Половая неприкосновенность ребенка. Половая неприкосновенность несовершеннолетних

Ругая ребенка (равно и взрослого!) - то есть более чем решительно и убежденно утверждая, что он (она):

лентяй.
трус.
тупица,
урод,
негодяй,
подлец

и т. д., и т. д., до Источника Мирового Зла включительно, ему тем самым и внушают, что он именно таков. Поймем, наконец, самое простое и самое страшное. Ом этому верит. Ведь ему и говорят это затем, чтобы поверил.- разве не так? А зачем же еще?.. И зачем вообще говорят?
Слова для ребенка очень долго значат лишь то самое, что они значат, ни больше, ни меньше. Всякое утверждение, и особенно убежденное, ярко-эмоциональное, воспринимается буквально и однозначно, никаких переносных смыслов. Взрослая игра “ Понимай-Наоборот” усваивается далеко не сразу, а подсознанием и вообще никогда не усваивается. Если:
нет, ничего из тебя никогда не выйдет! ты неисправим! ты ненормальный! ты самый настоящий предатель, тебе одна дорога (в тюрьму, под забор, в больницу, к чертовой матери), то не удивляйтесь, если так оно и окажется! Ведь это самое настоящее прямое внушение, и оно работает, оно действует еще и спустя долгие годы, даже если, казалось бы, напрочь забыто... Или;
ты меня не любишь, ты нарочно меня изводишь, я для тебя злейший враг, ты меня в гроб загоняешь, ты хочешь, чтобы я сошла с ума, ты хочешь моей смерти, -
если повторить раз, и другой. И третий - то и в это можно поверить, со всеми вытекающими последствиями. И не обязательно для этого даже быть ребенком... Но он (она), конечно же, не хочет этому верить!.. Нет, не хочет, не может!!!
Счастье ребенка, что процентов на 80 он еще просто не понимает значения этих слов. Счастье, что душа его так подвижна, так упруго-жизнерадостна, так умеет пользоваться забвением. Но уже посеяны семена тягчайшего внутреннего разлада - разлада с самим собой, конфликта самооценки. Уже он потрясен, надломлен в самой хрупкой душевной основе-в чувстве собственного достоинства, в ощущении своей Человеческой ценности.
“Да ведь с него же как с гуся вода, как об стенку горох! Забывает через секунду! И опять за свое...”
Нет! Неправда, Преступная слепота. Ничто не забывается. Никогда.
Не воспринимает, все равно, все до лампочки? Защищается. Грубит в ответ, делает назло, издевается? Защищается. Обещает исправиться, а продолжает?..
Защищается. Беззащитен.
Что же ему остается?..
Либо - выбор слабого - поверить. Рано или поздно, смириться с тем, что он слышит,- иначе говоря, принять навязанную роль и вести себя соответственно.
Либо - выбор сильного - не поверить, не принять, не смириться, Бороться! Но как?..
Как угодно - но уж не так, как этого хочется вам, будьте уверены. Пойдет на все, чтобы доказать не вам, что все-таки Стоит жизни на этом свете. И в лучшем случае сохранит на всю жизнь глубинную неуверенность в себе и психическую ущербность. А в худшем...
Может быть, именно это сгоряча вырвавшееся “подлец-негодяй-тупица” и окажется" той самой каплей, которая переполнит чашу, лет через десять или минут через пять... И будет непоправимо поздно.
Соблюдать закон неприкосновенности личности.
Усвоим же это простое ограничение; ругая ребенка (и взрослого!), выражая свое неодобрение любым способом. Никогда не определять его при этом как человека. Не трогать, не прикасаться к его личности! Определять только поступки, только конкретные действия. Не “ты плохой”, а “ты сделал плохо”. Не “ты жестокий”, а “ты поступил жестоко”. Не негодяй, не предатель, а лишь поступил, повел себя - как.
Давать только положительные авансы.
Даже если несомненны самые дурные побуждения, самые черные мотивы совершенного поступка - трусость, злоба, жестокость, месть, зависть, жадность, неблагодарность,- никогда об этом не говорить. Рискуем не только ошибиться, но и авансом внушить то, чего нет, или укрепить в имеющемся. Не забудем, что и взрослый человек очень часто не сознает истинных побуждений своих действий, что у всякого есть своя система самооправдания, своя защитная внутренняя правота и внутренняя слепота, что одно и то же. Пусть осознает свои побуждения сам, если сможет,- а если не сможет, то наши определения все равно ничему не помогут, но лишь укрепят в этой слепоте.
Есть одна принципиальная разница в подходе к человеку - воспитателя и судьи. Если судья обязан быть беспристрастным и в этой беспристрастности беспощадным, то воспитатель никогда психологически не ошибется, намеренно приписав ребенку (и взрослому!) мотивы и побуждения лучшие, чем на самом деле. Он дерется из мести и зависти - вы, твердо устанавливая и запрещая, вместе с тем утверждаете, что он погорячился, вспылил, что в следующий раз он постарается удержаться, потому что он добрый. Он украл - вы, твердо глядя в глаза, утверждаете, что он взял по ошибке, по недоразумению, что он и сам хочет, чтобы этого больше не повторилось. Он солгал, обманул из трусости или ради какой-то выгоды - вы, обнаружив обман, спокойно заявляете, что любая ложь рано или поздно разоблачается, и объясняете его поведение недомыслием, недоверием Прежде Всего к самому себе. Вы уверены, для вас само собой разумеется, что ему хочется быть правдивым, что он вполне способен всегда действовать открыто и честно. Вы внушаете ему это.
Пускай все это и на 99 процентов совсем не так! - но своим внушением и выражением доверия к лучшему в его натуре вы" добьетесь наилучшего из возможного.
Осторожно с насмешкой.
Острое и опасное оружие. В руках доброго и умелого человека способно творить чудеса, действовать, как хирургический скальпель;
в руках злого и глупого - как гильотина. Применимо только к детям и взрослым со здоровой психикой и развитым чувством юмора, то есть только к тем, кто способен ответить тем же, и только с Такими по-настоящему действенно.
Не
возбраняется применять и по отношению к страдающим тем или иным физическим или умственным недостатком, однако лишь при условии, что этого недостатка не касаются или касаются только положительно, с плюсом для самооценки. При обостренном самолюбии (переходный возраст, натура) можно применять только в гомеопатических дозах и только наедине.
Правила АБВГД и Закон Неприкосновенности Личности - в полной силе. Лучше недошутить, чем перешутить.
Мягкое, добродушное подтрунивание, беззлобная шутка, веселая ирония как постоянный фон отношений - один из лучших методов воспитания и перевоспитания для всех возрастов; однако без таланта к нему лучше не подступаться.
Косвенное неодобрение.
Очень сильный, тонкий и разнообразный метод. Может быть, в десятки раз действеннее, чем прямое.
Один из вариантов, часто употребляющийся стихийно,- простое игнорирование. Не высказывать никаких оценок - поставить нуль. Демонстративно не заметить поступка. Он-то ждет, что вы сейчас опять за свое... "Эффект неожиданности. Нельзя применять постоянно, но от случая к случаю может действовать очень сильно.
Уточнение: одно дело не замечать поведения, и другое - не замечать человека. Не играть в молчанку и угадайку, не демонстрировать своего плохого настроения в связи с чем-то, о чем ребенок должен сам догадаться. Это непосильно и для психики взрослого.
Рассказать о ком-то, кто поступил так же скверно, как ваш ребенок, или подобно,- рассказать ему самому или кому-либо в его присутствии. Для маленьких можно в виде сказки. При этом допустима и повышенная красочность, и некоторая утрировка,- чтобы все было ясно, а если к тому же и смешно, то еще лучше! Речь не о нем, нет! - о ком-то другом, но таком... Даже если не подаст вида,- дойдет, хорошие шансы...
Рассказать, к случаю, о каком-то своем прошлом поступке, о котором вы теперь сожалеете,- объяснив, почему, но не упоминая о поведении ребенка, которое имеется в виду. Один из лучших методов, для" всех" возрастов.
Опасаться двойственности.
Есть мамы и папы, слишком внутренне противоречивые. (Бабушки и дедушки, случается, тоже.) Ругает "на чем свет держится, а в интонациях, а в глазах: ты же знаешь, как я тебя обожаю, свинью единственную, ты же знаешь, что ты у меня один свет в оконце, что в конце концов все тебе позволю...
Как бы хвалит, как бы проявляет внимание и заботу, как бы любовь, а в глазах, а в жестах... Одна рука гладит, другая бьет...
Осторожно с демонстративными похвалами в адрес других! Это тоже косвенное неодобрение, но не лучшее.

