Рассказ о 10 заповедях детскими словами. Объяснение десяти заповедей божиих детям

Урок духовности в 4 классе "10 заповедей- основа жизни"

Шарафутдинова Ирина Владимировна учитель начальных классов МКОУ "Основная школа с.Ерыклинск"Мелекесского района Ульяновской области.

Цели урока: 1. Познакомить детей с десятью заповедями Иисуса Христа.

2.Помочь осмыслить ценность заповедей Иисуса Христа.

3.Воспитывать чувство добра, милосердия, справедливости, честности, верности, любви; нетерпимости к жестокости, злу, ворвству, зависти.

Ход урока:

1. Организационный момент и целеполагание.

Слово учителя.

Чтобы жить благочестиво, мы должны знать и любить слово Божие. Как телу необходим хлеб,так душе-слово Божие; и как глазам нужен свет,чтобы видеть,так душе необходимо Божие учение,чтобы возрастать в добре и святости.

(Патриарх Московский и всея Руси «Библия для детей»)

Что же такое благочестие ?

Благочестие - соблюдение правил, веры, соединенное с добрым и хорошим поведением.

Откуда же мы можем научиться правильно жить и правильно себя вести?

Существует Закон Божий,который нужен для того, чтобы жизнь каждого человека и вообще всех была безопасна, чтобы человек не причинил вреда другим людям,животным,птицам, деревьям, всей земле и окружающему нас миру. Чтобы человек правильно развивался,был здоров и счастлив на протяжении всей своей жизни. И Закон Божий - это 10 заповедей.

Как и когда появились эти заповеди?

Послушайте Священную историю Ветхого Завета.

Рассказывает ученик.

Господь повелел пророку Моисею вывести свой народ из египетского плена. Моисей повел еврейский народ через пустыню, и, когда они подошли к горе Синай, Господь возвестил пророку: "Скажи народу: если будете слушаться голоса Моего, то будете Моим народом". Моисей передал людям волю Божию, и они ответили: "Все, что сказал Господь, исполним и будем послушны". Господь повелел готовиться к принятию Закона Божия постом и молитвой. Через три дня густое облако покрыло вершину горы. Сверкали молнии, гремел гром, от горы шел дым, и вся она колебалась. Моисей взошел на гору, и там Бог дал ему две скрижали (каменные доски), на которых были написаны 10 заповедей.

Что же такое заповеди?

Заповеди – это закон, правила, которые Бог дал людям для того, чтобы они могли различать добро и зло в своих поступках и намерениях.

2. Знакомство с заповедями Иисуса Христа (презентация)

1 заповедь: «Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня».

Это значит, что Бог Один и в Него нужно верить всей душой. Это также естественно, как верить папе и маме. Бог создал весь мир и заботится о каждом из нас. Нужно любить и почитать Бога, часто вспоминать о Нем, обращаться к Нему в молитве.

«Пусть только Господь царит в твоем сердце,
И только Ему открой сердца дверцу!
Пусть Бог будет смыслом всей жизни твоей!
Пусть Он управляет и властвует в ней!».

2 заповедь :«Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им».

Кумир – это всё то, что становится для нас самым главным в жизни вместо Бога. Из-за кумира мы можем забыть о Боге и Его заповедях. Глупец тот, кто готов поменять маму на куклу или папу на компьютер. Например, Кай забыл о Боге – о добре и любви. Снежная королева стала для него кумиром. Разве был он счастлив в ледяном замке со своими идеальными правильными холодными игрушками? Только когда любовь Герды растопила лед в его сердце, он вспомнил о Боге и ожил. На первом месте в жизни христианина должен быть Бог, потом все близкие люди. Любые кумиры – люди или вещи опасны для нашей души, они могут сделать ее холодной и черствой.

«Господь твой пусть будет единственным Богом,
Хоть в жизни всегда разных идолов много,
Служи лишь Ему всей душою своей!
На Бога надейся, а не на людей!».

3 заповедь :«Не поминай имени Господа Бога твоего всуе».

Это значит, что нельзя просто так произносить имя Бога. Произносить имя Божие следует со вниманием и благоговением. Любое обращение к Богу – это молитва. По меткому выражению одного священника, когда мы говорим: «Господи», мы как бы снимаем телефонную трубку и набираем номер, и на «том конце» нам немедленно отвечают: «Слушаю». Имя Бога надо хранить бережно в сердце и не выпускать оттуда понапрасну. Если ты по привычке в разговорной речи говоришь: «Господи», прибавь к этому слова: «помилуй» или «слава Тебе». Так упоминание имени Бога станет молитвой.

«Имя Божье напрасно ты не говори!
Уважение твое пусть в словах тех горит.
Пусть с любовью к Нему твое сердце стучит,
Благодарность и вера в нем вечно звучит!».

4 заповедь Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему ».

Это значит, что седьмой день (воскресенье) должен быть посвящен Богу. Каждый день мы молимся Богу, исполняем Его заповеди, но воскресный день сугубо посвящаем нашему Небесному Отцу. Исполняя четвёртую заповедь, в этот день нужно посетить храм и принять участие в богослужении и Причаститься Христу.

«С Богом жизнь для себя христианин выбирает,
И поэтому церковь всегда посещает.
Знать о Господе больше он очень стремится,
И из Библии мудрости Божьей учиться».
Посвящай время Господу – будешь успешен,
И Его вечной милостью нежно утешен».

5 заповедь : «Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен».

Это значит, что маму и папу надо слушаться и помогать им. Родители помогают тебе, пока ты растешь и нуждаешься в их помощи и заботе, а потом дети помогают престарелым и уже немощным родителям на закате их жизни. Почитание – это не просто вежливые слова, а реальная поддержка родителей взрослыми детьми, в том числе душевным вниманием и участием. К этой же заповеди относится уважение к учителям, наставникам, старшим.

«Относись с уважением к папе и маме!
Мудрость, опыт родителей стоят внимания!
Дорожи ими, слушайся и подчиняйся!
Как у Бога характер свой сделать пытайся!
И тогда будет жизнь твоя – благополучной.
Долгой будет она, и, при этом, нескучной».

6 заповедь : «Не убий ».

Самое ужасное, что может сделать человек по отношению к другому человеку – лишить его жизни. Жизнь – это дар Божий, и мы не в праве лишать другого человека этого дара. Что касается убийства захватчиков на войне, то это тоже грех, но меньший, чем предательство ближних, отказ защищать их.

Нужно помнить, что убивать людей можно не только оружием, но и словом, делом, подлыми поступками. Также нельзя мучить зверей, птиц, насекомых, домашних животных. Всех их создал Господь, а человеку заповедовал заботиться о них.

«Людей убивает
Не только оружье!
И жизнь сокращают
Порою не ружья,
А грубое слово,
Поступок бездумный
Жизнь рушит другого,
Стар он или юный.
Людей берегите,
Заботьтесь, любите,
Всех благословляйте
И радость дарите!».

7 заповедь Не прелюбодействуй ».

То есть не переступай через любовь. Не предавай. Это заповедь о верности тому, кто любит тебя, и любим тобою. Верность этой заповеди – залог сохранения семьи.

«Пройдут года. Ты вырастешь. Бог даст тебе супругу(а).
Полюбишь. Вступишь в брак. Всегда будь верен, предан другу.
Над отношеньями трудись. Жди Божьего ответа.
Не изменяй своей любви. Не нарушай завета».

8 заповедь: «Не укради ».

Украсть, взять чужое и не вернуть – очень плохой поступок. Некоторые думают, что взять себе вещь, которую нашел на улице – не воровство. Допустим, шел человек и нашел на улице хороший телефон. Он может взять его себе – поступить дурно, а может поступить благородно – найти хозяина этого телефона. Никогда не бери чужое и никогда не воруй – так ты сможешь проявить свою верность святому Богу.

