Музейно-производственный комплекс «Подмосковная. Открытие музейно-производственного комплекса на ст

Веерное паровозное депо станции Подмосковная


30 июля в канун дня железнодорожника состоялось торжественное открытие музейно-производственного комплекса на ст. Подмосковная. Комплекс включает в себя историческую часть - восстановленное паровозное депо и новое моторвагонное депо, предназначенное для обслуживания скоростных электропоездов.
В мероприятии открытия комплекса приняли участие Министр культуры Российской Федерации Мединский В.Р., мэр города Москвы Собянин С.С., президент ОАО «РЖД» Якунин В.И.
Перед началом мероприятия участники осмотрели выставочный комплекс ОАО «РЖД», расположенный в Центре научно-технической информации и библиотек ОАО «РЖД» на Рижском вокзале столицы.


Слева-направо: мэр Москвы С.С.Собянин, президент ОАО «РЖД» В.И.Якунин, старший вице-президент ОАО «РЖД» В.А.Гапанович, начальник Московской железной дороги В.И.Молдавер осматривают экспозицию выставочного комплекса ОАО «РЖД»

После осмотра участники мероприятия направились на станцию Подмосковная Московской железной дороги, где осмотрели объекты музейно-производственного комплекса. Прибыв на территорию комплекса, гости окунулись в атмосферу начала 20 века.

Панорама музейной части Комплекса на ст. Подмосковная



Историческая реконструкция 1901 года


В состав исторического комплекса вошли восстановленные здание вокзала и дом начальника станции, а также отреставрированные водонапорная башня и веерное паровозное депо. Станция Подмосковная и паровозное депо начали работать в 1901 году в составе Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги и являются старейшими на столичной магистрали. На базе уцелевших от разрушения во время войны зданий создан не имеющий аналогов в России музейно-производственный комплекс, где музейная экспозиция совмещается с ремонтом и эксплуатацией действующих паровозов.
Депо вместе с водонапорной башней, конторой и домом для персонала числятся в списках объектов культурного наследия железнодорожной инфраструктуры на территории Москвы. В помещении вокзала воссоздана обстановка начала 20 века с кассой, телеграфом, залами ожидания и буфетом.


Настоящим историческим и техническим «раритетом» является веерное паровозное депо с разворотным кругом, где спустя век после начала эксплуатации продолжается ремонт паровозов. Всего в парке 7 действующих паровозов различных годов постройки.

Почетные гости ознакомились с исторической частью Комплекса



Под протяжный общий гудок шести паровозов участники мероприятия почтили минутой молчания память работников депо Подмосковная, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Поворотный круг веерного депо с паровозами


На пути к веерному депо гостей ожидал сюрприз: для них была приготовлена традиционная яичница, пожаренная на лопате в топке паровоза.

Участники мероприятия ознакомились с выставочной экспозицией, организованной в одном из стойл веерного депо. Машинист паровоза продемонстрировал почетным гостям уникальный экспонат выставки - паровоз серии Э, специально разрезанный для ознакомления с его устройством и принципом работы.


Почетные гости у экспоната выставки - паровоза серии Э


В этот же день состоялось торжественное открытие расположившегося рядом самого современного в России моторвагонного депо, где электропоезда нового поколения "Ласточка" будут проходить все виды технического и сервисного обслуживания. Ремонтная база сконцентрирована в одном месте, что позволяет повысить качество ремонта и надежность электропоездов, снизить затраты на техническое обслуживание подвижного состава. Уже сегодня новое депо позволяет проводить плановые и неплановое виды технического обслуживания 88 составов поездов. А в перспективе, количество обслуживаемых электропоездов может быть увеличено до 294. Кроме этого, депо станет центром подготовки персонала для высокоскоростных поездов.

Торжественный митинг, посвященный открытию моторвагонного депо


На митинге, посвященном открытию моторвагонного депо, состоялось награждение работников ОАО "РЖД", отличившихся в ходе реконструкции исторического комплекса и строительстве моторвагонного депо.

Церемония награждения работников компании ОАО «РЖД»


После осмотра комплекса на станции Подмосковная участники мероприятия переехали на Ленинградский вокзал, где ознакомились с ходом реконструкции кругового депо Николаевской (Октябрьской) железной дороги.

Круговое депо Николаевской (Октябрьской) железной дороги


Исторические объекты, восстановленные ОАО "РЖД", произвели большое впечатление на гостей. В.Р.Мединский сказал, что он под большим впечатлением от удивительного исторического комплекса. С.С.Собянин поблагодарил железнодорожников за нелегкий труд и за трепетное отношение памятникам истории, сердечно поздравил с наступающим профессиональным праздником.


