Куприн золотой петух тест по литературе. Урок на тему "Золотой петух" А.Куприна

«Золотой петух» - характерный пример лирических зарисовок этого писателя. Сквозь все его творчество проходит образ природы, которая в художественном мире Куприна неразрывно связана с концепцией человека.

«Золотой петух» входит в цикл живописных миниатюр , основная тема которых – поэтический, гармоничный и прекрасный мир природы. Сюжет этой истории довольно прост: лирический герой (личность которого в данном случае приближается к личности самого автора) повествует о случае, произошедшем с ним ранним летним утром на даче недалеко от Парижа. Пробудившись от яркого света и утренней свежести, герой, распахнув окно, садится на подоконник. С каким наслаждением вдыхает он в себя ароматы растений и земли, с какой внимательностью и чуткостью наблюдает он за пробуждением всего живого. Особый трепет в сердце героя (не случайно он называет это чудом) вызывает звонкий и пронзительный петушиный крик, который разносится по всей округе. Этот удивительный по своей чистоте и силе звук вызывает целую цепочку воспоминаний в душе героя. Не раз ему приходилось слышать пение петухов на родине, и сейчас, во Франции, он вновь ощутил прелесть этой чудесной музыки.

В описании петушиного пения как нельзя лучше проявляется концепция природы Куприна, затронутая им во многих других произведениях. Столкновение со всем живым становится для героя (и самого автора) попыткой приблизиться к таинству мира, хотя бы ненадолго отвлечься от дел и бытовых забот и ощутить совершенно иное чувство времени. Простое пение петухов, казалось бы, совершенно заурядный звук, который у простого обывателя не вызвал бы никаких эмоций, воспринимается героем как волшебная музыка. А сами петухи представляются ему особыми царственными существами, несущими на Землю свет и поклоняющимися своему золотому богу.

Каждая деталь, каждый момент жизни природы, по Куприну, - это великое таинство. Все художественные средства, использованные в рассказе, призваны подчеркнуть эту мысль. Простая композиция, практически лишенная любых сюжетных поворотов, показывает читателю, что важными в данном случае являются только те чувства и ощущения, которые рождаются в душе героя. Рассказ «Золотой петух» - одна из лучших лирических миниатюр Куприна, прекрасный образец импрессионизма в литературе. В этом произведении автор выразил всю глубину переживаний, которые происходят в сердце чуткого тонко чувствующего человека, и те особые ни с чем не сравнимые впечатления, которые дарит ему мир природы.

  • «Гранатовый браслет», анализ рассказа
  • «Олеся», анализ повести Куприна
  • «Куст сирени», анализ рассказа Куприна

«Золотой петух» - это рассказ Александра Ивановича Куприна, где чётко выражен характерный пример лирических зарисовок этого писателя. «Золотой петух» входит в цикл живописных миниатюр, основная тема которых – поэтический, гармоничный и прекрасный мир природы.

Сюжет этой истории тесно связан с личностью самого автора. Почему? Да всё очень просто, потому что в рассказе говориться о случае, произошедшем с ним ранним летним утром на даче недалеко от Парижа. Герой, распахнув окно, садится на подоконник и наслаждается ярким светом и утренней свежестью. Он с наслаждением вдыхает в себя ароматы растений и земли, внимательно и чутко наблюдает за пробуждением всего живого мира. Особый трепет в сердце героя, он называет чудом, звонкий и пронзительный петушиный крик, который разносится по всей округе. Этот удивительный по своей чистоте и силе звук вызывает целую цепочку воспоминаний в душе героя. Не раз ему приходилось слышать пение петухов на родине, и сейчас, во Франции, он вновь ощутил прелесть этой чудесной музыки.

