Делянов, Иван Давыдович — Электронная энциклопедия ТГУ. Делянов, Иван Давыдович: биография Основные вехи государственной службы

Граф Иван Давыдович Делянов (1818-1897) - государственный деятель Российской империи, камергер Двора Его Императорского Величества (со 2 апреля 1849 года), статс-секретарь ЕИВ (с 16 апреля 1867 года), директор Публичной библиотеки в 1861-1882, действительный тайный советник (с 1 января 1873 года), член Государственного Совета (с 1 января 1874 года). На посту министра народного просвещения (c 16 марта 1882 года) проводил последовательную политику в русле контрреформ Александра III.

Биография

Сын генерал-майора Давида Артемьевича Делянова и Марии Иоакимовны, племянницы графа И. Л. Лазарева. Деляновы - благородный армянский род, с XVIII века состоявший на российской службе. Получил домашнее образование. Знал французский, немецкий, английский языки и латынь.

Окончив в 1838 году юридический факультет Московского университета, пользуясь благосклонностью и покровительством своего начальника, графа Дмитрия Блудова, он поступил на службу во Второе Отделение Собственную Его Императорского Величества канцелярию, где занимался кодификацией законов.

В 1852 году он женился на двоюродной сестре Анне Христофоровне Лазаревой, дочери Х. И. Лазарева; её старшая сестра Мария Христофоровна была замужем за графом М. Е. Ниродом, а младшая сестра Елизавета вышла замуж за своего двоюродного брата С. Д. Абамелека. У Деляновых родился сын Христофор, умерший в 1864 году.

В 1854 году ему поручено управлять делами секретного Комитета о раскольниках. В 1858 году временно заведовал учебной частью в Воспитательном обществе благородных девиц и Александровском училище, в петербургском Екатерининском институте. В 1858 году перешёл в министерство народного просвещения и был назначен попечителем Петербургского учебного округа.

С 18 января 1860 года Иван Делянов - член Главного цензурного управления; 4 августа 1861 года назначен директором Департамента народного просвещения с увольнением от должности попечителя Петербургского учебного округа. 17 ноября 1861 уволен со службы «согласно прошению». С 3 мая 1866 Делянов - товарищ министра просвещения Дмитрия Толстого и его ближайший сотрудник. Как и его патрон, Делянов выступал за ограничение университетской автономии и сохранение классической системы образования в гимназиях.

Директор Публичной Библиотеки

6 декабря 1861 года Иван Делянов был назначен директором Публичной Библиотеки. За время службы в Библиотеке одновременно исполнял и другие государственные должности. С 17 февраля 1862 года вновь назначен попечителем Петербургского учебного округа, а с 1865 года - сенатор. С 1866 года - товарищ министра народного просвещения с увольнением от должности попечителя учеб, округа, с оставлением в должности дир. Б-ки. В 1867 году назначен статс-секретарём, в 1874 году - членом Государственного совета с увольнением от должности товарища министра нар. просвещения. С 1880 исправлял должность главноуправляющего собств. е. и. в. Канц. по учреждениям имп. Марии.

С назначением Делянова директором, Библиотека вновь перешла 24 июля 1862 года в ведение Министерства народного просвещения из ведомства императорского Двора. При нём к традиционным путям комплектования - ОЭ, покупка, дары - прибавился и книгообмен со многими научными учреждениями и о-вами Европы, Азии и Америки. С марта 1874 года директор получил право получать из-за границы, без цензуры, произв. печати. С целью улучшения комплектования по инициативе дир. мн. ученые составляли списки заказов книг по трём разделам: необходимые, нужные, полезные. Списки заказов представляли также АН, Петербургский и Московский университеты, Медико-хирургическая, Петербургская духовная, Михайловская артиллерийская и Николаевская инженерная академии. С 1863 года в читальном зале велась кн. читательских заказов, Универсальный характер фондов Библиотеки был сохранен и упрочен путём планомерного определения пропорций роста отдельных частей фонда, в соответствии с потребностями того времени. В виде опыта средства на комплектование были распределены между отделениями с учетом их значения, полноты и запросов читателей. Отделения Библиотеки пополнялись и за счет внутренних резервов. С 1863 года тщательно проверялось Дублетное отделение, из которого недостающие книги поступали в другие отделения, а дублеты передавались в Московский Публичный и Румянцевский музеи, шли на обмен или продавались. Кроме отпускаемых утверждённых императором сумм на комплектование, Библиотека могла тратить деньги, получаемые с арендаторов лавок и помещений, от продажи дублетов, от принадлежащих ей процентных бумаг. Иностранными книгами особенно интенсивно комплектовалось Отделение естественных наук (медицина, физика, математика). Библиотека по-прежнему регулярно через своих иностранных комиссионеров скупала эмигрантскую литературу, которая шла в Секретное отделение, существовавшее в первую очередь для нужд «высших правительственных учреждений и лиц». В секретный фонд поступали также издания на русском языке, задерживающиеся при таможенных досмотрах, отобранные при арестах революционеров. В 1867 году издано особое распоряжение об обязательной доставке в Библиотеку по одному экземпляру всех тех сочинений, которые судом и цензурой приговаривались к уничтожению. В Библиотеку направлялись также экземпляры отдельных статей, исключённых цензорами из различных изданий. При Делянове значительно пополнилось Отделение рукописей.

