Презентация - Культура Киевской Руси в X-XII веке. Презентация - Культура Киевской Руси в X-XII веке Презентация по истории культура руси 12 15

Слайд 1

Культура Киевской Руси в X-XII веке

Слайд 2

КУЛЬТУРА – это вся преобразовательная деятельность человека, выраженная в материальных и духовных памятниках и ценностях.

Слайд 3

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ:
Дошедшие до нас памятники связаны главным образом с церковью и христианской идеологией Наличие анонимности в работе (художник не должен оставлять своё имя на творении, т.к. это эгоистично по отношению к Богу) Оказания влияния на древнерусскую культуру Византии и принятие христианства Но в тоже время слабая связь с культурой Западной Европы Не появление чего-то одного, а множество направлений в культуре Др. Руси (устного народного творчества, литературы, зодчества, живописи и др.)

Слайд 4

Направления культуры Древней Руси: (на примере фольклора)
Направление культуры Название вида направления и его особенности Пример
Устное народное творчество или фольклор Былины – поэтические воспоминания народа о различных эпохах его истории. Главный герой БОГАТЫРЬ и основная тема – освобождение земли Русской и защита ее. Илья Муромец- могучий воин, Добрыня Никитич- рассудительный воин, Микула Селянинович – пахарь-земледелец

Слайд 5

ПИСМЕННОСТЬ:
Азбука – великий шаг каждого народа. Он нуждается в своей письменности, книгах и литературе. Рождение славянской письменности это заслуга греческих миссионеров Кирилла и Мефодия, который придумали «кириллицу» (А- «аз», Б- «буки», В- «веди», Д- «добро» и т. д.)

Слайд 6

Кирилл и Мефодий.
Кирилл (в миру Константин, по прозвищу Философ), и Михаил (после пострижения в монахи - Мефодий), братья из г. Солуни просветители славян, создатели славянской азбуки, проповедники христианства. Канонизированы и почитаются как святые и на Востоке, и на Западе. В православии почитаются как святые равноапостольные.

Слайд 7

Кириллица
Кириллом во второй половине IX века был создан глаголический алфавит (глаголица), на котором были написаны первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии. На рубеже IX-Х веков на территории Первого Болгарского царства в результате синтеза издавна распространенного здесь греческого письма и тех элементов глаголицы, которые удачно передавали особенности славянских языков, возникла азбука, получившая позднее название кириллица. В дальнейшем этот более легкий и удобный алфавит вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян.

Слайд 8

Остромирово Евангелие
Остроми́рово Ева́нгелие - древнейшая русская рукописная книга, написанная в середине XI века. Ценнейший памятник старославянского языка русского извода. Рукопись хранится (с 1806 года) в Российской национальной библиотеке. «Остромирово Евангелие» - древнейший точно датированный объёмный рукописный памятник, созданный на Руси. В нём, кроме особенностей общерусских, отражены и такие языковые особенности, которые со временем стали характерными для украинского языка.
Остромирово Евангелие. Лист 2.

Слайд 9

Остромирово Евангелие
Рукопись особо интересна тем, что в её конце переписчик подробно рассказал об обстоятельствах её изготовления и о времени работы:
Слава Тебе, Господи, Царь небесный, что сподобил меня написать Евангелие сие. Начал же писать его в лето 6564, а закончил в лето 6565. Написал же Евангели сие рабу Божию, нареченному в крещении Иосифом, а по-мирски - Остромиром, родственнику князю Изяславу, в то время, когда Изяслав князь предержал власть и отца своего Ярослава и брата своего Владимира. Сам же Изяслав князь держал стол отца своего Ярослава в Киеве, а стол брата своего поручил управлению родственнику своему Остромиру в Новгороде. Много же лет даруй [, Господи,] приобретшему Евангелие сие на утешение многим душам христианским, да и ему Господь благословение святых евангелистов, Иоанна, Матфея, Луки, Марка и святых праотцов Авраама, и Исаака, и Иакова, самому ему, и жене его Феофане и чадам его, и женам чад их. Здравствуйте же многие годы, соблюдая поучение свое. Аминь. Я, Григорий диакон, написал Евангелие, и если кто лучше сего напишет, то пусть не зазирает меня, грешника. Начал же писать месяца октября в 21 день, на память Илариона, а окончил месяца мая в 12 день на память Епифана. Молю же всех почитающих, не проклинайте, не исправляя; прочитайте, что и святой апостол Павел говорит: «Благословите, а не проклинайте». Аминь.

Слайд 10

В Остромировом Евангелии - три большие иллюстрации, на которых изображены апостолы Марк, Иоанн и Лука (составители Евангелия).
Евангелист Иоанн
Евангелист Лука
Евангелист Марк

Слайд 11

Письменность

Слайд 12

Летописи
Одним из основных жанров творчества стало летописание – погодное изложение событий. Летописи являются ценнейшими памятниками всей духовной культуры средневекового общества. Составление летописей преследовало вполне определённые политические цели, являлось дело государственным. Летописец не только описывал исторические события, он должен был дать им оценку, отвечающую интересам князя-заказчика.
Древнейшая дошедшая до нас летопись, основанная на более ранних летописных записях, датируется 1113г. Она вошла в историю под названием «Повесть временных лет» и, как принято считать, была создана монахом Киево-Печерского монастыря Нестером.

краткое содержание других презентаций

«Достижения культуры Древней Руси» - Устное народное творчество. Основание Киева. О чём идёт речь. Евангелие. Олег. Письменность и грамотность. Культура Древней Руси. Русское каменное зодчество. Тест. Убийство князя Игоря. Рукописные книги. Зодчество. Нестор.

«Быт на Руси» - Отпевание, свадьбу, крещение отмечали как правило всей деревней. Расположение печи определяло планировку избы. Повалуша - так называлась холодная кладовая жилья. В дальнейшем горницей стали называть самую лучшую комнату в русских домах. Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки. Развлечения оставались прежними - посиделки, гадания, хороводы. Имелось в крестьянском жилище и немало плетеной утвари- корзин, лукошек, коробов.

«Культура Руси 10-13 века» - Ярослав Мудрый. Соборная церковь София. Фильм к данному вопросу. Итак, мы начинаем. Развитие летописания. Ответ на вопрос. Дайте краткую справку о соборе. Живопись. Монах Нестор. Представление команд. Золотые ворота во Владимире. Фильм на тему «Литература». Архитектура. Мощь города. Составьте слово. Пергамент. Нестор. Фильм на тему «Живопись». Культура Руси X-XIII веков. Киев. Значение этих святых для истории.

«Древние города Руси» - Частные дома. Древний план Московского кремля. Новые задачи - административные, культурные и военные. Застройка древнерусских городов. Наличие укрепления, крепостного сооружения. Попытки европеизации Москвы. Стражники должны оказывать огню противодействие. Город Владимира и Ярослава. Возникновение городов такого масштаба, как Новгород и Киев. Архитектура и повседневная жизнь древнерусского города.

«Памятники культуры Древней Руси» - Софийский собор. Из варяг в греки. Договор князя Олега с Византией. Принятие христианства. Волжский торговый путь. Культура Древней Руси в 9-13 вв. Ангел Златые Власы. Полоцк. Письменность. Византийские монеты. Культура Киевской Руси. Десятинная церковь. Борисоглебский монастырь. Киев. Киево-Печёрский монастырь. Принятие Русью христианства.

«Культура Волжской Булгарии» - Наука. Богословы и философы. Астрономия. География. Письменность. Поэты и писатели. Медицина. Наука и культура Волжской Булгарии. Ученые - историки. Ученые Волжской Булгарии. Литература, написанная на бумаге. Химия. Записи арабского автора. Образование.

Это прежде всего знаменитое «Поучение» Владимира Мономаха.

Основные политические идеи «Поучения» во всех трех частях его - те же, что и во всей деятельности Владимира Мономаха. Князь проповедует необходимость сохранять разделение Русской земли между князьями, но одновременно быть объединенными взаимными договорными обязательствами для совместных походов на степь. Простейший пример такого объединения В. В. М. в своем «Поучении» видит в птицах. Птицы весной прилетают из рая, и каждая находит свое, принадлежащее ей место: и «худые» птицы, и сильные. Ни одна не пытается согнать другую и занять лучшее место, но каждая довольствуется своим уделом. Затем В. В. М. проповедует умеренность во всем: в отношении к подчиненным, зависимым, слабейшим. Взаимная уступчивость, трудолюбие, неустанные совместные походы, осторожность, «послушание» и «покорение» старшим, уважение прав младших, - вот, что является идеалом людей княжеского положения и что должно являться основой политического единства Руси.