В описании петушиного пения проявляется концепция природы Куприна, которая затрагивалась им ранее во многих других его произведениях. Столкновение со всем живым становится для героя, и самого автора, попыткой приблизиться к таинству мира, хотя бы ненадолго отвлечься от дел и бытовых забот и ощутить совершенно иное чувство времени. Простое пение петухов, казалось бы, совершенно заурядный звук, который у простого обывателя не вызвал бы никаких эмоций, воспринимается героем как волшебная музыка. А сами петухи представляются ему особыми царственными существами, несущими на Землю свет и поклоняющимися своему золотому богу.

Каждая деталь, каждый момент жизни природы, по Куприну, - это великое таинство. Все художественные средства и приёмы, использованные в рассказе, призваны подчеркнуть эту мысль. Простая композиция, практически лишенная любых сюжетных поворотов, показывает, что важными в данном случае являются только те чувства и ощущения, которые рождаются в душе героя.

Таким образом, я могу сказать, что рассказ «Золотой петух» - одна из лучших лирических миниатюр Куприна, прекрасный образец импрессионизма в литературе. В этом произведении автор выразил всю глубину переживаний, которые происходят в сердце чуткого тонко чувствующего человека, и те особые ни с чем не сравнимые впечатления, которые дарит ему мир природы.

Несколько интересных сочинений

    Есть очень много вариантов как провести свободное время. Иногда так хочется посмотреть фильм или сходить на концерт. Лучшим вариантом провести свое дорогое время станет пойти в театр.

  • Характеристика и образ Бориса в пьесе Гроза Островского сочинение

    Одним из главных героев драмы стал Борис Григорьевич. Это молодой мужчина, приехавший в Калинов из Москвы.

  • Беречь в себе человека – доминирующая идея чеховского Ионыча

  • Герои произведения Бедная Лиза Карамзина
  • Сочинение Взаимоотношения человека и природы рассуждение

    Изначально все человечество связано с природой. Этот союз существовал всегда, взаимодействие было, есть и будет. Без этого людям никак не прожить, как собственно говоря, и природе не развиваться и не сохраниться без участия человека.

Конспект урока литературы в 5 классе.

Составила: Климова Александра Владимировна.

Тема: Рассказ А.И.Куприна «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.

УМК: Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.-сост. Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

Тип урока : художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

Цели:

Выявление художественной идеи рассказа, роли художественно-изобразительных средств в рассказе;

Формирование навыков выразительного чтения, пересказа,лексической работы, работы с учебником;

Воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе анализа рассказа.

Виды деятельности:

Выразительное чтение;

Лексическая работа;

Работа с учебником;

Создание иллюстраций к прочитанному;

I. Орг. момент.

II. Работа над рассказом А.И.Куприна «Золотой петух»

1. Слово учителя.

В конце 1919 года Куприн вынужден был покинуть родину. В середине 1920 г. писатель поселился во Франции. Начался долгий, восемнадцатилетний период его жизни на чужбине.

В произведениях, написанных за рубежом, А.И.Куприн уделяет много внимания природе. Восхищаясь французским пейзажем, писатель вспоминает черты родной русской природы.

Для всех произведений Куприна этого периода характерна одна особенность: писатель с любовью отмечает черты уходящего, бесконечно милого его сердцу и явно идеализируемого им прошлого.

В 1923 г. появились его новые произведения «Судьба» и «Золотой Петух».

Прошлое России, воспоминания о русских людях, нравах и обычаях, природа и легенды, повествующие о человеческой красоте и благородстве, - вот чему отдает Куприн все силы своего таланта.

Примечателен небольшой рассказ-поэма «Золотой Петух». В нем писатель славит природу, солнце и пение петухов-солнцепоклонников с такой радостью, что буквально поражаешься его неисчерпаемой влюбленности в жизнь.

2.Работа с учебником. Чтение истории создания рассказа «Золотой Петух».

Беседа по вопросам:

Каким настроением проникнут рассказ А.И.Куприна «Золотой петух» ?

Какие эпизоды рассказа вам показались наиболее яркими?

