Доктор Лиза: история Елизаветы Глинки, которая погибла, помогая другим. Жизнь, деятельность и трагическая смерть елизаветы глинки - доктора и общественного деятеля, волонтера и благотворителя

В авиакатастрофе доктора Лизы, Елизаветы Глинки. На её счету сотни спасённых жизней. Она вывозила из-под огня украинской армии раненых и тяжелобольных детей Донбасса. Она помогала неизлечимым пациентам в хосписах, кормила и лечила бездомных, собирала средства для пострадавших от пожаров и наводнений. В Сирию глава фонда "Справедливая помощь" летела с гуманитарным грузом и медикаментами для госпиталя в Латакии.

Двери ее фонда всегда были открыты. Как сердце — распахнуто настежь. Сегодня у порога свечи и цветы. На вопрос, если бы вы были цветком, то каким, доктор Лиза однажды ответила — лавандой. Скромный, неприхотливый, с неизъяснимо притягательным ароматом. Аура живительной силы у неё была практически зримой. Детей ведь не обманешь, а они успокаивались у неё на руках.

"Я всегда знала — не то, что хотела, а знала, что буду доктором".

Елизавета Глинка по образованию врач-реаниматолог. Но стоит ли объяснять, что доктор Лиза, которым она стала — это куда шире, чем про профессию. Счет спасенным жизням — на тысячи. Только в Морозовской детской больнице приняли пятьсот Лизиных детей.

"Чтобы она кому-то отказала, кого-то забыла или кто-то выпал из ее поля зрения — такого не было никогда. Более того, когда дети находились в нашем стационаре, она решала все их вопросы. Бытовые, социальные, с документами, то есть она была как ангел-хранитель для этих людей", — вспоминает Игорь Колтунов, главный врач Морозовской детской городской клинической больницы.

Её называют "наша Лиза" — даже самые маленькие герои её спасательных и спасительных операций. Только из Донецка она вывезла на лечение в Россию сотни детей. Вика после возвращения из Москвы уже бегает по больничному коридору — не догонишь. Сын Юли ещё в гипсе, но идет на поправку — силами доктора Лизы им помогли в Петербурге.

"Она помогла моей внучке, отправив ее в Москву на лечение. Она была очень отзывчивым человеком, от всей души старалась помочь людям, которые попали в беду", — говорит Татьяна Трифонова, медсестра.

Справедливая помощь — это помощь тем, кто в ней нуждается, считала доктор Лиза. Изначально это был фонд помощи неонкологическим больным. Затем под его опеку попали бездомные, инвалиды, одинокие старики. Пострадавшие от лесных пожаров в Москве в 2010-м, от наводнения в Крымске в 2012-м. В ней нуждались все.

"Все всегда говорили "маленькая доктор Лиза". Она действительно маленькая, такая хрупкая, тонкие ручки и ножки, глазищи, как у Бэмби огромные. Но это человек железной воли", — рассказала Анна Федермессер, учредитель и президент благотворительного фонда помощи хосписам "Вера".

В этой бесконечной вселенной бескорыстной помощи она была самой яркой кометой, постоянно готовой лететь куда угодно. Невероятной силы притяжения — она не просто собирала вокруг себя неравнодушных, она умела сделать человека неравнодушным. И не понимала, как можно детей делить на своих и чужих. Для неё чужих не было.

"Какая мне разница, из какой страны ребенок и почему он пострадал? Мы завели вот эту прекрасную традицию в ужасных условиях — среди смерти построить остров жизни, остров надежды — удалось все-таки построить гуманитарный коридор для тяжелораненых и больных детей", — сказала она в ноябре 2016 года.

В этом интервью всего месяц назад доктор Лиза говорила про госпиталь в Латакии, где уже была в сентябре. Про отделение для новорожденных, где даже на войне — жизнь, и выхаживают крох весом 400 граммов. Трудности, с которыми она привыкла справляться — выбывшая из строя аппаратура, нет рентгеновской пленки и медикаментов. Их уже купили, говорила Глинка, как раз ждем борт. Она, как всегда, полетела сама. Неутомимая и бесстрашная.

Как-то ее спросили, почему она не боится смерти? На это Елизавета Глинка ответила так: "Смерти я боюсь, как и все, потому что я не знаю, что там. У меня есть ощущение, как у человека религиозного, что там должно быть лучше".

