Методическое пособие по динамическому чтению. Приемы и правила динамического чтения и скорочтения

Следующий этап: чтение глазами, минуя речедвигательный и слуховой аппарат - динамическое чтение. Начинать работу можно в любом возрасте, главное условие - работать каждый день. Главные факторы, мешающие быстрому чтению:

Регрессия - возвратные движения глаз.

Малое поле зрения (участок графической информации, воспринимаемый глазами за одну фиксацию), т.е. ясное поле видения в строке без передвижения зрачков. У нетренированного чтеца за одну фиксацию воспринимается несколько букв, в лучшем случае отдельное слово. На книжной строке делает 12-16 фиксаций. При тренировке можно сократить их до 2-3. Быстрее читать значит "шире глядеть".

- Неумение найти главное в тексте.

Недостаточное использование явления антиципации (смысловой догадки).

Артикуляция. Слова при медленном чтении мысленно проговариваются. В процессе чтения участвует слуховой аппарат (уши). Некоторые при чтении шевелят губами или шепчут. В этом случае скорость в 4 раза ниже возможной.

Поскольку динамическое чтение - это чтение глазами, то начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти и внимания. Этому способствует так называемое "фотографирование" различного рода картинок, карточек, предметов.

Найти лишнюю букву (смотреть 1 сек.): а о в у и.

Найти лишний слог: бо но ро мы со ко.

Найти лишнее слово: 1) река, речка, ручей, ручка, ручеек.

2) слон, лев, мак, тигр.

3) мала, моль, мела, мила

Раздели слова на 2 группы: 1) корова, соловей, коза, ворона, овца, сорока.

2) заяц, горох, ежик, медведь, капуста, волк, огурец.

3) ленивый, смелый, честный, жадный, добрый, трусливый.

Из какой сказки слова?

Я - мышка-норушка…

Бежит молочко по вымечку.

Таблицы Шульте.

Очень хорошо развивают поле зрения таблицы Шульте. Работа выполняется за 10 сек, уменьшая постепенно до 4 сек. На карточках написаны цифры от 1 до 10 и от 1 до 25. Так же можно написать буквы.

Памятка к таблицам

Как можно быстрее назови все числа (или буквы) по порядку, указывая их карандашом.

Старайся запомнить расположение сразу двух - трех следующих друг за другом чисел.

Помни: глаза смотрят в центр таблицы, видят её целиком.

Чтение - спринт.

Читать на максимальной для ребенка скорости незнакомый текст, плотно сжав губы, а после прочтения надо ответить на вопросы по тексту. Во время чтения учитель поторапливает учеников: "Быстреё, быстрей, еще быстрей". Читать нужно все. Рекомендуется выполнять это упражнение перед чтением вслух каждого текста.

Памятка:

1. Плотно сожми губы и зубы.

  1. Читай только глазами.
  2. Читай как можно быстрей.
  3. Ответь на вопросы к тексту.

Чтение со счетом слов

Читая текст, ребенок должен считать слова, а в конце должен назвать число слов и ответить на вопросы по тексту. Цель этого упражнения: загрузить уши ребенка посторонней работой - счетом слов. В этом случае дети лишены возможности произносить текст про себя. Они приучаются читать только глазами.

Памятка.

1. Плотно сожми губы и зубы.

  1. Читай только глазами.
  2. Читай как можно быстрей, считая про себя слова текста.
  3. Ответь на вопросы к тексту.

Число слов в тексте: ответ отличный, если расхождение между названным числом и действительным не превышает 2%, хорошим - 5%, удовлетворительным - 10% при условии, что дети ответили на вопросы к тексту.

Упражнение можно усложнить, считая тройки слов, строки, пары слов.

Если скорость чтения достигает 120-150 слов в минуту можно ввести механический подсчет слов: считать надо до 10 (30). Досчитав до 10, начинаем считать заново. Считать нужно про себя, четко, ясно, без пауз, непрерывно.

Вертикальное чтение (чтение разведка).

Дети на максимальной скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Таким образом, дети учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное. Так же используем памятку:

  1. Плотно сожми губы и зубы.
  2. Поставь пальцы на начало и конец строки.

    При чтении закрыть 5 букв слева, потом 5 букв справа, затем с двух сторон одновременно.

    Чтение со звучанием музыки.

Обучение динамическому чтению.

Обучая учащихся на протяжении многих лет, замечала, что у всей души. ь друг другу, умеют радоваться успехам другихти себя так, чтобы окружающим было приятно находиться рядом.ьность линельзя быть счастливым, не умея читать. Сколько несчастливых детей уходит из начальной школы в среднее звено, где они не в силах освоить программу. Они тратят уйму времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют, не могут решать задачи.

Формируется своеобразный психологический барьер: ученик не верит в возможность достижения хороших результатов, в следующих классах у него снижается эмоциональная отзывчивость, возникают частые конфликты с учителями. Нечитающий ребенок, подросток – это катастрофа школы, общества.

Стала изучать опыт учителей по данной проблеме, искать ответ на вопрос: «Нельзя ли хотя бы в какой-то мере изменить существующее положение?»

Оказывается можно. Нужно научить учащихся начальной школы быстро читать.

Для того чтобы повысить технику и сознательность чтения, учителя начальных классов пользуются нетрадиционным методом обучения чтению – методом динамического чтения. Меня заинтересовал этот метод работы, и я решила попробовать, добавляя и другие, наработанные мною, формы работы.

Динамическое чтение – качественно новый метод: читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки; читатель становится как бы соавтором текста. При динамическом чтении ученик видит всю графическую информацию, он читает текст в целом, воспринимает всю информацию. Динамическое чтение – это чтение глазами. Ученик читает, минуя речедвигательный и слуховой аппарат, слова воспринимаются как картинки.

Начинать можно в любом классе в любое время. Единственное условие – работать каждый день.

Факторы, мешающие быстрому чтению:

    Регрессия - возвратные движения глаз;

    Малое поле зрения (участок графической информации, воспринимаемый глазами за одну фиксацию) т.е. поле видения в строке без передвижения зрачков. У нетренированного чтеца за одну фиксацию воспринимается несколько букв, в лучшем случае отдельное слово. На книжной строке такой читатель делает 12-16 фиксаций. При тренировке число фиксаций в строке сокращается до 2-3. Ученые доказали, что поле зрения глаза можно увеличить путем упражнений и научить глаз двигаться вертикально. Можно сделать вывод: быстрее читать, значит «шире глядеть», т.е. одновременно захватывать в поле зрения как можно больше слов.

    Неумение найти главное в тексте. Для большинства читателей в тексте «все главное», они не умеют пропускать через «фильтр» избыточную информацию, быстро находить нужное.

