План конспект по биологии зеленые водоросли. Конспект урока и презентация по биологии на тему "водоросли"

Давайте рассмотрим строение водорослей, на примере одноклеточной водоросли хламидомонады.

Найдите на столе бланки заданий и ответов.

Работать будем следующим образом: читаем задание в бланке заданий и пишем свой ответ в бланке ответов. Обратите внимание: после каждого задания есть баллы, которые вы себе сами выставляете в окошко баллов по критериям, которые у вас имеются в бланке ответов, после каждого задания. В конце урока по набранному количеству баллов, каждый из вас выставит себе оценки

Выполните задание №1 из бланка заданий. Для этого используйте рисунок на стр.95 рис.59.

Проверьте свои ответы. (Слайд 10)

А теперь давайте подпишем на интерактивной доске строение одноклеточной зеленой водоросли хлореллы! (слайд 11)

В чем сходство и в чем различие этих водорослей?

Но мир водорослей очень разнообразен и кроме одноклеточных есть еще и многоклеточные водоросли. Мы их рассмотрим, выполнив задание №2 из бланков заданий –Лабораторная работа «Строение многоклеточной зеленой водоросли спирогиры» (слайд 13)

Прежде чем приступить к лабораторной работе, вспомним правила работы с микроскопом (слайд 14)

Текст лабораторной работы (слайд 15)

сравните строение хламодомонады и спирогиры, оцените свою работу в инструктивной карточке.

Физпауза (слайд 16)

Посмотрите на фото презентации, какие виды водорослей вы можете выделить, глядя на фото? (слайд 12) дети выделяют по цвету – зеленые, бурые, красные водоросли

Правильно, именно на эти 3 отдела и делятся все водоросли! (слайд презентации с подписанными отделами)

А теперь давайте совершим путешествие по географической карте! Как вы думаете, где на нашей планете наибольшее скопление водорослей?

Саргассово море – скопление ягодного саргассума. Есть ли ягоды у этого растения? (выйти показать по карте) (слайд 17)

Багамские острова (найдены красные водоросли на глубине 269м) (слайд 18)

Кавказ, Сев. Урал, Арктика (хламидомонада снежная, вызывает «красный снег») (слайд 19) – вызвать 2 человека к карте

Друзья мои, сегодня я для вас приготовила несколько блюд, которые вы уже может быть пробовали (на тарелках салат морская капуста, суши на шпажках, мармелад)

Догадайтесь, что это?

Правильно, это бурая водоросль, ламинария, которую употребляют в пищу и даже разводят на специальных морских плантациях. У нас в стране эта водоросль растет в дальневосточных морях и морях Северного Ледовитого океана (работа с картой) (слайд 20)

А суши у нас сделаны из красной водоросли – порфиры. (слайд 21)

А сейчас мы продолжаем!

В каких целях еще используют водоросли, кроме того что используют в пищу? Давайте посмотрим! (слайд 22) + (слайд 6)

Фотосинтез

Удобрения

Агар-агар

Биологическая очистка сточных вод

Ребята, как вы думаете, к чему приводит загрязнение водоемов сточными водами, отходами?

А загрязнение водоемов приводит к гибели водорослей, появлению мертвых и зараженных водоемов (слайд 22).

Загрязнение водоемов и окружающей среды – это глобальная проблема человечества. В связи с этим следующий год 2017 объявлен президентом нашей страны каким годом? Годом экологии.

МОУ «Ястребовская средняя общеобразовательная школа имени И. И. Золотухина»

Мантуровского района Курской области

УРОК БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ

по теме «ВОДОРОСЛИ»

Учитель биологии:

Винюкова Зоя Дмитриевна

с. Ястребовка

октябрь – 2016 года

Урок биологии в 6-м классе

по теме "Водоросли"

Учитель биологии МОУ "Ястребовская средняя общеобразовательная школа имени И. И. Золотухина"

Винюкова Зоя Дмитриевна

Тип урока - комбинированный.

Методы : рассказ, беседа, демонстрационная лабораторная работа, работа с тетрадью, работа в рабочей тетради по биологии, презентация по теме.

Оборудование : таблицы: "Строение и размножение одноклеточных зелёных водорослей", «Строение и размножение зелёных нитчатых водорослей"; микроскоп; "цветущая вода"; пипетка; покровное стеклышко; предметное стекло, презентация " водоросли".

Цели:

Познакомить обучающихся с группой растений, называемых водорослями;
- познакомить со средой обитания водорослей;
- раскрыть особенности строения одноклеточных и многоклеточных водорослей;
- дать представление о способах размножения водорослей;
- продолжить формировать знания обучающихся о высших и низших растениях;

Дать представление о многообразии водорослей

Развивать любознательность,

Воспитывать любовь к природе.

Ход урока:

1.Организация обучающихся на работу

2.Опрос обучающихся по вопросам:

1) Разнообразие растений и их роль в природе.
2) Значение растений в жизни человека.

3) Что изучает ботаника

3.Изучение нового материала.

1) Сегодня мы начинаем изучение особой группы растений, которые называются водорослей. Водоросли – большая группа растений, которая включает в себя несколько отделов.

Фронтальная беседа:

1. Что такое водоросли?

2. Где они встречаются?

3. В каких водах могут жить водоросли?

4. Имеются ли водоросли в нашей местности?

5. К какой группе растений относятся водоросли к высшим или низшим растениям?

6. А в чем отличие низших растений от высших?

Водоросли живут и в пресных и в соленых водоемах, могут жить в стоячей и в проточной воде, а так же они обитают на влажной почве, коре деревьев, в аквариуме, на поверхности почвы в горшке с комнатными цветами. Мы с Вами знаем, что водоросли одни из самых древних растений, поэтому они имеют более простое строение.
Водоросли относятся к низшим растениям.
Низшие растения не имеют дифференцированных органов. Тело водорослей называется талломом или слоевищем, вместо корней у них ризоиды - корнеобразные выросты.
Так как водоросли живут в воде или во влажной среде, то они поглощают различные вещества всей поверхностью тела, соответственно и вся поверхность тела может фотосинтезировать. По способу питания они автотрофы.

3) Среди водорослей встречаются как микроскопические, так и настоящие гиганты, достигающие в длину несколько метров

Самостоятельная работа

В рабочей тетради заполнить таблицу:" Разнообразие водорослей"

Водоросли

Одноклеточные

Многоклеточные

Хламидомонада, хлорелла.

Спирогира, улотрикс, ламинария.

Демонстрационная лабораторная работа

Задание №1

Поместим на предметное стекло каплю" цветущей воды" и рассмотрим её под микроскопом. Мы увидели множество одноклеточных организмов, подробнее строение одноклеточных рассмотрим на таблице" Строение одноклеточных водорослей"

Задание№2

Найти черты сходства и черты различий одноклеточных зелёных водорослей хлореллы и хламидомонады.

Задание№3

Зарисовать строение одноклеточных зелёных водорослей хлореллы и хламидомонады.

Объяснение сопровождается слайдами - презентация на тему: Водоросли.

Одноклеточные водоросли.

Из одноклеточных водорослей мы рассмотрим хламидомонаду. Она имеет грушевидную форму тела. На переднем конце находятся два жгутика, при помощи которых водоросль может двигаться. Тело водоросли покрыто оболочкой. Под которой находится цитоплазма с расположенным в ней ядром. Есть так же вакуоль, в которой содержится клеточный сок. Большую часть занимает хроматофор, содержащий пигмент – хлорофилл, за счет этого водоросль имеет зеленый цвет. А раз есть хлорофилл, значит, водоросль способна к фотосинтезу. Так как водоросль может свободно двигаться, то она может выбрать благоприятное для нее место. Наиболее благоприятным для нее является наличие яркого света. У нее есть светочувствительный глазок, при помощи которого она передвигается в сторону более освещенного места. Это явление стремления к свету называется положительным фототаксисом. Хламидомонада способна питаться не только продуктами фотосинтеза, но и поглощать готовые органические вещества всей поверхностью тела. Она размножается как половым, так и бесполым путем.