Будут жить спасённые дети. Будет больница имени Елизаветы Глинки в Грозном и одно из медучреждений Минообороны. Доктор Лиза всю жизнь боролась со смертью, ровно шесть лет назад забравшей у неё и любимую подругу. Вере — посвящён пост в Facebook, ставший последним.

"Я жду и верю, что война закончится, что все мы перестанем делать и писать друг другу напрасные, злые слова. И не будет раненых и голодных детей. До встречи, Вера!"

Комиссия Минобороны и следователи Главного военного следственного управления (ГВСУ) разбираются в причинах крушения ведомственного самолёта Ту-154 над Чёрным морем, жертвами которого, по предварительным данным, стали 92 человека. Обломки лайнера уже нашли в 1,5 км от береговой линии Сочи и сейчас поднимают со дна.

Чёрное воскресенье

К зданию Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова в Земледельческом переулке съезжаются родственники и друзья артистов. Люди подходят к зданию, коротко обнимаются со знакомыми и пытаются выяснить подробности крушения и судьбу своих близких. К зданию уже подъехала скорая - кому-то из родственников стало плохо.

В каждом из них теплится надежда: ведь в Сирию из подмосковного военного аэродрома в Чкаловском вылетели два борта Минобороны. Один борт успешно долетел, а второй рухнул в Чёрное море.

Авиакатастрофа произошла в 5:40 по московскому времени. Примерно через три минуты после взлёта из аэропорта Адлера Ту-154 пропал с экранов радаров. В это время он набирал высоту. Никаких сигналов тревоги экипаж самолёта не подавал.

Этот борт должен был дозаправиться в Моздоке, однако там была плохая погода - облачность и – 7 градусов. Диспетчеры направили его в Адлер.

Известно, что Ту-154 вела 32-летняя женщина-диспетчер Черноморского центра организации воздушного движения - Юлия Самодурова. Она стала последней, кто разговаривал с командиром экипажа по радиосвязи перед тем, как лайнер рухнул в воду. Потерпевшим крушение Ту-154 управлял опытный пилот, лётчик первого класса Роман Волков.

К поиску самолёта сразу же были привлечены все поисково-спасательные службы авиационных частей Южного военного округа в Краснодарском крае и соседних регионах. Примерно в 1,5 км от береговой линии спасатели заметили на воде большие масляные пятна, а также различные предметы. Худшие прогнозы оправдались - самолёт разбился. Его обломки и вещи пассажиров оказались разбросаны в море на расстоянии до 15 километров от берега.

Официальный представитель военного ведомства России сообщил, что фрагменты корпуса самолёта Ту-154, рухнувшего в Чёрное море, обнаружены у черноморского побережья Сочи. Обломки находятся на глубине около 70 метров.

Вскоре спасатели начали находить и тела погибших.

Новогодний концерт

На борту Ту-154 находились 92 человека: 64 музыканта из ансамбля имени Александрова, девять журналистов, восемь военнослужащих в чине от капитана до генерала, два чиновника и представитель Международной общественной организации "Справедливая помощь" Елизавета Глинка (доктор Лиза). Самолётом управляли восемь членов экипажа.

Также на борту находился художественным руководитель хора имени Александрова генерал-лейтенант Валерий Халилов, директор Департамента культуры Минобороны Антон Губанков, который раньше работал министром культуры Московской области.

В списке пассажиров значатся трое журналистов НТВ: корреспондент Михаил Лужецкий, оператор Олег Пестов и звукооператор Евгений Толстов. Также на борту находилась съёмочная группа Первого канала - корреспондент Дмитрий Рунков, оператор Вадим Денисов и звукооператор Александр Сойдов. Летела этим же бортом и исполнительный директор Международной общественной организации "Справедливая помощь" Елизавета Глинка, широко известная как доктор Лиза.

Мы знаем, что в этот день Елизавета Петровна действительно собиралась отвозить гуманитарный груз, медикаменты для тяжелобольных в Университетском госпитале в Латакии. Мы несколько недель собирали средства и груз для этой поездки, - рассказа Авилова. - Мы до последнего будем надеяться, что она могла не дойти до этого борта, могла опоздать...

Погибшие музыканты и танцоры ансамбля имени Александрова должны были выступить с новогодним концертом для военнослужащих в Сирии. Об этом Лайфу рассказал член эстрадной группы ансамбля Дмитрий Волков, который по счастливой случайности не полетел этим рейсом вместе с коллегами.