«Тот, кто у людей забрал,
Вещи их, путем нечестным,
Человек тот вором стал,
Это станет всем известно».

9 заповедь: «Не лжесвидетельствуй ».

Порой тебе может казаться, что ложь может помочь преодолеть отдельные неприятности, избежать наказания. Но это иллюзия, потому что рано или поздно любой обман обязательно раскроется.

Также ни в коем случае нельзя придумывать о людях то, что ты не знаешь. Такие предположения называются клеветой и часто порочат совершенно невинного человека.

«Неправду о людях – не произноси!
Для этого помощи Божьей проси,
Чтоб видеть хорошее в ближних своих.
Не злое, а доброе думать о них!
Ложь может несчастье с собой принести,
А правда к победе твоей привести».

10 заповедь: «Не пожелай ничего чужого ».

Никогда не завидуй. Зависть мешает радости и не знает границ, ведь всегда найдется кто-то такой, кто, как кажется, живет лучше тебя. Помни пример жадной старухи из сказки Пушкина. Радуйся всему, что у тебя есть, радуйся за близких и друзей, у которых случилось что-то хорошее, благодари за это Бога.
Как же относиться к тому, что у ближнего есть хорошая вещь или талант, которого ты не имеешь? У христиан нет выражения «белая зависть», но есть сорадование – радость о благополучии ближнего. В отличие от мучающей зависти это добродетель.

«Не желай ничего, чем владеет ближний.
Не мечтай, что предмет у кого-то лишний.
Эти мысли тебе принесут страданья,
Ведь за грех принесёшь ты себе наказанье».

3.Работа в группах.

Заполни таблицу « Заповеди » по образцу:

заповедь

от чего предостерегает заповедь

как советует поступить любящее сердце

«Почитай отца твоего

и мать твою»

от неуважения к родителям и вообще к старшим

слушаться родителей, уважать и беречь их; ухаживать за ними в старости

«Не убий»

прежде чем взять вещь, спросить разрешение у хозяина; всегда возвращать чужое; довольствоваться тем, что у тебя есть

от всякой неправды, обмана, перекладывания своей вины на другого человека

4.Закрепление.

Народная мудрость в пословицах.

Соедини стрелками пословицы с заповедями.

Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает. (Почитай отца твоего и матерь твою).

Не ищи правды в других, коли её в тебе нет. (Не лги)

Вору потакать – что самому воровать. (Не убивай)

На свете всё найдёшь, кроме отца и матери. (Не укради)

Насилие - яд для души. (Не завидуй) (Друг познается в несчастии)

Рефлексия:

Как вы думаете, по заповедям надо поступать только по отношению к тем, кого мы любим, или ко всем людям?

Какие заповеди тебе были известны?

О каких заповедях ты узнал на этом уроке?

11. Вывод : Каждый человек должен соблюдать заповеди, так как:

Заповеди даны Богом.

Они учат отличать добро от зла.

Выполнение заповедей даёт человеку душевный покой,
приближает его к Богу.

Если сказать кратко, то смысл заповедей в одном, чтобы мы уважали и любили друг друга. Я думаю, что после нашего урока всем вам захочется подумать о том, так ли живёт каждый из вас. Мне хочется, чтобы вы захотели перечитать все заповеди и приняли их в свой разум и душу. Будьте счастливы, и дарите счастье друзьям, близким и незнакомым вам людям.

«Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании».

(Иакова 1:25)

Божий закон для человека

Легко ли вам представить мир, в котором нет преступности? Наверно, нет, особенно если вам приходится ежедневно читать и слушать, и видеть преступления всякого рода - кражи, вооруженные нападения и грабежи, убийства, мошенничество. Специалисты говорят о новом, если можно сказать, качественном уровне преступности.

Преступления совершались в мире всегда, но еще не было такого времени, когда преступность так ловко скрывалась бы под маской законности и так умело избегала законной кары, как в наши дни.

Когда нравственный уровень народа падает настолько, что уважение к законам теряется, невольно возникает мысль, что в мышлении общества не все в порядке. Чем объяснить такое неуважение к законам, и где люди научились этому?

Воспитание начинается в семье; это - первая школа ребенка. Если научить детей, что закон Божий - Его заповеди - следует выполнять, что этот закон запрещает красть, убивать, обманывать, распутничать, оскорблять старших, - то молодежь, вступая в жизнь, будет иметь моральную опору, достаточную для понимания гражданских законов и их выполнения. И, наоборот, если научить молодое поколение, что закон Божий не нужен, или что он вовсе отменен, и его можно безнаказанно нарушать, то молодежь потеряет всякое уважение не только к закону Божьему, но и ко всем законам вообще. Одно вытекает из другого. Как можно, не считаясь с законом Божьим, в то же время требовать уважения к законам, созданным людьми?

Известно, что детям нужен образец для подражания. Но кто будет их этическим, нравственным и духовным идеалом? Родители часто ругаются, ссорятся и обманывают друг друга. А дети видят все это. Пьянство, драки и разводы оставляют глубокие раны в их сердцах. Кто научит детей отличать хорошее от плохого, если родители не могут или не хотят сделать это? Наивно полагать, что это способна сделать школа. Сегодня перед нами стоит вопрос: кто определяет, что хорошо, а что плохо? Ведь порой даже хорошие люди могут судить предвзято.

Критерий добра и зла

Без критерия добра и зла вне нас самих, мы можем оправдать практически все. Мы можем украсть, чтобы выбраться из трудного положения; совершить измену, если нам кто-то понравился, и убить человека, стоящего на нашем пути. Библия напоминает нам, что мы, к сожалению, не всегда различаем, что хорошо, а что плохо.

«Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти» (Притчи 16:25).

Давным-давно Бог указал нам путь к обществу без преступлений. Если бы люди всегда следовали им, то преступности не было бы! В любом уголке Земли люди чувствовали бы себя в полной безопасности!

10 заповедей счастья

У горы Синай Господь дал всему человечеству 10 заповедей счастья. Народ, собравшийся у подножия горы, с тревогой смотрел на ее вершину, скрытую густым облаком, которое, темнея, опускалось вниз, покуда вся гора не была окутана таинственным мраком. Во тьме вспыхивали молнии, сопровождаемые раскатами грома. «Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым от печи, и вся гора сильно колебалась. И звук трубный становился все сильнее и сильнее» (Исход 19:18-19).

Бог хотел вручить Свой закон в необычной обстановке, чтобы величественная торжественность соответствовала возвышенной сути этого закона. Необходимо было запечатлеть в сознании народа, что ко всему, связанному со служением Богу, следует относиться с величайшим благоговением.

Божье присутствие было столь величественно, что весь народ трепетал. Наконец, раскаты грома и трубный звук стихли, воцарилась благоговейная тишина. Тогда был услышан голос Божий, звучащий из густой тьмы, скрывавшей Его от взоров людей. Движимый глубокой любовью к Своему народу, Он провозгласил Десять заповедей. Принципы Десятисловия распространяются на всё человечество, они были даны всем как наставление и руководство к жизни. Десять кратких, всеобъемлющих и несомненных принципов выражают обязанности человека по отношению к Богу и к ближним, и все они основаны на великом основополагающем принципе любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Луки 10:27).

И сказал Бог
;

1-я заповедь : «Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исход 20:2-3).

Бог не претендует на первенство среди неких богов. Он не желает, чтобы Ему оказывали больше внимания, чем каким-то другим богам. Он говорит, чтобы поклонялись Ему Одному, потому что других богов просто не существует.

2-я заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им» (Исход 20:4-6).

Бог вечности не может быть ограничен образом из дерева или камня. Попытка сделать это унижает Его, извращает истину. Идолы не могут удовлетворить наши нужды. «Ибо уставы народов - пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Они - как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах» (Иеремии 10:3-5). Все наши нужды и потребности может удовлетворить только реальная Личность.

