Можно ли при месячных посещать храм. Почему нельзя ходить в церковь во время месячных? Преданья старины глубокой…

Обычно люди идут в церковь тогда, когда они нуждаются в поддержке своей веры в Бога, хотят помолиться за своё и здравие близких, для исполнения ритуала крещения, венчания, спросить совета и просто быть ближе к Всевышнему. Православная религия в отличие от ислама не накладывает жёстких ограничений для женщин в посещении храма Господнего, но рекомендует всё-таки воздержаться от посещения церкви во время менструации. Поэтому планирование православных ритуалов христианами должно происходить с учётом дней цикла женщины.

Можно ли и почему нельзя ходить в церковь во время месячных? – ответы на эти вопросы кроются в истоках и традициях православной веры и связаны с физической «нечистотой» женщины в этот период.

Почему именно женщине нельзя ходить в церковь, когда у неё идут месячные?

Ветхий завет запрещает посещение церкви в следующих случаях: проказа, гнойные выделения, семяистечение, время очищения рожениц (40 дней родившая мальчика и 80 дней, если родит девочку, Лев. 12), женское кровотечение (месячное и патологическое), прикосновение к разлагающемуся телу (трупу). Это связано с тем, что косвенно эти проявления связаны с грехом, хотя и не являются сами по себе греховными.

Но, поскольку, для религии важна нравственная чистота верующих, то списки запретов при составлении Нового Завета пересмотрели и оставили всего 2 ограничения к посещению храма:

  • для женщин после родов (до 40 дней, во время послеродовых выделений);
  • для женщин во время месячных выделений.

Во-первых, причина чисто гигиеническая. Ведь само по себе явление таких выделений связано с подтеканием крови из половых путей. Так было всегда, и во времена отсутствия надежных средств гигиены от протекания. А храм в свою очередь не может быть местом кровопролития. Если придерживаться данного объяснения, то сегодня, воспользовавшись тампонами или прокладками, можно предотвратить возникновения подобного казуса, и посетить церковь.

Во-вторых, причина «нечистоты» объясняется тем, что эти выделения женщины связаны с отторжением эндометрия вследствие родоразрешения (что косвенно подразумевает совершение первородного греха родившегося младенцем), либо очищения в связи гибелью яйцеклетки и её выходом вместе с кровью.

Можно ли идти в церковь с месячными?

В зависимости от того, какого мнения на счёт причины запрета придерживается настоятель той или иной церкви, принимается решение в вопросе «можно ли ходить в храм во время месячных?». Есть те священнослужители, которые не видят ничего дурного в посещении женщиной церкви во время критических дней, а есть и такие, которые категорически против такого явления.

По сути, явившись в период послеродовых или месячных выделений, женщина не совершит никакого греха. Ведь для Бога важна в первую очередь внутренняя чистота человека, его помыслы и поступки. Скорее это будет выглядеть неуважением к соблюдению правил храма и его жизни. Поэтому поступаться данным ограничением следует лишь в случаях крайней необходимости, чтобы подобные поступки не стали в будущем поводом для чувства вины у женщины.

На сегодняшний день почти все священнослужители сходят в решении этого вопроса к тому, что заходить в церковь и молиться женщине с кровяными выделениями можно, но стоит воздержаться от участия в религиозных ритуалах (исповедь, причащение, миропомазание, крещение и т.д.) и прикосновениям к святыням.

Вопрос, можно ли с месячными ходить в церковь, волнует многих православных женщин. Ведь их приход никак нельзя запланировать.

А вдруг намечается торжественное событие, к примеру Пасха, в такой праздник необходимо посетить церковь, но что делать если настали критические дни? Неужели пропускать посещение церкви?

Можно ли идти в церковь с месячными — времена Ветхого завета

Во времена Ветхого завета не только женщины считались нечистыми в эти дни, но и люди, которые страдали чумой. Более того, было запрещено прикасаться к женщинам в эти дни, считалось, что тот, кто прикоснется, станет также нечистым. Поэтому в те дни строго было запрещено посещение церкви.