Иван Давыдович Делянов
Дата рождения:
Место рождения:
Дата смерти:
Место смерти:

Санкт-Петербург

Награды и премии:

Семья

Из дворян армянского происхождения. Отец И.Д. Делянова, генерал-майор Давыд Артемьевич (1761–1837), воевал вместе с А.В. Суворовым, был участником Отечественной войны 1812 г., заграничных походов русской армии, покорения Кавказа. Мать И.Д. Делянова, Мария Иоакимовна (Екимовны) Лазарева (1784–1868), была дочерью основателя Лазаревского института в Москве и племянницей графа И.Л. Лазарева. Впоследствии брат И.Д. Делянова, Николай (1816–1897), был директором Лазаревского института в Москве. И.Д. Делянов был женат на своей двоюродной сестре Анне Христофоровне Лазаревой (1830–1895). Их сын – Христофор (1853–1864).

Школьные и студенческие годы

И.Д. Делянов получил хорошее домашнее образование, затем учился в московской гимназии, после окончания которой поступил на юридический факультет Императорского Московского университета. Среди тех, кто вместе с ним учился в университете, были М.Н. Катков и Ф.И. Буслаев.

И.Д. Делянов отличался эрудицией, трудолюбием. С гимназических лет прекрасно владел французским, немецким, английским языками, увлекался игрой на скрипке. Окончил университет (1838) первым кандидатом.

Основные вехи государственной службы

После окончания университета переехал в Петербург, где стал служить младшим, затем старшим чиновником II отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. В 1843–1858 гг. состоял при главноуправляющем графе Д.Н. Блудове. В 1845 г. участвовал в составлении “Уложения о наказаниях уголовных и исправительных”. В 1857 г. был назначен управляющим делами Секретного комитета о раскольниках и отступниках от православия. С 1858 г. – попечитель Петербургского учебного округа, с 1860 г. – член совета главного управления цензуры, с 1861 г. – директор Департамента народного просвещения и член Главного управления училищ (по должности), с увольнением от должности попечителя. После непродолжительного пребывания в отставке во время министерства графа Путятина в 1861 г. был назначен директором Императорской публичной библиотеки. С 1862 г. – вновь попечитель Петербургского учебного округа с оставлением предыдущей должности. В 1865 г. был назначен сенатором (с оставлением в занимаемых должностях). В 1866–1874 гг. – товарищ министра народного просвещения. В 1867 г. пожалован в статс-секретари к Его Императорскому Величеству. С 1873 г. – действительный тайный советник. С 1874 г. – член Государственного совета. Одно время возглавлял учреждения императрицы Марии на правах главноуправляющего. В 1875 г. был назначен председателем Комитета для составления нового университетского устава. В 1879 г. – член Особого совещания для изыскания мер против студенческих беспорядков. С 16 марта 1882 г. – министр народного просвещения. В 1888 г. был возведен в графское достоинство.

Деятельность в должности министра народного просвещения

В период пребывания И.Д. Делянова на посту министра народного просвещения был принят новый устав российских университетов 1884 года, введенный в семи университетах, ограничивший университетскую автономию и обязавший студентов носить мундиры. Была повышена плата за обучение в университетах с целью “отвлечения от университета лиц низших и неимущих классов”.