3-я заповедь : «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исход 20:7).

Эта заповедь не только запрещает ложные клятвы и те обычные слова, которыми люди божатся, но она также препятствует небрежно или с легкомыслием произносить имя Господа, не думая о Его святом значении. Мы бесчестим Бога также тогда, когда необдуманно упоминаем Его имя в разговоре, или всуе повторяем его. «Свято и страшно имя Его!» (Псалом 110:9).

Пренебрежение к имени Божьему можно демонстрировать не только словами, но и делами. Тот, кто называет себя христианином и не поступает так, как учил Иисус Христос, бесславит имя Божье.

4-я заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый - суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя... Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход 20:8-11).

Суббота представлена здесь не как новое установление, но как день, утверждённый при творении. Мы должны помнить о нём и соблюдать его в память о делах Творца.

5-я заповедь : «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исход 20:12).

Пятая заповедь требует от детей не только уважения, покорности и послушания по отношению к родителям, но также любви, нежности, заботы о родителях, сбережения их репутации; требует, чтобы дети были для них помощью и утешением в преклонные годы.

6-я заповедь : «Не убивай» (Исход 20:13).

Бог есть источник жизни. Только Он Один может дать жизнь. Она является святым даром Божьим. Человек не имеет права отнимать её, т.е. убивать. Создатель имеет определённый замысел о каждом человеке, отнять же жизнь у ближнего - значит вмешиваться в план Божий. Лишить жизни себя или другого - значит попытаться встать на место Бога.

Все действия, сокращающие жизнь, - дух ненависти, мести, злобные чувства - являются также убийством. Такой дух, вне всяких сомнений, не может приносить человеку счастье, свободу от зла, свободу к добру. Соблюдение этой заповеди подразумевает разумное почитание законов жизни и здоровья. Сокращающий свои дни, ведя нездоровый образ жизни, конечно, не совершает прямого самоубийства, но делает это незаметно, постепенно.

Жизнь, которая была дарована Творцом, есть великое благо, и её нельзя бездумно расточать и сокращать. Бог желает, чтобы люди жили полнокровной, счастливой и долгой жизнью.

7-я заповедь : «Не прелюбодействуй» (Исход 20:14).

Брачный союз - изначальное установление Творца Вселенной. Учреждая его, Он имел определённую цель - сохранить чистоту и счастье народа, возвысить физические, умственные и моральные силы человека. Счастья во взаимоотношениях можно достичь только тогда, когда внимание сосредоточено на личности, которой отдаёшь всего себя, своё доверие и преданность на протяжении всей жизни.

Запрещая прелюбодеяние, Бог надеется, что мы не будем искать ничего другого, кроме полноты любви, надёжно защищённой супружеством.

8-я заповедь: «Не кради» (Исход 20:15).

Этот запрет подразумевает как явные, так и тайные грехи. Восьмая заповедь осуждает похищение людей, работорговлю и захватнические войны. Она порицает воровство и грабёж. Она требует неукоснительной честности в самых незначительных житейских делах. Она запрещает мошенничество в торговле, и требует справедливого расчёта с долгами или же в выдаче заработной платы. Эта заповедь говорит о том, что всякая попытка извлечь выгоду за счёт чьего-то невежества, слабости или несчастья записывается в небесных книгах как обман.

9-я заповедь : «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исход 20:16).

Всякое умышленное преувеличение, намёк или клевета, рассчитанные на то, чтобы произвести ложное или мнимое впечатление, или даже описание фактов, вводящих в заблуждение - является ложью. Этот принцип запрещает всякую попытку опорочить репутацию человека необоснованными подозрениями, злословием или сплетнями. Даже умышленное замалчивание правды, которое может повредить другим, является нарушением девятой заповеди.

10-я заповедь : «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего... ничего, что у ближнего твоего» (Исход 20:17).

Желание присвоить собственность соседа - значит сделать первый самый страшный шаг к преступлению. Завистливый человек никогда не может обрести удовлетворение, потому что всегда кто-то будет обладать чем-либо таким, чего у него нет. Человек превращается в раба своих желаний. Мы используем людей и любим вещи, вместо того, чтобы любить людей и использовать вещи.

Десятая заповедь поражает корень всех грехов, предостерегая от себялюбивых желаний, являющихся источником беззаконных поступков. «Великое приобретение - быть благочестивым и довольным» (1 Тимофею 6:6).

Израильтяне были взволнованы тем, что услышали. «Если такова воля Божия, мы исполним её», - решили они. Но зная, как забывчивы люди, и не желая доверять этих слов хрупкой человеческой памяти, Бог написал их Своим перстом на двух каменных скрижалях.

«И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим» (Исход 31:18).

В этот раз Создатель впервые дал людям Свой закон в письменной форме, сам же закон существовал вечно.

Закон, правивший от Адама до Моисея

Ещё до Синая, даже до Адама и Евы вечный и неизменный критерий правды был основой Божьего небесного управления.

Этот закон управлял и ангелами. Они были свободны и могли выбирать - исполнять закон Божий или игнорировать его и восстать против него. Сатана и его ангелы решили поступать «по-своему», по своим собственным законам. Это восстание привело их к изгнанию с небес на землю.

Но оставались ангелы, решившие следовать за Богом и остались верны Его закону: «Благословите Господа, все Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его» (Псалом 102:20).

В Едемском саду Адам и Ева знали о законе Божьем, потому что согрешив, почувствовали вину и стыд. Они поняли, что ослушались Бога, взяв не принадлежавшее им и решив следовать за другим «богом». Когда Каин разгневался на то, что Бог принял жертву брата Авеля, а не его жертву, Господь спросил: «Почему ты огорчился? И отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит» (Бытие 4:6-7).

Закон Божий должен был существовать в то время, ибо сказано: «Где нет закона, нет и преступления» (Римлянам 4:15). Преступление... есть нарушение какого-либо закона.

Задолго до Синая Авраам знал и соблюдал Закон Божий. Бог сказал, что благословит Авраама и его потомков «за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои» (Бытие 26:5).

Не может существовать порядка и управления без закона. Гармоничного, счастливого, безопасного общества без законов не бывает. Но недостаточно высечь заповеди на камне или написать на стене, а важно их исполнять: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоанна 14:15).

Основой для соблюдения заповедей является любовь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим»: сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матфея 22:37-40).

Закон - отражение Божьего характера

«Закон Господа совершен» (Псалом 18:8), как совершенен Его характер. Закон есть отражение Божьего характера, неизменяемого характера! «Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь» (Малахии 3:6).

Любое изменение закона привело бы его к несовершенству. Но закон совершенен, поэтому он неизменен. Эту истину имел в виду Христос, когда сказал: «скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет» (Луки 16:17).

Нередко верующих спрашивают: «Как вы можете жить свободно и счастливо, будучи ограничены законом Божьим, который лишает вас многих радостей жизни?»

Мы строим ограждения на мостах и горных дорогах, чтобы не упасть вниз. Так и Бог дал нам Свой закон, чтобы защитить и уберечь нас на жизненном пути.

«О, если бы сердце их было у них таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек!» (Второзаконие 5:29).

Творец дал человеку Свой закон ещё по одной причине: «Ибо законом познается грех» (Римлянам 3:20).

Апостол Павел подтверждает эту мысль: «...я не иначе узнал грех, как посредством закона, ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: «не пожелай» (Римлянам 7:7).

Одну африканскую принцессу подданные уверяли, что её красота непревзойдённа. Но однажды путешествующий торговец продал ей зеркало. Взглянув в него, она ужаснулась собственному уродству и разбила зеркало на мелкие кусочки!

Закон Божий подобен зеркалу, и мы, глядя в него, подобно той африканской принцессе, можем быть недовольны увиденным, ибо закон указывает на грех в нашей жизни. Мы не можем изменить своего положения, если попытаемся уничтожить или игнорировать закон. Несовершенство останется таковым!

