Николай успенский биография. Профессор николай дмитриевич успенский

Эдуард Николаевич Успенский - советский писатель и известный автор детских книг. Одними из самых его известных персонажей являются Чебурашка, кот Матроскин, крокодил Гена, почтальон Печкин, Дядя Федор и другие. Состоит в совете партии «Гражданская сила».

Биография

22 декабря 1937 года в Московской области в городе Егорьевск родился Эдуард Успенский. Его родители были обычными служащими. Успенский Николая Михайлович был сотрудником аппарата ЦК КПСС, а Успенская Наталья Николаевна работала инженером-машиностроителем. Еще в школе он становится вожатым у младших. С этого момента он проникся особой любовью к младшим. Высшее образование он получает в Московском авиационном институте, но большую часть времени уделяет не учебе, а организации капустников, игр КВН. Став инженером, он отрабатывает тир года по специальности, а затем уходит в литературу.

Молодость

Еще в институте он начинает писать первые юмористические рассказы, стихи. Основным его заработком становятся написание сценариев к мультфильмам, театральных сценок и детская литература.

Первые юмористические рассказы Успенского зарезались цензурой. Лишь отдельные его работы были напечатаны в юмористических разделах «Литературной газеты» и газеты «Клуб 12 стульев». Это послужило переходом писателя к жанру детской литературы. В одном из своих последних интервью Эдуард Успенский заявил, что он всегда знал, что станет детским писателем. Не потому, что он не мог писать произведения для взрослых, а потому что он этого хотел.

Известность

Он приобретает известность после написания в 1966 году рассказа «Крокодил Гена и его друзья». Позднее, в соавторстве с Качановым, он пишет еще несколько пьес про Чебурашку.

В 1974 году он опубликовал свою первую книгу из серии - «Дядя Федор, пес и кот». Эта книга об очень самостоятельном шестилетнем мальчике, который за это получил прозвище Дядя Федор. Дядя Федор уходит из дома, так как его родители не разрешают приютить бездомного говорящего кота Матроскина. Уже вместе с псом Шариком они поселяются в деревне Простоквашино. По этой серии книг было снято несколько известных мультфильмов.

Успенский председательствует в жюри, которое принимает решение о присуждении премии «Заветная мечта». При возрождении Высшей лиги КВН в 1986 году он был в жюри. Созданием телепередач «Спокойной ночи, малыши!», «Радионяня», «АБВГДейка» обязаны тоже ему.

В 2010 году Эдуард Успенский стал обладателем премии имени Корнея Чуковского, выдаваемой за особые достижения детским писателям.

В связи с тем, что многие люди пытались использовать его героев в корыстных целях, Успенский обращался к юристам, и они оказывали ему юридическую помощь, которая касалась авторских прав на его произведения и героев.

Николай Васильевич Успенский
Дата рождения 31 мая (1837-05-31 )
Место рождения село Ступино, Ефремовский уезд , Тульская губерния
Дата смерти 2 ноября (1889-11-02 ) (52 года)
Место смерти Москва
Гражданство (подданство)
Род деятельности
Жанр очерк, рассказ, повесть
Язык произведений русский
Произведения на сайте Lib.ru
Медиафайлы на Викискладе

Биография

Николай Васильевич Успенский родился в 1837 году в семье священника в селе Ступино Ефремовского уезда Тульской губернии . Сначала будущий писатель учился в духовной семинарии , а затем в Медико-хирургической академии и Петербургском университете , который, правда, не закончил.

Литературная деятельность Успенского началась в 1857 году , когда в журнале «Сын отечества » был напечатан рассказ «Старуха». Позже Николай Успенский, сблизившись с Некрасовым и Чернышевским , стал сотрудником «Современника ». В 1861 году по совету и при поддержке Некрасова Успенский ездил в Париж и Италию , где знакомился с западноевропейской жизнью. В этом году Успенский, резко настроенный против самодержавия , «обманувшего народ », был наиболее близок к революционно-демократическому лагерю.

