Библия онлайн. Притча о злых виноградарях

Ответы Иисуса Христа на вопросы: о подати кесарю, о воскресении мертвых и вопрос Спасителя к фарисеям о Божественном достоинстве Мессии - Христа.

Беседуя в храме, Господь Иисус Христос, обращаясь к первосвященникам, книжникам и старейшинам народа, сказал им такую притчу.

"Был некоторый Хозяин дома, Который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.

Когда же приблизилось время плодов, Он послал своих слуг к виноградарям, чтобы взять Свои плоды. Но виноградари, схватив слуг Его, одного избили, другого убили, а иного побили камнями.

Еще послал Он других слуг, больше прежнего. Но и с ними поступили так же.


Наконец, послал Он к ним единственного Сына Своего, возлюбленного, говоря: "постыдятся они Сына Моего".

Но виноградари, увидев Сына, стали говорить между собой: "это наследник. Пойдем, убьем Его, и завладеем наследством Его". И, схватив Его, вывели вон из виноградника и убили".


Сказав эту притчу, Спаситель спросил их: "итак, когда придет Хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?"

Они ответили Ему: "злодеев этих предаст злой смерти; а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать Ему плоды во времена свои".

Господь Иисус Христос подтвердил ответ их, сказав: "Потому говорю вам, что отнимется от вас Царство Божие, и отдано будет народу, приносящему плоды его".

Тогда первосвященники и фарисеи с книжниками поняли, что Спаситель говорил про них. В ярости они хотели Его схватить, но побоялись народа, потому что народ почитал Его за пророка.

Объясняется эта притча так. Хозяин дома , это Бог. Виноградник это народ еврейский, избранный Богом для сохранения истинной веры. Ограда виноградника - Закон Божий, данный через Моисея; Точило , куда стекал сок винограда - жертвы (в Ветхом завете, прообразовавшие крестную жертву Иисуса Христа); башня - храм иерусалимский. Виноградари - первосвященники, книжники, начальники еврейского народа. Слуги Хозяина - Св. Пророки. Сын Хозяина - Сын Божий Господь наш Иисус Христос. Стоявшие во главе еврейского народа первосвященники, книжники и начальники получили власть для того, чтобы приготовить народ к принятию Спасителя, а они употребляли эту власть только для своей выгоды. Бог посылал к ним пророков, но они гнали и убивали их. Так они оказались пророкоубийцами, а потом и убийцами апостолов. Спасителя же своего они отвергли и, выведя из своего города, распяли. И потому отнято было от них Царство Божие и отдано народу иному, Церкви Христовой, составившейся из язычников.

Царство Божие дано будет народу, приносящему плоды его

Мф. 21, 43

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие о Господе братья и сестры!

Будучи спрошен фарисеями о том, кто дал Ему власть совершать чудеса, Сын Божий ответствовал им страшной притчей о злых виноградарях. Спаситель поведал о неком владетеле, насадившем виноградник и доверившем его работникам, дабы те усердно трудились и отдавали хозяину должную часть урожая. Но виноградари задумали присвоить себе чужое достояние: они стали гнать, побивать камнями, убивать слуг, которых хозяин виноградника посылал, чтобы взять плоды. Наконец долготерпеливый владелец собственного сына своего послал к ним, надеясь усовестить их этим, говоря: постыдятся сына моего (Мф. 21, 37). Но и сына его умертвили эти бессердечные и коварные люди, думая завладеть наследством.

Рассказав эту притчу, Спаситель вопросил окружавших Его вождей народа израильского: когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? (Мф. 21, 40). И они отвечали: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои (Мф. 21, 41). Так жестокие и духовно слепые законники изрекли приговор самим себе.

В притче о злых виноградарях прикровенно содержалась история народа израильского и пророчество о ближайшем его будущем. Под хозяином виноградника разумеется Сам Бог Вседержитель, под слугами его – ветхозаветные пророки и праведники, под сыном его – Иисус Христос, Сын Божий Единородный.

Некогда Господь для служения Себе избрал израильский народ, произошедший от великого праведника, патриарха Иакова. Этому-то народу Всемогущий и доверил Божественный виноградник Откровения Своего, дабы принесены были Ему обильные плоды веры и праведности.