Ироническая похвала.
Начиная лет с десяти, а иногда и раньше может стать очень хорошим подсобным методом выражения неодобрения и избавить вас от необходимости кричать, ругаться, читать нотации и т. п. по множеству поводов.
Крутил чашку, наконец, докрутился, разбил.- “Молодец, всегда так делай. Бей чашки, бей, из чайника пить удобнее. И чайник тоже бей, умник, будем пить из ведра. Собери осколки”. Экономнее и сильнее, чем: “Ну сколько же раз говорить тебе!.. Что ж ты делаешь, такой-сякой... Пора уже...”
Особенно сильно действует на самолюбивых подростков, одновременно смягчая болезненность критики.
Встретил вчера во дворе горько плачущего мальчишку, лет восьми,- “В чем дело?” - “Мама будет ругать”.- “За что?” - “Потерял пистолет. Она купила, а я потерял”.- “Что, хороший пистолет?”- “Не, не очень. За пятьдесят копеек. Раньше был еще хуже, за три рубля. Я его сразу потерял”,- “И она ругала тебя?” - “Ага. Лучше бы я сам деревянный сделал...”
Самое страшное наказание для ребенка - это ожидание наказания. И не наказания даже, а того, что ему предшествует: нашего недовольства, нашего огорчения, гнева, непонимания...
Забывая о своем детстве, то есть переставая понимать и себя, и ребенка, мы не догадываемся, сколько драгоценных минут и часов, сколько месяцев, лет, сколько жизней отравляются этим вот ожиданием, этой постоянно стерегущей угрозой...
По-настоящему мы наказываем ребенка только своими чувствами. Не естественно ли, что те, для кого это наказание непосильно, вырабатывают защиту, имеющую вид душевной тупости, глухоты к чужим чувствам, каким бы то ни было?
Идеален, наверное, тот воспитатель, которому никогда не приходится применять наказание, но для этого нужен еще идеальный воспитанник... Хотим мы этого или нет, и наказание, и поощрение неизбежно, как цвета радуги входят в наше общение с ребенке Не забудем же слова, сказанные давно и По другому поводу: “Все есть яд и все есть лекарство. Тем или другим делает только доза”.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Права ребенка на неприкосновенность

г. Киреевск, 2010 год

У всех отцов богатый опыт по мастерству шлёпанья попы.

Вот, подрасту и буду шлёпать папу я сам.

(Ю. Ким) физический неприкосновенность право дети

Был тёплый летний вечер. Я шла из магазина и проходила мимо соседнего пятиэтажного дома. На детской площадке ребята лет семи - восьми играли в прятки. Один из них спрятался в высокие заросли лебеды, которая растёт в изобилии рядом с площадкой. Когда мальчик вылез из травы, оказалось, что он очень измазал шорты и футболку в зелень и пыль. Рядом с подъездом на лавочке сидела мама этого мальчика. Я её хорошо знаю. Обычно это спокойная, приветливая женщина. Но увидев измазанного сына, она вдруг превратилась в человека полного злобы. И бросилась с криком к мальчугану. От подзатыльника, которым мамаша огрела сына, тот чуть не упал. Голова у ребёнка дёрнулась в сторону. Впечатление было такое, что она отлетит. Мальчишка заплакал, мать ещё несколько раз шлёпнула его ниже пояса. Всё это продолжалось две - три минуты. На следующий день ребята снова играли, но было заметно, что к наказанному мамой другу они относятся и с сочувствием, и с насмешкой.

Я с болью наблюдала за наказанием мальчика. Мне было очень жаль его. Несколько дней не могла понять, почему мама так жестоко наказала сына. Неужели испачканная одежда стоит слёз ребёнка? Разве матери не жаль его? Я не находила ответы на свои вопросы. А позднее поняла, что эта женщина так воспитывает его, прививает аккуратность.

В беседе с друзьями я рассказала об увиденной истории. Оказалось, что некоторых из них тоже наказывали ремнём и шлепками. То есть они подвергались физическому насилию в семье с самого раннего возраста. Наказывали ребят за порванную случайно одежду, разбитую чашку, плохую отметку. Друзья рассказывали об этом, казалось бы, с юмором, но в их словах чувствовалась обида.

За лето я видела несколько по телевизору несколько программ о детях, которые подвергались семейному физическому насилию. Из этих программ я узнала о статистических данных, свидетельствующих о том, что около 30% детей, госпитализированных в результате полученных от побоев травм, составляют младенцы до одного года, 30% - дошкольники и 40% - школьники.

Ситуация 1 - В лютый мороз ребенка не пустили в школу из - за того, что он был один не в форме, предусмотренной в школе. Поэтому он пошел гулять по городу, так как дома у него никого не было. Вечером он все рассказал маме, и она пошла к директору, на что директор ответил, что их школа предусматривает специальную форму, а если не нравится, переходите в другую школу.

Ситуация 2 - Учительница заявила своим ученикам, что ей надоели письменные работы, ответы на которые, как она считает, ученики списывали. И поэтому она сказала, что будет вызывать учеников на перемене и опрашивать их. Когда один из учеников сказал, что так нельзя, так как перемена - это личное время учеников, учительница ответила: "А зачем она вам в школе? Вы здесь для того, чтобы учиться".

Ситуация 3 - Родители Васи часто выпивали, а когда у них заканчивались деньги, они заставляли его идти на улицу и просить милостыню. Если мальчик возвращался домой без денег, родители били его и говорили, что он обуза для них. Соседке которая видела это, стало жалко Васю, и она рассказала все участковому милиционеру. На все вопросы родители отвечали, что так они воспитывают у Васи чувства долга и готовят его к взрослой трудной жизни, и вообще, это ребенок их, и они воспитывают его как хотят.

