Причастие – врачует все болезни и дает духовную чистоту. Кто достоин причастия

Разговор о приходской практике причащения продолжает игумен Агафангел (Белых), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора в г.Валуйки, Валуйская и Алексеевская епархия, сотрудник Синодального миссионерского отдела, руководитель миссионерского стана «Спасский», в п. Тикси, республика Саха.

Отец Агафангел, как часто следует, на ваш взгляд, причащаться?

– Думаю, мы совершаем большую ошибку, когда говорим о частоте или редкости причащения. Это навязанный термин. Нужно говорить не о том, что следует причащаться чаще или реже, а о том, что это необходимо делать регулярно, по мере возможности.

Игумен Агафангел (Белых). Фото Я.Никитина

Существуют канонические правила, предписывающие нам бывать на службе ежевоскресно. Также мы знаем о каноне, по которому трижды пропустивший воскресную литургию отлучается от Церкви.

Если человек имеет возможность причащаться каждое воскресение и причащается – это не часто, не редко, а так, как нужно.

Понятно, что в реальной приходской жизни всё происходит по-разному. В случаях, когда есть возможность формирования прихода буквально с нуля, где не было традиций, появившихся еще в Синодальный период или позднее – в советский, у людей не возникает сомнений, что если ты пришел на воскресную литургию, то причащаешься.

В приходах, существующих много лет, нередко нужно объяснять, почему желательно причащаться каждую неделю и что для этого совсем не обязательна недельная постовая подготовка. Потому что люди немного пугались: «Батюшка, если причащаться каждое воскресенье, это ж, получается, вся жизнь – только пост».

О посте перед причастием священника, который ничем не отличается от мирянина, никаких специальных указаний нет. Священник постится положенные дни – в среду и пятницу, а причащается в воскресение, а бывает и чаще, но какой-то особенной благодати, отличной от мирян, у него для этого нет.

В нашем тиксинском приходе люди стараются приступать к таинству на каждой службе, в Николаевском соборе, в Валуйках, где я сейчас служу – постоянные прихожане причащаются два-три раза в месяц.

– Существует прекрасный опыт, который отражен и в : Последование ко Святому Причащению, состоящее из канона, молитв, а также есть благочестивая традиция добавлять, по возможности, и другие каноны и акафисты.

Поэтому, если человек читает вечерние и утренние молитвы, то добавить к ним один канон и десять молитв – не сложно. Если есть силы и желание помолиться больше, тогда можно добавить и иные традиционные каноны.

Другое дело – исповедальная дисциплина. Потому что для кого-то легче еженедельно вымучивать из себя несущественные дисциплинарные ошибки, чтобы подойти к причастию более «подготовленным», чем однажды глубоко разобраться в себе.

Мы знаем, что есть грехи, которые действительно отторгают нас от Бога, отделяют от Чаши Христовой, и их нужно исповедовать перед причастием. Но речь не о мелочах, которые тоже, конечно, не хороши и требуют исправления, однако они не являются препятствием причащаться для взрослого человека.

Причастие – не оценка «пять» за поведение, а исцеляющее лекарство, которое даёт Господь. Таинственное соучастие в жертве и воскресении Христовом. Поэтому понятно, что к причастию приступают люди, обременённые своей несовершенностью. Но для чего выцеживать комара?

Есть такая поговорка: «За еду не будешь в аду». Но от 90% исповедующихся слышишь: «Съел конфету не в тот день, грешен, нуждаюсь в исповеди» – притом, что человек может быть в многолетней нераскаянной немирности с ближними или еще в каком духовном обстоянии.

Что касается постовой подготовки – если человек причащается ежевоскресно, то соблюдения положенного поста в среду и в пятницу и какого-то разумного ограничения в пище в субботу – вполне достаточно.

– А в случаях, когда люди причащаются почти каждый день – на Страстной седмице, на Светлой? Им нужна такая же молитвенная подготовка?

– Да, конечно, «Последование» – обязательно. Священник, который причащается в такие дни каждый день и который ничем не отличается, как уже было сказано, от прихожан, читает Правило ежедневно.

Что касается постовой подготовки перед причащением на Светлой: разговеться – это не значит объесться и обпиться. Хочешь съесть три котлетки – съешь две. Вот и подготовка. А если человек съел накануне казан плова, выпил бочонок вина – такое разговенье во вред.

Существует разница подготовки к причастию в средней полосе России и, скажем, в Якутии?

– Наши прихожане на севере Якутии всё равно пытаются поститься, в том числе накануне причастия, овощами и фруктами, как принято в центральных и южных регионах России. Хотя цены на все это – запредельные, и намного дешевле было бы питаться местной рыбой.

Но сформировавшийся стереотип сломить сложно. Об этом ещё писал, если я не ошибаюсь, Ломоносов, сетуя на отцов палестинских и греческих, что они навязали свой постовой устав нам, северянам.

А вот молитвенная подготовка точно не зависит от региона: основное – Последование ко Святому Причащению – молитвы и канон, а дальше – по силам и желанию.

Если к вам приходит человек, собирающийся причаститься впервые….

– Такое бывает редко. Обычно впервые приходят те, кто собирается креститься, проходят специальную подготовку: участвуют в беседах, читают рекомендованные книги, посещают богослужения, общаются с прихожанами… Так что когда они подходят к причастию, то специально говорить с ними об этом не нужно.

В тех редких случаях, когда человек приходит буквально «с улицы», говорит, что он крещен и вот бы хотел причаститься, но не знает, как, мы проводим небольшую катехизаторскую беседу, рассказываем, как приготовиться, объясняем смысл таинства. Такому человеку, скорее всего, я предложу молитвы не на церковнославянском, а на русском языке.

– Если человек, по разным причинам, причащается нерегулярно, значит, ему требуется усиленная подготовка. Пост – неделю, по возможности, походить на богослужения. За неделю можно успеть и Последование прочесть и дополнительные каноны, причём не сразу всё – это тяжело, а распределить по дням недели.

– По апостолу Павлу: воздержание назначается супругами по взаимному согласию. Я на себя не беру такой дерзости – лезть в чужую постель и регулировать отношения мужа и жены. Но какие-то общие евангельские рамки я как священник, конечно, обязан обозначить. А решение, как быть, они должны принимать сами.

Допускаете ли вы кого-то из прихожан к причастию без исповеди?

– Да, без исповеди перед каждым причастием я допускаю тех прихожан, которых давно знаю, знаю их духовную жизнь. Предварительно спрашиваю: «Нет ли за прошедшую неделю греха, который не допускал бы вас к Чаше?»

Если человека знаю плохо, обязательно попрошу его подойти к исповеди.

Кого вы можете не допустить к причастию?

– Я никогда не запрещаю подходить к причастию. Вот посоветовать – могу: «Вы знаете, вам сегодня лучше воздержаться от причастия, мне кажется, вы не вполне готовы».

Если я вижу человека впервые, он пришел к исповеди, собираясь причаститься (такое чаще бывает в Валуйках, в Тикси – маленький приход, все знают друг друга), и я вижу, что он просто не ориентируется, для чего и как, то понимаю, что причаститься в этом состоянии для него будет душевредно.

Я предлагаю такому человеку обязательно встретиться после службы, когда я смогу все объяснить. Поясняю: «А сейчас я вижу, вам причаститься будет не полезно». В большинстве случаев люди остаются, слушают и приходят вновь через какое-то время.

Бывали ли случаи в вашей приходской практике, когда люди все-таки не понимали, для чего причащаться?

– Расскажу об одной своей миссионерской неудаче в Тикси. Некрещеные муж и жена долго ходили в храм на огласительные беседы, готовились ко крещению. Мы обычно сначала проводим первую часть бесед, потом – чин оглашения и после него уже говорим о таинствах. Супруги ходили на все службы, участвовали в беседах, в общих трапезах.