(обсуждение в группах.)

Где происходят события, описанные в рассказе?

(отвечают 1-2 ученика)

3. Слово учителя.

В главе «Пригород» книги воспоминаний дочери писателя «Куприн – мой отец» рассказывается об этом периоде его жизни.

«С самого приезда в Париж отец мечтал купить домик подальше от шумного города. Тишина и природа были ему необходимы. Отцу очень хотелось восстановить гатчинский образ жизни – покопаться в земле.

Дачу сняли в Севр-Виль д ’Авре. Как и Гатчина, она была недалеко от железной дороги и в получасе езды от города. Но на этом сходство с Гатчиной кончалось.

Каменный двухэтажный домик с узким покатым садом. Весной он выглядел привлекательно: цвели сирень и пышные рододендроны, южная сторона дома была обвита чайными ползучими розами. Внутри дача была меблирована в буржуазном французском вкусе, со множеством статуэток, галантных литографий, золоченых амуров и стеклянных колпаков, под которыми хранились свадебный венец хозяев дома и восковые букеты.

Чужая обстановка, чужая земля и чужие растения на ней стали вызывать у отца горькую тоску по далекой России.

Ничто ему не было мило. Даже запахи земли и цветов. Он говорил, что сирень пахнет керосином. Очень скоро он перестал копаться в клумбах и грядках».

4. Работа с текстом рассказа.

Найдите в рассказе строчки, в которых проявляются чувства писателя, живущего вдали от родины.

5. Выразительное чтение фрагмента рассказа.

Выразительное чтение фрагмента рассказа от слов «Я знаю силу и пронзительность петушиного крика…» до слов «… победоносный крик петуха».

6. Слово учителя.

В этом эпизоде нашли отражение воспоминания А.И.Куприна о полете на воздушном шаре вместе с И.Уточкиным, спортсменом и одним из русских воздухоплавателей и летчиков, редактором «Одесских новостей» И.М. Хейфецем и корреспондентом газеты «Русское слово» И.А.Гореликом. В полуторачасовом полете над Одессой они достигли высоты 1250 метров и приземлились за чертой города. Впечатления о полете были рассказаны писателем в очерке «Над землей».

7. Выразительное чтение фрагмента рассказа.

Выразительное чтение фрагмента рассказа от слов «Я тогда проснулся еще до рассвета…» до слов «… от которых, казалось, дрожала каждая частица воздуха».

8. Анализ прочитанного фрагмента текста.

Какое слово, прозвучавшее в данном эпизоде, передает впечатление, испытанное рассказчиком при виде картины пробуждающейся природы?

Как передано ощущение чуда в отрывке?

Чудесна и одухотворенна природа вокруг. Эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры создают картину, наполненную жизнью.

Выпишите эпитеты, олицетворения и метафоры из данного отрывка.

С чем сравнивает рассказчик пение петухов?

Выразительное чтение от слов «И теперь, в этот стыдливый час…» до слов «… сияющим взглядом его лучезарных глаз».

Как передано в рассказе особое звучание петушиного пения? Какие музыкальные термины звучат в тексте?

9. Лексическая работа.

Определите значения слов: пианиссимо, фуга, когорта, легион.

Триумфатор-цезарь. Триумф в Риме – торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Триумф считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться лишь главнокомандующий. Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряженной четырьмя конями. Сзади шли музыканты. Триумфатора окружали дети и другие родственники, за ними стоял раб, державший над его головой золотой венок. Далее двигались его помощники; солдаты в полном убранстве, со всеми наградами, которые они имели. Триумфаторы имели право в праздники носить триумфальное одеяние.

Каков смысл сравнения петуха с римским триумфатором?

Петух – птица Славы, означающая превосходство, смелость, бдительность, рассвет. Два бьющихся петуха означают битву жизни.