После конфликта с Некрасовым, Успенский порвал и с «Современником». В дальнейшем пробовал быть учителем (1862 год преподавал в Яснополянской школе Л. Н. Толстого , в Оренбурге и Москве) и продолжал писать, печатаясь в «Отечественных записках» и «Вестнике Европы». В 1864 году писатель проживал в усадьбе Тургенева .

В 1878 году Николай Васильевич женился, однако овдовел уже в 1881 году , а с 1884 года писатель стал бродяжничать, часто голодая . Однако, Успенский продолжал писать, временами публикуясь в «Русском вестнике» и бульварном «Развлечении». Кроме этого он играл перед уличной толпой на музыкальных инструментах, распевал куплеты и частушки , он разыгрывал целые сцены с маленьким крокодиловым чучелом, от лица которого произносил монологи . В одиночестве Успенский злоупотреблял алкоголем , а в октябре 1889 года окончил жизнь самоубийством , зарезавшись в переулке. Некролог был напечатан лишь в декабре того года в «Историческом Вестнике». Другие крупные издания некролог не печатали.

Творчество

Ранние рассказы Успенского («Старуха», «Поросенок», «Грушка», «Змей» и др.) посвящены изображению дореформенной деревни и отражают радикальные демократические настроения писателя, его идейную близость к революционно-демократической интеллигенции. Показывая в этих рассказах забитость, бесправие и неразвитость крестьянской среды, писатель выступал против крепостного строя и либерализма («Хорошее житье», «Сельская аптека»). Глубоко реалистический характер рассказов Успенского, раскрывавших истинное положение крестьянства , обеспечил им широкий успех. Наиболее выдающимся рассказом был «Обоз» (), посвященный жизни неграмотного и забитого крепостного крестьянина.

Правда, показанная Успенским, и глубокое сочувствие писателя народу обусловили высокую оценку рассказов революционно-демократической критикой. В статье «Не начало ли перемены?» Чернышевский приветствовал Успенского, сумевшего «глубоко заглянуть в народную жизнь и так ярко выставить… коренную причину её тяжелого хода ».

В дальнейшем Н. В. Успенский написал ряд рассказов и очерков , описывающих провинциальную среду («Уездные нравы»), знакомое ему духовенство («Работник», «Бурсацкие нравы» и др.), учительство, студенчество («Студент», «Межедворов» и др.) и фабричных рабочих (пьеса «Странницы»), не оставляя однако и деревенской тематики. Большинство новых произведений писателя успеха не имело, в особенности в силу того, что они потеряли свою остроту, стали описательными.

Наиболее художественно ценные повести Успенского 1860-х - «Фёдор Петрович» (), «Старое по-новому» (), написанные о буржуазии и земстве в деревне, прошли незамеченными. Народническая критика (Скабичевский) резко выступала против Николая Успенского, произведения которого были чужды народнической идеализации общинных «устоев». Постепенно Николай Васильевич стал «забытым писателем», творчество которого, как одного из «

Самая горькая правда, но правда
любви, а не злобы.
К.И. Чуковский

Успенский, Николай Васильевич — писатель-демократ. Родился в семье деревенского священника, учился в Тульской духовной семинарии. Уже здесь проявились его литературные интересы. Писатель прерывает учебу в семинарии, едет в Петербург, где поступает в Медико-хирургическую академию, затем переходит на историко-филологический факультет Петербургского университета, но через год покидает его. Успенский приобщается к литературной жизни столицы. В 1857 году на страницах «Сына Отечества» появляются его рассказы «Старуха» и «Крестины». Произведениями молодого писателя заинтересовался Н.А. Некрасов и привлек его к сотрудничеству в «Современнике». Рассказы и очерки Успенского, печатавшиеся в «Современнике» под общим названием «Очерки народного быта», принесли успех писателю. В 1861 году вышла первая книга его рассказов. В статье Н.Г. Чернышевского «Не начало ли перемены?» («Современник», 1861, № 11) был раскрыт глубокий смысл произведений писателя-демократа, их новаторское значение в литературе о народной жизни. В том же году Успенский побывал за границей, познакомился с Тургеневым. Дальнейший жизненный и писательский путь складывался трудно. Некоторое время он преподает в Яснополянской школе Л.Н. Толстого, потом работает учителем в разных городах. Продолжая литературное творчество, писатель сотрудничает в литературных журналах.

