Японские подводные лодки, погибшие в годы второй мировой войны. Субмарины-монстры Японские субмарины

С конца 1941 года японский Императорский флот регулярно пытался использовать в боях сверхмалые подводные лодки нескольких типов. Результаты боевой работы такой техники нельзя было назвать успешными: до конца войны подводники смогли потопить или повредить лишь несколько вражеских судов. При этом было потеряно несколько десятков субмарин, а почти все их экипажи погибли. Тем не менее, командование флота не теряло надежды. В начале 1944 года была предпринята очередная попытка создать сверхмалую лодку, способную скрытно атаковать противника. Новый проект получил обозначения тип «D», «Тэй-Гата» и «Корю».

Общие идеи


К началу 1944 года ситуация на Тихоокеанском театре военных действий Второй мировой серьезно изменилась. Японское командование все еще могло планировать диверсии в портах и на базах противника, но ситуация заставляла его начинать подготовку к защите собственного побережья. При сохранении существующих тенденций в обозримом будущем становился актуальным вопрос защиты берегов Японии от американских кораблей и десанта. Именно необходимость защиты побережья и прибрежных акваторий стала главной причиной появления проекта «D».

Недостроенная подлодка типа "D" на одном из заводов. Фото Ibiblio.org

Разрабатывая проект «Тэй-Гата», японские инженеры решили отказаться от подхода, использовавшегося ранее. Сверхмалые подлодки типов «А», «B» и «C» представляли собой последовательное развитие одной и той же конструкции, осуществлявшееся с использованием разных узлов и агрегатов. Несмотря на многочисленные доработки, более новые лодки сохраняли старый корпус, что далеко не всегда положительным образом сказывалось на характеристиках. В новом проекте «D» предлагалось использовать некоторые существующие идеи, но разработать подлодку заново.

Отказ от старого корпуса был связан с некоторыми новыми требованиями и с невозможностью вписать необходимые агрегаты в имеющийся объем. Увеличение габаритов лодки в разумных пределах, в свою очередь, позволяло использовать новые комплектующие с требуемыми характеристиками. Таким образом, рост размеров и веса сопровождался повышением ряда важных параметров. Так, удалось увеличить объем топливных баков и тем самым обеспечить новый прирост дальности плавания.

Конструкция

Подлодка типа «D» имела общую длину более 26 м, максимальный диаметр прочного корпуса превышал 2 м, высота конструкции (с рубкой) достигала 3 м. Рост габаритов в сравнении с предыдущими субмаринами привел к увеличению водоизмещения до 60 т в подводном положении. Ожидалось, что более крупная и тяжелая подлодка при помощи новых агрегатов силовой установки сможет сохранить требуемые характеристики.


Схема подлодки типа "D". Рисунок Ibiblio.org

По результатам испытаний и эксплуатации сверхмалых подлодок предыдущих типов было решено серьезно переработать конструкцию корпуса. Для повышения основных характеристик изменили как саму конструкцию, так и компоновку прочного корпуса. Теперь он начинался на небольшом расстоянии от носовой оконечности, а на его корме размещался гребной винт и рулевые устройства. Носовая часть прочного корпуса имела форму усеченного конуса, средняя – цилиндра. Несколько хвостовых отсеков также были выполнены в виде конусов разной высоты и диаметра. В средней части корпуса находилась рубка. Для улучшения мореходности на верхней поверхности прочного корпуса закреплялась узкая и длинная надстройка, образовывавшая характерный вертикальный нос.

В носовой стенке прочного корпуса предусматривались крупные отверстия для установки торпедных аппаратов. Два таких устройства размещались одно над другим, их задние части располагались внутри прочного корпуса. Для упрощения обслуживания техники экипаж имел доступ в носовой торпедный отсек и мог оттуда управлять работой вооружения. Позади отсека с торпедными аппаратами располагался еще один обитаемый объем, под полом которого находились аккумуляторные батареи. Под рубкой предусмотрели сравнительно крупный центральный пост. Экипаж подлодки типа «Корю» должен был состоять из пяти человек, из-за чего пришлось заметно изменить компоновку и размеры обитаемых отсеков.

Непосредственно за центральным постом находился дизельный двигатель с генератором. Позади этого отсека предусматривался свободный объем с частью аккумуляторов. Ходовой электромотор, связанный с гребным валом, находился в кормовом отсеке. Лодка типа «D» имела один гребной винт, помещенный на кормовом обтекателе корпуса. На корпусе перед винтом имелись рули направления и рули глубины.


Вид на торпедные аппараты. Фото Ww2db.com

Отсеки прочного корпуса разделялись несколькими переборками. Для перехода из отсека в отсек экипаж должен был использовать проемы-люки. Крышки люков, с целью экономии места, не предусматривались. Таким образом, затопление одного из отсеков могло привести к попаданию воды в соседние.

Внутри легкой надстройки, а также внутри прочного корпуса имелись несколько балластных цистерн, позволявших погружаться на нужную глубину и выполнять балансировку. Баллоны со сжатым воздухом для продувки цистерн были распределены по свободным объемам корпуса. К примеру, две такие емкости находились рядом с торпедными аппаратами.

Увеличение размеров корпуса позволило использовать дизельный двигатель мощностью 150 л.с. Следствием этого стало сокращение времени, необходимого на полную зарядку имеющихся батарей. Теперь этот процесс занимал не более 7-8 часов. За движение отвечал электрический мотор мощностью 500 л.с. По-видимому, расчеты показали, что сохранение старого 600-сильного двигателя не даст никаких особых преимуществ, хотя и скажется на размерах и весе всей конструкции.

При движении в надводном положении подлодка типа «D» могла развивать скорость не более 10-12 узлов. Максимальная скорость под водой не превышала 16-18 узлов. Таким образом, по максимальной скорости новые подлодки заметно уступали своим предшественницам. Тем не менее, японским инженерам удалось значительно повысить дальность плавания. При использовании дизельного двигателя и скорости не более 8 узлов на одной заправке топливом можно было пройти до 1000 морских миль. На 16 узлах под водой аккумуляторы обеспечивали дальность на уровне 125 миль. Прочности корпуса хватало для погружения на глубину до 100 м.

Вооружение новой подлодки было заимствовано у старых. В носовой части субмарины располагались два торпедных аппарата калибра 450 мм. Основным вооружением лодок «Корю» были торпеды «Тип 97». Такое могло развивать скорость до 45 узлов и доставлять на дальность до 5,5 км боевую часть весом 350 кг. Торпедные аппараты сверхмалой подлодки были выполнены дульнозарядными. Из-за этого боекомплект субмарины состоял всего из двух торпед. Для перезарядки перед атакой новых целей следовало возвращаться на базу.


Интерьер центрального поста. Фото Ww2db.com

По имеющимся данным, экипаж подлодки «Тэй-Гата» состоял из пяти человек. К командиру, рулевому и мотористу добавили штурмана и торпедиста. Увеличение экипажа привело к необходимости доработок обитаемых объемов, но позволило снизить нагрузку на отдельного подводника. Предполагалось, что пять человек смогут без особого труда работать в течение нескольких суток, время от времени сменяя друг друга. Предполагаемая дальность хода в сочетании с максимальным расчетным временем патрулирования заставила конструкторов обратить особое внимание на физические возможности экипажей.