И.Д. Делянов был сторонником классической системы обучения в средних учебных заведениях. В 1890 г. подверглись пересмотру учебные планы классических гимназий. За счет древних языков было расширено преподавание русского языка. Так называемым циркуляром “О кухаркиных детях” (1887) были приняты меры против поступления в гимназии учеников, которым “по условиям быта их родителей совершенно не следует стремиться к среднему гимназическому, а затем к высшему университетскому образованию”. Начальство средних учебных заведений было обязано сообщать полные и обстоятельные сведения об образе мыслей и настроениях желающих поступить в университет молодых людей, об их склонностях, условиях материального быта и общественной среды, к коей принадлежат их родители. Речь шла о детях “кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и т. п., детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат”. Были введены процентные нормы для евреев при поступлении в средние и высшие учебные заведения. В то же время большое внимание было обращено на техническое и промышленное образование. В 1885 г. был открыт Харьковский технологический институт. В 1887 г. был изменен устав Петербургского технологического института, утвержден устав Харьковского коммерческого училища, были расширены и организованы Комиссаровское техническое училище в Москве, Красноуфимское реальное училище, приспособленное к сельскохозяйственным потребностям, Иркутское техническое училище. В 1888 г. был пересмотрен устав реальных училищ и выработано положение о средних и низших технических и промышленных училищах. При министерстве народного просвещения были образованы органы центрального управления промышленным образованием. Особое внимание было обращено на необходимость запрета женского высшего образования. По его распоряжению прекращен прием на Бестужевские курсы (1886). В 1889 г. они были вновь открыты, и только в Петербурге, на измененных основаниях. Пересмотру подвергалось положение об учительских семинариях. С целью “объединения окраин с иноверным населением” в ведомство министерства народного просвещения было принято из министерства внутренних дел до 2000 сельских школ в прибалтийских губерниях. В этих же губерниях были преобразованы и открыты вновь свыше 20 городских училищ. Открылись русская прогимназия в Полангене и русское реальное училище в Риге. Было введено обязательное преподавание на русском языке в средних учебных заведениях, пользующихся правами казенных училищ. Значительные преобразования были проведены в Юрьевском (Дерптском) университете. Ведомству министерства народного просвещения были подчинены школы, существовавшие при протестантских церквах в округах Петербургской и Московской лютеранских консисторий, в Закавказском крае и в селе Сарепте, Колпанская лютеранская учительская семинария и все иноверческие школы Юго-Западного края. В 1887 г. было издано новое положение о городских училищах Варшавского учебного округа. К ведомству министерства народного просвещения были присоединены Кавказский учебный округ, Кавказский музей, Тифлисская публичная библиотека, Тифлисская физическая обсерватория, горские школы Терской области (1883).

И.Д. Делянов стремился придать школе клерикальный характер, инициировал закон о передаче церковно-приходских школ и школ грамоты в ведение Синода. В области начального народного образования важным событием явилось принятие правил 13 июня 1884 г. и 1 мая 1891 г. о церковно-приходских школах и школах грамоты. Однако с перечислением в 1883 г. в смету Синода суммы на поддержание церковно-приходских школ в течение 15 лет кредит министерства на нужды начального народного образования не только не увеличился, но даже сократился, а деятельность министерства по открытию новых школ почти прекратилась. Некоторое оживление в этой области началось лишь в 1896 г. В целом деятельность министерства народного просвещения во главе с И.Д. Деляновым была типичным выражением реакции 1880-х гг. и с точки зрения самой этой реакции не дала никаких прочных и положительных результатов.

Вклад И.Д. Делянова в открытие и становление Императорского Томского университета

Российские награды

  • Орден Святого Владимира IV степени (1842);
  • Орден Святого Станислава II степени (1843);
  • Орден (1861);
  • Орден Белого Орла (1862);
  • Орден Святого Александра Невского (1865) и алмазные знаки к этому ордену (1870);
  • Орден Святого Владимира I степени (1877);
  • Орден Святого апостола Андрея Первозванного (1883) и алмазные знаки к нему (1894);
  • Темно-бронзовая медаль в память войны 1853–1856 гг. (1857);
  • Знак РОКК (1879);
  • Сердечная признательность Их Императорских Величеств (1878, 1879);
  • Серебряная медаль в память царствования императора Александра III;
  • Серебряная медаль в память Священного Коронования императора Николая II (1896).