И певцы, и балетные танцоры (наших там было много) - все отправились на концерт на российскую военную базу в Сирии. Они должны были там дать концерт нашим военным. Но вот случилось такое. Меня разбудил звонок в 8:30 утра, и мне рассказали страшные новости. Мы сразу начали звонить всем находившимся на этом самолёте нашим коллегам. Но, к сожалению, уже ни один из них не был доступен, - сказал он.

В Ансамбле есть солдаты-срочники, однако все они остались в Москве - на концерты такого уровня летают только профессиональные артисты.

"Строгий" самолёт

Как сообщила официальный представитель СКР Светлана Петренко, сочинские военные следователи уже возбудили уголовное дело о нарушении правил полёта. По её словам, следователи уже изымают предполётную документацию и допрашивают руководителей полётов, а также техперсонал, который имел отношение к подготовке самолёта к вылету и дозаправке.

Председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров уже полностью исключил версию теракта. Однако эту версию не сбрасывают со счетов.

Есть основания предполагать, что на борту Ту-154 произошёл взрыв, - считает авиационный эксперт Сергей Крутоусов. - В подтверждение этой страшной версии свидетельствуют большой радиус разброса обломков - более километра - и внезапность случившегося. Пилоты не успели выйтина связь с диспетчерами аэропорта.

Однако большинство экспертов склоняются к версии о технической неполадке, некачественном топливе или отказе электроники. Рухнувший лайнер был 1983 года выпуска. Последний раз он ремонтировался в декабре 2014 года, а в сентябре 2016 года прошёл плановое обслуживание.

В Сети предположительно последнего сеанса связи экипажа самолёта Минобороны РФ Ту-154 с авиадиспетчерами. На записи авиадиспетчер передаёт данные о погоде и другие условия вылета. В конце аудиозаписи диспетчеры пытаются связаться с экипажем самолёта, но ответа уже не получают.

Одной из вероятных причин катастрофы ТУ-154 при наборе высоты мог стать отказ гидросистемы самолёта, что привело к полной утрате способности управлять машиной экипажем. Причиной отказа гидросистемы самолёта могло стать короткое замыкание в одном из двигателей лайнера, - рассказал Лайфу источник в ГВСУ.

Источник Лайфа в Межгосударственном авиационном комитете (МАК) предположил, что Ту-154 могла погубить так называемая болезнь стартеров. По его словам, после запуска двигателя возникли неисправности воздушного стартера в одном из трёх двигателей самолёта. Именно по этой причине 3 января 1994 года в при взлёте из аэропорта Иркутска разбился Ту-154, выполнявший рейс по маршруту Иркутск - Москва.

Тогда наши эксперты выяснили, что, когда стартер вышел на опасные обороты, произошло его разрушение, а повреждённый диск стартера разрушил топливно-масляные коммуникации двигателя и коммуникации гидросистемы, после чего произошла потеря управляемости самолётом, в результате чего он упал, - рассказывает эксперт.

Другой источник Лайфа в СКР не исключает версию некачественного топлива.

При взлёте из аэропорта Адлера самолёт Ту-154, скорее всего, не смог набрать заданные режимы оборотов двигателей, в результате чего и упал с небольшой высоты в Чёрное море. В качестве приоритетной версии причин сбоя в работе двигателей рассматривается заправка воздушного судна некачественным топливом, - говорит источник.

По его словам, эксперты уже взяли пробы топлива, которым Ту-154 был заправлен на военном аэродроме в Подмосковье и в Адлере. Нельзя исключать, что на взлёте из-за проблем с топливом могли остановиться сразу три двигателя лайнера. В топливо могла просто попасть вода, которая при отрицательных температурах замерзала, и льдообразования перекрыли проход топлива через фильтры.

Пилот "Аэрофлота" Юрий Литвинов, который в своё время восемь лет отлетал на Ту-154 и хорошо знает сочинский аэропорт, уверен, что причины трагедии связаны не с погодой и особенностями воздушного порта, а скорее с отказом систем лайнера.

Ту-154 - достаточно надёжный и очень скоростной самолёт, но лётчики его всегда называли строгим самолётом. Он не прощает ошибок. В нём устаревшее оборудование, которое требует от пилота большого мастерства. Молодые лётчики очень долго адаптировались к этому самолёту, - рассказал Лайфу Литвинов. - Учитывая, что они улетели всего лишь на полтора километра от берега, это скорее похоже на какой-то очень серьёзный отказ техники.