30 фотографий,общий вес 17,5Мб

В рамках строительства Рижской железной дороги (ранее Виндавской ж/д) к 1901 году была построена
станция Подмосковная. К открытию движения по дороге было сооружено и паровозное депо веерного типа с поворотным кругом. От станции отправлялись поезда до открытия Виндавского (ныне Рижского) вокзала в сентябре 1901 года. До открытия платформы Красный Балтиец в 1945 году пассажирское движение осуществлялось через станцию. В 1940-е годы станция являлась крупнейшей сортировочной станцией Московского железнодорожного узла. Сейчас пассажирская линия проходит севернее Подмосковной, которая по-прежнему является одним из крупнейших грузовых узлов Москвы. Расположено депо между метро Сокол и Тимирязевским лесопарком. Сейчас это единственное московское депо, в котором сохранена инфраструктура для профилактического обслуживания паровозов. Депо обслуживает как местные паровозы (ежедневно курсирующие от Рижского вокзала в рамках экскурсионной программы Музея РЖД), так и паровозы Щербинского Кольца. Именно сюда привозят посетителей в рамках экскурсии "Ретропоезд", отправляющейся с Рижского вокзала.

В 2001-м году соорудили такую вывеску:

На станции сохранилось деревянное здание вокзала, комплекс деповских построек: водонапорная башня, здание паровозного депо веерного типа с поворотным кругом, административное здание (контора депо) и дом для персонала, обслуживающего башню. Все здания построены в 1901 году в стиле «модерн» и являются единым архитектурным ансамблем - последним (по версии интернет источников), уцелевшим на линии Московско-Виндавской железной дороги.
Сперва прогуляемся на веер. Ранее было 13 стояночных мест, однако в последствие часть из них превратили в помещения. Сейчас есть места для 9 или 10 паровозов/ локомотивов:

Все въезды выложены из кирпича, равно как и лицевая часть веера. Основной ангар сделан из железобетона.

Несмотря на небольшой кажущийся размер веера, внутри очень просторно - ширина веера метро 30, высота до 8-9м:

Высота этого паровоза типа Л 5 метров!

В ангарах стоят также разобранные и реставрируемые паровозы:

Створки ворот, возможно, висят тут более 110 лет и повидали поколений 5 монтеров:)

Вообще довольно здорово идти по такому вееру, даже не подозреваешь, что увидишь за проходом в следующую секцию. В каждой секции 5 паровозных мест:

А тут пусто, наверное уехал пассажиров возить:)

Встретили план работ на 3 месяца вперед:

Несмотря на лояльность местных монтеров, все же было решено не попадаться им на глаза с фотоаппаратом, поэтому оттуда мы в скором времени ретировались на улицу. Еще фото въездов в ангары:

На пути веера паровозы распределяет поворотный круг, естественно до сих пор действующий:

Деревянная будка управляющего кругом сохранилась до сих пор:

Весьма интересна электрификация круга, верховая:

Железнодорожные пути идут от станции в трёх направлениях - от западной части станции вдоль улицы Константина Царёва на МК МЖД, к станции Серебряный Бор, а также в сторону Ржева и Рижского вокзала (по Рижскому направлению). А выходящие из депо пути вообще жутки:

При выезде стоит еще одна раритетная вещь - гидравлическая колонка для заправки паровозов водой:

На территории депо есть еще один ангар на 2 паровозоместа. Как я понял - это основная мастерская, где проводят кратковременный мелкий ремонт, смазку и проверку деталей машин. В момент нашего посещения там стояло два паровоза Л начала 50-х годов 20 века. Высота этих махин 4,99м, а рабочая масса аж 102т!!!

Так выглядит въезд во второй ангар издалека:

У въезда стоит еще пара ржавых паровозов:

На территории Подмосковной есть еще памятники. Например, везде присутствующая мемориальная доска в память о погибших во время ВОВ:

Старая водонапорная башня, 1901 года постройки. Думаю сейчас она не используется по назначению.

"Современный" сменщик паровозов - локомотив ЧМЭ3 э 1989 года:

А вообще, мы случайно забрели в депо, такой цели не было. Просто продравшись через Тимирязевский парк, мы увидели дымящий паровоз на Рижском направлении между платформами Краснй Балтией и Гражданская и реши попробовать сходить посмотреть на паровозы, вот так вот:)

Согласно Википедии 18 ноября 2008 г. было принято Постановление Правительства Москвы № 1070-ПП «О Генеральной схеме развития Московского железнодорожного узла». Согласно этому постановлению, станция Подмосковная будет ликвидирована, и на её месте будет построен жилой район, чего, надеюсь, не произойдет!

Станция «Подмосковная» - уголочек начала 19 века в огромном современном мегаполисе. Станция и примыкающее к ней паровозное депо построены в 1901 году в рамках строительства Виндавской железнодорожной ветки, которая ныне именуется Рижским направлением МЖД.

Паровозное депо – веерного типа с поворотным кругом, есть собственная водокачка, водонапорная башня и угольный склад для экипировки паровозов. В 1938 году на станции был построен соединительной путь к строящемуся тогда метродепо «Сокол», через который метрополитен стал получать вагоны с завода. И если вы когда-то задавались вопросом «как же поезда попадают под землю?», то это часть ответа для вашего любопытства.

Современная станция и депо представляют собой музейно-производственный комплекс. Географическое положение депо делает его доступным для посещения в любое время.

Добраться до музея можно:

На пригородном поезде рижского направления до станции Красный Балтиец, далее по надземному переходу.

Автобусами №105 и №110 от станции метро Динамо до остановки «МИИТ»

Прогуляться пешком от метро Сокол в сторону платформы Красный Балтиец

Вход – 100 рублей, стоимость фотосъемки (без штатива) – 200 рублей.

Музейно-производственный комплекс открыт в июле 2015 года и включает в себя здание вокзала, водонапорную башню, дом (контору) начальника станции, насосную станцию, паровозное депо, поворотный круг, угольный склад, ремонтные цеха и, разумеется, множество вагонов и паровозов.

Стоит отметить очень удобную навигацию на территории комплекса, которая сопровождает вновь прибывших посетителей.


В небольшом здании вокзала мы находим сразу несколько залов:

Залы, рассказывающий нам историю об обществе Виндавской железной дороги

Зал ожидания 3го класса

Телеграфно-почтовый зал

Багажная комната

Буфет, багажная комната и почтовый залы действуют исключительно как выставочная экспозиция. Ни перекусить, ни отправить почтовую открытку домой. Зато на интерактивной панели можно составить и «отправить» телеграфное сообщение.


Следующим зданием, которое можно беспрепятственно посетить, является водонапорная башня. Башня, как и прилегающие к ней объекты инфраструктуры: насосная станция и заправочная колонка, стрелки, указатели и поворотный круг – действующие. Эта водонапорная башня до сих пор заправляет паровозы водой перед отправкой их на работы. Да, в 21 веке паровозы эксплуатируются в составе курсирующих поездов! Мы же их привыкли видеть как памятные экспонаты на какой-либо станции или у вокзала городка.


Внутри башни также есть интерактивно табло, которое рассказывает от том как производится заправка паровоза и о том, какой путь проходит вода от заправки и до выхлопа из трубы паровоза в виде пара.


Следующий объект – дом начальника станции. Тут сразу и рабочий кабинет, и гостиная, и спальная комната. Весь интерьер начала двадцатого века.


На площади находится действующий поворотный круг, который разворачивает паровозы и вагоны. Ранее для его вращения использовалась обычная человеческая сила. Крепкие и молодые парни вращали платформу руками, а барышни из окрестных деревень прибегали на них посмотреть. Сейчас, разумеется, платформа вращается с помощью электрических двигателей.


На отдельном пути стоят действующие дымящие локомотивы и макет первого паровоза Ефима и Мирона Черепановых.


Здание паровозного депо за поворотным кругом состоит из нескольких цехов. В одном находятся станки для ремонта узлов и агрегатов, в других вагоны. Один из самых интересных цехов тот, в котором расположен настоящий паровоз в разрезе. Рядом расположена коллекция масштабных копий локомотивов, вагонов и целая железнодорожная инфраструктура воображаемой станции.


Несмотря на то, что музейно-производственный комплекс был открыт совсем недавно – в выходные дни тут можно встретить множество посетителей. Одни приобщаются к паровозному делу семьями, другие в составе экскурсионных групп. Регулярно проходят исторические мероприятия-соревнования среди детей, так что можно считать их самыми главными посетителями музея. Как и подобает современным музеям - станция и депо «Подмосковная» соответствуют современным требованиями искушенных посетителей.