Но лукавыми и жестоковыйными виноградарями оказались израильтяне. Книги Ветхого Завета переполнены свидетельствами об их косности и неблагодарности, жестокости и пороках. От сыновей патриарха Иакова, коварно продавших в рабство своего брата Иосифа, потянулась цепь преступлений. Израильтяне роптали на пророка Моисея, выведшего их из плена египетского, роптали на Самого Господа, питавшего их в пустыне небесной пищей. В виду святой горы Синай, с которой спускался боговидец Моисей с врученными ему от Господа скрижалями Завета, предавались эти безумцы идолослужению и разврату. Многократно воздвигал среди них Господь духоносных Своих пророков, дабы обличить их и вернуть на путь праведности, но они не слушали, гнали и убивали этих слуг Божиих. Один из последних ветхозаветных пророков, Михей, восклицает: Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть (Мих. 7, 2). И вот, в довершение всех непотребств и злодеяний – отрубленная голова величайшего праведника Ветхого Завета Иоанна Крестителя на блюде перед бесстыжей плясуньей Иродиадой и хохочущими гостями царя Ирода.

В пору наступления полноты времен, сошествия в мир Сына Божия, нечестие израильского народа достигло крайних пределов. В самом наименовании главенствующего колена Израилева, иудеев, слышалась уже не память о наследнике благословения Иуде, сыне Иакова, а предвестие близкого предательства Иуды Искариота. Самым ужасным в сознании тогдашнего иудейского народа было то, что учителя его впали в сатанинскую гордыню, втайне считая не Господа, а самих себя хозяевами виноградника Божия. «Гордость есть мать пороков, от которой и диавол сделался диаволом, не быв прежде таковым», – говорит святитель Иоанн Златоуст. И надменные иудейские первосвященники дерзнули осудить Сына Божия, а соблазненный ими народ кричал: Распни Его! Так совершилось неслыханно чудовищное преступление – богоубийство.

На иудейском народе сбылось предсказание о злых виноградарях. Вскоре римляне взяли штурмом и разрушили считавшийся неприступным Иерусалим, а от величественного Иерусалимского храма не осталось камня на камне, была вспахана сама земля, на которой стоял этот храм. Уцелевшие иудеи потеряли родину, рассеялись по всему миру. Утратил этот народ и Божественное Откровение, растворив Ветхий Завет в жестоких и гордых писаниях Талмуда, в бесовской магии Каббалы. По слову преподобного Нила Синайского, «гордость есть опухоль души, наполненная испорченной кровью». В руках гордецов нельзя было оставлять виноградник Господень, чтобы плоды его не подверглись той же порче.

Для очищения насажденной Богом святыни потребовалось невместимое умом человеческим, страшное Таинство. На сухое древо креста Сын Божий вознес Пречистое Тело Свое, дабы Пречистою Своей Кровью оживотворить иссохший во грехах род человеческий. Сладчайшим соком этой Божественной лозы, Кровью Спасителя в Таинстве Причащения питаются с той поры и даже доселе поколения христиан.

Богатый плод принес Господу обновленный виноградник Его, Святая Церковь Христова. Почва этого удела Божия полита кровью мучеников и слезами молитвенников, воздух напоен ароматом священных песнопений и мыслей святоотеческих. Однако и на этой благодатной почве растут порой хищные сорняки, и здесь встречаются нерадивые виноградари, и сюда вторгаются дышащие злобой разбойники.

Кто-то из нас, слушая притчу о злых виноградарях, может подумать: «Это относится только к древним иудеям, а меня это не касается». О, если бы это было действительно так! Но увы, дорогие братья и сестры, каждый из нас может оказаться и зачастую оказывается одним из тех злых виноградарей, которым грозит кара Господня.

