Как установить вентилятор на радиатор отопления. Тепловентилятор работающий на горячей воде

Вентилятор системы охлаждения двигателя представляет собой специальное устройство, которое обеспечивает обдув радиатора и разогретого мотора автомобиля посредством постоянного и равномерного отвода в атмосферу излишнего тепла.

Вентилятор охлаждения двигателя – разновидности устройства

Конструкция данного механизма, который нередко называют вентилятором радиатора, достаточно проста. В ней предусмотрено наличие одного шкива, на котором размещаются четыре и больше лопасти. По отношению к плоскости вращения они монтируются под определенным углом, за счет чего интенсивность нагнетания воздуха повышается (ниже мы расскажем, куда именно дует вентилятор).

Также в конструкции имеется привод. Он может быть: гидромеханическим; механическим; электрическим. Привод гидромеханического типа – это гидравлическая либо специальная вязкостная муфта. Последняя получает требуемое движение от коленвала. Такая муфта частично или полностью блокируется при повышении температуры заполняющего ее силиконового состава.

Само повышение температуры обуславливается увеличением нагрузки на мотор транспортного средства, которая возникает при увеличении количества оборотов коленвала. Вентилятор включается в тот момент, когда происходит блокировка муфты. А вот блок гидравлической муфты включается при изменении в ней объема масла. В этом заключается ее принципиальное отличие от вязкостного приспособления.

Под механическим понимают привод, выполняемый ременной передачей от . На современных автомобилях он практически не используется, так как для вращения вентилятора затрачивается значительная мощность ДВС (мотор отдает слишком много своих сил). А вот электропривод, наоборот, применяется очень часто. В его составе два основных компонента – система управления и электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя.

Система управления отслеживает температуру, которую имеет мотор автомобиля, и обеспечивает функционирование механизма охлаждения. Электромотор привода подключен к бортовому компьютеру. Схема управления стандартного электрического привода состоит из:

  • ЭБУ ();
  • температурного датчика, который следит за температурой охлаждающего состава;
  • расходомера воздуха;
  • реле (по сути, регулятор), по команде коего включается и выключается вентилятор;
  • датчика для отсчета оборотов коленвала.

Исполнительным механизмом при этом является именно электрический мотор, обеспечивающий привод. Принцип работы озвученной схемы достаточно прост: датчики передают сообщения в ЭБУ; электронный блок, куда попадают сигналы, производит их обработку; после анализа сообщений ЭБУ запускает регулятор (реле) вентилятора.

Многие авто последних лет выпуска в своей конструкции имеют не регулятор, по командам которого включается и выключается вентилятор, а отдельный блок управления. Его использование дает гарантию на более экономичное и по-настоящему эффективное функционирование всей охлаждающей системы (блок всегда знает, куда дует вентилятор, под каким углом он расположен, когда требуется отключить устройство и так далее).

Диагностика неисправностей вентилятора охлаждения

Ни самый инновационный электрический мотор, имеющий большую мощность, ни сверхнадежный блок или регулятор управления не в состоянии на все сто процентов защитить охлаждающую систему от поломок. Учитывая то, что вышедший из строя вентилятор охлаждения, который дует не туда, куда надо, или вовсе не вращается, способен стать виновником перегрева двигателя, следить за его нормальным функционированием требуется постоянно.

Вовремя сделанный ремонт компонентов системы убережет ваш автомобиль от многих неприятностей, но здесь важно правильно установить причину поломки вентилятора. Другими словами, сначала нужно найти проблему, по которой, например, не работает регулятор оборотов коленвала либо блок управления, либо электрический мотор. Диагностику неисправностей вентилятора может провести любой водитель, ориентируясь на далее приведенные рекомендации.

Проверку следует начинать с демонтажа разъема (штекерного) температурного датчика и его обследования. В тех случаях, когда датчик является одинарным, нужно взять небольшой кусок обычной проволоки и замкнуть в штекере клеммы. При исправном вентиляторе блок управления или реле должны дать команду на его включение при замыкании. Если интересующее нас устройство не включается при такой проверке, это значит, что требуется его ремонт либо замена.

При наличии двойного термодатчика принцип проверки немного изменяется, и выполняется в два этапа:

  1. Замыкают красный и красно-белый проводок. При этом должно фиксироваться медленное вращение вентилятора.
  2. Замыкают проводки красного и черного цвета. Теперь вращение должно значительно ускориться.

Если вращения не наблюдается, вентилятор придется демонтировать и установить на его место новое устройство. Если постоянно работает вентилятор охлаждения радиатора (дует без перерывов), есть вероятность того, что из строя вышел датчик его включения. Проверить такое подозрение несложно. Необходимо включить зажигание, а затем удалить наконечник провода с датчика.

Если выключения устройства после этого не произошло, можно смело покупать новый регулятор (датчик) отключения устройства. Ситуации, когда постоянно работает вентилятор охлаждения радиатора, встречаются не редко, и теперь вы знаете, как решить такую проблему. Также имеет смысл выполнить проверку предохранителя в тех случаях, когда вы сомневаетесь в работоспособности описываемого в статье механизма. Делается это так:

  • от плюсовой клеммы аккумуляторной батареи подают на красно-черный или красно-белый проводок в разъеме вентилятора питание;
  • от минусовой клеммы подают заряд на проводок коричневого цвета.

Если регулятор либо блок не отреагировал (устройство не включилось), проверьте провод температурного датчика (все имеющиеся на нем разъемы и штекера). Возможно, понадобится простой ремонт кабеля (например, его изолирование, замена штекера). Если дело не в проводе, значит, придется приобретать новый вентилятор, так как ваш сломался.

Демонтаж, обслуживание и ремонт вентилятора охлаждения своими руками

Достойный уровень охлаждения радиатора и двигателя машины достигается только в том случае, когда вентилятор периодически проверяют на наличие разных мелких поломок и загрязнений. Совсем несложно регулярно выполнять такую проверку и при помощи щетки очищать устройство от грязи и пыли.

Принцип демонтажа вентилятора прост: от АКБ откидывают провод массы; отключают все без исключения провода, которые подходят к рассматриваемому узлу; откручивают болты крепления устройства. Теперь можно слегка сдвинуть кожух вентилятора и посмотреть на его состояние. Подобный осмотр позволяет выявить немало поломок и выполнить:

  • Зачистку и замену проводов: их некачественный контакт зачастую и является причиной неадекватной работы вентилятора.
  • Ремонт щеток (а точнее их замену): данный элемент системы чаще других выходит из строя, так как щетки очень быстро изнашиваются, собирая всю грязь с дороги.
  • Устранение замыкания либо обрыва обмоток ротора: иногда они находятся в рабочем состоянии, но плохо функционируют из-за скопившихся на них загрязнений. Решить данную проблему и вовсе не сложно – достаточно смочить в растворители ветошь и скрупулезно очистить обмотки (при необходимости допускается использовать и специальные щетки для чистки).

Иногда требуется менять электрический мотор (например, когда вентилятор не запускается при хорошо прогретом двигателе). Ремонт этой важной части устройства охлаждения, к сожалению, не выполняется.

Куда дует вентилятор охлаждения?

В этой статье мы не можем обойти вниманием вопрос о том, куда дует интересующий нас механизм. Именно его задают экспертам и коллегам-автолюбителям пользователи на десятках и сотнях форумах, посвященных обслуживанию транспортных средств. На самом деле ответ на него очень прост.

Само назначение охлаждающего устройства и принцип его работы, описанный выше, говорит нам о том, что дует он исключительно на двигатель, засасывая холодный воздух через радиатор.

Если в вашем автомобиле поток воздуха направлен не на мотор, а на радиатор, это означает только то, что вентилятор неправильно подключили после технического обслуживания либо выполнения ремонтных работ. Вероятнее всего, просто-напросто спутали клеммы. Следует установить их правильно, и больше никогда не задаваться вопросом, куда вентилятор должен направлять поток охлажденного воздуха.

Пролог.

В этом году у нас свирепствуют небывалые морозы. В отдельных районах республики температура воздуха падала до -24ºС, что для тёплой Молдовы является аномальным явлением. У меня в комнате не висит термометр, но я почувствовал, что рука, лежащая на столе, стала мёрзнуть, и мне пришлось подложить под неё кусок поролона.

Мы, в общем-то, как Амундсены, уже привыкли к прохладе, но вчера председатель нашего кондоминиума, собирая подписи под обращением к поставщику тепла, спросил, какая у нас температура воздуха в квартире. Вряд ли поставщик тепла повысит температуру теплоносителя, но возможно председатель хочет под предлогом предоставления некачественных услуг потребовать неустойку.


Как бы там ни было, но меня это событие сначала подтолкнуло к измерению температуры воздуха в квартире, а потом и к проведению этого эксперимента.


Конечно, сказать, что этот эксперимент был нечистым, это не сказать ничего. Слишком уж много переменных, которые могли отразиться на точности результата, начиная от направления ветра за бортом и кончая активностью компьютера, работающего в тестируемой комнате.


Но, самый важный параметр, который в другое время не позволил бы вообще провести этот эксперимент, это стабильность температуры теплоносителя.

Дело в том, что в более теплые периоды времени, температуру теплоносителя активно регулируют в течение суток, для экономии расхода энергии. Когда же на улице аномальная температура, то все задвижки открывают настежь.

Цель эксперимента.

Подтвердить или опровергнуть предположение, что принудительное охлаждение батареи парового отопления, даже при температуре теплоносителя 42ºС, может значительно повысить теплоотдачу системы в условиях обычной городской квартиры.

Датчик температуры.

Чтобы определить эффективность того или иного способа обдува батареи, было решено измерить разницу температур теплоносителя до и после батареи центрального отопления.

На самом деле, начал я с промера температуры батареи в разных точках, но полученные данные обработать так и не удалось.

Для этого было изготовлено два одинаковых датчика температуры на основе полупроводниковых терморезисторов КМТ-17.


А вот так датчики были закреплены на трубах парового отопления. Для улучшения контакта с трубой, терморезистор был смазан теплопроводной пастой КПТ-8.


Чтобы снизить погрешность измерений, вносимых потоками воздуха, датчики пришлось дополнительно изолировать поролоновой лентой.


Выбор оптимального положения вентилятора.

Замеры температуры теплоносителя были произведены при разных положениях вентилятора относительно батареи. Мощность вентилятора, при этом, не менялась.

На протяжении эксперимента, температура теплоносителя была 43ºС, воздуха в помещении 20ºС.

Во всех случаях, расстояние от центра лопастей до центра батареи было равно 70см.

Разность показаний между температурой теплоносителя на входе и на выходе указана в условных единицах, так как откалибровать термометр с такой высокой точностью было просто нечем. При этом за начало отсчёта принят 0 (ноль) условных единиц, при котором батарея охлаждалась естественным путём.

Поток воздуха направлен сверху вниз, а угол наклона вала вентилятора относительно горизонта 50º. При этом, разность температур на входе и выходе батареи – 11 Условных Единиц (далее УЕ).


Поток воздуха направлен сверху вниз, вентилятор работает в режиме «подхалим» (поворачивается из стороны в сторону). Разность температур – 8 УЕ.


При обдуве батареи сбоку, разница температур между входом и выходом – 13 УЕ.


При направлении потока воздуха в центр батареи, удалось получить самую высокую разность температур – 15 УЕ.


Если направить поток воздуха в центр батареи, но при этом включить режим "подхалим", то разность температур снизится до – 12 УЕ.


Наиболее выгодным, с точки зрения теплоотдачи, оказалось направление потока воздуха от пола в сторону плоскости батареи.

Экспериментальные данные.


Первый день эксперимента.


Все графики показывают изменение температуры с 8.00 утра до 24.00 ночи.

Температура теплоносителя 42ºС.

По графику видно, что более эффективно система работала, пока разность температур воздуха и батареи была велика. Когда разница уменьшилась, система стабилизировалась.

Температура воздуха в центре комнаты на высоте 65см от пола поднялась с 15ºС до 20ºС за 9 часов.

В дальнейшем температура поднялась ещё на 0,5ºС.

Потребляемая мощность вентилятора при этом составила 35,2 Ватта.


Когда, во время эксперимента, я вышел из своей комнаты в коридор, то сразу почувствовал разницу температур, ведь к тому времени я уже снял тёплые вещи.

Сходил в сарай и принёс оттуда ещё один вентилятор. Этот вентилятор не был оборудован переключателем мощности, поэтому я его подключил через самодельный симисторный регулятор, конструкция которого подробно описана .


Что ж, жить стало лучше, жить стало веселей!



Второй день эксперимента.

Утром я снова промерил температуру теплоносителя, а также температуру воздуха в комнате. Все значения остались неизменными, в том числе и температура за бортом.

В течение дня никаких изменений температуры замечено не было.


Третий день эксперимента.


Температура теплоносителя повысилась на один градус и составила 43ºС.

Температура на улице снижалась и достигла -15ºС.

При этом температура в комнате выросла ещё на 0,5ºС и достигла 21,5ºС.


Четвёртый день эксперимента.


Температура теплоносителя всё ещё 43ºС.

Температур за на улице с утра -15ºС.

Температура в комнате утром составила 21,5ºС.



Так как за прошедшие сутки никаких существенных изменений температуры не отмечено, решил увеличить поток воздуха и в 10.00 установил второй вентилятор.

Через 10-15 минут температура воздуха возросла сразу на один градус, а потом и ещё на полградуса и достигла 23ºС.

Гулять так гулять, подумал я, и в 19.00 включил оба вентилятора на полную мощность. Температура за два часа возросла ещё на один градус и достигла 24ºС.


Результаты и выводы.

  1. Мне удалось повысить температуру воздуха в комнате на целых 6ºС, а в экстремальном режиме работы вентиляторов даже на 9ºС, что подтвердило предположение о том, что повысить теплоотдачу батареи центрального отопления можно, даже при такой низкой температуре теплоносителя.

  2. При использовании обычного бытового вентилятора без регулятора оборотов, в комнате становится слишком шумно. Однако если использовать накопленное комнатой тепло, то, например, в спальне можно на ночь отключать вентилятор, а в столовой, наоборот, включать. Тогда, можно использовать вентилятор на полной мощности.

  3. Если находиться в той части комнаты, где наиболее ощутимо движение воздуха, генерируемого вентилятором, то создаётся ложное ощущения снижения температуры.

  4. Те, кто опасается, что вентилятор много "намотает", могут посчитать месячное потребление энергии.

    35 (Ватт) * 24 (часа) * 30 (дней) ≈ 25 (кВт*час)

Мелкие подробности.


Чтобы быстрее и точнее замерить температуру батареи парового отопления, достаточно нанести на шарик датчика цифрового термометра небольшое количество теплопроводной пасты "КПТ-8". Место контакта на время измерения нужно прикрыть несколькими слоями ткани или слоем поролона.


Вышеописанный эксперимент заставил меня усомниться в точности моего цифрового термометра. Чтобы убедиться в правильности его показаний, я их сравнил с показаниями ртутного термометра. Для этого, погрузил оба термометра в горячую воду на одинаковую глубину и проследил за показаниями по мере остывания воды.



Продолжительная работа вентиляторов сразу выявила слабое место современных девайсов.

Если у вентилятора "Пингвин" 1973 года выпуска передний подшипник скольжения оборудован сальником (стрелкой отмечено отверстие для наполнения сальника маслом), что и позволило ему проработать уже почти 40 лет, то в современном вентиляторе такого сальника нет и в помине.

Кроме этого, у "Пингвина" есть пружина, предотвращающая возникновение продольных биений вала. Новый же вентилятор после двух суток работы начал тарахтеть, так как из-за продольного биения вала, вызванного эксцентриситетом пропеллера, быстро износилась одна из фторопластовых прокладок.


Для устранения продольного люфта, понадобилось несколько обычных и две тонкостенные шайбы, а также прокладка вырезанная из поролона.


Сначала я разобрал статор.


Потом надел тонкостенные шайбы и прокладку на вал двигателя, а остальными шайбами увеличил зазор между подшипниками.


Чтобы обеспечить сколь-нибудь продолжительную работу вентилятора, вырезал из войлока сальник, а из какой-то капроновой крышки заглушку сальника и запрессовал всё это в углубление вокруг вала. Естественно, масла тоже не пожалел.


Начал думать о покупке двух десятков компьютерных 120-ти миллиметровых вентиляторов. Думаю, если установить их прямо между секциями батарей, то при этом должен снизиться шум и повыситься эффективность теплоотдачи.


Устал писать эту статью, отвлёкся, чтобы побродить по сети. Вот, что удалось откопать на просторах Интернета. На нашем сайте ремонт холодильника электролюкс для всех желающих. Если новости тут закончились, то можете перейти на другую страницу, нет ничего проще!

Нашли ошибку в тексте? Выделите ошибочный текст мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Спасибо за помощь!

Комментарии (50)

Никто , когда я писал про КЛЛ, имел в виду видеосъёмку. Для неё я использую лампы, на которых написано 2700К. У меня дома, вообще, все лампы на 2700К, просто потому что нам нравится свет, напоминающий свет от ламп накаливания. Устанавливаю баланс по мишени и снимаю. Всё, как обычно.

Для фото, конечно, вспышки удобнее по ряду причин. Во-первых, можно снимать с рук, во-вторых, если снимать на зеркалку, можно при низких ISO обеспечить большой ГРИП, в-третьих, спектр намного лучше, чем у КЛЛ, в-четвёртых… опять же, экономия энергии.

Часть тепла уходит сквозь окна теплопередаче

Опишите пожалуйста. Хоть бы и вкратце.

Вернее, конкретно это интересует:

Есть у меня решение, которое использую уже лет 20-ть.

Как то меделнно набирается температура, тут за окном -20 и как то хочется нагреть помещение быстро. Попробовал поставить вентилятор но реально он шумит и из-за то го что в комнате как никак прохладно то излишняя циркуляция дает прохладу

Дмитрий, придётся потерпеть пару дней, пока комната прогреется. Чтобы вентилятор не шумел, придётся ему профилактику сделать. Как вариант, можно установить компьютерные 120-ти миллиметровые под батарею, но эффективность будет ниже.

Ну буду пробовать, на ночь прийдется пока отключать чтбы шума меньше было

Здравствуйте, уважаемые обсуждающие! Случайно наткнулся на материал про вентилятор и батареи и не смог пройти мимо. Может, быть, кому-то интересен мой опыт борьбы с зимой. 1) Увеличить количество секций в батарее. Это абсолютно тихо и замечательно работает. Если батареи подключены к стояку как на фотографиях в статье (вход справа снизу, выход справа сверху или наоборот), то это не сработает — теплыми будут примерно первые 7 секций, а дальше бесполезно. Подсоединять вход-выход надо по диагонали, тогда будет горячей вся батарея (проверено мною). Есть еще один, менее очевидный, способ подключения труб, о котором знают не все — вход снизу, выход тоже снизу, с противоположного конца батареи. В этом случае тоже греется вся батарея (проверено мною же). Конечно, здесь нужны начальные сантехнические навыки, но полипропилен творит чудеса. В некоторых случаях трубы (хотя бы одну) удобно пропускать внутри батареи, особенно, если в Вашей батарее нет перегородок (производители ленятся, и в последнее время такие батареи преобладают на рынке), чтобы они меньше мешались. К сожалению, модификацию батарей лучше проводить летом, а не в самые морозы . 2) Конечно же, усиление обдува батареи повышает температуру в комнате. Бесшумно усилить обдув батареи помогают те самые декоративные короба. Но чаще всего они лишь декоративные и закрывают батарею только спереди и сверху. Лучше изготовить их самому из любого материала (да, хоть из картона!) так, чтобы они обхватывали батарею со всех боков, не имея щелей по бокам, но имея полностью открытые торцы сверху и снизу. Батарея будет развивать тягу, как классическая печная (самоварная, котельная) труба. Если довести эту идею до совершенства, то кожух вокруг батареи не должен просто заканчиваться открытым верхним торцом, он должен продолжаться воздуховодом, идущим почти до потолка. Воздуховод может огибать окно, повторяя ход верхней ветви стояка (пряча в себе стояк). Сечение этого воздуховода может быть в 2-3 раза меньше сечения кожуха батареи, чтобы не портить слишком сильно вид квартиры), но все же должно быть достаточно большим, чтобы не создавать заметного сопротивления воздуху. Я сам так не пробовал, но уверен, тяга усилится в разы, вентилятор может и не потребоваться! Шума тоже не будет. Вернее, я не пробовал поступать так с воздухом, но пробовал — с водой. Так у нас несколько лет грелся в общаге душ: на дне ТЭН от электрочайника, вокруг него труба из пластиковой бутылки. Воду крутило очень сильно, весь бак имел одинаковую температуру. Думаю, что воздух поведет себя абсолютно так же. 3) Ну, и конечно, вентилятор на батарею! В моей жизни это служило экстренной мерой, позволяющей пережить несколько дней лютых морозов, на постоянку никогда не оставлял. Вентилятор, совершенно верно, надо брать большой напольный китайский, он тише и эффективнее, а не старый советский маленький. Очень большая скорость здесь не нужна, достаточно того режима, когда вентилятор еще почти не слышно, или когда слышно, но еще не раздражает. Замедлить вентилятор можно, включив последовательно с мотором бумажный конденсатор вольт на 400. Емкость подбирается под конкретный случай методом тыка. Это компактно, дешево и тихо (ЛАТР порою шумит сам, а тиристорный регулятор может заставлять шуметь мотор вентилятора). Особенно это актуально, если в доме дети — они обязательно накрутят ЛАТР и тиристорный регулятор. А конденсаторы настолько компактны, что после подбора емкости их можно навсегда спрятать в ту коробку, где у вентилятора находятся кнопки, греться они не будут. Если способ с воздуховодом хочется еще усилить, снизу кожуха батареи можно добавить «компьютерные» вентиляторы как можно большего диаметра, конечно же, тоже замедленные. Еще пара слов по теме. У меня батареи не висят на некотором расстоянии от пола, как это принято повсеместно, а стоят прямо на полу (на фанерках толщиной 7 мм). Поэтому пол у нас всегда довольно теплый, несмотря на первый этаж, то есть, слой холодного воздуха на полу отсутствует. В случае с кожухами-воздуховодами, батареи перевешивать не обязательно, просто надо дотянуть кожухи почти до самого пола, оставив лишь щель суммарной площадью сравнимую с сечением кожуха. Тогда холодный воздух с пола будет засасываться батареей и отправляться наверх. Вот. Извините, если сумбурно, но в моей жизни столько связано с этой борьбой с этим долбанным холодом! Последние 1-2 года у нас случайно стали топить гораздо лучше. Это связано с тем, что наши развалюхи одну за другой сносят, а оставшимся достается тепла больше . Но большую часть взрослой жизни это было далеко не так! Всем удачи и тепла в доме! spock2004

P.S. Если будете покупать или менять батареи, десять раз подумайте, какого типа взять. Я очень скептически отношусь к новым (относительно) алюминиевым батареям. Да, они красиво выглядят. Да, у них несколько больше площадь поверхности на единицу объема, занимаемого в комнате. Статистики по коррозии у меня нет, но чисто теоретически корродировать они должны сильнее чугунных. Хотя, вроде народ не особо жалуется. Жалуется народ на другое. У алюминиевых батарей довольно узкие каналы внутри. Это имеет два плохих следствия. 1) Они в несколько раз быстрее забиваются той дрянью, которую приносит вода центрального отопления. 2) Они хорошо работают только при условии высокой температуры воды и/или ее интенсивной циркуляции. А это на просторах бСССР встречается далеко не всегда (я, например, живу в Рязани). Скажем так, чаще не встречается, чем встречается . Конечно, если у Вас личный коттедж с личной замкнутой системой отопления, с циркуляционным насосом и мембранным расширительным бачком, тогда да. Тогда Вам можно использовать любые батареи, хоть штампованные из тонкого стального листа. А для обычных квартир, где топит «дядя» (по забавному выражению моей бабушки), я настоятельно рекомендую старые советские чугунные! Ну, или новые русские, но такие же чугунные. У них очень низкое гидравлическое сопротивление, что создает очень хорошие условия для циркуляции воды. И очень большой внутренний объем этой самой воды. Поэтому, даже если на полную смену воды в батарее требуется много минут (как у меня), батареи все равно остаются горячими. Настолько горячими, насколько могут быть в данной системе отопления. Ну, и, конечно, долго не забиваются наносами (мне приходилось разрезать «регистры» из десятисантиметровых труб, где остался узкий канал для воды, а бОльшая часть объема заполнена этой смесью из ржавчины, масла, накипи и бог знает чего). И еще совет: не красьте батареи!!! Выше была дискуссия о том, в какой цвет их красить. Насколько я помню, цвет поверхности влияет только на то, как к ней «припекает», а как она излучает, зависит только от температуры. Я в этом не уверен, но думаю именно так, простите, если не прав. В любом случае, при температуре теплоносителя 42 градуса, как в статье, излучением можно пренебречь, основное — это теплопередача омывающему воздуху. Ее и надо усиливать. Новая батарея имеет мелкопупырчатую поверхность, повторяющую неровности формовочной земли, и побрызгана чем-то рыжим чисто символически. Мой совет: так и оставьте! Теплопередача будет максимальной. Микронеровности ведь тоже увеличивают площадь поверхности, а не только оребрение. Если уже крашена, остановитесь и больше не добавляйте! В домах с особо фанатичными мамами и бабушками слой краски на батареях может достигать миллиметров. Надо ли говорить, что краска проводит тепло гораздо хуже, чем чугун. Для красоты лучше надеть тот самый кожух. А вот его уже можно изукрасить как душе угодно! Еще раз удачи! spock2004

К настоящему времени создано большое количество различных систем отопления и климатических установок, позволяющих гибкое регулирование условий внутренней среды в помещениях, а также ее поддержание. Но большинство из них эффективны лишь на небольших площадях в домашних условиях, либо имеют крайне высокий уровень потребления энергии или топлива при отоплении производственных помещений и создания в них определенного микроклимата. Поэтому специально для таких случаев были разработаны системы промышленного отопления, одной из которых и являются тепловентиляторы водяные.

Традиционные водяные системы отопления характеризуются низкой эффективностью в плане времени, которое требуется на прогрев помещения. Радиаторам центральной системы отопления, работающей на горячей воде, требуется несколько часов для того, чтобы прогреть помещение полностью, при этом их использование не создает локальных участков интенсивного прогрева, которые необходимы для некоторых видов деятельности, например, на автомойках или СТО для быстрой сушки какой-либо детали двигателя автомобиля. Поэтому оптимальным вариантом для рабочих помещений такого типа являются именно водяные тепловентиляторы, которые комбинируют в себе основные принципы двух отопительных систем, водяной и воздушной.

Принцип действия

Принцип действия тепловентилятора с водяным источником тепла во многом похож на принцип действия тепловой пушки , в которой горячий воздух разгоняется при помощи мощного вентилятора, создавая тепловую струю и обеспечивая высокую интенсивность работы. В случае с тепловентилятором роль нагревательного отопления выполняет горячая вода, причем поступает она из центральной системы отопления, поэтому такой аппарат в плане дополнительных расходов требуется лишь электроэнергии для обеспечения работы вентилятора, выгоняющего горячий воздух наружу.

Такое устройство делает отопление рабочих помещений наименее затратным и хлопотным, ведь если говорить упрощенно, то водяной тепловентилятор это стандартная батарея горячего отопления, помещенная в специальный защитный короб и оснащенная мощным вентиляторам. Поэтому для эксплуатации такого аппарата не требуется получать дополнительные знания и осваивать сложную технику безопасности, ведь по отдельности все составляющие водного тепловентилятора знакомы большинству людей и в быту. Также не требуется дополнительных знаний и навыков для создания промышленной системы отопления из тепловентиляторов, достаточно лишь примерно представлять, как распределяется температура в помещении и все можно сделать своими руками.

Особенности вентилятора

Из особенностей можно отдельно отметить защитный короб, которых предохраняет от непосредственного контакта самого радиатора, поэтому при работе с таким аппаратом практически невозможно обжечься. Также короб не дает горячему воздуху распространяться, что дает возможность направленного отопления отдельных участков помещения и создает локальные участки с высокой температурой, где можно быстро высушить какие-либо инструменты или предметы обихода.

Специальные жалюзи с лицевой стороны аппарата обеспечивают равномерное распределение воздушного потока. Дополнительную безопасность обеспечивает и то, что диапазон рабочих температур такого обогревателя достаточно скромный, поэтому он прекрасно справляется с задачей по обогреву помещения, но при этом отсутствует риск возникновения пожара и ожога в случае прикосновения руками. Степени нагрева самой водной батареи недостаточно для непроизвольного возгорания даже в случае попадания внутрь короба посторонних предметов из ткани или бумаги.

Модели и их отличия

Модели таких аппаратов различаются между собой в основном лишь размерами и мощностью, как нагревательного элемента, так и вентилятора. Диапазон мощности очень широк и может варьироваться от 2 до 90 кВт, при создании воздушного потока интенсивностью от одной до нескольких десятков тысяч кубометров в час. Благодаря такому разнообразию многие модели с невысокой мощностью вполне пригодны для использования дома, так как в любом случае они дают заметную экономию, ведь электричество потребляется лишь для обеспечения работы вентилятора.

Поэтому небольшой тепловентилятор с водяным источником тепла лучше всего подходят в том случае, если для отопления квартиры или офиса в зимнее время недостаточно стандартных устройств, так как даже большое количество таких аппаратов не создаст высокого уровня расхода электричества. Причем именно благодаря экономии ресурсов можно при необходимости купить большее количество аппаратов на случай выхода поломки некоторой части или другой непредвиденной ситуации.

По конструкции корпуса тепловентиляторы делятся на два типа:

  • напольные;
  • настенные.

Настенные модели оснащены специальной монтажной консолью, которая позволяет регулировать вертикальное положение аппарата и направлять струю горячего воздуха в нужном направлении. В монтаже таких вентиляторов нет ничего сложного, достаточно лишь закрепить анкерными болтами консоль на стене и подключить водяной контур к самому аппарату.

При наличии минимальных технических знаний это можно осуществить своими руками, без вызова специалиста. Напольные варианты не требуют фиксации и крепежа, для них достаточно подключения к водопроводу, поэтому они могут быть установлены в любой части помещения и, в случае необходимости, легко перемещены в другое место. Цена настенных и напольных моделей практически не различается и определяется в основном мощностью, а не особенностью конструкции.

Некоторые промышленные модели могут подключаться одновременно к горячему и холодному контурам. Тепловентилятор водяной с двумя контурами может работать как на обогрев, так и на охлаждение помещения или отдельной его части. Холодный контур подключается также как и горячий, от центрального водопровода. Цена у таких моделей чуть выше, но лучше купить именно такой аппарат, чем отдельные системы отопления и охлаждения помещения.

Сфера применения

  • Водяные тепловентиляторы чаще всего используются для обогрева больших помещений, так как для этого в любом случае требуется несколько устройств, чтобы теплый воздух распределялся равномерно, например, в магазине, поэтому выгоднее всего устанавливать именно такой вариант обогревателей.
  • При необходимости быстрого прогрева промышленного помещения до определенного уровня или сушки в нем, например, ковров после мокрой чистки или автомобильных сидений. Обычные водяные радиаторы центральной системы отопления требуют как минимум одного-двух часов до полного прогрева атмосферы помещения, при этом не могут обеспечить интенсивную сушку в случае ее необходимости.
  • Тепловентилятор с водяным источником тепла отлично подходит для постоянного обогрева цокольных помещений, так как в них часто бывает повышенный уровень влажности из-за климатических особенностей или недостатков систем водопровода, расположенных в подвале. Поэтому в таких помещениях требуются постоянно работающие устройства, обеспечивающие низкий уровень влажности и водный тепловентилятор как нельзя лучше отвечает этим требованиям, так как относится к самым экономным видам обогревателей.

Среди недостатков таких аппаратов можно отметить лишь их низкую мобильность и ограниченность промышленной сферы использования из-за необходимости наличия горячего водопровода в отапливаемом помещении. Но, по большому счету, недостатки подобного рода имеют большинство современных обогревателей, который способны обеспечивать нужную температуру по всему объему помещения, а не только на одном локальном участке.

При этом универсальность и экономичность таких аппаратов компенсирует все возможные неудобства, связанные с их подключением и эксплуатаций, так они играют роль не только постоянных обогревателей, но и дают возможность быстрой сушки, как всего помещения, так и его отдельных участков или каких-либо предметов, поэтому их можно использовать и в качестве сушилки.

Высокие эксплуатационные показатели, надежность, безопасность конструкции в сочетании с неприхотливостью при использовании, а также простота монтажа, который легко осуществить своими руками, делают тепловентиляторы одним из оптимальных видов обогревателей промышленного и массового использования. Благодаря большому диапазону мощностей, купить такой обогреватель можно не только в производственное помещение, но и домой или на дачу.

Как улучшить радиатор отопления с помощью вентиляторов. Если у вас в квартире холодно и радиаторы отопления недостаточно обогревают помещение, помочь может принудительный обдув радиаторов с помощью обычных вентиляторов. Принудительный обдув воздухом радиатора отопления особенно полезен в тех случаях, когда естественная циркуляция воздуха затруднена, например шторами, либо радиатор находится не под окном.

Самый простой и дешевый способ – это использовать вентиляторы для компьютерных корпусов. Стандартные 120-ти миллиметровые вентиляторы очень тихие и потребляют очень мало электроэнергии. Вообще они работают от 12 вольт, и если подать на них 7 или 8 вольт, то они становятся практически бесшумными.

Крепятся вентиляторы между собой при помощи обычных кабельных стяжек.

Потребляют такие вентиляторы порядка 0,2 -0,3 А. В принципе даже обычная зарядка для телефона вполне “потянет” два таких вентилятора, другое дело что зарядки в основном 5 вольт, но зато вентиляторы станут совершенно бесшумными да и “круговорот пыли” станет меньше. Но и эффект от обдува станет меньше. Я использовал универсальный блок питания на 12 вольт.

Ножки для вентиляторов я изготовил из пластиковых уголков, и прикрепил кабельными стяжками. Просто ставим конструкцию под радиатор, включаем и греемся.

Маленький бонус всем посетителям блога, смешное видео:

Самодельный вентиляторный радиатор водяного отопления

Вадим Шулман

В прошлом году своими руками за полчаса я увеличил мощность отопительного радиатора примерно на 1/5. То есть, из батареи о 10 ребрах получается 12. А можно и все 15 батарейных ребер "сделать", зависит расхода воды через батарею.

Об этом "изобретении" я уже писал в прошлом году в посте Что делать, если в квартире холодно зимой на форуме САМру.орг.

Несколько объяснений-примеров увеличения теплоотдачи от радиаторов: вентиляторы в компьютере, вентилятор в автомобильной печке и в кондиционере, вентиляторный электрообогреватель. Последний пример - самый наглядный, без вентилятора - вообще не греет:(

Принцип известный - при обдуве нагретого тела тепло уносится воздухом. Что отаплиевому и нужно:) Главное, чтобы тепло уносилось в нужном направлении.

Обратите внимание на сверхкомпактные радиаторы водяного отопления, которые обычно ставятся в системы не центрального или местного отопления, а в локальное отопление тепловыми насосами. Они получаются сверхкомпактными, потому что у самих радиаторов нет избытка мощности в безвентиляторном, естественно-конвекционном режиме. Когда нужно топить помещение на полную мощность - включаются вентиляторы радиатора.

Если бы не шум от вентилятора, то можно было бы использовать вентиляторное отопление постоянно. Однако, последнее дело - наращивать батареи в отопительный сезон, добром и толком не кончится. Об этой истории - в статье .

Самодельное дополнительное отопление мне было нужно временно.
Но нет ничего более постоянного, чем временное.
Эта отопительная система жива до сих пор и
ждет пиковых тепловых нагрузок.

Как видно на фото, пара вентиляторов ("кулеров") от компьютера общей потребляемой мощностью 6 ватт (поменьше - от обычного блока питания в компьютере, большой - от серверной стойки) надеты на... бамбуковые "шампуры для шашлыка", примотанных к 12-вольтовому аккумулятору 7 ампер-часов от ЮПС скотчем. У него замкнуло половину секций ("банок"), теперь это аккумулятор на 6 вольт и "3,5 амп-час". Об использовании этого случайного свойства аккумулятора - см. в конце статьи, о бесшумном режиме работы.

Эту "конструкцию" поставил под пластинчатую батарею "немецкого типа" турецкого производства "Baykan" и она гонит воздух вверх, помогая естественной конвекции воздуха через батарею. Причем гонит столь эффективно, что гармошка между пластинами с каналами для воды отдает тепло "до конца" - остывает до 33 градусов по Цельсию при температуре воды на входе в радиатор 68 и на выходе 46. Температура измерена контактным способом - термопарой мультиметра, на латунных гайках к батарее полиэтилен-алюминиевых труб отопления. Это вторая и последняя батарея в автономной системе отопления.

При выключенном вентиляторе на входе батереи 62 град. Цельсия, на выходе 38, на внутренней гармошке - 45 градусов. Но это не говорит о тепловой мощности радиатора отопления, потому что не известен поток воды через радиатор. Вода-теплоноситель циркулирует от камина к батареям по гравитационному принципу, без циркуляционного насоса. Точно говоря, поток воды (расход) зависит от температуры воды в водяной рубашке камина и температур во всей остальной трубопроводно-радиаторной системе. А грубо говоря, от скорость потока воды зависит от разницы температур между водой в камине и в батарее.

С таким безмоторным отоплением, если надолго пропадёт электричество, и без электричества совсем без отопления не останемся. О блекаутах - .

А температура воздуха, выходящего между пластин радиатора - около 33 градусов, и с вентилятором, и без. Только с вентилятором количество кубиков нагретого воздуха больше.

Обратите внимание, что температура внутреннего радиатора-гармошки между пластинами с водой - как и воздуха - +33. "Гармошка" стоит внизу радиатора, на входе холодного воздуха.

В общем, вентиляторы довольно хорошо отбирают-выдувают тепло от отопительного радиатора.

Еще "об устройстве" вентиляторной приставки к радиатору отопления для повышения теплоотдачи - отопительной мощности.

Питаются вентитяторы от обыкновенного блока питания с выходным напряжением 12 вольт. Если нужен бесшумный режим - включаю через балластное сопротивление (автолампочка 12V 5W) - и зарядку аккумулятора, и вентиляторы. Или питание от аккумулятора.

P.S.
Вот, из статьи "Сделай сам" получилась статья "Занимательная физика" :)

- уточнения
Дополнительное тепло от радиаторов отопления
Отопление может стать хуже
О вентиляторах, которые можно использовать для улучшения отопления
Если центральное отопление
Бесплатное дополнительное отопление от теплосети (теплоцентрали, центрального отопления)
Морозы в связи с глобальным потеплением