Что касается особенностей места вылета, то в сочинском аэропорту всегда присутствует умеренный сдвиг ветра, то есть разнонаправленные воздушные потоки на разных высотах, говорит Литвинов.

Такое всегда наблюдается на границе моря и суши, плюс в Сочи рядом горы. При этом наблюдаются температурные перепады и перепады давления. Но сдвиг ветра, подчёркивает пилот, вряд ли мог привести к трагедии, тем более на взлёте.

Литвинов отметил, что отказ двигателей мог быть связан и с возрастом самолёта: ведь Ту-154 было 33 года.

Я считаю, надо избавляться от старых самолётов и летать на новых, - резюмирует эксперт.

Как рассказал Лайфу заслуженный пилот РФ Виктор Саженин, который восемь лет летал за штурвалом сто пятьдесят четвёртого, катастрофа могла быть вызвана неправильной центровкой багажа. В Ту-154 распределение по весу багажа крайне важно, чтобы самолёт не повёл хвостом вниз.

Особенностей у самолёта много. Самолёт длинный, сигарообразный, имеет узкий фюзеляж. У него тяжёлый хвост, потому что там расположены двигатели. Поэтому у него проблемы с центровкой. И почти при всех авариях, которые происходили с этим самолётом, разлом шёл в этой части, - рассказал Лайфу Саженин. - Здесь летел ансамбль. Не исключено, что у них было очень много реквизита, и непонятно, как он загружался. А если загрузить самолёт неправильно, например, всё в носовую часть, то центровка может быть нарушена.

Также самолёт мог попасть в восходящий поток, после чего свалился в штопор.

Можно предположить, что при наборе высоты машина попала в восходящий поток и свалилась в штопор, - говорит авиационный эксперт Сергей Крутоусов.

По его словам, во время набора высоты Ту-154 оказался на границе двух сред - воды и суши. Это привело к попаданию машины в восходящий поток, а при таком угле атаки, самолёт просто свалился на правое или левое крыло и ушёл в штопор.

Не исключена и версия ошибки пилотов. При наборе высоты пилоты не смогли рассчитать правильный угол тангажа.

При пилотировании в штурвальном режиме основная трудность состоит именно в выдерживании правильной скорости, что является залогом стабильности при пилотировании и удерживании лайнера по тангажу прискорости набора высоты500–550 км/ч, - говорит эксперт Сергей Крутоусов .

Самолёт Ту-154 совершил свой первый полёт в 1968 году и был в своё время самым массовым и передовым гражданским самолётом вплоть до 90-х годов, говорит бывший замминистра гражданской авиации СССР Олег Смирнов. Это трёхдвигательный реактивный самолёт, который по кодификации НАТО проходит под названием Careless - "Беззаботный". Рассчитан, в зависимости от модификации, на 152–180 пассажиров, для авиалиний средней протяжённости. По словам Смирнова, это был очень надёжный самолёт для своего времени, что подтверждается количеством выпущенных машин - около тысячи. К сожалению, и падали они много. За всё время разбилось 73 самолёта этой модели, общее количество погибших в катастрофах на Ту-154 составило более трёх тыс. человек.

История Лизы Фомкиной это история о том, как десятки специально созданных структур не в состоянии помочь ребенку. О том, как безразличие заставляет мучительно умирать ребенка не дождавшись спасения. О том, как простое желание помочь способно заставить сотни людей без каких-либо навыков начать делать хоть что-то. Непонятно как, непонятно где, но найти!

13 сентября 2010 года Лиза из Орехово- Зуево, со своей тетей отправилась на прогулку по лесу. Через какое то время они заблудились и найти дорогу обратно не смогли. Родители очень быстро поняли, что случилась беда и обратились в полицию, с просьбой найти пропавших людей. Наверное, если бы в этот момент к проблеме отнеслись со всей серьёзностью, сейчас не пришлось бы со слезами на глазах вспоминать ту историю.

Но в стране, где взрослые люди верят в то, что 6 летний мальчик выпил бутылку водки, после чего отправился кататься на велосипеде, к исчезновению ребенка и её тети отнеслись так же безответственно. Возможно, они подумали, что девочки загуляли и скоро вернуться сами. Ведь бухать в 6 лет и уходить из дома в 5, это так логично, правда?!