Считалось, что женщина, которая родила сына, не должна посещать церковь, пока не пройдет один месяц после родов. Если родила дочь, то в таком случае, нельзя переходить порог храма более трех месяцев.

Можно ли посещать церковь во время месячных — времена Нового завета

Можно вспомнить слова великого Григория Двоеслова и Апостола Павла, которые утверждали, что все, что сотворил Господь — прекрасное и светлое. Женщина создана Творцом Богом, а значит она прекрасна. Менструальный цикл — это природное явление, в котором женщина вовсе не виновата и не стоит запрещать ей посещение церкви.

Существует притча о кровоточащей женщине, которая долгое время болела, и никто не мог ей помочь. Узнав о том что идет Сын Божий, Иисус Христос, она с верой прикоснулась к Его одежде. Господь не оттолкнул ее, а наоборот исцелил и одобрил ее поступок: «Вера твоя спасла тебя» сказал ей Христос.

Кровоточащей женщиной не воспротивился сам Спаситель, а следовательно, она имеет право на посещение храма.

Можно ли исповедоваться и причащаться во время месячных

В 21 веке, задав вопрос по данной теме, можно получить разные ответы священников.

Одни говорят, что женщинам в критические дни можно ходить в церковь, ставить свечи и молиться, брать благословение, но нельзя прикасаться к святыням - Кресту, иконам, мощам Святых Угодников Божьих. Нельзя принимать участие в Таинствах Православной церкви - крещении, венчании, миропомазании, причащении, исповеди, елеосвящении (соборовании), священства.

Другие говорят о том, что можно делать всё вышеперечисленное. Руководствоваться в этом вопросе нужно своей совестью, а так же следовать тем правилам, которые приняты в вашем храме, куда вы ходите на богослужения.

Если женщина задумала поехать в монастырь, по святым местам, планирует при этом принимать участие в Таинствах, нужно посоветоваться с духовником или приходским священником и взять благословение на поездку. Вопрос о критических днях так же должен быть решен в процессе беседы.

Когда нельзя ходить в церковь женщинам

Через сколько дней после рождения ребенка можно быть в присутствии Божьем на Богослужении?

Во времена Ветхого завета считалось, что женщина после родов в течение 40 дней, пока у неё идет очищение, не имеет права присутствовать на богослужении. В настоящее время эта традиция так же упразднена.

Патриарх Сербский Павел о женской нечистоте

Патриарх Павел, размышляя о женской нечистоте, рассказывал о Дионисии Александрийском, который утверждал, что женщина не имеет право на причастие, прикасаться к святым мощам Спасителя, но молиться и креститься обязана всегда.

По утверждению Дионисия, женщина не имеет право на исповедь, пока полностью не очистится. Также бытует мнение, что нельзя заходить в храм ровно 40 дней с момента родов или выкидыша.

Но личный ответ отца Павла был иной. Он опирается на притчу о кровоточащей женщине. Если сам Спаситель не считал женщин с кровью нечистыми, так почему должны запреты ставить в наше время, — рассуждал отец.

Заключение

Менструация — естественный ход событий, данный женщине от природы, которая создана Богом. В 21 веке есть множество способов скрыть запах и обезопаситься от протеканий, чтобы не осквернить церковь.

Женщина обязана быть в храме, стараться жить полноценной духовной жизнью, исполнять заповеди Христа, каяться в своих грехах на исповеди и принимать участие в Таинстве Евхаристии (Причащении). Все это гораздо важнее высчитывания дат критических дней.

У священников нет однозначного ответа на вопрос, можно ли в церковь с месячными. Одни утверждают, что можно посещать службу в храме без участия в святых таинствах, другие говорят, что от посещения на период критических дней лучше отказаться.

Почему же при месячных нельзя ходить в храм, откуда пошел этот запрет и как правильно поступить. Чтобы разобраться в вопросе о том, можно ли с месячными посещать церковь, надо ознакомимся с точкой зрения святых Отцов и священного писания. Это два важных авторитета для православного христианина.