Закон Божий указывает на наши грехи и помогает нам почувствовать нужду в Спасителе. Когда мы принимаем Христа своим Спасителем, Он обещает нам прощение и силу соблюдать Его заповеди, ибо Он заверил: «Вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их...» (Евреям 8:10).

Величайшее проявление любви и послушания воле Божьей имело место однажды тёмной, холодной ночью в саду под старым оливковым деревом. Кровавый пот стекал по челу Сына Божьего. Так Он страдал, в молитве обращаясь к Своему Небесному Отцу: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Матфея 26:39).

Судьба человечества висела в тот момент на волоске. Виновный мир должен был либо обрести спасение, либо погибнуть. Решится ли Иисус отбросить желание жить и взойдёт ли на Голгофу?!

Он мог бы стереть кровавый пот со лба и заключить: «Пусть грешник сам отвечает за последствия своих грехов».

Но Он позволил прибить Себя к кресту, чтобы человек получил прощение. В тот миг, когда ставка была столь велика, Христос окунул перо Своей любви в пурпурные чернила Своей крови и написал «прощён» против наших с вами имён!

Голгофский крест будет вечным напоминанием о той цене, которую заплатил Бог, чтобы удовлетворить требования нарушенного закона и спасти виновное человечество. Если бы закон можно было изменить или отменить, в Голгофской смерти Христа не было бы необходимости.

Бог отдал Своего Сына на крестную смерть, и Святое Писание говорит, что Христос «Своей Кровию... приобрел вечное искупление» (Евреям 9:12).

Учитель: Кузьмичева Татьяна Сергеевна, высшая квалификационная категория

Школа: МОУ СОШ №22 с УИОП

Предмет: ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры»

Тема: « »

Конспект урока по ОРКСЭ Основы православной культуры.

Тема: « Десять заповедей и их роль в жизни человека »

Цель: обсудить с учащимися с такие нормы христианской этики, как милосердие и сострадание.

Задачи:

образовательные:

    знакомство учащихся с десятью заповедями Моисея;

воспитательные:

    формирование у учащихся представлений о законах и ценностях христианской морали;

развивающие:

    расширение кругозора учащихся;

    способствование развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений;

    содействие развитию волевой сферы ребёнка: осознанности поведения и самоконтроля.

Планируемые результаты

Личностные: способствовать становлению общечеловеческих ценностных ориентаций, формировать целостный социально – ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы. Формировать уважительное отношение к религии. Развивать этические чувства доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

    учить отличать верно выполненное задание от неверного,

    овладеть навыками смыслового чтения

Познавательные УУД:

    овладевать начальными сведениями о сущности и особенности процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием предмета;

    находить ответы на вопросы, используя текст и свой жизненный опыт

    делать выводы в результате работы.

Коммуникативные

    уметь оформлять свою мысль в устной и письменной речи

    слушать и понимать речь других

Предметные результаты.

    Знакомить с основными нормами религиозной морали, развивать понимание их значений в жизни

    Понимать значение нравственности веры и религии в жизни человека и общества

    Осознавать ценности человеческой жизни.

Оборудование:

    ноутбук, проектор,

    слайды, диск по курсу ОРКСЭ (православный модуль),

    текст с десятью заповедями, данными Богом Моисею;

Ход урока:

1. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.

Вы узнаете:

Что общего у убийства и воровства.

Как зависть гасит радость.

Разберемся в понятии, которое является темой урока.

Убедимся в существовании традиционных установок, которые помогают людям жить и общаться.

2. Повторение изученного материала.

Беседа

- Что способствует росту души человека?

- А что удаляет от добрых целей?

- Зачем человеку нужна совесть?

- Какие два важных дела Творец поручил совести?

- Что для православных означает раскаяние?

Что значат для православных христиан покаянные молитвы?

Как связано покаяние с необходимостью не осуждать других людей?

- Почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит?

Каяться надо искренне. После этого придет радость. Ведь между душой, совестью, Богом и друзьями больше нет постыдной тайны.

Выслушиваются подготовленные детьми рассказы «Как бы они поступили, если бы услышали от знакомого о злом плане».

Вывод:

Если есть возможность исправить причиненное зло, надо спешить это делать, надо спешить делать добро.

Чтобы полюбить бога, мы должны любить других людей. Помогать им, заботиться о них. Всегда и во всем стараться быть добрым и чем-то жертвовать. Иногда даже заставлять себя делать добро. Любви учатся всю жизнь.

б) Игра «Продолжи фразу»

«Царство божие находится …»(внутри нас, в нашем сердце)

«Бог - это ….» (любовь. И чтобы наша душа могла сродниться с Богом, нам нужно любить Его).

«Чтобы полюбить Бога, мы должны ….»(научиться любить других людей.)

«Любовь-основание …»(всей христианской жизни.)

«Выражение нашей любви …»(добрые дела.)

«Помогает нам отличить добрые дела от злых …»(нравственный закон-совесть.)»

«Бог вложил в наши сердца нравственный закон, чтобы мы ….»(не заблудились на жизненном пути и смогли встретиться с Богом.)

3. Изучение новой темы.

Религия – вера в Бога, создает «мост» между Богом и человеком. Этот мост – наш жизненный путь Бог дал нам совесть, чтобы уберечь и защитить нас на жизненном пути.

Но у кого-то совесть чуткая. У кого-то не очень. Не все различают, что хорошо, а что плохо.

Многие философы в истории человечества пытались сформулировать правила, которые люди должны выполнять для того, чтобы в обществе был порядок.

Для учащихся школ тоже существуют правила.

Какие правила школьников вы выполняете? (ответы детей.)

Чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различить добро и зло в своих поступках и намерениях, существуют заповеди. Заповеди записаны в Библии, которая говорит о том, что они даны людям от Бога.

    Словарная работа: Ребята, а как вы понимаете слово «заповедь»? Что это такое? После ответов ребят учитель предлагает их вниманию определение из Библейского словаря В.Вихлянцева (листочки с текстом на столах перед учащимися). Запишите в словарь наиболее понравившееся вам определение.

Заповедь – Изречение, содержащее религиозно-нравственное предписание.

Заповедь - Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого (чего)-нибудь. (С. И. Ожегов)

Заповедь – Строго обязательное правило поведения (Малый толковый словарь русского языка)

Попросим детей дать определение слова заповедь. Затем даем определение:

«Заповедь – религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества».

Пусть дети выделят главные слова в определении: религиозное предписание, моральная норма.

    Учебник, страница 40: Ребята! Послушайте историю Моисея из Библии:

(из личного архива)

Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и

его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Но это не было

обычным землетрясением. Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтоб там встретить Бога и получить от Него заповеди. 40 дней Моисей провел на объятой огнем вершине. Этот огонь не обжигал его, потому что он был зн а ком присутствия Бога. Бог сам начертал заповеди на двух каменных плитах (скрижалях). Скрижали были положены в ящик, обитый золотом, который назывался Ковчегом. Моисей поставил ковчег в особой палатке (скиния), где для него было отведено специальное место, которое называлось Святое Святых. Моисей вынес скрижали из огня к народу. Люди же были поражены еще и тем, что вернувшись к ним, сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его, хотя сам он этой перемены в себе не замечал.

(Демонстрация слайда , изображающих гору Синай и Моисея со скрижалями)

Вот об этих заповедях мы и будем говорить сегодня на уроке.

    Как вы считаете, а зачем нужен закон? Обсуждение. Законы устанавливают порядок в жизни людей.

    Какие же законы дал людям Бог через своего пророка Моисея?

слайд

На столах перед учащимися – тексты десяти заповедей.