Ценнейшая часть литературного наследия Успенского — его очерки и рассказы о народной жизни, созданные в первый период творчества. По определению Чернышевского заслуга писателя-демократа состояла в том, что «он пишет о народе правду без всяких прикрас». В своих рассказах он со всей смелостью и прямотой заговорил о таких чертах народной жизни, народного характера, которые сложились в тягостных условиях крепостнических порядков, безысходной бедности и бесправия. В рассказах «Обоз», «Проезжий», «Змей» и других писатель рисует деревенскую темноту, невежество, беззащитность перед силой и наглостью богатых и привилегированных сословий. Ф.М. Достоевский отмечал рассказ «Поросенок», в котором Успенский, описывая злоключения бедной женщины, сумел показать в ней «простодушие, добродушие и вместе с тем извращение самых обыкновенных, самых естественных понятий». Большого драматизма при полной безыскусственности повествования преисполнен рассказ старой крестьянки о крепостной деревенской действительности («Старуха»). Устами преуспевающего кабатчика повествуется о горьком пьянстве нищих мужиков («Хорошее житье»). Суровая правда о народе нужна была для самого народа, для роста его самосознания. Именно в этом видели Чернышевский и Добролюбов одну из насущных задач передовой русской литературы. В рассказах Успенского, столь емких по жизненному, идейному содержанию, проявилось большое дарование и художественное мастерство писателя-реалиста — его превосходное знание народного языка, речевая индивидуализация героев, лаконизм повествования, умение за отрывочными картинами представить целый уклад жизни, за скупыми портретными деталями раскрыть существенные черты духовного облика простых людей. Авторское отношение в рассказах не декларируется, оно проявляется в построении, образах, картинах произведения. Рассказы и очерки Успенского периода общественного подъема 60-х годов способствовали развитию всей демократической литературы той поры и последующего времени.

Оценивая роль Н.В. Успенского в утверждении народной темы в русской литературе, Плеханов писал, что это был типичный представитель эпохи 60-х годов, взявшийся за изображение народного быта. Он отнюдь не задавался целью издеваться в своих произведениях над русским крестьянином... он по-своему сильно сочувствовал ему… Лучшие произведения Успенского способствовали дальнейшему углублению реализма русской литературы, ее развитию по пути демократизма и народности.

В творчестве Н.В. Успенского впервые в русской литературе 50-60-х годов XIX века наметилась перемена в изображении жизни народа, которая была отмечена демократической критикой и выразилась в требовании к литературе писать о народе «правду без всяких прикрас». Наступила новая эпоха, эпоха подготовки крестьянской реформы. «Крестьянский вопрос заставил всех обратить внимание на отношения помещиков и крестьян». Литература по-новому взглянула на жизнь крестьян и существующие условия их быта. «Разъяснение этого дела стало уже не игрушкой, не литературной прихотью, а настоятельною потребностью времени. Без всякого шума и грома, без особенных новых открытий взгляд общества на народ стал серьезней и осмысленней…» 1 .

Позднее Н.Г. Чернышевский уточняет начало нового периода в развитии русской литературы и связывает его с именем Н.В. Успенского. Обращаясь к анализу его произведений в статье «Не начало ли перемены?», критик говорит о «радикальной разнице между характером рассказов о простонародном быте у г. Успенского и его предшественников» 2 . Новое в изображении народа по сравнению с его идеализацией, укоренившейся в литературе до Н.В. Успенского, предполагает знание правды о нем. Успенский пишет о народе «правду без всяких прикрас». «Заслуга г. Успенского, - отмечает критик, - состоит в том, что он отважился без всяких утаек и прикрас изобразить нам рутинные мысли и поступки, чувства и обычаи простолюдинов» 3 . Для Чернышевского творчество Успенского ценно прежде всего как документ, дающий верное представление о народной жизни. Он отмечал, что писателю «удалось так глубоко заглянуть в народную жизнь и так ярко выставить перед нами коренную причину ее тяжелого хода как никому из других беллетристов…» 4 .