Вот, наконец, крещение совершено (а мы стараемся совершить таинство до литургии, чтобы вновь крещёные могли причаститься), супруги приняли Причастие и… женщина сказала: «Что это такое? Это вот то самое, о чём вы нам рассказывали?! Мне совсем это не по нраву!»

Больше они не переступили порог храма. Маленький посёлок, мы постоянно встречаемся, и только спустя несколько лет они стали отвечать на мои приветствия. Вот такая история пока без позитивного финала.

Но часто большинство прихожан и в Центральной России не вполне понимает смысл Таинства Тела и Крови Христовых, важность общего соучастия в Евхаристии. Хорошо, что сейчас такое обилие православных сайтов, газет, телепередач, рассказывающих об этом. Однако в целом это большая проблема, которая требует времени на разрешение.

Количество записей: 275

Здравствуйте, батюшка! Простите за подробности, но кратко описать не получается. 1) Мы с супругой стараемся причащаться каждую неделю. Так благословил нам батюшка, которого мы считаем своим духовным отцом. Раньше мы причащались раз в месяц. Тогда мы готовились, говели несколько дней. На вопрос, как поститься, если причащаться каждое воскресенье, батюшка ответил, что надо поститься в среду и пятницу и соблюдать Евхаристический пост с 0 часов. Батюшка наш находится далеко и ездить к нему каждое воскресенье невозможно, ездим в основном по большим праздникам. Недавно мы были на Литургии в храме, что в деревушке рядом с дачей. А накануне в субботу мы с супругой были в кафе, чтобы немного развеяться, так как дочка наша гиперактивная (ей 3 года) и супруга с ней очень сильно устает. Я целый день (порой до 22 часов, бывает что и по субботам) на работе, и помощи у жены нет.

В общем, приехав на дачу, мы оставили дочку моей маме и уехали в кафе. Вечером приехали и подготовились к Причастию. Правда, причащаясь каждую неделю, мы читаем Канон покаянный и Последование ко Святому Причащению. Батюшка того деревенского прихода сказал, что христианин должен как минимум 2 дня до Причастия поститься, то есть в пятницу и субботу. Он не то чтобы не допустил нас до Причастия, но сказал, чтобы мы подумали, чтобы это не было во грех ни нам, ни ему. Мы смутились и в тот день не подошли к Чаше. Я не хочу ни в коем случае никого обвинить, просто пытаюсь понять, как правильно поступать. За долгое время выпала минутка немного отдохнуть и мы воспользовались ей. Нам не следовало готовиться к Причастию? Может, правильней причащаться раз в месяц? 2) Можно ли поститься с вечера вторника до вечера среды и с вечера четверга соответственно (с 18 часов до 18 часов) или надо строго с 0 часов до 24 часов? 3) Мы хотим ходить в храм всей семьей (я, жена и дочь 3 лет). Раньше мы ходили по очереди, когда причащались редко. Отстоять Литургию с маленьким подвижным ребенком невозможно, да мы и не пытаемся. И когда дочка начинает смущать окружающих во время Богослужения, я выхожу с ней на улицу. Можно ли причащаться в таком случае? Или опять все сведется к ежемесячному Причастию?

Евгений

Евгений, я думаю, что то, что сказал Ваш батюшка в отношении причащения – все же совет, пожелание, но не приказ и не догма. Поэтому иногда можно сделать и послабление – тот уикенд с кафе как раз прекрасная для этого возможность. А потом отдохнете – и снова за духовные подвиги. Это же дело – живое.
В отношении поста принято поститься либо с 0 часов до 0 часов, либо после прочтения вечерних и утренних молитв: прочли вечерние молитвы, например, во вторник – наступает постная среда, прочли утренние молитвы в четверг – можно разговляться.
Если девочка с Вами в храме, я думаю, Вы поступаете правильно: придется немного потерпеть, пока не подрастет, а сейчас в силу ее возраста можно выходить на время из храма, и в то же время – причащаться Тайн Христовых.

игумен Никон (Головко)

Спаси Вас Господи! По завершении кафизмы или всего Псалтыря есть молитва Ефрема Сирина: "Господи и Владыко живота моего...". Нужно ли её читать? Насколько я знаю, молитву эту читают только в Великий пост.

Андрей

Андрей, если нет поста, молитву преп. Ефрема Сирина можно и опустить, не читать.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! У меня недавно умерла мама. Она долго болела, у нее был рак. Не знаю, как справится с этим, я совершенно не готова к этому... Дело в том, что у меня маленький ребенок, 2,5 года. Приближается Новый год, а тут такое... Просто не знаю, стоит ли как-то отмечать? Дочка ничего не понимает, хочется, что бы у нее был праздник. Но не знаю, могу ли я.

Ольга

Ольга, да, ребенок в 2,5 года едва ли готов уже встретиться со смертью и понять ее, поэтому постарайтесь праздник сделать, это и для Вас послужит необходимым отвлечением. Только, может быть, не Новый год праздновать - ведь, пост будет на дворе, - а все-таки Рождество Христово?

игумен Никон (Головко)

Батюшка, у меня недавно умер родственник, но, так как очень дальний, я решил сделать ограничение в пище на 9 дней вместо строго 40 дневного поста. Узнал об этом только на 4-й день. Вопрос, будет ли уместно поститься на девятый день или напротив, помянуть, сняв ограничение?

Андрей

Андрей, и попоститься - дело доброе, и помянуть с родственниками, устроив хорошее угощение - тоже доброе дело. Поступите сообразно с обстоятельствами. Если родственники готовы собраться на поминки, то все же лучше быть с ними.

игумен Никон (Головко)

Дорогие батюшки, спасибо большое за вашу работу на сайте! Я сама обращалась к вам и получила неравнодушный ответ, который помог. А вопрос у меня такой. Приближается Рождественский пост. Предыдущие посты давались тяжело: есть проблемы со здоровьем. Как не навредить? Как правильно выбрать меру поста, чтоб это не стало непосильной ношей? И еще один момент - пощусь в семье только я. Получается не экономия, а совсем наоборот. Правильно ли это? Ведь смысл поста еще и в том, чтобы излишками делиться с нуждающимися. Рассудите меня, многогрешную. Спаси Господи за помощь...

Светлана

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка. Прошу прощения за беспокойство. Один знакомый человек, соблюдающий пост, задал мне вопрос, можно ли есть хлеб, который продается в магазинах, в Рождественский пост? Ведь в монастырях хлеб пекут сами и точно знают состав. Чтобы человек не нарушил пост, обращаюсь к Вам за ответом! Благодарю!

Ольга

Ольга, несмотря на то, что в составе магазинного хлеба указаны молоко и яйца, для хлеба, как для основного продукта питания, делается исключение - употреблять его в пост благословляется. А кроме того, не забывайте: самое главное в посте то, что пост по сути своей - не столько отказ от продуктов, сколько отказ от страстей.

игумен Никон (Головко)

Добрый день, помогите, пожалуйста, разобраться, как быть. Два года назад мой ребенок попал в реанимацию, я молилась и просила Бога о выздоровлении ребенка, и когда была в храме мне было словно видение - а что я могу дать Богу в благодарность, чем смогу пожертвовать? И я решила в среду вообще не вкушать пищу - только просфору и святая воду - как раз в среду была операция моему ребенку, и слава Богу, все прошло благополучно и ребенок выздоровел. Я была у батюшки и просила благословение на среды - но батюшка мне сказал: сначала хорошо подумайте, а сможете ли Вы, а потом придете ко мне (я думаю до сих пор – еще не брала благословение на среды), и вот я уже 2 года соблюдаю этот обет, за это время и наша семья стала намного ближе к Богу - мы с мужем повенчались, сами стараемся исповедоваться и причащаться, и деток тоже. А сейчас я понимаю, что не есть целые сутки очень тяжело - семье надо готовить кушать, работа, и в мирской жизни это очень тяжело, и сама чувствую слабость, но в то же время я боюсь Бога, ведь он тогда оставил ребенка в живых и помог, и я очень благодарна Богу за все. Помогите разобраться, как правильно поступить со средами! Спаси Вас Господи!