    Слушать своего товарища, который читает очень медленно.

    Недостаточное использование явления антиципации (смысловой догадки).

    Артикуляция. Слова при медленном чтении мысленно проговариваются. В процессе чтения участвует слуховой аппарат (уши). Некоторые при чтении шевелят губами или шепчут. Читатель, таким образом, не только видит, но и проговаривает и даже слышит слово, а скорость говорения в четыре раза меньше скорости мысли.

Значит, это тоже замедляет чтение. Отсюда можно сделать вывод, что динамическое чтение помогает преодолевать трудности.

Динамическое чтение – это чтение глазами. Алексей Кушнир, известный педагог, поддерживает: «Сидеть на громком чтении – затормаживать развитие. Чаще читать про себя, реже вслух. А обучение чтению на первых этапах только на эталоне чтения».

Перед приходом в первый класс и на самых первых уроках стараюсь выучить весь алфавит. На уроках дети составляют слова по образцу, я читаю, читают все вместе, читают вместе со мной подписи под картинками, запоминают. Стараются воспроизвести в конце урока, через день и т.д.

Вырезают буквы из старых газет и составляют слова (можно наклеивать). Лепят слова из пластилина.

Я читаю вслух, дети ведут пальчиком в воздухе, один указкой. Ученики читают вместе со мной вслух, повторяя за мной. Читают начало или конец слова, предложения (что показываю я). Вместе со мной или диктором (при использовании магнитофона) только окончание, потом всё слово. Учу детей следить глазами за читающим, при остановке чтения, дети должны показать слово, на котором остановился читающий. Во 2 классе поют песни за исполнителями, тексты лежат перед детьми.

Если очень трудный материал для восприятия, дети должны следить, проговаривать про себя, после чего ответить на вопросы, сказать о том, что поняли. Стараюсь задавать как можно больше вопросов. Тетрадка – тест у каждого ученика

(10 вопросов – утверждений), если ученик согласен с утверждением, он ставит «+», если не согласен - «-».

Например: Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Я предлагаю учащимся следующие утверждения:

1. Жили-были мужик да баба – « - »

2. Пошла Алёнушка в лес и братца с собой взяла – « - »

3. Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает – « + »

4. Не послушался Иванушка и напился из лошадиного копытца – « - »

5. Залилась Алёнушка слезами, села на пенёк – плачет – « - »

6. Алёнушка подумала-подумала и пошла за купца замуж – « + »

7. Привела ведьма Алёнушку на озеро – « - »

8. Одному козлёночку всё было ведомо – « + »

9. Велела ведьма растопить печи, греть котлы чугунные – « - »

10. Пошёл слуга на реку – « + »

Тетрадка ученика – 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 итог

Чтобы проверить правильность ответов, учащиеся обмениваются тетрадями в парах и под мою диктовку обводят правильные ответы, после чего идёт проверка ошибок. Такую работу я провожу и как проверку домашнего задания, и после первичного ознакомления с текстом, что нацеливает учащихся на внимательное чтение. Для обучения динамическому чтению необходима помощь родителей. Каждый день 10-20 минут. Взрослый читает вслух, ребенок следит, необходимо менять темп чтения (ускорять, уменьшать).

И параллельно начинается работа над скорочтением.

Начинаю работу над скорочтением с развития зрительной памяти, внимания, этому способствует так называемое «фотографирование» различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся за одну секунду должны запомнить все, что изображено на картинке «сфотографировать». Одну секунду можно отмерить, произнося число двадцать один про себя. Например, я показываю иллюстрацию к сказке. Дети должны за одну секунду запомнить все, что на ней изображено, и сказать, как называется сказка.

Перед демонстрацией предупреждаю учащихся, что они должны смотреть очень внимательно. Затем после команд «Приготовиться!» «Внимание!» даю команду «Фотографируем!»

Начинаю работу в 1 классе. По мере того, как дети знакомятся с буквами, учатся читать, предлагаю следующие задания.

    Найти лишнюю букву (фотографируем):

а, о, в, у, и

    Найди лишний слог:

бо, но, ро, мы, со, ко

    Найди лишнее слово: река, речка, ручей, ручка, ручеёк.

(У меня подобран специальный блок слов для этой работы)

    Раздели слова на две группы:

корова заяц ленивый

соловей горох смелый

коза ежик честный

ворона медведь жадный

овца капуста добрый

сорока волк трусливый

огурец

    Из какой сказки эти слова?

Я - мышка норушка…

Бежит молочко по вымечку …

Очень хорошо развивают поле зрения таблицы Шульте. Работа выполняется за 10 секунд, но при тренировке многие учащиеся считывают за 5-4 секунды.

Таблицы Шульте



В работе с таблицами использую памятку:

1. Как можно быстрее назови все числа по порядку, указывая их карандашом.

2. Старайся запомнить расположение сразу двух-трех следующих друг за другом чисел.

3. Помни: глаза смотрят в центр таблицы, видят всю её целиком.

Наряду с таблицами Шульте использую и таблицы Т.Г. Швайко.

Цель – обучение вертикальному движению глаз.

Таблицы Т.Г. Швайко.

Комплект А № 1 Комплект А № 2 Комплект А № 3

13 33 9 4 26 26 31 23 5 21 10 32 27 3 23

3 22 19 2 30 17 3 35 11 29 6 35 17 13 33

28 31 12 24 6 14 22 8 24 6 30 12 24 5 8

7 10 21 27 14 20 33 27 16 13 22 9 15 26 29

35 18 1 16 8 12 30 18 2 34 20 28 34 18 1

23 5 29 32 11 1 7 25 28 9 25 4 7 31 13

15 34 17 25 20 32 10 15 4 19 16 11 19 2 21

Комплект Б составлен из чисел от 35 до 70, комплект В – от 100 до 135.

Работая над текстом на уроках чтения, использую следующие упражнения: «чтение-спринт», «чтение-разведка», чтение со счетом слов. Эти упражнения начинаю в конце 1 класса.

Чтение-спринт заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав губы, а после прочтения текста отвечают на сформулированные мною перед чтением вопросы к тексту. Во время чтения поторапливаю детей: «Быстрей, быстрей, еще быстрей», добавляя при этом: «Читать нужно все». Рекомендую проводить это упражнение перед чтением вслух каждого текста. Перед чтением следует подготовить класс психологически, дать команды: «Приготовиться! Внимание! Начали!»

При обучении «чтению-спринт» пользуюсь следующей памяткой:

    Плотно сожми губы и зубы.

    Читай только глазами.

    Читай как можно быстрей.

    Ответь на вопросы к тексту.