Н.В. Успенскому была чужда идеализация крестьянства. Он говорит откровенно все, что знает о нем. Его внимание привлекает грабительский характер реформы, положение крестьянства, его расслоение.

Успенский видит смутное зарождение социального протеста, едва заметный рост сознания личности и бунтарского духа отдельных крестьян. Писатель смотрит на крестьянскую жизнь иными глазами, чем многие его современники. Интерес представляет замечание К.И. Чуковского о непохожести страны, изображенной Н.В. Успенским, на тургеневскую: среди жителей этой страны не было ни Хорей, ни Калинычей. Ни про одного из них Успенский не мог повторить вслед за Тургеневым, будто лицо у него было кротко и ясно, как вечернее небо. Да и не станут они подносить друг другу пучки полевой земляники. В стране Успенского только и помышляют о том, как бы дерябнуть... да как бы объегорить кого, - один под другого подкапывает, один другого поддевает.

Крестьяне Н.В. Успенского воспринимают такую жизнь как норму и не надеются на ее изменение. Они понимают безнадежность своего положения, не питают иллюзий насчет свободы и равенства. Для них освобождение от жизни - это самое лучшее: «То-то придет время, все помрем! Вот уж и будет свобода-то! Никаких забот! Лежи себе, ровно барин»; «А что вы говорили насчет равенства, то оно будет в конце мира, не раньше».

Трагический крестьянский мир с его мрачными неприглядными сторонами - нищетой, темнотой, суевериями, отсталостью, пьянством, жестоким помещичьим произволом - волнует писателя. Он верен своему принципу фотографичности фактов, считает, что явление нужно дать, как оно выглядит.

Так, рассказ «Старуха» - горькая жалоба народа на горемычную жизнь. Горе матери, ее печальный, прерывающийся слезами рассказ о судьбе сыновей не вызывает сочувствия окружающих. Убитая горем мать одинока в своем несчастье. Трагедия крестьянки никого не волнует. Люди в рассказах Успенского разобщены, далеки друг от друга. Символично название села - Горемыкино, и крестьянка называет себя «горемыкинской».

Как символ крестьянской России воспринимается и финальная картина деревеньки «Из дневника неизвестного». Автор пишет: «На горе стояла мокнувшая деревенька, словно заливавшаяся слезами» 5 . Успенский рисует пьяный разгул и произвол властей («Хорошее житье»), темноту и невежество народа («Змей», «В ночь под светлый праздник», «Обоз»). Однако это не умаляет его особого отношения к деревне. К.И. Чуковский отмечал, что «русскую деревню он любил ненасытной и взволнованной любовью», испытывал тревогу о несчастных, обокраденных крестьянах, боль от их темноты и бесправия. «Он не льстил им, не молился на них, не сочинял легенд о их мудрости и какой-то гармонической красоте, он - по своему обычаю - говорил о них самую горькую правду, но это была правда любви, а не злобы» 6 .

Вместе с тем писатель не дает своего субъективного толкования объективной ситуации - изображаемой действительности. Это не входило в его художественную задачу. Читатель должен был сам почувствовать и осознать необходимость скорейшего коренного решения крестьянского вопроса.

Изображение народной жизни соответствует художественным принципам писателя: она представлена в отдельных явлениях, осколочных художественных срезах и проявлениях действительности, разъединенных между собой, притом каждая картина изображенной им жизни несет свою идейную функцию.

В своем творчестве Успенский стремился к созданию циклов произведений. Основным из них являются очерки «Из простонародного быта», единство которых достигается показом разных сторон народной жизни как единого национального явления в определенный исторический период, а также образами простонародной среды.

Жанровые особенности своих произведений писатель обозначал сам: «Дорожные сцены», «Сцены из сельского праздника», «Родные картины», «Картины русской жизни». Уже сами названия говорят о том, что перед читателем проходит череда картин, сцен, эпизодов, сменяющих друг друга.