Алла

Здравствуйте, Алла! Вам нужно пойти к этому батюшке на исповедь и покаяться в самочинном взятии на себя обета. И просите у него послабления или отмены своего обета на его усмотрение. Только так можно разобраться в Вашей ситуации и сделать все законно.

иерей Владимир Шлыков

После удаления желчного пузыря у меня развился хронический панкреатит. Можно ли поститься с таким диагнозом?

Ирина

Ирина, поститься можно, но разумно. Кстати, ведь пост можно проводить, не только ограничивая себя в каких-то продуктах. Можно попробовать избегать праздного времяпровождения – например, не смотреть телевизор, отказаться на время от интернета и т.п. Это – тоже пост.

игумен Никон Головко

Дорогие батюшки, скажите, как поступать в следующей ситуации? Допустим, пост, и я его держу. Но, когда я на работе и прихожу на обед в столовую, то там, ну, может, всего 10% постных блюд. Или в течение всего дня перемещаюсь по городу, заезжаю в кафе покушать, тоже для постящихся людей практически ничего нет. Или приезжаю вечером в гости к друзьям, а они ждали и специально что-то приготовили. А я голодная, да и откажусь - на меня обидятся. Когда я питаюсь дома, то без проблем - у меня все постное и я соблюдаю. Но где-то в обществе...

Ольга

Здравствуйте, Ольга! Время поста – это не только воздержание в еде, но и духовное воздержание. Во время поста нужно воздерживаться от увеселений, как можно меньше ходить в гости. Нужно больше времени уделять молитве и посещению храма. В отношении еды в кафе и столовых – можно принести еду с собой (если это не запрещено) или выбирать наименее скоромные блюда.

иерей Владимир Шлыков

Батюшка, благословите! В следующем году хотим пожениться и обвенчаться. Знакомы уже лет 7, но сблизились только сейчас, в Дивееве, у Батюшки Серафима. После росписи хотим венчаться (это будет осенью). Девушка ходит в храм Серафима Саровского, а я в монастырь Иоанна Кронштадтского, хотим, чтобы нас венчал либо мой батюшка, либо ее, но ее храм находится на Серафимовском кладбище, и я не знаю, хорошо ли там венчаться? Да, конечно, смешно, но я ни разу не видел, что бы на кладбищах венчали. Правильно ли венчаться на кладбище? Подскажите, пожалуйста. Да, и ещё, подскажите, пожалуйста, девушка хочет хорошую свадьбу (с кафе, с лимузином, со множеством гостей с её стороны, с кольцами хорошими). Мне это всё равно, но ради неё сделаю. Можете сказать, хорошо ли это? И можете сказать, какое меню лучше выбирать? И так как это будет постный день, можно ли его нарушить и есть все подряд (и первая брачная ночь)? Спасибо.

Вячеслав

Вячеслав, в кладбищенских храмах тоже венчают, как и во всех остальных, хотя, согласен с Вами, остбановка для свадьбы будет весьма необычная.
А по поводу других Ваших вопросов – ну, хочет она лимузин и все остальное, так пусть будет. Но постные дни и прочие правила лучше не нарушать. Кстати, все эти вопросы снимаются, если назначить венчание на воскресенье.

игумен Никон (Головко)

Доброго здравия, святой отец. Скажите, считается ли действительным венчание 26 августа (в пост) с умирающим супругом в больнице? Священник, который нас венчал, знал нашу семью и уважал умирающего. Может, он из сострадания провёл этот обряд, не знаю, но будем ли мы вместе с мужем на небесах? Я молюсь о его душе. Спасибо Вам большое.

Елена

Здравствуйте, Елена.
Венчание, совершенное священнослужителем действительно, независимо от времени его совершения.
В вашем случае беспокоиться не нужно.
По поводу вопроса о встрече на Небесах мы читаем в Евангелии (Лк. 20, 27-36) .
Вместе быть возможно, но все будет иначе. Как это будет происходить, сможем узнать только там.
Да поможет Вас Господь.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, батюшка, Вас беспокоит Дарья, мне 19 лет. У меня есть молодой человек, познакомились мы с ним в храме, сначала всё было хорошо, вместе ходили в храм, но потом я поняла, что ему это очень тяжко, так как он с детства не ходил в храм, и мама его только в последние годы стала постоянной прихожанкой. Недавно услышала от него, что он не хочет в будущей своей семье ходить в храм каждое воскресенье, держать посты, молится утром и вечером, что считает это уже крайностью, для него хватает 2 раз в полгода, того, что он носит крест, верит, что Бог есть, и считает, что главное - совершать добрые поступки, при этом он не будет запрещать жене молится, поститься и т. д. Батюшка, как поступить, если в дальнейшем мы хотим быть вместе, а я хочу при этом православную семью, одним духом, это же неправильно, когда жена постится, а муж нет, когда жена идет в храм, а он на работу... Там же нет единства. И при этом я не могу его оставить, он добрый и дорогой для меня человек, но что мне делать, как направить на путь истинный? Заранее спаси Господь! И если можно, не публикуйте вопрос.

Дарья

Здравствуйте, Дарья!
Жена не сможет жестко влиять на выбор мужа, он сам определяет меру своего благочестия. Единство супругов заключается не в том, чтобы делать все одинаково, а в том, чтобы уважать выбор друг друга. Похоже, что молодой человек Ваш выбор уважает. Если Вы сможете признать за ним право ходить в храм 4 раза в год, то можете вступать в брак.
Помоги Господи.

иерей Сергий Осипов

Что такое Причастие? Как нужно правильно поститься перед этим днем? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в статье.

Все верующие православные христиане должны ходить на Причастие в церковь. Святая Евхаристия — это особенная процедура, которая является памятью о Христе.

  • Накануне своей страшной смерти Христос говорил своим ученикам о том, что в его память люди будут пить вино и вкушать хлеб. Это символы его крови и тела.
  • Поэтому все время существования православной веры, люди ходят на литургию, причащаются вином и вкушают хлеб, а священники читают молитвы со словами «О предложенных Честных Дарах Господу помолимся».
  • Как правильно нужно готовиться к Причастию? Что можно делать накануне, а что нельзя? Что разрешено делать правилами церкви после Причастия? Читайте об этом в статье.

Можно ли перед Причастием в церкви чистить зубы, мыться, умываться, принимать душ?

Можно ли перед Причастием в церкви чистить зубы, мыться, умываться, принимать душ?

Раньше, даже во времена гонения церкви, бабушки все равно посещали храмы и водили на литургию своих детей, а потом внуков. Но, если говорить о православной грамотности, то ее почти не было. Каждый поступал так, как считал нужным, ведь люди боялись не то чтобы спросить, а и вести любые разговоры о Боге или церкви.

Сейчас эти дети и внуки выросли, но все также продолжают посещать храм. У них часто возникает вопрос: можно ли перед Причастием в церкви чистить зубы, мыться, умываться, принимать душ, ведь бабушки учили одним правилам, а каноны церкви подразумевают совсем другое.

  • Посещение храма – это особенное событие, ведь мы встречаемся с Богом, становясь причастниками святой Евхаристии, мы принимаем истинные Тело и Кровь Христовы в хлебе и вине.
  • Человек должен осознавать, что это праздник. Поэтому чистить зубы, мыться, умываться и принимать душ нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО . В правилах церкви прописано, что если человек будет чистить зубы и глотнет немного воды или пасты, то это не считается, что он пил воду или ел. Нужно реально смотреть на ситуацию, используя мудрость и свой разум, которыми наделил нас Бог.
  • Также необходимо надевать чистые и красивые одежды. Божественная литургия — это праздник, встреча с Богом, жизнью в молитвах. Об этом нужно помнить, и тогда не будут возникать вопросы, можно ли мыться и как нужно одеваться.

Храм должен занимать особое место в жизни каждого христианина. Это дом Бога, куда мы должны приходить без скорби и уныния.



За сколько часов до Причастия нельзя есть?

