Маленький рассказ о букве е. «История про букву Ё» методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Откуда, например, взялась буква «Й»? Кто вычеркивал из всех попавшихся под руку книг молоденькую букву «Ё»? Откуда у белорусов «Ў»? И что будет, если прочитать подряд полные названия кириллических букв?

Ответы на эти вопросы способны удивить даже самого скучного человека. И главное: а зачем нам вообще знать хоть что-нибудь о буквах? Пиши себе - а история дело специалистов.

Фото: udf. b y

Первооткрыватели букв

А ведь если осознать, что алфавит, этот фундамент любой культуры (да что там культуры, фундамент всего, что нас окружает, ибо без алфавита нет ни работы, ни учебы, ни простого задушевного общения, просто взяли - и придумали умные люди), если это осознать - то как-о по-другому начинаешь смотреть на роль личности в истории и на свою собственную роль.

Почему Карамзину или Дубовке можно целые буквы для целого народа придумывать, а мы - малюсенькую инновацию руководству предложить боимся?

Вот, к примеру, Кирилл и Мефодий из далеких Солоников взяли - да и приехали на Русь, в огромную непонятную страну без алфавита.

Это ж какой титанический труд: выучить язык, понять, как в нем комбинируются, вычленяются и сочленяются звуки, придумать буквы для этих звуков, да так, чтобы ими удобно было писать и их удобно было читать!

Их глаголица (знаете ли вы, что Кирилл придумал глаголицу, а не кириллицу? Кириллицу - это уже его ученики) - уникальный алфавит: он полностью искусственно придуман, составлен из трех христианских символов: креста, круга и треугольника.

Очень красивый, но неудобный в использовании алфавит.

Фото: newtheory.ru

Алфавит был прекрасен, но неудобен: при письме буквы сливались, путались, да и вообще выглядели нагромождением кругов и крестов.

И тогда появилась кириллица - легкое, быстрое письмо на основе греческого алфавита. Этот и красотой, и удобством вышел!

Фото: samlib.ru

И тут создатели алфавита слегка подшутили. А может, не подшутили, а зашифровали для нас послание. Попробуйте прочитать цельно, как текст, древние названия кириллических букв:

«Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо - укъ фърътъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти».

Перевод текста на современный язык впечатляет:

«Я знаю буквы. Письмо - это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям - постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание - дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!»

На Кирилле и его учениках процесс не остановился: многие прекрасные люди, помимо всего прочего, изобретали буквы. Историк Карамзин, к примеру, придумал букву «Ё», наш Владимир Дубовка - особенные буквы для белорусских аффрикат «ДЖ» и «ДЗ», а с нашим культовым «Ў» и вовсе детективная история вышла.

Запретить язык, но придумать букву

Был такой ученый - Петр Алексеевич Бессонов. Если строго посмотреть - злой гений нашей истории. Крупный чиновник, славянофил, даже панславист. Человек, не признающий никаких других славян, опроча русских, он основывался не на голых эмоциях - на фактах.

Прежде чем отрицать право белорусов на самоопределение, он самым тщательнейшим образом белорусов изучил и кое-где даже описал.

Материала для наблюдений было у него предостаточно: Бессонов сменил десятки самых разных ответственных постов в Виленском образовании, входил в команду графа Муравьева, которая вплотную занималась русскими школами в Северо-Западном крае, при этом собирал белорусский фольклор (под этикеткой русского) и походя придумал букву «Ў» для обозначения специфического звука, свойственного белорусской мове.

Пётр Алексеевич Бессонов. Фото: be.wikipedia.org

Странный человек был Бессонов: букву придумал, а отличия белорусов от русских отрицал. Впрочем, он вообще был человеком непоследовательным: его научные работы по русскому фольклору, которыми, в силу высочайших должностей автора, была переполнена тогдашняя наука, представляют собой образцы буйной фантазии исследователя.

Он придумывал несуществующие песни и сказки, рассказывал о как будто бы свершившихся экспедициях, делал внезапные выводы из никогда не бывавших событий - словом, с ним даже никто не спорил, потому что как спорить с тем, чего нет?

Вдогонку за алфавитом

Никогда не поздно придумать букву. Благодарный народ, которому эта буква нужна, с радостью нововведение подхватит.

Буква «Э» у белорусов в алфавите появилась в 15 веке, «Й» - в конце 16 столетия (нам она была нужнее остальных, так как язык наш стремится к мелодичности и соразмерному чередованию гласных и согласных), а в русскую азбуку попала в 1735 году. Буква «Ё» придумана русскими в конце 18 столетия и подхвачена белорусами спустя сто лет, причем русские пользователи обрадовались букве не все и не сразу.

Академик Шишков, например, самолично вымарывал точечки из всех книг, поступавших в домашнюю библиотеку, и до сих пор в русской орфографии «Е» вместо «Ё» не считается ошибкой, а вот послушные и порядколюбивые белорусы постановили писать Ё - и не сопротивляться, и теперь наши школьники, если точечки не поставят, получат отметку на балл ниже.

Этой героической букве даже поставили памятник в Ульяновске.

Фото: strana.ru

А некоторые буквы из алфавитов на крутых поворотах истории выпадают. Так, Петр Первый первым «почистил» кириллицу и выбросил оттуда буквы «пси», «кси» и «омегу». Хотел было удалить еще ижицу и ферт, но они зачем-то были нужны священнослужителями, и под угрозами кары небесной Петр отступил.

Впрочем, ижица и ферт продержались в алфавите все равно недолго, ее писали все реже и реже, а в 1918 году и вовсе перестали в связи с массовым изгнанием религиозных текстов из массового чтения.

Считается, что ее отменили большевики вместе с ятем и фитой, но в знаменитой реформе 1918 года об ижице уже и реформаторы забыли, так она и умерла сама собой.

Кто-то никак не может упорядочить свой единственный алфавит, а белорусы никак не определяться, какой из возможных окончательно выбрать: мы являемся счастливыми обладателями кириллицы и «крапiвiнскага» правописания, кириллицы в варианте Бронислава Тарашкевича - и белорусской латинки, которая, между прочим, серьезно отличается от латинки польской или чешской.

Этот подзабытый, но, говорят, наиболее понятный нашему языку алфавит мы видим каждый день перед глазами: именно на белорусской латинке выполнены все надписи в отремонтированном минском метро и указатели в историческим центре.

Белорусская латинка воспринимается минчанами как родная.

Фото: vremya4e.com

Ну и что, спросите вы? Зачем нам знать историю букв?

Да хотя бы потому, что история букв - это всегда история людей, и вписать свое имя в историю можно в самом прямом смысле при помощи буквы.

Оно все-таки как-то гуманнее, чем изобретать автоматы, динамиты или ядерные бомбы.

VELVET: Анна Северинец

Цель занятия: изучаем букву Ё, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Ё, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Ё по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Ёрш Ёлка Ёж Ёлочные игрушки

  1. На какую букву похожа буква Ё? Чем отличаются буквы Е и Ё?
  2. Повтори: ЁЖИК.
  3. Говори слово ЁЖИК, хлопай в ладоши и считай слоги.
  4. Сколько слогов в этом слове? Какой первый слог в слове ЁЖИК?

Буква Ё - гласная буква. Запомни это, пожалуйста.

Рассмотри букву Ё. Нашили букву Ё в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Добродушен, деловит.
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель… (Ёжик).

За рекой росли,
Их на праздник принесли
На веточках - иголки.
Что же это? … (Ёлки.)

Всей семьёй идут гулять
Ночью вдоль дорожек
Еж-отец, ежиха-мать
И ребёнок … (Ёжик).

Шубка - иголки.
Свернётся он - колкий.
Рукой не возьмёшь.
Кто это? … (Ёж)

Ну и платье:
Сплошь иголки.
Его носят вечно… (Ёлки).

Колюч, да не ёж.
Кто же это? … (Ёрш.)

Серый ёж был очень тих
И ежиха тоже.
И ребёнок был у них -
Очень тихий … (Ёжик).

Сказка про букву Ё

Ежик и ёршик

Все звери легли спать на зиму, и ёжики улеглись в норе под ёлкой. А маленькому ёжику не спится.

Мам! Что это мы всё спим да спим… Можно, я схожу к своему другу ёршику?
- Да ты что? Замёрзнешь ещё. Спи!

Лежал-лежал ёжик, ёрзал-ёрзал, дождался, пока мама уснула, и вылез из норы. Вылез и удивился. Всё белым-бело, и снег на ёлках то на цыплёнка похож, то на ёжика и даже на ёршика!

Ой, как здорово! А ёршик-то сидит в реке, ничего этого не видит!

Прибежал к реке, а вместо реки - один лёд, и прорубь посередине.

Ерш, а ёрш! Я чего видел! Ну, ёрш!

Долго звал ёжик, замёрз весь. Наконец выплыл заспанный ёрш:

Ну, чего кричишь, спать не даёшь?
- А разве вы тоже спите?
- Ещё как. До самой весны. Шёл бы и ты, а?

Затрусил ёжик домой, в тёплую нору. Замёрз весь, съел мёду, чтоб не заболеть, и залёг спать до весны.

Загадки для детей на букву Ё

Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят.
Молока они хотят.
(Ёж)

На спинке иголки
Длинные и колкие,
А свернётся он в клубок.
Нет ни головы, ни ног.
(Ёж)

Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
(Ёж)

По тропинке идёт.
Лес на спинке несёт.
(Ёж)

Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе, под ёлкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не входят звери.
(Ёж)

Мастер шубу себе сшил,
Иглы вынуть позабыл.
(Ёж)
Я прихожу с подарками.
Блещу огнями яркими.
Нарядная, забавная.
На Новый год я главная.
(Ёлка)

Красавица какая -
Стоит, светло сверкая,
Как пышно убрана…
Скажите, кто она?
(Ёлка новогодняя)

Колюч, да не ёж.
(Ёрш)

Пословицы и поговорки на букву Ё

Не потрудишься - мёду не поешь.
Не разгрызёшь ореха - не съешь ядра.

Веселые стихи про букву Ё для детей

Расскажи-ка, Буква Ё,
Как твоё Житьё-бытьё?
Буква Ё
Даёт
Отчёт:
- Ничего житьё
Течёт.
Я - ударная всегда!
- Ой-Ё-Ёй,
Вот это - да!
(А. Шибаев)

Ёж морской на дне морском
Пел о ёжике лесном:
Ах ты, ёж, братец ёж.
Как без моря ты живёшь?
Ёж живёт в глуши лесной,
Ёлка - дом его родной…
(Б. Тимофеев)

Что-ж ты, ёж, такой колючий?
- Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!
(Б. Заходер)

Ёжик
Как-то мне приснился сон.
Будто конный эскадрон,
Проходя по переулку.
Так стучал и топал гулко.
Что проснулось всё вокруг.
Я и сам проснулся вдруг.
Свет зажёг…
Я вижу - ёжик
Под кроватью - тук да тук!
От его коротких ножек
Этот топот,
Этот стук.
(А. Вольский)

А ёжик ночью убежал.
Его никто не обижал.
Он тосковал уже с утра,
Он тосковал ещё вчера.
Чего он, глупый, тосковал?
К нему никто не приставал.
Его мы так любили,
И гладили, и мыли.
Но он свернулся и дрожал.
А после взял и убежал…
Мы обыскали все кусты.
До самой тёмной темноты
И я кричал,
И брат кричал.
А ёж таился и молчал.
В траве сновали паучки,
Тихонько тренькали сверчки.
С родной природой в мире.
Еж был в своей квартире.
(Ю. Могутин)

Беспокойные соседки
Поглядите, поглядите:
Пять соседок в алфавите -
Буквы г, д, е, ё, ж -
Все горюют о еже.
Вечно думают:
«Где ёж?»
Не утешишь,
Не уймёшь…
(А. Шибаев)

Есть у ёжика и ёлки
Очень колкие иголки.
В остальном на ёлку ёж
Совершенно не похож.
(Г. Сатир)

Чем ёлка не похожа на волка?
Живут в еловой чаще волки.
Растут в еловой чаще ёлки.
Они нам кажутся похожими,
И запросто их спутать можем мы.
И волки ходят, сбившись в стаю,
И ёлки кучей вырастают.
Волк может поцарапать лапою,
И ёлки лапою царапают.
Волки ходят тихо, молча,
Такова повадка волчья.
И ёлка, если не скрипит.
Стоит молчит, как будто спит.
(Г. Копылов)

Маленькой ёлочке холодно зимой.
Из лесу ёлочку взяли мы домой.
Бусы повесили, встали в хоровод.
Весело, весело встретим Новый год.
(3. Александрова)

Елка в блёстках ледяных,
В тёплых слёзках смоляных.
Свежая, зелёная, солнцем озарённая.
(Е. Благинина)

Что растёт на ёлке?
Шишки да иголки.
Разноцветные шары
Не растут на ёлке.
Не растут на ёлке
Пряники и флаги,
Не растут орехи
В золотой бумаге.
(С. Маршак) 

Ёлочка
Были бы у ёлочки ножки,
Побежала бы она по дорожке.
Заплясала бы она вместе с нами,
Застучала бы она каблучками.
Закружились бы на ёлочке игрушки -
Разноцветные фонарики, хлопушки.
Завертелись бы на ёлочке флаги
Из пунцовой, из серебряной бумаги.
Засмеялись бы на ёлочке матрёшки
И захлопали б от радости в ладошки.
Потому что нынче ночью у ворот
Постучался Новый год!
Новый, новый,
Молодой,
С золотою бородой!
(К. Чуковский)

Ира и ёж
Ира просит: «Ёжик, ёж!
Ты мне платьице сошьёшь?»
Ёж ответил из-под ёлки:
«Ниток нет - одни иголки».
(Ф. Бобылев)

Енот и ёж
Ёжик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на брюшке.
И сказал еноту ёж:
- Ты мне спинку не потрёшь?
(Г. Виеру)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

А этажом ниже, чем буква «Д» жили-были две сестрички – буква «Е» и буква «Ё». Они были совсем одинаковые, только у буквы «Ё» были волшебные точечки-кружочки, которые она по своей рассеянности, постоянно теряла.

Буква «Е» — это волшебная буква, потому что она могла превращаться в другие буквы. Как? А вот так:

Например, если буква «Е» вставала на свои ручки-ножки, то превращалась в букву «т». А если вставала на голову, то превращалась в букву «Э». А если она ложилась на спинку, то превращалась в букву «Ш»! Вот такая волшебная буква «Е»!

А ещё она была похожа на лесенку, и если кому-то была нужна её помощь, то она никогда не отказывала.

Однажды буква «Е» пошла гулять в лес, где росли ели и бегали ежи. Там она встретила одного ежа. Сначала буква «Е» подумала: «Ой, какая большая колючка лежит в траве!» Она потрогала ежа и сразу уколола пальчик и заплакала: «ой-ой-ой!»

Ёжик сразу же убрал свои колючки, выпрямился, до этого он же был свёрнут клубком, и сказал букве «Е»:

– Прости меня, пожалуйста, я не видел тебя, думал, что идёт кто-то опасный. Сейчас я приложу к твоему пальчику листочек подорожника, и всё сразу заживёт.

Он нашёл листок подорожника, приложил к пальчику буквы «Е», который она уколола, и пальчик сразу перестал болеть. И тут они вдруг услышали чей-то плач.

– А-А-А! – кто-то шёл и плакал.

Буква «Е» вместе с ёжиком пошли навстречу и увидели…

Они очень удивились, потому что увидели букву «Е».

– Ой! – сказал ёжик, – мне кажется, у меня двоится в глазах и я вижу две буквы «Е»!

– Да нет же! – всхлипывая, отвечала ему незнакомка. – Я не буква «Е», я её сестричка, буква «Ё», только я опять потеряла свои точечки! А-А-А! – заплакала она снова.

– Не плачь, – сказал ей ёжик, – Я позову всех своих друзей, и они обязательно их найдут.

Ёжик позвал всех других ёжиков и попросил помочь. Долго-долго ёжики искали точечки от буквы «Ё», но всё не находили.

И вот уже под вечер прибежал радостный ёжик и закричал:

– Ура! Ура! Мы нашли твои точечки, буква «Ё»! Они были на берегу озера!

– Ах, да! – сказала буква «Ё», – Я же ходила сегодня днём купаться, и, наверное, забыла их там.

И она взяла и быстро прицепила к себе точечки.

– Ура! – закричали ёжики, теперь они были очень рады, потому что они начинались на букву «Ё». И они были бы не ёжики, а ежики, если бы не нашли эти точечки.

А радостные сестрички, буквы «Е» и «Ё», поблагодарили ёжиков и побежали к себе домой, пока не стемнело.

Дома буква «Ё» очень аккуратно сняла свои точечки и убрала их в шкафчик.

– Теперь я буду очень аккуратной и внимательной, и буду всегда следить за своими точечками! – сказала она букве «Е».

А потом они умылись, почистили зубки и легли спать-отдыхать.

И снился им лес с ёлками, где бегали ёжики, росла ежевика, и ёжики ели эту ежевику. Ежевика была очень вкусной. Такой вкусной, что даже наши сестрички во сне причмокивали губами от удовольствия.

Рассказ про букву Ё.
Согласитесь - это важна буква. Что бы вы делали, нечаянно прибив палец молотком в присутствии мальца, если бы не эта великая буква. Чем бы заменили Ё-моё? - хотя... даже, если бы вы пошли в своих литературных изысканиях глубже, не взирая на моральную цензуру, к которой возможно и обязывала публика, то опять же без буквы Ё не обошлись бы... без уточнений, да? Сколько важных слов радости и разочарований начиналось именно с этой буквы! Мы бы никогда не ощутили свой первый Новый год без неё и свой первый нетрезвый Новый год тоже - какая ж зима без елей. Мы не узнали бы о психоделических друзьях, утопивших лошадку: ну - эти звери, прямо как парочка из Догмы, вам не кажется? Чем бы мы мыли советские молочные бутылки без этой буквы. И что бы делало наше бедное сердце при виде самой красивой неженки школы? Чтобы делали перед первым самым ответственным экзаменом на самом в мире неудобном стуле? Чтобы мы в конце концов пили после достойной сдачи на «3» этого самого экзамена и это на студенческие-то деньги?! Представьте хотя бы десяток слов вам так дорогих и нужных без неё, без нашей родной и привычной. Выселили её в дальний левый угол клавы, упразднили в печати. Возможно, что такое упразднение - это новый мафиозный способ отмывания денег - ой, надеюсь, что всё же не угадала... - то есть верха две точки над буковкой снабжают, а середники точечки эти самые придерживают, соответственно экономится краска, меньше изнашиваются матрицы, а, может, и рабочая сила не так устаёт. Вот он - заговор - и денежки по обходным каналам, слямзеные у нас - законных фанатов русского литературного, денежки, в буквальном смысле, слизавшие такие важные точки со страниц русской печати, идут в карман какому-нибудь безЪёшнику. А что теперь прикажите ставить в самый ответственный момент? Ведь они скоро и до «Й» доберутся. И что тогда школьники всея России будут всё время путать с гласным звуком, а?! Я вас спрашиваю? Где тогда будет великая вариативность русского гения, выраженная в языке и закреплённая такими языколюбами как Ломоносов, Толстой. Ну и что, что он писал много, зато он буквами не пренебрегал! Не читайте Войну и мир, кто вас заставляет. Посмотрите экранизацию - звуки не вырежешь. Как же мы обойдёмся без этой очаровашки с милой точечкой сверху? Ведь у в алфавите их всего три, как же оставить её одну без подмоги? Вот ложишься вечером в кровать и только и в мыслях, Ё да Й. К чему бы это?
В общем, что я хочу сказать. У нас, конечно интернационал. И все только «за». Да и поалфавитную дискриминацию устраивают то скорее всего наши, родимые русичи. Ну, по крайней мере - россияне. А уж, по чей указки они пляшут и какой мотив слагают себе, сдобривая его американизированными словами как противный гамбургер кетчупом, мне лично всё равно. Только не кажется ли вам, дорогие граждане, товарищи и господа (о половой дискриминации в словах - в следующий раз), что каждому уважающему себя книжному издательству и периодическому изданию стоит задуматься и представить себе мир через пару сотен лет, своих правнуков, объясняющихся смайликами, жестами (подозреваю - по большей части - неприличными) и междометиями, гордо именуя себя цивилизацией. Не стыдно, господа хорошие. Ну что ж, каждый получит своЁ.
И всё-таки не успокоюсь, пока не скажу:
Манифест ей, Ёйную жизнь защитим! Создадим флаг с буквой Ё - только без фольклорных вольностей! Поддержим настоящую Российскую букву.
Все за Ё.
Мария Караченцева.

А этажом ниже, чем буква «Д» жили-были две сестрички – буква «Е» и буква «Ё». Они были совсем одинаковые, только у буквы «Ё» были волшебные точечки-кружочки, которые она по своей рассеянности, постоянно теряла.

Буква «Е» – это волшебная буква, потому что она могла превращаться в другие буквы. Как? А вот так:

Например, если буква «Е» вставала на свои ручки-ножки, то превращалась в букву «т». А если вставала на голову, то превращалась в букву «Э». А если она ложилась на спинку, то превращалась в букву «Ш»! Вот такая волшебная буква «Е»!

А ещё она была похожа на лесенку, и если кому-то была нужна её помощь, то она никогда не отказывала.

Однажды буква «Е» пошла гулять в лес, где росли ели и бегали ежи. Там она встретила одного ежа. Сначала буква «Е» подумала: «Ой, какая большая колючка лежит в траве!» Она потрогала ежа и сразу уколола пальчик и заплакала: «ой-ой-ой!»

Ёжик сразу же убрал свои колючки, выпрямился, до этого он же был свёрнут клубком, и сказал букве «Е»:

– Прости меня, пожалуйста, я не видел тебя, думал, что идёт кто-то опасный. Сейчас я приложу к твоему пальчику листочек подорожника, и всё сразу заживёт.

Он нашёл листок подорожника, приложил к пальчику буквы «Е», который она уколола, и пальчик сразу перестал болеть. И тут они вдруг услышали чей-то плач.

– А-А-А! – кто-то шёл и плакал.

Буква «Е» вместе с ёжиком пошли навстречу и увидели…

Они очень удивились, потому что увидели букву «Е».

– Ой! – сказал ёжик, – мне кажется, у меня двоится в глазах и я вижу две буквы «Е»!

– Да нет же! – всхлипывая, отвечала ему незнакомка. – Я не буква «Е», я её сестричка, буква «Ё», только я опять потеряла свои точечки! А-А-А! – заплакала она снова.

– Не плачь, – сказал ей ёжик, – Я позову всех своих друзей, и они обязательно их найдут.

Ёжик позвал всех других ёжиков и попросил помочь. Долго-долго ёжики искали точечки от буквы «Ё», но всё не находили.

И вот уже под вечер прибежал радостный ёжик и закричал:

– Ура! Ура! Мы нашли твои точечки, буква «Ё»! Они были на берегу озера!

– Ах, да! – сказала буква «Ё», – Я же ходила сегодня днём купаться, и, наверное, забыла их там.

И она взяла и быстро прицепила к себе точечки.

– Ура! – закричали ёжики, теперь они были очень рады, потому что они начинались на букву «Ё». И они были бы не ёжики, а ежики, если бы не нашли эти точечки.

А радостные сестрички, буквы «Е» и «Ё», поблагодарили ёжиков и побежали к себе домой, пока не стемнело.

Дома буква «Ё» очень аккуратно сняла свои точечки и убрала их в шкафчик.

– Теперь я буду очень аккуратной и внимательной, и буду всегда следить за своими точечками! – сказала она букве «Е».

А потом они умылись, почистили зубки и легли спать-отдыхать.

И снился им лес с ёлками, где бегали ёжики, росла ежевика, и ёжики ели эту ежевику. Ежевика была очень вкусной. Такой вкусной, что даже наши сестрички во сне причмокивали губами от удовольствия.