Н.В. Успенский был «первопроходцем» в демократической прозе. В его творчестве уже отразились основные ее особенности, художественные принципы и жанры, своеобразие эстетики: демократизм, точность, документальность в описании событий как фактор художественной правдивости, фольклоризм и этнографизм как основной структурный элемент, сдержанность чувств, сердечных излияний в оценке поступков действующих лиц и событий, исключение всяческих лирических проявлений, своеобразие описаний природы.

В изображении Успенского народ не осознал причин своих бед, не вступил на путь разумной борьбы за социальное переустройство. Писатель же ставил перед обществом огромную тяжелую «...задачу исправить то веками накопившееся зло, которое историей причинено народу, просветить мужика, воскресить в нем человека» 7 .

Н.В. Успенский, как и все беллетристы-шестидесятники, был собирателем-этнографом. Для него народно-поэтическое искусство и культура являлись источником духовности народа, неотъемлемым составным качеством русской души, обращение к которым придает иные художественно-эстетические начала его творчеству.

Фольклорные жанры вносят лирические нюансы в его «суровую» прозу, создавая иной колорит, выделяя социальный план жизни и подчеркивая социальное звучание элементов фольклора. В рассказе «Поросенок» писатель делает акцент не на фольклорной основе повествования о «бедовом воре», а на общем фоне происходящего - забитости народа, его духовной нищете. Народная примета о счастье новорожденного, родившегося в рубашке (рассказ «Крестины»), также истолковывается писателем как изображение безрадостного положения бедняка: счастье ребенка, что он умер вовремя.

Демонологические народные представления используются писателем для изображения темных сторон в жизни крестьянства, его мировосприятия, окрашивая повествование как мягким юмором, так и обличительным пафосом (рассказы «Колдунья», «Змея»).

Песенная лирика включается в повествование. Так, в рассказе Н.В. Успенского читаем: «Парень, придерживая щеку, как это делают вообще запевалы, начинает; все подхватывают. - Песня раздается:

Ночь осенняя, Молодка моя, молоденькая…

Съезжает со двора тройка. Колокольчик разливается, отчего ямщик приходит в большой экстаз» 8 .

Описываются Успенским и хороводные игры и пляски («Сцены из сельского праздника»). Рассказ «Хорошее житье» о судьбе дьячка заканчивается присказкой из песни. Автор замечает, что его отправили в острог. Перед отъездом он «отзванивал трепака» и приговаривал: «Эх, прощай, голубчик Ваня, скоро будет тебе баня».

В «Странницах» последняя картина начинается и кончается песней: «Уж вы, ночи темные. Вечера осенние. Надоели, надоскучили». Песня подытоживает судьбу двух старых крестьянок, усиливает настроение безысходности. Песня несет этнографическую нагрузку, она является этнографическим фактором, но она и художественное средство раскрытия характера, внутреннего состояния человека, особенно в моменты наибольшего напряжения.

В рассказе «Старуха» Н.В. Успенского перед уходом в солдаты герой-крестьянин поет: «Сидит ворон на березе». Финал песни - финал жизни крестьянина. Здесь проявляются элементы бытописания. В произведениях шестидесятников песня соотносится с жизнью.

Николай Васильевич Успенский, воплощая принцип изображения жизни народа «без прикрас» отразил отрицательные явления в русском крестьянстве как наследие векового рабства - невежество, грубость нравов. Его крестьянин в поле, курной избе, извозе - забит, суеверен. Традиции Успенского были восприняты А.И. Левитовым, В.А. Слепцовым, Ф.М. Решетниковым, сурово и мрачно изображающими крестьянство.

Вопросы и задания

  1. Дайте краткую характеристику творчеству Н.В. Успенского, используя биографическую справку.
  2. О каких переменах в изображении жизни народа в литературе говорят рассказы Н.В. Успенского? Какие картины народной жизни рисует писатель? Как изображает крестьян?
  3. Вспомните «Записки охотника» И.С. Тургенева. Чем, по-вашему, отличается изображение крестьян у Тургенева и Успенского?
  4. Почему крестьянский мир, изображенный Н.В. Успенским, можно назвать трагическим? Расскажите о нем.
  5. Как, по-вашему, относится писатель к русской деревне и русскому крестьянину?
  6. Какую задачу ставил писатель перед обществом, изображая народ? Как определил ее М. Горький?