При таком чтении использую ещё и такую форму работы – «Ответь одним словом». Когда, начиная читать текс, учащиеся не знают, какие вопросы им будут заданы, после чтения они должны ответить на мои вопросы одним словом из текста (учебники закрыты). Проверка может проходить как устно, так и письменно.

Чтение со счетом слов заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчета числа слов назвать число и ответить на сформулированные мною вопросы к тексту.

Цель этого упражнения – загрузить уши учащихся посторонней работой – счетом слов.

В этом случае школьники лишены возможности произносить текст про себя. Они приучаются читать только глазами.

Первый вопрос к учащимся – о числе слов в тексте. Ответ можно считать отличным, если расхождение между названным числом и действительным

не превышает 2%, хорошим - удовлетворительным –5-10%, при условии, если дети ответили на вопросы по содержанию текста.

Упражнение постепенно усложняю, считая тройки слов, строки, пары слов, а на уроках русского языка предлагаю прочитать текст упражнения со счетом слов на определенное правило.

В целях обучения детей вертикальному чтению использую упражнение «чтение - разведка». Оно заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные перед чтением. Таким образом, дети учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное.

Использую памятку:

    Плотно сожмите губы и зубы.

    Поставьте пальцы на начало и конец строки.

    Просматривая текст вертикальным движением глаз, найди ответы на вопросы.

Это упражнение использую на уроках русского языка, например, «разведчики» находят в тексте словарные или слова на какое-либо правило. На уроках математики предлагаю отыскать среди примеров пример с определенным ответом.

Все эти упражнения провожу с привлечением незнакомого текста, затем текст прочитывается вслух и идет обычная работа над выразительным чтением, пересказом и т.д.

Выполнение каждого из этих упражнений занимает 5-7 минут. Ценность этих упражнений и в том, что после первого самостоятельного знакомства с текстом читают учащиеся его вслух выразительно, уверенно пользуются антиципацией (смысловой догадкой).

Наряду с основными упражнениями использую и другие:

1. Упражнение «финиш». Методика работы такая же, как при «чтении - спринт», только читаем до указанного слова и выражения.

2. Чтение с речевыми помехами. Ученик читает текст про себя, одновременно напевая знакомую песенку или декламируя наизусть стихотворение.

3. Чтение с простукиванием ритма. Простукивая карандашом по столу заранее выученный ритм, школьники должны читать глазами незнакомый текст, а после прочтения ответить на вопросы по содержанию.

4. Чтение страницы текста при условии, что закрыто линейкой 5 букв слева, потом 5 букв справа, затем 5 букв слева и 5 букв справа одновременно. Учащиеся догадываются, о чем там написано.

5. Чтение со звуковыми помехами (при звучании музыки).

6. Игра «Шифровальщики» с использованием слоговой таблицы.

Например. Предлагаю учащимся « расшифровать» часть предложения, найти его в тексте (текст может быть как знакомый, так и незнакомый), прочитать абзац или часть и подготовить вопросы для одноклассников.

На палубе все смотрели и смеялись тому…

(Л.Н. Толстой «Прыжок»)

3 14, 62, 113 в, 112 с, 21, т, 104, 42 и с, 101, я, 42, сь 28, 61…

Или «зашифровываю» два первых слова из предложения, предлагаю найти это предложение и назвать в нём все встретившиеся орфограммы.

Провожу работу и по «зашифровке» самими учащимися слов на определённые правила, которые изучаем на уроках русского языка. Предлагаю «зашифровать» небольшие предложения для своих товарищей и, обменявшись тетрадями «расшифровать».

Я думаю, что, имея такую таблицу, каждый учитель может придумать массу различных интересных заданий для своих учеников и, таким образом, способствовать развитию интереса к чтению. При желании, такую работу могут организовать и родители дома, привлекая тем самым детей к чтению книг, способствуя общему интеллектуальному развитию своих детей.

Слоговая таблица.

а

о

и

у

ы

е

я

ё

ю

М

ма 1

мо 21

ми 41

му 61

мы 81

ме 101

мя 121

мё 141

мю 161

Л

ла 2

ло 22

ли 42

лу 62

лы 82

ле 102

ля 122

лё 142

лю 162

Н

на 3

но 23

ни 43

ну 63

ны 83

не 103

ня 123

нё 143

ню 163

Р

ра 4

ро 24

ри 44

ру 64

ры 84

ре 104

ря 124

рё 144

рю 164

Г

га 5

го 25

ги 45

гу 65

гы 85

ге 105

125

145

гю 165

К

ка 6

ко 26

ки 46

ку 66

кы 86

ке 106

126

146

кю 166

Д

да 7

до 27

ди 47

ду 67

ды 87

де 107

дя 127

дё 147

дю 167

Т

та 8

то 28

ти 48

ту 68

ты 88

те 108

тя 128

тё 148

тю 168

В

ва 9

во 29

ви 49

ву 69

вы 89

ве 109

вя 129

вё 149

вю 169

Ф

фа 10

фо 30

фи 50

70

фы 90

фе 110

фя 130

фё 150

фю 170

З

за 11

зо 31

зи 51

зу 71

зы 91

зе 111

зя 131

зё 151

зю 171

С

са 12

со 32

си 52

су 72

сы 92

се 112

ся 132

сё 152

сю 172

Б

ба 13

бо 33

би 53

бу 73

бы 93

бе 113

бя 133

бё 153

бю 173

П

па 14

по 34

пи 54

пу 74

пы 94

пе 114

пя 134

пё 154

пю 174

Ж

жа 15

жо 35

жи 55

жу 75

95

же 115

135

жё 155

жю 175

Ш

ша 16

шо 36

ши 56

шу 76

96

ше 116

136

шё 156

176

Х

ха 17

хо 37

хи 57

ху 77

97

хе 117

137

157

177

Ц

ца 18

цо 38

ци 58

цу 78

цы 98

це 118

138

158

178

Щ

ща 19

що 39

щи 59

щу 79

99

ще 119

139

щё 159

179

Ч

ча 20

чо 40

чи 60

чу 80

че 120

140

чё 160

180

Й

ъ

Ь

7. Пересказ ранее прочитанных текстов без предупреждения. Это упражнение хорошо развивает долговременную память учащихся.

Каждый учащийся на уроке имеет своё мнение по разным вопросам, оно не обязано совпадать с мнением других учащихся, учителя и даже автора произведения, так как каждый видит проблему по своему. Мнение любого очень важно.

Совершенствование техники чтения про себя - лучший фундамент

совершенствования техники чтения вслух. Быстрое чтение – мощный и современный инструмент познания окружающего нас мира.

