Архимандрит исидор минаев. «Ему всегда было дело до людей

С 1969 по 1977 год учился в 12-й средней школе города Орла. В 1977 году поступил в Московское театральное художественно-техническое училище, которое закончил в 1981 году по специальности театральная светотехника. С 1981 по 1985 год учился в высшем театральном училище имени Щукина на актёрском факультете.

В 24 года (1985) женился на 18-летней актрисе Ксении Волынцевой. По окончании учёбы получил приглашение от четырёх московских театров, но из-за сложностей с пропиской устроиться на работу не удалось. После окончания училища был распределён в Омский академический театр драмы, в котором работал до апреля 1986 года. Брак с Ксенией продлился недолго.

С апреля 1986 по октябрь 1987 года проходил срочную службу в армии (воинская специальность командир БМП). После окончания службы был направлен на курсы офицеров запаса.

Вернувшись после армии в Москву в конце 1987 года начал преподавать на кафедре актёрского мастерства в высшем театральном училище имени Щукина. Совмещал преподавание с работой в различных театрах Москвы по договору.

С июля 1991 по май 2001 года - насельник Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря.

19 марта 1992 года пострижен в рясофор настоятелем Валаамского монастыря игуменом Андроником (Трубачёвым).

2 июня 1992 года рукоположён во иеродиакона патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Богоявленском Кафедральном соборе города Москвы.

7 марта 1993 года пострижен в мантию настоятелем Валаамского монастыря архимандритом Панкратием (Жердевым) с именем Исидор , в честь преподобного Исидора Пелусиотского.

25 мая 1993 года рукоположён во иеромонаха патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Спасо-Преображенском соборе Новоспасского монастыря города Москвы.

С 1993 по 2000 год учился в Московской духовной семинарии на заочном секторе.

С мая по июль 2001 года нёс послушание ключаря в храме святого Георгия Победоносца в городе Старая Русса Новгородской епархии.

4 июля 2001 года назначен настоятелем Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря Санкт-Петербургской епархии (Священным Синодом назначен на должность настоятеля 6 октября того же года).

В мае 2003 года возведён в сан игумена.

В ноябре 2005 года проходил курсы повышения квалификации руководящего состава Русской Православной Церкви в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

15 апреля 2008 года назначен настоятелем Свято-Николаевского подворья Русской Православной Церкви в Софии (Болгария).

3 апреля того же года патриархом Московским и всея Руси Кириллом в храме в честь Казанской иконы Божией Матери посёлка Вырица возведён в сан архимандрита.

Решением Священного Синода от 16 июля 2013 освобождён от должности начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме и направлен в клир Санкт-Петербургской епархии.

В октябре 2007 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви игумен Исидор (Минаев) назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме. Однако уже в середине апреля следующего года его определили настоятелем Свято-Николаевского подворья Русской Православной Церкви в Софии (Болгария). В марте 2009 года решением Священного Синода он назначен начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, а через несколько дней Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом был возведен в сан архимандрита. С отцом Исидором по видеосвязи из Мюнхена побеседовал корреспондент Анатолий Холодюк.

Отец Исидор: Вот я встречаю свой юбилей на посту главы Миссии в Иерусалиме, и меня не покидает мысль о том, что уже прожито полжизни, а сделано совсем немного, прежде всего в духовном преуспеянии. За эти годы появился некий опыт имитирования – своего имиджа, отношений с людьми, внешнего благочестия. А эта имитация является очень опасной, потому что она ведет к раздвоению жизни, более того – к фальшивому существованию. К сожалению, борьба с этим навыком имитации у многих людей не на высоте, в том числе, конечно, и у меня. Часто совершая какие-то действия, начинаешь понимать, что ты сам с собой не справляешься. Утешает одно: когда чувствуешь себя погибающим, только тогда ты и понимаешь, что у тебя есть только единственный Спаситель – это наш Господь Иисус Христос. И реально ощущая необходимость в Спасителе, сознаешь, что через исполнение Его Воли и через правильную оценку самого себя можешь получить хотя бы некоторое подобие духовного совершенства, найти то Царство Небесное, которое расположено внутри каждого из нас. Поэтому без лицемерия могу откровенно сказать, что действительно вижу сейчас все свои несовершенства и грехи, бесчисленные как песок морской. Наверно, все хорошее, что было прожито мною за эти полвека, было послано Господом. А все существующее во мне дурное, конечно, моя личная заслуга.

Х.А.: Что означает лично для вас быть в XXI веке начальником Русской Духовной Миссии (далее – РДМ) в Иерусалиме?

О.И.: Трудно посмотреть на себя со стороны. Эта должность означает для меня прежде всего выполнение того большого спектра задач, которые стоят перед Русской Православной Церковью и РДМ. Дай Бог справиться со всеми этими задачами. Они касаются в первую очередь приема паломников и обеспечения на достаточном уровне их пребывания на Святой Земле. Помимо духовного и литургического уровней, необходимо решать и многие вопросы на бытовом уровне. Особо значимы для нас и взаимоотношения с Иерусалимским Патриархатом – «матерью всех Церквей». К уже обозначенным вопросам добавлю попечение обо всем имуществе РПЦ, которое достаточно обширно на Святой Земле, а также – возвращение когда-то утраченного имущества. Сюда присовокупляются вопросы ремонта, реставрации, открытия новых строений, столь необходимых и значимых для паломничества. И многие-многие другие более мелкие вопросы, которым нет числа…

Х.А.: С какими проблемами сегодня вам приходится чаще всего сталкиваться на поприще руководителя РДМ?

О.И.: Общая проблема – оптимальный, но достаточно высокий уровень своих энергетических затрат. Я вот требую от членов и клириков Миссии, сестер Горненской обители, чтобы они жили не в формате провинциальной обыденности, какую можно позволить себе в какой-нибудь отдаленной епархии или монастыре. У нас ведь здесь «зарубежный церковный пост номер один». Поэтому энергетические затраты у нас должны быть на уровне тех времен, когда в стране строили Магнитку, Турскиб, Днепрогэс и другие жизненно важные объекты. Когда нужно, не жалея себя, времени, всех своих сил и ресурсов, полностью отдаваться общему делу. Наша церковно-дипломатическая миссия как раз и требует того, чтобы мы вели себя на Святой Земле именно так, а не как иначе. Здесь важна полная самоотдача. Иначе – не положено. Но человек ведь от природы слаб, и, конечно, многие не готовы к такому ритму и существованию. И тогда я пытаюсь где-то шуткой, где-то жестким словом, а где-то и какой-то санкцией все-таки принуждать людей к такому подвижничеству, когда надо, как говорят, оптимально выкладываться и расходовать свои энергетические затраты на общее дело.

Х.А.: Как развиваете вы со своими коллегами по Миссии традиции своих предшественников? Что новаторского уже привнесено в ее деятельность за те два года, что вы находитесь на своем посту ?