Центральный пост подлодки типа «D» оснащался всем необходимым оборудованием. Подводники имели возможность следить за обстановкой над водой и в подводном положении при помощи перископа и гидрофонов. Для навигации использовался компас и ряд другого оборудования. На нескольких приборных досках имелся набор различных стрелочных приборов и указателей иных типов. Экипаж мог следить за работой всех систем как по приборам, так и визуально. К примеру, моторист имел доступ к обоим двигателям и мог выполнять все операции по их обслуживанию.

Серийное производство

Несмотря на необходимость проведения массы сложных проектных работ, проект «D» был разработан всего за несколько месяцев. В начале весны 1944 года удалось начать строительство опытной лодки нового типа. Продолжая сложившуюся «традицию», первая лодка типа «Тэй-Гата» получила собственное обозначение «Ха-101». Таким образом, серийная техника должна была получать названия от «Ха-102» и далее. Строительство прототипа продолжалось до мая, после чего его передали заказчику для проведения испытаний.


Недостроенные лодки на одном из заводов. Фото Ww2db.com

Проигрывая предшественницам в максимальной скорости на всех режимах, подлодка «Ха-101» имела ряд важнейших преимуществ. Главным плюсом посчитали значительно выросшую дальность плавания. Возможность преодолевать до 1000 морских миль на одной заправке топливом позволяла выполнять длительное патрулирование прибрежных районов. Кроме того, при правильной организации, новые лодки могли участвовать в вылазках к базам противника. Мощь вооружения в виде двух торпед «Тип 97» еще на стадии предварительных работ посчитали достаточной, из-за чего торпедные аппараты не подверглись доработке.

В силу разных причин испытания первой подлодки затянулись. По имеющимся данным, ее эксплуатация в составе флота началась только в конце мая 1945 года. Тем не менее, могла иметь место передача строевому подразделению опытной лодки, изначально не предназначавшейся для участия в боях. Иными словами, прототип, ввиду дефицита техники, могли в срочном порядке сделать боевой подлодкой.

Серийное строительство подлодок «Тэй-Гата» стартовало летом 1944 года. В программе производства новой техники были задействованы несколько предприятий, но основная масса субмарин строилась на заводе «Мицубиси» в г. Нагасаки и на арсенале в г. Куре. Привлечение нескольких предприятий было связано с объемом заказа. По подсчетам адмиралов, Императорский флот нуждался в нескольких сотнях новых сверхмалых субмарин. По этой причине в рамках заказа новой техники были заключены несколько контрактов с разными заводами.


Подлодка на стапеле. Фото Ww2db.com

До начала сентября 1945 года несколько судостроительных заводов успели изготовить и передать заказчику 115 лодок «Корю». После подписания акта о капитуляции Японии американские военные получили доступ к оборонным предприятиям, где, среди прочего, смогли оценить масштабы строительства сверхмалых подлодок. На момент капитуляции на заводах имелось 496 субмарин типа «D», находившихся на разных стадиях строительства. Таким образом, только при выполнении имеющихся заказов японский флот мог получить более шести сотен единиц новой техники.

Следует отметить, далеко не все обнаруженные на верфях подлодки могли быть достроены. На заключительном этапе войны американская авиация регулярно бомбила японские военные заводы, в том числе и относившиеся к судостроительной отрасли. Некоторое количество бомб «досталось» и сверхмалым подлодкам. Также необходимо вспомнить атомную бомбардировку г. Нагасаки, в ходе которой серьезно пострадал весь город, в том числе и завод, строивший субмарины. Тем не менее, позже на этом предприятии было найдено немалое число вполне целых и пригодных для достройки лодок.

Эксплуатация

Насколько известно, подлодкам типа «D» удалось принять участие только в боях у о. Окинава. По разным причинам Императорский флот так и не получил возможность начать полноценную эксплуатацию подобной техники с целью патрулирования заданных акваторий и атаки кораблей противника. Во время боевой работы у Окинавы подводники понесли заметные потери. В течение некоторого времени подлодки «Тэй-Гата» использовались параллельно с субмаринами типа «C».

В конце января 1945 года шесть подлодок типа «Корю», в том числе «Ха-204», «Ха-207» и «Ха-208», были отправлены на базу, располагавшуюся в гавани Унтен (западное побережье о. Окинава). Было решено отправить субмарины своим ходом, поскольку их дальность плавания позволяла добраться до новой базы. Лодки сопровождались двумя судами, которые при необходимости должны были оказать поддержку. На пути к новой базе произошло столкновение одной из подлодок (предположительно «Ха-208») с судном сопровождения. «Тэй-Гата» повредила оба торпедных аппарата и балластные цистерны. Поврежденную лодку оставили в порту Сасебо, куда флотилия должна была зайти по пути на Окинаву. В феврале ее отремонтировали и в начале марта отправили к месту службы.


Аэрофотоснимок базы в гавани Унтен. Фото Combinedfleet.com

14 марта американские разведчики, базировавшиеся в Австралии, перехватили шифровку японского флота, из которой стало известно о планах по развертыванию сверхмалых подводных лодок. До конца марта из Куре на Окинаву должно было прийти транспортное судно с четырьмя подлодками типа «D» и двумя типа «C». После этого на Окинаве должно было базироваться 18 подлодок двух типов. Еще шесть лодок типа «C» планировалось переправить на новую базу в первой половине апреля.

23 марта самолеты-разведчики с авианосца USS Essex (CV-9) сфотографировали секретную базу японских подлодок в гавани Унтен. В тот же день летчики 83-й авиагруппы атаковали базу и затопили все стоявшие там подлодки. В ходе этого налета были уничтожены только подлодки типа «C». Информация о потерях «Тэй-Гата» отсутствует.

Вечером 25 марта подлодки «Ха-209» и «Ха-210» уходят с базы в гавани Унтен с задачей искать и атаковать корабли противника. На базу они больше не вернулись. Точная судьба этих лодок остается неизвестной. По-видимому, их обнаружили и потопили американские корабли. На следующий день с базы ушла подлодка «Ха-208», однако вскоре ей пришлось вернуться обратно. Вскоре после выхода в море произошла поломка силовой установки, которая не позволяла продолжить выполнение задачи.

1 апреля началась битва за Окинаву, продолжавшаяся почти три месяца. В ходе этого сражения японские подводники несколько раз предпринимали попытки атаковать противника, но им не удалось достичь заметных успехов. При этом несколько рейдов завершились гибелью субмарин. По разным данным, в ходе битвы за Окинаву Императорский флот потерял не менее пяти подлодок типа «Корю». Какие-либо успехи отсутствовали.

Битва за Окинаву оказалась первым и последним крупным сражением, в котором смогли принять участие сверхмалые подлодки типа «D». Ввиду количественного и качественного превосходства сил противника, в первую очередь противолодочной обороны, японские подводники, входившие в экипажи лодок «Тэй-Гата», не смогли в полной мере использовать преимущества, связанные с техническими характеристиками новой техники.


Недостроенные подлодки, осень 1945 года. Фото Ww2db.com

В результате подлодки, которые, как ожидалось, смогут защитить побережье Японии от нападения, не смогли выполнить возложенную на них задачу. Большая часть построенных и переданных флоту субмарин так и не успела принять участие в боях. Некоторое количество этой техники было уничтожено во время бомбардировок и обстрелов баз, на которых они находились. Кроме того, почти полтысячи новых субмарин так и остались в цехах нескольких заводов в недостроенном состоянии. Остававшиеся в строю «Корю» и недостроенные лодки в итоге стали трофеями американцев. Специалисты из США проявили интерес к этой технике, но в итоге дали добро на утилизацию всех захваченных сверхмалых подлодок.