Иностранные награды

  • Прусский орден Красного Орла I степени (1874);
  • Ольденбургский орден Петра-Фридриха-Людвига I степени (1878);
  • Черногорский орден князя Даниила I степени (1879);
  • Бухарская Золотая Звезда I степени с алмазами (1883).

Почетные звания

  • Почетный член Императорской Академии наук (1859);
  • Почетный член Императорского Томского университета (1892);
  • Почетный член многих научных и благотворительных обществ, музеев и пр.

Источники и литература

  • Журнал заседания Совета Императорского Томского университета 7 мая 1892 г. // ИТУ;
  • Хрущёв И.П. Памяти графа И.Д. Делянова: (Очерк: с прил. 2-х речей Делянова). СПб.: тип. М. Акинфиева и И. Леонтьева, 1898;
  • Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности министерства народного просвещения 1802–1902 годов. СПб., 1902;
  • Господарик Ю. Иван Давидович Делянов // Высшее образование в России. 2002. № 3;
  • Почетные члены и почетные доктора Томского университета (1891–2013 гг.) / под ред. Г.В. Майера и С.Ф. Фоминых . 3-е изд., испр. и доп. Томск, 2013.

ДЕЛЯНОВ Иван Давыдович , граф (1888), российский государственный деятель, действительный тайный советник (1873), почётный член Петербургской Академии Наук (1859). Дворянин.

Окончил юридический факультет Московского университета (1838). Служил во 2-м отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии (1838-1858). В 1858-61 и в 1862-66 годах попечитель Санкт-Петербургского учебного округа, в 1860-61 член совета Главного управления цензуры Министерства народного просвещения (МНП). В 1861-82 директор Императорской публичной библиотеки в Санкт-Петербурге (ИПБ, ныне РНБ). Организовал книгообмен с рядом крупных иностранных библиотек. В 1867 году добился права для ИПБ получать все произведения печати, которые подлежали уничтожению по приговорам суда, в 1874 - права получать все книги из-за границы без цензуры. В 1870-80-х годах по правилам, принятым Деляновым, за читателями был установлен политический надзор. Сенатор (1865). Товарищ министр народного просвещения (1866-1874). Статс-секретарь (1867). Член Государственного совета (с 1874). Министр народного просвещения . По ходатайствам Делянова перед императором Александром III преподавание большинства учебных предметов переведено на русский язык в начальных школах Царства Польского (1885) и в тех средних учебных заведениях Прибалтийских губерний, выпускники которых получали государственный аттестат (1887). Под руководством Делянова выработаны Основные положения о промышленных училищах (утверждены в 1888), в результате стала развиваться сеть средних и низших технических училищ, а также ремесленных училищ. Сторонник сохранения системы классического среднего образования. В то же время уделял внимание развитию профессионального образования: по предложению Делянова, ряд мужских гимназий преобразован в реальные и промышленные училища.

Чтобы превратить университеты из «рассадников политической агитации в рассадники науки», Делянов продолжил начатую ранее разработку нового устава российских университетов (принят в 1884, ликвидировал университетскую автономию). Делянов способствовал открытию Харьковского технологического института (1885), Томского университета (1888; в 1889 передал ему в дар 200 томов редких изданий), Женского медицинского института в Санкт-Петербурге (1897).

Был убеждён, что слушательницы Высших женских курсов легко подпадают под влияние «политических неблагонадёжных лиц». По представлению Делянова, в 1886 году Высшие женские курсы временно закрыты (кроме Бестужевских курсов, приём на которые был до 1889 приостановлен).

Полагая, что ученики иудейского вероисповедания являются главным образом детьми бедных родителей и поэтому «вносят в училище привычки необузданности и вседозволенности», в 1887 году ввёл так называемую процентную норму для их приёма в вузы, мужские гимназии и прогимназии (в черте оседлости - не более 10% всех учащихся, в Москве и Санкт-Петербурге - 3%, в других местностях - 5%). Тогда же Делянов предписал прекратить приём в мужские гимназии и прогимназии детей (за исключением наиболее одарённых) «кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей» (считал, что их «вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат»), а также увеличил плату за учение в университетах.