Ситуация 4 - Света всегда приходила в школу в рваных кроссовках, в старой куртке она ходила весь год. У нее не было тетрадей, а ручку ей подарила одноклассница. На вопрос учителя, почему она не носит школьные принадлежности, она ответила, что их нет, мама с папой ничего не покупают, все тратят на водку. Тогда учительница пошла вместе со Светой к ней домой, чтобы поговорить с родителями. От них она услышала, что у них нет денег на "Побрякушки", которые хочет их дочь.

Но ведь из курса обществознания мы знаем, что каждый человек рождается свободным. А государство обязано защищать каждого своего гражданина и в том числе и ребёнка, ставшего гражданином своего государства с момента рождения. Меня заинтересовало, знакомы ли родители моих сверстников с этим, как к физическому насилию относятся сами ребята и т.д. И я решила провести анкетирование своих товарищей, попросив их честно ответить на вопросы анкеты, которые, звучали следующим образом:

Анкета № 1.

Вопросы анкеты

1. Знакомы ли твои родные с законодательными актами, гарантирующими физическую неприкосновенность ребёнка от физического насилия (Конституция РФ ст.20, 21; Конвенция о правах ребёнка ст.19 п.1, 20?

2. Знают ли они о том, что могут быть подвергнуты уголовному наказанию за физическое насилие над ребёнком? (Ст. 116 Уголовного кодекса РФ).

3. Как они относятся к созданию в России службы уполномоченных по правам детей? Положительно или отрицательно ? (нужное подчеркнуть)

4. Подвергаешься ли ты физическому насилию в семье?

5. Что чаще всего служит причиной для физического наказания детей в вашей семье:

5.1. неподчинение родителям

5.2. совершение тобой или другим ребёнком из вашей семьи серьёзного проступка

5.3. пьянство родителей или одного из них

5.4.нежелание родителей понять тебя или другого ребёнка из вашей семьи

5.5. неумение родителей искать контакт с тобой или другим ребёнком из вашей семьи

5.6. плохой микроклимат в семье, вызывающий повышенную возбудимость и агрессию со стороны близких

5.7. восприятие тебя или другого ребёнка в семье в качестве объекта для выплёскивания негатива и снятия стресса, вызванных причинами, не связанными с тобой или другими детьми

6. Твоё поведение после физического насилия в семье:

6.1. обида и страх

6.2. желание ответить силой

6.3. желание наказать в уголовно-процессуальном порядке

6.4 желание нагрубить

6.5 желание объясниться и поговорить

6.6. накапливание злобы и боязнь, что она может спровоцировать беду

6.7. воспринимаю как неизбежность, связанную с зависимостью ребёнка от старших

7. Твоё отношение к физическому воздействию в семье:

7.1. негативное

7.2. неизбежное в моём возрасте или возрасте малолетних в семье

7.3. как унижающее моё достоинство, но которое приходится прощать по причине любви к родителям

7.4. как нарушающее мои конституционные права

7.5. как унижение, на которое соглашаешься по причине зависимости от родителей

8. Будешь ли ты наказывать физически своих детей:

8.1. хотелось бы сказать нет

8.2. однозначно нет

8.3. думаю, что да

8.4. терплю я, пусть терпят и другие, такой удел слабого

9. Что нужно сделать, чтобы гарантировать физическую неприкосновенность детей дома, в школе, на улице:

9.1. правовое воспитание взрослых и детей

9.2 быть более терпимыми друг к другу, стараться понять другого человека

9.3. повышение общей культуры взрослых и детей

В проводимом анкетировании приняли участие 27 человек. Вот какие данные были получены:

вопрос 1. все 27 человек - «да»;

вопрос 2. все 27 человек - «да»;

вопрос 3. положительно -26 человек

отрицательно - 1 человек;

вопрос 4. «да» - 0

«нет» - 27 человек.

Таким образом, судя по ответам ребят, они не подвергались и не подвергаются физическому насилию. Я обрадовалась. Но радость была преждевременной. Дойдя до развёрнутого ответа на 5 вопрос, я поняла, что ребята сказали неправду и насилие существует во многих семьях. 24 человека при ответе на этот вопрос подтвердили факты физического наказания, что составляет 88% от числа опрошенных. Чаще наказывают за серьёзный, с точки зрения родителей проступок.

Ответы на 6 вопрос звучали так: - обиду и страх испытывают -11%

Желание наказать родителей согласно закону - 22%

Желание нагрубить - 22%

Желание объясниться и поговорить - 33%

Воспринимают как неизбежность, связанную с зависимостью ребёнка от родителей - 18%.

На вопрос 7 были получены следующие ответы:

Негативное отношение к физическому наказанию - 78%

Как унижающее достоинство, но которое приходится прощать по причине любви к родителям - 30%

Как нарушение конституционных прав - 38%

Как унижение, с которым соглашаешься по причине зависимости от родителей - 18%.

На вопрос 8 ребята ответили так:

Хотелось бы сказать «нет» - 30%

Однозначно «нет» - 60%

Думаю, что «да» - 11%.

9 вопрос выявил следующие ответы:

Меня порадовали ответы на подвопросы 9 вопроса. Хорошо, что ребята ратуют за правовое воспитание, терпимость друг к другу, желание понимать другого человека и повышение общей культуры каждого члена семьи. Ведь каждый ребёнок рождается, чтобы быть счастливым. С равными правами на жизнь, развитие, любовь и заботу.

Большое значение для развития человека имеет его психологическое состояние. Учёные доказали, что физическое насилие влечёт за собой психологические травмы. Если о шлепке, который ребёнок получил, он скоро забудет, потому что пройдёт физическая боль, то в подсознании он останется надолго. Накапливаясь, маленькая царапина, становится большой раной. Но ранят не только физические наказания. Часто испытывают ещё большую боль от слов. Психологи утверждают, что все проблемы взрослых идут из детства. Психологическому воздействию дети подвергаются в семье, в школе, среди друзей. Я решила выяснить у своих товарищей и друзей ряд вопросов, связанных с психологическим воздействием на них. И попросила их ответить на ряд вопросов, которые представила в анкете №2.

Анкета №2.

1. Знакомо ли тебе понятие «психологическое воздействие»?

2. Как ты понимаешь его?

3. Что служит причиной психологического воздействия на тебя?

4. Где ты подвергаешься психологическому воздействию: дома, в коллективе друзей, в классе, среди товарищей, со стороны взрослых? Объясни, чем это вызвано.

5. Чувства, возникающие у тебя при этом? Какова твоя ответная реакция на психологическое воздействие со стороны родителей, сверстников, взрослых?

6. Что может заставить тебя оскорбить старшего, обидеть сверстника, нагрубить родителям?

7. Что, по-твоему, мнению, надо сделать, чтобы уменьшить психологическое воздействие на тебя?

В анкетировании принимали участие 22 человека.

На 1 вопрос - 22 человека ответили «да»

2 вопрос - все 22 человека понимают этот термин как словесное наказание или следствие физического воздействия на психику ребёнка.

Таким образом, видно, что все 22 человека подвергаются психологическому воздействию в той или иной степени.

4 вопрос - наибольшему психологическому насилию мои одноклассники подвергаются дома 69%, в школе от учителей - 47% и сверстников 72%, от друзей 17%.