Итоги проекта

С точки зрения успешности проект «D» был весьма похож на предыдущий «C». Целью этих двух разработок было обновление конструкции и оборудования подлодки, направленное на повышение ее характеристик. Действительно, конструкторам удалось выполнить поставленную задачу. В ходе проектных работ они смогли улучшить некоторые параметры и тем самым повысить общий потенциал лодок.

Дальность плавания до 1000 морских миль делала лодки типа «Корю» уникальным типом техники, пригодным для использования в самых разных операциях. Тем не менее, обстановка на фронтах уже складывалась не самым хорошим для Японии образом, из-за чего сверхмалые субмарины приходилось использовать не по прямому назначению. Как результат, результаты боевого применения нельзя назвать выдающимися. За несколько месяцев службы подлодки типа «D» не потопили ни одного вражеского судна. Собственные потери в ходе боев при этом составили не менее 5-7 субмарин. Еще несколько лодок были потеряны в результате бомбардировок.

Нетрудно заметить, что подлодки «Тэй-Гата», появившиеся к середине 1944 года, просто опоздали на войну. Более раннее появление подобной техники в теории могло изменить ситуацию, однако практика оказалась менее приятной для японского командования. Проект сверхмалой подводной лодки «D» пополнил и без того длинный список перспективной техники, которая могла бы изменить ход войны, но не сделала этого.

По материалам сайтов:
http://combinedfleet.com/
http://ww2db.com/
http://ibiblio.org/
http://modelist-konstruktor.com/
http://arsenal-info.ru/
http://navypedia.org/

Как обещал публикую рассказ про японские сверхмалые подводные лодки, на тему которого натолкнула книга Уильяма Холмса “Победа под водой”.

Американцы оценивали усилия японцев в этом направлении следующим образом: “Японцы далеко ушли вперед и по использованию сверхмалых подводных лодок, транспортируемых на палубе крупных подводных лодок. Для переброски сверхмалых подводных лодок были приспособлены пять подводных лодок типа “I” .

Однако подготовленность к переброске сверхмалых подлодок еще не означает их эффективности в бою. Разберемся же с этим вопросом.

Перед Перл-Харбором:

Специальный ударный отряд в составе пяти подводных лодок (“I-16″, “I-18″, “I-20″, “I-22″ и “I-24″) под командованием капитана 2 ранга Сасаки имел особую задачу. Каждая из этих пяти подводных лодок несла на борту двухместную сверхмалую подводную лодку, которая была оснащена мощной аккумуляторной батареей для подводного хода, но не имела устройств для подзарядки этой батареи. Сверхмалые подводные лодки развивали феноменальную скорость под водой – 20 узлов, но, конечно, имели очень маленький радиус действия и поэтому должны были транспортироваться в район боевых действий. Каждая такая лодка имела две торпеды. Это не было оружием смертников, поскольку при успешной атаке экипаж лодки не обязательно должен был взрываться вместе с лодкой, однако признавалось всеми, что направленная в атаку сверхмалая подводная лодка имела небольшие шансы успешного возвращения, и каждая такая лодка снаряжалась зарядом взрывчатого вещества, с помощью которого в крайних случаях экипаж мог подорвать себя вместе с лодкой.

По плану операции предусматривалось отделение сверхмалых подводных лодок от лодок-носителей перед входом в гавань Пирл-Харбора до запланированного воздушного нападения. Каждая из них должна была затем проникнуть в гавань, пройдя под водой по длинному фарватеру, и начать огибать остров Форд с расчетом выйти к стоянке линейных кораблей к моменту начала воздушного нападения. В случае неудачи воздушного нападения в Японии надеялись, что каждая сверхмалая подводная лодка атакует крупный американский корабль. Выстрелив торпеды, лодки должны были затем повернуть назад, снова пройти по фарватеру и встретиться со своими носителями “.

Напомню, что речь идет не о человеко-торпедах “Kairyu” и “Kaiten”, которыми управляли смертники “официальные” (о них расскажу позже), а о сверхмалых подводных лодках, которые предполагали возарещние на базу вместе с экипажем.


Лодка класса Тип "А", НА-19, выброшенная на берег возле Оаху, после атаки на Перл-Харбор. Декабрь 1941

На фоне успеха японских авианосных сил результаты действий японских подводных лодок были весьма скромными. Пять подводных лодок со сверхмалыми подводными лодками на борту подошли к Гонолулу в запланированное время и выпустили свое грозное оружие в ночь на 7 декабря. В 03.42 7 декабря американский тральщик “Кондор”, производивший траление подходов к Пирл-Харбору, обнаружил одну из японских сверхмалых подводных лодок и оповестил об этом находившийся в ближнем дозоре эсминец “Уорд”. Подводная лодка была обнаружена в районе, закрытом для американских подводных лодок, поэтому, когда “Уорд” в 06.33 установил контакт с лодкой, он атаковал ее и потопил. Это был первый бой начавшейся здесь войны. Донесение с “Уорда” о потоплении японской лодки послужило сигналом для усиления дозорной службы и вызвало тревогу среди высшего командного состава США в Пирл-Харборе. Специфика подводной войны такова, что из зафиксированных контактов с подводными лодками значительно больше ложных, чем действительных, а за предшествующие недели в водах вокруг Гавайских островов патрули неоднократно докладывали об установлении ими контактов, которые на самом деле оказывались ложными. Поэтому в связи с донесением “Уорда” были приняты только обычные меры предосторожности. Командование американского флота было уверено в безопасности кораблей, находившихся в гавани, и поэтому боевой тревоги на них не объявили. Воздушное нападение японцев, начавшееся через час, застало американские корабли врасплох.

Примерно в то же время другая японская сверхмалая подводная лодка сумела проскользнуть через разведенную противоторпедную сеть у входа в гавань Пирл-Харбора и прошла незамеченной по длинному фарватеру во внутреннюю гавань. Когда японские самолеты атаковали американские линейные корабли, эта лодка находилась в бухте Ист-Лох и огибала остров Форд. Примерно в 08.30 плавучая база гидроавиации “Кертисс” обнаружила эту лодку и обстреляла ее. В непосредственной близости от них оказался эсминец “Монагхэн”, который направлялся для усиления ближнего дозора. Подводная лодка выпустила обе торпеды, но промахнулись. “Монагхэн” таранил ее и атаковал глубинными бомбами. Через несколько недель эту лодку подняли со дна гавани вместе с находившимися в ней телами членов экипажа.

Еще одна сверхмалая подводная лодка из-за неисправности компаса не смогла подойти к входу в гавань и села на мель у северного побережья острова Оаху. Командир лодки Сакамаки стал первым японским военнопленным. Четвертая сверхмалая подводная лодка была найдена южнее острова Оаху примерно двадцать лет спустя. Ее подняли на поверхность и возвратили Японии. Судьба пятой сверхмалой подводной лодки до сих пор неизвестна: она пропала без вести и, очевидно, не атаковала ни одной цели. Таким образом, действия японских сверхмалых подводных лодок были безрезультатными “.


Первая акция в войне с США и первая же неудача. Вернее полный провал, учитывая полное раздолбайство американцев.