Мои дети читают осознанно, умеют хорошо пересказывать, читать по ролям, задавать вопросы и отвечать грамотно, доказательно, четко, умеют сравнивать, обобщать, делать выводы, сочинять небольшие миниатюры, сказки, стихи.

При проведении анкетирования в марте 2014 года из 14 учащихся 10 человек написали, что очень любят уроки чтения, 4 человека любят уроки чтения, и ни один ученик не написал, что не любит уроки чтения.

Создала тесты-вопросники по чтению (учебник «Родная речь», 4 класс, авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.), которые учителя могут использовать в своей работе.

В жизни каждого из нас бывали ситуации, когда нужно было в течение небольшого промежутка времени изучить определенный материал. Лучшим решением такой проблемы является освоение Причем ее с успехом можно применить не только для научной, но и для художественной литературы. При этом для любого человека особенно актуальной и значимой является техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания. Каким образом добиться необходимого эффекта? Для этого необходимо изучить 7 основных правил быстрого чтения. В чем же они заключаются?

Чтение без регрессии

Нередко человек, изучающий нужный для него материал, делает возвратные движения глазами. Это и есть регрессия, цель которой - повторение уже прочитанных строчек. Это самый распространенный недостаток, приводящий к медленному изучению материала.

Незаметно для себя многие читатели дважды просматривают текст. При этом не имеет значения, является он легким для восприятия или нет. Регрессия осуществляется для верности, приводя к резкому снижению скорости чтения.

Однако существуют возвраты, которые считаются обоснованными. Эти движения глазами человек производит при появлении новой мысли. Их, в отличие от регрессии, называют реципацией. Такие повторы являются вполне обоснованными, так как позволяют максимально глубоко осмыслить уже прочитанное. Методы быстрого запоминания текста не рекомендуют таких возвратных движений. Повторное чтение при этом возможно только после того, как текст будет полностью пройден.

Помните, что отказ от реципаций и регрессий очень важен. Он способен вдвое увеличить и в три - качество его понимания.

Чтение без артикуляций

Порой при изучении материала про себя человек делает непроизвольные движения языком, губами и элементами гортани. Это и есть артикуляция. Ее интенсивность находится в прямой зависимости от сложности текста и развития навыка чтения. Причем наблюдается артикуляция у всех, даже у быстро читающих людей. Это подтверждают специальные измерения и рентгеносъемки глоточных модуляций, произведенные в процессе изучения текста про себя.

Техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания исключает внутреннее проговаривание слов. Это связано с тем, что артикуляция является немаловажным препятствием для быстрого изучения материала. Такие должны быть исключены, если осваивается техника скорочтения. Упражнения для скорочтения при этом должны быть направлены на ликвидацию дефекта проговаривания и зависят от его вида. Так, если артикуляция представляет собой механическое движение языка, губ, бубнение и т. д., то необходимо осуществлять постоянный контроль над этим процессом. Каким образом? Взять что-либо в рот или крепко удерживать язык зубами. Болевые ощущения явятся наиболее ощутимым тормозящим фактором.

Сложней будет искоренить проговаривание слов в речевом центре мозга. Основным методом при этом является вышибание клина клином. Он использует то, что центры речи и контроля над движениями находятся рядом друг с другом. Рекомендуется сделать запись какого-либо немузыкального ритма (метронома), производимого с разной частотой и их комбинацией. Под этот стук и следует читать.

Интегральный алгоритм

Для людей, изучающих большие объемы информации, крайне важна техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания необходимого материала. Как добиться этого? Необходимо разработать интегральный алгоритм запоминания при чтении. Ведь многие просто не задумываются над тем, каким образом им изучать текст. В результате они читают крайне медленно. Та скорость и техника чтения, которая применяется при изучении материала, зависит от целей и задач, поставленных читателем. Человек должен выработать соответствующие программы, а также гибко и умело их использовать в нужный момент. Это в значительной степени определит его способность скорочтения.

Вертикальное движение глаз

Это четвертое правило техники быстрого усвоения материала. Оно предполагает восприятие большего, чем при обычном чтении, участка текста. Расширение поля зрения позволяет в значительной мере увеличить эффективность усвоения материала. Быстро читающий человек в течение одной фиксации взгляда способен воспринять не какие-нибудь 2-3 слова. Он улавливает смысл целой строки, предложения или даже абзаца.

Восприятие текста фразами - это техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания. Почему так происходит? Дело в том, что, окидывая взором большие фрагменты текста, человек создает для себя наглядно-образные представления изложенного материала. Они-то и являются ярким пояснением смысла прочитанного. При этой технике глаза совершают движение вертикально, в направлении сверху по центру текста.

Выделение доминанты

Что же сопутствует максимально эффективному восприятию материала? Прежде всего, его следует понять. Это означает не что иное, как установку логических связей между предметами с использованием уже имеющихся у человека знаний.

Скоростное чтение и понимание текста - это проблема, которую уже достаточно давно и успешно исследуют психологи. Порой воспринимаемый нами материал бывает совсем несложным. В этом случае его понимание идет рядом с восприятием. Человек тут же вспоминает полученные им ранее знания и связывает их с читаемыми фразами. Однако текст может быть незнакомым и трудным. В таком случае его осмысление - это сложный и длительный процесс. Как же ускорить его? Для этого следует быть внимательным во время чтения, а также владеть немалым багажом знаний, умея их применять в той или иной ситуации. Понадобится также использование некоторых приемов. Один из них заключается в выделении опорных смысловых пунктов текста. В чем его смысл? Для увеличения восприятия текста его делят на две части, производя смысловую группировку. При этом выделяется доминанта, углубляющая понимание материала и способствующая его более эффективному запоминанию. Также благодаря этому развивает скорочтение память.

Быстрое чтение в таком случае становится возможным при восприятии текста в виде коротких и одновременно существенных логических формул. Каждая из таких структурных единиц имеет основное по своему смыслу понятие, которое ассоциируется с определенным образом. Чтение же всего текста представляет собой создание единой логической цепочки идей. В этом и состоит сущность методика выделения опорных смысловых пунктов.

Для осмысления материала может быть использован и другой прием. Он носит название антиципации, или предвосхищения. Это смысловая догадка, являющаяся психологическим процессом ориентации на будущее, находящееся в рамках предвиденного. В основе антиципации лежит знание логики развивающихся событий, а также анализ существующих признаков явления и усвоение его результатов. Этот прием скорочтения возможен при наличии скрытой реакции ожидания, когда читатель настроен на определенные действия, возникающие по ходу текста. При этом мышление человека должно работать весьма продуктивно, осмысливая идею содержания и выявляя основной замысел автора. Таким образом, антиципация при скорочтении - это формирование своеобразного чутья к стереотипным фразам и накопление обширного словаря текстовых штампов. Она же является и предпосылкой для выработки доведенной до автоматизма смысловой обработки изучаемого материала.