Член РГО (1861), помощник председателя Русского археологического общества (1879-85). По завещанию Делянова, книги его библиотеки переданы Санкт-Петербургскому университету и ряду гимназий, а редкие издания - ИПБ (около 1,7 тысяч томов), Румянцевскому музею и его библиотеке (около 2,5 тысяч томов).

Награждён орденами Святого Александра Невского (1865, алмазными знаками к нему - 1870), Святого Владимира 1-й степени (1877), Святого Андрея Первозванного (1883, алмазными знаками к нему - 1894) и др.

Лит.: Хрущов И. П. Памяти графа И. Д. Делянова. СПб., 1898; Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения, 1802-1902. СПб., 1902; Михеева Г. В. 1861-1882. И. Д. Делянов // История Библиотеки в биографиях ее директоров. СПб., 2006.

) - государственный деятель и деятель науки, образования и культуры России , камергер Двора Его Императорского Величества (со 2 апреля 1849 года), статс-секретарь Его Императорского Величества (с 16 апреля 1867 года), директор Российской национальной публичной библиотеки в 1861-1882 гг., действительный тайный советник (с 1 января 1873 года), член (с 1 января 1874 года), министр народного просвещения России c 16 марта 1882 года - и до самой своей смерти, в 1897 году; граф . Известен также те, что жёстко проводил консервативную политику в русле контрреформ императора Александра III , будучи убеждённым в катастрофично-разрушительных последствиях либерально-революционных изменений в стране.

Биография

(Здесь даты указаны по старому стилю летоисчисления )

Окончив в 1838 году юридический факультет Московского университета , пользуясь благосклонностью и покровительством своего начальника, графа Д.Н. Блудова , в 1838 году поступил на службу во Второе Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии , где занимался кодификацией законов. В 1854 году ему поручено управлять делами секретного Комитета о церковниках-раскольниках . В 1858 году временно заведовал учебной частью в Воспитательном обществе благородных девиц и в Александровском училище, в петербургском .

Со 2 апреля 1849 года был назначен камергер ом Двора Его Императорского Величества.

В 1858 году И.Д. Делянов перешёл в министерство народного просвещения Российской Империи и был назначен попечителем Петербургского учебного округа .

С 18 января 1860 года Иван Делянов - член Главного цензурного управления страны. 4 августа 1861 год а назначен директором Департамента народного просвещения с увольнением от должности попечителя Петербургского учебного округа. 17 ноября 1861 уволен со службы «согласно прошению». С 3 мая 1866 И.Д. Делянов - товарищ министра просвещения Дмитрия Андреевича Толстого и его ближайший сотрудник. Как и его начальник, И.Д. Делянов выступал за ограничение университетской автономии и сохранение классической системы образования в гимназиях, был противником либерализации образования.

В 1867 И.Д. Делянов получил государственный чин статс-секретаря Его Императорского Величества.

6 декабря 1861 года Иван Делянов был назначен директором Российской Императорской Публичной Библиотеки . За время службы в Публичной Библиотеке одновременно исполнял и другие государственные должности. С 17 февраля 1862 года вновь назначен попечителем Петербургского учебного округа, а с 1865 года - действительный член Правительствующего Сената Российской Империи (сенатор). С 1866 года - товарищ министра народного просвещения с увольнением от должности попечителя учебного округа, но с оставлением в должности директора Публичной Библиотеки. В 1867 году назначен статс-секретарём , в 1874 году становится членом Государственного совета Российской Империи с увольнением от должности товарища министра народного просвещения. С 1880 исправлял должность (заменял на время отсутствия) главноуправляющего Собственной Его Императорского Величества Канцелярии по учреждениям Императрицы Марии Фёдоровны . Современники отмечали особое усердие, тщательность и принципиальность, которыми И.Д. Делянов руководствовался при выполнении любой своей работы. Отличался государственным, державным мышлением и при этом не чурался вникать в небольшие детали и подробности работы подчинённых подразделений.