Продолжаем боевой путь сверхмалых подлодок, и теперь у нас Мидуэй:

Силами вторжения на атолл Мидуэй командовал вице-адмирал Кондо. Они были разделены на три группы. Все три группы: вышли из разных портов и должны были соединиться в точке, расположенной в 700 милях к западу от Мидуэя.

Главными силами командовал адмирал Ямамото, находившийся на линейном корабле “Ямато” (самый мощный из когда-либо построенных линейных кораблей). Эти силы вышли из Внутреннего Японского моря на следующий день после выхода сил вторжения. В составе главных сил шли два гидроавиатранспорта:(“Чиёда” и “Нишин”), каждый из которых имел несколько сверхмалых подводных лодок с экипажем в два человека. Однако ни одна из них не была использована, так как в ходе операции стороны обменивались ударами авиации и не сближались на дистанцию ведения артиллерийского огня “.

В тот же день в атаке на корабли в гавани Диего-Суарес на острове Мадагаскар приняли участие четыре другие японские подводные лодки. Гидросамолет с “I-10″ произвел разведку гавани и обнаружил в ней линейные корабли. “I-16″ и “I-20″ выпустили две сверхмалые подводные лодки. “I-18″ не смогла сделать этого из-за технических неполадок. Торпеда одной из сверхмалых лодок попала в линкор “Рэмиллис”, в результате чего был затоплен один отсек. Другая лодка потопила танкер. “I-16″ наблюдала пламя пожаров в гавани. Обе сверхмалые подводные лодки погибли. Этот рейд сверхмалых лодок, несмотря на их гибель, считается самым успешным. Оба случая использования сверхмалых лодок находились в связи с операцией против атолла Мидуэй и имели отвлекающее значение “.


Австралия:

Пять подводных лодок типа “I” (три лодки несли на себе сверхмалые подводные лодки и две имели гидросамолеты) действовали у восточных берегов Австралии. 29 мая “I-21″ выслала для разведки порта Сидней гидросамолет, который обнаружил стоявшие на якоре в гавани линейные корабли. Вероятно, это был тяжелый крейсер “Чикаго”, который принимали за линейный корабль и до этого. 31 мая “I-22″, “I-24″ и “I-27″, находясь в семи милях восточное Сиднея, спустили на воду сверхмалые подводные лодки. Две из них проникли в гавань, наведя на всех ужас и вызвав суматоху. “Чикаго” заметил одну лодку и открыл огонь, причем снаряды рвались в населенном районе Сиднея. Пущенная лодкой торпеда прошла неподалеку от крейсера и взорвалась у пристани. От взрыва погибло несколько матросов. На следующий день со дна гавани подняли две поврежденные и затопленные лодки. Причиненный проникшими в гавань сверхмалыми лодками ущерб был небольшим, а лодки погибли “.

В этот раз повоевать не удалось, но война еще не кончилась, взглянем на Соломоновы острова:

Японские подводные лодки активно поддерживали действия своих надводных сил. 8 ноября гидросамолеты, поднятые с японских подводных лодок, обнаружили подходившее к Гуадалканалу оперативное соединение адмирала Скотта. “I-122″ передавала топливо летающим лодкам в районе рифов Индиспенсейбл. Три японские подводные лодки (“I-16″, “I-20″ и “I-24″) получили приказ войти в пролив Индиспенсейбл и выпустить сверхмалые подводные лодки для атаки стоявших на якоре у Гуадалканала американских судов. 7 ноября был атакован торпедами транспорт “Мэджэбэ”. Ему удалось выброситься на берег. Американским эсминцам удалось повредить “I-20″. Японское командование объявило о потоплении японскими подводными лодками транспорта и эсминца. Только одна сверхмалая подводная лодка вернулась на матку. 28 ноября “I-16″ снова выпустила сверхмалью подводные лодки. Они атаковали и сильно повредили грузовое судно “Алчибэ”, которое, выбросившись на берег, горело в течение четырех дней. Это был наибольший успех японских сверхмалых подводных лодок за весь период военных действий на Тихом океане.


Оценили масштабы успеха? Вот еще немного “успехов”, теперь на Филлипинах:

В свое время при нападении на Пирл-Харбор Япония использовала сверхмалые подводные лодки. Лодки этого типа имелись и на Филиппинах. В район объекта нападения их доставляли либо обычные подводные лодки, как в операции против Пирл-Харбора, либо гидроавиатранспорты, как это планировалось в операции против Мидуэя. В Японии издавались увлекательные рассказы, о подвигах этих подводных лодок, однако их действительные успехи были куда скромнее. В 1944 году надводные корабли доставили на Филиппины десять сверхмалых подводных лодок, которые должны были участвовать в обороне Филиппин, действуя с береговых баз в Давао и Замбоанга (остров Минданао) и Себу. Однако в боевых действиях участвовали только лодки, базировавшиеся на Себу (остров Себу) “.

Сверхмалые японские подводные лодки, базировавшиеся на острове Себу, продолжали вести боевые действия до тех пор, пока войска США, не высадились на этот остров. Интенсивное американское судоходство между заливами Лейте и Лингаен через пролив Суригао и море Минданао создавало почти идеальные условия для боевых действий японских сверхмалых подводных лодок. Эти аккумуляторные лодки с экипажем в два человека делали переходы в одиночку или группами по три лодки к передовой базе Думагете, расположенной вблизи южной оконечности острова Негрос. Здесь они находились в дрейфе, ожидая сообщений береговых наблюдателей о продвижении конвоев или оперативных соединений через пролив Суригао. Такая позиция сверхмалых подводных лодок позволяла им, не расходуя электроэнергию аккумуляторов на форсирование хода, располагаться в районе следования кораблей США через море Минданао.

Сверхмалые лодки периодически доносили о результатах своих действий. 3 января они доложили о потоплении эсминца и двух транспортов, а два дня спустя – об уничтожении эсминца и другого неопознанного военного корабля в море Минданао. Одна из сверхмалых лодок, которой японское командование приписывало потопление крейсера, не вернулась в базу. Действительно, 5 января сверхмалая подводная лодка атаковала крейсер “Бойз”. Это случилось в тот момент, когда “Бойз” в сопровождении эсминцев шел в море Минданао. Эсминец “Феникс” заметил идущие на крейсер торпеды и дал сигнал. “Бойз” сманеврировал, и торпеды прошли мимо. Одновременно эсминец “Тейлор” атаковал и потопил лодку. Следует заметить, что это единственный случай за весь месяц, когда японские данные о действии сверхмалой лодки совпадают с американскими.

От базировавшихся на Себу сверхмалых подводных лодок поступили донесения о потоплении ими в феврале эсминца и крейсера, а в марте – трех транспортов. Однако ни одно из этих донесений не подтвердилось. 26 марта сухопутные войска США высадились на остров Себу. Находившиеся здесь пять сверхмалых подводных лодок японцы затопили. Во время высадки на Себу эсминцы “Конингхэм”, “Флассер”, “Ньюмэн” и малый корабль ПЛО имели контакты со сверхмалыми подводными лодками. В частности, “Ньюмэн” донес о потоплении одной такой лодки артиллерийским огнем. На этом боевая деятельность японских сверхмалых подводных лодок у Филиппин закончилась. Базировавшиеся на Себу сверхмалые подводные лодки не потопили ни одного американского корабля “.