Прочитайте выразительно фрагмент рассказа, передающий символическое значение образа петуха, от слов «Я слушал эту чудесную музыку с волнением…» до слов « … в священном нетерпении своего огнеликого бога».

Какими цветами в рассказе окрашен восход солнца?

Выразительное чтение фрагмента от слов «Вот уже золотой огонь…» до слов «… из пепла, дыма и раскаленных углей».

Сообщение учащегося о фениксе.

Лексическая работа.

Объясните значение слова самозабвенный.

Какое настроение звучит в отрывке? Какой смысл приобретает фраза: «И теперь я уже не понимаю – звенят ли золотыми трубами солнечные лучи, или петушиный гимн сияет солнечными лучами?»?

Выразительное чтение от слов «Целый день я находился под впечатлением этой очаровательной и могущественной музыки…» до конца рассказа.

Почему рассказчик называет лоншанского петуха на «вы», а себя «слабым, жалким человеком, не более»?

Человеку свойственно ощущать свое несовершенство перед лицом идеально прекрасной природы, исполненной величия и гармонии.

Обращение к учебнику. Чтение статьи «В мире художественного слова А.И.Куприна».

Выпишите из текста статьи фразы, передающие особенности языка А.И.Куприна. Какие из них вы отметили в рассказе «Золотой Петух»?

III. Итоги урока. Рефлексия.

В воспоминаниях рассказчика о далеком прошлом слышен голос автора, скорбящего в разлуке с родиной, в восторженном описании красоты природы и приветственной песни петухов ощущается восхищение автора величием и гармонией мира.

IV. Домашнее задание:

Составить устный отзыв-впечатление об услышанном или увиденном вами в удивительном мире природы.

5 класс

Тема. Рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух». Тема, особенности создания образа.

Цель:

    выявить художественную идею рассказа, роль художественно-изобразительных средств в рассказе;

    формировать навыки выразительного чтения, пересказа, лексической работы, работы с учебником;

    воспитывать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе анализа рассказа.

Оборудование: тексты рассказа.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Анализ содержания рассказа А.И.Куприна «Золотой петух».

1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2.Слово учителя.

В конце 1919 г. Куприн вынужден был покинуть родину. В середине 1920 г. писатель поселился во Франции. Начался долгий, восемнадцатилетний период его жизни на чужбине.

Примечательно, что в произведениях, написанных за рубежом, писатель уделяет много внимания природе. Восхищаясь французским пейзажем, Куприн, однако, вспоминает черты родной русской природы.

Для всех произведений Куприна этого периода характерна одна особенность: писатель с любовью отмечает черты уходящего, бесконечно милого его сердцу и явно идеализируемого им прошлого.

В 1923 г. появились его новые произведения «Судьба» и «Золотой Петух».

Прошлое России, воспоминания о русских людях, нравах и обычаях, природа и легенды, повествующие о человеческой красоте и благородстве, - вот чему отдаёт Куприн силы своего таланта.

Примечателен небольшой рассказ-поэма «Золотой Петух». В нём писатель славит природу, солнце и пение петухов-солнцепоклонников с такой радостью, что буквально поражаешься его неисчерпаемой влюблённости в жизнь.

3. Обращение к учебнику. Чтение истории создания рассказа «Золотой Петух».

Каким настроением проникнут рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух»?

Какие эпизоды рассказа вам показались наиболее яркими?

Где происходят события, описанные в рассказе?

4. Слово учителя.

В главе «Пригород» книги воспоминаний дочери писателя К.А.Куприной «Куприн – мой отец» рассказывается об этом периоде его жизни.

«С самого приезда в Париж отец мечтал купить домик подальше от шумного города. Тишина и природа ему необходимы. Отцу очень хотелось восстановить гатчинский образ жизни – покопаться в земле.

Дачу сняли в Севр-Виль д, Авре. Как и Гатчина, она была недалеко от железной дороги и в получасе езды от города. Но на этом сходство с Гатчиной кончалось.

