской был великим почитателем святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора - икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия. В память воинов, павших в Куликовской битве, установлена была для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года Преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии самого великого князя Димитрия Донского. С тех пор она ежегодно совершается в обители с торжественным поминанием героев Куликовской битвы, в том числе схимонахов-воинов Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби).

Иконописный подлинник

Византия. XII.

Эпистилион (фрагмент). Икона. Византия. XII в. Эрмитаж. Санкт-Петербург.

Киев. 1108-1113.

Вмч. Димитрий. Мозаика из собора Михайловского Златоверхого монастыря. Киев. 1108 - 1113 годы. 214.5 х 122. В 1935 снята со стены, а в 1938 передана в ГТГ. Москва.

Русь. XII.

Вмч. Димитрий. Икона. Владимиро - Суздальская Русь. Конец XII - начало XIII века. 156 х 108. Из Успенского собора города Дмитрова. С 1930 из Дмитровского музея поступила в ГТГ. Москва.

Великомученик Димитрий родился в городе Солуни в Греции. Родители, тайные христиане, крестили его и наставили в вере. Отец его, римский проконсул, умер, когда Димитрий достиг совершеннолетия. Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 году, назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалонийской области. Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере.

Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий - христианин. Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Император заключил проконсула в темницу и стал развлекать себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали и тащили на арену. Известный среди гладиаторов задорный Лий легко одолевал кротких христиан в сражении и, при ликовании озверевшей толпы, сбрасывал их на копья воинов.

Юноша Нестор, из христиан, навестил Димитрия в темнице, и Димитрий благословил его на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов. Нестора должны были наградить, как победителя, но вместо этого его казнили, как христианина.

По приказу императора темничная стража пронзила Димитрия копьями в 306 году. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле. Слуга Димитрия Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Его тоже казнили. В правление императора Константина Великого (324-337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, а через сто лет были обретены его нетленные мощи. При гробе великомученика Димитрия совершались чудеса и исцеления. В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене, и 100-тысячное войско осаждавших обратилось бегство. В другой раз святой спас город от голода. Житие святого Димитрия повествует, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни.

С VII века при раке святого Димитрия начало истекать благовонное и чудотворное миро, о чем писали современники. В XIV веке Димитрий Хризолог писал о нем: миро «по свойству своему не вода, но гуще ее и не похоже ни на одно из известных нам веществ... Оно удивительнее всех благовоний не только искусственных, но и по естеству созданных Богом». По этой причине великомученика Димитрия наименовали Мироточивым.

Одной из самых почитаемых святынь в православии является икона Дмитрия Солунского. Святого преднамеренно убили за его непоколебимую и ревностную веру в Христа. А образ его и по сей день помогает верующим людям обрести силу духа и покровительство Свыше.

Икона святого Дмитрия Солунского имеет огромное значение для Православной Церкви. В народе великомученика еще называют Вторым Апостолом Павлом . Святой является примером преданности Господу. Каждый верующий человек обретает покровительство и заступничество через молитвы к Дмитрию. Угодник Божий поможет вам не сбиться с пути, отыскать свое предназначение и справиться с любыми трудностями.

История жизни Дмитрия Солунского

Святой мученик родился в Греции, в семье православных верующих. Мальчик с детства обрел любовь к Господу, вел праведную жизнь и совершал добрые поступки. Его житие относится ко времени правления царей, которые являлись сторонниками богоборчества, считая Бога причиной зла в мире и осуждая его за это.

В 18 лет Дмитрий был назначен на должность военачальника императором государства. Главными требованиями на посту было защищать родные земли от врагов и убивать людей христианского вероисповедания. Великомученик пошел наперекор правилам и начал бороться с язычниками, проповедуя христианство. Когда правитель узнал о деяниях Дмитрия, он запер его в темнице. Но мученик не отказался от своей веры, еще больше восхваляя Господа . Он молился денно и нощно, без устали и печали. Император был зол на проповедника и предал его казни. Когда солдаты вошли в темницу, они увидели Дмитрия, сидевшего на коленях и читавшего молитву. Воины тут же пронзили святого копьями.

Тело Дмитрия Солунского было выброшено на съедение диким зверям, но местные жители втайне похоронили праведника. Через несколько лет на месте захоронения мученика был возведен храм, где произошло большое количество исцелений и чудес. Позднее были найдены и нетленные останки Дмитрия Солунского. Божий угодник умер за свою веру и любовь к Христу. Именно за крепость духа и свою праведность мученик был причислен к лику святых.