Строгий пост начинается перед Причастием начинается после 12 ночи предыдущего дня. Это означает, что нельзя ничего кушать и пить. Литургия обычно начинается в 8 утра, причащать начинают через 1,5-2 часа. Поэтому получается, что за 9-10 часов до Причастия нельзя есть и пить.

Можно ли есть рыбу накануне Причастия?

За 3 дня до Причастия нужно держать пост. Запрещены все мясные и молочные продукты, но можно кушать каши, овощи, орехи. Можно ли есть рыбу накануне Причастия? Рыба разрешена, но, как и другие блюда, до начала строгого поста перед Евхаристией, то есть до 12 часов ночи.

Важно: Три дня перед причастием ограничьте сладости. Можно только сухофрукты. Не ешьте до отвала. Соблюдайте пост, в котором важны не человеческие потребности, а молитва.



Можно ли пить, употреблять квас, воду, кофе перед Причастием?

Во время трехдневного поста перед Причастием важно читать молитвы: канон покаянный Спасителю, канон молебный Божией Матери, канон Ангелу Хранителю, последование ко Святому Причастию. Эти кондаки и песнопения помогут правильно подготовиться, если вы хотите принять Святые Дары правильно.

Во время поста перед Причастием запрещено пить спиртные напитки, употреблять квас, и кофе. В эти три дня тело человека — это храм души, где должно быть спокойно, а кофе, квас на дрожжах и алкогольные напитки не могут должным образом настроить на молитвы. Воду пить можно, но до начала строгого поста — до 12 часов ночи.

Можно ли кормить ребенка перед Причастием?

Маленькому ребенку сложно выдержать долго без еды, а Евхаристия обычно начинается не раньше 10-00 часов. Поэтому многие родители задают вопрос: можно ли кормить ребенка перед Причастием?

  • Детей до 3-х лет можно кормить за 2 часа до принятия Святых Даров.
  • Особенно нужно уделить внимание кормлению младенцев. Если грудного ребенка покормить, а потом поднести ко Причастию, то он может срыгнуть, а это недопустимо. Поэтому маленькому ребенку до года также нужно выдержать без еды хотя бы 2 часа до начала Евхаристии.

Важно: Лучшим решением в этом случае будет посещение ранней литургии, которая обычно совершается в больших храмах. В 8 часов в этих церквях уже идет Причастие.



Можно ли есть перед Причастием больным людям и беременным?

Пост нужен человеку для обуздания тела, а когда оно слабое, то не нуждается в этом. Больное тело нуждается в помощи, чтобы вылечиться и выздороветь. Так написано в церковных правилах. Поэтому перед Причастием больным людям кушать можно, но нужно постараться сделать это как можно раньше, чтобы не перед самим процессом принятия Святых Даров.

Беременным женщинам также делается послабление в посте. Но нужно обговорить все с батюшкой во время вечерней исповеди. Он посоветует, как правильно поступить согласно Законам Божьим.

Важно: Обязательно просите благословения у батюшки по поводу каких-либо своих сомнений, касающихся любых церковных действ или даже жизненных ситуаций.

Можно ли пить лекарства перед Причастием?

Есть болезни, когда лекарства нужно принимать постоянно с периодичностью в 2-3 часа (астма, сахарный диабет, разные воспаления и так далее). Люди с такими заболеваниями задаются вопросом: можно ли пить лекарства перед Причастием?

  • Если лекарство жизненно необходимое, то его нужно принимать в обязательном порядке.
  • Если можно воздержаться от приема медикаментов, то тогда лучше это сделать.
  • Если есть сомнения по этому поводу, нужно обратиться к батюшке, который примет решение, допускать вас к Таинству Евхаристии или нет. Попросите у батюшки благословения.

Чтобы у вас не было сомнений, обговорить заранее этот вопрос со священником. Тогда вы сможете со спокойной душой готовиться к исповеди и Причастию.



Можно перед Причастием сдать кровь на сахар?

Для людей, больных сахарным диабетом, жизненно необходимо знать уровень глюкозы в крови. Поэтому перед причастием можно сдать кровь на сахар и принять необходимые лекарства.

Можно ли перед Причастием смотреть телевизор?

Приготовление в церковной практики ко Причастию называется говением. Продолжается оно три дня до Евхаристии, и касается как телесной так и духовной жизни человека. Тело воздерживается от употребления мясной и молочной пищи, а ум не должен рассеиваться по житейским мелочам и развлекаться. Поэтому перед Причастием недопустимо смотреть телевизор, ходить в шумные компании. Нужно провести время дома — в тишине и молитве.

После Причастия: когда и что можно кушать, можно ли кушать мясо?

Пост устанавливается только перед Причастием, как подвиг воздержания от земных благ. Это нужно для того, чтобы человек стяжал благоговейную настроенность для принятия Святых Даров. После Причастия можно кушать все, а также молочные продукты, мясо. Но если нет поста в этот день. Если церковью прописан пост по случаю какого-то праздника или поминания Святого, то необходимо воздержаться от употребления мясных, молочных продуктов и рыбы.

Важно: Часто во время поста, в некоторые церковные праздники, можно кушать рыбу. В этот день и причастившемуся также ее можно вкушать, но желательно, чтобы рыба была без костей, чтобы не сплевывать их.



Можно ли пить спиртное, вино после Причастия и в день Причастия?

В день Святой Евхаристии и после него никаких канонических препятствий для вкушения спиртных напитков нет. Можно праздновать и пить вино после Причастия и в сам этот день, но в умеренных количествах, а не превращать застолье в пьянство и объединение. Важно, чтобы в этот день не тошнило. Поэтому от водки лучше отказаться, а выпить немного хорошего вина.

Когда можно чистить зубы, умываться, мыться, мыть голову после Причастия?

В день Причастия лучше ничего не сплевывать, поэтому стоит воздержаться от чистки зубов. По поводу мытья тела и головы после Святой Евхаристии никаких канонических запретов нет. Если у вас есть опасение, что вы будете умываться, мыться или мыть голову после Причастия и непроизвольно отплевываться от воды, тогда воздержитесь от этих процедур один день.



Можно ли спать после Причастия?

После Причастия многим людям хочется прийти домой и лечь спать. Ведь в этот день люди обычно рано просыпаются, чтобы успеть собраться к литургии и прочитать все необходимые молитвы. Так можно ли спать после Причастия? Нежелательно это делать, так как только бодрствование поможет сохранить полученную благодать. В этот день после церкви лучше почитать Библию и подумать о Господе, чтобы сохранить светлое чувство радости в душе подольше.

Можно ли заниматься любовью после Причастия?

Церковные правила предписывают в день Святой Евхаристии хранить частоту телесную и занимать свой ум только мыслями о Боге и молитвами. Поэтому заниматься любовью после Причастия не нужно.

Можно ли идти на работу после Причастия?

Если вам нужно идти на работу после Причастия, то никаких препятствий для этого в церкви нет. Но, если есть возможность отложить работу, то сделайте это, и проведите хотя бы полдня за чтением молитв и в душевном спокойствии.



Многие люди утверждают, что после Причастия нельзя целовать иконы, крест, руку священнику, ребенка и других родных. Но любой батюшка скажет, что это суеверие. По церковным канонам в воскресный день только земные поклоны не делаются. Если вы приложились к чаше после получения Святых Даров, то это никак не должно сказаться на дальнейшем видимом проявлении вашего благочестия. Сразу после Причастия нужно принять теплоту (теплую воду, смешанную с вином) и потом можно прикладываться к иконам, кресту и к благословляющей руке священника.

Можно ли вставать на колени после Причастия?

Как говорилось выше, поклоны до земли после Святой Евхаристии делать не нужно. Но, если в церкви во время службы и молитвы все встали на колени, то и вам можно это сделать. Но это навряд ли будет, так как после окончания Причастия читаются благодарственные молитвы Богу и служба заканчивается небольшой проповедью священника.



Можно ли убираться дома в день Причастия?