Развитие внимания и памяти

Скоростное чтение и запоминание требуют избирательной направленности сознания на выполнение определенной работы. Эта функция и представляет собой внимание. Зачастую люди не способны к самоорганизации. Именно поэтому управлять своим вниманием при чтении они не в состоянии. Так, у человека, медленно воспринимающего необходимый ему материал, внимание часто переключается на всякие посторонние предметы и мысли. Это приводит к потере интереса к тексту и непонимания его смысла. Тот же, кто читает быстро, может управлять своим вниманием.

Одной из составляющих эффективного умственного труда является и способность концентрироваться на рассматриваемом вопросе. Тренировать такую способность лучше всего, мысленно читая слова задом наперед. Делать это можно везде, например, во время поездки в общественном транспорте. Любое слово нужно представить в виде букв и прочитать их задом наперед. К примеру, «вода» - «адов». Сначала можно взять слова, состоящие из четырех букв, а затем подбирать их подлиннее. Такое упражнение великолепно тренирует внимание.

Выполнение обязательной нормы

Седьмое правило быстрого чтения подразумевает ежедневное прочтение двух газет, одного научно-популярного или научно-технического журнала, а также книжного объема в 50-100 страниц. Почему это важно? Дело в том, что для освоения техники быстрого чтения необходимо произвести комплексное воздействие на разнообразные стороны психической деятельности индивида.

Это приводит к реализации программы технического перевооружения мозга, что перестраивает сознание и ломает сложившиеся стереотипы мышления.

Помощь в освоении скорочтения

Обучиться быстрому и эффективному восприятию материала можно самостоятельно. В помощь желающим освоить технику скорочтения предлагаются различные книжные издания. Их авторы описывают методику эффективного восприятия и запоминания материала. Здесь же можно ознакомиться и с упражнениями для освоения быстрого чтения.

Изучать основные правила скоростного восприятия материала можно на специально организуемых групповых занятиях и тренингах. Этот вариант обучения является самым эффективным.

Темп быстрого чтения

Тот, кто освоил технику скоростного восприятия текста, обрабатывает информацию с различной скоростью, выбирая ее в зависимости от рода литературы. Так, новости и газеты читаются с быстротой, позволяющей уловить их смысл. Художественная литература требует особой скорости, включающей воображение. Для научных изданий требуется не только быстрота, но и тщательность проработки материала.

Важность скорочтения

Зачем человеку осваивать технику быстрого восприятия текста? Это нужно для:

Раскрытия его внутреннего потенциала;

Осуществления контроля над своими знаниями и умениями;

Обработки большого объема информации;

Ах, какая бесконечная и живая тема – скорочтение! А фоточтение … Такой простор для фантазии. Ни фига не делаешь, посмотрел на страницу и пошел на экзамены.

Скорочтение в чём-то сродни философскому камню, обращающему металл в золото. Столько поколений искало… Но алхимия по пути к недостижимому дала массу интересных и полезных вещей. Скорочтение примерно так же.

Cкорочтение – вещь хорошая, особенно если речь идет о легкочитаемой и усвояемой литературе. Но при чтении серьезной литературы скорочтение вряд ли применимо. Здесь бы мне хотелось привести очень хороший анекдот, главное, что в тему.
…На работу устраивается секретарша.
Начальник ее спрашивает: «Скажите, а с какой скоростью Вы печатаете?»
«Полторы тысячи знаков в минуту» - отвечает та.
«Отлично, другие еле-еле двести делают, берем!» - радостно заявил начальник.
Претендентка на работу так тихонько в сторону добавляет: «Только какая-то ерунда получается…»

Меня умиляют сообщения о рекордах скорочтения и результатах, которые обещают на всяческих курсах. Иногда обещают такие чудеса, как «чтение по диагонали» (интересно, что это за чтение?), фотографическое запоминание текстовой информации. И в тоже время практически на всех курсах дают неверную методику подавления внутренней артикуляции или проговаривания текста. Один маааааленький нюанс, но который решает все.

Это я все написал не для того, чтобы как-то унизить все эти курсы или показать собственную крутость. Люди делают хорошее дело и на самом деле дают массу полезных навыков.
Просто у нас малость другой подход.
ХОЧЕШЬ БЫСТРЕЕ ЧИТАТЬ – РАЗВИВАЙ ВООБРАЖЕНИЕ!

Мы как-то писали, что наш диск «ЭНЕРГИЯ МОЗГА» в случае прослушивания его каждый день по разу в течение месяца увеличивает скорость чтения в 2-3 раза без всяких специальных упражнений.

Никакой мистики. С помощью электроэнцефалографа мы увидели, что этот диск «всего-навсего» в максимальной степени активизирует правое полушарие мозга. Причем эффект носит накопительный характер. А правое полушарие – это наше воображение.

Так что альтернатива – ходить на курсы или просто . Хотя лучше и то и другое.
Все же приемы скорочтения желательно знать, даже скорее не просто знать, владеть ими. Не повредят такие вещи, как «расширение угла периферического зрения», повышение концентрации внимания при чтении и так далее. Но читать сложные тексты желательно с тем учетом, что, как уже неоднократно отмечалось, кратковременная память не безгранична, а ее перегрузка вызывает такие вещи, как непонимание текста, потеря внимания и интереса.

При чтении ей нужно всячески помогать, не стараться набивать ее информацией с тем же усердием, как при сборе чемоданов перед поездкой на море.

Читать следует так, чтобы в кратковременной памяти успевали сформироваться образы, которые помогут и понять, и запомнить текст. Помните, что один из основных постулатов работы памяти гласит – НЕ УВИДИШЬ – НЕ ЗАПОМНИШЬ? Теперь понятно, почему развитие воображения повышает скорость чтения лучше всяких курсов?

На курсах мы берем для примера произвольный текст, обычно предлагаемый кем-то из учеников и сначала он читается в обычном, так сказать, привычном режиме.

После беглого опроса, который показывает, что из этого текста мало кто чего понял, этот же текст читается по-другому. Кстати, обычно это юридический или экономический текст. Пару раз попадались тексты медицинские. До сих пор одна группа помнит строение и функции печени, другая классификацию челюстно-лицевых травм, третья порядок возврата исковых заявлений и так далее, хотя они далеко не все медики или юристы.

Просто нужно уметь читать.
1 . Скорочтение в том виде, в каком его обычно подают, – миф, порожденный авторами систем и хозяевами разнообразных курсов. Например, на одном из очень известных курсов все тесты построены таким образом, чтобы уверить занимающегося, что он стал читать быстрее. Примерно то же самое, как и в известной сказке Андерсена про короля и хитрых портных.