Лишь через несколько дней, понимая, что ни полиция, ни другие структуры не могут или не хотят отыскать ребенка, коллега отца Лизы расклеила ориентировки на всех столбах, а также разместила в интернете объявление с просьбой помочь. В Орехово-Зуево стали съезжаться добровольцы, которые понятия не имели как искать, где и что делать, но желание найти заставляло их просто действовать. Опросы прохожих, свидетелей, всех подряд, принесли свои плоды. Нашлись свидетели, которые сообщили, что видели Лизу, её тетю и двух собак с ними, всей компанией они направлялись в лес, утверждали очевидцы.

В 2010 году все СМИ крутили совсем другие новости, ради рейтингов и денег, никому не интересно было печатать и давать в эфиры информацию о простой девочке Лизе, которая на протяжении всех этих дней ждала помощи. Лишь некоторые СМИ откликнулись на просьбу добровольцев помочь им проинформировать население.

По случаю праздника полицию сняли с поисков ребенка, чтобы усилить безопасность в городе. О том, что они нужны людям уже попавшим в беду, почему то никто не подумал. Следить за веселящейся толпой оказалось важнее, чем найти 4 летнюю девочку, которую на тот момент от переохлаждения спасала собака.

Добровольцы же продолжали искать, без специальной техники и приспособлений, вооруженные лишь желанием найти, они прочесывали лес сменяя друг друга и вскоре были вознаграждены. Найденные следы, наконец-то, стали поводом вызвать на место кинологов и усиленные наряды полиции. Всё было закончено.. 10 суток мучительных попыток выжить, 10 суток ожиданий, 10 суток надежд..

Маша – тетя Лизы, отдала почти всю одежду Лизе, сама же умерла от переохлаждения. Она надеялась, что эти вещи продлят жизнь ребенку, которого непременно найдут взрослые, ответственные люди, обладающие всей нужной техникой для этого. Но она не учла тот факт, что на первых этапах людям не хватит простого человеческого желания, а когда придут те, кто действительно захочет, будет слишком поздно.

После находки тела Маши, вдруг выяснилось, что добровольцы только мешают. Всех их выгнали и начались поиски. Вот только сейчас. Когда уже оставалось слишком мало шансов на спасение. Лизу начали искать и нашли. Мёртвой. А рядом собака, которая продолжала пытаться её согреть. Она была рядом всё это время. Благодаря ей ребенок не чувствовал себя беспомощным, Лиза чувствовала тепло и заботу, но этого оказалось мало..

Вспоминается старая шутка, если вообще уместно шутить относительно этой истории. Если человек попал в беду, я его фигуру мелом обведу. Именно в тот момент, когда тело девочки было найдено, взорвались все СМИ, рассказывая об этом всем и везде, срывая просмотры и рейтинги. Начались расследования, работа, деятельность. Живым по-прежнему нужны деньги, только вот Лизе и её тете всё это уже было не интересно.

Эта статья как пища для размышлений, уже никто не хочет искать виноватых. Наверное, мы все должны попросить прощения у Лизы и Маши за то, что наше общество стало таким. Чиновники воруют миллионы, зарплаты депутатов и полицейских растут.

Но на лечение больных детей мы отправляем смс, чтобы найти ребенка требуется самостоятельно искать добровольцев, тем приходится прочесывать лес без знаний и навыков. Я слишком плохо знаю ситуацию, чтобы сказать, кто виноват, но факт остается фактом – 10 суток полиции и МЧС, не могли отыскать людей в лесу. Потому что не искали, рассчитывая, что всё решиться само собой или с минимально затраченными усилиями. Ведь если бы искали, нашли бы!

Чтобы такие истории не повторялись, был создан поисковый отряд, названный в честь девочки из Орехово-Зуева, Лиза-Алерт. Теперь есть техника, добровольцам известны методики, теперь ими движет не только дикое желание, но и умение. Каждый желающий может подать анкету и стать добровольцем. Многие хотят помогать и деньгами. Например, недавно бизнесмен Евгений Чичваркин, поинтересовался, как именно может помочь он. Общество откликнулось на проблему, само.

Ребята из группы ГРОТ посвятили Лизе одноименную песню и сняли клип, так о ней узнало ещё больше людей. Я в свою очередь попытался рассказать об этом своим читателям. Мы все виноваты в её смерти, но некоторые должны понимать, что они виноваты больше других.