Бог дал Моисею 10 заповедей. Первые четыре говорят об отношениях человека с Богом. (текст на слайде )

    Я - Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня . ( слайд )

Эта первая заповедь говорит о приоритетах в жизни. Она означает, что Господь должен почитаться превыше всего остального. В жизни человека Бог должен стоять на первом месте и быть центром всех людских отношений. Однако всепоглощающая любовь к Господу вовсе не умаляет ценности человека. Заповедь только подчеркивает необходимость расстановки правильных приоритетов. Мы можем и должны любить и уважать других людей. Проблемы начинаются в тот момент, когда люди начинают предпочитать Богу что-то другое, будь то человек, власть или деньги, тем самым приобретая себе новых богов. И часто эти божки становятся единственным смыслом существования, заменяя собой другие ценности жизни.

2. Не делай себе кумира и ни какого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им.

Эта заповедь подчеркивает достоинство человека. Человек создан как венец творения, и если он поклонится иному созданию, то потеряет свое положение царя мироздания, превратившись в его раба. Идолопоклонством называется поклонение не только созданию рук человеческих, но даже Божьему творению. Это и обожествление природы, когда божественным считают всего лишь естественное. Идолопоклонство в настоящее время приобрело много форм. Например, многие люди сегодня поклоняются материальному богатству и процветанию, и тогда модное платье или последняя модель машины становится для них самым важным в жизни. Другие находят идола в одной из рок-звезд, с обожанием внимая каждому слову своего кумира. Есть люди, которые создают культ человеческого тела, и для них на первом месте в жизни оказываются конкурсы красоты или занятия бодибилдингом. Нередко случается, что объектами поклонения становятся человек, государство или партия, возведенные в верховные арбитры истины, законности и источников народного процветания. И наконец, всем нам известны примеры национализма, когда люди, по сути, обожествляют свою нацию. Даже сами религии порой неосознанно сползают в идолопоклонство, когда абсолютизируют нечто относительное, например религиозную книгу, традицию или доктрину.

3.Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. (слайд)

Способность людей к общению - это драгоценный дар, и его нужно охранять от извращения. Язык - главное средство нашего общения. И если слова теряют свой смысл из-за неправильного или слишком частого употребления, то обозначаемые ими сферы человеческого опыта и жизни как бы исчезают. Когда такие слова, как Бог, любовь, мир, истина, употребляются бездумно, мы больше не можем ясно говорить друг с другом о столь священных и важных предметах. Искажение языка извращает слова и их смысл и затрудняет общение. Поскольку религия - едва ли не самая глубокая и богатая часть человеческого опыта, слишком частое и бессмысленное упоминание имени Бога снижает и обесценивает самое священное. Другое назначение заповеди - предотвратить злоупотребление силой религии, силой святого имени. Это накладывает ограничения на авторитет священнослужителя, и особенно на попытки силой заставить людей выполнять религиозные предписания. К сожалению, нередко методом убеждения священнослужителей становится угроза Господней кары для тех, кто не следует их указаниям.

4. Помни день покоя, чтобы проводить его свято; шесть дней трудись и совершай в них все твои дела, а день седьмой - день покоя - да будет посвящен Господу Богу твоему.

Для евреев суббота - седьмой день недели, Шаббат. Согласно истории сотворения мира, описанной в первой книге Библии - книге Бытия, увидев, что все Им сотворенное "хорошо весьма", Господь почил и отдыхал, Поэтому Шаббат празднуется в честь сотворения мира. Смысл жизни не исчерпывается только трудом и пользой, принесенной другим. Часто оказывается слишком легко так погрузиться в повседневные заботы, что мы теряем понимание того, что является самым важным в жизни. Шаббат был установлен для блага человека. Это был день отдыха, молитвы, занятий и размышлений. Это семейный праздник, когда царит особая атмосфера мира и радости.

Остальные касаются отношений людей между собой. Вот об этих пяти заповедях мы и поговорим с вами подробней.

    Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.

Семья является основой общества. Именно в семье дети воспринимают нравственные ценности, знания и навыки, которые потом они воплощают в своей жизни, передают из поколения в поколение. Поэтому общество, в котором искажены или извращены ценности семьи, очень страдает от этого. Связь поколений осуществляется прежде всего через отношения между родителями и детьми. Человек, не выказывающий должного уважения к своим родителям, подрывает один из самых основных столпов общества. И родители, и дети несут ответственность друг перед другом. Родители должны кормить, одевать и учить своих детей, готовить их к самостоятельной жизни. Они должны воспитывать в своих детях нравственность, не только осуществляя моральное руководство, но и, что еще важнее, показывая личный пример. Как сказал православный священник Александр Ельчанинов, "в воспитании детей самое важное состоит в том, чтобы они видели, что их родители ведут напряженную духовную жизнь". Поэтому эта заповедь обращена не только к детям, но и к родителям. Она как бы говорит родителям: "станьте такими, чтобы детям хотелось вас уважать". В свою очередь дети должны уважать и слушаться своих родителей, заботиться о них, особенно когда те достигнут преклонного возраста. Состарившись, люди уже не могут сами зарабатывать себе на жизнь и вносить свой вклад в общество. Однако не труд и не продукты труда определяют ценность человеческой жизни. Хотя работа важна, это еще не все. Пожилых людей следует уважать и заботиться о них. Благодаря жизненному опыту они приобрели мудрость и знание, которых так недостает молодежи. Вот почему во многих традиционных обществах чем старше человек, тем с большим уважением к нему относятся.

Просмотр клипа «Притча о маме».

Учебник, страница 40:

Как вы думаете, почему надо почитать своих родителей? Что такое почитание?

    Не убивай.

(слайд)

В древнееврейском языке были разные слова для обозначения разных типов убийства. Слово, употребляемое в этой заповеди - "расах", - означает преднамеренное убийство, совершенное по злобе. Его следует отличать от убийства в более обобщенном смысле. Хотя убивать всегда нехорошо, иногда это происходит случайно, а иногда и оправданно - например, при защите себя или своей страны во время войны. Эта заповедь выражает веру в то, что человеческая жизнь священна. Поскольку жизнь - Божий дар, каждый человек обладает уникальной и бесконечной ценностью. Право на жизнь, обоснованное ее божественным происхождением, является основой всех прочих прав человека, естественных и законных, и базой цивилизованного общества. Никто не имеет права прервать жизнь, собственную или чужую.

Прослушивание песни «Раненая птица»

Учебник, страница 40-41: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди. Как ты думаешь, почему Христос называет убийцей человека, который смотрит на другого с ненавистью? Чем может «убить» такой человек другого? Злобой, жестокими, несправедливыми словами.

    Не прелюбодействуй. (слайд)

Супружеская любовь свята, но в то же время естественна. Свята потому, что Бог есть любовь, а естественна потому, что создана Богом. Неверность разрушает самые близкие и драгоценные человеческие отношения - любовь и доверие между мужем и женой. Заповедь защищает эти взаимоотношения и сердца людей, которым этот поступок причиняет боль. Более того, будучи грехом против любви, прелюбодеяние подрывает семью. Когда супруги неверны друг другу, рушится и родительский авторитет, потому что дети не могут уважать родителей, которые говорят одно, а делают другое. В то же время, поскольку родительская любовь определяется любовью между супругами, ослабление супружеской связи плохо влияет на детей. Они вырастают, не получая необходимых им воспитания и любви. А поскольку семья - основа общества, любые проблемы в семье в конце концов оказывают влияние и на все общество в целом.

Учебник, страница 41: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

Это очень важная заповедь: она учит тому, что, если человек создал семью, он должен быть верен её всю жизнь. Тогда семья будет прочной и счастливой.

    Не кради.