В одном из своих богодухновенных слов святой праведный Иоанн Кронштадтский задается вопросом: «Одни ли иудеи распяли Иисуса Христа?», – и горький плач вызывает ответ на этот вопрос: «Приди каждый из нас ко гробу Господа и Спасителя и плачь над этими язвами, над всеми поругательными мучениями этого Агнца Божия, вземлющего грехи всех. Язвы эти – наше дело. Иудеи неблагодарные, лукавые, строптивые и злые сделали ужасное дело однажды навсегда, и хотя против своей воли, – на благодеяние и спасение всему миру, всякой душе верной. А мы делаем это каждый день, каждый час. Мы распинаем Господа грехами своими: грешим и не чувствуем грехов своих; грешим и не перестаем грешить. Мы согрешили, а Отец Небесный предаде Его грех ради наших (Ис. 53, 6)».

В 1901 году Господь открыл праведному Иоанну Кронштадтскому, какое воздаяние ожидает Россию за умножающийся грех того времени. В явленном святому Иоанну видении за цифрами «1913, 1914, 1917, 1922, 1934» он узрел реку крови и гору человеческих трупов, цареубийство, поругание церквей Божиих, множество принявших мучения за веру священнослужителей, монахов и мирян, псов, пожирающих тела умерших от голода людей. Мы знаем, что все это сбылось, как сбылось предсказание ветхозаветных пророков о падении Иерусалима.

Россию называли Третьим Римом, а русский народ – народом-богоносцем. Древний Рим пал, когда предался нечистым наслаждениям и разнузданным порокам. То же случилось по прошествии времен и со «вторым Римом», Константинополем, столицей великой православной державы – Византии. Императорский Константинополь стал погрязать в роскоши и игре честолюбий, государственную власть сотрясали постоянные дворцовые заговоры. Духовная жизнь империи также была поражена язвой: незадолго до падения Византии большинство ее духовенства было готово пойти на унию, признать власть римского папы. И на Византию, не устоявшую в Божественной Истине, также излилась чаша гнева Господня. И тогда на долгие века оплотом Святого Православия стала Русская держава.

Господь воззвал русский народ к Божественному Свету из кромешного мрака языческой дикости. Еще в начале правления великого князя Владимира в Киеве идолам приносились человеческие жертвы. Но дивны чудеса, совершаемые благодатью Божией! Сам князь Владимир, приняв Святое Крещение, взамен жестокости и сладострастия обрел добродетели апостольские: кротость, милосердие и мудрость. С той поры во всех концах необъятной Руси стали возгораться яркие светильники веры Христовой: преподобные Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие, Нил Сорский, Кирилл Новоезерский, Александр Свирский… А у кормила Церкви Русской вставали подвижники и чудотворцы – святители Петр, Иона, Алексий… И называлось тогда отечество наше не просто Русью, но Русью Святой.

Долго силился диавол разрушить этот плодоносный виноградник Господень. И только в начале нынешнего столетия [ XX в.] удалось отцу лжи повергнуть Российскую державу в прах и мерзость запустения. Пала Россия не от иноземного нашествия, а от врагов внутренних. Пала оттого, что высшие и ученые сословия ее, учителя народа сделались злыми виноградарями.

В том же видении 1901 года перед праведным Иоанном Кронштадтским предстала такая картина: «Вижу гору книг и между теми книгами ползают черви, которые распространяют страшное зловоние. Что это за книги? Безбожные, богохульные, которые заражают всех христиан богохульным учением».

Просвещен тот, кто видит Свет Господень, образован тот, кто имеет образ Божий! А в России со времен Петра I образованными и просвещенными считались те, кто впитал в себя пришедшие с запада вольномыслие и атеизм. И эти-то высокоумные слепцы, осмеивавшие духовенство, дерзавшие хулить Церковь Христову, начали поучать народ и «заботиться» о нем. Сейчас принято во всех бедах нашего отечества винить одних большевиков. Но большевики с их пропагандой материализма и классовой ненависти ничего не смогли бы сделать в православной России, если бы им так усердно не прокладывали путь все эти вольтерьянцы и декабристы, народовольцы и либералы, прогрессисты и конституционалисты. Ту зловещую роль, которую в древней Иудее сыграли фарисеи и книжники, в России взяла на себя большая часть дворянства и интеллигенции. И совращенный ими народ, бывший тогда одним из богатейших народов мира, подобно питаемым небесной манной израильтянам, начал роптать и с завистью глядеть на достояние помещиков и фабрикантов. И Россия, соблазненная своими безбожными «учителями», пала в объятия большевиков, и пролились реки человеческой крови.