2 . Речь может идти только о динамическом чтении. Это не то, чему учат на курсах скорочтения, это скорее стратегия чтения, сумма приемов и технологий, которые позволяют быстрее читать. Но это действительно позволяет читать быстрее.

3 . Приемы скорочтения, тем не менее, знать стоит, но применять ровно в той степени, насколько это требует стратегия чтения.

Но не думать, что эти приемы – панацея. Кстати, я проработал массу пособий по скорочтению, познакомился со многими курсами. И был просто поражен, что «подавление внутренней артикуляции», то есть убирание проговаривания текста абсолютно верно изложено только у Сергея Михайлова . Правда, может, я не все курсы изучил.

Но я встречал людей, которые занимались на курсах самой разной популярности, так ни у одного не получилось с этим моментом. Ответ руководителей курсов, почему так и не получилось с внутренним проговариванием достаточно стандартен: «Вы мало делали те упражнения, которые мы Вам давали».

4. Не развив концентрацию внимания и, главным образом, ВООБРАЖЕНИЕ , ни о каком быстром чтении речи быть не может. Мы уже писали, почему можно не занимаясь скорочтением, а только раз в день прослушивать наш диск «ЭНЕРГИЯ МОЗГА», за месяц поднять скорость чтения в 2-3 раза.

5 . СЕРЬЕЗНУЮ ЛИТЕРАТУРУ СЛЕДУЕТ ЧИТАТЬ МЕДЛЕННО.
Вот на последнем моменте мы и остановимся.
Напомним, что человек что-то понять и запомнить может только тогда, когда сможет это вообразить. Но если текст сложный, то воображение может и не успеть «обработать» информацию. И тогда никакое скорочтение не поможет.
Пора переходить к конкретному примеру. Для начала прочтите текст, который приведен ниже, в обычном режиме.

Их особенность заключалась в том, что они легко распадались на свои составные части, и что для поддержания их существования был необходим постоянный обмен веществ со средой: эти молекулы должны были получать приток новых веществ из среды, усваивать (ассимилировать) эти вещества и выделять (диссимилировать) продукты распада во внешнюю среду.


Так возникло живое существо, которое уже очень рано приняло характер клеток, иначе говоря, мельчайших организмов, существование которых поддерживалась постоянным обменном веществ с внешней средой.

Текст небольшой, да и не самый сложный. Это отрывок из книги выдающегося психолога А.Р.Лурии «Лекции по общей психологии».

Тем не менее, насколько Вы запомнили этот отрывок? Насколько Ваше внимание не уходило куда-нибудь при чтении? Естественно, требуется честный ответ, себя-то обманывать незачем.
А теперь попробуем прочесть этот отрывок по-другому.
…В процессе развития земли появились особо сложные соединения, для которых была характерна огромная величина и сложность тех молекул, из которых это вещество состоит. Такие гигантские молекулы, в основе которых лежат атомы углерода в соединении с другими веществами, появились много лет назад при охлаждении поверхности.
Эти гигантские молекулы, с которыми советские ученые (академик А. И. Опарин) связывают происхождение земли, были названы коацерватами.

Стоп! Понимаем, что ничего сложного, но нужно сделать паузу и дать возможность воображению обработать прочитанное.
Итак, сформируем образы. Я буду это делать по-своему, так что если Вы с этим не согласитесь, то будете правы. Каждый человек неповторим, неповторимо и его пространство образов.

Я представляю себе молекулу как набор больших шаров, причем такой, знаете, путанный, сложный. Этот набор достаточно огромен, что на его фоне теряется капля воды (простенькая молекула). Я вижу среди всех этих шаров некие центральные, главные шары, на которых написан символ «С» - обозначение углерода. И именно к этим шарам прилеплены остальные, с самыми разными надписями.

И представляю, что это сооружение находится в такой массе, кипяяще-бурлящей (однажды в таком виде показывали зарождение Земли в каком-то фильме), но там, где кипение прекращается и появляется лед.
Представляю, как одно такое сооружение держит в руке Опарин – старичок в академической шапочке, произносит при этом «Опа! Ринг!», и добавляет: «Во так Земля и появилась, коансерванты мои!». Я потом легко восстановлю, что это не консерванты, а коацерваты.

Конечно, написал я больше, чем занял сам абзац, но одно дело – я писал, а другое – все быстро представил.
Их особенность заключалась в том, что они легко распадались на свои составные части и что для поддержания их существования был необходим постоянный обмен веществ со средой: эти молекулы должны были получать приток новых веществ из среды, усваивать (ассимилировать) эти вещества и выделять (диссимилировать) продукты распада во внешнюю среду.

Таким образом, существование таких гигантских молекул было возможным лишь при условии постоянного обмена веществ со средой. Следует иметь в виду, что этот обмен веществ со средой вовсе не является пассивным процессом. Он осуществляется в процессе жизнедеятельности этих белковых молекул.

Теперь я представляю, как эти сооружения распадаются на части, как они отчаянно, чтобы не распасться, выхватывают извне новые шары, выбрасывают другие. Причем это происходит активно, то есть сооружение само выхватывает извне шары, само выбрасывает другие шары. При этом сооружение дышит.

Стоит просканировать все, что представил, объединить картины в один фильм, и просмотреть его еще раз.
Теперь я могу быть уверен, что вряд ли забуду этот маленький текст. Я перевел его в образы, в живую картинку. Более того, я могу на листке бумаги поместить ключевые слова для того, чтобы через какое-то время быстро повторить текст через пару дней.
И если придет экзамен, мне, в крайнем случае, понадобится только в этот листик посмотреть и все.

Можно было бы взять текст и подлиннее для большей убедительности. Или посложнее. Если будут на то пожелания читателей, я в следующий раз таким образом препарирую какой-нибудь юридический или экономический текст. Сегодня я не сделал это по той лишь причине, что не подобрал такого текста. Покопался в своих документах, все больше какие-то белорусские законы, а они не столь интересны всем, так как география подписки достаточно широка.

Правда, есть еще один текст, который именно так следует читать. Это правила дорожного движения. Вроде везде в СНГ они приблизительно одинаковы.

Но суть все равно такова – создай образы и тогда и поймешь, и запомнишь.
Вы можете спросить – а не слишком ли это сложно? Вернее, не усложняю ли я? Тем более, что так читать гораздо медленнее.
Да, медленнее. Зато в конечном итоге я прочту гораздо больше статей и книг, так как я буду их запоминать и мне гораздо проще далее будет читать все, что касается прочитанного, ведь информация хорошо связывается с уже известным. Плюс ко всему я не буду слишком много раз повторять ее, ведь образы гораздо проще запоминаются, нежели просто кучу раз прочитанные строки.
Есть один нюанс. Мы настолько привыкли читать традиционно, что такое чтение может вызвать протест. Протест подсознания. Подсознание очень инерционно, оно с трудом принимает новое.