Где находится чудотворный образ сейчас

Икона благоверного Дмитрия Солунского украшает многие храмы нашей страны. Подлинный образ мученика хранится в Московской Третьяковской галерее. Также особенно почитаемый образ святого находится в храме Живоначальной Троицы на Воробьевых горах в Москве.

Описание иконы Дмитрия Солунского

Наиболее популярный образ заключает в себе изображение Дмитрия Солунского, сидящего на коне. Праведник вонзает копье во врага. На воротах города изображены стражи и простой народ, которые держат икону святого Дмитрия. Сверху иконы изображен Ангел, спустившийся с Небес и возлагающий на голову великомученика священный венец. В левом углу дает Свое благословение святому мученику.

Также известен образ, где Дмитрий изображен сидящим на царском престоле. На голове его — венец, а в руках он держит меч. Оружие в руках святого символизирует не только его отвагу, но поддержку и защиту Господа при земной жизни праведника.

В чем помогает чудотворный образ

Следует отметить, что святыня является символом храбрости и стойкости. Чудотворная икона выступает как покровительница всех воинов и солдат, сражающихся за защиту своей родины.Также перед иконой Дмитрия Солунского молятся об исцелении заболеваний, в особенности глазных болезней. Святой помогает обрести смелость и отвагу, выдержку, душевное спокойствие, крепость духа. Чудотворный образ блаженного способен защитить ваш дом от врагов и недругов, сохранить мир и гармонию в семье.

Дни празднования

Празднование в честь великого мученика Божьего проводится 8 ноября . Христиане любят и уважают святого Дмитрия. В этот день православные верующие с большим усердием воздают почести великому праведнику, вознося молитвы перед Его чудодейственным образом.

Молитва Дмитрию Солунскому перед иконой

«О, святейший мученик Божий, Дмитрий! Ты помощник наш и заступник всех христиан. Попроси у Царя Небесного искупления за грехи наши, ибо каемся мы и просим
прощения. Молим Тебя, Святой благоверный, избавь нас от болезней, войн, нападок недругов, огня, воды и насилия! Просим Тебя, Великий Дмитрий, защитить страну нашу от врагов и кровопролитий. Стань заступником всех христиан, убереги их от горя и ненависти! Придай нам сил, терпения, мужества и храбрости! Да наставь на путь истинных тех, кто сбился с дороги, ведущей к праведной жизни. И не покидай нас, Святейший мученик! Да восславим мы имя Твое! Да прибудет сила Твоя в нас, благоверный святой! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во веки веков. Аминь».

Блаженный Дмитрий Солунский является примером истинного праведника, смелого воина и верного раба Божьего. К его помощи взывают те, кто утратил веру в себя , в свои силы или просто сбился с пути. В силе святого направить вас по дороге, ведущей к счастью и единению с Господом. Мы желаем вам мира в душе, берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

С вятой великомученик Димитрий, сын благородных и благочестивых родителей, происходил из города Солуни, где отец его был воеводою. В то время нечестивый царь Максимиан воздвиг жестокое гонение на христиан. По этой причине благочестивые родители тайно воспитали Димитрия в истинной вере христовой.

После смерти отца святой Димитрий воспринял должность правителя города Солуни. Движимый ревностью к вере христианской, он стал открыто проповедовать и учить истинной вере жителей солунских, которые поклонялись идолам. За это, по повелению императора, святого Димитрия заключили в темницу. Здесь он удостоился посещения Ангела Христова, после чего еще сильнее возжелал подвига мученического. В темнице он был наставником в вере благочестивого Нестора, который пострадал мученически за Христа.

После жестоких мучений святой великомученик Димитрий был пронзен копьями.

От нетленных мощей святого впоследствии истекло миро, так что весь город наполнился благоуханием.

Особенно много чудесных знамений сотворил своим молитвенным предстательством св. Димитрий в Солуни, месте его мученического подвига и почивания честных мощей его.

Однажды произошел пожар в храме св. Димитрия, во время которого огонь расплавил серебряную сень над ракою, где почивали мощи великомученика. Архиепископ Солунский Евсевий возымел намерение восстановить сень, употребив для этой цели серебряный трон, стоявший в той же церкви и оставшийся неповрежденным во время пожара. Но намерение архиепископа, пока еще хранимое им втайне, не было угодно великомученику. Однажды святой явился в видении пресвитеру того храма Димитрию, человеку благочестивому, и сказал:

Иди и скажи епископу города: не дерзай переливать трона, который находится в моем храме.