Ныне мы видим, что последующие семьдесят пять лет ничему не научили некоторых представителей отечественной интеллигенции. По-прежнему находятся досужие журналисты, дерзающие пристрастно и свысока критиковать Церковь, ее служителей и иерархов. Многие образованные люди занялись пропагандой буддизма и индуизма, теософии и экстрасенсорики, протестантизма и католицизма – обращаются к чему угодно, кроме Святого Православия. Горе народу, если он вновь начнет слушать подобных учителей!

Виноградник Господень в нашей стране вытоптан так основательно, будто легионы бесов пронеслись по нему. С огромным трудом мы возводим и укрепляем хрупкие жердочки – храмы и монастыри, лишь только начинает робко виться зеленая лоза – приходит к вере молодежь. И со всех сторон опасности, со всех сторон ломятся в этот виноградник разбойники: сектанты и язычники, экстрасенсы и уфологи, пропагандисты вседозволенности и «сладкой жизни». В этих условиях нам необходима великая сила покаяния, неусыпное молитвенное делание, неустанный труд на ниве Божией, непоколебимое единство о Господе. Иначе не подняться Церкви Российской, а с нею будет ввергнуто в окончательную погибель все отечество наше.

Возлюбленные во Христе братья и сестры!

Каждый из нас призван по мере сил возделывать виноградник Господень – прежде всего в собственной душе, а затем и в душах ближних наших. Страшно уподобиться злым виноградарям, которых ожидает злая смерть и геенна огненная. Будем помнить, что от каждого совершенного нами греха вновь кровоточат раны Распятого Спасителя, и мы становимся недостойными из-за нерадения своего Всемилостивого Сына Божия, сказавшего: Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам (Ин 15, 16). Аминь.

Владимир, митрополит Ташкентский и Среднеазиатский

(ныне – митрополит Омский и Таврический)

_______________

ТОЛКОВАНИЕ ПРИТЧИ О РАБОТНИКАХ В ВИНОГРАДНИКЕ

Царство Небесное подобно хозяину дома:

В царстве Христовом, или в церкви Христовой бывает подобное тому, что случилось с домохозяином.

В виноградник свой:

В Иудее было очень много виноградников, возделывание коих составляло, вместе со скотоводством и земледелием, главное занятие жителей. Потому виноградник и берется часто как понятный образ для изъяснения различных высоких духовных предметов.

Рано по утру:

День у иудеев считался в 12 часов среднего времени от восхода до заката солнца, по нашему с 6 часов утра до 6 часов вечера.

По динарию на день:

Это была обычная плата поденщикам (Тов 5,14), равно как обычное жалованье римскому воину.

Около третьего часа:

Около 9 часов утра по нашему счислению

Стоящих на торжище:

На месте, где продавали и покупали разного рода жизненные припасы и где поэтому достояно был народ. Это было обычное место, где можно было отыскивать поденщиков для работ.

Праздно:

Не по их воле, а потому что их никто не нанимал.

Сколько следовать будет:

Определенной цены за труд домохозяин им не назначает, а предоставляет себе вознаградить их потом по собственному усмотрению.

Около шестого часа:

Около 12 часов по нашему исчислению. - Сделал то же, что с последними, пригласив на работу в виноградник за неопределенную плату.

Около одиннадцатого часа:

Около 5 часов пополудни, когда, следовательно, оставался лишь один час дневной работы.

Когда наступил вечер:

Когда прошло 12 часов дневной работы, в 6 часов вечера по нашему, когда давался расчет поденщикам.

Управителю своему,

Который занимался счетами и расчетами с работниками. Это был обыкновенно самый доверенный слуга дома.

Начав с последних:

Для цели притчи именно важно замечание - начав с последних, потому что если бы первые получили награду сначала, то ушли бы совершенно удовлетворенные платою, не высказали бы того, что далее высказали, и цель притчи не достигалась бы.

Получили по динарию:

За один час работы.