С 16 марта 1882 года и до своей кончины занимал пост Министра народного образования Российской Империи . Это неспокойное время советские историки определили как время реакции, время наступления правительственных консерваторов на революционный прогрессизм. Они определили, что политика Министерства в тот период в области управления просвещением у прогрессивных людей (сторонников революции) вызывала резко отрицательную оценку, которая была персонифицирована и на личность Министра. Малороссийский либеральный писатель Владимир Короленко в те годы назвал Делянова человеком, «много лет лежащим гнилой колодой поперек дороги народного образования» . Марксист Борис Горев писал в своих воспоминаниях о петербургском студенчестве в 1890-х годах утверждал, что студенческая масса в общем была настроена резко оппозиционно: «об этом (о негативном отношении к правительству) достаточно заботились деляновские гимназии » . Сегодня такие оценки вызывают определённое недоверие, особенно в свете фактов его усердия иприлежания в деле развития библиотек и настойчивости по открытию вузов в удалённых от столиц губерниях.

Значительно мягче отзывались о И.Д. Делянове известные государственники, люди высшего круга, но чьё мнение, как мнение с тенью осуждения, активно цитировалось историками в советское время . Например, отмечали, что министр граф С.Ю. Витте вспоминал об этом министре Делянове примерно в таких же выражениях:

«Делянов был очень милый, добрый человек, и вопросы Министерства народного просвещения вообще были ему не чужды. Он был человек культурный, образованный… Он никогда никаких резких вещей не делал, всегда лавировал, держась того направления, которое в то время было преобладающим, а именно направления графа Дмитрия Толстого. Вообще он лавировал на все стороны» .

Тем не менее И.Д. Делянов сохранил свой министерский пост до последних дней жизни. 1 января 1873 года получил государственный чин действительного тайного советника , а годом позже был назначен членом Государственного Совета Российской Империи .

Умер в конце декабря 1897 года, что по новому летоисчислению, принятому в России в 1918 году, будет определено как смерть в январе 1898. Иван Давыдович Делянов, кавалер самых высших государственных наград Российской Империи, был похоронен с почестями в Воскресенской церкви-усыпальнице на Смоленском армянском кладбище в Санкт-Петербург е.

Интересные факты :

Внучка Делянова, княжна Наталья Александровна Голицына (1907-1989), была замужем за князем императорской крови Василием Александровичем Романовым (1907-1989), с которым они небогато жили в Калифорнии, США .

По завещанию И.Д. Делянова, книги его личной библиотеки были переданы в дар Петербургскому университету и столичным гимназиям, а редкие издания - Императорской (ныне - Российской национальной) публичной библиотеке и Московскому Публичному и Румянцевскому музею .

На посту директора Публичной Библиотеки

С назначением в 1861 году И.Д. Делянова директором Императорской Публичной Библиотеки , учреждение вновь перешло (24 июля 1862 года) в ведение Министерства народного просвещения из ведомства Императорского Двора. На этом посту усердие и тщательность, отличавшие его в жизни, оказалась вне критики советских историков. При И.Д. Делянове к традиционным путям комплектования - обязательными экземплярами (ОЭ) , покупками, получением даров от сановников, меценатов и граждан - прибавился и книгообмен со многими научными учреждениями и обществами Европы, Азии и Америки. С марта 1874 года директор получил право получать из-за границы, без цензуры, произведения печати. С целью улучшения комплектования по инициативе директора многие учёные составляли списки заказов книг по трём разделам: необходимые, нужные, полезные. Списки заказов представляли также отечественной Академии наук , Петербургский и Московский университеты, Императорская Военно-медицинская (Медико-хирургическая) , Петербургская духовная , Михайловская артиллерийская и Николаевская инженерная академии. С 1863 года в читальном зале велась Книга читательских заказов . Универсальный характер фондов Библиотеки был сохранён и упрочен путём планомерного определения пропорций роста отдельных частей фонда, в соответствии с потребностями того времени. В виде опыта средства на комплектование были распределены между отделениями с учётом их значения, полноты и запросов читателей. Отделения Библиотеки пополнялись и за счёт внутренних резервов. С 1863 года тщательно проверялось Дублетное отделение , из которого недостающие книги поступали в другие отделения, а дублеты передавались в Московский Публичный и Румянцевский музеи , шли на обмен или продавались. Кроме отпускаемых утверждённых императором сумм на комплектование, Библиотека могла тратить деньги, получаемые с арендаторов лавок и помещений, от продажи дублетов, от принадлежащих ей процентных бумаг. Иностранными книгами особенно интенсивно комплектовалось Отделение естественных наук (медицина, физика, математика). При Делянове значительно пополнилось Отделение рукописей . Библиотека по-прежнему регулярно через своих иностранных комиссионеров скупала эмигрантскую литературу, которая шла в Секретное отделение , существовавшее в первую очередь для нужд «высших правительственных учреждений и лиц». В секретный фонд поступали также издания на русском языке, задерживающиеся при таможенных досмотрах, отобранные при арестах революционеров. В 1867 году издано особое распоряжение об обязательной доставке в Библиотеку по одному экземпляру всех тех сочинений, которые судом и цензурой приговаривались к уничтожению. В Библиотеку направлялись также экземпляры отдельных статей, исключённых цензорами из различных изданий.