Был еще эпизод с малыми лодками, которые базировались в Японии для ее защиты в финальной стадии войны, но результаты были точно такими же.

Результаты, как видим весьма впечатляющие, и вывод очевиден: использование сверхмалых подовдных лодок (в том числе, кстати, и со смертниками) как минимум неэффективно. Что, собственно и было признано американцами, а вот мнение японцев было бы очень интересно послушать…

Related Posts:


Весной 1946 года спустя восемь месяцев после окончания Второй мировой войны в США на высочайшем правительственном уровне было принято решение - одну из самых совершенных японских систем вооружения отправить на океанское дно, чтобы избежать его попадания в руки ССССР.

В разгар войны американские ученые пытались раскрыть секреты атомной энергии, нацисты разрабатывали баллистические ракеты для бомбардировки городов за сотни километров от места запуска, японцы также создавали секретное оружие, чтобы бомбить американские города Вашингтон, Нью-Йорк, Майями, Сан-Диего, Лос-Анджелес и Сан-Франциско и таким образом заставить США сдаться. В наши дни спустя десятилетия команда экспертов исследует то, что же Америка хотела сохранить в секрете.

На глубине около 800 метров исследователи из Гавайского университета в Оахо обнаружили затонувший корабль времен Второй мировой войны, который часто обсуждался, но не был найден. Эта глобальная система вооружения была настолько секретной, что американцы не знали о его существовании до окончания войны.

Совершенно секретная история подлодок I-400 началась сразу после смертельной атаки Японии на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года. В то время японский флот был самым мощным на Тихом океане. Разработчиком японской атаки на американскую базу был выпускник Гарвардского университета адмирал Исороку Ямамото. Его целью было нанести столь мощный удар по Америке, что мирное население пало бы духом и запросило бы Японию о перемирии. В результате атаки было потоплено 5 линкоров, повреждено 3 эсминца и несколько десятков небольших кораблей. И к счастью американцев, что все три авианосца в это время находились в открытом море. Но это было не единственным промахом японского военного плана. Они также серьезно недооценили желание США отомстить. Спустя день после Перл-Харбора Америка объявила войну Японии. Вовсе не падая духом, они начали восстанавливать свой понесший урон военный флот и направили свои защитные ресурсы на победу над Японией.


Но раз Япония хотела принудить Америку сесть за стол переговоров, Ямамото должен был придумать способ заставить её уйти в оборону, где можно было деморализовать гражданское население и сделать эту войну слишком дорогой для Соединенных штатов. И он должен был сделать это быстро. В месяцы последующие после Перл-Харбора адмирал был погружен в поиски способов развязать войну в самом сердце США, несмотря на то, что эта страна находится в тысячах километрах от Японии. Он присматривался к успеху немецких подводных лодок U-boat, несущих смерть кораблям в Атлантическом океане. Если немецкие субмарины смогли подойти близко к восточному побережью США, то почему бы японским субмаринам не терроризировать западное побережье. Для проверки своей теории Ямамото отдал приказ о серии операций в районе американского побережья. Он отправил японскую субмарину к Санта-Барбаре, Калифорния с целью атаковать нефтеперерабатывающий завод. Ущерб был не значительным, но все побережье было охвачено страхом возможного японского вторжения. Столь сильная реакция привела адмирала к мысли, что серия нападений на американскую сушу может привести к серьезным потрясениям, и возможно заставить американцев отказаться от войны. Однако для осуществления его плана ему надо было обладать гораздо большей огневой мощью, чем могла нести на себе одна небольшая субмарина. Авианосец с флотилией бомбардировщиков идеально подходил для этого задания, но США находящиеся в состоянии полной боевой готовности не позволили бы авианесущему кораблю достигнуть побережья. Вскоре у Ямамото появилась идея, которая бы изменила правила ведения войны. Он решил объединить огневую мощь авианосца со скрытностью подводной лодки. В результате будет создан подводный авианосец так нужный японцам для того чтобы переломить ход войны.

Идея размещения самолета на подлодке не нова, но только для очень специфических задач - для разведки. Но японский адмирал хотел знать может ли запускаемый из-под воды самолет стать инструментом не только разведки, но и нападения. Для этого он отдал приказ о другой экспериментальной миссии. На этот раз небольшой самолет, запущенный с подлодки сбросил зажигательные бомбы над Орегоном с целью спровоцировать лесной пожар. Пожар не начался, но операция убедила Ямамото в том, что подлодка может незаметно проскользнуть мимо береговой обороны и нанести удар по ничего не подозревающему гражданскому населению. Если всего лишь один запущенный из-под воды самолет может разжечь панику возможно целый флот таких самолетов сумеет поставить устрашенную Америку «на колени». Вскоре Ямамото приказал своим инженерам разработать флот подводных авианосцев, способных пройти незамеченными через Тихий океан, и запустить эскадрилью высокотехнологичных бомбардировщиков для атаки городов с западного побережья, а потом исчезнуть без следа, как немецкие субмарины. Однако Ямамото хотел большего от супер подлодки, он хотел, чтобы его новое оружие наводило ужас на американцев благодаря атакам на Манхеттен, а возможно даже на Вашингтон.

Адмирал назвал этот класс субмарин I-400 «Сентоку» и объявил проект совершенно секретным. Теперь японцам предстояло понять как построить это супер оружие вовремя, и чтобы оно оказало свой эффект на ход военных действий, ведь на тот момент в США ускоренно велись работы над собственным совершенно секретным оружием - над атомной бомбой под кодовым названием «Манхеттен». Американцы подозревали, что немцы и японцы работают над созданием собственных атомных бомб, поэтому торопились.

Стандартная подлодка в те дни имела форму сигары, и цилиндрический корпус до 100 метров в длину. Тогда никто не знал, сможет ли типичная субмарина плавать с тяжелым ангаром и тремя самолетами на палубе. Японские кораблестроители должны были найти способ установить самолеты на подлодку, не нарушая ее тонкой балансировки. И решение было найдено - два корпуса лодок класса I-14, балансирующие друг друга, делали конструкцию подлодки очень устойчивой. Теперь решив свою самую основную проблему, японцы смогли приступить к постройке своего нового супер оружия и ввести его в строй. Создание этих гигантских подлодок началось в январе 1943 года. Из-за серьезной нехватки стали и рабочих рук в Японии адмирал Ямамото смог заказать постройку только 18 подводных авианосцев, каждый из которых мог нести до 3 бомбардировщиков с одной бомбой на каждом. Это означало, что за одну операцию могло быть сброшено максимум 54 бомбы. Адмирал понимал, что такое количество вряд ли серьезно нанесет ущерб по американским городам, и тогда он начал рассматривать другие возможности - бактериологическое оружие. Сомнений не было, что такое оружие массового поражения вызовет огромные потери и будет гораздо более эффективно сеять панику в рядах американских граждан, чем типичная бомба.


В январе 1943 года параллельно с постройкой первой японской супер подлодки I-401 флот также создавал секретный бомбардировщик, транспортируемый в водонепроницаемом ангаре на борту субмарины. Новый самолет получил название Aichi M6A1 Seiran, означающий «шторм в ясный день». Неплохое имя для самолета исполнителя внезапных атак адмирала Ямамото.