День Причастия нужно посвятить духовным занятиям, а мирские дела лучше сделать потом. Не стоит убираться в доме в день Причастия из чувства благодарения перед Святым Таинством, а также чтобы сохранить в себе эту благодать.

Следует помнить о том, что ссора с близким человеком еще хуже, чем выполнение работы по дому. Поэтому в день Святой Евхаристии нужно думать о хорошем, стараться ни с кем не разговаривать, читать молитвы. Но если вам нужно исполнить работу по дому ради помощи ближнему, то это можно сделать, но с особой духовной осмотрительностью.

Почему после Причастия нельзя работать в земле?

Причастие — это праздник, который нужно провести с радостью в душе, наслаждаясь каждой минутой благодати, данной свыше. Считается, что после принятия Святых Даров нельзя работать в земле, чтобы не растерять благодать. Кто-то говорит, что бес может утащить эту благодать. Но это суеверие. Если вы что-то хотите выполнить или вам нужно это сделать после Причастия, то посоветуйтесь со священником. Скорее всего, он ответит, что этот день нужно посвятить Богу, читать молитвы и находиться дома в спокойствии.



Можно ли сплевывать, выплевывать косточки с ягод после Причастия?

Как говорилось выше, сплевывать после Таинства Причащение нельзя, а тем более, выплевывать косточки с ягод. Воздержитесь от такой еды после принятия Божьей благодати.

Что нельзя еще делать в день причастия?

Житейский опыт многих людей говорит о том, что получить легче, чем удержать. Точно также можно сказать и о духовном опыте — важно уметь пользоваться даром — это самое тяжелое, что ожидает получателя. Что нельзя еще делать в день причастия? Вот несколько советов:

  • Грешить, раздражаться и прибывать в унынии.
  • Целовать животных, а также тискать их и разговаривать с ними.
  • Кашлять и сморкаться можно, но в платочек, а не сплевывать на землю.
  • Жевать жевательную резинку.

Существует такое сказание, что изгнанная нечисть после Причащения бродит по лесам и полям, и не нашедшая пристанища думает: «А не вернуться ли обратно в дом?». Она возвращается снова к человеку — духовно чистому после Причащения и призывает с собой еще 7 духов. Поэтому часто бывает, что после Причастия человек начинает грешить еще больше. Важно сохранить то состояние и благодать, данные во время принятия Святых Даров. Не нужно зацикливаться на суеверии, необходимо читать молитвы и каноны и жить согласно заповедям Господним.



Можно ли заразиться чем-либо во время Причастия в церкви?

Когда мы переступаем порог церкви, мы попадаем в Божий дом — это уже Небо, а не земля, и все мирские проблемы и мысли должны остаться за порогом. Можно ли заразиться чем-либо во время Причастия в церкви? Возле чаши люди принимают Тело и Кровь Христовы. Здесь только Чистота и Стерильность. У верующих людей даже не должна возникать мысль о заразных болезнях. Кроме этого православный христианин не должен об этом думать вообще. Батюшка ходит причащать больных людей в больницах, но никто еще не заразился.

Причастие — это одно из Великих Таинств. Человек должен принимать Святые Дары, чтобы очищать душу. Важно, чтобы человек не утрачивал благоговения, но всем естеством ощущал пользу Таинства Причащения. Только истинные верующие люди всю жизнь питают душу неповторимым контрастом: между тоскою раба, которые стоит и молится на коленях (во время исповеди), и вольным полетом орла, широко раскинувшего крылья (после Причастия).

Видео: Откуда взялся запрет на еду перед Причастием?

Был опубликован проект документа «О подготовке ко Святому Причащению» , подготовленный комиссией Межсоборного присутствия по вопросам приходской жизни и приходской практики. В настоящее время этот проект активно обсуждается в церковной прессе и на сайтах, мирянами и церковнослужителями.

В этом документе поднимаются крайне важные вопросы, касающиеся подготовки ко Святому Причащению, в частности, связь Исповеди и Святого Причастия, частота приобщения ко Святым Таинам, продолжительность и строгость поста (говения) перед Святым Причастием, Причастие на Светлой Седмице, а также особенности евхаристического поста.

Особое место в проекте документа уделено вопросу необходимости исповедоваться каждый раз перед принятием Святым Причащением. Так, в частности, предложено такое послабление: «В отдельных случаях, с благословения духовника, миряне, намеревающиеся приступить ко Святому Причащению несколько раз в течение одной недели - в первую очередь, на Страстной и Светлой седмицах, - могут быть в качестве исключения освобождены от исповеди перед каждым причащением». («Проект документа «О подготовке ко Святому Причащению»).

Обсуждая этот проект в своих статьях, беседах, комментариях и церковнослужители, и миряне останавливались на нескольких основных вопросах. Можно ли не исповедоваться перед каждым принятием Святого Причастия? Как долго поститься (говеть) перед Причастием? И не скажется ли частая исповедь на ее духовности ?

Итак, попробуем осветить настрой церковнослужителей к этим главным вопросам.

Вопрос 1. Надо ли исповедоваться перед каждым Святым причастием?

Необходимо отметить, что некоторое послабление в вопросе исповеди, прописанное в проекте документа «О подготовке ко Святому Причащению», многими священнослужителями было оценено достаточно высоко. К примеру, настоятель храма Святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова, протоиерей Максим Козлов в своем интервью , опубликованном на портале богослов.ru , признается: «Мне кажется, в иных случаях нужно больше доверять священнику. Конечно, в современной церковной действительности с преобладанием в нашей пастве новообращенных, недавно пришедших и не вполне воцерковленных людей разрешение мирянам совершенно самостоятельно определять, когда они будут исповедоваться перед причастием, повлечет, на мой взгляд, только отрицательные последствия. <…> Однако разрешение священнику давать известным ему духовным чадам благословение причащаться на протяжении какого-то периода в том случае, если они тщательно исповедовались и не знают за собой смертных грехов после последней исповеди, будет полезным, поскольку позволит нам избежать профанации Таинства исповеди. Ведь порой человек с трудом придумывает, что бы ему такое сказать, исповедуясь, или начинает рассказ о повседневных бытовых проступках, в которых он, конечно, раскаивается, по жизни сознавая себя греховным пред Богом, но в данном случае говорит о них только для того, чтобы на исповеди было сказано хоть что-то. В иных случаях я благословлял известных мне людей, живущих церковной жизнью, подойти к Чаше не только наутро после вечерней исповеди, но и, предположим, в ближайший праздник через несколько дней. Если такое положение будет утверждено, это можно будет только приветствовать».

Правда, протоиерей Максим Козлов тут же оговаривается, что такое послабление должно обязательно контролироваться священником: «Контроль со стороны священства, безусловно, должен быть сохранен. Но это можно было бы сделать, например, в форме благословения. Скажем, мирянин подходит, получает благословение и на этой литургии причащается, не профанируя при этом Таинство исповеди ».

С ним, похоже, категорически не согласен священник Николай Булгаков , он утверждает: «Оговорка о том, что «в отдельных случаях, с благословения духовника, миряне, намеревающиеся приступить ко Святому Причащению несколько раз в течение одной недели - в первую очередь, на Страстной и Светлой седмицах, - могут быть в качестве исключения освобождены от исповеди перед каждым причащением», выглядит нарушением важнейшего традиционного принципа, уступкой противникам непременной исповеди перед причащением в день Литургии или накануне вечером. Стоит только сделать одну такую уступку, предоставить решение вопроса «на усмотрение духовника» (уже и звучит предложение прибавить сюда Святки), – и пошло-поехало. <…> Часто исповедуешься? Даже, бывает, каждый день? Ведешь такую серьезную духовную жизнь? И при этом считаешь, что можешь прожить хотя бы сутки без греха? Только в одном случае такое возможно: если ты их не видишь, не замечаешь.<…> Нежелание мирянина приступать к исповеди каждый день, каждый раз перед причащением говорит, скорее всего, о его недостаточно развитой, глубокой, внимательной духовной жизни, о недостатке покаянного чувства ».

Еще более резко о необходимости исповеди перед каждым Святым Причастием пишет настоятель Успенского храма с. Алешково Ступинского района Московской области, протоиерей Михаил Редкин в своей статье «Об исповеди и Причастии» : «Если христианин не испытывает потребности в постоянной исповеди (не только перед Причастием, а перед Причастием в особенности), то он находится в опасном духовном состоянии. Это относится и к священникам, и к мирянам. <…> Причастие без исповеди – очень опасная тенденция. Во-первых, как уже говорилось, если христианин не испытывает потребности в исповеди каждый день, особенно перед Причастием (ибо добрый хозяин сначала наведет порядок в своем доме, а затем приглашает дорогого Гостя), значит душа его пребывает в духовном сне. Во-вторых, это может привести к ложному пониманию Причастия как автоматического привлечения благодати Божией».

Их позицию разделяет и мирянка Елене Кравец. В своей статье , анализируя вопрос Причастия без исповеди, она делает неожиданный вывод: «Я не знаю мирян (включая себя), которые хотели бы обойтись без исповеди перед причащением (вне зависимости от частоты участия в таинстве), но я встречала священнослужителей, по разным причинам ратовавших за сокращение подготовки к причастию за счет исповеди. Это объяснимо. Верующий всегда рад поговорить о себе со священником, в то время как регулярно повторяющиеся списки одних и тех же «обыденных», мелких грехов вызывают у исповедующих священнослужителей чувство замкнутого круга и «дурной бесконечности» (такие высказывания я почерпнула из отзывов священнослужителей)».

И после такого вывода, обращаясь к тем священнослужителям, которые ратуют за послабления при подготовке ко Святому Причастию, Елена Кравец замечает: «Позвольте не поверить вам в том, что частое причащение без предварительной работы над собой механически изменяет и исцеляет душу, что Бог, ценящий человеческую свободу, в духовной жизни действует помимо человеческой воли. Боюсь, что предлагаемые изменения практики подготовки к причащению имеют в виду не духовную пользу прихожан, но решение некоторых проблем приходского служения духовенства. Не отрицая наличия этих проблем, я думаю, что такое решение неудачно. Оно предлагает бедному «постоянному прихожанину» в важнейших моментах его духовной жизни закрывать глаза на собственное внутреннее состояние при условии соблюдения им определенных форм религиозной жизни. Полагаю, что постоянный прихожанин, верный член Церкви заслужил большее внимание к своему внутреннему миру».

И тут же добавляет: «Я предлагаю не лишать Господа Бога возможности изменить, исправить, утешить или просветить человеческую душу в таинстве исповеди, в обязательной молитве перед причащением при условии, что и прихожанин и его духовник считают это нужным и важным.<…> Я предлагаю священнослужителям делать то, что делалось раньше, в недавнее время, и не менять эту практику» («Мнение немолодой прихожанки о подготовке к причастию»).

А вот священник Петр (Прутяну) , который служит в португальском городе Кашкайш, Корсунская Епархия РПЦ, напротив, предлагает сделать еще большое послабление в отношении исповеди. В своей статье « он даже вводит некий математический подход в этом вопросе: «Для тех, кто приходит причаститься один или три-четыре раза в год, исповедь перед каждым причащением обязательна, особенно если священник не знает жизни этого человека. Фактически, исповедь перед каждым причащением появилась именно тогда, когда люди стали причащаться только несколько раз в год. Возникает вопрос, следует ли причащать тех, кто уже на протяжении многих лет подряд причащается раз в год, «по традиции», не имея при этом искреннего желания быть живыми членами Церкви. Зачем нам обманывать этих людей и себя самих? Евхаристический минимум, установленный Церковью, предполагает причастие раз в три воскресенья (80-е правило Трулльского собора), а не раз в год. Тем, кто причащался один раз в год, я разрешил причащаться только при условии (на мой взгляд, оправданном), что они придут, по меньшей мере, два-три воскресенья подряд на причастие. Так, некоторые впервые в своей жизни причащались несколько воскресений подряд и даже держали весь Великий пост. Некоторые из тех людей продолжают причащаться и сейчас, а других я больше не видел. Несмотря на это, по крайней мере, я попытался вывести их из ложного понимания о том, что если ты причащаешься раз в год, то все в порядке, и тот, кто делает это, является православным по всем правилам. <…> Те христиане, которые являются живыми членами Церкви, читают Священное Писание и другие духовные книги, совершают утреннее и вечернее правило, соблюдают четыре многодневных поста, а также среды и пятницы, находятся в мире со всеми и исповедуются раз в три-четыре недели, могут, на мой взгляд, причащаться на каждой литургии без особых дополнительных условий».

Вопрос 2. Частая исповедь: благо или формальность?

Священник Николай Булгаков крайне отрицательно относится к мысли, что частая исповедь может стать формальной: «Противники правила исповеди перед причащением говорят о том, что прихожане, которые часто причащаются, высказывают недоумение: мол, на исповеди приходится говорить об одном и том же. Ну, так что? Мы и молитвы читаем одни и те же, и службы у нас повторяются, и умываемся одинаково много раз в день, - так что же, не молиться, не умываться? Мы каемся не в новых только, а во всех совершённых нами к моменту исповеди грехах, до конца – тогда это будет чистая исповедь: Аще ли что скрыеши от мене, сугуб грех имаши. <…> Нет, не отменять нужно исповедь, если приходится каяться в одних и тех же грехах, но, напротив, тут-то и нужна более глубокая исповедь, в том числе и в том, что человек духовно не совершенствуется, не избавляется от грехов, с выяснением причин, которые ведут к такому печальному топтанию на месте. Надо от повторяющихся грехов отставать, а не от исповеди» («Исповедь перед причащением - всегда»).

А чтобы не было у мирян ощущения привыкания к исповеди, формального подхода, священник Николай Булгаков советует: «Призывать наших прихожан на исповеди действительно просить у Бога прощения за свои грехи, учиться видеть их, учиться ни в чем себя не оправдывать, но быть построже к себе. <…> Учиться на исповеди не многословить, не рассказывать историй со многими подробностями, не впутывать в свои грехи других людей, тем самым стараясь себя оправдать. Не осуждать других, прибавляя себе на исповеди новых грехов. Не путать исповедь с приемом у врача (болезни – не грехи, но следствие грехов). Не хвалиться на исповеди в том, что ты выполняешь, но просить у Бога прощения за содеянное, действительно обличая себя» («Исповедь перед причащением - всегда»).

Иное видение неформального подхода к исповеди и Святому Причастию предлагает священник Андрей Кордочкин . В своей статье, которая так и называется «Комментарий к проекту Межсоборного присутствия “О подготовке ко Святому Причащение”» , он говорит: «Нельзя освободить человека от исповеди. Освободить можно от физкультуры, от прививок, от налогов, от иной повинности. От исповеди нельзя освободить, как и нельзя к исповеди принудить. Исповедь есть прежде всего свободное проявление человеческого духа, совершаемое при нужде и необходимости. <…> Чтобы избежать профанации таинства, можно идти по другому пути – созидать.

Церковь как общину, в которой пастырь знает своих овец, и при отсутствии тяжелых грехов не заставляет их дышать друг другу в затылок перед аналоем за полчаса до начала Литургии. Так он сможет уделять больше времени для исповеди тех людей, кто в ней реально нуждается, делая в Церкви первые шаги, или освобождаясь от тяжелых грехов и пороков.

В этом смысле, в документе следует отметить, что практика принудительной исповеди для мирян, имея свои преимущества и достоинства, никогда и нигде не являлась общепринятой, и священник может сам, согласно своему пастырскому рассуждению, допускать или не допускать человека ко Святой Чаше, не превращая исповедь в формальность ».

Против частого, но формального подхода к Причащению выступает и упоминаемый выше протоиерей Михаил Редкин. В своей статье он сначала приводит следующие слова Феофана Затворника «Исповедь и Святое Причастие – неизбежно необходимы: одна возочищает, другая – баня, пластырь и пища. Надо причащаться все четыре поста. Можно прибавить, причащаясь в Великий и Предрождественский по два раза… Можно и еще прибавить, но не слишком, чтобы не оравнодушиться» (Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем, т. 1».

А потом развивает их: «Современная тенденция частого Причащения без рассуждения (в отличие от древней) весьма опасна. Если для первых христиан частое Причащение венчало их постоянную подвижническую жизнь, то сегодня наблюдается попытка заменить подвиг Причастием, которому придается чуть ли не магический смысл. То есть причастился и тем самым автоматически освятился. Но думать так, как уже было сказано, неверно и опасно.

В итоге частое Причащение без напряжения всех духовных сил может дать противоположный результат. Поэтому ни частое Причащение не спасет, ни редкое не погубит. Причащаться можно и часто, и редко, в зависимости от обстоятельств. Ценность Причастия зависит не от частоты или редкости, а от благоговения пред Святыней и от сознания своего недостоинства». («Об исповеди и Причастии» )

Достаточно парадоксальные мысли высказывает уже упоминаемый нами служащий в Португалии священник Петр (Прутяну). Он пишет: «Священное Писание и святоотеческое предание нашей Церкви уделяют большое внимание духовному росту, который возможен только через созревание духовного сознания. Разумеется, более частая исповедь помогает в этом, но только тем, кто из «среднего класса». Те, кто приходит в церковь от случая к случаю, не понимают, почему им следовало бы чаще исповедоваться. Это может их даже пугать. А тех, кто обладает каким-то духовным опытом, это утомляет или замедляет их естественный духовный подъем. Исповедь не следует рассматривать как возможность получить прощение за грехи, которые человек не понимает или с которыми никак не борется. Такая исповедь вскоре становится формализмом, вводящим в заблуждение!

Духовная практика показывает, что человек, который причащается несколько недель подряд, исповедовавшись при этом всего один раз, более внимателен к своей духовной жизни, нежели тот, кого призывают исповедоваться перед каждым причастием. Люди из первой категории будет духовно возрастать, правильно понимая смысл причастия и исповеди, в то время как люди из второй категории будут воспринимать исповедь как своего рода «окошко», в котором выдаются (или даже продаются!) «билеты» на причастие. Так происходит чаще всего, хотя может быть и целый ряд исключений. <…> Для причащения Святым Тайнам нам надо постоянно пребывать в состоянии покаяния и сокрушения сердца, без которых мы не можем приступать к евхаристической Чаше. Но это не означает, что каждый раз мы должны идти на исповедь, если наша совесть нас к этому не побуждает. <…>

Есть люди (особенно женщины), которые, если бы это было возможно, исповедовались бы каждый день по целому часу, впадая в опасные заблуждения. Но такой подход является не духовным, но сентиментальным, а порой даже бесовским. По всей видимости, лукавому интереснее создавать у тебя впечатление, будто ты делаешь что-то хорошее, нежели тогда, когда он ничего не дает тебе сделать.

Поэтому священники, особенно молодые, должны быть внимательны к длительным и подробным исповедям, в то же время не впадая в формализм исповедей «на конвейере», которые, по сути, исповедями и не являются» («Снова о главном, или пятому пункту посвящается»).

Вопрос 3. Как долго следует поститься (говеть) перед Святым Причастием?

Дискуссионным стал и вопрос поста (говения) перед исповедью и принятием Святых Таин. Так, в своем уже упоминаемом интервью «Важно указать пределы, дальше которых требовать от мирян невозможно» протоиерей Максим Козлов замечает: «Мне, в частности, кажется вполне разумным, что длительность подготовки к причастию напрямую должна быть связана с регулярностью приобщения человека Святым Таинам, регулярностью его участия в таинственной жизни Церкви. <…> Стоит ли прописывать длительность говения в документе? Наверное, да. Полагаю, если кто-то причащается один-два раза в месяц, два-три дня поста для него вполне вместимы, требование же воздержания от скоромной пищи в течение недели было бы странным, ведь, учитывая четыре многодневных поста в течение года, жизнь этого человека превратилась бы тогда в сплошной пост. Если же человек причащается раз или дважды в год, поговеть можно и побольше, хотя и здесь нужно смотреть на конкретного человека».

А священник Николай Булгаков предлагает в вопросе поста не вносить каких-либо кардинальных изменений. В своей статье он отмечает: «Миряне хорошо знают, что поститься перед причащением обычно полагается три дня. Поскольку они, как показывает опыт, сами «успешно» сокращают это правило, то лучше их в этом не расхолаживать. Если «официально» разрешить говеть в течение года один день, то может получиться, что и от этого дня ничего не останется». («Исповедь перед причащением - всегда»).

У упоминаемого протоиерея Михаила Редкина по поводу говения перед исповедью свой взгляд на вещи: «На одном и том же приходе одному прихожанину духовник может благословить говеть (в том числе и поститься) 7 дней, другому 3 дня, третьему 1 день, а кого-то допустить к Причастию по соблюдении только евхаристического поста. Все зависит от духовного и физического состояния говеющего, что и прописано в документе: принимать во внимание душевное и телесное состояние говеющего» («Об исповеди и Причастии»).

Вот с такими разными точками зрения приходится встречаться. И, судя по бурному и противоречивому обсуждению проекта документа «О подготовке ко Святому Причащению» , можно сделать вывод, что этот документ сегодня крайне актуален для нашей Церкви. И его скорейшее принятие поможет внести ясность в ряд важнейших вопросов.

Как часто нужно причащаться?

О частом причащении ничего нельзя сказать…

Этот вопрос каждый человек должен решать лично сам для себя. Все зависит от потребностей вашей души. Никто не может определить для вас, как часто нужно Причащаться. Хотя некоторые ориентиры, рекомендации, дать можно.

В Причастии Господь дарует силы на покаяние. Если человек старается всерьез исправить свою жизнь, жить по вере, ради Бога, и причащается слишком редко, то он рано или поздно может просто сломаться от недостатка сил, ибо покаяние требует сил много. Если же человек причащается часто, но не задумывается о происходящем с ним всерьез и не желает покаяния, то он рано или поздно может просто сойти с ума, поскольку без ума подходит к столь страшному Таинству.

Кстати, отсюда можно сделать вывод, что чаще причащаться все же лучше, поскольку жизнь нам вообще дана для покаяния.

КАНОНИЧЕСКИХ ОГРАНИЧЕНИЙ К ЧАСТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ НЕТ. Только дважды в сутки нельзя. Есть каноническое ограничение к редкому Причащению. Если человек не Причащался три недели подряд без…

Вопросы, вопросы, вопросы …..

1. Как должен быть одет человек, решивший идти в церковь?
2. Можно ли принимать пищу перед посещением храма в утренние часы?
3. Можно ли входить в храм с сумками?
4. Сколько поклонов надо класть перед входом в храм и как вести себя в храме?
5. Сколько времени надо находиться на службе?
6. Можно ли сидеть на службе, если нет сил стоять?
7. Что важно в поклонах и молитве?
8. Как правильно целовать иконы?
9. Что символизирует поставленная перед образом свеча?
10.Имеет ли значение, какого размера свечи ставишь перед образом?
11.Что означают в молитвах слова «аминь» и «аллилуйя»?
12.Какой момент считается окончанием утреннего богослужения?
13.Как заказать молебен поминальный и благодарственный?
14.Сколько раз в году нужно причащаться?
15.Что такое соборование?
16.Как часто следует посещать храм?
17.Для чего нужен духовный руководитель?

http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/otvet-15991/?stt=665

Протоие рей Димитрий Смирнов: Тот, кто запретил ей причащатьс я, совершил грех, и он ответит за это перед Богом. Вы, Лидия, были свидетелем греха. Поэтому прошу Вас за этого человека (не хочу даже называть его священнико м) помолиться и пролить о нём горячую слезу. Причащатьс я христианин у должно не чаще одного раза в день и не реже одного раза в год. Если человек причащаетс я реже одного раза в год, он уже не является христианин ом. А по Правилам Церкви, кто без уважительн ой причины не причащаетс я три воскресень я, уже должен отлучаться от Церкви. Самая минимальна я частота причащений – раз в месяц. На четвёртое воскресень е уже нужно причащатьс я. Что и подтвержда ет один из новейших святых Отцов Игнатий Брянчанино в. А преподобны й Серафим говорил, что чем чаще причащатьс я, тем лучше.

Протоие рей Александр Березовски й: Если у человека выдался свободный день, и он пришёл в церковь, подготовил ся, соблюл пост, то…

Как часто следует причащаться? Канонические правила Церкви предписывают не уклоняться от Причастия без уважительной причины. В Древней Церкви на Литургии причащались все присутствовавшие: люди приходили на Литургию именно для Причастия, а не для того, чтобы помолиться и уй ти. В византийскую эпоху в тех местах, где Евхаристия совершалась ежедневно, например, в некоторых монастырях, люди могли причащаться даже ежедневно, а там, где Евхаристия совершалась по воскресным дням, как это было в большинстве приходов, причащались раз в неделю. В IV веке святитель Василий Великий, отвечая на вопрос, как часто нужно причащаться, писал: «Хорошо и полезно было бы причащаться каждый день, но мы причащаемся четыре раза в неделю: по средам, пятницам, субботам и воскресеньям”. Минимальный временной промежуток между двумя Причастиями – литургический день: нельзя причащаться чаще одного раза в сутки. Когда мы причащаемся в Великую Субботу, а потом в Пасхальную ночь, то реально промежуток бывает…

Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53). Церковь не дает на этот вопрос однозначного ответа. Христиане первых веков старались приступать ко Святой Чаше ежедневно. Святой Василий Великий в одном из своих посланий предписывал причащаться четыре раза в неделю, а Иоанн Златоуст называл уклонение от святого Причащения «делом диавола».
Со временем нормы благочестия менялись, и далеко не всегда в лучшую сторону. В XIX веке многие русские христиане считали Причастие предсмертным напутствием (известно, что когда тяжелобольному императору Александру Первому близкие предложили причаститься, он ответил: «Неужели я настолько плох?»). После русской Голгофы ХХ-го века среди христиан возродилось стремление причащаться часто.
Человеку, знающему Евангелие, не надо объяснять, как велика Святыня Тела и Крови Христа, почему без Причастия невозможно Унаследовать жизнь вечную (об этом говорил Сам Господь в беседе в иудеями,…

Как часто причащаться святых таин?

В первые века христианства верующие причащались очень часто. Многие каждый день. Традиция частого причащения за каждой Божественной литургией сохранялась и в последующие времена. Многие святые отцы призывают причащаться как можно чаще.

С XVIII века в России, к сожалению, сложилась практика редкого причащения. Было немало людей, которые причащались только один раз в год. Считалось, что достаточно приступать к причастию по одному разу в течение четырех постов и в день именин. Некоторые еще причащались в большие праздники. Появились даже нелепые мнения о вредности частого причащения. Людей, часто приобщающихся, могли заподозрить в ереси и сектантстве.

Праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Некоторые личности говорят, что будто бы грешно мирянам причащаться часто, что молодым людям будто бы только причащаться раз в год, и только старым во все посты, что часто причащающиеся с ума сходят. Какая нелепость! Какое…

№1 (115) / “Правило веры”

Как часто нужно исповедоваться и причащаться?

Вопрос-ответ

— Если человека в раннем детстве крестила родная верующая бабушка погружением в воде и надела крестик, это крещение правильное?

— Важно, чтобы состоялось троекратное погружение в воду с молитвой «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». Так иногда делают в условиях гонений или угрозы жизни ребенка. Человек, погруженный таким образом в воду, считается крещеным. Но при первой же встрече со священником ему надо обо всем рассказать, чтобы батюшка завершил крещение чином Миропомазания, через которое подается благодать Святаго Духа.

— Как часто нужно исповедоваться и причащаться?

— В разных условиях по-разному. Ведущий благочестивый и внимательный образ жизни, постник может с благословения духовника причащаться и каждую воскресную литургию или через воскресенье, т. е. два раза в месяц….

Сколько раз в году причащаться

Церковь не дает однозначного ответа. Христиане первых веков старались приступать ко Святой Чаше практически ежедневно. Святой Василий Великий в одном из своих посланий предписывал причащаться четыре раза в неделю, а Иоанн Златоуст называл уклонение от частого Причащения «делом диавола».

Сколько раз причащаться – это нужно решать с духовным отцом и надо согласовывать, как часто причащаться, как долго и как строго говеть перед этим. Священники благословляют по-разному, но каждому по мере его сил.

Во всяком случае, если человек исповедует Православие, он должен причащаться хотя бы пять раз в году - по разу во все многодневные посты, а также в день тезоименитства (именин). Если в местности нет храма, то нужно во что бы то ни стало изыскать возможность причаститься хоть раз в году, не реже - иначе можно отпасть от Церкви.

Людям, стремящимся воцерковить свою жизнь, многие современные пастыри рекомендуют причащаться от…

Батюшка, меня давно волнует один вопрос, касающийся частого причащения.
Отец Александр, ответьте, пожалуйста, почему мы, в наше время, должны возрождать практику первых веков христианства? Наши предки, от князя Владимира до императора Николая 2, придерживались отнюдь не традиций первых веков, когда причащались 4 раза в год, т.е. на каждом посту. Об этом писал владыка Филарет в своём катехизисе. Значит, на протяжении более 1000 лет наши предки были неправы?
Но если мы будем возобновлять традиции первых веков, то нам нужно в корень менять образ жизни. Первые христиане были настолько непорочны, что могли совершать Евхаристию вне храма. Но когда церковь вышла из катакомб, грех всё больше и больше входил в сердце человека, и церковь призывала всех к покаянию чаще, чем к причащению. Впоследствии появились молитвы, в которых мы просим сотворить нас достойными святого причащения.
Мне кажется, что в наше время, актуальна тема не частого причащения, а частой исповеди….

Нужно ли причащать детей? И как часто надо это делать?

Нужно ли причащать детей? И как часто надо это делать?

Добрый день, дорогие наши посетители!

Нужно ли причащать детей? И как часто надо это делать? Что делать, если ребенок противится Причащению: капризничает, вырывается и стискивает зубы?

Отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«Для меня ответ на этот вопрос очевиден: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф.19,14). Это слова Христа, с Ним не поспоришь. Поэтому детей причащать нужно, начинать делать это следует как можно раньше и повторять как можно чаще, насколько позволяют обстоятельства.

Обычно, когда женщины меня об этом спрашивают, я отвечаю, что неленивые мамы причащают своих детишек раз в неделю, а ленивые - раз в две недели, затем предлагаю определиться с разрядом, к которому они желают себя причислить, и действовать соответственно.

В Причастии Сам Бог соединяется с…

С кем и как можно говорить о таинстве Евхаристии? Как часто причащаться? Читать ли вслух молитвы анафоры? Своей точкой зрения делится заместитель заведующего Отделением социальной работы Миссионерского факультета ПСТГУ протоиерей Константин Стриевский.

Евхаристия - это таинство. Какие существуют границы, в которых мы можем говорить о ней, во-первых, с Церковью, во-вторых, с нехристианами?

Протоиерей Константин Стриевский

Вопрос, который вы задаете, один из самых трудных. Говорить с людьми о Евхаристии трудно в силу таинственности самой дисциплины. У меня есть некоторый опыт миссионерской практики, и во время миссионерских поездок я на эту тему говорил только во время совершения литургии. Было крайне редко, буквально считанные разы, во время исповеди, во время подготовки к таинству Крещения, или тогда, когда люди тебя сознательно об этом спрашивают.

Я думаю, что с неподготовленными людьми об этом не надо говорить, потому что, если они ничего не хотят…