В Ветхом завете можно встретить точные причины, по которым прихожанам стоит воздержаться от посещения церкви.

Не ходят в храм, если:

  1. Человек страдает тяжелой болезнью.
  2. Женщина или мужчина не чисты.
  3. Человек накануне прикасался к умершим.

К заболеваниям, при которых заходить в церковь не разрешено, относятся инфекции, воспаления в активной фазе, выделения из уретры у мужчин, маточные кровотечения у женщин.

Раньше к таким недугам относились язвы, проказа, чесотка, а также все физические нарушения, связанные с истечением крови.

Запрет на посещение церкви молодым мамам, родившим ребенка, сохранился до сих пор. Раньше при рождении мальчика женщины не входили внутрь храма на протяжении 40 дней после родов, а девочки – 80 дней. Этот период требовался для очищения.

Ответ священника, почему с месячными нельзя в храм, обычно основывается на том, что в святыне нельзя проливать кровь. В храме может присутствовать только одна священная кровь — святые дары, Тело и Кровь Христовы.

Если человек нечаянно поранился, тогда ему нужно выйти, и за пределами храма остановить кровотечение. При попадании крови на пол, иконы или книги, Святая обитель считается оскверненной, поэтому ее нужно заново освятить, прочитать определенные молитвы.

То, почему не ходят в церковь и монастырь с месячными, связано с мнением, что этот процесс был дан всем женщинам за греховное падение Евы, нашей прародительницы, а внутри храма, безусловно, не должно быть ничего греховного.

По другим версиям, во время месячных происходит выделение погибшей яйцеклетки, а это, в какой-то степени, считается смертью. Наличие смертоносных объектов в церкви тоже не допускается.

Не только при месячных нельзя в храм, это запрещается делать тем людям, которые имели физический контакт с умершим, например, подготавливали его к погребению, омывали.

Интересно! Книга Левит Ветхого завета повествует, что в период истечения крови, то есть во время месячных, не только жены считаются нечистыми, но и всякий человек, который осмелился к ним прикоснуться.

Издревле женщинам запрещалось ходить в церковь с кровотечением, общаться с другими людьми, прикасаться к ним.

Новый Завет

Пришествие Иисуса в корне изменило мнение о том, можно ли в церковь с месячными. В Священном Писании есть свидетельство прикосновения к Спасителю женщины, 12 лет страдающей кровотечением, что у иудеев считалось неприемлемым.

После прикосновения к одежде Иисуса Христа, как известно, она излечилась, при этом Господь почувствовал, как из него изошла целебная сила.

Узнав о том, что к нему прикоснулась «нечистая» женщина, Он не упрекнул ее в содеянном, а наоборот, подбодрил, призвал укрепиться в вере.

Нужно знать! Иисус в своих проповедях давал понять, что оскверненными считаются люди с греховными мыслями, идущими от сердца, злыми намерениями, а телесную нечистоту он не считал грехом.

Святые Отцы на вопрос, можно ли в церковь с месячными, давали совершенно другой ответ. Они считали процессы, происходящие во время месячных, естественными, дарованными женщинам Всевышним. Это очень важный период для женского организма, связанный с возможностью продлить человеческий род.

Георгий Двоеслов тоже утверждал, что первостепенную роль играет духовная чистота, поэтому не считал грехом ходить в церковь при месячных. Первые христианки, согласно традициям и канонам, самостоятельно принимали решение о посещение храма.

Некоторые из них, затрудняясь ответить, можно ли в церковь заходить при месячных, слушали богослужение в притворе, другие же – заходили, но не прикасались ни к чему святому. Существовали такие христианки, которые считали, что кроме греха, их ничего не может разлучить с Богом. Их поддерживали многие богословы, например Григорий Великий, призывающий не осуждать жен и дев, которые ходят в церковь при месячных, исповедуются, причащаются.

Важно знать! От чего помогает Божией Матери на Кипре

Это учение продержалось вплоть до семнадцатого века. После этого вопрос, можно ли посещать женщинам церковь при месячных, вновь остался открытым.


Современный взгляд

В наше время все чаще верующие христианки задаются вопросом, можно ли ходить в церковь, а также
можно ли исповедоваться и причащаться. Мнение священнослужителей может быть разным, поэтому лучше спросить об этом у духовного наставника.

Ответ священника поможет окончательно решить эту дилемму. Некоторые церковнослужители разрешают прийти на богослужение, спокойно помолиться и уйти, не прикасаясь ни к чему.

Несомненно, обдумывая, можно ли заходить в храм в период критических дней, исповедоваться и причащаться, лучше руководствоваться собственными духовными устремлениями и мнением церковнослужителя.

Не нужно забывать, что каждый человек все же ответит перед Богом за все свои прегрешения. В то же время, существуют ситуации, когда человеку просто необходима Божья помощь, тогда все условности отходят на второй план. Это касается женщин, страдающих маточным кровотечением, которые желают обратиться к Богу с просьбой об исцелении.

К сожалению, иногда медицина бессильна, врачи не способны прекратить истечение, а лечение остается неэффективным. В этот момент больные решаются обратиться с молитвой к Всевышнему.

Если женщина чувствует, что скоро отдаст душу Богу, можно ли ей с месячными заходить в церковь. Конечно, да! Каждый православный христианин вправе причаститься, исповедоваться перед своим отходом.

Если женщина здорова, прекрасно себя чувствует, тогда в период критических дней ей нежелательно совершать:

  • крещение,
  • причащение,
  • венчание.

Таинство этих обрядов заключается в избавлении от греховного, нечистого. Человек рождается по церковным правилам, поэтому к этим таинствам лучше приступать духовно и телесно очищенным. Конечно же, современные гигиенические средства вполне решить эту проблему и многие женщины даже не сомневаются, заходить им в храм или нет.

Однако священнослужители советуют, если есть такая возможность, лучше отложить этот обряд до тех пор, пока женщина станет чиста и душой, и телом.

Полезное видео

Вывод

О женской «нечистоте» можно очень долго рассуждать, но не нужно забывать о том, что Иисус Христос очистил мужчин и женщин своей кровью. Господь даровал нам жизнь вечную, духовную, независимую от плоти.

До сих пор в народе бытует поверие, что женщинам во время месячных нельзя посещать храм.

Давайте разберемся так ли это?

Вот те вопросы, возникающие у женщин по поводу критических дней:

Начнем по порядку, а вернее с краткой справки откуда появились такие «правила» у нас в Церкви.

Для начала хочу разъяснить, откуда пошло само понятие о «Женской Нечистоте».

Месячные есть очищение матки от омертвевшей ткани, очищения матки для нового витка ожидания, надежды на новую жизнь, на зачатие. Всякое пролитие крови есть призрак смерти. Но менструальная кровь, это вдвойне смерть, ибо она не только кровь, но и умершие ткани матки. Освобождаясь от них женщина очищается. Таково происхождение понятия нечистоты женских месячных. Понятно, что это не личный грех женщин, но грех лежащий на всем человечестве.

Правила древней Церкви.

В Ветхозаветной Церкви существовали правила для женщин. Если женщина находилась в нечистоте(послеродовое состояние или месячные), то в течении определенных дней она не могла ходить в храм. Женщина считалась, что находится в телесной нечистоте, так как в этот период из женщины истекала кровь, а пролитие всякой крови,кроме жертвенной крови в храме воспрещалось. Поэтому женщина могла снова посещать храм, лишь после того, как пройдет у неё эта самая нечистота.

Современная ситуация.

Первое: Гигиеническая революция взяла верх, в былые века не было ни душа, ни нижнего белья. Кровавым же метам в храме никак не место. Плюс к этому, простите, запах. В четвертом веке преп. Макарий Египетский так перелагал слова пророка Исайи: "И вся праведность ваша - как тряпки женщины в ее месячных". С появлениям средств гигиены женщинам теперь нет причины беспокоиться, что зайдя в храм из неё может что-то истечь.

Сейчас в Новозаветной Церкви жертвоприношения животных не совершаются, но зато совершается бескровная жертва Евхаристии. Поэтому так же пролитие в храмах всякой крови запрещается. Если допустим у человека пошла кровь из носа, то он должен с храма выйти, пока не остановит кровь. Так же и со священником, если священник порезался в алтаре или из носа пошла кровь, он должен остановить кровь, а потом продолжать богослужение.

Второе: Что касается «Нечистоты».

Если в Ветхом завете, во время женской нечистоты всякая женщина считалась,что находится в нечистоте и в храм вход был закрыт. Это были особые ограничения Бога к ветхозаветному народу, для того что бы воспитать народ и удерживать его в нравственных рамках, обучая людей как детей через телесные законы духовным законам нравственности и чистоты.

То в Новом Завете, Бог дает человеку совершенный закон Любви, отменяя древни правила.

Что Бог очистил, то не почитай нечистым сказал Господь апостолу Петру (Деян.10.15)

Хождение в храм.

Давайте вспомним эпизод с женщиной находящийся в «нечистоте»,которой запрещалась даже прикасаться к людям Ветхого завета. Женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась в краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее (Мф. 9;20). Господь не осудил её, да же не сделал никакого упрека, а наоборот похвалил её за её веру.

Простой вопрос: Почему же, если женщина с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?.. Раз женщина, коснувшаяся в своей недужности одежды Господней, была права в своем дерзновении, почему то, что было позволено одной, не позволено и всем женщинам, страдающим от слабости своей природы?

Поэтому Женщина находящиеся в нечистоте может приходить в храм Божий.-это ответ на наш 1. Вопрос.

Прикосновения к различным святыням.

Говорят, что нельзя прикладываться ни ко кресту ни к иконам, ни присутствовать при таинстве крещения и т.п.

Хочу задать встречный вопрос: Чем наш нательный крестик, который мы носим на своей груди и крестное знамение, которым мы себя осеняем хуже храмовых икон и священнического креста? - По совей святости они равнозначны!

Поэтому можно заходя в храм Божий, прикладываться ко всем святыням, так же помазываться святым елеем, принимать антидор и просфорки, присутствовать при таинстве крещения. Верующему человеку это не возбраняется.-это ответ на вопросы 2,3,4.

Что Касается Таинства Причастия.

По общему мнению и согласию святых отцов, ради благоговения, женщине находящиеся в телесной нечистоте лучше воздержаться от Причастия, подобно тому, как евангельская женщина находящиеся в нечистоте, прикоснулась не к самому Христу, а всего –лишь к Его одежде. Это повторюсь вопрос РЕКОМЕНДАЦИИ, а не правил.

Даже в требнике, когда священник читает на 40 день молитву женщине на «ОЧИЩЕНИЕ», он произносит слова разрешения, благословения женщине ВНОВЬ ПРИСТУПАТЬ к Таинству Причащения! , но не как благословение заходить в храм, так как женщина и так может в эти дни приходить в храм.

Подтверждения моих слов Святыми отцами.

Хочу сказать, что все святые, которые высказывались на эту тему говорили, что женщина в таком состоянии может присутствовать в храме, прикасаться к иконам, вкушать просфорки и т.д. Но лишь некоторые из них, говорили о том, что Причащаться не рекомендуется.

1. св. Климент Римский, ученик ап.Павла в сочинении «Апостольские постановления» допускал даже и причастие в таком состоянии: «Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, или касаться Библии, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими… В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от [Духа отлучают] одно нечестие и беззаконная деятельность… рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя ».

«Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?..

Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества…

Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Тела и Крови Господних, следует их похвалить за благочестие. Если же они… захотят принять это Таинство, не следует, как мы сказали, им в этом препятствовать» .

3. Св. Дионисий Александрийский советовал не приступать к таинству Причащения

«Ибо и женщина, имевшая двенадцатилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулась не Его, а лишь края одежд. Молиться же, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить Его помощи не возбраняется. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом ».

4. Св. Тимофей Александрийский на эту же тему высказался так же. На вопросы, можно ли крестить или допускать к Причащению женщину, у которой «приключилось обычное женщинам», он отвечал: « Должно отложить, доколе очистится ».

5. Патриарх сербский Павел

женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная – креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься

Вывод из всего сказанного таков, что при женской нечистоте можно посещать храмы, вкушать и пить святыни, но лишь воздерживаться от Причастия ради благоговения.

Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.

Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Вопрос "Почему нельзя с месячными ходить в церковь?" спорный и неоднозначный. У православной церкви, в отличие от католической, на него по-прежнему нет логичного ответа. Богословы никак не могут прийти к общему мнению, а возможно, и не пытаются этого сделать. Вот, например, католики уже давно расставили все точки над "и": по их мнению, никакие не могут служить запретом для женщины на посещение храма тогда, когда ей это будет нужно.

Но в нашем случае эта тема еще долго будет оставаться спорной.

Почему нельзя с месячными ходить в церковьв России? С одной стороны, причина достаточно понятна, но с другой - неубедительна, поскольку вызывает больше вопросов, чем ответов. Дело тут вовсе не в каких-то запретах на посещение женщинами церквей и храмов. Все намного проще, чем вы думаете! Храм - это не то место, где проливается кровь. Это сложно объяснить, но мы попробуем. Дело в том, в церкви совершаются лишь бескровные жертвы, поскольку кровь Христову в храме символизирует красное вино. И это не случайно. Церковь не приемлет в своих стенах настоящей человеческой крови, ведь ее пролитие здесь оскверняет святыню! В этом случае батюшка вынужден по-новому освящать храм.

Казалось бы, объяснение,почему нельзя с месячными ходить в церковь, звучит разумно, поскольку всем известно, что человек, порезавшийся в храме тем или иным предметом, обязательно должен покинуть его и остановить кровь за его пределами. Но это объяснение не может быть убедительным. Сами подумайте, создание семьи и рождение ребенка - это естественные процессы, которые церковью не только одобряются, но и благословляются. Значит, и естественное очищение женского организма, происходящее ежемесячно, не является мерзким пред очами Божьими!

Так все же можно или нельзя?

Уважаемые читатели! Для меня было огромным открытием узнать причину, почему сегодня можно посещать храмы во время критических дней! Люди, утверждающие это, прямо указывают на чудодейственные тампоны и прокладки, препятствующие прямому протеканию кровяных выделений. Из этого они делают вывод, что нет никаких препятствий в посещении такими женщинами храмов.

Сама же церковь православная эту ситуацию не комментирует. Я прислушалась к этому мнению только по причине споров насчет посещения храма во время светлого праздника Пасхи. Ведь праздники, как говорится, не выбирают, а в ночь на Пасху многие православные женщины желают присутствовать в храме на богослужении. А что, если у них критические дни? Что же, им теперь заказана дорога в церковь? Это неправильно! Вот и приходят на помощь предметы женской гигиены. По-моему, все здесь достаточно логично. Во всяком случае, сколько бы ни существовало версий, почему нельзя с месячными ходить в церковь, или же напротив, почему можно, все их нужно уважать. И совершенно точно можно заявить, что женщинам позволено входить в храм всегда, когда им это будет угодно. Разве что во время месячных стоит перестраховаться тампонами или прокладками!

Вообще в славянских традициях православия содержится очень много подобных спорных ситуаций и моментов. Так и хочется сказать: "Сами выдумали - сами и мучаемся". Если вы до сих пор не можете для себя решить вопрос участия в жизни церкви при месячных, то посоветуйтесь с батюшкой. Я думаю, святые отцы церкви смогут вам помочь. Главное - не стесняйтесь, поскольку в этом нет ничего постыдного.