5 вопрос -81% - испытывает обиду

41% - злость

27% - чувство вины

78% - перевозбуждение и нервозность.

6 вопрос - 6 человек - плохое настроение из-за скандалов со взрослыми; 10 человек - проблемы с друзьями; 8 человек - проблемы дома; 20 человек - несправедливое обвинение в чём-то плохом; 15 человек - конфликты с учителями.

7 вопрос - 7 человек просят прислушиваться к их мнению; 13 человек - не провоцировать других на негативное отношение к нему; 1 человек считает, что не надо высказывать обиду в лицо, а следует держать свои мысли при себе; 6 человек считают, что надо выработать в себе привычку не обращать ни на что внимание.

На мой взгляд, позиция человека, считающего необходимостью «держать свои мысли при себе» - самая опасная. Она провоцирует человека на накопление негатива в его психике, воспитывает двуличие. Накопленный негатив может спровоцировать непредсказуемые последствия.

Жизнь ребёнку дают родители. Но кто, же защитит его от насилия? Ведь по данным органов образования, Министерства внутренних дел и Прокуратуры Российской Федерации наблюдается рост различных проявлений жестокого обращения с детьми. Некорректные приёмы воспитания, унижение человеческого достоинства, в том числе психическое и физическое насилие прослеживаются в семье, школах, других учебных заведениях.

Сегодня мы живем с родителями, которые заботятся о нас, стараются уберечь нас от всяких неприятностей. Лечат нас, когда мы болеем, создают нам условия для учебы и отдыха, помогают подготовиться ко взрослой жизни. Семья - самая важная часть общества; здесь ребенка стараются защитить от всего негативного.

Наша семья, наши папа и мама дали нам жизнь. Главное право каждого человека - это право на жизнь, это первое, что записано в Конвенции о правах ребенка . Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу... Каждая страна должна заботиться о новорожденных, помогать их мамам, строить больницы, где врачи помогут маленькому гражданину, спасут и вылечат его.

В Конвенции говорится, что каждый имеет право на имя и фамилию. У каждого из нас имеется свой первый в жизни документ, в котором записаны наши имя, отчество, фамилия, данные об отце и матери, место рождения. Свидетельство о рождении. Этот документ свидетельствует не только о факте появления на свет нового человека, но и о том, что он является гражданином страны, которая обязана заботиться о его благополучии и безопасности.

Конвенция подчеркивает, что благополучие каждого ребенка во многом зависит от родителей, они первыми несут ответственность за нас. О том, какими должны быть родители, в шутку, от имени детей, написал современный поэт Марк Шварц.

Если вы родители -

Ласкатели, хвалители.

Если вы родители -

Прощатели, любители.

Если разрешители, купители, дарители,

Тогда вы не родители,

А просто восхитители!

А если вы родители -

Ворчатели, сердители.

Если вы родители -

Ругатели, стыдители,

Гулять не отпускатели,

Собакозапретители,

То знаете, родители,

Вы просто - крокодители.

Взрослые просто обязаны любить своих детей, следить за тем, чтобы дети росли умными, умелыми, грамотными, хорошо учились, были воспитанными, здоровыми. Взрослые не должны допускать, чтобы детей били, истязали.

Главные защитники прав ребенка - родители. Но родители не всесильны, им трудно обойтись в воспитании детей без помощи общества, государства.

О детях заботятся не только семьи. Существуют разные общественные и благотворительные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Одной из таких организаций и является ООН.

Человечество осознало необходимость принять международные акты, обеспечивающие права и интересы детей, только в середине ХХ в.

В Международный год ребёнка (1979) Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции о правах ребёнка. Сложная работа продолжалась 10 лет. Наконец, 20 ноября 1989 года Конвенция о правах ребёнка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН.

В 1989 году ООН приняла особый документ - “Конвенцию о правах ребенка”. Являясь субъектом международного права, Российская Федерация подписала Конвенцию о правах ребёнка, вступившую в силу на территории России 2 сентября 1990 года, который определяет права ребёнка.

Наша страна подписалась под этим документом, значит, пообещала всему миру заботиться о своем подрастающем поколении, о нас - молодых гражданах Российской Федерации.

Правам ребенка в конвенции посвящено 40 статей. Их принято делить на несколько групп:

О каких же правах идет речь в Конвенции? Прежде всего, признано, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста (ст.1.).

Ребёнком признаётся лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте. (ст. 1, ч. I)

Каждый ребенок от рождения имеет право на жизнь (ст.6.). Это естественно, но часто, то в одном, то в другом государстве законодателям приходится сталкиваться с вопросами ценности любой жизни. Нужно ли заботиться о детях-инвалидах и других неполноценных, с точки зрения государства, детях? Было в древности государство Спарта, которое славилось сильными, выносливыми воинами. Но как государство относилось к своим гражданам? Как только рождался мальчик, его осматривали и решали: если крепкий, здоровый, то пусть живет, если слабый - сбросить его со скалы. Но ведь и слабый может вырасти сильным, может стать талантливым художником, врачом, изобретателем.

Пункт 1 статьи 19 Конвенции о правах ребёнка гласит: «Государства -участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке».

Государство должно защищать ребёнка от сексуальной эксплуатации и совращения, включая порнографию и проституцию (ст.34)

Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным. Школьную дисциплину следует поддерживать с помощью методов, не унижающих человеческого достоинства ребенка.

Государства должны защищать детей от нанесения им физического и психологического ущерба. Государства обеспечивают уход за детьми, лишенными родительской опеки. Усыновление должно осуществляться в соответствии со строгой юридической процедурой, которая обезопасит детей от злоупотребления.

Защита каждого человека - основная задача государства. Именно оно является гарантом соблюдения прав человека. Это положение прописано в основном законе нашей страны Конституции Российской Федерации

ст.17.1. в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.; ст.17.2. основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.;

ст. 17.3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц,

ст.21. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления;

ст.21.2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам,

ст. 22.1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

ст. 22.2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов).

На защите прав ребёнка в Российской Федерации стоит Семейный Кодекс РФ , принятый в 1995 году:

Статья 54 . Право ребенка жить и воспитываться в семье: п.2.Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это, возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Статья 56 . Право ребенка на защиту: п.1.Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом; п.2.Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

Статья 57 . Право ребенка выражать свое мнение. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Статья 63 . Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.

п.1.Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. п.2.Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Статья 64 . Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей.

п.1.Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Статья 65 . Осуществление родительских прав: п.1.Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы родителей.

Государство обязано выделять необходимые денежные средства на нужды образования, здравоохранения, создание бытовых удобств, на питание, культуру детей. Органы местного самоуправления призваны обеспечивать работу школ, детских поликлиник и других учреждений. Судам и Прокуратуре, органам опеки и попечительства необходимо проявлять активность в защите прав несовершеннолетних, выявлять факты ущемления их интересов и нарушения их неприкосновенности. Велика роль общественных организаций, национальных и международных. (Смотрите их перечень в Приложении №1 и Приложении №2).

Возможности для реализации положений Конвенции о правах ребёнка в различных государствах неодинаковы. Тем не менее все государства, подписавшие Конвенцию, обязаны выполнять её положения в соответствии с их «духом» и «буквой». А «дух» Конвенции о правах ребёнка в самом кратком виде можно выразить так: «Как можно больше уважения к ребёнку, его правам, заботы о нём, любви к нему».