Летом в благоприятных условиях она размножается бесполым путем – делением. Прежде чем приступить к делению хламидомонада теряет жгутики и перестает двигаться. Содержимое материнской клетки делится пополам, затем еще пополам. Каждая из четырех частей покрывается оболочкой и выбрасывает жгутики. В результате под оболочкой образуется 4 маленькие клетки. Эти клетки называются зооспорами. Основная функция зооспор – размножение и расселение организма. Впоследствии оболочка материнской клетки лопается, и дочерние клетки оказываются на свободе. Зооспоры постепенно растут и превращаются во взрослых хламидомонад.

В неблагоприятных условиях хламидомонада размножается половым путем. Содержимое делится и внутри материнской клетки образуется гамета с двумя жгутиками. Оболочка клетки разрывается, и гаметы выходят наружу. Они активно двигаются в поисках других гамет. Потом гаметы различных клеток объединяются, и образуется зигота. Зигота покрывается плотной оболочкой и способна пережить неблагоприятные условия. А как только наступают благоприятные условия, зигота делится дважды и в результате образуются 4 хламидомонады.

Многоклеточные водоросли.

К многоклеточным водорослям относится – спирогира и ее мы рассмотрим. Клетки у нее расположены в один ряд. Растет она за счет деления клеток всего тела. Эта водоросль ведет неприкрепленный образ жизни и за счет течений передвигается. Например, купаясь в пруду или реке, вы обнаруживали скопления зеленой, скользкой тины? Это и есть спирогира. Клетки имеют вытянутую форму. Сверху покрыты слоем слизи. Хроматофоры имеют особое строение. Они длинные, расположены вдоль стенки клетки и опоясывают ее по спирали. Отсюда и название водоросли. В центре находится ядро с ядрышком. Большой объем клетки занимает вакуоль. Для спирогиры характерно как половое, так и бесполое размножение.

4) Роль водорослей в природе :

    В процессе фотосинтеза выделяют кислород, необходимый им для дыхания.

    Пища для многих морских животных.

    Приют для рыб и многих других животных.

    Обогащение воды кислородом в процессе фотосинтеза.

    Некоторые виды участвуют в почвообразовании, когда попадают на бесплодные субстраты.

    Некоторые виды входят в состав комплексных организмов (лишайники).

5) Роль водорослей в жизни и деятельности человека:

    Являются продуктами питания для человека.

    Используются в качестве добавки к корму для скота.

    Изготовление удобрений.

    Использование в химической промышленности (йод, спирт, уксусная кислота).

    Биологическая очистка сточных вод.

    Получение лекарственных препаратов и биологически активных добавок к пище.

6) Вред, наносимый водорослями:

    Чрезмерное размножение в оросительных каналах затрудняет подачу воды.

    Чрезмерное размножение в рыборазводных прудах затрудняет сезонный вылов рыбы.

    Чрезмерное размножение водорослей в судоходных местах приводит к затруднению судоходства.

4. Закрепление изученного материала.

Решение кроссворда.

1. Оплодотворенная яйцеклетка.

2. Половая клетка.

3. Группа отделов низших растений.

4.Зеленая нитчатая водоросль.

5.К этим водорослям относится хламидомонада.

6. Морская капуста.

7. Способ питания водорослей.

Ответы:
1 – зигота, 2 – гамета, 3 – водоросли, 4 – спирогира, 5 – одноклеточные, 6 – ламинария, 7 – автотрофы.

5.Итог урока. Выставление отметок.

6.Домашнее задание – параграф 12, заполнить таблицу в рабочей тетради:

Название водоросли.

Название отдела.

Одноклеточная или многоклеточная

Образ жизни.

Место обитания.

Значение для человека.

Подготовить сообщения

Считается, что водоросли – примитивные организмы, т.к. нет у них сложных органов и тканей, отсутствуют сосуды. Но по физиологическим процессам, по тому, как они растут, размножаются, питаются, они очень схожи с растениями. Водоросли делят на экологические группы. Например, планктонные водоросли, живущие в толще воды. Нейстонные – селящиеся на поверхности воды и передвигающиеся там. Бентосные – организмы, живущие на дне и на предметах (в том числе и на живых организмах). Наземные водоросли. Водоросли, обитающие в почве. Также жители горячих источников, снегов и льдов. Водоросли, живущие в солёной воде и в пресной. А также водоросли, обитающие в известковой среде. Иногда водоросли избирают очень необычные (с точки зрения человека) места. В тропиках они могут поселиться в чайном листе, вызывая болезнь чайного куста под названием «ржавчина». В средних широтах они живут на коре деревьев. Выглядит это, как зелёный налёт на северной стороне деревьев. Зелёные водоросли вступают во взаимовыгодное сосуществование с грибами, в результате появляется особый самостоятельный организм под названием лишайник.Некоторые зелёные водоросли избрали себе для дома панцирь черепахи. Многие водоросли живут на поверхности и внутри своих более крупных собратьев. Красные и зелёные водоросли найдены в волосяных фолликулах тропических животных ленивцев. Не обошли они своим вниманием рачков и рыб, кишечнополостных и плоских червей.

Зелёные водоросли – это организмы зелёного цвета, по строению и форме они самые разные. Помимо одноклеточных зелёных водорослей существуют многоклеточные, колониальные. Эти формы жизни бывают подвижные и неподвижные. Неподвижные или свободно плавают, или прикрепляются к чему-либо. У подвижных же есть особые жгутики. С помощью них эти водоросли могут перемещаться в пространстве. Размножаться зелёные водоросли могут разными путями, например, вегетативно. Некоторые виды последовательно сменяют половое размножение с бесполым. Другие же пользуются только каким-то одним видом размножения.

Зелёные водоросли водятся как в пресных водоёмах, так и в солёных морях. Летом, когда тепло, можно часто видеть, как «цветёт» вода в лужах или в пруду. Это размножается водоросль – одноклеточная хламидомонада. На самой поверхности воды, где много света, любит жить хлорелла, также она может облюбовать стволы деревьев, разместившись в капельках дождя и образовав зелёный налёт на коре. Хлорелла выделяет очень много кислорода.

Вольвокс – ещё одна разновидность зелёных водорослей – живёт целыми колониями в водоёмах. Внешне эти колонии напоминают ёлочные шарики, все клетки в них работают очень слаженно и соединены друг с другом мостиками цитоплазмы.

Дальше в глубине располагаются многоклеточные зелёные водоросли. Это нитчатый улотрикс. Своими волосковидными образованиями (ризоидами), используемыми, как корни у обычных растений, улотрикс прикрепляется под водой к корягам или камням.

Многоклеточная зелёная водоросль спирогира напоминает комок ваты. Эта водоросль имеет большое ядро с ядрышком. Размножается она двумя способами: как половым, так и бесполым. Половое размножение происходит осенью.

Существуют ещё шаровидные крошечные водоросли протококкус, напоминающие светло-зелёную слизь.

Сифоновые водоросли любят солнечные места, выглядят, как тёмно-зелёные разветвлённые нити.

Ветвящиеся нежно-зелёные или серые кусты размером в 2-3 см, прикреплённые к листьям в воде или корягам, это кладофора.

В морях и океанах у самой поверхности, где вода хорошо прогрета и освещена, живёт и размножается планктон. Он заключается из одноклеточных водорослей самых разнообразных видов, в том числе есть там и зелёные водоросли. Планктон является пищей для ракообразных и китов.

Первые живые организмы появились более 3 миллиардов лет тому назад в водной среде, и биологи в начало растительной системы поставили водоросли - одно- и многоклеточные низшие растения, давшие 400 миллионов лет назад начало образованию на границе между водой и сушей первым высшим наземным растениям. В аквариум водоросли и их споры попадают вместе с кормом, растениями и рыбами, и если найдут в нём благоприятные условия, то быстро размножаются, покрывая стёкла, грунт, а также высшие растения, перекрывая им доступ к питательным веществам и обрекая их на гибель.