Новейший бомбардировщик стал серьезным пополнением японского боевого флота. Главным чудом самолета была эффективность. Двухместный бомбардировщик, оснащенный мотором мощностью 1400 л.с. мог нести бомбу до 800 кг. При максимальной скорости 600 км/час он подходил для вылетов радиусом до 1000 км. Однако японские авиаконструкторы столкнулись с проблемой - аппарат имел размах крыльев 12 метров. Хотя японская подлодка и была шире любой из своих предшественниц самолетный ангар, установленный на ее палубе, был всего 3,5 м в диаметре, и не позволял поместить в него бомбардировщик, не демонтируя крылья. Для японских конструкторов это не составило особой проблемы. Решение было найдено в укладке некоторых конструкций фюзеляжа в пространстве равной окружности пропеллера, и составляющее чуть больше 3 м в диаметре. Для складывания бомбардировщик «Сейран» имел подвижные центральные лонжероны; горизонтальные стабилизаторы, отклонявшиеся к низу; складывающиеся края вертикального стабилизатора, и концовки киля.




Но была еще одна проблема, которую предстояло решить японским авиаконструкторам. После прибытия супер подлодки в пункт назначения могло потребоваться до 20 минут для разогрева мотора каждого из бомбардировщиков перед взлетом. Запуск моторов в ангаре в подводном положении субмарины подвергал экипаж опасности отравиться угарным газом, но японцы нашли мудрое решение. Морские инженеры предложили использовать отдельную емкость для подогрева моторного масла, так как не разогретая субстанция имеет высокую вязкость, и не позволяет эффективно запустить авиамотор. Теплое масло было всегда готово для закачки в цилиндры и краны.

Запуск бомбардировщика с подводной лодки производился в несколько этапов. Заправленный подогретым машинным маслом самолет выкатывали из ангара на стартовую дорожку, затем запускали мотор, в это время крылья, киль и горизонтальное оперение приводилось в полетное положение, и фиксировались. Потом к самолету присоединялись поплавки. Аппарат готов к взлету. Запуск бомбардировщиков производился с помощью 36-метровой катапульты, расположенной в носовой части палубы подлодки «Сентоку». Команда из 4 человек могла подготовить и произвести запуск трех самолетов в течение 40 минут.


Осталось прояснить еще одну вещь. Подлодка «Сентоку» была очень короткой и самолеты не могли садиться на нее, поэтому возвращающиеся бомбардировщики приводнялись на воду, откуда при помощи специального гидравлического крана их «водружали» обратно на палубу. После решения всех конструкторских проблем программе «Сентоку» был дан зеленый свет. Все шло по плану, но неожиданно в апреле 1943 года японский флот понес огромную потерю - самолет с адмиралом Ямамото сбивают над Соломоновыми островами. Лишившись покровителя программы, темпы развития были снижены. Заказ на супер подлодки немедленно уменьшили с 18 до 9 штук. Только через 1,5 года после смерти адмирала его новейшее оружие увидело свет.


В декабре 1944 года создание первой супер подлодки I-401 наконец-то было завершено. Спустя пару месяцев вторая была готова к использованию. С водоизмещением 6500 тонн «Сентоку» в три раза превосходила любую другую подводную лодку. класса I-401 длиной 122 метра оставались самыми большими в мире вплоть до 60-х годов, пока эстафету не перехватили современные атомные субмарины советского производства. Эти монстры были настоящими крепостями, способными действовать как под водой, так и на поверхности. Подводный авианосец нес три морских пикирующих бомбардировщика в ангаре длиной 31 метр. Пневматическая катапульта запускала самолеты даже при неспокойном море. Помимо этого она имела артиллерийское вооружение в составе 140 мм пушки в корме, 4 зенитных установок защищавших от атак с воздуха, 8 носовых торпедных аппаратов. Подводные авианосцы оснащались четырьмя двигателями мощностью по 3000 л.с., и могли без дозаправки сделать полтора оборота вокруг земного шара. С такими возможностями Япония могла атаковать где угодно и когда угодно. Экипаж для подлодок отбирался из офицерской элиты, с которым хорошо обращались. Хотя боевой дух экипажей был высок, японское командование знало о реальном положении дел в военно-морских силах.


К 1944 году Япония была загнана в угол. Американский флот властвовал на Тихом океане, а империя в южных широтах разваливалась. Военное руководство надеялось отыграться, перекрыв поставку снабжения для войск союзников. Во внимание был взят Панамский канал, разрушение шлюзов которого заставит американцев и их союзников направлять свои из Атлантики в Тихий океан через мыс Горн, где их будут поджидать японские субмарины.

Данная цель была очень сложной, так как шлюзы озера Гатун тщательно охранялись зенитными орудиями. Рассматривался вариант сбросить бомбы с большой высоты, но при этом шансов на попадание почти не было, ведь с высоты 4 тысячи метров шлюзы были не толще волоса. А имея всего 6 самолетов с одной бомбой на борту у каждого права на ошибку не было. Подобно всем атакам последних дней войны и в этом случае все сводилось к токко - миссии камикадзе, то есть миссии без возвращения.

В то время как японский флот готовился к своей секретной миссии в Панамском канале, американский проект тоже готовил свою операцию. Комитет обсудил список целей для возможных ядерных бомб. Хиросима была одним из 5 рекомендованных городов. В то время как каждая страна пыталась ввести в действие свое секретное оружие, силы союзников высадились на остров Окинава всего лишь в 1500 км от Токио. В ожесточенных боях Япония потеряла тысячи людей и сотни единиц боевой техники. Американское вторжение в Японию казалось неизбежным и тогда военно-морское руководство Японии меняет задание подлодкам «Сентоку». Их новой целью стал атолл Ulithi, который служил перевалочным пунктом для огромного американского флота, готовящегося к вторжению в Японию. В качестве целей были выбраны авианосцы. На задание было отправлено две супер подлодки I-401, I-402 и две дополнительные субмарины для подстраховки. Чтобы увеличить шансы на успех командование приказало нанести на японские бомбардировщики американские опознавательные знаки, что нарушало правила ведения войны. Но операцию преследовали неудачи. На пути к атоллу одна из меньших подлодок была потоплена американским военным кораблем. Все 140 подводников погибли. Пытаясь избежать столкновения с кораблями противника, японское командование решило изменить место встречи субмарин, но сообщение не было получено, и группа не вышла в точку сбора.

В это время мир узнает шокирующие новости - Америка применила свое секретное оружие против Японии, сбросив 6 августа атомную бомбу на Хиросиму и 9 августа на Нагасаки. Шесть дней спустя 15 августа император Хирахито объявил о капитуляции Японии. Вечером 22 августа экипажи подводных авианосцев получили приказ сбросить все вооружение и боеприпасы в море. Представления о том, как нужно сдаваться не было. Потеря чести императорским флотом смывалась кровью старшего командира. Остальные члены команды должны были вернуться и возрождать страну.

Вскоре все экипажи японских супер подлодок были взяты в плен. Первой из уникальных лодок американцы завладели I-401. Для этого на борт невиданной подлодки высадилось 44 военных специалиста. Все оборудование сильно отличалось от американских систем. Они быстро поняли, что корабль, на котором они находятся, не похож ни на один виденный ими ранее. Подлодка имела два корпуса, причем у каждого имелось свое машинное отделение.