Глава фонда "Справедливая помощь", лауреат Государственной премии за правозащитную деятельность Елизавета Глинка, более известная, как погибла в авиакатастрофе. Самолет, на котором находилась упал в море недалеко от города Сочи.

Исполнительный директор МОО "Справедливая помощь" Е.П. Глинка вылетела рейсом Минобороны в Сирию. Она сопровождала гуманитарный груз для университетского госпиталя Тишрин в Латакии", - говорится в сообщении на сайте фонда.

Глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов рассказал, что собирался лететь в Сирию вместе с Елизаветой Глинкой. "Я знал, что она должна была лететь. Более того, мы собирались лететь вместе, но, к сожалению, разрешили только ей. И я знаю, что она поехала туда, чтобы отвезти медикаменты. Это не экскурсия, не увеселительная поездка, она везла медикаменты в университетский госпиталь в Латакию".

По словам Федотова, везла в Сирию лекарства для новорожденных и онкологических больных, а также расходные материалы для медицинской техники, которые не поступают в страну из-за санкций и войны.

Член СПЧ, глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева назвала огромной потерей гибель Доктора Лизы . "Она была святой, на всех находила силы, она готова была помогать и бомжам, и детям. Очень трудно говорить, это огромная потеря, такие, как Доктор Лиза, рождаются раз в тысячу лет".

"Разум отказывается понимать, что ее больше нет с нами. Сердце отказывается в это верить... Мы до последнего надеялись на чудо. А она сама была чудом, небесным посланием о добродетели", - говорится в некрологе президентского Совета по правам человека.

Принадлежащий Минобороны РФ самолет Ту-154 пропал с радаров в 05:40 по московскому времени вскоре после вылета из аэропорта Адлера. На борту находились музыканты ансамбля Александрова, летевшие поздравлять с Новым годом авиагруппу ВКС России на авиабазе Хмеймим в Сирии, военнослужащие, журналисты и телеоператоры некоторых ведущих российских СМИ - всего 84 пассажира и восемь членов экипажа.

На записи слышно, как женщина-диспетчер сообщает командиру Ту-154 данные о погоде и другие условия. Судя по разговорам ситуация была штатная.

В конце аудиозаписи экипаж перестает выходить на связь. Диспетчеры пытаются связаться с самолетом, но им никто не отвечает.

По информации Росгибромета, погодные условия в зоне вылета в воскресенье утром оценивались как простые для пилотирования: хорошая видимость при слабом (5 м/с) ветре.

Ту-154 рухнул в море на седьмой минуте полета, в пяти километрах от берега, на глубинах от 50 до 100 метров, ближе к Анапе. Обломки разлетелись вдоль побережья на полтора километра, они находятся на глубине от 50 до 100 метров.

Напомним, на борту потерпевшего крушение Ту-154 находились 92 человека: 8 членов экипажа и пассажиры, в числе которых участники Ансамбля песни и пляски Александрова, руководитель ансамбля Валерий Халилов, (Елизавета Глинка), директор департамента культуры Минобороны Антон Губанков, военнослужащие, 9 журналистов - сотрудники трех центральных российских телеканалов (Первого, НТВ и "Звезды").

Ведутся поисково-спасательные работы.

26 декабря в России объявлен общенациональным Днем траура по жертвам, погибшим в авиакатастрофе.

Содержимое

Когда 25 декабря 2016 года поступило сообщение о транспортной катастрофе — рухнувшем самолете — никто не допускал мысли, что на борту была “доктор Лиза” — активистка и общественница, врач и невероятно щедрой души человек Елизавета Петровна Глинка. Но экспертиза ДНК подтвердила — Лиза была на борту самолета, потерпевшего крушение в районе Сочи.

Учеба, работа и общественная деятельность

Лиза родилась в российской столице в 1962 году в семье военного Петра Сидорова и врача-диетолога Галины Ивановны Поскрёбышевой, автора книг по правильному употреблению витаминов и кулинарии. Мама также работала на телевидении. Кроме дочери и сына в семье воспитывались осиротевшие двоюродные братья. После школы девушка стала студенткой Второго медицинского института им. Пирогова, выбрав специальность «детский реаниматолог-анестезиолог».

Но переломом в ее судьбе стала встреча с будущим мужем — американским адвокатом русского происхождения Глебом Глинкой. В 1990 году они с мужем эмигрировали в Соединенные Штаты Америки, где Елизавета Петровна начала работать в хосписе. Она увидела, как обреченный на смерть человек, ведет достойную жизнь, чувствуя себя окруженным внимание и не теряя человеческого достоинства.