Особенно опасны, с точки зрения развития водорослей, первые недели после устройства аквариума. В это время обмен веществ в высших растениях ещё слаб и решается вопрос, кто возьмёт верх, занесённые в аквариум водоросли или высшие растения, отнимающие у водорослей питательные вещества. Поэтому и нецелесообразна немедленная посадка рыб, ведь растения ещё не начали интенсивно питаться, а бактерии не приступили к своей полезной работе по переработке отходов. В этот период значительно уменьшит шансы роста водорослей густая посадка растений, и прежде всего таких, которые быстро растут, например, гигрофила, перистолистник, кабомба и другие водные растения с удлинённым стеблем. Позже их можно заменить более медленно растущими видами.

Растениям в аквариуме водоросли могут принести много сложностей. Кстати, это одна из причин, по которой многие аквариумисты не допускают сильного освещения аквариума, считая, что этим способом можно остановить разрастание водорослей. Но это соответствует действительности лишь в отдельных случаях, так как, с другой стороны, существует немало водорослей, развивающихся именно при недостатке освещения.

По поводу проблемы водорослей существуют самые разные мнения, но единые меры по борьбе с ними не могут быть выработаны: водоросли умеют приспосабливаться к любому составу воды и существуют только при определённых показателях. Так что для борьбы с ними помимо интуиции нужно еще немного везения; к тому же в процессе борьбы нельзя забывать о самочувствии растений и рыб. Требования разных типов водорослей к свету, как уже говорилось, тоже весьма разнообразны. Но одно совершенно ясно: биологическими методами, то есть при помощи рыб и улиток, едва ли удастся уничтожить водоросли на долгий срок. В самом благоприятном случае удастся сократить уже состоявшееся водорослевое нашествие. И потому не следует забывать о предлагаемых специализированной торговлей препаратах для уничтожения водорослей. Но используя их, надо учитывать и то обстоятельство, что при уничтожении низших растений не исключается и нанесение вреда высшим, то есть нашим аквариумным растениям. Сильному замедлению роста водорослей или предотвращению их появления также способствует добавка углекислоты в аквариумную воду.

Итак вкратце подведём итог всему вышесказанному, какие же методы борьбы с водорослями наиболее распространены:

1. Замечено, что водоросли не любят когда их тревожат. Поэтому нужно регулярно, лучше несколько раз в день, удалять их из аквариума пальцами или наматывать на шероховатую деревянную палочку. Правда, этот метод непригоден для некоторых видов водорослей, которые крепко прикрепляются к камням, листьям и другим предметам.

2. Перекрыть доступ питательным веществам, для чего полностью затемнить аквариум, отключить аэрацию и фильтрацию и не проводить смену воды пока водоросли полностью не исчезнут (ценные виды растений на это время лучше удалить из аквариума).

3. Стимулировать рост высших растений, которые подавят развитие водорослей, для чего увеличить количество быстро растущих растений, уменьшить рыбное население, повысить освещённость, сделать его продолжительность 8 - 10 часов, ежедневно проводить очистку грунта и смену 1/10 объёма воды.

4. Многие виды водорослей можно уничтожить сульфатом меди. Из химически чистого или чистого для анализа сульфата меди готовят раствор, содержащий 1 г меди в 1 литре воды. Удалив из аквариума рыб, его вносят в воду из расчёта 1 - 10 мл на 1 литр воды, начиная со слабой концентрации, и, если она не даёт результата, то дозу увеличивают. После гибели водорослей воду в аквариуме полностью сменяют не менее 3 раз и лишь затем пускают рыб.

5. В продаже имеются препараты для борьбы с водорослями. Их необходимо применять строго руководствуясь инструкцией.

6. Ряд видов рыб поедают некоторые виды водорослей, особенно молодую поросль. Это, например, анциструс, гиринохейлус (в молодом возрасте), гуппи, лабео, лабеотрофеус, меченосец, отоцинклус, пецилия, стуризома, фарловелла и хелостома

Водоросли могут использоваться в качестве индикаторов состояния водоема. Они являются биоиндикаторами. Они являются начальным звеном в трофической цепи экосистемы водоема.

Это обширная и неоднородная группа примитивных, напоминающих растения организмов. За немногими исключениями, они содержат зеленый пигмент хлорофилл, который необходим для питания путем фотосинтеза, т.е. синтеза глюкозы из диоксида углерода и воды. Очень редко встречаются бесцветные водоросли, но во многих случаях зеленый хлорофилл маскируется у них пигментами другого цвета. Фактически среди тысяч видов, входящих в эту группу, можно найти формы, окрашенные в любой из тонов солнечного спектра. Хотя водоросли иногда относят к наиболее примитивным организмам, это мнение можно принять лишь с существенными оговорками. Действительно, у многих из них отсутствуют сложные ткани и органы, сравнимые с хорошо известными у семенных растений, папоротниковидных и даже у мхов и печеночников, однако все процессы, необходимые для роста, питания и размножения их клеток, весьма, если не полностью, сходны с происходящими в растениях. Таким образом, физиологически водоросли достаточно сложны.

Водоросли - самые многочисленные, самые важные для планеты и шире всего распространенные фотосинтезирующие организмы. Их много повсюду - в пресных водах, на суше и в морях, чего нельзя сказать, например, о печеночниках, мхах, папоротниковидных или семенных растениях. Невооруженным глазом водоросли часто можно наблюдать в виде мелких или крупных пятен зеленой или иначе окрашенной пены («тины») на поверхности воды. На почве или древесных стволах они обычно выглядят как зеленая или сине-зеленая слизь. В море слоевища крупных водорослей (макрофитов) напоминают красные, бурые и желтые блестящие листья различной формы.

Морфология и анатомия

Размеры водорослей широко варьируют - от микроскопических форм диаметром или длиной в тысячные доли сантиметра до морских гигантов длиной более 60 м. Многие водоросли - одноклеточные или состоят из нескольких клеток, образующих рыхлые агрегаты. Некоторые представляют собой строго организованные колонии клеток, но есть и настоящие многоклеточные организмы. Клетки могут соединяться торцами, образуя цепочки и нити - как ветвистые, так и неветвистые. Вся структура в целом иногда выглядит как маленький диск, трубка, булава и даже дерево, а иногда напоминает ленту, звезду, лодочку, шар, лист или пучок волос. Поверхность клеток может быть гладкой, или же покрытой сложным узором из шипов, сосочков, ямок и гребней.

У большинства водорослей клетки по общему строению сходны с зелеными клетками растений, например кукурузы или томата. Жесткая клеточная стенка, состоящая в основном из целлюлозы и пектиновых веществ, окружает протопласт, в котором различают ядро и цитоплазму с включенными в нее особыми органоидами - пластидами. Самые важные из них - хлоропласты, содержащие хлорофилл. В клетке также имеются заполненные жидкостью полости - вакуоли, которые содержат растворенные питательные вещества, минеральные соли и газы. Однако такая структура клетки свойственна не всем водорослям. У диатомовых одним их важнейших составляющих клеточной стенки является кремнезем, создающий как бы стеклянный панцирь. Зеленый цвет хлоропластов часто маскируется другими веществами, обычно - пигментами. У небольшого числа водорослей жесткой клеточной стенки нет совсем.

Локомоция

Многие водные вегетативные клетки и колонии водорослей, а также некоторые типы их репродуктивных клеток движутся довольно быстро. Они снабжены одним или несколькими бичевидными придатками - жгутиками, биение которых проталкивает их сквозь толщу воды. Некоторые лишенные клеточной стенки водоросли способны вытягивать вперед части своего тела, подтягивать к ним остальные и за счет этого «ползти» по твердым поверхностям. Такое движение называется амебоидным, поскольку примерно так же перемещаются всем известные амебы. Прямолинейная или зигзагообразная локомоция диатомовых - обладателей твердой клеточной стенки, - вероятно, обусловлена токами воды, создаваемыми различными струйчатыми движениями их цитоплазмы. Скольжение, ползание, волнообразное перемещение более или менее жестко прикрепленных к субстрату водорослей обычно сопровождается образованием и разжижением слизи.

PAGE_BREAK--

Размножение

Почти все одноклеточные водоросли способны размножаться простым делением. Клетка делится надвое, обе дочерние клетки - тоже, и этот процесс в принципе может идти до бесконечности. Поскольку клетка погибает только в результате «несчастного случая», можно говорить о своего рода бессмертии. Особый случай - клеточное деление у диатомовых. Их панцирь состоит из двух половинок (створок), входящих друг в друга, как две части мыльницы. Каждая дочерняя клетка получает одну родительскую створку, а вторую достраивает сама. В результате у диатомеи одна створка может быть новой, а вторая - полученной в наследство от далекого предка. Протопласт некоторых вегетативных клеток способен разделяться с образованием подвижных или неподвижных спор. Из них после длительного или короткого периода покоя развивается зрелая водоросль. Это одна из форм бесполого размножения. При половом размножении у водорослей формируются мужские и женские половые клетки (гаметы). Мужская гамета сливается с женской, т.е. происходит оплодотворение, и образуется зигота. Последняя, обычно после периода покоя, длящегося в зависимости от вида водорослей от нескольких недель до нескольких лет, начинает расти и дает в конечном итоге взрослую особь. Гаметы сильно варьируют по размерам, форме и подвижности. У некоторых водорослей мужская и женская гаметы структурно сходны, а у других четко различаются, т.е. представляют собой спермии и яйцеклетки. Таким образом, половое размножение водорослей имеет множество форм и уровней сложности.

Распространение и экология

Водные водоросли

На планете трудно найти место, где не было бы водорослей. Обычно их считают водными организмами, и, действительно, подавляющее большинство водорослей обитает в лужах и прудах, реках и озерах, морях и океанах, причем в определенные сезоны они могут становиться там очень обильными. Водоросли прикрепляются к скалам, камням, кускам древесины, к водным растениями или же свободно плавают, составляя часть планктона. Временами эта их взвесь, включающая миллиарды микроскопических форм, достигает консистенции горохового супа, заполняя собой обширные пространства озер и морей. Такое явление называют «водорослевым цветением» воды. Глубина, на которой можно встретить водоросли, зависит от прозрачности воды, т.е. ее способности пропускать необходимый для фотосинтеза свет. Большинство водорослей сосредоточено в поверхностном слое толщиной несколько дециметров, однако некоторые зеленые и красные водоросли встречаются и на значительно большей глубине. Отдельные виды способны расти в океане на глубине 60-90 м. Некоторые водоросли, даже вмерзнув в лед, могут сохранять в состоянии анабиоза жизнеспособность на протяжении многих месяцев.

Почвенные водоросли

Несмотря на свое название, водоросли встречаются не только в воде. Например, их очень много в почве. В 1 г хорошо унавоженной почвы можно обнаружить ок. 1 млн. их отдельных экземпляров. Те, что сосредоточены на поверхности почвы и непосредственно под ней, питаются путем фотосинтеза. Прочие живут в темноте, бесцветны и поглощают растворенную пищу из окружающей среды, т.е. являются сапрофитами. Основная группа почвенных водорослей - диатомовые, хотя местами в этой среде обитания обильны также зеленые, желто-зеленые и золотистые водоросли.

Снежные водоросли в больших количествах часто встречаются во льдах и снегах арктической и антарктической пустынь, а также альпийских высокогорий. В холодных полярных морях они растут столь же хорошо, как и в горячих источниках. Так называемый «красный снег» - результат присутствия в нем микроскопических водорослей. Снежные водоросли бывают окрашены в красный, зеленый, желтый и бурый цвет.

Другие типы водорослей

Водоросли живут и во многих других местообитаниях, иногда весьма необычных. Они встречаются, например, на поверхности или внутри водных и наземных растений. Поселяясь в тканях многих тропических и субтропических видов, они растут здесь настолько активно, что могут повреждать их листья: у чайного куста такая болезнь называется «ржавчиной». В умеренном климате водоросли часто покрывают зеленым налетом кору деревьев, обычно с затененной стороны. Некоторые зеленые водоросли образуют симбиотические ассоциации с определенными грибами; такие ассоциации представляют собой особые, вполне самостоятельные организмы, называемые лишайниками. Ряд мелких форм растет на поверхности и внутри более крупных водорослей, а один род зеленых водорослей - только на панцире черепах. Зеленые и красные водоросли встречаются в волосяных фолликулах трехпалых ленивцев, населяющих дождевые тропические леса Центральной и Южной Америки. Растут водоросли и на теле рыб и ракообразных. Возможно, некоторые плоские черви и кишечнополостные могут вообще не заглатывать пищу, поскольку получают ее от зеленых водорослей, обитающих в их теле.

Лимитирующие экологические факторы

Хотя водоросли встречаются практически везде, для жизни каждому их виду необходимо определенное сочетание освещенности, влажности и температуры, наличие необходимых газов и минеральных солей. Для фотосинтеза нужны свет, вода и диоксид углерода. Некоторые водоросли переносят значительные периоды почти полного высыхания, однако для роста им все равно требуется вода, служащая единственной средой обитания для подавляющего большинства форм. Содержание кислорода и СО2 в водоемах сильно варьирует, однако водорослям их обычно вполне хватает. Большие количества водорослей в мелких водоемах иногда за ночь расходуют столько кислорода, что вызывают массовый замор рыбы: ей становится нечем дышать. Для роста водорослей необходимы растворенные в воде соединения азота и многих других химических элементов. Концентрация этих минеральных солей в толще воды гораздо ниже, чем во многих почвах, но целому ряду видов ее, как правило, достаточно для массового развития. Иногда рост водорослей резко ограничивается из-за недостатка одного-единственного элемента: диатомовые, например, редки в воде, содержащей мало силикатов.

Делались попытки разделить водоросли на экологические группы: водные, почвенные, снежные или накоровые формы, эпибионты и т.д. Некоторые водоросли растут и размножаются только в строго определенное время года, т.е. могут считаться однолетниками; другие - многолетники, у которых лишь размножение приурочено к определенному времени. Ряд одноклеточных и колониальных форм завершает вегетативную и репродуктивную фазы своего жизненного цикла всего за несколько дней. Все эти феномены, безусловно, связаны не только с наследственностью организмов, но и с различными факторами окружающей их среды, однако выяснение точных взаимосвязей внутри намечающихся экологических групп водорослей - дело будущего.

Водоросли в прошлом

Вполне вероятно, что некоторые формы водорослей существовали уже в древнейшие геологические эпохи. Многие из них, судя по современным видам, не могли из-за особенностей своего строения (отсутствия твердых частей) оставить окаменелостей, поэтому сказать, какими точно они были, невозможно. Ископаемые формы основных нынешних групп водорослей, кроме диатомовых и нескольких других, известны с палеозоя (570-245 млн. лет назад). Наиболее обильными в ту эпоху, вероятно, были зеленые, бурые, красные и харовые водоросли, обитавшие в морях и океанах. Косвенное свидетельство раннего появления на нашей планете водорослей - научно доказанное существование в палеозое множества морских животных, которые должны были питаться органикой. Первичным ее источником для них скорее всего служили фотосинтезирующие водоросли, потребляющие только минеральные вещества.

Ископаемые диатомовые водоросли (диатомеи) в виде особой горной породы - т.н. диатомита - обнаружены во многих регионах. Диатомит бывает как морского, так и пресноводного происхождения. В Калифорнии, например, находится его залежь площадью примерно 30 км2 и мощностью почти 400 м. Она состоит почти исключительно из панцирей диатомей. В 1 см3 диатомита их насчитывается до 650 тысяч.

Эволюция водорослей

Многие группы водорослей, похоже, мало изменились со времени своего возникновения. Впрочем, определенные их виды, некогда весьма обильные, сейчас вымерли. Крупных колебаний в видовом разнообразии и общей численности водорослей на протяжении истории Земли, насколько известно, не было. Водные местообитания за многие миллионы лет менялись слабо, и современные формы водорослей существуют, безусловно, уже очень долго. Маловероятно, что какая-либо крупная группа водорослей появилась позже палеозоя или раннего мезозоя (240 млн. лет назад).

Экономические аспекты

Причиняемый вред

Некоторые водоросли наносят экономический ущерб или по крайней мере доставляют большие неприятности. Они загрязняют источники воды, часто придавая ей неприятный вкус и запах. Некоторые массово размножившиеся виды вполне можно идентифицировать по специфическому для них «аромату». К счастью, теперь существуют т.н. альгициды - вещества, эффективно убивающие водоросли и при этом не ухудшающие качества питьевой воды. Для борьбы с водорослями в рыбоводных прудах используют и такие меры, как повышение «проточности» системы, ее затенение и взмучивание. Раки, например, поддерживают мутность воды, достаточную для того, чтобы сильно замедлить рост водорослей. Некоторые водоросли, особенно в периоды своего «цветения», портят места, отведенные для купания. Многие морские макрофиты во время штормов отрываются от субстрата и выбрасываются волнами и ветром на пляж, буквально заваливая его своей гниющей массой. В их плотных скоплениях могут запутываться мальки рыб. Несколько видов водорослей, попадая в организм животных, вызывают отравления, иногда смертельные. Другие оказываются сущим бедствием в теплицах или повреждают листья растений.

Полезность водорослей

У водорослей множество полезных свойств.

Пища для водных животных. Водоросли можно считать первичным источником пищи для всех водных животных. Благодаря присутствию хлорофилла они синтезируют из неорганических веществ органические. Рыбы и другие водные животные потребляют эту органику непосредственно (поедая водоросли) или косвенно (поедая других животных), поэтому водоросли можно считать первым звеном почти всех пищевых цепей в водоемах.

Пища для человека. Во многих странах, особенно на Востоке, люди используют в пищу несколько видов крупных водорослей. Питательная ценность их невелика, однако содержание витаминов и минеральных веществ в такой «зелени» может быть довольно высоким.

Источник агара. Из некоторых морских водорослей получают агар - студенистое вещество, используемое для приготовления желе, мороженого, крема для бритья, салатов, эмульсий, слабительных средств, а также для выращивания микроорганизмов в лабораториях.

Диатомит. Диатомит применяется в составе абразивных порошков и фильтров, а также служит теплоизоляционным материалом, заменяющим асбест.

Удобрение. Водоросли - ценное удобрение, и морские макрофиты с давних времен используются для подкормки растений. Почвенные водоросли могут во многом определять плодородие участка, а развитие на голых камнях лишайников считается первой стадией почвообразовательного процесса.

Водорослевые культуры. Биологи уже давно выращивают водоросли в лабораториях. Сначала их выращивали в маленьких прозрачных чашках с прудовой водой на солнечном свету, а в последнее время применяют для этого особые культуральные среды с определенным количеством минеральных солей и специальных ростовых веществ, а также регулируемые источники искусственного света. Обнаружено, что для оптимального развития некоторых водорослей необходимы весьма специфические условия. Изучение таких лабораторных культур необыкновенно расширило наши знания о росте, питании и размножении этих организмов, а также об их химическом составе. Сейчас в разных странах уже построены опытные установки, представляющие собой своего рода огромные аквариумы. На них в строго контролируемых условиях с использованием сложной аппаратуры проводятся эксперименты для выяснения перспектив использования водорослевых культур. В результате доказано, что продукция сухого вещества водорослей на единицу площади может быть гораздо выше, чем у нынешних сельскохозяйственных растений. Некоторые из использованных видов, например одноклеточная зеленая водоросль хлорелла (Chlorella), дают «урожай», содержащий до 50% пригодного в пищу белка. Не исключено, что будущие поколения людей, особенно в густонаселенных странах, станут использовать искусственно выращенные водоросли.

Классификация водорослей

В прошлом водоросли считались примитивными растениями (без специализированных проводящих, или сосудистых, тканей); их выделяли в подотдел водорослей (Algae), который вместе с подотделом грибов (Fungi) составлял отдел талломных (слоевцовых), или низших растений (Thallophyta), - один из четырех отделов царства растений (некоторые авторы вместо термина «отдел» пользуются зоологическим термином «тип»). Далее водоросли разделяли по цвету - на зеленые, красные, бурые и др. Цвет - достаточно прочная, но не единственная основа для общей классификации этих организмов. Более существенны для выделения различных групп водорослей типы формирования их колоний, способы размножения, особенности хлоропластов, клеточной стенки, запасных веществ и т.п. Старые системы обычно признавали около десяти таких групп, считавшихся классами. Одна из современных систем относит к «водорослям» (этот термин утратил классификационное значение) восемь типов (отделов) царства протистов (Protista); впрочем, такой подход признается не всеми учеными.

Продолжение
--PAGE_BREAK--

Зеленые водоросли отдел (тип) Chlorophyta царства протистов

Обычно они цвета зеленой травы (хотя окраска может варьировать от бледно-желтой до почти черной), а фотосинтетические пигменты у них такие же, как у обычных растений.

Большинство - микроскопические пресноводные формы. Многие виды растут на почве, образуя на ее влажной поверхности напоминающие войлок налеты. Бывают одно- и многоклеточными, образуют нити, шаровидные колонии, листовидные структуры и т.д.

Клетки подвижные (с двумя жгутиками) или неподвижные. Половое размножение - разных уровней сложности в зависимости от вида. Видов описано несколько тысяч. Клетки содержат ядро и несколько четко оформленных хлоропластов.

Один из хорошо известных родов - плеврококк (Pleurococcus), одноклеточная водоросль, образующая зеленые налеты, часто наблюдаемые на коре деревьев.

Широко распространен род Spirogyra - нитчатые водоросли, образующие длинные волокна тины в ручьях и холодных речках. Весной они плавают в виде липких желтовато-зеленых скоплений на поверхности прудов.

Cladophora растет в виде мягких, сильно ветвящихся «кустиков», прикрепляющихся к камням у берегов рек.

Basiocladia образует зеленый налет на спине пресноводных черепах.

Состоящая из многих клеток водяная сеточка (Hydrodictyon), обитающая в стоячих водах, по строению действительно напоминает «авоську».

Десмидиевые - одноклеточные зеленые водоросли, предпочитающие мягкую болотную воду; их клетки отличаются причудливой формой и красиво орнаментированной поверхностью.

У некоторых видов клетки соединены в нитчатые колонии. У свободноплавающей колониальной водоросли Scenedesmus серповидные или продолговатые клетки объединены в короткие цепочки. Этот род обычен в аквариумах, где его массовое размножение приводит к появлению в воде зеленого «тумана».

Самая крупная зеленая водоросль - морской салат (Ulva), макрофит листовидной формы.

Красные водоросли (багрянки) составляют отдел (тип) Rhodophyta царства протистов

Большинство из них - морские листовидные, кустистые или корковые макрофиты, обитающие ниже линии отлива. Цвет их преимущественно красный из-за присутствия пигмента фикоэритрина, но может быть пурпурным или синеватым. Некоторые багрянки встречаются в пресной воде, главным образом в ручьях и прозрачных быстрых речках. Batrachospermum - студенистая на ощупь сильно ветвистая водоросль, состоящая из буроватых или красноватых похожих на бусины клеток. Lemanea - щетковидная форма, часто растущая в быстро текущих речках и водопадах, где ее талломы прикрепляются к камням. Audouinella - нитчатая водоросль, встречающаяся в мелких речках. Ирландский мох (Chondrus cripus) - обычный морской макрофит. Багрянки не образуют подвижных клеток. Их половой процесс очень сложен, и один жизненный цикл включает несколько фаз.

Бурые водоросли составляют отдел (тип) Phaeophyta царства протистов

Почти все они - обитатели моря. Лишь немногие виды микроскопические, а среди макрофитов встречаются самые крупные водоросли в мире. К последней группе относятся ламинарии, макроцистисы, фукусы, саргассумы и лессонии («морские пальмы»), наиболее обильные по побережьям холодных морей. Все бурые водоросли многоклеточные. Цвет их варьирует от зеленовато-желтого до темно-коричневого и обусловлен пигментом фукоксантином. Половое размножение связано с образованием подвижных гамет с двумя боковыми жгутиками. Экземпляры, образующие гаметы, часто совершенно не похожи на организмы того же вида, размножающиеся только спорами.

Диатомовые водоросли (диатомеи)

Объединяют в класс Bacillariophyceae, который в используемой здесь классификации входит вместе с золотистыми и желто-зелеными водорослями в отдел (тип) Chrysophyta царства протистов. Диатомеи - весьма обширная группа одноклеточных морских и пресноводных видов. Окраска их от желтой до бурой из-за присутствия пигмента фукоксантина. Протопласт диатомей защищен коробчатой кремнеземной (стеклянной) оболочкой - панцирем состоящим из двух створок. Твердая поверхность створок часто покрыта характерным для вида сложным узором из штрихов, бугорков, ямок и гребней. Эти панцири - одни из самых красивых микроскопических объектов, а четкость различения их узора используется иногда для проверки разрешающей силы микроскопа. Обычно створки пронизаны порами или имеют щель, называемую швом. В клетке находится ядро. Помимо деления клеток надвое известно и половое размножение. Многие диатомеи - свободноплавающие формы, но некоторые прикреплены к подводным объектам слизистыми ножками. Иногда клетки объединяются в нити, цепочки или колонии. Различают два типа диатомей: перистые с удлиненными двусторонне-симметричными клетками (они наиболее обильны в пресных водах) и центрические, клетки которых, если смотреть со створки, выглядят округлыми или многоугольными (их больше всего в морях).

Как уже упоминалось, панцири этих водорослей сохраняются после смерти клеток и оседают на дно водоемов. С течением времени мощные их скопления уплотняются в пористую горную породу - диатомит.

Жгутиковые

Эти организмы в связи с их способностью к «животному» питанию и рядом других важных признаков сейчас нередко относят к подцарству простейших (Protozoa) царства протистов, однако их можно рассматривать и в качестве не входящего в Protozoa отдела (типа) Euglenophyta того же царства. Все жгутиковые одноклеточные и подвижные. Клетки - зеленые, красные или бесцветные. Некоторые виды способны к фотосинтезу, тогда как другие (сапрофиты) поглощают растворенную органику или даже заглатывают твердые ее частицы. Половое размножение известно лишь у некоторых видов. Обычный обитатель прудов - Euglena, зеленого цвета водоросль с красным «глазком». Она плавает с помощью единственного жгутика, способна как к фотосинтезу, так и к питанию готовой органикой. В конце лета Euglena sanguinea может окрашивать прудовую воду в красный цвет.

Динофлагеллаты

Эти одноклеточные жгутиковые организмы тоже часто причисляют к простейшим, но их можно выделять и в самостоятельный отдел (тип) Pyrrophyta царства протистов. Они в основном желто-бурые, но бывают и бесцветными. Клетки их обычно подвижны; клеточная стенка у некоторых видов отсутствует, а иногда бывает весьма причудливой формы. Половое размножение известно лишь у немногих видов. Морской род Gonyaulax - одна из причин «красных приливов»: у побережий он бывает настолько обилен, что вода приобретает несвойственный ей цвет. Эта водоросль выделяет токсичные вещества, иногда приводящие к гибели рыбы и моллюсков. Некоторые динофлагеллаты вызывают фосфоресценцию воды в тропических морях.

Золотистые водоросли

Они входят наряду с другими в отдел (тип) Chrysophyta царства протистов. Цвет их желто-бурый, а клетки бывают подвижными (жгутиковыми) или неподвижными. Размножение бесполое с образованием пропитанных кремнеземом цист.

Желто-зеленые водоросли

Сейчас их принято объединять с золотистыми в отдел (тип) Chrysophyta, но можно считать их и самостоятельным отделом (типом) Xanthophyta царства протистов. По форме они сходны с зелеными водорослями, но отличаются преобладанием специфических желтых пигментов. Их клеточные стенки иногда состоят из двух входящих одна в другую половинок, причем у нитчатых видов эти створки в продольном сечении Н-образные. Половое размножение известно лишь у немногих форм.

Харовые (лучицы)

Это - многоклеточные водоросли, составляющие отдел (тип) Charophyta царства протистов. Окраска их варьирует от серовато-зеленой до серой. Клеточные стенки часто инкрустированы карбонатом кальция, поэтому отмершие остатки харовых участвуют в образовании отложений мергеля. У этих водорослей есть цилиндрическая, напоминающая стебель главная ось, от которой мутовками отходят боковые отростки, похожие на листья растений. Растут харовые вертикально на мелководье, достигая в высоту 2,5-10 см. Размножение половое. Харовые вряд ли близки к какой-либо из перечисленных выше групп, хотя некоторые ботаники считают, что они произошли от зеленых водорослей.

Урок наравленный на ознакомление учащихмя с признаками строения и жизнедеятельности одорослей как представителей низших растений.


«6 класс Тема Водоросли»

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» имени А.С. Пушкина

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности по биологии

На тему: «Водоросли» для детей 6 класса

Спиридонова Наталья Васильевна

Учитель биологии

Бузулук

Технологическая карта урока


Предмет - биология
Класс - 6
Тема урока: Водоросли

Тип урока – «открытие» новых знаний

Ресурсы: учебник Т.А.Исаева, Н.И.Романова «Биология», презентация, компьютер,

Цель урока: познакомить учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений

План урока:

1. Общая характеристика водорослей.

2. Клеточное строение водорослей

3. Размножение водорослей

Основные понятия: слоевище, водоросли, спора

Планируемые результаты (связаны с формированием УУД):

Предметные

Метапредметные

Личностные

Формировать умение отличать водоросли от других изученных растений (по гербарию);

– формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей;

– формировать умение понимать смысл биологических терминов.

Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Формирование ценностного отношения к природе и научной картины мира;

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Орг. момент

Вы все пришли сегодня в класс,

Я очень рада видеть вас.

Пусть в дневник летят пятёрки,

И немножечко четвертки.

Тройка, двойка – не друзья.

Их в дневнике иметь нельзя.

В классе так заведено, все мы вместе заодно,

Все мы дружна семья, хоть отдельный каждый я.

Сегодня на уроке мы будем работать группами, но и в групповой работе вы проявите себя как личность.

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве... Разве не так начинается множество сказок? Герои моей сказки вовсе не сказочные существа.
Царства... Именно так ученые назвали очень большие группы живых существ, в которые они объединили жителей нашей планеты. Царство бактерий, царство грибов, царство растений и, наконец, царство животных, к которому принадлежим и мы с вами. Эти царства не имеют ни границ, ни правителей, а все вместе они образуют биосферу - живую оболочку нашей планеты

2 этап.

Мотивация(создание проблемной ситуации)

Проверка изученного материала - Тестирование

Просмотр слайд-шоу (Слайд 1-6) с водоемом «цветущим» с сопровождением фонограммы из мультфильма «Буратино». Тина – скопление живущих в воде растений в основном водорослей .

Ученые уже давно установили, что причиной цветения водоемов является развитие в воде множества микроскопических водорослей, которые используют для своего роста, имеющиеся в воде питательные вещества, тепло и световую энергию солнца.
Могут ли эти микроскопические водные растения быть полезны человеку?
Обычные зеленые микроводоросли хлорелла (слайд 7) и сценедесмус (слайд 7) - чрезвычайно богаты белками. Если в пшенице содержится белковых веществ до 26,3 процента от сухого веса, а во ржи до 17 процентов, то у хлореллы содержание белка достигает 85 процентов, а у сценедесмуса - около 40 процентов. Зеленые водоросли богаты и другими питательными веществами. Получена, например, хлорелла. содержащая до 82 процентов жира. А содержание витамина С в хлорелле такое же, как и в лимоне; микроводоросли в значительном количестве содержат и другие витамины.
Хотя возможность пищевого использования водорослей должна еще исследоваться, несомненно, что эти растения имеют большую кормовую ценность и могут применяться как корм для рыб и скота. Немецкие ученые производили опытное кормление крыс сценедсмусом и установили, что этот необычный корм не вызвал у них никаких заболеваний (в частности, не развилось заболеваний печени, как это происходит, например, при кормлении их дрожжами, шампиньонами, плесневыми грибками и некоторыми другими бактериями). По опытам, произведенным в США, зеленые водоросли могут использоваться и в пище человека (в качестве приправы к супу). Еще более очевидна возможность использования микроскопических водорослей в разнообразных технических целях.

Учащиеся предлагают свои предположения.

Учащиеся приводят примеры, которые позволят составить определенное мнение по этому поводу

3 этап. Актуализация знаний

Теперь обратимся к нашему природному явлению.

Какой цвет приобрела вода?

Чем это можно объяснить?

Посмотрите на пробирку с водой, в которую я набрала воды из емкости, в которой вода простояла более месяца. Что мы видим? Какого цвета? У каких организмов мы уже встречали такую окраску и с чем она была связана?

Выполняют задание №1 (работа в группах)

Проанализируйте стихотворение, в котором говорится о знакомом вам процессе.

Листок зеленый-

Труженик хваленый.

Лучик света он поймал

И в сахар упаковал.

Предположение: есть свет, вода и углекислый газ (воздух)

Предположение: водоросли

Предположение: водная среда
Предположение: растут в воде.

Ответ учащихся

Фотосинтез - это процесс образования сахара из воды и углекислого газа, за счет энергии солнечного света.

Наличие хлорофилла, солнечного света, воды и углекислого газа условие протекания фотосинтеза.

В клетках растений для этого процесса есть специальные органы хлоропласты.

Целеполагание

и планирование

Беседа с учащимися.

Какое предположение следует сделать из ваших выводов о тех объектах, которые мы видим на слайдах 1-6?

    Как называют растения, которые обитают в воде?

    Какое предположение можно сделать?

    Значит все растения, которые растут в воде, водоросли?

    Как это можно доказать или опровергнуть?

Как думаете, как можно сформулировать тему урока?

Какие задачи мы поставим перед собой для нашего урока? (Слайд 8)

Формулируют тему урока «Водоросли»

Узнать особенности строения и жизнедеятельности водорослей

Изучить строение водорослей

5 этап. «Открытие» нового знания

(изучение новой темы)

клетка хламидомонады

Действительно, большинство водорослей растут в пресных и соленых водоемах. Но некоторые в сырых местах на камнях и почве.

Докажите, что клетка водорослей не отличается по своему строению от растительной клетки. (Слайд 9)

Выполните задание №2

У меня есть приз для самых активных и внимательных (банка морской капусты). Он достанется тому, кто ответит на все вопросы по фильму «Водоросли»

Если мы посмотрим видеофрагмент учебного фильма «Водоросли», мы увидим, что разнообразие водорослей очень большое.

С чем это связано?

На какие группы мы можем разделить водоросли по строению?

Какое строение имеет тело многоклеточной водоросли? Физминутка.

Выполните задание №3 : заполните в бланке ответов терминологические понятия «слоевище».

Подпишите части слоевища многоклеточных водорослей. Какие части вы выделили, какую роль играют выросты? К чему они крепят водоросли?

Если растения прикреплены к дну, как мы можем их назвать? Сформулируйте понятие донные водоросли. Вспомните, где в воде находится известная нам хламидомонада, спирогира? Как можно назвать такие водоросли?

Учащиеся сравнивают строение клетки водорослей и растительной клетки, и приходят к выводу, что хламидомонада растение.

Выполняют задание №2 в тетради. Составить схему «Строение хламидомонады».

    оболочка – прозрачная, целлюлозная, защитная функция;

    цитоплазма – вязкая;

    ядро – наследственная информация;

    хроматофор – чашеобразный, содержит хлорофилл (пиреноид – запас крахмала);

    светочувствительный глазок.

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

В хлорелле насчитывается 13 разных витаминов (по их содержанию она приравнивается к лимону). В процессе фотосинтеза хлорелла способна выделять объем кислорода, в 200 раз превышающий ее
собственный объем. Имеет широкое практическое применение. В 1960гхлорелла облетела вокруг Земли на советском корабле-спутнике. Широко обсуждалась возможность использования этой неприхотливой и быстро размножающей водоросли во время космических полетов, где она смогла бы выделять кислород для дыхания космонавтов, очищать использованную воду, служить им пищей.

Сейчас хлореллу часто добавляют в корм для скота.

Рассматривают воду из пруда, делают выводы. Рассматривают морскую капусту.

7 этап. Рефлексия и оценивание

Проводится тестирование по теме «Водоросли».

Проводится взаимопроверка по формуле

Ку= a/p где Ку – коэффициент усвоения а – количество правильных ответов в тесте р – количество вопросов

Оценки выставляют из расчета:

Ку = 7 - «отлично»

Ку = 6 - «хорошо»

Ку = 5 - «удовлетворительно»

Ку =4 - «плохо»

8 этап. Домашнее задание

п.34 , 35 Сделать контурный рисунок к теме стр. 131 рис. 68

Просмотр содержимого документа
«Итоговый контроль»

Задание для итогового контроля:

Оценка качества освоения слушателями дополнительной профессиональной программы «Проектирование современного урока на основе системно-деятельностного подхода в контексте требований ФГОС ООО» осуществляется в виде зачетной работы

– конспекта урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО (с использованием одной из современных технологий).

Итоговая зачетная работа включает :

    Титульный лист.

    Технологическая карта урока.

Требования к разработке конспекта урока

    Соответствие структуры урока положениям системно - деятельностного подхода :наличие мотивационного, операционального и рефлексивно - оценочного этапов, участие обучающихся в целеобразовании, планировании, поисковой деятельности по открытию нового знания, осуществление самоконтроля, самооценки, корректирующих действий.

    Направленность деятельности обучающихся на формирование универсальных учебных действий :познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных.

    Технологичность структуры урока : диагностичность целей и задач, адекватность всех компонентов целям урока, соответствие целей и результата, критериальная оценка результата, строгая логика действий учителя и учащихся.

    Оптимальный отбор содержания : ценностные ориентиры, научность, доступность, отражение межпредметных связей, практическая направленность, достаточность и необходимость объема для изучения.

Требования к оформлению итогового задания

Материалы (объем конспекта урока – от 5 до 7 страниц) в формате текстового процессора Microsoft Word. Формат страницы – А 4, поля: 2 см; шрифт Times New Roman, 14; интервал –1,5, абзацный отступ – 1,25 см, форматирование по ширине страницы.

Зачетная работа должна быть написана с соблюдением правил и норм русского языка. Специальные термины должны использоваться в соответствии с установленными в нормативных документах нормами.

Ссылки на литературные источники оформляются в соответствии с правилами библиографического описания и с требованиями к научным публикациям. В тексте ссылки оформляются в квадратных скобках, с указанием порядкового номера источника и страницы.

Просмотр содержимого документа
«Проверка изученного материала Тест Половое размножение растений»

Тест по биологии в 6 классе «Полое размножение растений»

Вариант 1

1.Органами полового размножения цветка являются …

А) Чашелистик и пестик Б) Чашелистик и тычинка

В) Пестик и тычинка Г) Тычинка и лепесток

2.Процесс переноса пыльцы с тычинки на рыльце пестика называется …

3. Слияние спермия и яйцеклетки называется …

А) Оплодотворение Б) Опыление В) Созревание Г) Обогащение

4.Внутри зародышевого мешка у растений развиваются …

А) Яйцеклетки Б) Спермии В) Пыльцевые зерна Г) Пыльники

5.У цветковых растений оплодотворение является ….

А) Одиночным Б) Двойным В) Тройным Г) Все ответы верны

6.Яркие лепестки растений служат для …

А) Украшения растения Б) Привлечения насекомых-опылителей

В) Являются органами бесполого размножения

Г) Являются органами полого размножения

7. Семязачаток находится в …

А) Пыльнике Б) Яйцеклетке В) Завязи Г) Спермии

8. Из зиготы с диплоидным набором хромосом развивается …

А) Эндосперм Б) Запас питательных веществ для будущего зародыша

В) Семена Г) Зародыш

9. Из зиготы с триплоидным набором хромосом развивается …

А) Эндосперм Б) Споры В) Семена Г) Зародыш

Тест по биологии в 6 классе «Полое размножение растений»

Вариант 2

1. Размножение – это:

А - увеличение числа особей Б - увеличение размера организма

В - образование новых побегов

2. Различают два способа размножения растений:

А – половое и бесполое Б – спорами и черенками В – побегами и листьями

3. Женскую половую клетку цветкового растения называют:

А – спермий Б – пыльцевое зерно В - яйцеклетка

4. Оплодотворение – это:

А - перенос пыльцы насекомыми Б - слияние мужской и женской гамет

В - попадание пыльцы на рыльце пестика

5. Плод образуется из:

А - рыльца пестика Б – пестика В - завязи пестика

6. Яркая окраска и наличие нектарников характерны для цветков, опыляемых:

А – ветром Б – искусственно В - насекомыми

7. Цветки, в которых есть тычинки и пестики называют:

А – обоеполыми Б – двудомными В - раздельнополыми

8. Перенос пыльцы с одного растения на другое называется:

А - искусственное опыление Б - перекрёстное опыление В – скрещивание

9. У растений в пыльцевых зернах развиваются …

А) Яйцеклетки Б) Спермии В) Завязи Г) Семязачатки

Просмотр содержимого документа
«Тест водоросли»

Тест водоросли

Выберите ОДИН верный ответ:

1. Одноклеточной водорослью является

А) спирогира б) улотрикс в) хлорелла г) ламинария

2. Хроматофор имеет форму незамкнутого кольца у

А) спирогиры б) хламидомонады в) улотрикса г) ульвы

3. Во время «цветения» мелких водоемов в воде часто встречается

А) спирогира б) хламидомонада в) улотрикс г) ламинария

4. В хроматофорах хлореллы и спирогиры происходит

А) фотосинтез б) образование гамет в) клеточное дыхание

5. При неблагоприятных условиях хламидомонада размножается

А) половым путем б) бесполым путем

6. Зеленые морские водоросли не обитают на больших глубинах из-за

А) низких температур б) недостатка органических веществ

в) недостатка минеральных веществ г) недостатка света

7. Хлореллу используют при биологической очистке сточных вод, потому что она

А) выделяет много кислоты б) активно поглощает органические вещества

В) выделяет особые секреты, разрушающие вредные вещества

2. Изучить строение водорослей


Тема: Водоросли

Растительная клетка

Хламидомонада

Жукова Валентина Андреевна

учитель биологии

ГБОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида № 10

Конспект урока по теме «Водоросли» 6 класс

Задачи:

— познакомить учащихся с водорослями как представителями древних растений;

— сформировать знания об их среде обитания;

— раскрыть особенности строения тела;

— показать строение одноклеточных водорослей на примере хламидоманады;

— объяснить способы размножения водорослей;

— познакомить с многообразием одноклеточных и многоклеточных водорослей;

— показать значение водорослей в природе и жизни человека;

— продолжить развивать умение пользоваться микроскопом и готовить микропрепараты.

Средства обучения:

— кинофильм «Водоросли» (20 мин);

— иллюстрации;

— инструкционные карточки.

Словарь: высшие растения, низшие растения, ризоиды, таллом, слоевище, одноклеточные и многоклеточные водоросли, хламидомонада, хроматофор, хлорофилл, хлоропласты, половое размножение, гаметы, бесполое размножение, зооспоры, автотрофы.

План урока:

1.Организационный момент, фонетическая зарядка

2. Объяснение нового материала

3. Закрепление

4. Домашнее задание

Ход урока.

    Организационный момент

Выступления учащихся:

1) У Багамских островов на глубине 269 м., где поглощается 99,9995% солнечного света, в 1984 г. обнаружили бурые водоросли. Бурая водоросль макроцистис грушеносный вырастает за день на 45 см. и достигает длины 160 м.

2) Кислородом нашу планету снабжают растения и больше всего его выделяют водоросли. В процессе фотосинтеза водоросль хлорелла выделяет количество кислорода, значительно превышающее её массу. Способность хлореллы давать большое количество органических веществ и выделять много кислорода позволяет учёным предполагать, что хлореллу можно использовать в оранжереях космических кораблей как источник кислорода и пищи для космонавтов.

3) Водоросли встречаются и в местах обитания с экстремальными условиями – во льдах горных вершин и Заполярья. В горячих источниках Камчатки, температура которых достигает 75,7С (обнаружено 27 видов водорослей). В настоящее время обнаружено более 100 видов водорослей, развивающихся на поверхности снега и льда. Окраска снега может быть зелёной, красной, голубой, бурой, жёлтой и даже чёрной – в зависимости от видов, которые преобладают среди снежных водорослей.

2. Объяснение нового материала.

— Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

— Водоросли.

— Да. Водоросли – самые древние растения на нашей планете, они дали начало всем наземным растениям. Мир водорослей огромен по численности и разнообразен по формам.

Все вы наверняка видели водоросли. Где?

— В аквариуме, в реке, на море.

— А из рассказов ребят, где ещё можно встретить водоросли?

— На снегу, во льдах, в горячих источниках.

— Посмотрите и скажите, где ещё живут водоросли?

ФИЛЬМ

— На деревьях, на камнях, на почве.

— Мы с вами говорили, что цветковые растения – высшие растения. Водоросли – низшие растения. Почему? Чем они отличаются?

Высшие растения

Низшие растения

Есть

органы →

Нет

корень,

стебель,

листья

ФИЛЬМ

тело – таллом

(слоевище ),

могут быть ризоиды – подобные корню

формы слоевища:

нитевидные – кустовидные – пластинчатые

(подобрать название под рисунок)

Водоросли

Одноклеточные

ФИЛЬМ

Докажите, что клетка водорослей не отличается по своему строению от растительной.

Хламидоманада

хроматофор – «носитель окраски», органоид, содержащий хлорофилл.

Многоклеточные

ФИЛЬМ

    Зелёные

    Бурые

    Красные

Водоросли

ФИЛЬМ

Цветковые растения

В хроматофоре

хлорофилл

В хлоропластах

Размножение

Половое

ФИЛЬМ

При неблагоприятных условиях

— Путём слияния двух 2 гамет и последующего нового деления

Гаметы – это….

Зигота – это ….

Бесполое

ФИЛЬМ

При благоприятных условиях

— Путём образования зооспор

Зооспоры – это ….

Лабораторная работа «Размножение одноклеточных водорослей».

    Осторожно вместе с тонким слоем субстрата срежьте ножом скопление одноклеточных водорослей, образующих зелёный налёт на коре деревьев (со стенки цветочного горшка)

    Положите кусочек коры с налётом в воду на 1-2 мин и поместите по сильный электрический свет на 15-20 мин.

    Понаблюдайте, изменился ли цвет колонии водорослей, запишите это в тетрадь.

    Осторожно соскоблите препаровальной иглой едва заметное количество водорослей на предметное стекло, капните воды и покройте препарат покровным стеклом.

    Рассмотрите невооружённым глазом и запишите, что вы видите.

    Затем рассмотрите препарат при малом увеличении микроскопа, зарисуйте увиденное.

    Поставьте препарат под большое увеличение, рассмотрите и так же зарисуйте увиденное.

    Поищите на препарате водоросли, собранные «пакетиком», делящиеся клетки водоросли, зарисуйте их, подпишите весь рисунок. Водоросль назовите.

Водоросли – автотрофы. Что это значит?

— А водоросли вредные или полезные?

ФИЛЬМ

— А где ещё используются водоросли?

3. Закрепление

— Что это?

ФИЛЬМ «Тина» — скопление различных нитчатых водорослей

ФИЛЬМ водные растения – у них есть стебель, листья, корень

Вывод: не все растения, обитающие в воде, водоросли

ФИЛЬМ

4. Итог урока

Водоросли – это низшие споровые растения, их тело представлено в виде таллома (слоевища). В их клетках содержится хроматофоры с пигментами. Поглощение необходимых веществ и удаление ненужных у водорослей осуществляется всей поверхностью тела. Они снабжают атмосферу земли кислородом. Составляют важное звено в цепочке взаимосвязей живых организмов.

Домашнее задание.

Источники информации:

1. Ботаника. Учебник для 5-6 кл. Корчагина В.А.

2. Видеофильм «Водоросли» (Леннаучфильм)1987 г.

3. http://c1gas2org.wpengine.netdna-cdn.com/files/2009/07/algae.jpg — нитчатые водоросли

4. http://www.hyscience.com/archives/brown%20seaweed.jpg – кустовые водоросли

5. http://s.primamedia.ru/f/big/136/135372.jpg — пластинчатые водоросли