Думали, что они получат больше,

Потому что дольше трудились; видя щедрую расплату с последними, они подумали, что плата будет им дана не по заключенному условию, но по продолжительности труда, сравнительно с последними, прибывшими на работу.

Тягость дня и зной:

Целый день работали под палящим солнцем и зноем, тогда как последние работали всего один час, и притом в прохладе, когда работать не так тяжко, как в зной и жар дневной.

Одному из них,

А в лице его и всем, выразившим недовольство за несправедливую, по их мнению, расплату.

Не за динарий ли…:

Я плачу тебе условленную плату, и тебе обижаться не следует. Если я хочу дать столько же другому, который меньше трудился, это - мое дело и до тебя нисколько не касается. Я верен условию с тобою; возьми свое и иди. С другими расчет другой; что хочу и дам; я властен распоряжаться, как хочу, моим добром.

Или глаз твой завистлив:

Собственно глаз твой зол. Слово злой евреи прилагали для обозначения человека завистливого (Втор 15, 9. Притч 23, 6), потому что зависть весьма сильно отражается в глазах, более заметно, чем другое какое-либо расположение душевное.

Так будут последние первыми, и первые последними:

В этих словах выражается смысл притчи. Выразим его подробнее. Под виноградником разумеется церковь Христова; домохозяин - Бог или Христос; время делания - настоящая жизнь: делатели - различным образом и в различное время призванные в церковь Христову; вечер и расчет - суд по смерти и главным образом - день всеобщего воздаяния; утро, третий, шестой и одиннадцатый часы означают или разные возрасты призванных и получающих воздаяние за труды свои или - разное время призвания в церковь Христову. Будут люди, которые в порядке времени и возраста придут последними в царство Христово, но получат такие же награды, как и ранее призванные, даже еще большие, если угодно будет Богу, который властен раздавать награды чело векам по своей милости соответственно их заслугам, так что после призванные могут быть первыми, могут получить высшие награды и прежде призванные - последними, получить меньшие награды.

Много званных, а мало избранных:

Призван в царство Христово весь мир, но не все спасутся, а только избранные, которых сравнительно мало; а потому и позднее призванные заслуживают, чтобы их вознаградить столько же, сколько и первых, и даже, если они совершеннее, то и более.

Несколько подробностей к притче

Относительно некоторых подробностей этой притчи святитель Иоанн Златоуст замечает: «Первые оные, которые столь прославились и угодили Богу и весь день с особенною ревность, провели в трудах, не заражены ли сильнейшею страстью злобы, - завистью и рвением? Видя, что и пришедшие после них получают такую же награду, они говорили: сии последние один работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной... И сам домовладыка, защищая тех и оправдывая свой поступок пред человеком, говорившим ему, обвиняет его в злобе и зависти. Итак, чему научают нас таковые притчи? Не в сей только, но и в других притчах то же можно видеть. Так, например, и добрый сын впал в такую же душевную болезнь, как говорит притча о блудном сыне, когда увидел, что распутный брат его удостоился великой части даже большей, нежели он... Что же мы на сие скажем? То, что в Царстве Небесном нет ни одного человека, который производил бы такие споры и жалобы, и быть не может, ибо там нет места ни зависти, ни рвению. Ежели святые и в настоящей жизни полагают души свои за грешников, то, видя их там наслаждающихся уготованными благами, они тем более радуются и почитают это собственным блаженством. Итак, для чего Господь в таком образе предложил свое слово? Это притча, а в притчах не нужно все объяснять по буквальному смыслу; но, узнавши цель, для которой она сказана, обращать сие в свою пользу и более ничего не испытывать. Для чего же изображена так притча сия и какая цель оной? Та, чтобы сделать ревностнейшими людей, которые в глубокой старости переменяют образ жизни и делаются лучшими, и чтобы освободить их от того мнения, будто они ниже других (в Царстве Небесном)... Притча сия сказана как для тех, кои в первом возрасте жизни своей, так и для тех, кои в старости и позже, начали жить добродетельно: для первых, чтобы они не возносились и не упрекали тех, кои пришли в одиннадцатый час; для последних, чтобы они познали, что и в короткое время можно все приобресть (Иоанн Златоуст).

Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.

Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.

И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?


Толкование на евангелие

Святой праведный Иоанн Кронштадский

В нынешний воскресный день, братья мои возлюбленные, положено Церковью читать из Евангелия притчу о некотором домовладыке, насадившем виноградник, и о виноградарях, которым поручил домовладыка свой виноградник. Виноградник был устроен великолепно, со всеми принадлежностями, с тисками, на прекрасной земле, обнесенной оградой, но виноградари оказались крайне лукавыми и злыми и не только не давали плодов хозяину в урочное время, но еще и били посылаемых хозяином слуг или совсем убивали и камнями побивали, а наконец, убили и единственного сына хозяина.

Под домовладыкой разумеется Бог Отец; под виноградником - иудейская церковь; под виноградарями - первосвященники, священники и правители, коим поручена была иудейская церковь; под слугами разумеются пророки, которых Бог нередко посылал к иудейскому народу и которые большей частью были избиты иудеями; под сыном домовладыки разумеется Господь Иисус Христос, Сын Божий.

Но эта притча, братья, относится не к одним иудеям, а относится и к нам, касается и нас. Под виноградником Господним может и должна разуметься и всякая душа христианская; под оградой - закон Божий, которым ограждается или должна быть ограждена всякая душа от грехов; точило, или тиски, в винограднике - это сердце наше или утроба наша, которой мы принимаем пречистую кровь Агнца Божия, заклавшегося за нас; под столпом или горницей разумеется Церковь Христова или благодать Святого Духа, действующая в Церкви, утверждающая сердца наши в вере и любви и добрых делах и возвышающая нас от земли к небу, как сказано: 0 горнем мудрствуйте, а не о земном (Кол. 3, 2).

Итак, виноградник Божий - это мы все, братья. А виноградный сад должен приносить обильные плоды; приносим ли мы Господу, верховному Виноградарю нашему, плоды добрых дел, плоды покаяния, веры, любви, смирения, кротости, благости, милосердия, воздержания, чистоты, терпения и долготерпения и прочих добродетелей? Весьма, весьма мало, а иногда вовсе не приносим, а приносим плоды винограда дикого, винограда Содома и Гоморры, т. е. всякие скверные дела: гордость, злобу, зависть, алчность, блуд, прелюбодейство, пьянство, неверие, безбожие, убийство и самоубийство. Ждет от нас Господь плодов покаяния, исправления, добродетели, и часто напрасно ждет: мы остаемся такими же грешниками, такими же бесплодными, сухими деревами, какими и были.

Многие христиане насилуют и убивают свою совесть, этого слугу Божия в нашей душе, и без страха предаются беззаконию; многие оправдывают свои грехи или извиняют себя слабостью природы или потребностью падшей грешной природы, не различая своих прихотей или похотей от действительных потребностей. Многие не стыдятся даже клеветать на Евангелие и говорят, что оно будто требует невозможного, и живут совершенно вопреки ему и таким образом, подобно еврейским первосвященникам и книжникам, вторично распинают Сына Божия в себе. Но зачем говорить неопределенно: многие распинают Сына Божия? Мы с вами часто распинаем в себе Сына Божия - своим маловерием, своими злобами, завистью, невоздержанием, объядением, пьянством, нечистотой сердца своего, нерадением, нераскаянностью, леностью и прочими пороками.

Что же сделает хозяин виноградника нашего, запущенного и одичавшего по нашему нерадению, когда Он придет взять с нас отчет в делах наших, во всех нечистотах и злобах наших? Ответ на это тот же, который произнесли сами на себя первосвященники и книжники: Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, т. е. величайший дар веры, благодати отдаст другим людям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои, т. е. будут с помощыо благодати преуспевать во всякой добродетели постоянно, во всю жизнь свою.

Итак, братья, доколе Господь дает нам время, доколе душа в теле и виноградник наш не отнят от нас, будем тщательно смотреть за ним, возделывать его, напоять дождем слезным, очищать покаянием, чтобы более приносил плода. Аминь.

Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нём точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. (Мф. 21:33-41)

В этой притче Господь обличает виноградарей, то есть начальников и учителей еврейского народа: книжников, фарисеев, царей и первосвященников, в том, что они развратились и не ревнуют об исполнении воли Бога, присвоили Божье себе, избивали пророков, посланных им для вразумления, а теперь замыслили учинить расправу и над Сыном Божьим.

Крайний справа – Христос, вошедший в некое помещение, быть может ту самую башню, о которой говорится в притче, имеющую значение Иерусалимского храма, а значит и Церкви праотцев наших. Но это не Христос карающий, ибо не время ещё, но Христос проповедующий, стремящийся образумить и призвать к совести виноградарей. Точно так же войдет Он в мытницу к Матфею, озарив его светом Божественной истины; в дом с апостолами, «страха ради иудейского» закрывшим все двери, и призовет их к служению.

Впрочем, лица виноградарей, в большинстве своем, – не лица старцев, но скорей юношей, чем показан духовный возраст встретивших Христа на пороге Ветхого и Нового Заветов, а почитай в первом – младенца, а во втором – многоопытного мужа, ибо Закон Моисеев – колыбель человечества в преддверии исполнения Заповедей совершенных.

Но разве всякая человеческая душа, не есть тот самый виноградник от которого Господь ждет плода? Разве не стучали в нашу душу Слова Христа, разве Сам Он не стоит при дверях и стучит в ожидании если откроется, наконец, дверь и будет вечер и душа человека сочетается со Христом? Ибо она Невеста Его и предназначена Ему от рождения.

Но кто встречает Христа на пороге храма? Лицемерие и фарисейство в лице склонившегося в поклоне юноши, впрочем, не удосужившегося даже должным образом прикрыться, как то приличествует встрече уважаемого гостя. Не так ли исполняем нередко мы заповеди Христа, много заботясь о почитании внешнем, но не имея ревности по Богу внутренней?

Вот некто, завидев обличителя совести своей подобно первому человеку в райских кущах, Адаму, решил закрыть себя ветхими одеждами. Безумец, возможно ли спрятаться от Бога?

Следом за ним, вор и разбойник, присвоивший себе Божье. Он прячет деньги, вырученные от виноделия, желая тратить их как собственное, но не Божье. Вот некий старец, превзошедший безумие прочих, уже не прячет ни чего и не ропщет, но указует на Христа и дает знак кому то: он сын Хозяина, убьём Его!

Все самые страшные преступления совершались при молчаливом согласии равнодушных. Поэтому на плечу убийцы спокойно почивает тот, который ни плох, ни хорош, ни холоден, ни горяч, он не ревнитель веры, ни гонитель её, он тот которому все равно.

Когда же придет антихрист, он тоже не будет против Христа. Здесь «анти» – это не столько «против», сколько «вместо». И свято место не будет пустым. Вот и на картине сидят за столом трое. Только престолом антитроицы служит бочка вина, услаждающего душу ложным и кратковременное весельем. Впрочем, сделано вино из плодов того же, Богом данного виноградника, ибо всякое зло не есть нечто внешнее, но неверно понятое, или сознательное извращенное поручение от Бога, первейшее из которых поручение – стать богом, но не вероломно и в тайне от Него срыванием запретного плода, а через терпение, воздержание и умаление себя.

Вместо чаши с жертвенным агнцем – сокровище земное, впрочем, жертва все та же, Христос, на Него указывает старик, не зная, что прежде времен, заветную чашу благословил Отец своему божественному Сыну, ради спасения распинателей Его.

На заднем плане видим лестницу – образ крестной смерти Господа и лествицы духовной, серп – символ жатвы, то есть конца времен и частного суда над человеком, садовые ножницы, символизирующие слова Христа: «всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает» (Ин. 15:2), а так же женщину с сосудом, – образ самарянки и Новозаветной Церкви в

лице первых апостолов, которым вверены будут люди Божьи. Отныне виноградником станет Вселенная и ученики Христа понесут слово Божье по всему миру и в душу каждого человека, ибо сказал Господь в завершении своей притчи: «отдан будет виноградник другим виноградарям, отдающим плоды во времена свои».