Каменный двухэтажный домик с узким покатым садом. Весной он выглядел привлекательно: цвели сирень и пышные рододендроны, южная сторона дома была обвита чайными ползучими розами. Внутри дача была меблирована в буржуазном французском вкусе, со множеством статуэток, золочёных амуров и стеклянных колпаков, под которыми хранились свадебный венец хозяев дома и восковые букеты.

Чужая обстановка, чужая земля и чужие растения на ней стали вызывать у отца горькую тоску по далёкой России.

Ничто ему не было мило. Даже запахи земли и цветов. Он говорил, что сирень пахнет керосином. Очень скоро он перестал копаться в клумбах и грядках».

5. Работа с текстом.

Найдите в рассказе строчки, в которых проявляются чувства писателя, живущего вдали от родины.

Выразительное чтение фрагмента рассказа от слов «Я знаю силу и пронзительность петушиного крика…» до слов «…победоносный крик петуха».

6. Слово учителя.

В этом эпизоде нашли отражение воспоминания А.И.Куприна о полёте на воздушном шаре вместе с С.И.Уточкиным, спортсменом и одним из первых воздухоплавателей и лётчиков, редактором «Одесских новостей» И.М.Хейфецем и корреспондентом газеты «Русское слово» И.А.Гореликом. В полуторачасовом полёте над Одессой они достигли высоты 1250 метров и приземлились за чертой города. Впечатления о полёте были рассказаны писателем в очерке «Над землёй».

7. Работа с учебником.

7.1. Выразительное чтение фрагмента рассказа от слов «Я тогда проснулся ещё до рассвета…» до слов «…от которых, казалось, дрожала каждая частица воздуха».

Какое слово, прозвучавшее в данном эпизоде, передаёт впечатление, испытанное рассказчиком при виде картины пробуждающейся природы?

Как передано ощущение чуда в отрывке? (Чудесна и одухотворенна природа вокруг. Эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры создают картину, наполненную жизнью).

7.2. Исследовательская работа с текстом.

Выпишите эпитеты, олицетворения и метафоры из данного отрывка.

С чем сравнивает рассказчик пение петухов?

7.3. Выразительное чтение от слов «И теперь, в этот стыдливый час…» до слов «…сияющим взглядом его лучезарных глаз».

Как передано в рассказе звучание петушиного пения? Какие музыкальные термины звучат в тексте?

7.4. Лексическая работа.

Определите значения слов «пианиссимо», «фуга», когорта», «легион».

Пианиссимо - ч резвычайно тихое звучание, один из оттенков динамики в музыке.

Фуга - музыкальная форма, являющаяся наивысшим достижением полифонической музыки. В фуге присутствует несколько голосов, каждый из которых в соответствии со строгими правилами повторяет, в основном или изменённом виде, тему - короткую мелодию, проходящую через всю фугу.

Когорта - одно из подразделений римского легиона со времен Мария, который усилил легион до 6000 человек и разделил его на 10 когорт.

Легион - основная организационная единица в армии Древнего Рима. Легион состоял из 5 тыс. пехотинцев и нескольких сотен всадников.

7.5. Слово учителя.

Триумфатор-цезарь. Триумф в Риме – торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Триумф считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться лишь главнокомандующий. Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряжённой четырьмя конями. Сзади шли музыканты. Триумфатора окружали дети и другие родственники, за ними стоял раб, державший над головой золотой венок. Далее двигались его помощники; солдаты в полном убранстве, со всеми наградами, которые они имели. Триумфаторы имели право в праздники носить триумфальное одеяние.

Каков смысл сравнения петуха с римским триумфатором?

Петух – птица Славы, означающая превосходство, смелость, бдительность, рассвет. Два бьющихся петуха означают битву жизни. Прочитайте выразительно фрагмент рассказа, передающий символическое значение образа петуха, от слов «Я слышал эту чудесную музыку с волнением…» до слов «…в священном нетерпении своего огнеликого бога».