Русская литература XIX века

Эдуард Николаевич Успенский

Биография

Эдуард Николаевич Успенский родился в 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области.

Окончив школу, поступил в Московский авиационный институт. В студенческие годы начинает заниматься литературным творчеством, печатается с 1960. Институт окончил в 1961.

Творческий путь он начинал как юморист, у него совместно с А. Аркановым вышло несколько юмористических книг. По собственному признанию, в детскую литературу попал случайно. Его детские стихи начали печатать, как юмористические, в «Литературной газете», они звучали в радиопередаче «С добрым утром!».

Получил широкую известность как автор детских книжек: «Крокодил Гена и его друзья» (1966), «Вниз по волшебной реке» (1972) и др. Огромную популярность приобретают его пьесы, написанные совместно с Р. Качановым, - «Чебурашка и его друзья» (1970); «Наследство Бахрама» (1973); «Отпуск крокодила Гены"(1974) и др. Образы придуманных им Чебурашки, крокодила Гены и др. героев любят дети нескольких поколений. В 1976 вышел сборник стихов «Все в порядке». В 1980 - 90 публикует серию замечательных детских книжек: «Каникулы в Простоквашино», «Дядя Федор, пес и кот», «Колобок идет по следу», «Разноцветная семейка», «Красная Рука, Черная Простыня, Зеленые Пальцы (страшные повести для бесстрашных детей)», «Лекции профессора Чайникова (занимательный учебник по радиотехнике)» выходит в 1994.

Не меньший успех выпал на долю приключений друзей из Простоквашино - Дяди Федора, Шарика, кота Матроскина. И они тоже обрели свое экранное воплощение. Кроме того, Эдуард Успенский писал для популярной детской передачи «Радионяня», для телепередачи «АБВГДейка», ныне ведет передачу «В нашу гавань заходили корабли».

Произведнеия писателя переведены более чем на 25 языков, его книги выходили в Финляндии, Голландии, Франции, Японии, США. В последние годы в организованном им издательстве «Самовар» публикуются его новые книги. Живет и работает в Москве.

Недавно Эдуард Успенский заявил, что закончил многолетнюю работу над циклом исторических романов, рассказывающих о периоде Лжедмитрия и Смутного времени.

В московской области 22 декабря 1937 года родился Успенский Эдуард Николаевич. Отец мальчика был партийным работником, а мать инженером в машиностроительном отделе. После школы подал документы в столичный авиационный институт на инженера, который с успехом окончил в 1961 году.

Первые литературные работы были изданы писателем ещё в студенческие годы. Эти произведения создавались совместно с А. Аркановым и имели юмористический характер. Но многие из них так и не прошли "цензуру" издателей того времени по причине несоответствия коммунистическим идеалам.

Юмористические работы Успенского имели успех у публики, но всем он более известен как автор детской литературы. Среди его книжек хорошо знакомые каждому «Крокодил Гена и его друзья» и «Вниз по волшебной реке», а также "Каникулы в Простоквашино".

Под его руководством было отснято несколько десятков мультфильмов. Является автором таких известных телепередач как: "Спокойной ночи малыши" и "В нашу гавань заходили корабли". В жизни успенского было три брака. Первый брак подарил писателю единственную родную дочь Танечку. Но спустя двадцать лет союз распался и Эдуард, забрав себе дочь, женился во второй раз. Удивительно, что и этот брак просуществовал ровно 20 лет. Совместная жизнь со второй женой не была безоблачной (пара не могла иметь детей), и супруги приняли решения усыновить детей из детского дома. Так в семье Успенского появилось ещё две девочки – Ира и Света. Начало отношений с Элеонорой Филиной было омрачено судебным разбирательством со второй женой Эдуарда, которая обвиняла его в неуплате алиментов. После завершения дела, Успенский и Филина узаконили свои отношения.