О.И.: Реальным достижением считаю решение всех кадровых вопросов. Теперь на всех русских участках в Святой Земле и в самой Миссии не имеется никаких вакансий. Приглашены из России различные специалисты, которые возглавили определенные участки работы, где они сами, без излишнего кураторства начальника, свободно и с полной ответственностью решают все текущие вопросы и возникающие проблемы. К этим людям мы питаем полное доверие. В Миссии создана паломническая служба, где с утра и до позднего вечера трудятся несколько сестер. Наши матушки часто работают в напряженном режиме. Создана у нас имущественно-правовая служба, где решаются все юридические дела относительно имущественных проблем и где готовятся вопросы юридического порядка. Воссоздан и возвращен к жизни «Совет Миссии», куда помимо начальника входят его заместитель и секретарь Миссии, а также настоятельница Горненского монастыря – игумения Георгия. Совет обсуждает самые различные вопросы: кадровые, строительные, ремонтные, дисциплины и порядка и др. Уже не начальник единолично принимает и утверждает решения, а все и сообща. На нашу долю выпало принимать огромное количество паломников, что требует мобилизации многих сил. Объем работы значительно возрос. Приезжают со своими большими группами и Преосвященные владыки, и политические деятели, и представители культуры, литературы и искусства. Всех их нам нужно сопровождать по Святой Земле. Слава Богу, у нас имеется уже действующая команда, члены которой понимают друг друга с полуслова. Мы удовлетворяем все потребности и нужды паломников и гостей, причем, даже иногда и их эксцентрические желания.

Х.А.: Достаточно ли в главном здании РДМ в Иерусалиме площадей, необходимых для выполнения основных целей и задач Миссии? Как ныне обстоит решение вопроса о возвращении РДМ всех или хотя бы части исторических зданий?

О.И.: Помещений не хватает. Мне даже пришлось переехать из моего кабинета в маленький. Некуда было посадить трех человек из имущественно-правовой службы. Нам не хватает здесь ни жилых, ни рабочих помещений. Однако думаю, что когда-нибудь настанет такое время, когда Миссии возвратят полностью все ее здание, лишь одну треть которого мы сейчас занимаем. В скором будущем ожидается на Святую Землю визит Святейшего Патриарха, от имени которого и будет ставиться вопрос о возращении всего нашего здания. Вероятно, ожидается визит Президента России и премьер-министра в Израиль, и этот вопрос будет еще раз поставлен. Он уже обсуждался в недалеком прошлом в ходе визита Владимира Владимировича Путина, занимавшего пост Президента Российской Федерации. Уже начали его решать, однако позже наступил регресс. В следующем году при новом президенте этот вопрос, думаю, тоже встанет, и тогда, может, положительное решение все же будет принято.

Х.А.: Сейчас в Иерусалиме функционируют две параллельные структуры РДМ МП и РПЦЗ. Как в настоящее время происходит взаимодействие этих структур, и наступит ли когда-нибудь такой день, когда эти две структуры объединятся? При каких условиях это может произойти?

О.И.: Достаточно непросто складываются отношения двух наших Миссий, хотя, слава Богу, мы объединились у одной Чаши. Конечно, имущественные вопросы очень ощутимы. Пока не покушается на имущество ни одна из сторон. Думаю, главное то, что мы нашли ключ к общению в любви. У нас прекрасные отношения с начальником РДМ РПЦЗ отцом Тихоном, которого мы приняли по-товарищески и по-братски. Такие же хорошие отношения с игумениями Моисеей и Елизаветой из двух женских монастырей на Елеоне и в Гефсимании. Это касается и сестер названных обителей. Так что те «старые острые камни», которые существуют, мы будем и далее с любовью обходить и помогать друг другу, общаться и участвовать в совместных богослужениях, и вести диалог. Я, к сожалению, сейчас не могу представить, когда и в какой форме будет это полное объединение. Главное, мне кажется, объединиться сердцами в молитве, а имущественные вопросы – они потихоньку и сами собой, как говорят, подтянутся…

Х.А.: А может, для этого требуется смена поколений?

О.И.: Может быть. Я, право, не знаю. Но, повторюсь, пока мы существуем параллельно, но мы – вместе! Я и к курирующему РДМ РПЦЗ на Святой Земле архиепископу Берлинскому и Германскому Марку отношусь как к нашему русскому архиерею – с почтением, уважением и сыновней любовью. Думаю, и дальше наши отношения будут укрепляться, ибо для Господа важно, чтобы мы не враждовали и сердцами были едины. А имущественные проблемы и вопрос объединения двух миссий – они когда-то все-таки решатся.

Х.А.: Как складываются ныне отношения РДМ с Иерусалимским Патриархатом и представительствами других Православных Церквей на Святой Земле?

О.И.: Они складываются в режиме дипломатических отношений, достаточно мирных и корректных. Они сейчас не так просты, тем не менее, они достаточно дружелюбные и братские. Нам удается их удерживать на том уровне, когда нет перекосов ни в одну, ни в другую сторону. К сожалению, Иерусалимский Патриархат относится к Русской Церкви настороженно, потому что наша Церковь очень большая и активная. И когда приезжает, например, на службу на Гроб Господень какая-то микроскопическая часть нашей Церкви – скажем, пять региональных наших архиереев, а с ними 30-50 священников, 10 дьяконов, целый храм паломников, – то греческие священнослужители из Святогробского братства не очень понимают, что происходит: неужели вся Русская Церковь сюда приехала? Мы объясняем: да нет, это приехала всего лишь какая-то мизерная часть Церкви – только из маленькой провинции. А у них-то вся Патриархия исчисляется примерно таким количеством верующих. Поэтому они, оценивая масштабы огромной территории России и великое число священнослужителей, глядя на развивающуюся систему нашего церковного образования, систему финансирования и благотворительности, конечно, испуганы. В прошлом все боялись СССР – этой самобытной, но непонятной и непостижимой страны, даже порой агрессивной. И это болезненное восприятие до сих пор проявляется здесь, среди окружающих нас людей.

Х.А.: Отец Исидор, но эти соображения ведь не соответствуют действительности!

О.И.: Полностью согласен. Да, мысли ложные и неправильные, но тем не менее они сидят в головах иерархов Восточного православного мира. И поэтому они относятся к нам с опаской. Это – с одной стороны. А с другой, все видят наших священников, искренно служащих Богу, а вместе с ними молящихся и верующих людей. Они также принимают щедрые пожертвования от русских, украинцев, белорусов, молдаван, паломников из Казахстана и других регионов некогда единой страны. Я и далее намереваюсь поддерживать дипломатические и братские отношения с Иерусалимским Патриархатом.

Х.А.: Где должен учиться дипломатии современный руководитель Миссии, а также ее члены? Вообще должны ли люди вашего уровня овладевать дипломатическими умениями и этикетом, чтобы находясь, например, в Израиле на достаточном уровне разговаривать на иврите, арабском и английском языках, знать историю страны, ее современное положение в мире, разбираться в ее внешней, внутренней и, конечно, церковной политике?

О.И.: К сожалению, сейчас нигде этому не учатся, и об этом нужно пожалеть. В нашей Церкви более ста двадцати зарубежных точек: епархии, представительства, подворья, миссии, а вот такого, как у светских людей, учебного заведения типа МГИМО у нас пока нет. Серьезной подготовки кадров у нас пока нет, но когда-нибудь к этому вопросу наша Церковь все-таки обратится. Тогда и в Миссию к нам будут приходить люди подготовленные, владеющие определенными дипломатическими знаниями, знающие языки, имеющие понятие о дипломатическом протоколе и умеющие в незнакомой стране водить автомобиль, что тоже, кстати, немаловажно. Ведь посылаемые в командировку в дальнее зарубежье мои коллеги должны владеть всеми этими знаниями и навыками.

Х.А.: А где вы всему этому научились и учитесь?

О.И.: Что касается меня, то я, как говорят, чистой воды самоучка. Учился сначала в московском ВУЗе, после прохождения срочной службы в армии меня послали на курсы офицеров запаса. Потом я был насельником Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря, заочно учился в Московской Духовной семинарии, служил настоятелем Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря Санкт-Петербургской епархии, недолго был членом нашей Миссии, а позже (один год) был настоятелем Свято-Николаевского подворья Русской Православной Церкви в Софии. Многому научился на всех этих постах, но и сейчас отсутствие фундаментальной подготовки в церковно-дипломатической работе я остро ощущаю. Слава Богу, что есть у меня хорошие помощники в разных областях: заместитель, переводчики, другие опытные коллеги, которые меня и поддерживают. Выступаю за то, что в России должна быть систематическая подготовка кадров для Миссии и других зарубежных церковных заведений.

Х.А.: Помогло ли вам на вашем посту начальника Миссии обучение на Курсах повышения квалификации руководящего состава Русской Православной Церкви? Была ли какая-нибудь практическая польза от этих курсов?

О.И.: На этих курсах я обучался достаточно давно, лет 6 назад. А польза, конечно, от них была, еще в ту пору, когда я был настоятелем Коневского монастыря. На курсах для нас организовывали встречи с министрами и депутатами, консультантами по юридическим, церковным, имущественным и социальным вопросам. Хоть курсы были и мимолетные, но они позволили «севшим за парты», иерархам и духовенству из разных регионов страны общаться на разные темы, получать советы, обмениваться информацией. Кстати, обмен информацией в Церкви, по-моему, стоит еще не на достаточном уровне. Если все это изменить в лучшую сторону, то от взаимной информированности в разных областях церковной жизни будет очень много пользы. Если на такие курсы пойдут многие иерархи и клирики, они тоже получат от них большую пользу.

Х.А.: В каких формах ныне РДМ взаимодействует с ИППО?

О.И.: Плотного взаимодействия еще у нас не существует, ибо сейчас идет ремонт Сергиевского подворья, где ИППО будет занимать часть помещений. А вот молебны, панихиды, конференции, взаимное общение, встречи на приемах с гостями, приезжающими сюда по линии этого Общества, – все это сейчас уже имеет место быть. Сейчас взаимодействие имеет довольно легкие формы, но, надеюсь, что оно будет в дальнейшем развиваться. У нас нет никаких противоречий. И начальники нашей Миссии всегда являются членами ИППО.

Х.А.: Как вы отнеслись бы к идее создания в Иерусалиме музея, посвященного архимандриту Антонину Капустину или истории русского присутствия на Святой Земле?

О.И.: Эта идея хороша, но на сегодняшний день она уж очень гипотетична. Вот если бы кто-то взялся за этот проект и финансировал его, то тогда можно было бы об этом говорить более предметно. На Святой Земле есть много музеев как светского, так и духовного характера. Так что такой музей вполне мог бы существовать. Но на это нужно получить согласие израильских властей. А это не так просто сделать. Также не думаю, что подобный проект получит одобрение Иерусалимского Патриарха.

Продолжение следует….

Я был начальником протокола на корабле, на котором Патриарх Алексий II ехал на Валаам. Туда были приглашены священнослужители Санкт-Петербургской епархии, среди них оказался отец Василий с матушкой. В этом водном путешествии мы и познакомились. Я помню, была очень лютая жара, выпили всю воду, и негде было ее достать. Какой-то священник пожилой, я не знал, что это отец Васиий, попросил где-то воды достать. Я принес ему две бутылки воды. А он говорит: «Надо же, какой внимательный человек». Ну, вот с этого начались наши дружеские отношения. Потом оказалось, что мы земляки, что мы Орловские, что очень много нас связывает исторически. Потом и мама моя стала окормляться у отца Василия духовно, приезжая из Орла, и в Орле они встречались, и в Болхове. Потом и я к батюшке приезжал с различными вопросами пастырскими: и по своему духовному устроению, и как окормлять прихожан, паломников... Вот так началось дружба. Вместе служили, общались. К сожалению, казалось, что отец Василий вечный и будет с нами всегда, и поэтому всего было несколько встреч за полтора десятилетия, но очень хороших качественных, реальных, которые принесли большую духовную пользу.

Беседовали о разном. Он рассказывал, как Церковь жила в годы гонений, про концлагерь, как он встретился с Патриархом Алексием II, когда они еще были юношами. Много рассказывал о детстве, о том, как он страдал. Как был практически разрушен красивый город церквей Болхов, где он родился, где он жил. Рассказывал много об оккупации, о годах службы в советском Ленинграде, когда за одно только слово или проповедь или активное общение с прихожанами можно было получить перевод, что собственно и произошло с ним в Никольском соборе. Ну, и очень много на память приходит. Очень тепло он рассказывал о Патриархе Алексии, как они познакомились, как молодой Алеша Ридигер прислал ему письмо: «Вася приезжай. В Ленинграде открылась Духовная Семинария, можно поступить». И действительно они вместе поступили и учились в одном классе Семинарии. Рассказывал о профессорах, преподавателях дореволюционной школы, которые им преподавали. Затрагивал большие пласты жизни, и всегда с юмором, обязательно с какой-то мыслью, с моралью, которая выходит из какой-то смешной может быть истории и становиться для нас душеполезной.

Говорили про нашу Орловскую епархию, отец Василий все хотел меня сосватать туда в епископы, тоже все время эту тему поднимал.

Много было разговоров и о Болхове, и о питерской жизни. О монашестве он очень хорошо наставлял, всегда мне говорил: «Я монахов не люблю».

Наверное, и правильно, потому что я тоже потом перестал любить, потому что современное монашество оно не всегда на высоте, там много неофитства, много, к сожалению, такой показной внешней духовности, мало образования, которое, например, есть у белого духовенства и у людей, реально учившихся в Семинариях, Академиях. Поэтому он не любил младостарчества и поэтому так в общем говорил, что монахов не любит. Но меня лично он любил. И я знаю очень многих других отцов и братьев. Валаамцев он очень любил. Он просто не любил, когда люди считают себя выше других, считают себя более духовными. Проявляют аскетизм внешний, а не внутренний. Это, конечно, было ему чуждо. И он всегда об этом с шуткой отзывался, с шуткой критиковал, но попадал в самую точку.

Я помню одну фразу, которую мне мама передала, я думаю, он очень многим женщинам это говорил. Он ей сказал: «Женя, будь христианкой, а не бабой». И я как-то очень проникся в эти слова, я и для себя отнес подобные слова, потому что нужно действительно в первую очередь быть христианином. Ведь христианин не боится ни гонений, ни смерти, ни болезней, ни оскорблений, ничего. И когда он этого не боится, то у него и настроение лучше, и путь яснее, и жизнь более цельная. Эти слова мне очень запомнились и можно сказать они что-то внутри меня перевернули, потому что я действительно как-то осмыслил и перестал бояться смерти. По- тому что отец Василий сказал: «Ведь смерти нет». Вообще это понятно. Это написано во всех книгах богословских, в песнопениях церковных, но мы как-то пробрасываем. А он как-то реально, спокойно это сказал: «А чего бояться нам христианам гонений, болезней и смерти? Ничего это на нас не действует. Мы – с Богом, мы – в вечности». Это, действительно, меня настолько укрепило, хотя не было каких- то длинных бесед спасительных, а две-три точно сказанные им фразы, они как бы выводили лично меня на какой-то такой духовный уровень, что я перестал бояться жизненных скорбей, ничто не было страшно. Это, конечно, я приобрел благодаря отцу Василию.

Все его фразы крылатые, даже вот та, которую я процитировал «будь христианкой, а не бабой», я на это опираюсь. Передаю его слова молодым людям, которые ищут себе спутницу жизни, о том, что «жена должна быть как посох в руках, а ни как тяжелая котомка за плечами». Но и многое другое, которое может, и сейчас не помню, но когда приходят жизненные ситуации, то я вспоминаю, что говорил отец Василий, как учил. Поэтому, конечно, бесценный дар пастырский, который у него был, он оставил след. И при жизни он был очень действенный, и после исхода батюшки в мир иной, он продолжает действовать и оказывать реальное влияние на христианские души.

Прежде всего, он запомнился мне простым. Вот как говорил Амвросий Оптинский, который тоже жил недалеко от тех мест, где мы с ним родились: «Где просто – там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного». Отец Василий был простым человеком, хотя он прожил большую жизнь, тяжелую, сложную, красивую. Он получил духовное образование в одной из лучших Духовных Школ, в Санкт-Петербурге. Служил в великолепных соборах: Никольском соборе и других ленинградских соборах того времени, которые были открыты. Конечно, он был человеком высокой культуры, но вести себя предпочитал просто и порой даже как-то юродствовал, демонстрируя эту простоту в противоположность величавости. Есть у меня такой термин «смиренномордие», не «смиренномудрие», а «смиренномордие», когда люди внутри гордые, страстные, но внешне пытаются разыграть благочестие. У отца Василия даже тени этого не было, он маскировался под простеца и был весел. Меня всегда поражало его веселое настроение, болел ли он, старел ли он, какие-то притеснения от начальствовавших испытывал, от чад какие-то огорчения, тем не менее, всегда он был весел, всегда у него была шутка, всегда у него было доброе слово и, главное, внимание к людям. Вот этим мне он запомнился, вот этим своим вниманием к людям. Это очень ценно, потому что мы сейчас друг к другу не внимательны – и врачи к пациентам, и власть к людям, и пастыри к своей пастве. Очень часто бывает надо совершать какие-то великие дела, богослужения, конференции... не до людей. А вот ему всегда было дело до людей. Это, конечно, очень ценно, очень правильно, и именно это отозвалось в сердцах людей той любовью, тем почитанием, которое они по-прежнему воздают отцу Василию.

">">">">">">">">">">">">">">

ИСИДОР (МИНАЕВ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации.

Исидор (Минаев) , архимандрит, начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

Принял постриг и начал свое монашеское служение на Валааме. Спустя несколько лет был назначен наместником Коневского монастыря. Затем полгода прослужил в Иерусалиме. На Страстной седмице 2008 года прибыл в Софию в качестве настоятеля Никольского храма-подворья Московского Патриархата.

Решением Священного Синода от 31 марта 2009 года игумен Исидор, настоятель подворья Русской Православной Церкви в Софии, был назначен начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме. 3 апреля того же года патриархом Кириллом он был возведён в сан архимандрита.

Использованные материалы

http://www.patriarchia.ru/db/text/610162.html

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ИСИДОР (МИНАЕВ) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МИНАЕВ в Словаре русских фамилий:
    Отчество от формы Минай, в которой смешаны производные от двух канонических мужских личных имен — Мина (см. Минин) и …
  • МИНАЕВ в Литературной энциклопедии:
    Дмитрий Дмитриевич — поэт и переводчик. Родился в Симбирске в дворянской семье. Учился в дворянском пансионе. С 1857 начал …
  • ИСИДОР в Большом энциклопедическом словаре:
    (? - ок. 1462) русский митрополит с 1437. На Флорентийском соборе 1439 выступил за унию с католической церковью. По возвращении …
  • ИСИДОР
    (год рождения неизвестен - умер около 1462), митрополит всея Руси. Был игуменом византийского монастыря, по происхождению грек или болгарин. В …
  • ИСИДОР ХАРАКСКИЙ
    родом из Сузианы, греческий писатель, часто упоминаемый Плинием в числе географ. источников. От него сохранилось описание Парфии, ??????? ????????, кот. …
  • ИСИДОР СИДОРКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    по одному псковскому сказанию, также Матюшка — самозванец (Лжедимитрий III). Летопись о мятежах говорит, что "прииде в Ивань город с …
  • ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (иначе Hispalensis, по древнему названию Севильи — Гиспалис) — испанский епископ, один из выдающихся латинских ученых писателей ранней эпохи средних …
  • ИСИДОР ПЕЛУСИОТСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    преподобн., ученик Иоанна Златоустого, жил пустынником, подражая св. Иоанну Крестителю. В посланиях своих он обращается с наставлениями к воинам, монахам …
  • ИСИДОР ПАЦЕНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    епископ г. Пакс Юлия (ныне Beja) в Лузитании, жил около 754 г.; считается продолжателем хроники И. Севильского (см.) с 617 …
  • ИСИДОР НИКОЛЬСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Исидор (в мире Иаков Сергеевич Никольский, 1799-1892 г.) — уроженец Тульской губ., воспитанник и потом бакалавр СПб. духов. акд., затем …
  • ИСИДОР МИЛЕТСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    византийский зодчий, трудившийся вместе с Анфимием Траллесским над сооружением константинопольского храма св. Софии в 532-37 гг. (см. Византийское …
  • МИНАЕВ
    МИН́АЕВ Ив. Пав. (1840-90), востоковед, основатель рус. индологич. школы. Тр. по буддизму, филологии и лингвистике, ист. географии, фольклору, ср.-век. и …
  • МИНАЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИН́АЕВ Дм. Дм. (1835-89), рус. поэт-сатирик. Сотрудник демокр. журналов 60-х гг. 19 в. ("Искра" и др.). Злободневные эпиграммы, стихи, фельетоны, …
  • ИСИДОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИСИД́ОР СЕВИЛЬСКИЙ (Isidorus Hispalensis) (570-636), христ. писатель и церк. деятель, учитель Зап. церкви. Архиепископ Севильи (с 600), автор энциклопедич. тр. …
  • ИСИДОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИСИД́ОР (в миру Иаков Сер. Никольский) (1799-1892), церк. деятель, богослов, проповедник. Митрополит Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский и первоприсутствующий чл. Синода …
  • ИСИДОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИСИД́ОР из Милета, визант. архитектор 6 в. Вместе с Анфимием из Тралл построил в Константинополе в 532-37 храм Св. Софии …
  • ИСИДОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИСИД́ОР (? - ок. 1462), рус. митрополит с 1437. На Флорентийском соборе 1439 выступил за унию с католич. церковью. По …
  • ИСИДОР в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • ИСИДОР в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Исидор, (Исидорович, …
  • МИНАЕВ
    Дмитрий Дмитриевич (1835-89) , русский поэт-сатирик. Сотрудник демократических журналов 60-х гг. 19 в. («Искра» и др.). Злободневные эпиграммы, стихи, фельетоны, …
  • ИСИДОР в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (? - ок. 1462), русский митрополит с 1437. На Флорентийском соборе 1439 выступил за унию с католической церковью. По возвращении …
  • ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ МИНАЕВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-06-13 Time: 18:09:34 * ""(к картине «Битая дичь» Граверта)"" *: Здесь в указатель глядеть не приходится, *: можно здесь …
  • ИСИДОР ЮРЬЕВСКИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Исидор Юрьевский (+ 1472), пресвитер, священномученик. Память 8 января, в Соборе Эстонских …
  • ИСИДОР ХИОССКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Св. Исидор Хиосский (+ 251), воин, мученик. Память 14 мая. Святой мученик Исидор …
  • ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Исидор Севильский (ок. 560 - 636), епископ, святитель. Память 4 апреля. Исидор …
  • ИСИДОР РОСТОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Исидор Твердислов (+ 1474), Христа ради юродивый, Ростовский чудотворец, блаженный. Память 14 …
  • ИСИДОР ПЕЛУСИОТ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Исидор Пелусиот (+ ок. 436), преподобный. Память 4 февраля. Родом из Александрии. …
  • ИСИДОР (КРИКИС) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Исидор (Крикис) (1938 - 2007), епископ Траллийский, б. игумен монастыря святого Апостола Иоанна …
  • МИНАЕВ ИВАН ПАВЛОВИЧ
    Минаев Иван Павлович - известный исследователь буддизма (1840 - 1890). Окончил курс на восточном факультете Петербургского университета, по китайско-маньчжурскому отделению. …
  • МИНАЕВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Минаев Дмитрий Иванович - поэт (1808 - 1876). Служил в учебном саперном батальоне, потом в провиантском департаменте. Его первые стихотворения …
  • МИНАЕВ ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Минаев Дмитрий Дмитриевич - известный поэт-юморист и переводчик (1835 - 1889), сын Д.И. Минаева. Воспитывался в Дворянском полку. Недолго …
  • ИСИДОР (МИТРОПОЛИТ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Исидор - последний русский митрополит из греков, уроженец Фессалоник, посвящен был константинопольским патриархом в митрополиты киевские; по прибытии в Москву …
  • ИСИДОР (МИТРОПОЛИТ НОВГОРОДСКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Исидор - митрополит новгородский (умер в 1619 г.). Весной 1605 г. Исидор вместе с П. Басмановым был послан приводить к …
  • ИСИДОР (В МИРУ ЯКОВ СЕРГЕЕВИЧ НИКОЛЬСКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Исидор, в миру Яков Сергеевич Никольский - церковный деятель и писатель (1799 - 1892), сын дьякона Тульской губернии, воспитанник и …
  • ФРИХ-ХАР ИСИДОР ГРИГОРЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Исидор Григорьевич [р. 5(17).4.1893, Кутаиси], советский скульптор, заслуженный художник РСФСР (1969). Самоучка. Мастер керамической скульптуры, работает также в дереве, камне, …
  • МИНАЕВ ИВАН ПАВЛОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Иван Павлович , русский востоковед, основатель русской индологической школы. С 1869 доцент, с 1873 профессор Петербургского …
  • МИНАЕВ, ИВАН ПАВЛОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    известный исследователь буддизма (1840—1890). Учился в тамбовской гимназии и на восточном факультете спб. университета, по китайско-маньчжурскому отделению; лекции В. П. …
  • МИНАЕВ, ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    поэт (1803—1876), отец поэта Д. Д. Минаева; род. в Симбирске, в дворянской семье; окончив курс в местной гимназии, М. в …
  • МИНАЕВ, ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (1835—1889) — известный поэт, симбирский уроженец. Учился в дворянском полку, служил в 50-х гг. в симбирской казенной палате и в …
  • МИНАЕВ, ИВАН ПАВЛОВИЧ
    ? известный исследователь буддизма (1840?1890). Учился в тамбовской гимназии и на восточном факультете спб. университета, по китайско-маньчжурскому отделению; лекции В. …
  • МИНАЕВ, ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? поэт (1803?1876), отец поэта Д. Д. Минаева; род. в Симбирске, в дворянской семье; окончив курс в местной гимназии, М. …
  • МИНАЕВ, ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (1835?1889) ? известный поэт, симбирский уроженец. Учился в дворянском полку, служил в 50-х гг. в симбирской казенной палате и в …
  • ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-07-17 Time: 19:08:39 Навигация Википедия=Данте Алигьери Викитека =Данте Алигьери * Каждый должен брать на свои плечи труд, соразмерный …
  • БУДДИЗМ в Новейшем философском словаре:
    религиозно-философское учение, первая по времени возникновения мировая религия (наряду с христианством и исламом). Основатель Б. - индийский принц Сид-хартха Гаутама …
  • МИНИН в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • МИНИН в Энциклопедии фамилий:
    Фамилия с точки зрения происхождения вполне прозрачная. В ее основе - православные имена Мина, Миней или Минеон, имеющие в переводе …
Доклад настоятеля Коневского монастыря игумена Исидора (Минаева) на миссионерской конференции «Церковные суеверия» 18 мая 2006 года.

Здесь было много сказано о мирянах, а я бы хотел поговорить о монашестве, как я называю, о профессиональных христианах, потому что мирянин это в некотором роде самодеятельность: он может дойти до каких-то норм, может не дойти; есть ли у него духовник, нет ли у него духовника - это никому не известно; а монахи все-таки призваны жить по уставу, призваны жить под руководством настоятеля, духовника; я вот так для себя внутренне и называю, что эти христиане должны быть профессиональными.
Но, тем не менее, сегодня актуальны слова, сказанные в IV веке святителем Василием Великим, архиепископом Кесарии Каппадокийской, творцом Божественной литургии, когда один из его друзей написал ему письмо и спросил: «Ну, как твоя Церковь, как твоя епархия?» и Василий Великий ответил: «Всё болит и никакой надежды», - и это в те святые времена, когда Церковь стала государственной в Византийской империи. К сожалению, сегодня тоже мы можем сказать те же самые слова. После 70 лет гонений сейчас пошло активное восстановление, и тем не менее, эти слова актуальны по сей день, даже среди православных «профессионалов», т.е. среди монашества.
Когда-то основатель монашества преподобный Антоний Великий говорил, что самой главной, первой добродетелью христианина (он имел в виду монахов, потому что речь шла об обители) должно являться трезвомыслие или, как он говорил, рассудительность. Не молитву, не пост, не послушание игумену он поставил во главу угла, а рассудительность: трезвое, правильное отношение к Богу, к вере, к догматике, к человеку. Но сегодня это качество очень редкое, мне кажется, оно редкое не только у нас в Церкви, где мы оперируем порой эмпирическими понятиями, но даже и в науке. Я ехал как-то в поезде с одним ученым, он является членом-корреспондентом Академии наук и он мне сказал: «Ты не представляешь, сколько лежит диссертаций, заявок на диссертации от людей уже потерявших разум, от псевдоученых. Где-то они чему-то учились, не получилось что-то, - огромное количество диссертаций ждут рассмотрения, но, наверное, никогда не дождутся. Просто человеку что-то взбрело в голову, какую-то теорию он придумал, ничем не обоснованную, не подтвержденную. Но он пишет жалобы, требует, чтобы его диссертация была рассмотрена. Ощущение, что человек просто бредит, может быть его даже надо госпитализировать, но, тем не менее, приходится как-то раскланиваться, обещать, оттягивать время этой «защиты» под благовидным предлогом». Так вот, среди ученых, смотрите, как мало трезвомыслия, хотя они как никто призваны к этому. Среди церковного народа, к сожалению, тоже самое.
Говоря о современных монастырях, мне хотелось бы сказать следующее: что сейчас совершенно по другому принципу создаются монастыри, возрождаются или открываются уже новые. Как открывались монастыри изначально, когда родилось монашество? О монастырях-то речи не шло. Просто какой-то подвижник, человек праведной жизни поселялся где-то в пустыне, он уходил от мира, он уходил от суеты, от царственного двора, от архиерейских покоев, уходил из суеты больших и малых городов и сёл, селился в пещере, пустыне, дремучем лесу, и его личная святость, со временем, собирала вокруг него некую общину. Если мы посмотрим житие преподобного Сергия Радонежского, то увидим, что за 10 лет его подвига (жития) вокруг него собралось всего 12 братиев, то есть 12 последователей - за 10 лет, это во времена-то Святой Руси! Так что порой странно читать описание современных монастырей в церковном справочнике: 200 человек насельников (в наши-то постсоветские времена, за какие-то 5-7-8 лет) 100 человек насельников, 50!.. Так вот, вокруг этого духовного учителя, наставника собиралась братия. Если он действительно был благодатным учителем, имел дары от Господа, имел смирение, молитву, умел научить этой молитве, то братия собиралась, оставалась и так возникали большие монастыри и Лавры, за несколько столетий. Сейчас совершенно другой подход - просто жизнь, реальность так диктует, видимо, даже некому предъявить претензии: ни священноначалию, ни к самим братиям и игуменам. Мне современные монастыри напоминают, знаете, такие институты без профессоров. Вчера четвертый-пятый курс окончил, а сегодня ты уже ректор. И дают тебе такой, знаете ли, «дом Павлова» (помните, в Сталинграде - без окон, без дверей и крыши) и говорят: вот это Ваш новый университет, давайте, господин ректор, красьте, белите, набирайте педагогический состав, набирайте уже в следующем году студентов, начинайте обучать. Финансирования, конечно, нет, естественно, и быть не может, - вперед. И вот на таком положении живут современные монастыри, когда только что посвященный в монашество, рукоположенный иеромонах уже должен через несколько лет стать настоятелем и аввой какого-то монастыря. И, конечно же, враг рода человеческого не дремлет, он эту ситуацию прекрасно знает и он старается это все, так сказать, поколебать. И, кто знает, эти 600 монастырей, которые есть у нас в Церкви, не являются ли они такой миной замедленного действия. Мне довелось быть 10 лет в Валаамском монастыре, я там принял постриг, принял священный сан, теперь я уже 5 лет настоятель Коневского монастыря и мне эта проблема особо известна. К сожалению, в результате такого положения вещей в монастырях начинают появляться некоторые духовные аномалии, потому что малая опытность духовников, настоятелей, ревность не по разуму братии, огромное количество литературы, которая, не контролируется у нас в Церкви, вызывают очень много различных повреждений.
Одно из них это - «младостарчество». Это действительно бич нашего церковного общества. До таких вопиющих искажений доходит христианское учение, что просто становится страшно. И если молодого священника (у которого 2-3 года хиротонии) могут поставить на место настоятель прихода; может быть, даже опытные прихожане, которые много лет ходят в этот храм; старые священнослужители, которые всегда рядом; пономари, которые прислуживали в храме, когда этот священник еще не родился, жена-матушка, семья… То в монастыре (где почти все сами новоначальные) сделать это очень трудно. Человек молодой, получивший сан, получивший монашество, еще не окрепший духовно, получает большую власть, и самое главное, что эту власть ему дают сами паломники. Потому что паломники приезжают в монастырь и первый вопрос, который они задают: «Старцы есть? Схимники есть? Где? На какой скит, куда идти?» «Да, вот старец, есть. 27 лет - пожалуйста. Полтора года в постриге, полгода в сане». И этот «старец» спрашивает паломницу: «Венчаны? Нет? А…, не венчаны? Причащаться запрещено? -»Так муж неверующий» - «Ну, бросайте его.» - «Так трое детей.» «Ну, не знаю, что делать… В общем, причащаться нельзя Вам, всё - живёте в блуде». Хотя уже несколько лет, как у нас с Вами есть Основы социальной концепции Русской Церкви, где написано и благословлено Архиерейским Собором, что любой брак, даже светский, считается действительным, просто он не освящен Церковью. Ну как, допустим, я сел кушать и в суете забыл помолиться, нельзя же сказать, что я не кушал, просто я не освятил молитвой прием пищи - вот и всё. Точно так же, если люди живут в светском браке (я не говорю про сожительство), если они зарегистрировались в ЗАГСе, имеют детей, у них общий дом, хозяйство, общие финансы и т.д. - это уже семья, это уже брак, но не освященный Церковью. Конечно надо людей подвигать к этому освящению, но уж не в коем случае не отлучать от причастия. И так люди живут в тяжелой ситуации. Допустим, муж неверующий, еще и у жены последнюю поддержку отнимают - встречу со Христом и получение от Христа благодатной силы, чтобы жить дальше. Может быть, через нее верующую освятился бы неверующий муж, а как он освятится, когда ей запрещено приступать к причащению Святых Таин.
Например, я встречал иеромонаха на Коневце, он приезжал из другой епархии, хотел попасть к нам в братию, (братия потом проголосовала не в его пользу) так он выдумал «догмат о 4-х гвоздях». К нам приезжают финны и привозят всё: от ложки до трактора; и они привезли западного образца настенные кресты, знаете, «католический» так называемый, где ноги Спасителя сложены одна на другую и три гвоздика всего - западная традиция. Висел в гостинице этот крест в каком-то номере. И вот этого иеромонаха поселили именно в этот номер. И он бегал, искал печку, чтоб сжечь этот крест, попался мне. Я говорю: «Зачем сжигать крест, ты что?» «Вот, смотрите, он же еретический!» «Какой же он еретический, это крест западного образца, пусть висит себе. Он же не на престоле лежит, а висит в гостинице. Ничего страшного.» «Вы что, батюшка! Вы разве не знаете догмат о 4-х гвоздях?» Сразу стало всё понятно с этим иеромонахом и с ним распрощались. Многое можно услышать от таких «младостарцев». Нпример: «причащайся 40 раз ежедневно, чтобы исцелиться от какой-то болезни». Чистой воды магизм. Некоторые из них даже благословляют соборовать детей. Идешь, соборуешь, а в храме огромное количество людей - все собороваться пришли, вдруг ребенок стоит 8-летний. «Что такое?» - спрашиваю. «А батюшка благословил» «Как так?» «Да плохо учится, не спит». 7-ми, 5-летний стоит младенец, плачет: соборование 6-5 часов идет с полными канонами и стихирами. То есть он младенец еще причащается без исповеди, а мы стоим, читаем над ним: «Прости ему, Господи вкушение блуда, лихоимство, презорство, непокорство…» и все что хотите. То есть совершенная профанация. Вот «старец» младой благословил собороваться, так, мол, лучше будет: потому что и спать лучше будет, и здоровье поправится, и учиться хорошо станет, ну и так далее.
Теперь я бы хотел сказать, что есть еще такая духовная аномалия как «лжеотчитка», как я ее называю. То явление тоже провоцирует народ Божий, который ищет этой отчитки. И действительно есть случаи, что молодые иеромонахи, без благословения пытаются погрузиться в недра экзорцизма. А что бы им не погрузиться, когда уже выпущены специальные требники с чинопоследованием изгнания злых духов. И получается, что любой священнослужитель может открыть чин изгнания бесов, надеть епитрахиль и независимо от своей личной святости, добропорядочности, благочестия просто вычитать эти молитвы и как бы бесы должны ему подчиниться. На самом деле мне это напоминает, знаете, когда в детстве найдешь в лесу осиное гнездышко и пошевелишь там веточкой - потом ищи, где речка рядом, если есть. Вот это похоже. Потом, вы знаете, бесноватый современный какой-то пошел некачественный. Мне рассказывал настоятель Валаамского монастыря епископ Панкратий: когда он был экономом в Троице-Сергиевой Лавре, там у них был один очень благочестивый дедушка, который, как потом оказалось, оказался бесноватым. Так вот, когда он стоял на богослужении никто не мог подумать что он бесноватый, потому что он это очень сильно скрывал. И владыка Панкратий говорит: однажды захожу в какой-то корпус, где дедушка-печник делал печки, и вдруг слышу какое-то хрюканье, брань нецензурную, какие-то кощунства, кто-то там беснуется в общем. Я, говорит, испугался и нечаянно задел какую-то доску (ремонт шел в корпусе) - и тут же все прекратилось. Захожу, смотрю: этот печник, этот дедушка, кладет печку. То есть, оказывается, настоящий бесноватый-то, если он верующий, если он такой, как Мотовилов (сподвижник Серафима Саровского) он ведь себя очень держит, то есть он это скрывает. Я помню, я жил в Печерах у одной бабушки, она была чадом архимандрита Адриана, как раз он тоже отчиткой занимался (но он старец святой жизни). Благочестивая старушка такая по внешнему виду и не подумаешь, но вот бесноватая, у нее какие-то бывают приступы беснования. А то, что мы порой видим в храмах - это просто психические расстройства. Я сам однажды сделал такой эксперимент: служил я несколько месяцев в городе Старая Русса Новгородской епархии в храме Георгия Победоносца. Меня предупредили, что есть одна женщина, лет 45-ти, что она - бесноватая. Все ее почитают и боятся. Вот однажды стою я в алтаре во время Херувимской песни и слышу сзади топот. Я оборачиваюсь и прямо ловлю ее в Царских вратах. Она она повисла у меня на руках. Мне говорят: «Батюшка, если ее причастить, она потом тихая становится.» Потом подводили ее к причастию прямо силком, я ее все-таки причастил, и она так расслабилась, притихла, села. А потом как-то был другой случай: опять она пришла и какой-то праздник был - дети стоят из Воскресной школы испуганные, она визжит на весь храм. Я говорю дьякону: отнеси ей запивочки (что меня так дернуло - не знаю). Налили ей чашечку кагорчику, просфорочку положили - и отнесли. Видимо, она была не очень воцерковленная: она выпила кагорчику (не Крови Христовой!), скушала просфорочку (не Тела Христова!) и успокоилась. То есть она, видимо, это всё инсценировала, это была простая экзальтация. Ну что интересного быть прихожанкой No 492, серой мышкой в сером платочке, стоять вон там в уголочке? Лучше быть местной бесноватой: пришла, только посмотрела - все уже боятся, спрашивают, милостыню подают. Женское священство у нас еще не ввели, постриг принять тоже - на картошке погибнешь, будешь там пахать, сеять да окна мыть. А вот тут такой церковный статус «местная бесноватая». Половина бесноватых - нервные люди, скажем так, которым такой статус очень нравится. К сожалению, «младостарцы», начинают с такими работать и вести целую литургическую жизнь, отчитку и так далее. Это, конечно, тоже аномалия. Этого надо бояться. Потому что бесследно для пастырей это не проходит.
Также еще мне бросилось в глаза, не знаю, как сформулировать, наверное, так: несанкционированное дробление святых мощей. Лежат мощи святого в храме, и мы почитаем их. Ну что же бесконечно отщеплять от этих святых мощей и раздавать святыню направо и налево по первому требованию?! Да еще и без благословения правящего архиерея. Ну понятно, когда один архиерей дарит другой епархии частицу мощей, если святой жил в той епархии или родился там. Знаете, сейчас у нас прославлен преподобный Зосима Верховский, он когда-то подвизался в Коневском монастыре, он был, кстати, прообразом старца Зосимы в «Братьях Карамазовых» Достоевского. Жил он когда-то на Коневце, а потом уехал в Подмосковье и основал там Зосимову пустынь. Сейчас обрели его святые мощи, прославили преподобного. Наверное будет уместно, если владыка Ювеналий подарит частицу мощей, в Коневский монастырь. Но когда начинают просить монахи, а порой и миряне, все отщеплять, расщеплять, куда-то зашивать, просто растерзание какое-то, в итоге ничего не останется от этих мощей. Кажется, с одной стороны, благоговение, хочется каждому иметь у себя мощевик, и побольше, с разными мощами, а с другой стороны, какое-то псевдоблагочестие, уже граничащее, на мой взгляд, с кощунством.
Ложное мироточение тоже очень часто наблюдается. Я помню на Валаамском подворье в Санкт-Петербурге было так: помазываешь человека елеем в субботу на всенощной, потом этот человек идет прикладываться ко всем иконам храма. Ну а лоб маслом помазан благовонным. А после него кто-то идет и говорит: «смотрите, икона мироточит!» Я подхожу, стираю и говорю: «Вот стойте, ждите. Сейчас замироточит - всё, пишем патриарху. Нет - успокойтесь тогда.» Что поражает в этой ситуации, совершенно неправославное ожидание чуда, во что бы то ни стало. Какая-то сиюминутная готовность соприкоснуться с иным миром и узнать все его тайны. И совершенно забыты православные истины, которые изрекли когда-то отцы-подвижники: что плачущий о грехах своих выше того, кто одним только словом оживляет мертвых. И это была общая установка для отцов Церкви и святых подвижников, пустынников - которые призывали нас с прохладностью относиться к чудесам, чтобы не впасть в прелесть - не принимать их, но и не хулить. Удел христиан - покаяние, с этого началась проповедь Предтечи: «Покайтесь! Приблизилось Царство Небесное!» А у нас как-то всё перешло в область чудес.
Однажды мне пришлось общаться с епископом Армяно-Григорианской Церкви и я узнал, что у них в Церкви существует очень интересная практика. Там мало конечно монахов, там очень компактная Церковь, нам может быть не в полной мере подходят их установки, но там, если ты монах, ты должен учиться, у них монах и студент - почти одно и то же. Ты никогда не станешь архимандритом, если у тебя не будет докторской диссертации, не говоря уже о епископстве. Что монахам-то делать? Учись, прежде всего учись. Потому что ты - спецназ, а спецназ должен быть обучен. Спецназ православия, спецназ христианства он должен быть обучен, и в теоретическом смысле прежде всего. К сожалению, не во всех монастырях имеются такие возможности, как, например, в обителях Санкт-Петербургской епархии. Не во всех монастырях рукополагают братию в священный сан с семинарским образованием. Не везде направляют на учебу, заочно хотя бы, после рукоположения. Считают, мол «избави нас, Господи, от науки злы», так говорят в некоторых монастырях. То есть, литургика, основное богословие, гомилетика и т.д. - это «науки злы». Вот сидим здесь, немытые, нечесаные, - вот тут и благодать, и «догмат о 4-х гвоздях»…
И последнее, что хотелось бы сказать: вы знаете, все хорошее и все дурное из книг мы черпаем. Я не беру интернет, телевидение. Когда-то мы радовались первым изданиям богослужебной литературы, когда не было книг. Более 10-и лет назад издали Большой требник митрополита Петра Могилы. Радости нашей не было конца. И вот в этом Больном требнике мы находим необычного содержания молитву которая приписывается святому мученику Трифону. Это очень интересная молитва, заклинательная молитва от всяких насекомых-вредителей. Могу процитировать: «Заклинаю вас многовидные зверие, черви, гусеницы, хрущи, прузи, мыши, щуры, критицы, различные роды мух и мушиц…» и так далее. Но самое главное, чем он их заклинает. К ним обращается, простите, как к людям. Как будто они созданы по образу и подобию Божию, как будто у них есть разум и они могут сказать себе: «Действительно, что ж мы делаем-то а? Точим эти листья? Стыдно все-таки, люди сажали…» Как будто у них есть воля? Вот к ним обращаются и заклинают их «спасительною животворящею смертью Христа, трехдневным Его воскресением и на Небеса восхождением и всем Его божественным спасительным смотрением…» Заклинают: «Честным Телом и Кровию Господа нашего Иисуса Христа, истинного Бога и Спаса нашего, Им же спасение дадеся нам и избавление» и т.д. А дальше их пугают: «а если не послушаете мене, молити имам человеколюбца Господа, еже послати ангела своего, иже над зверьми, и железом, и свинцом свяжет вас и убиет». Вот. «Зане клятв и молитв мене смиренного отвергостеся Трифона». Но, если и ангелы не помогут, тогда «и птицы посылаемы моею молитвою да снедят вас.» И это опубликовано в официальном требнике, естественно, мы все употребляем этот требник на практике, но, обратите внимание на богословскую мысль этой молитвы. Вместо того, чтобы сказать: «Господи, удали Ты этих жуков и червяков от наших уделов», обращаются к ним, их заклинают, и вообще взывают к их совести.
Я начал пессимистически, но все-таки я хочу вам напомнить. Конечно, «все болит и никакой надежды», это сказал святитель Василий Великий, видимо, по человеческому своему надрыву, усталости. Не думаю, что это его богословское убеждение. Потому что надежда все-таки есть, надежда на то, что Господь, сотворив когда-то свою Церковь, сказал апостолам: «Созижду Церковь Мою и врата адовы не одолеют ее «. Будем, конечно, надеяться на то, что где собраны двое или трое во имя Христа, там Господь посреди нас находится и что те негативные явления, о которых мы сегодня говорим, - они явления временные и это результат нашей оторванности от христианства в течении 70 лет, свидетельство нашего общецерковного неофитства, которое со временем, конечно, пройдет, и эти раны уврачуются.

(konevets.spb.ru)