(слайд)

Украсть - значит взять, обычно тайком, чужую собственность. В это понятие входит не только воровство, но также и такие поступки, как мошенничество и неуплата долгов. Кража может совершаться не только отдельными людьми, но и группами, а иногда -партиями или правительствами. Эта заповедь учит нас тому, как мы должны относиться к материальному миру. Хотя Господь создал мир и владеет им безраздельно, Он дал человеку право распоряжаться им. Поэтому человек, носитель образа Господа, может сам воплотить свои творческие способности и стать творцом. Таким образом, вещи, которыми мы владеем или которые мы создаем, являются в определенном смысле как бы продолжением нашей личности. Закон против краж существует для защиты естественного желания владеть и пользоваться собственным имуществом. В сообществах, где все соблюдают этот закон, люди не запирают дверей и не волнуются о том, чтобы уберечь свою собственность от воров. Такое положение вещей устраивает всех, как богатых, так и бедных. Состоятельные люди оказываются защищены от краж, а бедные - от притеснения богатых. Если мы владеем чем-то, это отнюдь не означает, что мы можем распоряжаться собственностью в соответствии с любыми своими прихотями, например мы не можем портить или уничтожать ее. Состоятельные люди должны быть великодушны и использовать свое благосостояние во благо всей общины. Закон Моисея утверждал высшую святость принципа частного владения, хотя даже в этой ситуации ценность человеческой жизни ставилась неизмеримо выше, чем ценность собственности. При том, что совершенное убийство каралось смертной казнью, наказание за воровство никогда не было столь жестоким.

Учебник, страница 41: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

Что общего у убийства и воровства?

Фрагмент мульфильма «Шапокляк» (когда она ворует билет и вещи у крокодила Гены и Чебурашки)

    Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. (Не лги.)

(слайд)

Ложь отравляет человеческое общение и уничтожает доверие. Когда мы лжем, мы обманываем других и предаем самих себя. Слова обладают большой силой. Как говорит русская пословица, "слово - не воробей, вылетит - не поймаешь". Во времена Ветхого Завета, если кто-то ложно обвинял другого в преступлении, он должен был понести наказание, ожидавшее того, кого он оклеветал. Эта заповедь призвана защитить человеческие отношения; она имеет в виду также ложь, клевету, распространение лживых доносов или суждений о людях с намерением принести им вред. Это дурно и по своим побуждениям, ибо происходит от зависти, ненависти, злобы и отсутствия благородства, и по тем последствиям, которые эта ложь несет обиженным и обманутым людям. К сожалению, религиозные группы также легко впадают в этот грех, нападая на другие религии, чтобы помешать их распространению.

Учебник, страница 41: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

Какая у христиан есть особая причина, чтобы не лгать? – Они верят, что Бог видит и знает всё. Его не обманешь.

Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Лгун» ( читает хорошо подготовленный ученик)

10. Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его … ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.

(Не завидуй.)

Из всех Десяти заповедей эта - единственная, относящаяся скорее к мыслям, чем к реальным действиям. Поскольку дурные поступки всегда начинаются с дурных желаний, лучше всего пресечь такие желания в корне. Когда кому-то улыбнулась судьба, наделила человека богатством, мы должны радоваться за этого человека, а не испытывать к нему зависти. Если мы сокрушаемся о чужом благополучии или радуемся чужой неудаче, то это прежде всего разъедает нашу собственную душу, делает нас несчастными.

Учебник, страница 41: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

Как зависть мешает радости, гасит её?

Просмотр отрывка из мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке».

Почему золотая рыбка не стала исполнять все желания старухи?

Как изменялся характер старухи в сказке?

Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.

4. Закрепление нового материала.

Исследовательская работа с текстом

Ученикам предложено поработать с учебником стр. 40-41. Класс делится на группы. Каждая должна прокомментировать одну из заповедей: объяснить, что означает данная заповедь и привести аргументы, подтверждающие её справедливость. В качестве аргументов можно использовать истории из Библии, художественные произведения или реальные истории из личного опыта учеников. Дети читают учебник, обсуждают и представляют свои ответы классу. В ходе каждого выступления учитель демонстрирует соответствующий слайд презентации, дополняет, конкретизирует, приводя свои примеры.

ЗАДАНИЕ .

1)-Что нового вы узнали из текста? Отмечайте новую информацию в таблице.

Все эти заповеди можно свести к одной: «Люди, любите друг друга!». Я желаю, чтобы вы были счастливы, чтобы смеялись, святились и радовались каждому мгновению своей жизни, и чтобы другие, глядя на вас становились тоже счастливы.

Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души

ТАБЛИЦА «Люди, любите друг друга!»

(курсивом выделены предполагаемые ответы детей,

на уроке эти клеточки пустые)

Заповедь

От чего предостерегает заповедь

Как заповедь учит поступать

5 «Почитай отца твоего и мать твою»

от неуважения к родителям и

вообще к старшим

слушаться родителей,

уважать и беречь их;

ухаживать за ними в

старости

№6 «Не убивай»

От ненависти, жестокости и желания принести страдания ближнему

Не отнимать чужую и свою жизнь, беречь здоровье и жизнь людей

7 «Не прелюбодействуй»

От предательства

ближнего

Не предавать любимого, быть верным семье

№8 «Не кради»

От причинения страданий ближнему, от зависти

прежде чем взять вещь,

спросить разрешение у

хозяина; всегда возвращать

чужое; довольствоваться

тем, что у тебя есть

9 «Не лги»

от всякой неправды, обмана,

перекладывания своей вины на

другого человека

Говорить правду

10 «Не завидуй»

От ненависти к ближнему, жадности, от корысти, от желания обладать чужим

не хвастаться, делиться с

другими людьми; уметь

радоваться чужой радости

Вывод: для чего же служат заповеди людям? Можем ли мы сказать, что заповеди Моисея не утратили своего значения и сегодня? Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом заповеди? Слайд

На слайде предложены ответы на выбор учащихся:

    Нет, потому что они были нужны в древности, когда народ был необразованным; сейчас все люди грамотные, поэтому эти законы им не нужны.

    Да, потому что соблюдение заповедей даёт тебе право считать себя избранным из людей, потому что ты лучше.

Итак, в Библии рассказывается, что Бог дал людям заповеди, чтобы оградить их от зла. Заповеди Моисея показывают людям, что есть ценности, через которые нельзя переступать!

    Работа в группах. Класс делится на 2 группы. Каждая группа получает задание: разгадать кроссворд.

КРОССВОРД :

1 Д

2 М

3 З

4 С

5 С

6 Б

По вертикали:

    Сколько всего заповедей дал Бог человеку?

    Имя пророка, получившего заповеди

    Правила, данные Богом, помогающие различать добро и зло

    Гора, на которой Моисею были даны заповеди

По горизонтали:

    Каменные доски, на которых были записаны заповеди

    Книга, в которой записаны заповеди.

проверка на слайде .

    Работа с пословицами.

О какой заповеди сказано? (Перед детьми каждой группы – пословицы.)

На свете все найдешь, кроме отца и матери.
Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит.
Почитай учителя как родителя.

Шила в мешке не утаишь.
Кто сам врет, другим не верит.
Сколько веревочке не виться, а конец будет.

Лучше по миру сбирать, чем чужое брать.
Легко добыто, легко и прожито.
Знает кошка, чье мясо съела.

Не коси глаз на чужой квас.
Кто чужого желает, скоро свое потеряет.
В чужих руках пирог велик; а как нам достанется, мал покажется.

Худой мир лучше доброй драки.

5. Закрепление.

За выполнение какой заповеди Бог обещает земную награду? (Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.)

Как ты думаешь, какая заповедь предостерегает человека от самого тяжкого преступления?

Какая заповедь говорит нам, что мы не имеем права присваивать себе что-либо, не принадлежащее нам?

Верность какой заповеди - залог сохранения семьи?

- Смысл какой заповеди выражает пословица «Сколь веревочке не виться, а кончик найдется»?

Какая у христиан есть особая причина для того, чтобы не лгать?

Какая заповедь учит быть счастливым, советует уметь радоваться чужой радостью?

Почему мудрые люди говорят, что «зависть – корень всех зол»?

- Как выдумаете, нужны ли современному человеку заповеди?

(- Да, потому что нравственные законы важны для любого времени.

- Нет, потому что они были нужны в древности, когда народ был необразованным, сейчас все люди грамотные, поэтому эти законы не нужны.

- Да, потому что соблюдение заповедей дает тебе право считать себя избранным из людей, потому что ты лучше .)

В заповедях Бог открыл свой замысел человеку и указал путь добродетельной жизни. Заповеди, о которых мы говорили, регулируют отношения между людьми и теснейшим образом связаны с верой в Бога. Тогда отношения людей друг с другом обретают высший смысл, становясь абсолютным, непререкаемым законом. Ведь они – договор Бога с человеком!

Исполнение заповедей позволяет душе расти. Нарушение заповедей ведет к бессовестности. Душа теряет чувствительность и в этом смысле становится как мертвая. Заповеди повелевают: человек, не превращай всю свою жизнь только в поиск удовольствий для себя, раскрой свое сердце для других людей, будь милосердным. Чем лучше мы будем соблюдать законы человеческой жизни, тем больше будет добра и любви на земле. Если вы будете правильно себя вести, может быть, глядя на вас, будут также вести себя ваши друзья, знакомые, братья, сёстры и даже взрослые, а потом и ваши дети. Чем больше будет хороших людей, тем прекраснее будет мир.

6.Домашнее задание: с. 40-41, учебника прочитать, ответить на вопросы, собрать пословицы, поговорки, касающиеся заповедей; обсудить с родителями вопросы из учебника .

7. Рефлексия:

- Как вы думаете, по заповедям надо поступать только по отношению к тем, кого мы любим, или ко всем людям? Расскажите о случаях преодоления себя.

В чем смысл соблюдения заповедей?

Как соблюдать заповеди, находясь в центре современной жизни?

Какие заповеди тебе были известны?

О каких ты узнал на этом уроке?

Какие заповеди заставили тебя задуматься? Над чем?

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что________

Наиболее трудным мне показалось___________

Самым интересным было__________

Я бы хотел попросить своего учителя__________________

Вывод : - Каждый христианин должен соблюдать заповеди , так как:

    Заповеди даны Богом

    Они учат отличать добро от зла

    Выполнение заповедей даёт человеку душевный покой ,
    приближает его к Богу.

Заповеди о любви к ближнему показывают нам границы, которые мы не должны переступать, если не хотим навредить другим людям и самим себе. В заповедях Бог открыл свой замысел человеку и указал путь добродетельной жизни. Эти заповеди регулируют отношения между людьми и связаны с верой в Бога. Тогда отношения людей друг с другом обретают высший смысл, становясь непререкаемым законом. Ведь они - договор Бога с человеком.

Ресурсы:

    Учебник по курсу «Основы православной культуры» (4-5 класс). М.:Просвещение, 2010. – 95 с.А.В. Кураев

    Детская библия.Библейские рассказы в картинках. Институт перевода библии. 1983,1990

    Толковый словарь С.И. Ожегова.

    Толстой Л.Н. «Лгун», притча.

    Песня «Раненая птица»

    Клип «Притча о маме»

  1. Видеоматериалы: фрагменты из мультфильма «Шапокляк».

МКОУ «ЛАХДЕНПОХСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль

«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Тема урока

«ЗАПОВЕДИ»

Кондукторова Светлана Анатольевна,

учитель начальных классов

ЗАПОВЕДИ.

Цель: формирование представления о нравственных критериях, заключённых в десяти заповедях православной религиозной культуры.

Задачи:

Образовательные:

познакомить учащихся с десятью заповедями Моисея;

Воспитательные:

сформировать у учащихся представления о законах и ценностях христианской морали;

Развивающие:

расширить кругозор учащихся;

способствовать развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений;

содействовать развитию волевой сферы ребёнка: осознанности поведения и самоконтроля.

Оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал (кроссворд, таблица, карточки с заповедями, с пословицами), толковые словари.

Виды деятельности : беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа со справочным материалом, творческая работа.

ХОД УРОКА

1.Орг. момент. Приветствие детям.

1.1 Рефлексия. Улыбнитесь друг другу. Ведь с улыбки начинается дружба.

2.Повторение пройденного.

Работа в группах.

Вспомним понятия, с которыми познакомились на прошлых уроках предмета «основы православной культуры».

Каждая группа получает рабочий лист с заданием : «Решите кроссворд так, чтобы по вертикали получилось название одного из важнейших православных праздников». На заполнение данного задания отводится 5-6 минут.

(Дети могут пользоваться учебником и собственными тетрадями)

Вопросы по горизонтали:

Величайший дар Бога человеку

«Книги»

Главный праздник христиан

Новый завет

Ученик Христа

Религиозная культура России

Праздник рождения Иисуса Христа

Божий вестник, посланник

То, что имеет большое значение для человека: Бог, Отечество, семья, любовь.

11.Разговор с Богом

12. Союз Бога и человека

б

л

а

г

о

в

е

щ

е

н

и

е


Какое ключевое слово у вас получилось? (благовещение)

Какие слова вызвали затруднения? (если у одной группы затруднения- другая объясняет)

Молодцы!

Вы сейчас работали в группах. Какие качества человека помогли вам справиться с заданием? Используйте ключевые слова, записанные на доске при ответе на мой вопрос.

Взаимоуважение

Равенство

Ответственность перед другими

Стремление помочь

Совместное переживание

Умение слышать друг друга

Взаимопомощь

Не перебивать друг друга

(Дети берут для ответа многие слова из написанных)

Учитель: -Что помогает людям дружно жить в коллективе, в

обществе - назовите общим словом? (правила, законы и традиции)

3.Изучение нового материала

Учитель: История возникновения Заповедей.

В древние времена жизнь людей была суровой: чтобы выжить, людям приходилось переступать законы жизни. Через Заповеди Бог дал людям правила, нормы поведения. Эти заповеди были даны пророку Моисею на горе Синай.

Словарная работа (понятие «заповедь»)

-Работа со словарём Ожегова С.И. Каждая группа работает о одним толковым словарём (ищут понятия и озвучивают)

Толковый словарь Ожегова С.И.

заповедь

1. изречение , содержащее религиозно-нравственное предписание
2. - правило, положение, служащее руководящим указанием для кого-чего-нибудь

Вывод делает учитель.

Есть ли связь между словами: заповедь, заповедник, заповедный?

Слайд №1 История Моисея из Библии:

Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и

его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Но это не было

обычным землетрясением. Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтоб там встретить Бога и получить от Него заповеди. 40 дней Моисей провел на объятой огнем вершине. Этот огонь не обжигал его, потому что он был зн а ком присутствия Бога. Бог сам начертал заповеди на двух каменных плитах (скрижалях). Скрижали были положены в ящик, обитый золотом, который назывался Ковчегом. Моисей поставил ковчег в особой палатке (скиния), где для него было отведено специальное место, которое называлось Святое Святых. Моисей вынес скрижали из огня к народу. Люди же были поражены еще и тем, что вернувшись к ним, сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его, хотя сам он этой перемены в себе не замечал.

(Демонстрация слайда, изображающих гору Синай и Моисея со скрижалями)

Слайд №2,3 10 заповедей. Прочитайте все заповеди.

Какие заповеди, говорят об отношениях человека с Богом, а какие касаются отношений людей между собой?

На листочках обведите цифру заповедей, касающихся отношений между людьми (дети должны правильно обвести № 5,6,7,8,9,10)

Слайд №3. Проверяем! Молодцы!

Физминутка.

Доброе утро! - птицы запели.

(дети машут руками)

Добрые люди встают с постели;

(показывают, как просыпаются, подтягиваются)

Прячется вся темнота по углам,

(разбегаются, прячутся за стулом)

Солнце вошло и идет по делам!

(возвращаются на прежнюю позицию, разводят в стороны руки, маршируют на месте)

Работа с учебником стр.40

Учитель: -А сейчас мы прочитаем, разберём и запишем с пятой по 10 заповедь в таблицу.

Чтение заповедей в учебнике (об отношении человека к человеку ) с остановками на заповеди и в ходе беседы заполнение таблицы (листок на столе)

ТАБЛИЦА «Люди, любите друг друга!»

(курсивом выделены предполагаемые ответы детей)

Заповедь

От чего предостерегает заповедь

Как заповедь учит поступать

5 «Почитай отца твоего и мать твою»

от неуважения к родителям и

вообще к старшим

слушаться родителей,

уважать и беречь их;

ухаживать за ними в

старости

№6 «Не убивай»

От ненависти, жестокости и желания принести страдания ближнему

Не отнимать чужую и свою жизнь, беречь здоровье и жизнь людей

7 «Не прелюбодействуй»

От предательства

ближнего

Не предавать любимого, быть верным семье

№8 «Не кради»

От причинения страданий ближнему, от зависти

прежде чем взять вещь,

спросить разрешение у

хозяина; всегда возвращать

чужое; довольствоваться

тем, что у тебя есть

9 «Не лги»

от всякой неправды, обмана,

перекладывания своей вины на

другого человека

Говорить правду

10 «Не завидуй»

От ненависти к ближнему, жадности, от корысти, от желания обладать чужим

не хвастаться, делиться с

другими людьми; уметь

радоваться чужой радости

В ходе беседы учителя и обучающихся:

Заповедь пятая:

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

Заповедь шестая:

Не убивай.

Как ты думаешь, почему Христос называет убийцей человека, который смотрит на другого с ненавистью? Чем может «убить» такой человек другого? Злобой, жестокими, несправедливыми словами.

Заповедь седьмая:

Не прелюбодействуй (будь верным, не предавай близких).

Это очень важная заповедь: она учит тому, что, если человек создал семью, он должен быть верен её всю жизнь. Тогда семья будет прочной и счастливой.

Заповедь восьмая: Не кради.

Что общего у убийства и воровства?

Заповедь девятая:

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. (Не лги.)

Какая у христиан есть особая причина, чтобы не лгать? (Они верят, что Бог видит и знает всё. Его не обманешь.)

Заповедь десятая:

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. (Не завидуй.)

Как зависть мешает радости, гасит её?

Вывод: для чего же служат заповеди людям? (заповеди даны людям для того чтобы они могли стать счастливыми)

-А какой это счастливый человек? (если он не гордится перед другими, относится к людям с любовью, стремится быть правдивым, поступает по совести, живёт в мире со всеми)

Можем ли мы сказать, что заповеди Моисея не утратили своего значения и сегодня? Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом заповеди?

4.Закрепление изученного:

4.1.Чтение рассказа Толстого «Лгун» ( читает хорошо подготовленный ученик)

4.2. Фрагмент мульфильма «Шапокляк» (когда она ворует билет и вещи у крокодила Гены и Чебурашки)

К каким заповедям вы отнесёте данные произведения?

(не лги, не завидуй, не укради)

5. Итог урока:

Благодарю вас за работу. Вы все молодцы. Запомните то, что услышали сегодня на уроке. Старайтесь следовать заповедям и пусть главным правилом в вашей жизни будут слова «Люди, любите друг друга!», живите честно и доброму относитесь к друг другу.

Рефлексия . Если вам понравилось на уроке, улыбнитесь друг другу.

6.Домашнее задание:

Уч. стр.40-41

Доп. задание на карточках «Соотнеси заповедь и пословицу».

Ресурсы:

Учебник по курсу «Основы православной культуры»

Детская библия, Институт перевода Библии, 1983,1990.

Толковые словари Ожегова.

Толстой Л.Н. «Лгун», притча.

Видеоматериалы: фрагменты из мультфильма «Шапокляк».

7. Интернет-ресурсы:

Не ищи правды в других,

коли её в тебе нет.

Не лги

Вору потакать - что

самому воровать.

Не убивай

На свете всё найдёшь,

кроме отца и матери.

Не укради

Насилие - яд для души.

Не завидуй

1. «Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене».

2. «Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею; да не поклонишися им, ни послужиши им».

Этой заповедью осуждаются идолопоклонники, т.е. поклоняющиеся какой бы то ни было твари как Истинному Богу. Кроме грубого идолопоклонства есть ещё более тонкие грехи против второй заповеди - это любостяжание, чревоугодие, гордость, к которой относится также тщеславие.

3. «Не приемли имене Господа Бога твоего всуе».

Эта заповедь запрещает нам употреблять имя Божие напрасно, т.е. без нужды, в пустых и суетных разговорах, а тем более употреблять его для подтверждения какой-либо лжи.

4. «Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай и сотвориши вся дела твоя, в день же седмый суббота, Господу Богу твоему».

Эта заповедь повелевает нам как в день воскресный, так и во всякие праздники посещать храмы Божии для воздаяния Богу той чести, которую тварь обязана воздавать Творцу, не отлагая сего ни по каким причинам, кроме тяжкой болезни. Против сей заповеди грешат те, кто из-за лености или других причин не посещают храмы Божии, а также те, кто посещают храмы без благословения. Те же, кто в праздники позволяют себе нескромные зрелища и развлечения, весьма оскорбляют святость праздников.

5. «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли».

Эта заповедь научает нас искренно и нелицемерно любить и почитать своих родителей и им во всём повиноваться, питать и покоить их во время болезни и старости. Под именованием родителей следует также понимать всех, кто в разном отношении бывает для нас вместо родителей: государственная власть и Отечество, пастыри и учители духовные, старшие по возрасту, благодетели, начальствующие в разных отношениях.

6. «Не убий».

Этой заповедью запрещается убийство или отнятие жизни у ближнего каким бы то ни было образом. Кроме телесного убийства есть убийство духовное. Род духовного убийства есть соблазн, когда кто-либо совращает ближнего в неверие или вовлекает в беззаконие и тем самым подвергает его душу смерти духовной. Когда запрещается наносить вред жизни ближнего, то тем самым повелевается, насколько возможно, беречь его жизнь и благосостояние. В этой связи мы должны делать следующее: помогать бедным, служить больным, утешать печальных, облегчать положение несчастным, быть милосердными, со всеми обходиться кротко, с любовью и назидательно. Грешат против этой заповеди те, кто, предавшись страстям, расстраивают своё здоровье или безрассудно лишают себя жизни.

7. «Не прелюбы сотвори».

Этой заповедью запрещается всякое греховное угождение плоти.

8. «Не укради».

Этой заповедью запрещается кража или присвоение каким-либо образом того, что принадлежит другим. Есть особые грехи, запрещаемые этой заповедью: грабительство, или отнятие чужой вещи насилием явно; воровство, или похищение чужой вещи тайно, присвоение чего-либо чужого хитростью, обманом; святотатство, или присвоение того, что посвящено Богу и что принадлежит Церкви; мздоимство (взяточничество). Когда запрещаются эти грехи, то через это приписываются следующие добродетели: безкорыстие, верность, правосудие, милосердие к бедным.

9. «Не послушествуй на друга своего свидетельства ложна».

Этой заповедью запрещается ложное свидетельство на ближнего и также всякая другая ложь. Запрещается под наименованием ложного свидетельства: ложное свидетельство судебное; ложное свидетельство кроме суда, когда на кого-либо клевещут заочно или кого-то в лицо порицают несправедливо.

10. «Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего».

В предыдущих заповедях запрещалось вредить ближним делом или словом, а десятая заповедь воспрещает всякую нечистую мысль против чести и собственности ближнего. Зависть во всех видах есть главный грех против этой заповеди. Десятая заповедь налагает на нас следующие обязанности: хранить чистоту сердца, быть всем довольным.

http://www.pravpiter.ru