Какими цветами в рассказе окрашен восход солнца?

7.6. Выразительное чтение фрагмента от слов «Вот уже золотой огонь…» до слов «…из пепла, дыма и раскалённых углей».

8.Сообщение подготовленного ученика о птице Феникс.

Фе́никс - мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя и затем возрождаться. Известна в мифологиях разных культур, часто связывается с солнечным культом. Считалось, что феникс имеет внешний вид, похожий на орла с ярко-красным или золотисто-красным оперением. Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям мифа, из пепла возрождается сам Феникс. Обычно считалось, что Феникс - единственная, уникальная особь своего вида. Феникс - символ вечного обновления.

В христианском мире Феникс означает триумф вечной жизни, воскресение, веру, постоянство; это символ Христа. В раннем христианстве Феникс постоянно встречается на погребальных плитах: здесь его значение - победа над смертью, воскресение из мертвых. На Руси у Феникса были аналоги: Жар-птица и Финист.

9.Работа с текстом.

9.1.Лексическая работа.

Объясните значение слова «самозабвенный».

Какое настроение звучит в отрывке? Какой смысл приобретает фраза: «И теперь я не понимаю – звенят ли золотыми трубами солнечные лучи, или петушиный гимн сияет солнечными лучами?»?

9.2. Выразительное чтение отрывка от слов «Целый день я находился под впечатлением этой очаровательной и могущественной музыки…» до конца рассказа.

Почему рассказчик называет лоншанского петуха на «вы», а себя «слабым, жалким человеком, не более»? (Человеку свойственно ощущать своё несовершенство перед лицом идеально прекрасной природы, исполненной величия и гармонии).

10.Обращение к учебнику. Чтение статьи «В мире художественного слова А.И.Куприна».

III. Подведение итогов урока.

Какова авторская позиция в рассказе? В каких эпизодах она звучит наиболее отчётливо? (В воспоминаниях рассказчика о далёком прошлом слышен голос автора, скорбящего о разлуке с родиной, в восторженном описании красоты природы и приветственной песне петухов ощущается восхищение автора величием и гармонией мира).

IV. Проверка домашнего задания.

Цитатные планы.

    «Случилось это чудо».

    «Я не вдруг понял, что это пели петухи».

    «Я знаю силу и пронзительность петушиного крика».

    «Что за странное, что за необыкновенное утро!»

    «Великий золотой петух выплывает на небо в своём огненном одиночестве».

    «Целый день я находился под впечатлением этой очаровательной и могущественной музыки».

Пересказ произведения от третьего лица.

V. Домашнее задание.

Инд.задания:

Подготовить сообщение о некоторых фактах родословной семей Бекетовых и Блок;

Подготовить выставку фотографий членов семьи А.А.Блока.

Тема урока: Рассказ «Золотой петух».
Тип урока:
комбинированный
Цель урока:
Совершенствование анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого.

Задачи урока

Обучающие:

    Познакомить учащихся с рассказом А.И. Куприна «Золотой Петух».

    выявить художественную идею рассказа, роль художественно-изобразительных средств в рассказе;

    формировать навыки выразительного чтения, пересказа, лексической работы, работы с учебником;

Воспитательные:

    Воспитывать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе анализа рассказа

    Содействовать воспитанию уважения к одноклассникам через организацию слушания ответов товарищей.

Развивающие:

    Совершенствовать связную устную и письменную речь учащихся (при помощи аргументированных ответов).

    Содействовать развитию у учащихся разных видов памяти при организации различного восприятия исходного текста (на слух и зрительно)

Оборудование:

    Учебник Г.С. Меркин;

    Рабочая печатная тетрадь;

    технические средства обучения: мультимедийный проектор, ПК.

Методическое обоснование:

Данный конспект урока предназначен для проведения уроков литературы в пятом классе по рассказу А.И. Куприна «Золотой Петух». В системе уроков по творчеству писателя это первый урок, который кратко знакомит учащихся с биографией А.И. Куприна. Лексическая работа поможет реализовать межпредметные связи с уроками истории. Через осмысление содержания рассказа А.И. Куприна «Золотой Петух» учащиеся должны выявить художественную идею рассказа, роль художественно-изобразительных средств в рассказе;

Метод: слово учителя

Прием: приветственное слово учителя, ведущее слово учителя (требования)

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Тема нашего сегодняшнего урока – рассказ Куприна «Золотой петух».

Метод: слушание

2. Актуализация знаний.

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Совсем недавно мы с вами писали изложение по рассказу Куприна «Ю-ю» и уже немного поговорили о биографии автора. Ребята, что вы запомнили и можете рассказать?

Метод: говорение

Родился 26 августа 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, умершего через год после рождения сына. Мать (из древнего рода татарских князей Куланчаковых) после смерти мужа переехала в Москву, где прошли детство и юность будущего писателя. Шести лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880. В тот же год поступил в Московскую военную академию, преобразованную в Кадетский корпус.

Метод: слово учителя
Прием: сообщающее слово

В конце 1919 г. Куприн вынужден был покинуть родину. В середине 1920 г. писатель поселился во Франции. Начался долгий, восемнадцатилетний период его жизни на чужбине.

Примечательно, что в произведениях, написанных за рубежом, писатель уделяет много внимания природе. Восхищаясь французским пейзажем, Куприн, однако, вспоминает черты родной русской природы.

Для всех произведений Куприна этого периода характерна одна особенность: писатель с любовью отмечает черты уходящего, бесконечно милого его сердцу и явно идеализируемого им прошлого.

В 1923 г. появились его новые произведения «Судьба» и «Золотой Петух».

Прошлое России, воспоминания о русских людях, нравах и обычаях, природа и легенды, повествующие о человеческой красоте и благородстве, - вот чему отдаёт Куприн силы своего таланта.

Примечателен небольшой рассказ-поэма «Золотой Петух». В нём писатель славит природу, солнце и пение петухов-солнцепоклонников с такой радостью, что буквально поражаешься его неисчерпаемой влюблённости в жизнь.

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Ребята, сейчас обратимся непосредственно к тексту. Подумайте, каким настроением проникнут рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух»?

Какие эпизоды рассказа вам показались наиболее яркими?

Где происходят события, описанные в рассказе?

Метод: говорение

Прием: устный ответ по предмету

Описания природы проникнуты лирическим теплым настроением.

Сравнение петушиного пения с музыкой звучащей при встрече триумфатора-цезаря в Древнем Риме и упоминание легенды о фениксе.

В Виль д’Авра, в 10 км от Парижа.

Метод: слово учителя
Прием: сообщающее слово

Как мы уже сказали, Куприн был вынужден поселиться во Франции. Его дочь позднее написала книгу воспоминаний и в главе «Пригород» как раз рассказывается об этом периоде его жизни. Куприн снял дачу как раз-таки в Виль д’Авра. Он хотел заниматься цветами и просто «покопаться в земле». Но ч ужая обстановка, чужая земля и чужие растения на ней стали вызывать у Куприна горькую тоску по далёкой России.

Ничто ему не было мило. Даже запахи земли и цветов. Он говорил, что сирень пахнет керосином. И очень скоро он перестал копаться в клумбах и грядках.

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Метод: слово учителя

Сейчас, ребята, обратимся непосредственно к тексту. Найдите в рассказе строчки, в которых проявляются чувства писателя, живущего вдали от родины. Выразительно прочитайте их.

«Я знаю силу и пронзительность петушиного крика. В прежние времена, охотясь на весенних глухариных токах в огромных русских лесах, в десяти, пятнадцати верстах от какого-либо жилья, я перед восходом солнца улавливал своим напряженным слухом лишь два звука, напоминающих о человеке: изредка отдаленный паровозный свисток и петушиные крики в ближних деревнях. Последними земными звуками, которые я слышал, поднимаясь в беззвучном полете на воздушном шаре, всегда были свистки уличных мальчишек, но еще дольше их доносился победоносный крик петуха».

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Ребята, откройте ТПО на 16 странице и найдите 3 задание. Нам нужно будет определить значение данных слов. Сейчас по истории вы как раз изучаете древний мир, поэтому я думаю, что особых трудностей у нас не должно возникнуть.
К чему относятся первые два слова, по отношению к чему их употребляют?
Итак, когорта – это одно из главных тактических подразделений римской армии.

И еще одно слово, которое имеет непосредственное отношение к Древнему Риму – триумфатор-цезарь.

Триумфатор -цезарь – п олководец-победитель , встречаемый с триумфом.

Запишите.

Метод: говорение

Прием: устный ответ по предмету

Когорта и легион относятся к римской армии.

Письмо.

Когорта – это одно из главных тактических подразделений римской армии.

Легион – основная единица в армии древнего Рима.

Триумфатор-цезарь – полководец-победитель, встречаемый с триумфом.

Метод: слово учителя
Прием: сообщающее слово

Триумфатор-цезарь. Триумф в Риме – торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Триумф считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться лишь главнокомандующий. Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряжённой четырьмя конями. Сзади шли музыканты. Триумфатора окружали дети и другие родственники, за ними стоял раб, державший над головой золотой венок. Далее двигались его помощники; солдаты в полном убранстве, со всеми наградами, которые они имели. Триумфаторы имели право в праздники носить триумфальное одеяние.

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Ребята, подумайте, каков смысл сравнения петуха с римским триумфатором в тексте?

Метод: слово учителя
Прием: педагогическое требование

Прочитайте выразительно фрагмент рассказа, передающий символическое значение образа петуха, от слов «Я слышал эту чудесную музыку с волнением…» до слов «…в священном нетерпении своего огнеликого бога».

Метод: говорение

Прием: устный ответ по предмету

Петух – птица Славы, означающая превосходство, смелость, бдительность, рассвет. Два бьющихся петуха означают битву жизни.

Чтение: выразительное, озвученное

Следующие слова, на которые мы обратим внимание – это пианиссимо и фуга. Ребята, возможно среди вас есть те, кто ходят в музыкальную школу, и пояснит нам значение этих слов?

Следующие слова – самозабвенный и экстаз.

Кто знает значение этих слов?

И слово, которое у нас осталось – феникс.

Ребята, вы знаете кто такой феникс?

Пианиссимо – очень тихо, тише, чем пиано (пиано – не громко, не в полную силу).

Самозабвенный – восхищенный.

Экстаз – Исступленно восторженное состояние, крайняя степень воодушевления, доходящая до болезненности.

Феникс - мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя и затем возрождаться.

Метод: слово учителя
Прием: сообщающее слово

С фениксом связанно множество легенд особенно на востоке. Считается, что предчувствуя близость смерти, Феникс строил себе гнездо на высокой пальме из ветвей ароматических растений, клал в гнездо ладан, зажигал его, и сгорал в пламени этого костра. И возникал чудесным образом из пепла - новый Феникс, который возлагал прах своего "отца" на алтарь Солнца.

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Метод: слово учителя
Прием: педагогическое требование

Прочитайте выразительно фрагмент рассказа, в котором упоминается феникс.

Чтение: выразительное, озвученное

Домашнее задание.

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово учителя

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Метод: слово учителя
Прием: педагогическое требование

Сейчас вам нужно будет закончить 67 урок в ТПО, и в конце занятия я соберу тетради, проверю это задание.

Ребята, кому не понятно, что нужно делать? Это задание до конца урока. Приступайте.

Метод: письмо.