Пресвитер передал повеление великомученика своему архипастырю. Тот был сначала поражен, так как полагал, что его намерение никому из посторонних не известно, но потом предположил, что пресвитер мог как-либо проведать его, и, усмотрев в словах пресвитера посягательство на его архипастырские распоряжения, сделал своему подчиненному строгий выговор. Чрез несколько дней архиепископ призывает к себе серебряных дел мастеров, чтобы распорядиться о переливке трона. В это время снова приходит к нему пресвитер Димитрий и говорит:

Святой великомученик снова явился мне, грешнику, в сонном видении и приказал сказать тебе: ради любви ко мне не переливай трона.

Архиепископ и на этот раз сурово отпустил пресвитера, но над словами его задумался и отложил переливку трона. Но чрез несколько дней снова взялся за свое намерение. Тогда в третий раз явился благочестивому пресвитеру св. великомученик и сказал:

Не унывайте! Я сам позабочусь о моем храме и городе, предоставьте мне самому попечение о том.

После этого архиепископ начал усматривать во всем этом знамение свыше и сказал окружающим:

Подождем немного, братие, ибо нам обещал свою помощь сам угодник Христов.

Не успел архиепископ кончить своей речи, как пришел один солунский гражданин, по имени Мина, и принес с собою 75 фунтов серебра в дар святому великомученику. При этом он сказал:

Часто святой Димитрий избавлял меня от опасностей и даже спасал от смерти. Давно я хотел уже сделать пожертвование на храм моего дивного заступника. Сегодня же с самого утра какой-то голос побуждал меня: ступай и сделай то, что задумал.

Мина пожелал чтобы серебро его было употреблено на сень ко гробу св. Димитрия. К его серебру присоединились пожертвования и других солунских граждан, и таким образом появилась возможность, не разрушая трона, отлить прекрасную сень для гробницы великомученика.

На Руси св. вмч. Димитрий Солунский издавна пользуется особенно благоговейным почитанием. О нем упоминает в своей летописи еще преподобный Нестор.

Удельные князья считали св. вмч. Димитрия своим покровителем и скорым помощником. Поэтому они старались приобретать в свое владение что-либо от мощей св. Димитрия. Так, княгиня Евфросиния Полоцкая привезла из Палестины крест, в котором в числе других святынь была заключена частица от мощей великомученика.

В 1198 году 10 января великому князю Всеволоду Юрьевичу была привезена во Владимир из Солуни икона св. вмч. Димитрия Солунского. С 1380 года икона эта хранится в московском Успенском соборе, в приделе св. великомученика Димитрия, имевшем особенно важное значение для русских князей и царей. Русские князья с особенной охотой давали своим старшим сыновьям имена в честь св. Димитрия Солунского и посвящали этому великомученику созидаемые ими монастыри и храмы. День памяти св. Димитрия в прежнее время на Руси считался большим праздником.

8 ноября Православная Церковь чтит память великомученика Дмитрия, названного Солунским. На Руси его считали «своим» святым, но где и когда он родился? Почему называется Мироточивым? За что Русь так полюбила святого? Почему перед днем его памяти была установлена Дмитриевская поминальная суббота? Об этом вы узнаете из нашей статьи.

Детство и юность великомученика

Великомученик Дмитрий Солунский родился в ІІІ веке в греческом городе Фессалоники (современные Салоники). На Руси этот населенный пункт называли «Солунь». Отсюда и название святого «Солунский» и многие версии о том, что великомученик был русским. Но они не соответствуют действительности.

В то время, когда жил Дмитрий, Фессалоники принадлежали к Римской империи, а отец святого был римским проконсулом. Так как христианство тогда еще не было официальной религией, родители тайно крестили сына в их домовой церкви и воспитывали мальчика в христианском духе.

Императоры того времени — Диоклетиан и Максимиан Галерий — поддерживали язычество и устраивали гонения на христиан. Если бы они знали, что проконсул в Фессалониках — последователь Христа, то отец будущего великомученика вряд ли остался на своей должности и умер своей смертью.

От службы на императора до казни — один шаг

Что требовалось от юного проконсула? Защита границ империи от внешнего врага, организация деятельности военных командиров. Но император поручил своему подданному и новое задание: бороться с христианами.

Дмитрий Солунский сделал все наоборот: стал язычников просвещать верой Христовой. Это был открытый вызов императору. Максимиан не потерпел такой дерзости и заключил проконсула в тюрьму.

Дмитрий прекрасно знал, что его ожидает за открытое исповедание христианства, и еще до темницы раздал все свое имущество. Не известно, сколько бы он провел в заключении, если бы не согласился на вторую дерзость. А смысл ее был вот в чем.

Император Максимиан устраивал гладиаторские бои, выставляя против христиан гордого супротивника Лия. Собственными силами его никто не мог победить. Но христианский юноша Нестор, надеясь на Божью помощь, пришел к заключенному проконсулу и попросил благословения. Дмитрий Солунский благословил Нестора и попросил у Господа помощи. Так юноша одолел надменного Лия, бросив его на воинские копья.

Максимиан отомстил за смерть своего любимца казнью Нестора. А когда узнал, от кого юноша получил благословение, приказал убить и его советчика.

8 ноября 306 года, с самого утра слуги Максимиана прибыли в темницу. Они застали Дмитрия за утренней молитвой и насмерть пронзили его копьями.

Как Дмитрий Солунский стал Дмитрием Мироточивым?

Тело святого, по замыслу императора, должны были съесть дикие звери. Но Господь этого не допустил. Святые мощи погребли христиане.
Слуга великомученика Лупп оставил себе в память о праведнике ризу в крови и перстень. Молитвой и прикосновением этих вещей он исцелял больных, за что также был убит императором-язычником.

Лишь с приходом Константина Великого, когда прекратились гонения за веру, над могилой великомученика построили храм. На этом место приходило множество людей, и Дмитрий Солунский многим помогал. Одним из них был вельможа Леонтий, который в первой половине V века воздвиг на этом месте большую церковь.

Во время строительства обрели и святые мощи. Они не только были нетленны, но и источали благовонное миро. По свидетельству византийского чиновника и историка Иоанна Скилицы, первое мироточение наблюдалось в 1040 году.

Как пишут очевидцы, миро истекало настолько обильно, что ампулы с ним привозили многие верующие, пребывавшие в Фессалониках. Но благовонную жидкость набирали не только христиане. Когда город захватили турки-мусульмане, они увозили с собой и миро от мощей святого, считая его лекарством от всех недугов. За чудотворение от мощей Дмитрий Солунский получил и второе название — Мироточивый.

Бывали и случаи сверхкощунственного отношения к святыни. Как пишет византийский историк Никита Хониат, скандинавы во время осаждения города в 1185 году тоже набирали миро. Жидкости было настолько много, что норманны черпали ее кастрюлями, готовили на ней рыбу и смазывали обувь.

В XIV веке совершилось иное чудо: из колодца в крипте, в которой пребывали мощи, потекла миро-вода. Когда выстроенный храм превратился в мечеть, мироточение из колодца прекратилось.

В наше время праведные останки Дмитрия Солунского не источают благовонную жидкость.

Великомученика почитает как Православная, так и Католическая Церковь. Длительный период (с начала ХІІІ века и до 1978 года) мощи пребывали в Италии, и только во второй половине ХХ века вернулись в родной город Салоники.

Почитание святого на Руси и Дмитриевская поминальная суббота

Во многих древнерусских храмах обязательно была икона Дмитирия Мироточивого с частичкой мощей. Откуда берет начало такое почитание? Еще со времен равноапостольных Кирилла и Мефодия. Просветители Руси после создания азбуки первым же делом перевели на славянский «Канон Димитрию Солунскому».

Очень часто храмы на Руси называли именно в честь святого. Пожалуй, самый интересный пример — Дмитриевский монастырь ХІ века в Киеве. Его построил сын Ярослава Мудрого Изяслав (крещенный как Дмитрий). Длительное время историки не могли понять, что с ним случилось, пока не пришли к версии: со временем его переименовали в Михайловский Златоверхий.

Первый каменный храм Московского Кремля, построенный в конце XIII века на средства князя Даниила Московского, также был освящен во имя великомученика Дмитрия.

При любой возможности русичи старались привезти в свои храмы частицы мощей праведника или ампулы с миром. Судя по количеству икон с мощевиками, им это удавалось.

Дмитрий Солунский также был запечатлен Андреем Рублевым на фреске Успенского собора во Владимире.

Многие русские князья называли своих старших сыновей именем этого святого (вспомните Юрия Долгорукого, Александра Невского или Ивана Грозного).

Покровитель воинов?

Так как святой при жизни занимался воинским делом, то на Руси его считали покровителем воинов. Особо чтил своего небесного покровителя Дмитрий Донской, с которым связана Дмитриевская поминальная суббота.

Осенью 1380 года войско князя Дмитрия победило в сражении с армией Золотой Орды. В память о павших воинах была установлена Дмитриевская поминальная суббота. Впервые ее отслужил Сергий Радонежский в субботу перед днем памяти небесного покровителя Дмитрия Донского. Сам князь присутствовал на поминовении.

Традиция поминать усопших перед праздником солунского святого сохранилась до наших дней. Этот день так и называется: Дмитриевская поминальная суббота.

О жизни святого рассказывается в предлагаемом видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще