Джавахарлал неру - биография, информация, личная жизнь. Введение

Неру родился 14 ноября 1889 г. в Аллахабаде. Его отец Мотилал Неру был одним из руководителей крупнейшей в стране партии Индийский национальный конгресс. Своего сына Джавахарлала (чьё имя переводится с хинди- «драгоценный рубин») он отправил в престижную английскую школу в Харроу. В 1912 году Неру окончил юридический факультет Кембриджского университета и вернулся в Индию. Он поселился в Аллахабаде и работал в адвокатской конторе отца.

Молодёжный лидер

Одновременно Неру стал одним из активистов ИНК, боровшегося за независимость Индии ненасильственными средствами. На родную землю он смотрел глазами человека, получившего европейское образование и глубоко усвоившего западную культуру. Знакомство с учением Ганди помогло вернуться на родную почву и синтезировать европейские идеи с индийской традицией. Неру, как и другие лидеры ИНК, исповедовал доктрину Махатмы Ганди. Колониальные власти неоднократно бросали Неру в тюрьмы, где он провёл в общей сложности около 10 лет. Неру принял активное участие в инициированной Ганди кампании несотрудничества с колониальными властями, а затем - в кампании бойкота британских товаров. Однажды полицейские пытались подбросить ему револьвер, но Неру с негодованием отшвырнул оружие прочь.

Председатель ИНК

В 1927 году Неру был избран председателем ИНК. В 1938 году численность партии возросла до 5 млн человек, увеличившись более чем в 10 раз. Но к тому времени обозначился раскол между индуистами и мусульманами. Партия последних - Мусульманская лига - стала выступать за создание независимого исламского государства Пакистан - «страны чистых».

Первый премьер-министр Индии

В 1946 году Неру стал вице-премьером Временного правительства Индии - Исполнительного совета при вице-короле Индии, а в июне 1947 года - первым главой правительства и министром иностранных дел и обороны независимой Индии. В июле 1947 года Всеиндийский комитет ИНК большинством голосов принял британское предложение о разделе Индии на два государства - Индийский Союз и Пакистан. 15 августа 1947 года Неру впервые поднял флаг независимой Индии над красным фортом в Дели. В феврале 1948 года Индию покинули последние контингенты британских войск. В 1947-1948 годах прошла война между Индией и Пакистаном из-за Кашмира. В результате треть спорного штата оказалась под контролем Пакистана, а основная часть была включена в состав Индии. Большинство индуистского населения доверяло ИНК. На выборах 1947 года соратники Неру завоевали 86% всех мест в парламенте. Неру удалось добиться присоединения к Индийскому Союзу почти всех индийских княжеств, 555 из 601. В 1954 году к Индии были присоединены французские, а в 1962 году - португальские анклавы на побережье. В январе 1950 года по инициативе Неру Индия была провозглашена светской и демократической республикой. Конституция Индии включала в себя гарантии основных демократических свобод и запрет дискриминации по признакам религии, национальности или касты. Система правления была президентско-парламентской, но основная власть принадлежала премьер-министру, избираемому парламентом. Парламент стал двухпалатным, состоявшим из народной палаты и совета штатов. 28 штатов получили широкую внутреннюю автономию, право на собственное законодательство и полицию, регулирование экономической деятельности. В дальнейшем число штатов возросло, так как было создано несколько новых штатов по национальному признаку. В ноябре 1956 года было создано 14 новых штатов и 6 союзных территорий. Все они, в отличие от старых штатов, были более или менее однородны в этническом отношении. Было введено всеобщее, прямое, равное и тайное голосование всех граждан, начиная с возраста в 21 год, и мажоритарная система представительства.

Внутренняя политика. Реформы в экономике и социальной сфере

Во внутренней политике Неру стремился примирить все народы Индии и индуистов с мусульманами и сикхами, враждующие политические партии, а в экономике - принципы планирования и рыночной экономики. Он избегал радикальных решений, и ему удавалось сохранять единство правой, левой и центристской фракций Конгресса, сохраняя в своей политике баланс между ними.

Неру провозгласил курс на создание в Индии общества «социалистического образца», что означало преимущественное внимание развитию государственного сектора экономики, поддержка мелкого предпринимательства, стремление создать общенациональную систему социального страхования. На первых всеобщих выборах, проведённых в 1951-1952 годах, Конгресс получил 44,5 % голосов и более 74 % мест в народной палате. В тоже время Неру был сторонником укрепления государственного сектора экономики. В резолюции о промышленной политике, которую Неру огласил на Учредительном собрании в апреле 1948 года, предусматривалось установить монополию государства в области производства вооружений, атомной энергии и железно-дорожного транспорта. В ряде отраслей, в том числе самолётостроении и некоторых других видов машиностроения, нефтяной и угольной промышленности, чёрной металлургии, государство оставляло за собой исключительное право на строительство новых предприятий. 17 важнейших отраслей промышленности были объявлены объектами государственного регулирования. В 1948 году был национализирован Резервный банк Индии, а в 1949 году был установлен государственный контроль за деятельностью частных банков. В 1950-е годы Неру осуществил отмену прежних феодальных повинностей в аграрном секторе. Помещикам было запрещено сгонять арендаторов с земли. Были также ограничены размеры помещичьего землевладения. На вторых всеобщих выборах в 1957 году ИНК во главе с Неру вновь одержал победу, сохранив абсолютное большинство в парламенте. Количество поданных за ИНК голосов возросло до 48 %. На следующих выборах в 1962 году партия Неру потеряла 3 % голосов, но, благодаря мажоритарной системе, сохранила контроль над парламентом в Дели и правительствами большинства штатов.

Внешняя политика

Неру, пользовавшийся большим авторитетом в мире, стал одним из авторов политики неприсоединения к политическим блокам. Ещё в 1948 году на съезде ИНК в Джайпуре были сформулированы основные принципы внешней политики Индии: антиколониализм, сохранение мира и нейтралитета, неучастие в военно-политических блоках. Одним из первых правительство Неру признало Китайскую Народную Республику, что, однако, не предотвратило острых пограничных конфликтов с Китаем из-за Тибета в 1959 и в 1962 годах. Неудачи индийской армии в начальной стадии конфликта 1962 года привели к нарастанию критики правительства Неру внутри страны и к отставке членов правительства, принадлежащих к левой фракции ИНК. Но Неру удалось сохранить единство партии.

Осенью 1949 года Неру посетил США. Этот визит способствовал установлению дружественных отношений, активному приходу в Индию американского капитала, развитию торгово-экономических связей. США видели в Индии противовес коммунистическому Китаю. В начале 1950-х годов был подписан ряд соглашений с США об экономической и технической помощи. Однако Неру отверг американское предложение о военной помощи в ходе индийско-китайского вооружённого конфликта 1962 года, предпочтя сохранить приверженность политике нейтралитета.

Он принимал экономическую помощь от СССР, но не стал советским союзником, а выступал за мирное существование государств с различным общественным строем. В 1954 году он выдвинул 5 принципов мирного сосуществования (панча шила), на основе которых год спустя возникло Движение неприсоединения. Эти принципы были впервые отражены в индийско-китайском соглашении о Тибете, по которому Индия признавала включение этой территории в состав КНР. Принципы панча шилы предусматривали: взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета, взаимное ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, соблюдение принципов равенства и взаимной выгоды сторон, мирное сосуществование. В 1955 году Неру нанёс визит в Москву и сблизился с Советским Союзом, в котором видел мощный противовес Китаю. По мере нарастания советско-китайских противоречий советско-индийские отношения становились всё более тесными, а уже после смерти Неру они фактически превратились в союзные.

Кончина

Неру умер 27 мая 1964 года в Дели от сердечного приступа. Согласно завещанию, его прах был развеян над священной рекой Ямуной.

Посмертные почести

В Москве близ МГУ стоит памятник Неру. Территория вокруг него зовётся среди студенчества «Джа». Площадь на пересечении Ломоносовского проспекта с проспектом Вернадского носит имя Джавахарлала Неру.

Литературная премия имени Джавахарлала Неру.

Стадион Джавахарлал Неру (Дели)

Первого премьер-министра освобожденной Индии встретил исключительно теплый прием в СССР. Он сошел с борта самолета, по очереди здороваясь со встречающими. Толпа москвичей, приветственно размахивая флажками и букетами цветов, неожиданно устремилась к иностранному гостю. Охрана не успела среагировать, и Неру оказался окружен. Продолжая улыбаться, он остановился и начал принимать цветы. Позднее в беседе с журналистами Джавахарлал Неру признался, что его искренне тронул такой незапланированный беспорядок во время его первого официального визита в Москву.

Происхождение и семья

Джавахарлал Неру (фото общественного деятеля есть в статье) родился в ноябре 1889 года в Аллахабаде, городе в индийском штате Уттар-Прадеш. Его родители принадлежали к касте кашмирских брахманов. Эта группа ведет свою родословную от первых брахманов с ведийской реки Сарасвати. Семьи представителей касты обычно были многодетными, а из-за высокой смертности среди женщин многие представители сильного пола практиковали многоженство. В семьях особенно ждали мальчиков, потому что считалось, что достичь мокши (освобождения из круговорота рождении и смертей, всех страданий и ограничений существования) можно только при кремации отца его сыном.

Матерью Джо Неру (так его для упрощения называли на Западе) была Сваруп Рани, отцом - Мотилал Неру. Отец Мотилала, Гангадхар Неру, был последним начальником стражи города Дели. Во время восстания сипаев в 1857 году он бежал в Агру, где в скором времени скончался. Тогда семью возглавили старшие братья Матилала - Нандалал и Бонсидхар. Матилала Неру рос в Джайпуре, штат Раджастхан, где его брат занимал должность главного министра. Затем семья переехала в Аллахабад, где молодой человек окончил колледж. Он решил продолжить образование в Кембридже.

Матилал Неру принимал участие в деятельности Национального конгресса Индии, он выступал за ограниченное самоуправление в рамках Британской Империи. Его взгляды значительно радикализировались под влиянием идеологии Ганди. Семья Неру, ранее ведущая западный образ жизни, отказалась от английской одежды в пользу домотканого платья. Матилал Неру был избран президентом партии, принимал участие в организации Конгресса Профсоюзов, пытался организовать крестьянское движение. Его дом в Аллахабаде, где росли дети Неру, быстро превратился в штаб-квартиру борьбы за национальное освобождение всей страны.

В семье Мотилала Неру и Сваруп Рани родилось трое детей. Первенцем стал Джавахарлал Неру, появившийся на свет в 1889 году. Через год родилась Виджая Лакшми Пандит, а еще через семь лет - Кришна Неру Хутисинг. Это была одна из самых известных семей в Индии. Джавахарлал Неру стал первым премьером освобожденной Индии, Виджая - первой индийской женщиной, которая заняла пост в правительстве. Кришна Неру Хутисинг занялась писательской карьерой, в чем преуспела не менее, чем ее родственники на политической арене.

Ранняя биография

Джавахарлал Неру получил начальное домашнее образование. Затем Мотилала Неру отправил своего сына, чье имя переводится как «драгоценный рубин» с языка хинди, в престижную школу в Большом Лондоне. В Великобритании Джавахарлал был известен как Джо Неру. В двадцать три года молодой человек окончил Кембридж. Во время обучения изучал юриспруденцию. Еще во время пребывания в Великобритании внимание Джавахарлала Неру привлекла деятельность Махатмы Ганди, возвратившегося из Южной Африки. В дальнейшем Махатма Ганди станет политическим наставником и учителем Неру. А пока после возвращения в Индию Джо Неру поселился в родном городе и приступил к работе в адвокатской конторе отца.

Молодежный лидер

Неру стал одним из активных деятелей Национального конгресса, который боролся за независимость страны ненасильственными методами. На родную землю он теперь смотрел глазами человека, получившего европейское образование и усвоившего западную культуру. Знакомство с Ганди помогло ему синтезировать европейские веяния с индийской национальной традицией. Джо Неру, как и другие члены Национального конгресса, хорошо знал доктрину Махатмы Ганди. Власти Великобритании неоднократно заключали активного деятеля в тюрьму. В общей сложности в заключении он провел около десяти лет. Неру принимал участие в кампании несотрудничества с колониальными властями, инициированной Ганди, а затем - в бойкоте английских товаров.

На посту председателя

В возрасте тридцати восьми лет Джо Неру был избран председателем ИНК. В том же году он приехал в СССР на празднование десятилетней годовщины Октябрьской революции вместе с женой Камалой, сестрой Кришной и отцом Матилалом Неру. За десять лет численность партии увеличилась более чем в десять раз, но к тому моменту уже четко обозначился раскол между мусульманами и индуистами. Мусульманская лига выступала за создание исламского государства Пакистан, Неру же заявлял, что считает единственным ключом к решению всех проблем социализм.

Первый премьер-министр

В конце августа 1946 года Джо Неру стал премьером Временного правительства страны - Исполнительного комитета при короле, а через год - первым главой правительства, министром обороны и иностранных дел освобожденной Индии. Джавахарлал Неру во главе правительства принял предложение Британской Империи о разделе Индии на два государства, а именно - Пакистан и Индийский Союз. Неру поднял флаг независимого государства над Красным фортом в Дели.

Последние контингенты британских войск покинули бывший доминион в начале 1948-го, но следующие два года были омрачены войной между Индией и Пакистаном за Кашмир. В результате в составе Индии оказались две трети спорного штата, остальные территории были включены в Пакистан. После этих событий большинство населения доверяло ИНК. На выборах в 1947 году соратники Джавахарлала Неру получили 86 % голосов в правительстве. Председателю удалось добиться присоединения практически всех индийских княжеств (555 из 601). Через несколько лет к Индии были присоединены сначала французские, а затем и португальские анклавы на берегу.

В 1950 году Индия была провозглашена светской республикой. Конституция включала гарантии всех основных демократических свобод, запрет дискриминации по признакам национальности, религии или касты. Основная власть в президентско-парламентской республике принадлежала премьеру, избираемому парламентом. Парламент состоял из палаты штатов и народной палаты. Двадцать восемь индийских штатов получили внутреннюю автономию и право на свободу в регулировании экономической деятельности, собственное законодательство и полицию. Число штатов в дальнейшем возросло, так как было создано несколько новых по национальному признаку. Все новые провинции (в отличие от старых штатов) имели более или менее однородный этнический состав.

Внутренняя политика

На посту премьер-министра Джавахарлал Неру стремился к примирению всех народов Индии и индуистов с сикхами и мусульманами, составляющими враждующие политические партии. В экономике он придерживался принципов планирования и свободного рынка. Джо Неру удавалось сохранять единство правой, левой и центристской фракций правительства, баланс в политике, избегая радикальных решений. Премьер предупреждал индийский народ, что нищету невозможно сразу же превратить в богатство, применив капиталистический или социалистический метод. Путь лежит через улучшение производительности труда, тяжелую работу и организацию справедливого распределения благ. Цитата Джавахарлала Неру о путях преодоления бедности стала лучиком надежды для многих миллионов граждан. Он верил, что непрерывного прогресса удастся достичь только с помощью планового социалистического подхода.

В любой краткой биографии Джавахарлала Неру всегда упоминается, что он подчеркивал свое стремление сгладить разнообразные классовые и социальные противоречия. Премьер-министр верил, что эту проблему можно решить путем мирного сотрудничества. Нужно пытаться сглаживать классовые конфликты, а не обострять их, чтобы не грозить людям борьбой и уничтожением. Неру провозгласил курс на создание социалистического общества, что означало поддержку мелкого предпринимательства, развитие государственного сектора, создание общенациональной системы соцстрахования.

На первых выборах в 1951-1952 годах Конгресс получил 44,5 % голосов, более 74 % мест в палате. Тогда Неру активно укреплял национальный сектор. В 1948 году он провозгласил резолюцию, согласно которой устанавливалась монополия государства на производство железнодорожного транспорта, атомной энергии и вооружения. В угольной и нефтяной промышленности, машиностроении и черной металлургии только государство могло создавать новые предприятия. Семнадцать ключевых областей промышленности тогда были объявлены национализированными. Также под национализацию попал Банк Индии, был установлен контроль над частными банками.

В аграрном секторе прежние были отменены только в пятидесятых годах. Помещикам теперь запрещалось отнимать у арендаторов землю. Также ограничивались размеры землевладений. На выборах 1957 года Неру снова победил, сохранив большинство в парламенте. Количество голосов возросло до сорока восьми процентов. На очередных выборах партия потеряла три процента голосов, но при этом сохранила контроль над правительствами большинства штатов и парламентом.

Внешняя политика

Джавахарлал Неру пользовался большим авторитетом на международной арене. Он же стал автором политики неприсоединения к различным политическим блокам. Основные принципы внешней политики освобожденной Индии были сформулированы им в 1948 году на съезде в Джайпуре: сохранение мира, нейтралитет, неприсоединение к военно-политическим блокам, антиколониализм. Правительство Джо Неру одним из первых признало КНР, но это не предотвратило острых конфликтов по поводу Тибета. Недовольство Неру внутри страны нарастало. Это привело к отставке членов правительства, которые принадлежали к левой фракции. Но Неру удалось сохранить пост и единство политической партии.

В пятидесятых-начале шестидесятых годов важным направлением работы парламента во главе с Неру была ликвидация анклавов европейских государств в Индостане. После переговоров с правительством Франции в состав независимой Индии были включены территории Французской Индии. После непродолжительной военной операции в 1961 году индийские войска заняли колонии Португалии на полуострове, а именно Диу, Гоа и Даман. Это присоединение было признано Португалией только в 1974 году.

Великий миротворец Джавахарлал Неру посетил Соединенные Штаты Америки в 1949 году. Это способствовало установлению доброжелательных связей, активному притоку в Индию американского капитала и развитию торгово-экономических отношений между странами. Для США Индия выступала противовесом коммунистическому Китаю. В начале пятидесятых между странами был подписан ряд соглашений о технической и экономической помощи, но Неру отверг предложение американцев оказать военную помощь в ходе конфликта Индии с Китаем. Он предпочитал сохранять приверженность политике нейтралитета.

Индия принимала экономическую помощь от Советского Союза, но так и не стала стратегическим союзником, а выступала за мирное сосуществование стран с разным политическим строем. В 1954 году Неру выдвинул пять принципов сосуществования в мире и согласии. На основе этого патча позже возникло Движение неприсоединения. Джавахарлал Неру кратко выдвинул такие тезисы: уважение суверенитета и территориальной целостности государств, ненападение, невмешательство во внутренние государственные дела, соблюдение принципов взаимной выгоды и мирное сосуществование.

В 1955 году премьер Индии нанес визит в Москву, в ходе которого сблизился с СССР. Он посетил Сталинград, Тбилиси, Ташкент, Ялту, Алтай, Магнитогорск, Самарканд, Свердловск (сейчас Екатеринбург). Джо Неру побывал на заводе «Уралмаш», с которым Индия после этого визита заключила контракт. Завод поставил в страну более 300 экскаваторов. По мере усиления противоречий отношения между СССР и Индией становились более хорошими, а после кончины Неру они фактически стали союзными.

Личная жизнь

В 1916 году, в день индуистского праздника, который знаменует приход весны, Неру взял в жены Камалу Каул, которой тогда было всего шестнадцать. Через год у них родилась единственная дочь. Джавахарлал Неру назвал дочь впервые встретилась с Махатмой Ганди всего в возрасте двух лет. Уже в восемь она организовала детский союз домашнего ткачества по его совету. Дочь Джавахарлала Неру Индира Ганди в Оксфорде в Англии изучала управление, антропологию и историю. В 1942 году она стала супругой - однофамильца, а не родственника Махатмы Ганди. Межрасовые браки считались кощунством по отношению к законам и традициям Индии, однако молодые люди поженились вопреки кастовым и религиозным барьерам. У Индиры и Фероза родились два сына - Раджив и Санджай. Дети находились преимущественно под присмотром матери и жили в доме деда.

"Любовница" лидера

Камаоа Каул умерла молодой, а Джо Неру остался вдовцом. Но в его жизни была и другая женщина, с которой он не связал себя узами брака. Джо Неру был глубоко связан с Эдвиной Маунтбеттен, женой лорда Луи Маунтбеттена - британского наместника короля в Индии. Дочь Эдвины всегда утверждала, что отношения между ее матерью и Неру всегда были исключительно платоническими, хотя у жены лорда Маунтбеттена был опыт внебрачных связей. При этом были найдены различные любовные письма, общественности тоже было известно, что эти двое любили друг друга.

Джавахарлал Неру был старше Эдвины на двенадцать лет. С четой Маунтбеттен их сдружили схожие либеральные взгляды. В дальнейшем супруга лорда сопровождала премьер-министра Индии в самых его рискованных поездках. Она ездила с ним в разные части страны, раздираемой религиозными противоречиями, страдающей от нищеты и болезней. Супруг Эдвины Маунтбеттен спокойно относился к этой связи. Его сердце было разбито после первой измены, но он был адекватным и разумным политиком, который осознавал масштаб личности Неру.

На прощальном обеде по поводу отъезда четы обратно в Великобританию Неру практически признался леди в любви. Народ Индии и так уже полюбил Эдвину. Но теперь она и Джо Неру жили в разных странах. Они обменивались письмами, наполненными нежностью. Послания женщина не скрывала от мужа, потому что они с Луи расстались. Тогда леди Маунтбеттен поняла, как сильно она успела полюбить Индию. Бывшую колонию для нее олицетворял именно Джавахарлал. Народ Индии тоже отмечал, как сильно постарел их лидер после отъезда Эдвины. Леди Маунтбеттен умерла в возрасте пятидесяти восьми лет в 1960 году.

Смерть Джо Неру

Отмечается, что здоровье Неру сильно пошатнулось после войны с Китаем. Он ушел из жизни в конце мая 1964 года в городе Дели. Причиной смерти Джавахарлала Неру стал сердечный приступ. Прах общественного, политического и государственного деятеля был развеян над рекой Ямуной, как и было указано в завещании.

Джавахарлал Неру (1889-1964) - выдающийся политический и государственный деятель Индии, лидер партии Индийский национальный конгресс. Выходец из брахманской семьи, он получил образование в английских колледжах и университетах.

В английских тюрьмах отсидел в общей сложности более 10 лет. В 1946 г.

Неру возглавил временное правительство Индии. С августа 1947 г., когда Индия стала независимым государством, идо своей кончины он был премьер-министром и министром иностранных дел Индии.

Важнейшие произведения Дж. Неру - «Автобиография», «Открытие Индии», «Взгляд на всемирную историю» (в трех томах), «Внешняя политика Индии. Избранные речи и выступления. 1946-1964» и некоторые другие - изданы на русском языке. Они дают общую картину его политических воззрений.

Можно выделить два основных этапа в развитии политических воззрений Дж. Неру. Первый этап - годы борьбы за независимость Индии. Второй этап - годы его премьерства, когда ему надо было принимать ответственные решения по различным вопросам внутренней и внешней политики и идеологически обосновывать их. «Политикам приходится иметь дело с повседневными проблемами, и они ищут немедленных решений. Философы думают о конечных целях и склонны утрачивать связь с обыденным миром и его проблемами. Ни тот, ни другой подход сам по себе не отвечает всем требованиям. Можно ли сочетать эти два подхода и действовать наподобие платоновских царей - философов?» - размышлял Неру в 1949 г.

С детских лет Неру впитывал в себя либерально-демократические представления Запада, с увлечением читал книги великих французских просветителей - Вольтера, Монтескьё, Руссо, а также книги с изложением демократического социализма и революционного марксизма. Читая о Европе, он думал о своей стране, как бы заново открывая ее для себя. «Индия была у меня в крови, - писал Дж. Неру, - и многое в ней меня инстинктивно глубоко волновало. И все же я подходил к ней почти как чужеземный критик, полный отвращения к настоящему и ко многим пережиткам прошлого, которые я наблюдал. Я пришел к ней в известной степени через Запад и смотрел на нее так, как мог бы смотреть дружественно расположенный европеец» .

В то же время почти всю свою жизнь Неру находился под сильным влиянием Ганди (не столько его идей, сколько уникальной личности), который прочно стоял на позициях защиты и сохранения индийских традиций.

Можно сказать, что политическое мировосприятие Неру сложилось под воздействием трех основных идеологических факторов: 1) индийской культуры и общественно-политической мысли, питавшихся традициями «древнеиндийского идеала» с ярко выраженной общедемократической и общегуманистической окраской; 2) западной либерально-демократической и социал-демократической мысли, делавшей главную ставку на реформы как на средство улучшения общества; и 3) марксизма - тоже западного учения, но делавшего главную ставку на пролетарскую революцию.

Свою задачу Неру видел не в том, чтобы выбрать одну из этих идеологий и дальше руководствоваться ею в своей борьбе, а в том, чтобы попытаться совместить их. Отсюда постоянные колебания Неру то в одну, то в другую сторону, наличие многих противоречий в его высказываниях. Но за ними - всегда ищущий, пытливый ум, недовольный собой и всем тем, что мешает решению жизненных ситуаций.

В известной статье «Основной подход», опубликованной в журнале «Проблемы мира и социализма» (№ 4, 1958 г.), теоретическом и информационном органе коммунистических и рабочих партий, издававшемся в Праге на 28 языках, Неру писал: «Я не претендую на то, что обладаю ясностью мышления или готов дать ответы на наши важнейшие проблемы. Могу только со смирением сказать, что я постоянно думаю об этих проблемах. Я мог бы даже сказать, что в известном смысле завидую тем, кто обладает неизменными идеями и избавлен от труда глубже заглядывать в сегодняшние проблемы. Исходят ли они из религиозной или идеологической точки зрения, их не тревожат умственные конфликты, которые всегда сопровождают великие переходные эпохи. И все же, хотя иметь установившиеся идеи и быть удовлетворенным ими очень удобно, их не следует рекомендовать, потому что это может привести лишь к застою и упадку».

В статье отмечалось также, что, несмотря на свои очевидные успехи, коммунизм потерпел неудачу частично из-за своей негибкости, а также из-за игнорирования некоторых существенных потребностей человека. Неру говорил о зреющих внутренних противоречиях социализма, подавлении свободы личности, приверженности к насилию, презрении к моральным и духовным ценностям .

Эта статья могла стать хорошим импульсом для обсуждения важнейших проблем социалистического строительства, развития теории, называвшейся марксизмом-ленинизмом. Но не стала. Коммунисты предпочитали говорить о «полной и окончательной победе социализма в СССР», о переходе от капитализма к социализму «во всемирном масштабе», а о своей теории - как о «единственно правильной» и «глубоко научной».

Что касается Неру, то после многих лет увлеченности марксизмом, положительных оценок теории и практики социалистического строительства в СССР, у него наступило явное разочарование в марксизме. В 40-х и особенно в 50-60-х гг. он стал говорить о религиозных аспектах коммунизма, о фанатиках этой новой веры, о том, что Советская Россия приспособила марксизм к своим нуждам, но ее толкование марксизма имеет мало общего с Марксом . Это были более чем неприятные и неприемлемые для СССР заявления, но в них было много правды. Тем не менее Неру не отказался от социалистической идеи. Будущее Индии он видел в «обществе социалистического образца» или в социализме демократического типа.

В резолюции 64-го съезда ИНК, состоявшегося в 1959 г., было записано, что «создание демократического общества должно быть ясно и единодушно поставлено перед народом в качестве цели планирования, и народу нужно объяснить все проявления социализма в смысле индивидуальных и совместных усилий, которых он требует» . В последние годы своей жизни Дж. Неру создал специальную группу «Социалистический форум», которая пыталась выработать основы политической и экономической программы партии, но ее усилия не увенчались сколько-нибудь заметным успехом. В январе 1964 г. ИНК принял программу «Демократия и социализм» (с тех пор термин «общество социалистического образца» стал постепенно исчезать из политического лексикона ИНК и заменяться термином «демократический социализм»), но и эта программа не решила всех теоретических проблем официальной социалистической ориентации Индии. Незадолго до смерти Неру признал, что «Конгресс не следует какой-либо определенной доктрине и не имеет ясного кредо» .

Несомненная историческая заслуга Дж. Неру состоит в том, что он заложил прочные основы демократического развития своей страны. В январе 1950 г. была принята Конституция Индии, закрепившая такие принципы политической организации общества, как республика, демократия, федерация, гражданские права. Она отменила все цензовые ограничения и сделала избирательное право всеобщим. Неру говорил: «Я верю в демократию, во-первых, потому, что считаю ее правильным средством достижения целей, так как это мирный метод; во-вторых, потому, что она освобождает человека от давления, с которым сопряжены для него другие формы правления». Он предупреждал, что «в сегодняшней Индии любые попытки отказаться от демократических методов были бы губительными и положили бы конец надеждам на близкий прогресс». В 1951 г. на основе этой Конституции впервые были проведены выборы в Парламент и законодательные собрания штатов. На выборах было зарегистрировано 59 партий, всем политическим движениям предоставлялась свобода агитации. Неру принял активное участие в избирательной кампании, внес большой вклад в победу ИНК, который в результате выборов обеспечил себе 45 процентов голосов в центре и 42 процента - в штатах.

Смелый шаг был сделан и в экономике, которая становилась планируемой, развивающейся в соответствии с государственными пятилетними планами, и смешанной, включающей частную собственность. Выступая за активное участие государства в хозяйственном развитии, Неру сформулировал основные принципы сосуществования и сотрудничества двух секторов смешанной экономики - государственного и частного: максимальное повышение производства всеми имеющимися средствами и недопущение скопления богатства и экономической власти в руках частных лиц. Была осуществлена аграрная реформа, упразднившая феодально-помещичью систему землевладения. Однако главная социальная проблема индийской деревни - наделение крестьян землей - осталась нерешенной.

Еще одной трудноразрешимой проблемой для Индии - страны многонациональной и многоязычной (население разговаривает на 12 языках и 220 диалектах) - был и остается национально-этнический вопрос. Решительно выступая за развитие всех наций и этнонациональных групп, Неру столь же решительно выступал против сепаратизма. Считая этнонациональные, религиозные, межобщинные и другие конфликты угрозой свободе и независимости Индии, он энергично боролся за ее единство и целостность. В отдельных случаях он допускал применение военной силы.

То же самое можно сказать о многолетней борьбе за освобождение португальских колоний на территории Индии - Гоа, Дамана и Диу. Когда в 1961 г. стало ясно, что Португалия не собирается уходить «восвояси», на эти территории были введены индийские войска. Операция завершилась быстро и с минимальными потерями для сторон.

Неру - один из идеологов и лидеров движения неприсоединения , которое в той исторической обстановке имело антиимпериалистическую направленность, способствовало укреплению политической независимости освободившихся стран. Он был в числе тех, кто выдвинул пять принципов мирного сосуществования в качестве основы отношений между азиатскими странами. Неру принял активное участие в работе Конференции 29 стран Азии и Африки, состоявшейся в апреле 1955 г. в Бандунге (Индонезия). В принятом единогласно заключительном коммюнике подчеркивалось, в частности, что право народов и наций на самоопределение является предпосылкой для полного удовлетворения всех основных прав человека и что культурное сотрудничество стран Азии и Африки должно развиваться.

Annotation

Эта книга видного политического и государственного деятеля, одного из лидеров национально-освободительного движения в Индии, ее первого премьер-министра Джавахарлала Неру была написана им в тюрьме в 1944 году, в момент, когда борьба за освобождение страны от колониального владычества близилась к победному завершению. В ней рассказывается об истории, драматических страницах освободительной борьбы, культуре, религии, быте и традициях Индии. Автор размышляет о важнейших проблемах жизни индийского народа.

Джавахарлал Неру

ПРЕДИСЛОВИЕ

Глава первая ФОРТ АХМАДНАГАР

Глава вторая БАДЕНВЕЙЛЕР, ЛОЗАННА

Глава третья ИСКАНИЯ

Глава четвертая ОТКРЫТИЕ ИНДИИ

Глава пятая СКВОЗЬ ВЕКА

Глава шестая НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Глава седьмая

Глава восьмая

ЗАКОН ОБ УПРАВЛЕНИИ ИНДИЕЙ 1935 г.

Глава девятая

Глава десятая СНОВА АХМАДНАГАРСКАЯ КРЕПОСТЬ

СТРУКТУРА ИНДИЙСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

ПОСТСКРИПТУМ

Джавахарлал Неру

Открытие Индии

ДЖАВАХАРЛАЛ НЕРУ

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Я счастлив, что моя книга «Открытие Индии» переводится на русский язык. Эта книга была написана двенадцать лет назад, когда я находился в тюрьме, а на большой части земного шара бушевала война. В книге отражены мои настроения и мысли того периода.

За последнее десятилетие в мире произошли крупные перемены и мы, кажется, уже далеко ушли от начала сороковых годов этого столетия. Но книга касается, главным образом, далекого прошлого Индии, и, быть может, она несколько облегчит понимание истории этой древней страны. Возможно также она поможет получить некоторое представление о событиях, которые оказали влияние на современное поколение Индии.

Я надеюсь через несколько дней посетить Советский Союз, эту великую страну, чтобы лично увидеть то, о чем я читал так много, и познать в какой-то мере те силы, которые содействовали созданию в наш век этой великой и обширной страны, оказывающей столь большое влияние на судьбы всего мира. Мне особенно приятно, что эта книга, созданная в уединении тюремной жизни, теперь выйдет в свет на русском языке.

Дшавахарлал Неру

Дели.

«Когда в мечтаньях сладких , молчаливых

Я вспоминаю о делах прошедших ...»

МОИМ КОЛЛЕГАМ И ТОВАРИЩАМ ПО ЗАКЛЮЧЕНИЮ В АХМА ДНАГАРСКОЙ ТЮРЬМЕ

С 9 АВГУСТА 1942 ГОДА ПО 28 МАРТА 1945 ГОДА.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга была написана мною в Ахмаднагарской тюрьме за пять месяцев, с апреля по сентябрь 1944 года. Некоторые из моих коллег, отбывавших заключение вместе со мной, оказали мне любезность, прочитав рукопись и сделав ряд ценных замечаний. Просматривая свою книгу в тюрьме, я учел эти замечания и внес некоторые добавления. Едва ли надо оговаривать, что никто из читавших рукопись не несет ответственности за то, что я написал, и вовсе не обязательно разделяет мои взгляды. Но я должен выразить глубокую благодарность моим сотоварищам по заключению в Ахмаднагарской тюрьме за наши бесчисленные беседы и споры, которые в значительной мере помогли мне уяснить для самого себя различные стороны индийской истории и культуры. Пребывание в тюрьме неприятно даже в течение короткого срока, не говоря уже о долгих годах. Но мне посчастливилось жить в тесном контакте с людьми выдающихся способностей и высокой культуры, чьи широкие гуманистические взгляды не омрачались даже бушевавшими в то время страстями.

В лице моих одиннадцати сотоварищей по Ахмаднагарской тюрьме весьма любопытным образом была представлена вся Индия. Они олицетворяли, каждый по-своему, не только политику, но и индийскую науку, как старую, так и новую, и различные стороны жизни сегодняшней Индии. Были представлены почти все основные существующие индийские языки, а также классические языки, оказавшие огромное влияние на Индию в прошлом и в настоящем, причем уровень знаний был часто высоко научным. Среди классических языков были: санскрит и пали, арабский и персидский; из современных - хинди, урду, бенгали, гуджарати, маратхи, телугу, синдхи и ория. Все это богатство было к моим услугам, и пользование им было ограничено лишь моими собственными возможностями. Хотя я питаю благодарность ко всем моим сотоварищам, мне хотелось бы особенно выделить маулана Абул Калам Азада, чья огромная эрудиция неизменно удивляла и восхищала меня, Говинда Баллабх Панта, Нарендра Дева и М. Асафа Али.

Прошел уже год и три месяца с тех пор, как я закончил эту книгу; некоторые ее разделы несколько устарели, ибо за это время произошло много событий. У меня было искушение внести в книгу добавления и исправления, но я не поддался ему. Да, собственно, я и не мог поступить иначе, ибо жизнь за стенами тюрьмы течет по-иному, и для размышлений и литературной работы нет времени. Я не мог даже перечитать написанное. Вначале я писал от руки, а после моего освобождения рукопись была перепечатана на машинке. Мне трудно было выбрать время, чтобы прочитать отпечатанный текст, и издание книги все откладывалось, пока на помощь мне не пришла моя дочь Индира, которая и сняла это бремя с моих плеч. Книга осталась такой же, как она была написана в тюрьме, без добавлений или изменений, кроме постскриптума в конце книги.

Я не знаю, какие чувства вызывают у других авторов их произведения, но когда я читаю что-либо написанное мною ранее, у меня всегда бывает какое-то странное ощущение. Это ощущение еще более усиливается, когда рукопись пишется в душной, ненормальной атмосфере тюрьмы, а читается потом на свободе. Я, конечно, узнаю свою книгу, но не полностью. Мне кажется, что я читаю нечто знакомое, написанное другим человеком, который был мне близок и все же был иным. Быть может, это связано с теми переменами, которые происходят во мне.

Такие же чувства вызывает у меня и эта книга. Она - моя и, вместе с тем, не совсем моя, поскольку сегодня я уже иной. Она представляет скорее некое мое прошлое я, которое уже ушло с целым рядом других я, существовавших какое-то время и исчезнувших впоследствии, оставив после себя одно лишь воспоминание.

Джавахарлал Неру.

Аианд Бхаваиу ^^.ллсюьаб&д j

(1889 – 1964 гг.)

Джавахарлал Неру родился 14 ноября 1889 года в семье, принадлежащей к высшей индуистской касте брахманов. Его отец – Молила Неру получил прекрасное образование, руководил своей адвокатской конторой, держал скаковых лошадей и владел фешенебельным домом с электрическим светом, бассейном, теннисным кортом и полем для крикета, что для Индии тех времен было верхом роскоши. Молила назвал его «Обитель радости» и часто принимал там гостей, среди которых была не только местная интеллигенция, но и англичане, уважавшие хозяина. Семью обслуживало несколько человек, так что жизнь будущего премьер-министра Индии протекала в безоблачной атмосфере.

В 1905-1912 годах Джавахарлал отправился учиться в престижную английскую школу Харроу, которую, в свое время, закончил Уинстон Черчилль, а затем продолжил образование в Кембриджском университете. Но, входя в число «золотой молодежи», Неру думал не только о развлечениях. Воспитанный в семье, где категорически осуждались кастовые различия, он все чаще задумывался о печальной судьбе своей родины – огромной страны, вынужденной служить придатком далекой метрополии. Он прекрасно осознавал экономическую отсталость Индии, которой двести лет командовали иноземцы. Результатом грустных мыслей стало вступление молодого человека в 1912 году в партию Индийский национальный конгресс (ИНК).

Закончив образование Неру возвратился домой, поступил в адвокатскую контору отца и начал активную политическую жизнь.

После Первой мировой войны в Индии поднялась волна сопротивления, которую возглавил Махатма Ганди. Среди его ближайшего окружения появился молодой адвокат Джавахарлал Неру, которого Отец нации считал своим другом и преемником.

Протесты против засилья англичан приняли форму ненасильственного сопротивления, согласно теории, разработанной Ганди. Люди отказывались сотрудничать с колониальными властями в любой форме, будь то работа на предприятии, где хозяин – англичанин, или покупка английских товаров. По всей стране запылали костры, на которых сжигались вещи, произведенные за границей.

Неру трудился как одержимый. Бывало, что он выступал на двенадцати митингах в день. В то время он был самым популярным членом Национального конгресса. На его выступления собирались гигантские толпы народа, который дал ему прозвище «Жемчужина Индии».

Джавахарлала во всем поддерживала семья. Его отец Матилал подарил свой дом партии, сестры сменили роскошные наряды на простую одежду, жена вместе со свекровью организовывала массовые демонстрации в родном Аллахабаде, и даже совсем юная дочь Индира (будущая любимица всего народа Индира Ганди) сожгла любимую куклу, сделанную во Франции.

В 1921 году Неру впервые арестовали за антианглийскую агитацию, а всего за свою жизнь он отсидел в тюрьме около десяти лет.

Радикальные взгляды Неру и его активная жизненная позиция способствовали выдвижению его на роль одного из лидеров левого крыла ИНК. С 1923 года он не раз избирался секретарем Исполкома, а затем генеральным секретарем партии.

В 1927 году Неру участвовал в Конгрессе угнетенных народов в Брюсселе, затем активно сотрудничал с созданной на этом конгрессе Антиимпериалистической лигой.

В 1946 году Неру вошел во временное правительство Индии в качестве вице-премьера (премьер-министром считался вице-король лорд Маунтбаттен) и министра иностранных дел. Руководил работой Межазиатской конференции в Дели.

В 1947 году по плану Маунтбаттена Индия получила независимость, но при этом была разделена на индуистский Индийский Союз и мусульманский Пакистан. С этого момента и до самой смерти Неру бессменно занимал пост премьер-министра и министра иностранных дел.

Раздел страны проходил «по живому»: погибло много народа, огромные массы населения снимались со своих мест, чтобы переехать в другую страну, разрушились десятилетиями налаживаемые экономические и культурные связи. Неру делал все возможное, чтобы наладить мирную жизнь, но вскоре случилось непоправимое: индуистский религиозный фанатик убил Махатму Ганди, который призывал сограждан к веротерпимости. Гибель друга потрясла Неру и показала всю хрупкость достигнутого мира.

В это трудное время и особенно после смерти Сталина Индии очень помогал огромными кредитами Советский Союз, где начался «индийский бум»: один за другим на экраны выходили индийские мелодрамы, где блистал Радж Капур, в газетах печатались новости из этой далекой экзотической страны. Когда Неру в 1955 году приехал в Москву, полгорода высыпало ему навстречу. Люди махали руками, дарили цветы, радостно улыбались… Так не встречали ни одного политика ни до, ни после индийского гостя.

В апреле 1958 года Неру выразил желание временно отойти от дел, чтобы «собраться с мыслями», однако отказался от своих планов и остался на посту премьер-министра.

В 1962 году пограничный спор Индии с Китаем едва не привел к большой войне, одним из поводов к которой послужило предоставление индийским правительством убежища далай-ламе, который бежал из Тибета после захвата его китайскими войсками. Стороннику ненасильственных действий пришлось занять жесткую позицию и заявить, что Индия готова оказать отпор агрессору.

В последние годы жизни Джавахарлала Неру ему оказывала огромную помощь его дочь – Индира Ганди, к тому времени успевшая выйти замуж за однофамильца его погибшего друга. Кстати, ее замужество вызвало в обществе скандал, потому что ее супругом стал парс, а не индус, но Неру поддержал свою дочь.

Умер Неру в Нью-Дели 27 мая 1964 года, завещав придать его прах земле. Народ Индии выполнил последнюю волю своего любимца. После кремации, его прах был развеян с самолетов над страной, которой он отдал всю свою жизнь.

Среди его книг – «Взгляд на мировую историю», «Автобиография», «К свободе» и «Открытие Индии».

Цитаты из Джавахарлала Неру:

«Война является отрицанием истины и гуманности. Дело не только в убийстве людей, ибо человек должен так или иначе умереть, а в сознательном и упорном распространении ненависти и лжи, которые мало-помалу прививаются людям».

«О свободе надо судить по степени свободы самых низших».

«Человек, старающийся прикрыть свою слабость громкими фразами и благородными принципами, невольно вызывает подозрение».