В этом году я впервые услышала веселую, озорную, юмористическую песенку нашего барда Юлия Кима «Монолог сына», строки из которой вынесла в качестве эпиграфа своей работы. Мне очень симпатичен ее герой - любознательный непоседливый шалун-мальчишка, который своими «изысканиями» так пугает отца; я понимаю и поведение и поступки отца, когда он лупцует сыночка «по гарцующей попе» - делает он это от безысходности и неспособности управлять поведением своих детей, неумения найти с ними общий язык. Но ведь ничего подобного эти дети не вытворяли при маме, которая временно отлучилась в отпуск. Это говорит только о том, что папе редко приходилось раньше проводить время с детьми и заниматься их воспитанием, не умеет он этого делать, не знает, как энергию сыночка направить в мирное русло; я понимаю, что отец - не садист, избивающий ребенка, и что в этой истории все закончится хорошо, но…

Но, оказывается, как часто в нашей реальной жизни мои сверстники сталкиваются с настоящим насилием и физическим и психическим, остаются один на один с переживаниями, замыкаются в себе, и как показал мой маленький опрос одноклассников, многие сами готовы в будущем использовать насильственные методы в воспитании своих детей, испытав их на себе в детстве. Прав был О. Сулейменов, когда сказал:

«Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому:

Родители пример ему».

Конечно, сейчас много юридических документов создало человечество для защиты детей, существуют и общественные, и государственные организации, охраняющие права ребенка на неприкосновенность его личности, но как часто это оказывается бессильно перед ежедневным бытовым, школьным, товарищеским насилием, вторжением в жизнь ребенка. И одними законами здесь не обойтись. Необходимо мощнейшее правовое обучение и воспитание как детей, так и родителей, привитие навыков правой и общечеловеческой культуры. И этим должны заниматься все заинтересованные лица и организации - государственные структуры, добровольные общественные организации, детские садики и школы, органы социального обеспечения, Дома культуры и обычные неравнодушные граждане-соседи. Надо меньше говорить и больше проводить планомерной, взвешенной и организационно оформленной работы.

«Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». (А.С. Макаренко)

Пусть каждый ребенок будет таким же счастливым, как этот малыш.

Используемая литература

1. Конституция РФ. - М.:ООО « Новая волна», 1998.

2. Юридический словарь. - М.:ООО « ОЛМА - ПРЕСС Образование», 2005.

3. В. Антонов. Изучаем права человека. - М.: «Вита-Пресс, 1996 г.

4. Никитин А. Ф. Права ребенка. - М.: Дрофа, 1998.

5. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН - М.: Инфра - М, 2009.

6. state.rin.ru/cgi-bin/ main.pl?r=233

7. http:// www.because.ru/politic/polit04.shtml

8. http^//www.statesymbol.ru/russymbols/symbols/20050407

Приложение 1

Календарь правовых дат на 2001-2010 гг.

(разработанный и утвержденный Генеральной Ассамблеей ООН)

XXI век - век ребенка,

2001-2010 годы - Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты;

Международные организации по защите прав личности

Комитет по правам ребенка, ООН,

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам,

Европейский союз,

Евразийское Экономическое Сообщество, ОБСЕ,

Совет Европы, Комитет по правам ребенка,

Комитет по ликвидации расовой дискриминации,

Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин,

Комитет против пыток,

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ),

Международный Комитет Красного Креста (МККК),

Представители ООН.

Приложение 2

Российские организации по защите прав человека (детей)

“Российский детский фонд”,

Детская общественная приемная при Министерстве образования РФ,

Независимые российские общественные организации по защите прав детей,

Городские общественные организации по защите прав женщин и детей,

Молодежная Школа прав человека и правовой культуры,

Центр развития демократии и прав человека,

Институт прав человека,

Молодежное правозащитное движение,

Межрегиональная Ассоциация "За гражданское образование",

Фонд защиты гласности,

Российские правозащитные сети,

Союз комитетов солдатских матерей,

Гуманитарно-политологические Центры,

Благотворительные и правозащитные общества и др.

Кроме Конституции РФ, права ребенка-ученика закреплены в других российских законах: Федерального закона “Об образовании”,

Закон “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” и др.

Мы живем в Тульской области, где был принят местный закон “О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Тульской области”

И также в школе особое значение при защите прав ученика имеет “Устав”. В уставе школы могут содержаться дополнительные к законным гарантии защиты прав и интересов ученика. Например, может быть закреплено право на определенное количество контрольных в день или в неделю, право на уведомление о контрольной работе, право на отдых во время перемен.

Приложение 3

Основные положения Конвенции о правах ребенка

* Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государства обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

* Каждый ребенок с момента рождения имеет право на имя им на приобретение гражданства.

* Во всех действиях судов, учреждений, занимающихся вопросами социального обеспечения, или административных органов первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Убеждения ребенка подвергаются внимательному рассмотрению.

* Государства обеспечивают осуществление каждым ребенком всех прав без какой-либо дискриминации или различий.

* Дети не должны разлучаться со своими родителями, за исключением случаев, когда это делают компетентные органы в интересах ребенка.

* Государства должны содействовать воссоединению семей, разрешая въезд в страну или выезд из нее.

* Родители несут основную ответственность за воспитание ребенка, однако государства должны оказывать им соответствующую помощь и развивать сеть детских учреждений.

* Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психологического ущерба и отсутствия заботы, включая сексуальные злоупотребления или эксплуатацию.

* Государства обеспечивают замену ухода за детьми без родителей. Процесс усыновления должен тщательным образом регулироваться и должны быть подписаны международные соглашения, чтобы были предусмотрены гарантии и обеспечена юридическая действительность в том случае, если приемные родители предполагают вывезти ребенка из страны, где он родился.

* Неполноценные дети имеют право на специальное образование, обучение и заботу.

* Ребенок имеет право на пользование совершенными услугами системы здравоохранения. Государства должны обеспечивать охват системой здравоохранения всех детей, уделяя при этом первоочередное внимание профилактическим мерам, пропаганде медицинских знаний и сокращению детской смертности

* Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным.

* Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Образование должно готовить ребенка к жизни в духе понимания, мира, терпимости.

* Дети должны иметь время на отдых и игры, одинаковые возможности заниматься культурной и творческой деятельностью.

* Государства должны защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая может служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб его здоровью и благополучию.

* Государства должны защищать детей от незаконного употребления наркотических средств и их привлечения к производству или торговле такими средствами.

* Необходимо приложить все усилия для предотвращения похищения и торговли детьми.

* Смертная казнь или пожизненное заключение не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет.

* Дети должны содержаться под стражей отдельно от взрослых; они не должны подвергаться пыткам или жестокому и унижающему достоинство обращению.

* Ни один ребенок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участие в военных действиях; во время вооруженных конфликтов детям должна быть обеспечена специальная защита.

* Дети, принадлежащие к национальным меньшинствам и коренным народам, должны свободно пользоваться своей собственной культурой, религией и языком.

* Детям, которым был нанесен ущерб в результате плохого обращения, пренебрежения или содержания их под стражей, должен быть обеспечен соответствующий уход или профессиональная помощь с целью восстановления их здоровья и реабилитации.