После того как японские экипажи подлодок были возвращены домой, в декабре 1945 моряки решили доставить один необычный корабль в США для дальнейшего изучения в Перл-Харбор. Трофейная подлодка I-401 прибыла в Америку сразу после Нового года, но военно-морские силы США не тратили времени напрасно. Они изучали и описывали каждую деталь конструкции супер-подлодки. Однако к весне 1946 года наступили новые времена, и секретные японские подводные лодки снова окутала завеса тайны. На этот раз США прятали их от Советского Союза, которые не хотели, чтобы уникальные технологии попали в руки советов. Чтобы опередить русских, которые могли отправить делегацию для инспектирования супер подлодок, американские ВМС приняли решение отбуксировать 24 захваченных подлодки в залив Сасебо на западном побережье Японии, чтобы до мельчайших подробностей изучить их новое секретное оружие. Но пока проходило исследование уникальных подводных лодок, поступил неожиданный приказ - разрушить и затопить все захваченные подлодки. Так был дан старт операции под названием «Тупик». В залив Сасебо доставили сотни тонн взрывчатки. Заряды заложили в двигатели и торпедные аппараты всех японских субмарин. Утром 1 апреля 1946 года японский подводный флот был доставлен к месту последней стоянки в район названный «Точка «Бездна 6». Чтобы отправить субмарины на дно американским морякам понадобилось всего 3 часа. Утром 31 мая 1946 года супер подлодка I-401 также была уничтожена недалеко от Перл-Харбора, с которой был потерян уникальный шедевр военно-морской технологии. Теперь никто и никогда не узнает их настоящий потенциал.


Несмотря на то, что шансы на успех были очень невелики сложно не согласиться, что лодки класса «Сентоку» I-400 были потрясающим оружием. Они были триумфом технологии, подоспевшей слишком поздно. Но в этом аспекте более важен сам прецедент в области подводной войны, созданный в преддверии атомной эры. В 50-х годах появился новый тип американских субмарин поразительно напоминающих японскую субмарину. Лодка класса «Regulus» с ангаром на палубе и предназначенным для запуска ракет вместо самолетов, проложили дорогу подлодкам с баллистическими ракетами, которые сейчас являются основой ядерного арсенала.

Третьего по размеру острова Гавайев, обнаружена подводная лодка императорского флота Японии. Уникальный корабль времён Второй мировой войны I-400 типа "Сентоку" является крупнейшим среди всех субмарин до эпохи атомных подлодок и уже давно входит в список самых разыскиваемых американцами трофеев.

"Лодка располагается в области, где её меньше всего ожидали найти, поэтому, когда экраны приборов показали наличие на дне аномалии, мы не до конца поверили в успех, — говорит Терри Кёрби (Terry Kerby) из Гавайской научной лаборатории подводных исследований. — Вид огромной геометрически сложной конструкции, неожиданно проявляющейся в темноте, производит непередаваемое впечатление".

Подводные лодки типа "Сентоку" были вызовом не только противникам Японской империи, но и самой природе. Длина I-400 составляла 122 метра, судно располагало пространством для размещения трёх самолётов, и могло перемещаться на расстояние до 37,5 тысяч морских миль или 70 тысяч километров — рекорд среди дизельных лодок, не побитый по сей день.

"I-400 были и остаются единственными в своём роде кораблями, — говорит Терри Кёрби. — Субмарина обладала дальностью хода, который позволял полтора раза обогнуть земной шар, поэтому ничто не мешало ей достигать западного побережья США и наносить удары по городам, военным объектам или инфраструктуре".

Однако в боевых действиях "Сентоку" так и не участвовали. В 1943 году были заложены 18 лодок этого типа, однако построить удалось лишь три. К середине 1945 года японский флот утратил стратегическую инициативу в тихоокеанском противостоянии с США, а в августе 1945 года советские войска меньше чем за месяц разбивают миллионную японскую группировку на Дальнем Востоке.

После капитуляции ВМС США вывозит трофейные I-400 на Гавайи, однако СССР, предъявляет требования, основанные на договоре с союзниками, о предоставлении доступа к подлодкам советских военных специалистов. Чтобы не допустить "Советы" к секретным японским технологиям, американцы принимают решение затопить субмарины.


"Создание I-400 обозначало новый этап в развитии военно-морской доктрины, — говорит специалист по подводной археологии, историк Джеймс Дельгадо (James Delgado). — До их появления подводные лодки использовались исключительно для скрытых атак на другие корабли".

Авиация, которой располагали корабли типа "Сентоку" была представлена гидросамолётами Aichi M6A Seiran . Эти лёгкие бомбардировщики, запускались в небо при помощи специальной катапульты и были способны нести бомбу или торпеду весом до 800 килограммов.

"Субмарины I-400 предвосхитят будущее подводных кораблей, — говорит Джеймс Дельгадо. — Эволюция конструкций подлодок после Второй мировой войны пойдёт именно в направлении создания большого герметичного пространства на борту, вроде ангара на "Сентоку", только вместо самолётов на кораблях будут размещаться баллистические ракеты".

Добавим, что I-400 была обнаружена при помощи научно исследовательских аппаратов Пайсис ещё в августе 2013 года, однако об открытии было объявлено только сейчас, после того, как место посетили официальные представители США и Японии.

Ходит очень много рассуждений и споров относительно боевой мощи Морских сил самообороны Японии, а также относительно степени их влияния на геополитическую ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе. И действительно, ВМС Японии на нынешнем этапе находятся в состоянии рассвета.

Их надводная компонента продолжает удерживаться на 6 эсминцах УРО проектов «Атаго» (2 корабля) и «Конго» (4 корабля), они оснащаются американской БИУС «Иджис BMD 3.6.1» и современной модификацией ЗРК «Standard Missile-3 Block IA» с дальнобойной ЗУР-перехватчиком RIM-161A/B. Данные корабли способны осуществлять противоракетную и противовоздушную оборону на морском ТВД протяжённостью более 3000 км, также они обладают неплохими противолодочными и противокорабельными возможностями и могут наносить массированные удары по наземным целям КР BGM-109 «Tomahawk» любых модификаций.

Также, в качестве кораблей оперативной поддержки боевых операций выступают 2 эсминца-вертолётоносца типа «Хюга», оснащённые мощными БИУС OYQ-10, которые управляют корабельным ЗРК RIM-162 «ESSM», ЗАК «Фаланкс», а также системами ПЛО OQQ-21 и РЭБ NOLQ-3C. В ангаре и на палубе может размещаться до 11 вертолётов SH-60K. Данные корабли выступают в качестве очень многофункциональной боевой платформы на морском ТВД.

Но какими бы мощными и продвинутыми они ни были, в случае регионального конфликта с КНР или РФ, весь надводный флот японских ВМС будет уничтожен ударами ПКР и другого ВТО. 6 эсминцев «Конго/Атаго» смогут какое-то время продержаться, отражая удары своими «Иджисами», но вечно длиться это не будет. У Японии, при любом раскладе, остаётся её развитой подводный флот, представленный современнейшими тихоходными дизель-стирлинг-электрическими(анаэробными) и дизель-электрическими модификациями ПЛ класса «Сорю» и «Оясио».

Церемония спуска на воду 7-й МПЛ класса «Сорю» — «Дзинрю»(SS-507 «Милосердный дракон») 8.10.2014

На сегодняшний день в Морских силах самообороны Японии 11 МПЛ класса «Оясио» (6 с ВНЭУ и 5 обычных ДЭПЛ) и 6 ДСЭПЛ класса «Сорю» (всего 17 подлодок). 12 из 17 подлодок оснащены анаэробной ВНЭУ Стирлинга, а поэтому японский подводный флот можно считать современной самостоятельной боевой единицей, способной противостоять даже против такой сверхдержавы как Китай.