Но после того, как таким образом будет переработано несколько текстов, Вы уже не сможете работать по-другому. Полезный метод перейдет в навык.

Вообще все, что поначалу идет с трудом – новые методы запоминания, новые методы конспектирования и тому подобное, важно начать применять на практике. Тогда и появится этот самый навык.

Или вы, или у Вас есть знакомый автомобилист, который по трассе гонит со скоростью 120-130 километров и делает это вполне уверенно. И представьте себе, что рядом с ним в автомобиле находится человек, который все время призывает его ехать со скоростью 80 километров. Он время от времени сбрасывает скорость, но через непродолжительное время снова набирает привычную. Самое главное, что более медленная, нежели привычная езда, доставляет водителю известный психологический дискомфорт. Он привык ездить быстро.

И я призываю Вас «ездить» по тексту быстрее. Кстати, этот самый водитель, о котором шла речь, ведь не сразу стал ездить быстро. Давайте предположим, то и Вы сейчас находитесь в положении водителя, который пока ездит медленно. Но если мы сразу резко увеличим скорость, авария (в данном случае непонимание и неприятие текста) неизбежны. Надо подготовиться, потренироваться и постепенно, но довольно быстро увеличить скорость. И потом Вам уже сложно будет ездить медленнее.

Первый совет . Не буду теоретизировать, просто начните читать книги как в нормальном положении, так и «вверх ногами». Достигните того, чтобы лёгкость чтения в обеих ситуациях была одинаковой. Это даёт прирост скорости раза в два.

Второй совет . Легкий в выполнении до чрезвычайности, эффективный невероятно, известный всем и применяемый крайне редка. Чтение с указкой. Вернее, с указочкой. Или просто водить пальцем по строкам.

Во время чтения наши глаза совершают массу хаотических движений. Можете провести такой эксперимент. Попросите кого-либо представить себе в метрах полутора окружность перед собой и «обвести» ее глазами. А затем попросите проследить за кончиком ручки, которой вы будете описывать окружность.

Разница настолько очевидна, траектория движения зрачков во втором случае настолько более плавная и менее хаотичная, что уже этого вполне бывает достаточно, чтобы человек начинал читать с указкой. А если добавить к этому, что постепенно скорость движения указки Вы можете повышать, то через какое-то время скорость чтения возрастет раза в три-четыре.
Попробовать и почувствовать разницу, во всяком случае, ничего не стоит.

Третий совет . Скачайте из Интернета программу , а еще лучше при случае приобретите приборчик. Напомним, что метроном – это часовой механизм, который выдает равномерные колебания с регулируемой частотой. Разновидности – как механический, так и электронный. Лучшего прибора для повышения скорости чтения не придумать.

Итак, как с ним работать? Возьмите какую-нибудь книгу и начинайте читать, а частоту метронома установите примерно 80 ударов в минуту. И начинайте читать. Кстати, возможно, что 80 ударов – для Вас небольшая скорость. Увеличивайте. Постепенно, понемногу, и Вы заметите, что и скорость чтения начнет увеличиваться постепенно. Увеличивайте скорость дальше.

В какой-то момент увеличение скорости чтения при повышении частоты ударов прекратится. Более того, Вы заметите, что чтение пойдет таким образом – Вы читаете сами по себе, а метроном звучит сам по себе. Это означает, что Вы достигли своей предельной пока скорости.

«Отмотайте» частоту назад немного. Найдите тот предел, на котором Вы еще нормально читаете, но уже быстрее. Заметьте, что нужно также следить и за тем, что вы понимаете текст. Что толку читать быстрее, если не понимаешь, о чем идет речь?
Итак, предел найден. Читайте при этой частоте некоторое время, пока достигнутая скорость не станет для Вас комфортной. Обычно это пару-тройку дней.

Самое интересное, что читать медленнее Вы уже не сможете.
Когда поймете, что уверенность в чтении при этой скорости уже пришла, повышайте частоту ударов метронома. Только не старайтесь прибавить сразу побольше, постепенность и еще раз постепенность. Штангист, который со 100 килограмм сразу начнет брать вес 200, обречен на неудачу.

И Вы достигнете очень приличной скорости чтения буквально за пару недель. Как показала практика, потерять достигнутую скорость практически невозможно. Разве что если не читать вообще несколько лет, но такой смелый эксперимент вряд ли имеет смысл. А читать на меньшей скорости будет достаточно дискомфортно.

Самое главное, что Вы можете тренироваться, так сказать, «не отходя от кассы», то есть совмещать чтение и тренировку. Читаете какой-нибудь роман, метроном себе тихо щелкает, скорость чтения повышается.
Интересно, что на очных занятиях, когда я включаю метроном и народ начинает читать, многие с удивлением обнаруживают, что могут читать на самом деле быстрее. Каждый по разному, но увеличивают скорость чтения на глазах абсолютно все. Само собой, что после этого агитировать читать под метроном не приходится.

Лично я в свое время просто приобрел такой маленький метрономчик, размером с пейджер, и включал всякий раз при чтении. И быстро увеличил скорость чтения. Недавно в Интернете я приобрел одну программку-тренажер для увеличения скорости чтения. Деньги небольшие, и единственное, что мне принесло удовлетворение, так это то, что я убедился, что даже самая высокая скорость программы-читалки медленнее моего чтения. Это не хвастовство, это приглашение достичь того же.

Самое главное, что Вы сможете совмещать тренировки и чтение.
Не думайте про скорочтение, просто много и нормально читайте!
Кстати, я беседовал со многими выдающимися людьми, интеллектуалами. Они все против скорочтения.
Присоединяйтесь к ним! А наши советы Вам в этом помогут.

В своей работе я использую динамическое чтение , разработанное учителем МОУ «СОШ №10» города Белгорода Н.Л.Быстровой. Это метод, когда читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов (блоки), т.е. мысли. Это чтение только глазами. Ученик читает, минуя речедвигательный и слуховой аппараты.
В начальной школе дети испытывают большую трудность в овладении навыком быстрого чтения. Мешает малое поле зрения, неустойчивое внимание, слаборазвитая оперативная память, проговаривание текстов, неумение ориентироваться в тексте, выделять главное.
Поэтому, для развития поля зрения использую упражнение с числовыми таблицами Шульте , на которых числа записаны вразброс. Ученики смотрят в центр квадрата, указывая числа по порядку обратной стороной ручки. Это задание на время.
Для развития внимания и памяти на уроках я использую такие упражнения, как «фотографирование» картинок, цифр, слов, игры на нахождение лишнего слова, пересказ ранее прочитанных текстов, подчеркивание в тексте 1 буквы в течение 5 минут (для 1-2 классов) и 2-3 букв разными линиями (для 3-4 классов), заучивание четверостиший, загадок, скороговорок.
На своих уроках я использую многократное чтение . Это чтение, которое повторяется не менее 3-4-х раз. Повторяется один и тот же текст, стихотворение, предложение. Это упражнение помогает вырабатывать повышенный темп чтения, а чтение с постановкой логического ударения работает на выработку выразительного чтения.
В конце первого – начале второго класса я начинаю использовать такие упражнения, как чтение – «спринт», «разведка», «финиш», «молния». Здесь ученики на максимальной скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, чтобы исключить проговаривание. Применяю чтение со смысловой догадкой, под стук указки в заданном мной темпе. Данные упражнения помогают вырабатывать беглое чтение и, в то же время, развивают речь детей, т.к. после каждого упражнения даются вопросы по прочитанному или другие задания.
Часто в конце урока я предлагаю ребятам спеть песню. Но не как на уроках музыки - на слух, а именно по напечатанным текстам. Это так же способствует выработке быстроты чтения.

Приведу пример урока чтения во 2 классе по теме: «Э. Н. Успенский . Чебурашка.», гдеиспользуются перечисленные мной упражнения по динамическому чтению.

Цели урока :
1.Продолжить работу над произведениями Э. Успенского.
2.Развивать умение работать над текстом; развивать внимание, речь учащихся, навык беглого чтения.
3.Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование для учащихся:
1. Учебник «Родная речь» для 2 класса / Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. – М.: Просвещение, 2006.
2. Числовые таблицы Шульте.
3. Таблицы слов.
4. Тексты песни «Голубой вагон».
5. Разноцветные кружки.

Оборудование для учителя:
1. Книги Э.Успенского.
2. Магнитофон и кассета с записью песен «Пусть бегут неуклюже», «Голубой вагон».
3. Анаграммы слов.
4. Карточки со словами для «фотографирования».

Ход урока.

1.Организационный момент (проверка готовности к уроку).

2.Разминка.
- Подготовим глаза, язык и губы к чтению:
1)Числовые таблицы Шульте.

Чтение под стук указки по столбикам,
- « змейкой».

3) Многократное чтение (с доски):

Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят.

Ознакомительное чтение,
-убыстренное чтение,
-с постановкой логического ударения,
-чтение в темпе скороговорки.

Физминутка для глаз (вращение по кругу, движение вверх – вниз, влево – вправо и т.д.)
3.Проверка домашнего задания.
Стихи Э. Успенского:
1) «Если был бы я девчонкой» - наизусть 2 ученика.

2) «Рыболов» - дети читают по две строки парами.
3) «Над нашей квартирой» - отвечают на вопросы:
- Кто нам не давал спать и почему?
- Кто живет над собакой?
- Кто не дает спать кошке?
- Почему мышка не спит?
- Кто обидел тучи?
4) «Память» - чтение скороговоркой.

Физминутка «Нос - указка» (носом дети указывают на предметы, находящиеся в разных местах класса).

4.Актуализация опорных знаний.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями Э. Успенского.
Какие произведения написал Э. Успенский, узнаем по отрывкам.
(Подготовленный ученик читает отрывок, все называют произведение)
«Дядя Федор, кот и пес».
«Крокодил Гена и его друзья».
«Про Веру и Анфису».
(Показ книг)

5. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. «Погружение» в урок.
- О ком мы будем читать на уроке, узнаете из стихотворения- загадки:

Он дружок зверям и детям.
Он - живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.Потому что он не птица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.

Но заснята для кино
И известна вам давно
Эта милая мордашка,
И зовется… (Чебурашка).

2. Первичное чтение.
1) Чтение за диктором.
Словарная работа по ходу чтения:
Тропический лес- лес в жарком поясе Земного шара.
2) Упражнение «Финиш» - дочитать до слов «на фруктах и улегся спать» и ответить на вопросы:
- Что сделал Чебурашка, когда проснулся утром?
- Как он позавтракал?
- Почему ему стало трудно передвигаться?

3) Упражнение «Спринт».
Про себя прочитать 3 абзаца, ответить на вопросы:

Что случилось со спящим Чебурашкой?
- Кого увидели продавцы магазина в ящике?
- Как вы думаете, почему он был «толстым - претолстым»?

4) Упражнение «Разведка».
Найти ответ на вопрос:
- Как Чебурашка узнал, что его имя Чебурашка?

7) Чтение за диктором.
Объяснение слов по ходу чтения:
Уцененные товары- товары, которые стоят меньше прежней стоимости.
Бракованная игрушка- игрушка с браком, с недостатком.
- Какую работу предложили Чебурашке?
- Где он будет жить?

Музыкальная физминутка « Пусть бегут неуклюже» (танцевальная разминка под магнитофон).

6. Закрепление знаний и способов действий.
Выборочное чтение.
- Найти и прочитать, как Чебурашка завтракал.
- Как Чебурашка не мог сидеть и все время падал.
- Где у Чебурашки будет дом.

7. Домашнее задание.
Пересказ текста.

8. Упражнения на внимание и мышление.
1) «Фотографирование» слов, обозначающих животных, которые живут в зоопарке с Крокодилом Геной. (Слова написаны на карточках)
страус лисица
бегемот жираф

2) - Кто всегда все портил? (Старуха Шапокляк)
а) Она поменяла в словах буквы. Расшифруйте названия животных.
(анаграммы)
яцза (заяц) соав (сова)
ловк (волк) ужк (жук)
б) Крыска Лариска утащила гласные буквы.
Восстановите текст:
К-жд-м-, к-жд-м- в л-чш-- в-р-тс-.
К-т-тс-, к-т-тс- г-л-б-й в-г-н.

9. Пение песни «Голубой вагон» по напечатанному тексту под магнитофон.

10. Итог урока. Оценка работы. Рефлексия.
Детям предлагается поднять разноцветные кружки.
-Зажжем светофор:

красный кружок поднимут те дети, кому на уроке было не интересно, не хотелось читать и отвечать на вопросы;
желтый кружок - кому было интересно; читал, но не на все вопросы отвечал;
зеленый кружок - кому было интересно, читал и отвечал с удовольствием.

Спасибо за урок!

Итак, применение на уроках упражнений по динамическому чтению позволяет экономить время, приобретать знания, развивать внимание, память, речь учащихся, прививать интерес к предмету и достигать высоких результатов.