* Обращение с детьми, причастным к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию у ребенка чувства достоинства и значимости и должно быть направлено на их реинтеграцию в общество.

* Государства должны широкого информировать о предусмотренных Конвенциях правах как взрослых, так и детей.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Становление и развитие права на неприкосновенность жилища. Реализация и защита права граждан на неприкосновенность жилища. Судебная защита прав граждан от произвольного лишения жилища. Ограничение права человека и гражданина на неприкосновенность жилища.

    дипломная работа , добавлен 21.10.2014

    Право на неприкосновенность жилища в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина. Гарантии и законодательные ограничения права на неприкосновенность жилища в России и практика их применения. Судебная защита жилищных прав граждан.

    дипломная работа , добавлен 03.05.2015

    Изучение права на неприкосновенность жилища – одного из основных конституционных личных прав человека, которое означает, что никто не должен проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц. Конституционные гарантии права на неприкосновенность жилища.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2010

    Объекты авторского права в области архитектурной деятельности, специфика ее правового регулирования. Проблема защиты прав автора на неприкосновенность произведения. Архитектурные объекты авторского права. Судебное разбирательство по защите авторских прав.

    реферат , добавлен 29.02.2016

    курсовая работа , добавлен 05.12.2010

    курсовая работа , добавлен 16.12.2010

    Анализ научных концепций в области личных прав граждан. Характеристика понятия и видов личных неимущественных прав: права человека на жизнь, права граждан на свободу, личную неприкосновенность и неприкосновенность личной жизни. Охрана тайны личной жизни.

    курсовая работа , добавлен 02.10.2010

    Право на неприкосновенность частной жизни как предмет международно-правового и внутригосударственного регулирования, конституционно-правовые основы и механизмы его осуществления. Проблемы обеспечения реализации права на неприкосновенность частной жизни.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2010

    Анализ истории возникновения и развития права человека на неприкосновенность частной жизни. Характеристика конституционного регулирования защиты прав и свобод человека и гражданина. Изучение механизмов судебной и несудебной правозащитной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 26.01.2012

    Историко-теоретические основы права на неприкосновенность частной жизни и защиту персональных данных, правовое регулирование данного права. Система конституционных гарантий, проблемы реализации гарантий на самозащиту и судебную защиту данных прав.

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Детские психологи поясняют, где родителям следует поставить запятую в этой фразе и почему

Дети и подростки имеют право на неприкосновенность частной жизни - даже если речь идет об их взаимоотношениях с родителями. Последним, даже под благовидными предлогами, не следует без крайней необходимости вмешиваться в личные дела своих чад: читать адресованные им письма и SMS-сообщения, просматривать их вещи и не предназначенные для обнародования записи.

Во-первых, соблюдение права другого человека, пусть и совсем юного, является основой уважения и доверия к нему, а во-вторых, у каждого ребенка есть секреты, которыми он не хотел бы делиться со взрослыми.

Любопытству - бой!

Все родители, как утверждают психологи, страдают чрезмерным любопытством. Они во что бы то ни стало хотят первыми узнавать все новые события в жизни своего сына или дочери, его мысли и чувства. Чтобы, по их собственному представлению, иметь возможность прийти на помощь сразу, как только появится какая-нибудь опасность - например, в лице плохих друзей, проблем в школе или увлечения просмотрами нежелательных для детей интернет-ресурсов. Разумеется, мамы и папы вовсе не хотят нарочно и планомерно вмешиваться в частную жизнь своего ребенка, однако многие из них просто не могут удержаться, чтобы мимоходом не заглянуть в мобильный телефон сына или дочери и узнать о содержании их переписки с приятелями. Убирая комнату ребенка, им также зачастую сложно бывает не просмотреть оставленную открытой на компьютере страничку электронной почты.

«Родители не должны оправдывать свои подобные действия обыкновенным любопытством или какими-либо страхами, - говорит Геннадий Мейхер, председатель совета школьных психологов Москвы. - Дневник в форме блога, например, или записи на закрытой страничке в социальной сети являются важным средством самовыражения для ребенка, и это средство может быть для него лучшим помощником в обретении душевного равновесия. Подросток, как правило, пишет о том, что его волнует больше всего, пытаясь таким способом найти выход из затруднительной ситуации. Если он не сможет сделать это самостоятельно, он, разумеется, обратиться за советом к старшим. Однако если родители первыми решат вмешаться и буквально заставят ребенка раскрыть им свою тайну, проблема только усугубится. Ведь каждый, не зависимо от возраста, имеет право на секреты».

Статья 16 Конвенции о правах ребенка ООН гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию».

Психологи добавляют: «Даже если речь идет о вмешательстве его собственными родителями».

Забота и тотальный контроль - разные вещи

Между правом на самоопределение ребенка и его необходимой защитой от разного рода негативных последствий для психики, здоровья или даже жизни существует очень тонкая грань. Сегодня, например, остро стоит вопрос о вреде для молодого поколения некоторой информации, распространяемой средствами массовой информации или через сеть Интернет. Тем не менее, забота о ребенке не должна нарушать его право на неприкосновенность частной жизни. Так, в возрасте десяти лет школьник может уже сам решать, с кем желает общаться и дружить, кому звонить и писать сообщения в чате, какую носить одежду. Родителям стоит не забывать стучать в дверь, прежде чем войти в комнату сына или дочери, и, естественно, уважать их решение побыть какое-то время наедине со своими маленькими секретами. Если же у взрослых появляются опасения, что ребенок может скрывать от них что-то опасное, они должны как можно скорей вывести его на серьезный разговор, при этом дав понять, что в любом случае готовы его морально поддержать и защитить.

Мамам и папам, чьи дети от природы доверчивы и открыты людям, бывает гораздо легче. Такие представители подрастающего поколения сами и с удовольствием делятся со старшими своими мыслями, чувствами, желаниями и проблемами. Трудности, как правило, возникают с замкнутыми подростками, привыкшими полагаться только на свои собственные силы. Откровенный разговор может получиться только при их собственном на то желании, которое возникает крайне редко.

Малыш вырос - «отпустите» его!

Право на частную жизнь ребенка определяется не только доверием и уважением к нему со стороны родителей, но и возможностью последних решиться отпустить в «свободное плавание» свое вышедшее из самого юного возраста чадо. «Родители, которые шпионят буквально за каждым шагом уже не маленьких детей, на самом деле сами не уверены в себе, своих силах, своей дальнейшей жизни, - говорит Геннадий Мейхер. - Конечно, никто не говорит, что взрослеющего юношу или девушку надо бросать на произвол судьбы и полностью абстрагироваться от их жизни. Подростка можно сравним с семенем, давшим развивающиеся всходы. Родители обеспечили ему благодатную «почву», и теперь ребенок должен сам искать путь для культивации своих способностей и талантов. Кроме того, как справедливо утверждают психологи, родители могут по-настоящему повлиять лишь на пять-десять процентов от всего происходящего в жизни подростка.

Заботьтесь, но в меру

Родителям необходимо уважать право и совсем маленьких детей на частную жизнь. Это является залогом успешного и гармоничного развития последних. Например, не стоит навязывать ребенку игрушку, которая ему не нравится, или поощрять действия назойливой соседки, любящей посюсюкать с малышами и пощипать их за щеки. Стремление к сохранению неприкосновенности личного пространства может проявляться у маленького человечка в том, что он будет громким плачем просить дать ему возможность просто спокойно посидеть или полежать в кроватке, не тяготясь вниманием чересчур заботливых родственников.

«О чем не знаю, о том не беспокоюсь»

«Иногда я даже не хочу знать, чем интересуется и занимается мой сын, - говорит Анна Игнатова, мама четырнадцатилетнего ученика восьмого класса. - Я знаю, что могу во всем доверять моему Илье. Конечно, когда он иногда уходит надолго гулять с шумной компанией своих одноклассников, мне иногда лезут в голову всякие малоприятные мысли. Однако я вспоминаю, как вела себя в его возрасте и как на это реагировали мои родители. Мы ведь принадлежим к разным поколениям с разными интересами, и в этом нет ничего криминального».

Анна старается почаще беседовать с сыном, посещает его внешкольные мероприятия, но в остальном живет в соответствии с девизом: «О чем не знаю, о том не беспокоюсь». Единственное исключение - интернет. «Разумеется, мы с супругом никогда не шпионим за Ильей и не пытаемся выяснить, что он ищет во всемирной паутине, - поясняет мама, - но мы много говорим с ним о разных «ловушках» и опасностях в Интернете и об основных правилах переписки, например, в чатах. Также мы четко проговариваем, сколько времени он может проводить за компьютером, чтобы успеть сделать уроки и домашние дела».

Прямой разговор

Особенно трудно для родителей соблюдать право ребенка на неприкосновенность его частной жизни, если у них появляются реальные основания для серьезного беспокойства. Конечно, выведать тайком секрет сына или дочери зачастую особого труда не составляет. Тем не менее, если маме или папе удается найти вещественный или информационный источник своего волнения, поговорить о заполученной нечестным путем находке с ребенком бывает очень сложно. Под угрозу может попасть доверие последнего к родителями и вся сложившаяся система взаимоотношений в семье. В связи с этим психологи рекомендуют не начинать игру «в разведчиков», а сразу же сообщать ребенку о своих опасениях.

Если же подросток по каким-либо причинам отказывается откровенно разговаривать с родными, замыкается в себе и становится нелюдимым, может понадобиться помощь извне. Сегодня практически в каждой школе есть психолог. Кроме того, есть бесплатные горячие линии психологической помощи для детей. Отвечающие на звонки специалисты гарантируют анонимность обратившегося к ним ребенка. Во всяком случае, никогда не стоит прибегать к стародавнему правилу, гласившему: «Доверие - хорошо, а контроль - еще лучше».

«Если вашим детям угрожает опасность»
Педофилия в последнее время стала серьезной проблемой. Поэтому надо принять все меры, чтобы защитить хотя бы собственных детей.

Как уберечь ребенка от беды?

От педофила может пострадать как девочка, так и мальчик. Пол ребенка для него не имеет большого значения. Педофила вообще привлекает тело с признаками незрелости. Жертвой может стать любой ребенок, однако есть дети, которые попадают в руки насильника чаще, чем другие.

Как ни странно, это послушные дети , воспринимающие взрослых с большим благоговением. У них, как правило, строгие родители, внушающие, что «старшие всегда правы», «ты еще мал, чтобы иметь свое мнение», «главное для тебя - слушаться взрослых». Когда таким детям педофил предлагает пойти с ним, они не могут ему отказать.

Доверчивые дети . Педофил может предложить вместе поискать убежавшего котенка, поиграть у него дома в новую компьютерную игру.

Замкнутые, заброшенные, одинокие ребята . Это не обязательно дети бомжей и пьяниц. Просто их родители заняты зарабатыванием денег, и между ними нет теплых, откровенных отношений. За взрослым человеком, оказавшим такому ребенку внимание, он может пойти куда угодно.

Дети, стремящиеся казаться взрослыми . Девочка, которая красит губы, носит сережки, рано становится на каблуки; мальчик с дорогими часами или престижным мобильным телефоном скорее привлечет внимание педофила. Преступник воспринимает это как послание: хочу испытывать то же, что и взрослые.

Подростки, родители которых пуритански настроены . Вместо того, чтобы помочь ребенку справиться с пробудившейся сексуальностью, они осуждают и наказывают его. «Дядя», который поможет сбросить напряжение, становится «лучшим другом».

Дети, испытывающие интерес к блатной романтике . Бесконечные сериалы про бандитов наводят ребенка на мысль, что настоящие мужчины - это те, которые сидят в тюрьме. Такие ребята могут сами искать себе друзей из уголовного мира.

ЭТА ПАМЯТКА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ТЕХ, КТО:

НЕ ХОЧЕТ , чтобы его ребенок стал жертвой насильственных преступлений.

ГОТОВ совместно с правоохранительными органами добиваться заслуженного наказания за совершение насильственных преступлений в отношении детей и подростков.

Соблюдая правила безопасности, ваш ребенок сможет принять самое правильное решение в сложной ситуации и избежать встречи с преступником.

Для этого ребенку нужно усвоить «Правило четырех «НЕ»

  • НЕ разговаривать с незнакомцами и не впускать их в дом;
  • НЕ заходить с незнакомыми людьми в лифт или подъезд;
  • НЕ садится в машину к незнакомцам;
  • НЕ задерживаться на улице после школы, особенно с наступлением темноты.

А если незнакомец просто просит показать нужную улицу или поднести сумку, проводить к магазину?

Научите ребенка и в этих случаях говорить «НЕТ!»

Объясните ребенку, что в такой ситуации можно объяснить, как найти улицу, и ни в коем случае не поддаваться на уговоры проводить, даже если этот человек будет называть себя знакомым кого-то из родителей.

В каких ситуациях всегда отвечать «НЕТ!»:

  • Если ребенку предлагают зайти в гости или подвезти до дома, даже если это предложение исходит от соседей;
  • Если за ребенком в школу или детский сад пришел посторонний человек, а вы не предупреждали его об этом заранее;
  • Если в Ваше отсутствие домой пришел малознакомый человек, запретите впускать его в квартиру или идти с ним куда-то;
  • Если вашего ребенка угощает новый знакомый, необходимо отказаться от угощения.

Научите ребенка на просьбы посторонних людей отвечать: «Нет». Пусть заучит несколько фраз: «Спасибо, но мне родители запрещают ходить в гости к незнакомым», «Извините, но я никуда не пойду», «Отстаньте от меня, а то я буду кричать». Потренируйтесь с ребенком, разыграв разные ситуации.

Научите своего ребенка:

  • Подходя к дому, обращать внимание (оглянуться), не идет ли кто-то следом и, если кто-то идет, не подходить к подъезду. Погулять на улице 15-20 минут и, если незнакомый мужчина продолжает идти следом, рассказать о нем любому повстречавшемуся взрослому, который идет навстречу.
  • Никогда не входить в подъезд с незнакомым мужчиной. Лучше дождаться любого другого взрослого или войти с любой женщиной.
  • Входя в подъезд, обязательно сразу закрывать за собой дверь (если на дверях кодовый замок).
  • Если незнакомый мужчина уже находится в подъезде (у лифта, на лестнице), выйти на улицу и дождаться, пока в подъезд зайдет кто-то из взрослых. Нельзя входить в лифт с незнакомым мужчиной. Лучше подождать, когда он уедет или пойти пешком. В случае опасности - кричать, стучать и звонить в двери. Объясните, что в случае опасности так вести себя не только не стыдно, а просто необходимо!
  • Никогда не вступать в разговоры с незнакомыми людьми, тем более не говорить им, кто находится дома (даже если незнакомец представляется другом или сослуживцем родителей, курьером, почтальоном, соседом и т.д.). Объясните, что нельзя принимать от посторонних подарки, игрушки, угощения. И уж тем более, не ходить с незнакомцем, куда бы он ни звал; не садиться с ним в машину. Если ребенок маленький, эту информацию лучше донести в форме сказки: «Это будет не дядя, а переодетый Бармалей. Он станет обижать тебя, если ты пойдешь с ним». Ребенку постарше скажите: «Взрослый может быть хорошим, но может оказаться и плохим. Нельзя во всем соглашаться с ним и верить ему!»
  • Не открывать двери в квартиру, если дома нет взрослых (незнакомец может попросить воды, попросить разрешения позвонить по телефону, написать записку родителям, передать документы).
  • Обо всех неизвестных подозрительных людях необходимо обязательно рассказать родителям, воспитателям и учителям в школе!

Что вы можете сделать сами:

  • Никогда не оставляйте на улице маленького ребенка без присмотра. Если ваши дети школьного возраста, пусть они всегда сообщают, где и с кем проводят время. Запретите ребенку гулять в опасных местах, дружить с ребятами, склонными к бродяжничеству, к пропуску школьных занятий.
  • Установите на своем телефоне программу поиска ребенка (некоторые компании мобильной связи предоставляют услугу «Ребенок под присмотром»).
  • Будьте внимательны к мужчинам-одиночкам, бесцельно прогуливающимся около подъезда, по школьному двору, возле забора детского сада. Сообщите об этом в полицию. Иногда достаточно участковому проверить документы, как педофил исчезает из района.
  • Злоумышленник может находиться за рулем автомобиля, он паркует машину около школы и наблюдает за детьми. Если вы заметили подозрительную машину, запишите номер, запомните ее цвет, марку, зафиксируйте в памяти внешность водителя или пассажира. Сообщите об этом директору школы, охране.
  • Предложите ребенку возвращаться с уроков, из кружков и секций в компании одноклассников, если нет возможности встречать его лично.
  • Установите в подъезде кодовые замки, по возможности камеры видеонаблюдения.
  • Проверьте, достаточно ли хорошо закрыты чердаки и подвалы подъездов. Именно эти места часто служат местом для совершения преступлений.
  • Известны случаи, когда педофилом оказывался преподаватель, тренер. Директора либо не знали об этом, либо просто закрывали глаза. Поэтому не поленитесь, познакомьтесь с учителями-мужчинами, тренером, если ребенок ходит в спортивную секцию, по присутствуйте на занятиях.
  • Если ребенок рассказал вам о том, что его или кого-то из других детей преследовал какой-то мужчина, обнажал половые органы, делал непристойные предложения, сразу же обращайтесь в полицию, пока ребята не забыли приметы этого лица.
  • Постройте с ребенком теплые, доверительные отношения. Часто в беду попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки и понимания.

Дома тоже не всегда безопасно

Девочки-подростки, которые начинают интенсивно общаться со сверстниками, бывать в молодежных компаниях и приобретают первый опыт интимных отношений, должны быть готовы к тому, что их сочтут достаточно взрослыми для того, чтобы интимные отношения не остановились лишь на невинных поцелуях.

Нужно помнить, что большинство сексуальных нападений совершается не примитивными незнакомцами с внешностью преступника, а приятелями, знакомыми и даже родственниками. Половина изнасилований происходит не в темной аллее парка или неосвещенном подъезде, а дома у жертвы или в гостях.

Объясните своей дочери, что отправляясь в гости, к малознакомому молодому человеку или на вечеринку в большую компанию, необходимо помнить следующее:

В большинстве случаев само согласие девушки пойти в ресторан расценивается, как знак согласия на дальнейшую интимную близость. Последующее сопротивление воспринимается просто как игра.

Если возникает неуютное чувство, не надо стесняться. Необходимо уйти или твердо заявить о своем отношении к ситуации, вообще сказать решительное однозначное «Нет!».

С самого начала ясно обозначать границы возможных взаимоотношений. Это главный принцип защиты от изнасилования.

Если домогательство продолжается, не надо бояться шума или скандала, например, на вечеринке несколько минут смущения лучше риска изнасилования. А вообще, в большую компанию безопасно идти лишь с надежными друзьями, не терять друг друга из вида и уходить вместе.

  • Пьяному человеку труднее сориентироваться в ситуации и предотвратить насилие. С малознакомыми людьми и на большой вечеринке надо всегда оставаться трезвой, держаться вместе с близкими или поближе к хорошим знакомым.

Никаких контактов с «группой риска»

Группа риска - алкоголики, пьяницы, наркоманы, судимые и т.д., даже если это соседи по подъезду или дальние родственники. По статистике, примерно треть убийц-насильников, ранее были судимы. Оградите своего ребенка от общения с ними!

На детях не должно быть вызывающей одежды и дорогих украшений. Зачастую мы сами подвергаем опасности своих детей, когда дарим им золотые украшения или идем на поводу у подрастающей дочери, покупая ей мини-юбку. Внешний вид девочки может спровоцировать педофила на нападение. Даже если ушки вашей маленькой дочки уже проколоты, совсем не обязательно играть на улице в дорогих сережках. То же самое относится и к школе, вряд ли кольца на пальцах и золотые украшения в ушах помогают успеваемости, а вот привлечь внимание преступника могут, ведь ваш ребенок для него легкая добыча.

Что же делать в случаях, когда насилие происходит в семье?

К сожалению, такие случаи имеют место. По сведениям психологов, две трети случаев насилия совершается дома близкими родственниками ребенка, и лишь одна треть на улице. Довольно часто взрослые, чей ребенок пострадал от насилия в родном доме, стараются «не выносить сор из избы», боясь излишнего внимания со стороны окружающих, не желая привлекать к ответственности насильников, к которым испытывают родственные и не только родственные чувства. Домашние насильники (отцы, дяди, отчимы) в большинстве случаев остаются безнаказанными, поскольку до заявления в правоохранительные органы, дело не доходит. В таких случаях ребенок, не получив поддержки от родных, которые могли бы его защитить, живет с этой болью всю жизнь. Не предавайте своих детей! Подумайте и о том, что человек, совершивший преступление в отношении вашего ребенка и оставшийся безнаказанным, может сделать это еще раз. Обратитесь со своей бедой в правоохранительные органы, которые смогут пресечь действия педофила.

Самое главное

Каждый из нас взрослых должен понять для себя главное: в цивилизованном обществе чужих детей не бывает. Ибо все они - НАШИ ДЕТИ. Наше будущее, наши надежды и чаяния. И никто не сможет защитить их лучше, чем мы сами.