За время директорства И.Д. Делянова в Библиотеку поступило 317 866 названий в 453 854 томах книг, брошюр, отдельных листов; 15 334 рукописи; 5 455 карт и планов; 23 358 эстампов и фотографий; 12 882 музыкальных произведений. Всего 510 883 единиц за 21 год.

И.Д. Делянов уделял внимание внутренней организации Библиотеки. По его приказу в начале 1862 года началась работа над проектом новых устава и бюджета. Проект устава был подготовлен в 1865 году. В нём подчеркивалось, что «Библиотека, имея назначением служить науке и обществу, открыта для занятий всем желающим». Проект был опубликован в 1865 году в «Журнале Министерства народного просвещения », общественность приняла его положительно, охарактеризовав как «в высшей степени либеральный и рациональный». Но Устав не был одобрен министром народного просвещения Д.А. Толстым . Тем не менее отдельные части Устава были включены в административные директивы Делянова в 1870 и 1871 годах.

В 1863-1864 гг. по приказу Ивана Делянова проводилась ревизия состояния организации фондов и каталогов, было установлено большее единообразие в организации каталогов, отменена книжная форма каталогов, подтверждена крепостная расстановка книг. Эти положения были разработаны в утверждённых Императором (24 декабря 1870) в «Правилах для составления каталогов», согласно которым сохранялись три каталога - алфавитный, системный и инвентарный, но изменялись акценты. Главная роль в обслуживании читателей отводилась алфавитному каталогу. Было введено обязательное ведение системного и алфавитного каталогов на карточках даже и в тех отделениях, в которых каталоги были переписаны в тетради. С 1875 года введена инвентарная проверка всех отделений. В 1870 Деляновым были разработаны и утверждены министром народного просвещения «Правила для занятий в Императорской Публичной Библиотеке и для её обозрения», «Правила о Совете Императорской Публичной Библиотеки», «Правила о хозяйственном комитете Императорской Публичной Библиотеки», которые исключили бытовавшие в среде библиотекарей и общественности мысли об общественном предназначении Императорской Библиотеки. По «Правилам…» выдача литературы за пределы Публичной Библиотеки разрешались научным обществам и правительственным учреждениям, а также частным лицам, известным директорам.

Иван Делянов, министр народного просвещения. Фото ок. 1883 года

Работа в Министерстве народного образования Российской Империи

Нельзя назвать лёгким пребыванием И.Д. Делянова на посту Министра народного просвещения, его деятельность в советское время было принято считать далеко не однозначной, ему был присвоен ярлык консерватора-реакционера. С одной стороны он приложил существенные усилия по открытию на удалённых от российских столиц территориях новых крупных вузов, в целом ряде городов были открыты средние и нижние технические (реальные), коммерческие и промышленные училища, пересмотрены учебные планы классических гимназий , где за счёт древних языков было значительно расширено преподавание русского языка. С другой стороны свой глубокий ум, державное мышление и находясь на высших государственных должностях он стал активно противодействовать распространению революционных идеологий прежде всего в учреждениях среднего и высшего образования.

В этот период жизни Иван Давыдович Делянов сделал значительный вклад в томское развитие. Ещё при прежнем министре состоялось решение (1878) об учреждении Первого Сибирского Императорского университета в городе Томске. Не смотря на значительные вклады сибирских пожертвователей, сообщества, привлечения бюджетных средств, средств для достройки и открытия Университета явно не хватало. Недостаточное финансирование вызвало практически 10-летнюю задержку открытия университета и дало аргументы противникам создания университета в Сибири, вновь в столице решался вопрос: быть или не быть Томскому Университету. Особенно усердствовал столичный сановник, лидер консервативного крыла российских политиков К.П. Победоносцев , не стеснявшийся в негативнейших характеристиках Сибири, её народа и гражданского сообщества, обосновывая императору Александру III полную бесперспективность затеи с развитием образования в этой дремучей, азиатской части Империи. Однако исключительно благодаря твёрдой позиции министра народного просвещения Ивана Давыдовича Делянова, проявившего дальновидность державного мышления, русским императором всё-же было принято высочайшее решение в пользу безусловного открытия Университета в Томске. По настоянию Университет был именован Императорским, в честь Его Императорского Величества Александра III . Это также был сильный шаг в укреплении позиций первого в Русской Азии высшего учебного заведения. По настоянию министра также был решён вопрос по открытию в Новороссии технического вуза - .

На деятельность министра наложил общий политический климат в стране тех лет: боевиками радикально-революционных организаций (с участием родного брата будущего революционера В.И. Ульянова-Ленина ) в результате подготовленного террористического акта 1 марта 1881 года было совершено убийство императора Александра III . После этого произошёл резкий поворот во внутренней политике России в сторону

Годы жизни:1818-1897

Из биографии :

  • Иван Давыдович Делянов – министр народного просвещения в 1882-1897 г.
  • Занимал важные посты: директор Публичной библиотекой в 1861-1882,член Государственного совета с 1874. Однако стал широко известен именно в правление Александра III, когда И.Д.Делянов занимал пост министра народного просвещения.

Основные направления деятельности И.Д.Делянова их результаты

  • В области народного просвещения проводил политику контрреформ
  • Приняты новые уставы гимназий(1881), реальных училищ (1882)
  • Принято положение о народных училищах (1874)
  • Ограничение автономии университетов
  • Принятие «циркуля о кухаркиных детях», ограничивающего поступление в средние учебные заведения детей «низшего сословия»
  • Прекращён приём на Бестужевские курсы с 1886 (вновь открыты лишь в 1889)
  • 1888- открыт университет в Томске
  • 1890- пересмотр программ классических гимназий, увеличено количество часов русского языка за счёт сокращения изучения древних языков.
  • Считал, что школы должны иметь клерикальный характер, поэтому был инициатором принятия закона о передаче церковно-приходских школ и школ грамоты в ведение Синода
  • Уделялось большое внимание техническому образованию: в 1885 году был открыт Харьковский технологический институт, в 1887 г. — изменён устав Петербургского технологического института, создавались новые реальные училища, а в 1888 был пересмотрен их устав.

Таким образом , деятельность И.Д.Делянова на посту министра народного просвещения не была однозначной.

С одной стороны , было многое сделано для развития технического образования в России, открыты новые университеты, в ряде городов открылись промышленные, пересмотрены планы классических гимназий, большое внимание уделялось изучению русского языка.

С другой стороны , его деятельность отражала курс контрреформ Александра III: был придан церковный характер начальному образованию в церковно-приходских школах, ограничена автономия университетов,затруднено поступление в гимназии и университеты людям низших сословий, ограничено поступление в вузы евреев.

Материал к историческому сочинению

Историческая эпоха Историческое событие, причинно- следственные связи
Эпоха Александра III

(1881-1894)

Политика в области народного просвещения.

Причины :

  • Необходимость повышения образовательного уровня народа, его грамотности
  • Подчинение образования интересам укреплению самодержавия

Следствие:

  • Появились новые училища, университеты, гимназии, что привело в повышению количества грамотных людей
  • Сохранился сословный характер образования, был ограничен приём в гимназии и университеты детей низшего сословия и некоторых национальностей.
  • Процесс образования соответствовал общему духу проводимых контрреформ
  • Однако в университетах распространялся дух свободомыслия.

Министром народного просвещения в период правления Александра III был И.Д.Делянов . Именно он проводил в жизнь намеченное императором.

Данный материал можно использовать, готовясь к задания № 25 по эпохе Александра III.

На сайте можно найти материл и пример

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна