Основание династии романовых. Дом романовых

21 февраля 1613 г. в Москве был созван самый представительный Земский собор, который избрал царем 16-летнего Михаила Федоровича Романова (1613-1645) . Он 11 июля был коронован в Успенском соборе Кремля.

При юном царе делами государства заведовали его мать Великая старица Марфа и ее родня из бояр Салтыковых (1613-1619) , а после возвращения из польского плена патриарха Филарета , последний стал фактическим правителем России (1619-1633) , носивший титул Великого государя . В сущности, в стране установилось двоевластие: государственные грамоты писались от имени Государя Царя и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Перед правительством встал ряд задач: наладить финансовое положение в стране, восстановить экономику, укрепить государственные границы.

Финансовые задачи решались за счет дальнейшего усиления налогового гнета: была введена «пятая деньга» (налог, составлявший пятую часть прибыли), прямые налоги на сбор хлебных запасов и денег на содержание армии (1614).

Во время правления Михаила Федоровича начинает подниматься ремесло и образовываться первые мануфактуры. В 1632 г . под Тулой начинает свою деятельность первый в стране железоделательный завод .

Сложным и неоднозначным было положение во внешней политике. В феврале 1617 г. между Россией и Швецией был заключен Столбовский мир (1617) (в д. Столбово). Одновременно польский королевич Владислав пытался военными действиями подтвердить свои претензии на русский престол. Польские войска встретили ожесточенное сопротивление и в 1618 г. было подписано Деулинское перемирие (1618) на 14,5 лет. Польше отходили смоленские земли (кроме Вязьмы), включая Смоленск, черниговские, новгород-северские земли с 29 городами.

В 1632-1634 гг. шла русско-польская война, которая также известна под названием Смоленской войны 1632-1634 гг . , вызванная стремлением России вернуть свои исконные земли. Вскоре был подписан Поляновский мир (1634) , по условиям которого сохранялась довоенная граница, а король Польши Владислав IV официально отказывался от претензий на русский престол. Для успешного ведения военных действий в течение 1631-1634 гг . была проведена военная реформа и созданы «Полки нового строя », т.е. по образцу западноевропейских армий. Были созданы рейтарский (1), драгунский (1) и солдатский (8) полки.

3. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Правление Алексея Михайловича Романова (1645-1676).

Во время правления Алексея Михайловича в России начинается распад феодализма. Начинается развиваться мануфактура (более 20), устанавливаются рыночные отношения (в связи с повсеместным развитием мелкотоварного производства), все большую роль в экономике страны начинает играть купечество.

При Алексее Михайловиче, прозванного Тишайшим, начались складываться предпосылки к образованию в России абсолютной монархии. Первым признаком абсолютизма стало Соборное уложение 1649 г ., которое подчеркивало священность царской власти и ее неприкосновенность. В главе «Суд о крестьянах» собраны статьи, которыми окончательно оформлялось крепостное право - устанавливалась вечная потомственная зависимость крестьян, отменялись «урочные лета» для сыска беглых крестьян, за укрывательство беглых устанавливался высокий штраф. Крестьяне лишались права судебного представительства по имущественным спорам.

В этот же период начинает падать значение земских соборов, последний из которых был созван в 1653 г ., а сразу после этого создан Приказ тайных дел (1654-1676) для политического сыска.

В 1653 г. началась церковная реформа патриарха Никона по византийскому образцу.

С 1654 по 1667 гг . между Россией и Польшей шла война за возвращение исконных русских земель России и за присоединение Левобережной Украины. В 1667 г. между Россией и Польшей был подписан Андрусовский мир (1667) , по которому России возвращались смоленские и новгород-северские земли, левобережная Украина и Киев (последний до 1669 г.).

Присоединение Украины требовало унификации церковных обрядов, образцом для которых Никон избрал византийские. Кроме того, правительство желало вообще объединить церкви не только Росси и Украины, но и восточных автокефальных церквей.

После присоединения Украины, Алексей Михайлович вместо прежнего «государь, царь и великий князь всея Руси», стал именоваться «Божией милостью великий государь, царь и великий князь всея Великие и Малые и Белые Русии самодержавец».

Реформы Никона породили такое явление, как раскол и движение старообрядчества , которое на начальном этапе принимало экзальтированные формы, а именно - крещение огнем, т.е. самосожжение. Особенно движение усилилось после церковного собора 1666-1667 гг., на котором они были преданы анафеме за их ересь. Отражение народного несогласия с политикой официальной церкви нашло в Соловецком восстании 1668-1676 гг .

Самовластная политика московского патриарха противоречила интересам светской власти, крепнущим элементам абсолютизма и не могла не вызвать царского недовольства. На соборе 1666-1667 гг. Ни­кон был низложен и под конвоем отвезен в Ферапонтов монастырь на Белоозере. Умер Никон в 1681 году.

В России началась смена сословно-представительской монархи монархией абсолютной: земские соборы больше не созываются, авторитет Боярской Думы упал, церковь была оттеснена на второй план светской властью, усиливается контроль правительства над жизнью страны, а само правительство находится под присмотром репрессивного аппарата (Приказ тайных дел), усиливается значение дворянства (происходит уравнение поместного владения с вотчинным). При этом становление абсолютизма происходит под знаком все усиливающегося социального гнета над населением - крестьянством и посадом.

Политика правительства Алексея Михайловича вызвало ряд народных возмущений, самыми значительными из которых были Соляной бунт (1648) и Медный бунт (1662) .

Соляной бунт (это другое название Московского восстания) был инициирован грабительской политикой правительства Б.И. Морозова после проведения налоговой реформы: все косвенные налоги были заменены одним прямым - налогом на соль, в результате которого цена на нее выросла в несколько раз.

Медный бунт (или Московское восстание 1662 года) разразился из-за финансового кризиса: в 1654 г. правительство ввело медные деньги по курсу серебряных, в результате массового производства медных денег произошло их обесценивание, что привело к росту спекуляции и выпуску фальшивых монет (зачастую правящей верхушкой).

Михаил Федорович Романов (12 июля 1596—13 июля 1645) - первый русский царь из династии Романовых (правил с 24 марта 1613 года). После смерти Патриарха Ермогена (Гермогена) Русская земля «обезглавилась». «Третий Рим» оказался и без Царя, и без Патриарха. Впервые в русской истории был созван Совет Земли Русской - не по воле верховной церковной или высшей светской власти, а по воле народа. Земский собор, проходивший в Москве в январе - феврале 1613 годабыл самым представительным из всех Земских соборов. Его собрания проходили в Успенском соборе, так как в Москве в тот период не существовало иного помещения, способного вместить столь многочисленное общество. По заключению историка С.Ф. Платонова, в Соборе приняло участие не менее 700 «делегатов» (при избрании Годунова их насчитывалось 476). Это было действительно «Русское национальное собрание», представители которого особо были озабочены тем, чтобы их решение выразило волю «всей земли». Выборные хотя и имели широкие полномочия, но свои решения всё-таки рассылали на опрос городов. Собравшись после многолетних жестоких событий, междоусобицы, люди были разделены недавним прошлым. Оно ещё было живо, и на первых порах давало о себе знать взаимными упрёками и обвинениями, тем более что среди претендентов на русский престол фигурировали лица и роды, напрямую втянутые в политические коллизии Смуты: князь Д.Т. Трубецкой, князь В.В. Голицын, князь Ф.И. Мстиславский, князь Д.М. Пожарский и некоторые другие.

Все они отличались древностями рода, но ни у одного из них не было явных преимуществ на трон. Называлось и имя шестнадцатилетнего племянника царя Фёдора Ивановича, боярина Михаила Романова. Авраамий Палицын, келарь Свято-Троицкого монастыря(Лавры), вспоминал: «И многие дни о том говорили всякие люди всего Российского Царствия с великим шумом и плачем». Впервые имя боярского сына как единственного лица, достойного царского сана, после падения царя Василия Шуйского летом 1610 года назвал Патриарх Ермоген. Но тогда слова Святого Пастыря не были услышаны. Теперь же они приобрели характер великой исторической политической акции. Решение в пользу Михаила Романова оказалось всеобщим. Как справедливо заключил один из авторов, «только внушением Святого Духа можно объяснить столь единодушное решение собрания людей, которые ещё год назад смотрели один на другого, как на злейших врагов». О Соборе 1613 года, ставшего судьбоносным в истории России, много написано и сказано.«Различные группировки продвигали своих кандидатов, блокировали других. Дело грозило затянуться. И тут был найден компромисс. Казаки выкликнули имя 16-летнего Михаила Романова, который после освобождения Кремля находился в своей вотчине в Костромском уезде... Боярство также поддержало его, так как Романовы входили в элиту русской аристократии, а Михаил приходился внучатым племянником Анастасии Романовой, первой жене Иоанна Грозного. Кроме того, боярская группировка не отказалась от старой идеи - поставить на русский трон зависимого от неё монарха и тем самым ограничить самодержавныйдеспотизм. Один из влиятельных бояр-выборщиков утверждал: «Миша Романов молод, разумом ещё не дошёл, и нам будет поваден». По бесхитростному замечанию летописца, «многие же от вельмож, желающее царем быть, подкупахуся, многи и дающи и обещающи многие дары».Как бы то ни было, но в том, что 21 февраля 1613 года в Успенском соборе, перед главным алтарём Руси, имя Михаила Фёдоровича Романова было единогласно утверждено, - явлен был знак особой Божией благодати Руси.

В Смуту дважды до того Русская земля, на земских соборах 1598 и 1606 годов, провозглашала царя и дважды ошибалась. Эти неудачи слишком дорого стоили, и об этом все знали. Речь шла не о «выборе», как некоей механической процедуре получения максимального числа голосов тем или иным претендентом, а об установлении «достойности». О православном восприятии процедуры цареизбрания очень хорошо написал генерал М.К. Дитерихс (1874 - 1937), занимавшийся расследованием обстоятельств убийства Царской семьи в Екатеринбурге. Он составил об обстоятельствах того злодеяния подробный отчёт. Одновременно генерал провёл историческую реконструкцию народных представлений о царской власти, в системе понимания которых события 1613 года имели ключевое значение. «К Михаилу Фёдоровичу Романову, - писал М.К. Дитерихс, - нельзя применить определения, что он был «выборный царь», так как те действия, которые имели место на Земском Соборе 1613 года, совершенно не подходят к понятиям о «выборах», установленных правилами и тенденциями современных «гражданских идей»... Дебаты на Земском Соборе сосредотачивались не на вопросе «кого избрать», а на вопросе «кто может быть царём на Руси» соответственно тем идеологическим понятиям о власти, которые существовали в то время в русском народе «всея земли»... Земские люди 1613 года, собравшись на «выбирание» Государя, предоставляли «избрать» Царя Господу Богу, ожидая проявления этого избрания в том, что о Своём Помазаннике Он вложит в сердце «всех человецех единую мысль и утверждение». Царя посылает людям Господь, и посылает тогда, когда они сподобятся заслужить Его милость. И удел земных разглядеть этот промыслительный дар и принять с благодарственной молитвой. Таков высший духовный смысл события, происшедшего 21 февраля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля.

Даже при самой тщательной документальной реконструкции ситуации 1613 года значение события, его внутренний смысл невозможно постичь без учёта промыслительного предопределения. Ибо все фактурные доказательства и логические аргументы всё-таки не проясняют главного: почему же именно Михаил Романов стал царём на Руси. Михаил Романов мало кому был известен. Отец Фёдор Никитич (ок. 1564–1633), принявший монашество в 1601 году под именем Филарета, томился в польском плену. Мать, принявшая по принуждению Годунова постриг под именем Марфы, находилась в монастыре. Все главные боярские роды, передравшиеся за свои преимущества, фактически склонились в пользу царя-иностранца. И только праведный Патриарх Ермоген в своём молитвенном усердии распознал имя будущего царя. Народ и все делегаты Собора, просвещённые Святым Духом, склонились безропотно в пользу единого решения. Как заметил С.Ф. Платонов, «по общему представлению, Государя сам Бог избрал, и вся земля Русская радовалась и ликовала». Участник тех событий келарь Троице-Сергиева монастыря (Лавры) Авраамий Палицын заключил, что Михаил Фёдорович «не от человека, но воистину от Бога избран». Он видел доказательство этой исключительности в том, что при «собирании голосов» на Соборе не случилось никакого разногласия. Сие же могло случиться, как заключал Палицын, только «по смотрению Единого Все- сильного Бога». Уже после избрания Михаила, после рассылки грамот о том «во все концы Русской земли» и после присяги и крестоцелования - даже после всего этого в Москве не знали, где находится новый Царь. Направленное к нему в начале марта 1613 года посольство отбыло в Ярославль, или «где он, Государь, будет». Избранник же скрывался в костромской родовой вотчине «Домнино», а позже вместе с матерью переехал в костромской Ипатьевский монастырь, где его и отыскала делегация Земского Собора. Как известно, первоначально и сама инокиня Марфа, и её сын Михаил наотрез отказались от царской участи… «Божие бо есть дело, а не человеческий разум...» В событиях 1613 года победили не мирские страсти, не «политические технологии», не групповые интересы, а религиозная Идея. Михаил стал царём не по воле родовитых и именитых, не по воле родителей, и не в силу прагматических или корыстных расчётов тех или иных сил, а, как заключил исследователь, «давлением народной массы». Отражением этого национального воодушевления стала Утверждённая Грамота об избрании на Московское Государство Михаила Фёдоровича Романова, подписанная участниками Собора и составленная в мае 1613 года. В «Грамоте» приведены различные эпизоды последующих часов, когда решалась будущая судьба Руси и когда мать и сын упорно говорили «нет» на все стоны и мольбы собравшего народа. Тогда архиепископ Феодорит выступил с пастырским поучением, начав его словами: «Милосердный государь Михайло Фёдорович! Не буди противен Высшего Богу промыслу, повинися святой Его воле; никто же боправеден бывает, вопреки глагола судбам Божиим». Архипастырь изложил евангельское понимание долга христианина, сослался на авторитет Святых Отцов Церкви и привёл в качестве Богоизбранности единогласное решение Собора. «Глас Божий - глас народа». Владыка не ограничился оглашением неколебимых инозаконных правил и обратился к историческим примерам, связанным с историей Второго Рима. Это очень важный момент, позволяющий понять, что в русском сознании «русская история» и «греческая история» существовали в едином понятийном пространстве. «Греческое Царство» давало образцы того, как «надо» и как «не надо» жить и править. И те и другие на Руси знали и черпали в давнем кладезе опыта ответы на свои, казалось бы, совсем местные вопросы. Задание для христианской власти одно и то же во все времена. Потому Феодорит и ссылался на примеры Равноапостольного Константина, императоров Феодосия Великого, Юстиниана и других цареградских императоров и василевсов, правивших по воле Божией и утверждавших Дело Христа на земле. Такая же участь уготована и Михаилу Фёдоровичу, и он как христианин не может уклониться от исполнения Воли Всевышнего. Мольбы и увещевания сломили упорство инокини Марфы и юного Михаила. Мать обратилась к сыну со словами: «Божие бо есть дело, а не человеческий разум; аще бо на то будет воля Божия, буди так, и се сотвори». И Михаил, обливаясь слезами, принял царскую ношу как христианское послушание. Михаил Романов прибыл в Москву, а 11 июля 1613 года в Успенском соборе состоялось его венчание на царство.

Михаил Романов стал первым царём новой династии, занимая царский престол с 1613 года по 1645 год. При нём сложился удивительный союз между Священством и Царством, не имевший аналогов ни до, ни после. При Михаиле Фёдоровиче функции «царства» и «священства» были как бы гармонизированы в пользу Церкви, когда духовному пастырю принадлежала решающая роль в мирских делах. Династия Романовых будет править Россией триста с лишним лет, пока трагически не оборвётся, опять же в июле, в подвале Ипатьевского дома... Известно, что Романовы - младшая ветвь одного из древнейших московских боярских родов Кошкиных - Захарьиных - Юрьевых. В самых ранних родословных XVI – XVII веков все единодушно называли прародителем рода Андрея Ивановича Кобылу, боярина великого князя, жившего в XIV веке. Потомки Андрея Кобылы хорошо известны по различным документам средневековой Руси. Но напрасно искать там их фамилии. Тогда была, как принято говорить, трёхчастная форма имени: имя собственное - отца - деда. Фёдор Никитич Романов (отец будущего царя Михаила), его отец Никита Романович Юрьев, затем Роман Юрьевич Захарьин

После заочного избрания на царство Михаила Федоровича Романова Земский собор назначил ехать к нему большую делегацию во главе с рязанским архиепископом Феодоритом. В число делегатов-челобитчиков вошли чудовский, новоспасский и симоновский архимандриты, троицкий келарь Авраамий Палицын, бояре Ф.И. Шереметев и В.И. Бахтеяров-Ростовский, окольничий Ф. Головин, а также стольники, приказные люди, жильцы и выборные от городов. В связи с тем, что точного места нахождения новоизбранного царя никто не знал, наказ им был такой: «Ехать к государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Руси в Ярославль или где он, государь, будет». Только в пути делегаты выяснили, что Михаил с матерью находятся в Ипатьевском монастыре недалеко от Костромы, куда они и прибыли 13 марта 1613 года. На следующий день им была назначена аудиенция. Первая реакция инокини Марфы и ее шестнадцатилетнего сына на известие об избрании Михаила царем был решительный отказ, как отмечают летописи, «с гневом и слезами». Под этим отказом были серьезные причины, ибо мало в истории найдется примеров, когда бы новый государь в столь молодом возрасте вступал на престол в такой крайне сложной обстановке. Главная трудность заключалась в том, что государство находилось в состоянии войны сразу с двумя державами – Польшей и Швецией, которые, оккупировав часть российской территории, выставляли своих кандидатов на московский престол. Более того, у одного из противников в качестве пленника находился отец вновь избранного московского царя – Филарет (Федор) Никитич Романов, а вступление сына на престол могло отрицательно сказаться на его судьбе. Тяжелым было и внутреннее состояние Московского царства. Большую опасность для государства продолжали представлять казачий атаман Иван Заруцкий со своей невенчанной женой и ее сыном «царевичем Иваном», имевшие широкую поддержку со стороны казаков и русской вольницы, распоясавшейся за годы Смуты и державшей в страхе население практически всех областей, включая и московские окрестности. Но самая страшная опасность для Михаила и его матери крылась, как тогда говорили, в малодушестве московских людей, которые, присягнув последовательно Борису Годунову, его сыну Федору, Гришке Отрепьеву, Василию Шуйскому, Тушинскому вору, королевичу Владиславу, предали их одного за другим, руководствуясь своими корыстными соображениями. Мать и сын имели полное право опасаться, что нового царя ждет та же участь – измена, а вслед за ней и позорная смерть. Такой судьбы для своего сына инокиня Марфа, конечно же, не желала. И только угроза посольства, что «Бог взыщет на нем конечное разоренье государства», если Михаил откажется подчиниться воле Земли об его избрании на престол, растопило лед недоверия. Марфа благословила сына, и он принял от архипастыря соборные грамоты и державный посох, пообещав в скором времени быть в Москве. Однако путешествие из Костромы в Москву растянулось по времени почти на два месяца. По мере приближения к столице к Михаилу Федоровичу все с большей очевидностью приходило осознание того, что он гол, нищ и недееспособен. Государственная казна была пуста, как и продовольственные запасы царского двора. Армия из-за невыплаты денежного содержания распалась и занималась грабежом ради собственного пропитания. На дорогах хозяйничали разбойники, свои и чужие. Последствиями этого прозрения стали многочисленные царские грамоты, одна за другой уходившие в Москву. В них Михаил, нужно полагать с подачи своих советников, требовал от Земского собора, чтобы бояре, дворяне, торговые люди исполнили свою часть «общественного договора», а именно обуздали разбойничьи шайки, бродившие по городам и весям; очистили дороги от грабителей и убийц, парализовавших всякое перемещение людей и товаров; восстановили дворцовые села и волости, являвшиеся основным источником пополнения царской казны денежными, продовольственными и иными запасами, предназначенными не только для «царского обихода», но и содержания служилых государевых людей. Оскудение же царской казны доходило до того, что царскому поезду не хватало лошадей и подвод, в связи с чем часть сопровождавших царя людей вынуждена была идти пешком. Да и сам стольный город, как свидетельствует соответствующая переписка, не был готов к приему царя, ибо «хором, что государь приказал приготовить, скоро отстроить нельзя, да и нечем: денег в казне нет и плотников мало; палаты и хоромы все без кровли. Мостов, лавок, дверей и окошек нет, надобно делать все новое, а лесу пригодного скоро не добыть». Тем не менее царский поезд медленно, но верно приближался к Москве. С 21 марта по 16 апреля царь находился в Ярославле, 17 апреля он прибыл в Ростов, 23 апреля – в село Сватково, а 25 апреля – в село Любимово. На следующий день, 26 апреля, он торжественно вступил в Троице-Сергиеву Лавру, а в воскресенье, 2 мая, уже «всяких чинов московские люди» вышли за город для встречи своего государя. В тот же день состоялся его торжественный въезд в столицу, а затем и благодарственный молебен в Успенском соборе Кремля. 11 июля 1613 года считается днем рождения новой династии. В этот день Михаил Федорович Романов был венчан на царство. Перед венчанием два стольника – Иван Борисович Черкасский, родственник царя, и вождь-освободитель князь Дмитрий Иванович Пожарский – были возведены в боярское достоинство. После этого в Успенском соборе казанский митрополит Ефрем провел волнующую церемонию помазания и венчания на царство. Ему помогали князь Мстиславский, осыпавший царя золотыми монетами, Иван Никитич Романов, державший шапку Мономаха, боярин князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой со скипетром и новый боярин князь Пожарский с яблоком (державой). На следующий день по случаю царских именин чествовался новый думский дворянин Кузьма Минин. Каких-либо других пожалований, льгот, милостей, подарков простому народу и знатным людям новый царь, в отличие от своих предшественников, дать не мог: казна была пуста. Трудность положения нового царя усугублялась еще и тем, что в его ближайшем окружении, как утверждают исследователи, не оказалось людей если не равных, то хотя бы отдаленно напоминающих митрополита Алексия, Сильвестра, Алексея Адашева или Бориса Годунова. В его команде не было людей, способных сформулировать и последовательно реализовывать государственную программу, отвечающую национальным требованиям русского народа, измученного полувековыми «испытаниями на прочность» опричниной Ивана Грозного, стихийными бедствиями Борисова царствования, иностранным нашествием и внутренними смутами. Как отмечали иностранные наблюдатели, «все приближенные царя – несведущие юноши; ловкие и деловые приказные – алчные волки; все без различия грабят и разоряют народ. Никто не доводит правды до царя; к царю нет доступа без больших издержек; прошения нельзя подать без огромных денег, и тогда еще неизвестно, чем кончится дело…». Первую скрипку в этом «оркестре» играли родственники матери Михаила – Борис и Михаил Салтыковы, заботившиеся исключительно о своем должностном положении и своем обогащении, в то время как герои Первого и Второго народного ополчения были отодвинуты на второй план или вовсе сошли с исторической сцены. Более того, при любой возможности новые фавориты под разными предлогами старались их унизить, ущемить. Так, князь Пожарский, из местнических соображений отказавшийся объявлять боярство новопожалованному боярину Борису Салтыкову, был подвергнут унизительной процедуре – «выдаче головой». Выдача головой– обряд удовлетворения исков. В данном случае дьяк привел пешком князя Пожарского во двор Салтыкова, поставил его на нижнем крыльце и объявил Салтыкову, что царь выдает ему Пожарского головой. Салтыков озвучил Пожарскому его вину перед ним и отпустил со словами: «Повинную голову меч не сечет». Единственное, что спасало Московское царство от возобновления смуты, так это активная позиция и активная роль Земского собора и Боярской думы, которые делали все от них зависящее, чтобы вывести отечество из кризиса. Ведь, по существу, Михаил Федорович, принимая царский венец, как бы делал одолжение земству. Собор, умолявший его принять на себя ответственность за судьбу государства, со своей стороны взял на себя обязательства навести в стране порядок: прекратить междоусобия, грабежи и разбои, создать приемлемые условия для отправления державных функций, наполнить царскую казну всем необходимым для достойного «обихода» царского двора и содержания войска. Всенародно избранный Земский собор начал выполнять свои обязательства сразу же, о чем свидетельствует его переписка с Михаилом. Вот выписка из его доклада царю, еще находившемуся в пути: «Для сбора запасов послано и к сборщикам писано, чтоб они наскоро ехали в Москву с запасами… О грабежах и воровствах заказ учинен крепкий, воров и разбойников сыскиваем и велим их наказывать. Дворян и детей боярских без государева указа с Москвы мы никого не отпускали, а которые разъехались по домам, тем всем велено быть к государеву приезду в Москву». К польскому королю Собор направил посольство с предложением перемирия и размена пленными, а к «заворовавшимся» казакам и многочисленным шайкам «гулящих людей» посланы грамоты с предложением прекратить «братоубийства» и идти служить новоизбранному царю против шведского короля, захватившего Великий Новгород и его окрестности.... Узнав об избрании царем Михаила Романова, поляки попытались помешать ему занять престол. Небольшой отряд поляков отправился в Ипатьевский монастырь с целью убить Михаила, но по дороге заблудился. Простой крестьянин Иван Сусанин, дав "согласие" показать дорогу, завел их в дремучий лес. После пыток Сусанин был зарублен, так и не показав дороги к монастырю, погибли и поляки - покушение не удалось.

По возвращении в Москву Филарет согласился быть патриархом. С этого момента (1619 г) на Руси фактически было два государя: Михаил - сын, Филарет - отец. Государственные дела решались обоими, отношения между ними, по данным летописей, были дружелюбными, хотя патриарх имел большую долю в правлении. С приездом Филарета кончилось смутное и безвластное время. При Михайле Федоровиче велась война со Швецией, в результате которой по Столбовскому миру 1617 России вернулись Новгородские земли, а берега Балтийского моря остались у Швеции. Не удалось отвоевать Смоленск и ряд русских территорий у Польши во время войны 1632-1634. Успешно были продолжены колонизация Сибири и строительство засечных черт - оборонительных сооружений на южной окраине государства.

Последние 300 с лишним лет российского самодержавия (1613-1917 гг.) исторически связаны с династией Романовых, закрепившейся на российском престоле в период, получивший название Смуты. Появление на престоле новой династии всегда является крупным политическим событием и часто связано с революцией или переворотом, то есть, насильственным отстранением старой династии. В России смена династий была вызвана пресечением правящей ветви Рюриковичей в потомстве Ивана Грозного. Проблемы престолонаследия породили глубокий социально-политический кризис, сопровождавшийся вмешательством иноземцев. Никогда в России так часто не менялись верховные правители, каждый раз приводя к престолу новую династию. Среди претендентов на престол были представители из разных социальных слоев, были и иностранные кандидаты из числа «природных» династий. Царями становились то потомки Рюриковичей (Василий Шуйский, 1606-1610гг.), то выходцы из среды нетитулованного боярства (Борис Годунов, 1598-1605 гг.), то самозванцы (Лжедмитрий I, 1605-1606гг.; Лжедмитрий II, 1607-1610 гг.). Никому не удалось закрепиться на российском престоле до 1613 года, когда на царство избран был Михаил Романов, а в его лице утвердилась, наконец, новая правящая династия. Почему исторический выбор пал на род Романовых? Откуда они взялись и что из себя представляли ко времени прихода к власти?
Генеалогическое прошлое Романовых достаточно ясно представлялось уже в середине XVI века., когда началось возвышение их рода. В соответствии с поли-тической традицией того времени родословия содержали легенду о «выезде». Породнившись с Рюриковичами (см. табл.), боярский род Романовых заимствовал и общее направление легенды: Рюрик в 14 «колене» выводился от легендарного Прусса, а родоначальником Романовых был признан выходец «из прус». Одного происхождения с Романовыми (от легендарного Камбилы) традиционно считаются Шереметевы, Колычевы, Яковлевы, Сухово-Кобылины и другие известные в российской истории роды.
Оригинальную трактовку происхождения всех родов, имеющих легенду о выезде «из прус» (с преимущественным интересом к правящему дому Романовых) дал в XIX ст. Петров П. Н., работа которого была переиздана большим тиражом уже в наши дни.(Петров П. Н. История родов русского дворянства. Т.1–2, СПб, – 1886. Переизд.: М. – 1991.– 420с.; 318 с.). Он считает предков этих родов новгородцами, порвавшими с родиной по политическим соображениям на рубеже XIII-XIV вв. и выехавшими на службу к московскому князю. Предположение строится на том, что в Загородском конце Новгорода была Прусская улица, с которой начиналась дорога на Псков. Ее жители традиционно поддерживали оппозицию против новгородской аристократии и назывались «пруссами». «К чему же нам искать чужих пруссов?…» – спрашивает Петров П.Н., призывая «рассеять мрак сказочных вымыслов, принимавшихся до сих пор за истину и желавших во что бы то ни стало навязать роду Романовых нерусское происхождение».

Таблица 1.

Генеалогические корни рода Романовых (XII – XIVвв.) даны в трактовке Петрова П.Н. (Петров П. Н. История родов русского двлорянства. Т. 1–2, – СПб, – 1886. Переизд.: М. – 1991.– 420с.; 318 с.).
1 Ратша (Радша, христианское имя Стефан) – легендарный основоположник многих дворянских родов России: Шереметевых, Колычевых, Неплюевых, Кобылиных и т.д. Выходец «из прусс», по мнению Петрова П. Н. новгородец, слуга Всеволода Ольговича, а может и Мстислава Великого; по другой версии сербского происхождения
2 Якун (христианское имя Михаил), посадник новгородский, умер в монашестве с именем Митрофана в 1206 году
3 Алекса (христианское имя Горислав), в монашестве Варлаам св. Хутынский, умер в 1215 году или в 1243 году.
4 Гавриил, герой Невской битвы 1240 года, умер в 1241 году
5 Иван – христианское имя, в родословной Пушкиных – Иван Морхиня. По версии Петрова П.Н. до крещения звался Гланд Камбила Дивонович, перешел «из прусс» в ХІІІ в., общепринятый родоначальник Романовых.;
6 Этого Андрея Петров П. Н. считает Андреем Ивановичем Кобылой, пять сыновей которого стали основоположниками 17 родов российского дворянства, в числе которых – Романовы.
7 Григорий Александрович Пушка – основоположник рода Пушкиных, упоминается под 1380 годом. От него ветвь именовалась Пушкиными.
8 Анастасия Романова – первая жена Ивана IV, мать последнего царя Рюриковича – Федора Ивановича, через нее устанавливается генеалогическое родство династий Рюриковичей с Романовыми и Пушкиными.
9 Федор Никитич Романов (род. между 1554-1560, ум. 1663) с 1587 г. – боярин, с 1601 г. – пострижен в монахи с именем Филарет, патриарх с 1619 г. Отец первого царя новой династии.
10 Михаил Федорович Романов – основоположник новой династии, избран на царствие в 1613 году Земским собором. Династия Романовых занимала российский престол до революции 1917 года.
11 Алексей Михайлович – царь (1645-1676 гг.).
12 Мария Алексеевна Пушкина вышла замуж за Осипа (Абрама) Петровича Ганнибала, их дочь Надежда Осиповна – мать великого русского поэта. Через нее – пересечение родов Пушкиных и Ганнибалов.

Не отбрасывая традиционно признаваемого родоначальника Романовых в лице Андрея Ивановича, но развивая мысль о новгородском происхождении «выезжих из прус», Петров П.Н. считает, что Андрей Иванович Кобыла является внуком новгородца Иакинфа Великого и имеет отношение к роду Ратши (Ратша – уменьшительное от Ратислава. (см. табл. 2).
В летописи он упоминается под 1146 г. в ряду других новгородцев на стороне Всеволода Ольговича (зятя Мстислава, великого киевского князя 1125-32 гг.). При этом из схемы исчезает Гланд Камбила Дивонович–традиционный родоначальник, «выходец из прус», а до середины XII в. прослеживаются новгородские корни Андрея Кобылы, который, как уже было сказано выше, считается первым документально известным предком Романовых.
Становление царствующего с начала XVII в. рода и выделение правящей ветви представляется в виде цепочки Кобылины – Кошкины – Захарьины – Юрьевы – Романовы (см. табл. 3), отражающей трансформацию родового прозвания в фамилию. Возвышение рода относится ко второй трети XVI в. и связано с женитьбой Ивана IV на дочери Романа Юрьевича Захарьина – Анастасии. (см. табл. 4. В то время это была единственная нетитулованная фамилия, удержавшаяся в первых рядах старомосковского боярства в потоке новых титулованных слуг, нахлынувших к государеву Двору во второй половине XV в. – начале XVI в. (князья Шуйские, Воротынские, Мстиславские, Трубецкие).
Родоначальником ветви Романовых был третий сын Романа Юрьевича За-харьина – Никита Романович (ум. 1586 г.), родной брат царицы Анастасии. Его потомки уже именовались Романовыми. Никита Романович – московский боярин с 1562 года, активный участник Ливонской войны и дипломатических переговоров, после смерти Ивана IV возглавлял регентский совет (до конца 1584 г.).Один из немногих московских бояр XVI в., оставивших по себе добрую память в народе: имя сохранила народная былина, изображающая его добродушным посредником между народом и грозным царем Иваном.
Из шести сыновей Никиты Романовича особенно выдавался старший – Федор Никитич (в последствии – патриарх Филарет, негласный соправитель первого российского царя рода Романовых) и Иван Никитич, который входил в состав Семибоярщины. Популярность Романовых, приобретенная их личными качествами, усилилась от гонений, которым они подверглись со стороны Бориса Годунова, видевшего в их лице потенциальных соперников в борьбе за царский престол.

Таблица 2 и 3.

Избрание на царство Михаила Романова. Приход к власти новой династии

В октябре 1612 г. в результате успешных действий второго ополчения под командованием князя Пожарского и купца Минина Москва была освобождена от поляков. Создано Временное правительство и объявлено о выборах в Земский собор, созыв которого планировался на начало 1613 года. На повестке дня был один, но крайне наболевший вопрос – выборы новой династии. Из иноземных королевских домов единогласно решили не выбирать, а по поводу отечественных кандидатов единства не было. В числе знатных кандидатов на престол (князей Голицына, Мстиславского, Пожарского, Трубецкого) был и 16-летний Михаил Романов из давнего боярского, но нетитулованного рода. Сам по себе он имел мало шансов на победу, но на его кандидатуре сошлись интересы дворянства и казачества, игравшего определенную роль в период Смуты. Бояре надеялись на его неопытность и предполагали сохранить свои политические позиции, укрепившиеся за годы Семибоярщины. На руку было и политическое прошлое рода Романовых, о чем говорилось выше. Хотели выбрать не способнейшего, а удобнейшего. Среди народа активно велась агитация в пользу Михаила., что также сыграло не последнюю роль в его утверждении на престоле. Окончательное решение было принято 21 февраля 1613 года. Михаил был выбран Собором, утвержден «всей землей». Исход дела решила записка неизвестного атамана, заявившего, что Михаил Романов стоит ближе всех по родству к прежней династии и может считаться «природным» русским царем.
Таким образом в его лице было восстановлено самодержавие легитимного характера (по праву рождения). Были утрачены возможности альтернативного политического развития России, заложенные в период Смуты, вернее, в оформившейся тогда традиции выборности (а значит и сменяемости) монархов.
За спиной царя Михаила на протяжении 14 лет стоял его отец – Федор Никитич, больше известный под именем Филарета, патриарха русской церкви (официально с 1619 г.). Случай уникальный не только в российской истории: сын занимает высший государственный пост, отец – высший церковный. Вряд ли это случайное совпадение. На размышления о роли рода Романовых в период Смуты наводят некоторые интересные факты. Например, известно, что Григорий Отрепьев, появившийся на российском престоле под именем Лжедмитрия I, до ссылки в монастырь был холопом Романовых, и он же, став самозванным царем, вернул Филарета из сылки, возвел в сан митрополита. Лжедмитрий II, в Тушинской ставке которого находился Филарет, произвел его в патриархи. Но как бы там ни было, в начале XVII в. в России утвердилась новая династия, вместе с которой государство функционировало более трехсот лет, переживая взлеты и падения.

Таблицы 4 и 5.

Династические браки Романовых, их роль в российской истории

В течение XVIII в. интенсивно устанавливались генеалогические связи дома Романовых с другими династиями, которые расширились до такой степени, что, образно говоря, собственно Романовы растворились в них. Эти связи формировались, главным образом, через систему династических браков, утвердившихся в России со времени Петра I. (см. табл. 7-9). Традиция равнородных браков в условиях династических кризисов, столь характерных для России в 20-60-е годы XVIII в., вела к передаче российского престола в руки другой династии, представитель которой выступал от имени пресекшейся династии Романовых (в мужском потомстве – после смерти в 1730 г. Петра II).
В течение XVIII в. переход от одной династии к другой осуществлялся как по линии Ивана V – к представителям Мекленбургской и Брауншвейгской династий (см. табл.6), так и по линии Петра I – к членам Голштейн-Готторпской династии (см табл 6) , потомки которой и занимали российский престол от имени Романовых от Петра III до Николая II (см. табл. 5). Голштейн-Готторпская династия, в свою очередь, являлась младшей ветвью датской династии Ольденбургов. В XIX в. традиция династических браков продолжалась, генеалогические связи множились (см. табл. 9), порождая стремление «спрятать» иноземные корни первых Романовых, столь традиционные для Российского централизованного государства и обременительные для второй половины XVIII – XIX вв. Политическая необходимость подчеркнуть славянские корни правящей династии нашла свое отражение в трактовке Петрова П.Н.

Таблица 6.

Таблица 7.

Иван V находился на российском престоле 14 лет (1682-96 гг.) совместно с Петром I (1682-1726), первоначально при регенстве своей старшей сестры Софьи (1682-89 гг.). Активного участия в управлении страной не принимал, потомков мужского рода не имел, его две дочери (Анна и Екатерина) были выданы замуж, исходя из государственных интересов России начала XVIII века (см. таблицу 6). В условиях династического кризиса 1730 года, когда пресеклось мужское потомство линии Петра I, на российском престоле утвердились потомки Ивана V: дочь – Анна Иоанновна (1730-40 гг.), правнук Иван VI (1740-41 гг.) при регенстве матери Анны Леопольдовны, в лице которых на российском престоле фактически оказались представители Брауншвейгской династии. Переворот 1741 года вернул трон в руки потомков Петра I. Однако, не имея прямых наследников, Елизавета Петровна передала российский престол своему племяннику Петру III, по отцу принадлежащему к Голштейн-Готторпской династии. Династия Ольденбургов (через Голштейн-Готторпскую ветвь) соединяется с домом Романовых в лице Петра III и его потомков.

Таблица 8.

1 Петр II – внук Петра I, последний представитель мужского пола из рода Романовых (по матери представитель Бланкенбургской-Вольфенбюттельской династии).

2 Павел I и его потомки, правившие Россией до 1917 года, с точки зрения происхождения к роду Романовых не принадлежали (Павел I – по отцу представитель Голштейн-Готторпской, по матери – Ангальт-Цербтской династий).

Таблица 9.

1 У Павла I было семь детей, из них: Анна – жена принца Вильгельма, в последствии короля Нидерландского (1840-49 гг.); Екатерина - с 1809 года жена принца
Георга Ольденбургского, с 1816 г. в браке с принцем Вильгельмом Вюртембургским, позднее ставшим королем; Александра – первый брак с Густавом IV шведским королем (до 1796 г.), второй брак – с 1799 г. с эрцгерцогом Иосифом, палан-тином венгерским.
2 Дочери Николая I: Мария – с 1839 года супруга Максимилиана, герцога Лейтенбергкого; Ольга – с 1846 года супруга Вюртембергского наследного принца, затем – короля Карла I.
3 Другие дети Александра II: Мария – с 1874 года в супружестве с Альфредом Альбертом, герцогом Эдинбургским, позднее герцогом Саксен-Кобург-Готским; Сергей – женат на Елизавете Федоровне, дочери герцога Гессенского; Павел – с 1889 года в супружестве с греческой королевной Александрой Георгиевной.

27 февраля 1917 года в России произошла революция, в ходе которой было свергнуто самодержавие. 3 марта 1917 года последний российский император Николай II в военном вагончике под Могилевом, где в то время находилась Ставка, подписал отречение от престола. На этом закончилась история монархической России, которая 1 сентября 1917 года была объявлена республикой. Семья свергнутого императора была арестована и выслана в Екатеринбург, а летом 1918 года, когда создалась угроза захвата города армией А.В.Колчака, расстреляна по приказу большевиков. Вместе с императором был ликвидирован его наследник – несовершеннолетний сын Алексей. Младший брат Михаил Александрович, наследник второго круга, в пользу которого Николай ІІ отрекся от престола, был убит на несколько дней раньше под Пермью. На этом история рода Романовых должна бы закончиться. Однако, исключая всякие легенды и версии, достоверно можно сказать, что этот род не угас. Уцелела боковая, по отношению к последним императорам, ветвь – потомки Александра II (см. таблицу 9, продолжение). Великий князь Кирилл Владимирович (1876 – 1938 гг.) в порядке престолонаследия был следующим после Михаила Александровича, младшего брата последнего императора. В 1922 году, после завершения гражданской войны в России и окончательного подтверждения сведений о гибели всей императорской семьи, Кирилл Владимирович объявил себя Блюстителем престола, а в 1924 году принял титул императора Всероссийского, Главы российского императорского дома за рубежом. Его семилетний сын Владимир Кириллович был провозглашен наследником престола с титулом Великий Князь Наследник Цесаревич. Он наследовал отцу в 1938 г. и был Главой российского императорского дома за рубежом до своей смерти в 1992 г. (см. таблицу 9, продолжение.) Похоронен 29 мая 1992 г. под сводами собора Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Главой Российского императорского Дома (за рубежом) стала его дочь Мария Владимировна.

Милевич С.В. - Методическое пособие по изучению курса генеалогии. Одесса, 2000.

Романовы - древний российский дворянский род. Родоначальником его считается Андрей Иванович Кобыла, отец которого (по более принятому воззрению), Гланда-Камбила Дивонович, в крещении Иван, приехал в Россию в последней четверти XIII в. из Литвы либо "из Прусс". В среде историков существует также мировоззрение, что Романовы выходцы из Новгорода. Андрей Иванович Кобыла имел 5 отпрыской: Семечки Коня, Александра Елку, Василия Ивантая, Гавриила Гавшу и Федора Кошку, которые стали родоначальниками 17 российских дворянских домов. Ветвь, положившая начало дому Романовых, пошла от Федора Кошки. В первом колене Андрей Иванович и его сыновья прозывались Кобылиными, Федор Андреевич и его отпрыск Иван - Кошкиными. Дети Захария Ивановича Кошкина стали Кошкиными-Захарьиными, а внуки - просто Захарьиными.

От Юрия Захарьевича пошли Захарьины-Юрьевы, а от его брата Якова - Захарьины-Яковлевы. Фамилия Романовы пришла в династию от вельможи Никиты Романовича Захарьина-Юрьева. Благодаря браку его сестры Анастасии с царем Иваном IV Суровым род Захарьиных-Юрьевых пересекся в XVI веке с династией Рюриковичей и приблизился к королевскому двору. Внучатый племянник Анастасии, отпрыск вельможи Федора Никитича Романова (потом - Столичного патриарха Филарета) Миша Федорович в 1613 году был избран Земским собором на королевство, и его потомство (которое обычно именуется «Дом Романовых») норма Россией до 1917 года.

Ниже представлены имена всех царей, царей и правителей династии Романовых.

  • Миша Федорович (1596-1645), 1-ый российский правитель из династии Романовых. Царил с 1613 года.
  • Алексей Михайлович (1629-1676), российский правитель с 1645 г.
  • Феодор III Алексеевич (1661-1682), российский правитель с 1676 г.
  • Софья Алексеевна (1657-1704), правительница Рф при молодых братьях царях Иване V и Петре I в 1682-1689 гг.
  • Иван V Алексеевич (1666-1696), российский правитель в 1682-1696 гг.
  • Петр I Алексеевич Величавый (1672-1725), российский правитель с 1682 г. и русский правитель с 1721 г.
  • Екатерина I Алексеевна (Марта Скавронская) (1684-1727), русская императрица с 1725 г., супруга Петра I.
  • Петр II Алексеевич (1715-1730), русский правитель с 1727 г., внук Петра I от его отпрыска Алексея.
  • Анна Иоанновна (Ивановна) (1693-1740), русская императрица с 1730 г., дочь царя Ивана V.
  • Анна Леопольдовна (Елизавета Екатерина Христина) (1718-1746), правительница Русской империи при собственном молодым отпрыску императоре Иване VI в 1740-1741 гг. Внучка царя Ивана V от его дочери Екатерины.
  • Иван VI Антонович (1740-1764), младенец-император с 9 ноября 1740 г. по 25 ноября 1741 г.
  • Елизавета Петровна (1709-1762), русская императрица с 1741 г., дочь Петра I.
  • Петр III Федорович (1728-1762), русский правитель с 1761 г., внук Петра I от его дочери Анны.
  • Екатерина II Алексеевна Величавая (Софья Августа Фредерика Анхальт-Цербстская) (1729-1796), русская императрица с 1762 г., супруга Петра III.
  • Павел I Петрович (1754-1801), русский правитель с 1796 г.
  • Александр I Павлович (1777-1825), русский правитель с 1801 г.
  • Николай I Павлович (1796-1855), русский правитель с 1825 г., 3-ий отпрыск Павла I.
  • Александр II Николаевич (1818-1881), русский правитель с 1855 г.
  • Александр III Александрович (1845-1894), русский правитель с 1881 г.
  • Николай II Александрович (1868-1918), последний русский правитель с 1894 по 1917 гг.
  • Миша II Александрович (1878-1918), 4-ый отпрыск Александра III, некими историками именуется последним русским царем, потому что формально был им 1 день (2-3 марта 1917 г.).
  • Источники:

  • Хронос - глобальная история в интернете.
  • Википедия - свободная интернет-энциклопедия.
  • Мегаэнциклопедия KM.RU - универсальная энциклопедия на мультипортале KM.RU.
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона - интернет версия русской уникальной энциклопедии выпущенной сначала ХХ века акционерным издательским обществом Ф. А. Брокгауза - И. А. Ефрона.
  • Божерянов И.Н. Романовы. 300 лет служения Рф. - М.: Белоснежный город, 2006.
  • Дополнительно на сайт:

  • У кого из царей династии Романовых не было малышей?
  • Сколько малышей было у русского правителя Петра I?
  • Как звали жен Ивана Сурового?
  • Кто был фаворитом-любовником Екатерины II?
  • Какова история «Ганиной ямы»?
  • Где в Интернете есть возможность прочесть книжку Николая Соколова "Убийство королевской семьи"?
  • Кого из российских царей нету на монументе "Тысячелетие Рф" в Величавом Новгороде?
  • Встреча Великого посольства Михаилом Федоровичем Романовым и инокиней Марфой у Святых ворот Ипатьевского монастыря 14 марта 1613 года. Миниатюра из «Книги об избрании на царство на превысочайший престол великаго российскаго царствия Великаго Государя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея великия России Самродержца. 1673 год»

    Шел 1913 год. Ликующая толпа встречала государя императора, прибывшего с семьей в Кострому. Торжественная процессия направлялась к Ипатьевскому монастырю. Триста лет назад в стенах монастыря скрывался от польских интервентов молодой Михаил Романов, здесь упрашивали его венчаться на царство московские дипломаты. Здесь, в Костроме, началась история служения династии Романовых Отечеству, трагически оборвавшаяся в 1917 году.

    Первые Романовы

    Почему именно на Михаила Федоровича, семнадцатилетнего юношу возложили ответственность за судьбу государства? Род Романовых был тесно связан с пресекшейся династией Рюриковичей: у первой жены Ивана Грозного, Анастасии Романовны Захарьиной, были братья, первые Романовы, получившие фамилию от имени своего отца. Самый известный из них – Никита. Борис Годунов видел в Романовых серьезных соперников в борьбе за престол, поэтому все Романовы были сосланы в ссылку. Только двое сыновей Никиты Романова остались в живых – Иван и Федор, который был сострижен в монахи (в монашестве он получил имя Филарет). Когда закончилось бедственное для России Смутное время, нужно было выбирать нового царя, и выбор пал на юного сына Федора, Михаила.

    Михаил Федорович правил с 1613 по 1645 гг., но фактически страной управлял его отец, патриарх Филарет. В 1645 году на престол взошел шестнадцатилетний Алексей Михайлович. Во время его правления на службу охотно призывались иностранцы, возник интерес к западной культуре и обычаям, а дети Алексея Михайловича испытали влияние европейского образования, что во многом определило дальнейший ход российской истории.

    Алексей Михайлович был женат дважды: первая жена, Мария Ильинична Милославская, подарила царю тринадцать детей, но лишь двое из пяти сыновей, Иван и Федор, пережили отца. Дети были болезненными, а Иван еще и страдал слабоумием. От второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной у царя было трое детей: две дочери и сын Петр. Алексей Михайлович умер в 1676 году, на царство венчали Федора Алексеевича, четырнадцатилетнего мальчика. Царствование было недолгим – до 1682 года. Его братья тогда еще не достигли совершеннолетия: Ивану было пятнадцать лет, а Петру около десяти. Их обоих провозгласили царями, но правление государством было в руках их регентши, царевны Софьи Милославской. Достигнув совершеннолетия, Петр вернул власть. И хотя Иван V тоже носил царский титул, государством правил один Петр.

    Эпоха Петра Великого

    Петровская эпоха – одна из самых ярких страниц отечественной истории. Однако нельзя дать однозначную оценку ни личности самого Петра I, ни его правлению: несмотря на всю прогрессивность его политики, его действия порой были жестокими и деспотичными. Это подтверждает и участь его старшего сына. Петр был женат дважды: от союза с первой женой Евдокией Федоровной Лопухиной родился сын Алексей. Восемь лет брака закончились разводом. Евдокию Лопухину, последнюю русскую царицу, отправили в монастырь. Царевич Алексей, воспитанный матерью и ее родственниками, враждебно относился к отцу. Вокруг него сплотились противники Петра I и его преобразований. Алексея Петровича обвинили в измене и приговорили к смертной казни. Он умер в 1718 году в Петропавловской крепости, не дождавшись исполнения приговора. От второго брака с Екатериной I только двое детей – Елизавета и Анна – пережили отца.

    После смерти Петра I в 1725 году началась борьба за престол, фактически, самим же Петром спровоцированная: он отменил старый порядок престолонаследия, по которому власть перешла бы к его внуку Петру, сыну Алексея Петровича, и издал указ, по которому самодержец мог сам назначать себе преемника, но не успел составить завещания. При поддержке гвардии и ближайшего окружения умершего императора на престол взошла Екатерина I, ставшая первой императрицей государства российского. Ее правление было первым в череде царствований женщин и детей и положило начало эпохе дворцовых переворотов.

    Дворцовые перевороты

    Правление Екатерины было недолгим: с 1725 по 1727 гг. После ее смерти к власти все-таки пришел одиннадцатилетний Петр II, внук Петра I. Он правил всего три года и умер от оспы в 1730 году. Это был последний представитель рода Романовых по мужской линии.

    Управление государством перешло в руки к племяннице Петра Великого, Анне Ивановне, правившей до 1740 года. Детей у нее не было, и по ее завещанию престол перешел к внуку ее родной сестры Екатерины Ивановне, Ивану Антоновичу, двухмесячному младенцу. При помощи гвардейцев дочь Петра I Елизавета свергла Ивана VI и его мать и пришла к власти в 1741 году. Печальна судьба несчастного ребенка: его вместе с родителями сослали на север, в Холмогоры. Он всю свою жизнь провел в заточении, сначала в глухом селе, затем – в Шлиссельбургской крепости, где оборвалась его жизнь в 1764 году.

    Елизавета правила 20 лет – с 1741 по 1761 гг. – и умерла бездетной. Она была последней представительницей рода Романовых по прямой линии. Остальные российские императоры, хоть и носили фамилию Романовых, фактически представляли немецкую династию Гольштейн-Готторп.

    По завещанию Елизаветы венчали на царство ее племянника – сына сестры Анны Петровны – Карла Петра Ульриха, в православии получившего имя Петр. Но уже в 1762 году его супруга Екатерина, опираясь на гвардию, совершила дворцовый переворот и пришла к власти. Екатерина II правила Россией более тридцати лет. Возможно, поэтому одним из первых указов ее сына Павла I, пришедшего к власти в 1796 году уже в зрелом возрасте, было возвращение к порядку престолонаследия от отца к сыну. Однако у его судьбы тоже трагический финал: его убили заговорщики, и к власти в 1801 году пришел его старший сын Александр I.

    От восстания декабристов – к февральской революции.

    У Александра I не было наследников, его брат Константин царствовать не желал. Непонятная ситуация с престолонаследием спровоцировала восстание на Сенатской площади. Оно было жестко подавлено новым императором Николаем I и вошло в историю, как восстание декабристов.

    У Николая I было четыре сына, на престол взошел старший – Александр II. Он правил с 1855 по 1881 гг. и погиб после покушения народовольцев.

    В 1881 году на престол взошел сын Александра II – Александр III. Он не был старшим сыном, но после смерти цесаревича Николая в 1865 году его начали готовить к государственной службе.

    Выход Александра III к народу на Красное крыльцо после коронации. 15 мая 1883. Гравюра. 1883

    После Александра III венчали на царство его старшего сына – Николая II. На коронации последнего российского императора произошло трагическое событие. Было объявлено, что на Ходынском поле будут раздавать подарки: кружку с императорским вензелем, полбуханки пшеничного хлеба, 200 грамм колбасы, пряник с гербом, горсть орехов. В давке за эти подарки погибли и получили увечья тысячи людей. Многие, склонные к мистицизму, усматривают прямую связь трагедии на Ходынке с убийством императорской семьи: в 1918 году Николай II, его супруга и пятеро детей были расстреляны в Екатеринбурге по приказу большевиков.

    Маковский В. Ходынка. Акварель. 1899

    С гибелью царской семьи не угас род Романовых. Большинству великих князей и княгинь с семьями удалось бежать из страны. В частности, сестрам Николая II – Ольге и Ксении, его матери Марии Федоровне, его дяде – брату Александра III Владимиру Александровичу. Именно от него идет род, возглавляющий Императорский Дом в наши дни.