В Штатах Лиза Глинка продолжила учиться — она закончила медицинский институт в Дартмуте — ее интересовала паллиативная медицина, в которой врачи стремятся повысить качество жизни обреченных пациентов с раком или другими смертельными болезнями. Это направление медицины подразумевает не лечение, а психологическую помощь и обучение жить каждую секунду. В конце 90-х годов Глинки переезжают в Украину — у Глеба в Киеве был контракт на временную работу. Здесь Елизавета Петровна организовала первые паллиативные палаты при онкологических центрах, помогла создать первый хоспис.

Она создала фонд «Справедливая помощь» после того, как в Москве в 2007 году из жизни ушла ее тяжело болевшая мама. Фонд финансировали партии и меценаты России и США. Здесь помощь и психологическую поддержку могли получить не только тяжело больные, но и обездоленные люди, без определенного места проживания. “Доктор Лиза” (именно так ее начали называть) посещала столичные вокзалы, стараясь накормить бомжей и обработать их раны.

К своей деятельности она привлекала известных политиков, популярных актеров, певцов, медийные лица. На какой-то период активно включилась в политическую жизнь России. Имела высокие награды.С разгаром конфликта на Юго-Востоке Украины Лиза Глинка бросилась помогать раненым детям и тяжелобольным людям, оказавшимся на линии огня. Помогала слабослышащим — через благотворительную организацию «Страна глухих», содействовала открытию хосписов во многих российских городах. Ее любили и ненавидели, критиковали и угрожали. А она делала то, что считала нужным.

Трагическая гибель доктора Лизы


В последнюю неделю 2016 года произошла транспортная катастрофа – под Сочи рухнул самолет МВД России. Рейс летел из Москвы в Латакию — сирийский город. Это произошло рядом со взлетной полосой сочинского аэропорта. На борту в этом полете были 92 человека, среди которых артисты ансамбля песни и пляски имени Александрова, журналисты нескольких телеканалов, экипаж и Лиза Глинка, глава фонда «Справедливая помощь».


Эта новость шокировала всех — никто не хотел верить в гибель такого количества людей и представителя благотворительного движения России “доктора Лизы”. Причины авиакатастрофы так и не были названы — то ли ошибка пилотов, то ли диспетчеров, то ли перегруз борта. Звучала даже версия об умышленном теракте. Елизавета Петровна сопровождала в Сирию партию лекарств для университетского госпиталя Тишрин и это была не первая ее поездка в горячую точку мира. Она уже привозила сюда медикаменты и одежду, воду и еду. Была опознана после ДНК-экспертизы, которую провели уже в январе 2017 года. 16 января 2017 года прошло прощание на территории Новодевичьего монастыря, в Успенском храме. Здесь и покоится прах той, которая не имела даже представления о покое при жизни.

Но Елизавета Глинка, причина смерти которой стала авиатрагедия, продолжает жить в сердцах миллионов людей.

Личная жизнь

С мужем Глебом Глинкой, сыном русского поэта и литературного критика, который эмигрировал из России на второй волне, внуком журналиста Александра Сергеевича Глинки, Лиза познакомилась еще в студенческие годы, на выставке экспрессионистов. Молодой человек сразу обратил внимание на миниатюрную девушку. А ей понадобилось время, чтобы понять — влюбилась! Глеб был старше Лизы на 14 лет, но это не остановило влюбленных и они вскорости поженились.

Им пришлось много испытать и проверить прочность семейного тыла — муж всегда был ее опорой и стеной, соратником и однодумцем. А она постоянно сопровождала его в командировках и родила ему двоих сыновей — Константина и Алексея. А еще у них был приемный сын Илья. Сейчас старшие мальчики живут в США, младший — в Саратове.

О той поездке в Сирию почти никто не знал…Тем неожиданнее и трагичнее была новость об авиакатастрофе…Казалось Елизавета Глинка и смерть — несовместимые явления. Она была великим жизнелюбом и умудрялась щедро дарить это чувство окружающим. Для многих масштаб ее общественной деятельности стал понятен только после гибели “доктора Лизы”. 16 января 2017 года в ее честь назвали военный детский санаторий в Евпатории и Республиканскую детскую клиническую больницу в Грозном, хоспис в Екатеринбурге.