9 марта 6-ю подводную лодку класса «Сорю» — SS-506 «Кокурю» «Чёрный Дракон» приняли в Морские силы самообороны страны. В строительстве принимала участие верфь Kawasaki Heavy Industries в г. Кобэ. ВМС Японии планируют ввести в состав 10 субмарин этого класса.

За счёт воздухонезависимой ЭУ, такие субмарины способны в течении 20-30 дней без всплытия скрытно нести подводное дежурство в зоне эскалации конфликта, оставаясь практически незаметными для надводных кораблей противника. Такая способность очень важна в условиях, когда противник превосходит количественно и не уступает в технологическом плане, что наблюдается у Японии с КНР. Даже простые ДЭПЛ класса «Варшавянка» часто называют «чёрными дырами» за их тихоходность и скрытность, а здесь ещё и возможности месячного нахождения под водой.

Начнём с обзора характеристик многоцелевой ПЛ класса «Оясио» . Субмарина имеет длину — 81,7 м, ширину корпуса — 8,9 м, среднюю осадку — 7,4 м и подводное водоизмещение – более 3000 т. Надводная скорость подлодки 12 узлов и подводная 20 узлов обеспечивается одновальной дизель-электрической ЭУ, состоящей из 2 дизельных двигателей «Кавасаки» мощностью 5520 л.с., 2 генераторов «Кавасаки» мощностью 3700 кВт и 2 электродвигателей «Тошиба» 7750 л.с. (до субмарины №595 «Нарусио», с этой подлодки устанавливаются воздухонезависимые двигатели Стирлинга). Экипаж сверхтихой подводной лодки составляет 70 человек.

Проект данного класса лодок изначально предусматривал более сложную, смешанную (многокорпусную) конструкцию корпуса, это значительно снизило аварийность подводной лодки и увеличило безопасность экипажа: в центральной части подлодки конструкция однокорпусная, а в носовой и кормовой – двухкорпусная (там расположены цистерны главного балласта).

Однокорпусный центр субмарин класса «Оясио» представляет собой цилиндр диаметром 8900 мм, что позволило добиться большей прочности и достаточной глубины погружения, поэтому лодка имеет красивую сигарообразную форму.

Многоцелевая ПЛ класса «Оясио»

Для минимизации заметности на индикаторах авиационных и корабельных детекторов магнитной аномалии, корпус изготавливается из нержавеющих немагнитных сталей. Известно о стали марки NS-110. Верхняя поверхность рубки выполнена абсолютно плоской для облегчения перемещения экипажа во время швартовки и лёгкого контакта с дружественными судами, например, в момент пополнения запасов провизии.

Ещё одной важной особенностью является максимальное уменьшение шумности и радиолокационной/гидроакустической заметности подлодки: все механизмы ЭУ закреплены на специальных амортизаторах, препятствующих передаче звука от оборудования на корпус, плоскости надводной части корпуса и рубки имеют наклон и покрываются специальным звукопоглощающим слоем. На крейсерском ходу данные субмарины будут едва заметны даже с 10-15-километровой дистанции, а поэтому вычислить координаты 17 таких подлодок – дело очень сложное, требующее много времени и уйму оборудования.

В ту же очередь, подлодки «Оясио», имеющие запас хода свыше 5000 миль, несут на своём борту самый разнообразный арсенал разведывательного радиоэлектронного, оптического и гидроакустического оборудования. Маленькая ПЛ использует полноценную БИУС AN/ZYQ-3, которая занимается обработкой и соединением в общую картину всей тактической информации, полученной от ГАК AN/ZQO-5B, станции РЭР AN/ZLR-7, РЛС AN/ZPS-6, оптических каналов перископов, средств обнаружения торпедной атаки, и, естественно, от внешних источников: кораблей, морской авиации, других ПЛ и т.д.

ГАК представлен активно-пассивной антенной сферического типа, работающей на средних и низких частотах, а также пассивной конформной антенной, буксируемой AN/ZQR-1 и комплексом гидроакустической разведки. РЛС AN/ZPS-6 работает на частоте работает Х-диапазоне см-волн и предназначена для точного определения координат низколетящих воздушных целей (при модернизации может быть использована в качестве РЛС целеуказания для перспективных ЗРК-ПЛ).

Комплекс РЭР AN/ZLR-7 работает на частотах 50МГц – 18 ГГц и может обнаруживать и классифицировать режимы работы радиоэлектронных средств противника, относящихся к противокорабельным и противолодочным комплексам.

В общем, лодка почти такая же «ушастая», как американская «Си Вульф», с той разницей, что неатомная и со значительно меньшим водоизмещением. Набор вооружения не очень внушительный, но способен нанести серьёзный урон КУГ противника: лодки «Оясио» имеют в носовой части 6 х 533-мм торпедных аппарата и специальные отсеки на 20 торпед или столько же ПКР «Sub-Harpoon», которые могут быть взяты в любом соотношении, в зависимости от задачи, поставленной перед экипажем.

Если возложена противокорабельная задача, то всего 5 лодок класса «Оясио» способны взять на борт 100 ПКР UGM-84 «Гарпун», которые могут быть запущены по противнику с дистанции около 20-35 км, таким образом шансов отразить атаку может просто не быть. Поэтому, как для ВМФ России, так и для ВМС Китая первоочередная задача – защитить корабельный ордер от таких рисков, в каждой КУГ должны иметься фрегаты или корветы ПВО типа пр.22350 «Адмирал Горшков» в количестве 2-3-х кораблей.



Макет подлодки класса «Сорю»

Более новые ДСЭПЛ класса «Сорю» , которые за их водоизмещение были названы подлодками «2900-тонного типа» и «улучшенного типа Оясио», имеют подводное водоизмещение 4200 тонн, длину 84 м, ширину 9,1 м, осадку 8,5 м. ЭУ представлена 2 дизель-электрическими установками 12V25/25SB «Кавасаки» на 3900 л.с., а также более мощной установкой из 4-х анаэробных двигателей Стирлинга Kockums V4-275R «Кавасаки», их мощность – 8000 л.с., система также одновальна.

Поскольку размеры корпуса новой подлодки увеличились, количество вооружения также удалось довести до 30 торпед «Тип89», либо противокорабельных ракет UGM-84, о составе радиоэлектронного оборудования пока информации нет, «начинка» держится в строжайшем секрете. Предположительно, её состав аналогичен МПЛ «Оясио», может с небольшими доработками.

Дальность хода этой подлодки 6100 миль, экипаж уменьшен до 65 человек, а глубина погружения 275-300 метров. Японцы утверждают, что лодки класса «Сорю» ещё более автономны, чем «Оясио». Двигатель Стирлинга разрабатывался при поддержке США.

Самыми заметными конструктивными особенностями подлодок класса «Сорю» является плавно скошенная вниз каплевидная носовая часть корпуса, а также Х-образный хвостовой блок рулей и стабилизаторов, который также способствует сходу и рассеиванию гидроакустических волн. Данные подлодки сейчас находятся на пике военно-морских технологий и по-прежнему обеспечивают японскому флоту удержание равных позиций с соседними флотами.

/Евгений Даманцев /