Рассказ о Сергие Радонежском. Черты характера героя

Преподобный Сергий Радонежский (Зайцев Борис)

У каждого народа есть свои герои, в которых ярко выразились черты национального характера. Они стали своего рода символом и опорой нации. Образ Сергия Радонежского очень близок и понятен русскому человеку, несмотря на более чем пять сотен лет, отделяющих нас от него.

Основатель одной из крупнейших обителей, насадитель общежитных монастырей, провозвестник старчества, учитель, миротворец — он столь многое сделал для своего Отечества. А что известно нам о Сергии Радонежском, кроме того, что он благословил князя Димитрия на битву с Мамаем? Но это благословление — итог, зенит его жизненного пути. А в начале было детство, потом долгое, нелегкое отшельничество в диких лесах, голод, холод, искушения…

Эта небольшая повесть рассказывает о судьбе преподобного Сергия, который еще при жизни стал «равный ангелом». При ее написании Борис Зайцев основывался на житии святого, написанном Епифанием Премудрым. Однако он попытался «оживить» его схематичные, канонические черты. Его целью было восстановить «настоящий», жизненный облик преподобного. В результате получилась своего рода художественная биография, написанная прекрасным языком.

Особенно Б. Зайцев старался показать характер преподобного Сергия, его «прозрачный северный дух с запахом смолистой стружки». Каким-то душевным здоровьем, ненадломленностью веет от Сергия. Необычайной скромностью, спокойствием, тишиной. Резкие жесты, взлеты и падения — все это не для него. Постепенно возрос он в своих лесах Радонежских от простого инока до великого русского святого, с которым советовались патриарх, князья, бояре. Впрочем, и самые простые люди всегда получали от него совет и утешение.

Сергий Радонежский может служить прекрасным образцом православного человека. Вся его жизнь посвящена Богу и служению ближнему. Все его поступки подчинены логике Евангелия, выполнению заповедей Божьих (а выполнение заповедей — залог существования этого мира). Иногда он действует вопреки мирскому разуму, но сама жизнь подтверждает правильность его действий.

У каждого народа есть свои герои. Им присущи все те черты характера, которые этот народ считает идеальными. В потемневшем от времени лике Сергия Радонежского проступают спокойствие, мудрость, любовь, скромность, кротость, но и великая сила, применяемая, впрочем (как и всеми русскими богатырями), только в крайних обстоятельствах. Живя в тяжелом, жестоком, кровавом веке он показал всем, что можно любить ближнего, не убивать, не унижаться, а единственное условие для этого — Бог и вера.

Урок литературы в 7 классе в разделе «Духовная литература»
Тема: Идеальный образ святого в «Житии преподобного Сергия Радонежского»
Цели урока:

  1. Повторить жанровые особенности житийной литературы

  2. Определить особенности образа святого в жанре жития

  3. Совершенствовать умения анализировать текст с точки зрения образа героя

  4. Развивать умение строить устное высказывание, работать в группе

  5. Воспитывать милосердие, доброту, любовь к ближнему, уважение к историческому прошлому России.

Словарная работа

Святой – 1. В религиозных представлениях: обладающий божественной благодатью. 2. В христианстве: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силы.

Идеал – совершенное воплощение чего-либо.

(Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова).
Этапы урока


  • Вступление.

  • Работа в группах. Анализ эпизодов текста «Жития».

  • Выступление групп. Составление кластера «Идеальные черты Сергия Радонежского в «Житии».

  • Сообщение на тему «Образ святого Сергия в живописи».

Эпиграф к уроку Святой Сергий глубочайше русский,

глубочайше православный.

Б. Зайцев

1) Вступление.

В жизни каждого человека, народа, государства есть вечные понятия: святой, святыня, священный. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите эти слова?

Обращение к теме урока. Поиск ключевых слов «святой», «идеальный», «образ». Толкование их лексических значений. Целеполагание.

Русь знает немало праведников: мучеников, святителей, преподобных, затворников, пустынников). Почему же по сей день ярче других горит звезда преподобного Сергия Радонежского?

Презентация. Рассказ о святом.

2) Повторение.

Вопросы:

Что такое житие? Кто был героем этих произведений? Каков жизненный путь идеального святого?

Заполнение таблицы

3) Аналитическая работа с текстом «Жития». Работа в группах.

Задача: проанализировать эпизоды, ответить на вопросы, выявить черты характера героя, подготовить выступление. Работа предполагает обращение к толковому словарю. Результат работы – составление схемы-кластера «Черты характера святого Сергия Радонежского».
Группа № 1.

Задания и вопросы


  1. Расскажите, какой путь выбирает отрок Варфоломей после кончины родителей? Как он объясняет свой выбор?

  2. Прочитайте отрывок «Родители его переселились…». Подумайте, какие черты характера проявляет герой в своем отношении к наследству, материальным благам?

  3. Что, на ваш взгляд, помогало монаху Сергию в преодолении трудностей и физических, и моральных? Как вы понимаете значение слова «великодушие». Обратитесь к словарной статье.

Группа №2

Задания и вопросы:


  1. Прочитайте отрывок «Братья же, страдая от голода, начали роптать…». Определите его тему, озаглавьте.

  2. Какой жизненный урок преподал монахам Сергий в трудный час?

  3. Какие черты характера героя проявились в его поступке? Сформулируйте идею данного отрывка.
Группа №3

Задания и вопросы:


  1. Что, на ваш взгляд, можно назвать чудом? Обратитесь к словарной статье. Каким образом соотносится это понятие с жизнью святого Сергия?

  2. Подготовьте выразительное чтение отрывка: «Творил же преподобный наш Сергий и иные различные чудеса…». Какие чудеса совершал герой?

  3. Выявите черты характера Сергия Радонежского.

Группа № 4

Задания и вопросы:


  1. Как по-новому раскрывается образ святого в отрывке «Некий же поселянин…». Подготовьте выразительное чтение отрывка.

  2. Какой урок преподал Сергий этому человеку? Какие черты преподобный проявил особенно ярко в этом поступке?

  3. Что, по-вашему, такое смирение? Дайте толкование слова, сверяясь со словарем. Можно ли говорить о смирении Сергия?

Группа №5

Задания и вопросы:


  1. Прочитайте отрывок «Жития»: «В тот год попущением Божием за грехи наши…». Какая страница истории нашей Родины нашла в нем свое отражение? Расскажите об этом.

  2. Какую роль сыграл преподобный Сергий Радонежский в этом историческом событии? Как об этом повествует автор произведения? Что значит выражение « молитвою вооружил»? Каким чувством пронизан рассказ о подвиге героя?

  3. Какие черты характеры Сергия вы можете выделить?

4) Выступление групп. Составление кластера.

Черты характера святого :


  • Великодушие

  • Мудрость

  • Бескорыстие

  • Трудолюбие

  • Милосердие

  • Смирение

  • Сострадание

  • Патриотизм

  • Духовность

  • Нравственная чистота

Святой Сергий предстает как воплощение черт идеальных, образцовых. Его жизнь – образец праведного пути. Герой жития идеален, житие, как икона, показывает образец святости, не лицо человека, а лик. И лик преподобного Сергия Радонежского чист и прекрасен. «Сергий как раз пример, люимейший самим народом, - ясности, света прозрачного и ровного». (Борис Зайцев).
Обращение к эпиграфу урока. Определение его значения.

Русский – относящийся к русскому народу, его языку, национальному характеру, культуре.

Православный – последователь православия.

Сергий Радонежский воплощает лучшие, идеальные черты характера русского человека.
5) Сообщение учащихся на тему «Образ преподобного Сергия в живописи».

Святой Сергий занимал особое место в жизни и творчестве русского художника М.В.Нестерова. Святого Сергия особо почитали в семье Нестеровых. Сам художник верил, что святой спас его от смерти в младенчестве. Самая значительная картина Нестерова с образом преподобного – «Видение отроку Варфоломею» - была написана в 1890 году. М.Нестеров предвидел, что этому полотну уготована долгая жизнь. «Жить буду не я, говорил художник. – Жить будет отрок Варфоломей».

Во время работы над будущей картиной М.Нестеров живет в окрестностях Сергиевой Лавры, посещает места, связанные с жизнью святого, впервые картина была выставлена на передвижной выставке и, по словам очевидцев, «действовала ошеломляюще». Это был настоящий триумф художника.

Н.К.Рерих также обращался в своем творчестве к образу святого Сергия, которому отводил роль спасителя, заступника Росси во всех трагических поворотах истории. Среди полотен, посвященных великим учителям человечества – Будде, Магомету, Христу, - есть и картина с образом Сергия Радонежского. Опираясь на традиции древнерусской иконы, Рерих пишет картину «Святой Сергий». По словам Елены Рерих, жены художника, святой Сергий явился ему незадолго перед смертью.
Вывод

Святой Сергий Радонежский – удивительная, яркая личность. Его жизненный путь представляет образец святости и веры. Он жил не напоказ, а так, как подсказывало ему сердце, вера в Бога. «Его спокойная, чистая и святая жизнь наполнила собой почти столетие. Входя в него скромным мальчиком Варфоломеем, он ушел одной из величайших слав России. Подвиг его всечеловечен» , - писал о нем Борис Зайцев.

Домашнее задание : сочинение на тему «Притягательная сила личности святого Сергия».

Полное название произведения: «Житие преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца»

История создания произведения «Житие Сергия Радонежского»

«Житие Сергия Радонежского» (так кратко именуется это произведение) представляет собой ярчайший образец древнерусской литературы. Преподобный Сергий — самый почитаемый и самый любимый русский святой. Не случайно известный историк прошлого В.О. Ключевский сказал, что Россия будет стоять до тех пор, пока теплится лампада у раки преподобного Сергия. Епифаний Премудрый, известный книжник начала XV века, инок Троице-Сергиевой Лавры и ученик Преподобного Сергия, написал самое первое Житие Сергия Радонежского через 26 лет после его смерти — в 1417-1418 гг. Для этого труда Епифаний в течение двадцати лет собирал документальные данные, воспоминания очевидцев и свои собственные записи. Великолепный знаток святоотеческой литературы, византийской и русской агиографии, блестящий стилист, Епифаний ориентировался в своем сочинении на тексты южнославянских и древнерусских житий, мастерски применив изысканный, насыщенный сравнениями и эпитетами стиль, получивший название «плетение словес». Житие в редакции Епифания Премудрого кончалось преставлением Преподобного Сергия. В самостоятельном виде эта древнейшая редакция Жития не дошла до нашего времени, а ее первоначальный облик ученые реконструировали по позднейшим сводам. Помимо Жития, Епифаний создал также Похвальное слово Сергию.
Первоначальный текст Жития сохранился в переработке Пахо-мия Логофета (Серба), афонского монаха, жившего в Троице -Сергиевом монастыре с 1440 по 1459 г. и создавшего новую редакцию Жития вскоре после канонизации Преподобного Сергия, состоявшейся в 1452 г. Пахомий изменил стилистику, дополнил текст Епифания рассказом об обретении мощей Преподобного, а также рядом посмертных чудес. Пахомий неоднократно исправлял Житие Преподобного Сергия: по мнению исследователей, существует от двух до семи Пахомиевых редакций Жития.
В середине XVII в. на основе переработанного Пахомием текста Жития (так называемой Пространной редакции) Симон Азарьин создал новую редакцию. Житие Сергия Радонежского в редакции Симона Азарьина вместе с Житием Игумена Никона, Похвальным словом Сергию и службами обоим святым было напечатано в Москве в 1б4б г. В 1653 г. по поручению царя Алексея Михайловича Симон Азарьин доработал и дополнил Житие: он вернулся к неопубликованной части своей книги, добавил в нее ряд новых рассказов о чудесах Преподобного Сергия и снабдил эту вторую часть обширным предисловием, однако эти дополнения не были тогда изданы.

На Руси была популярна житийная литература, или агиографическая (от греч. hagios — святой, grapho — пишу) литература. Жанр жития возник в Византии. В древнерусской литературе он появился как жанр заимствованный, переводной. На основе переводной литературы в XI в. на Руси возникает и оригинальная житийная литература. Слово «житие» в церковно-славянском языке означает «жизнь». Житиями назывались произведения, рассказывающие о жизни святых — государственных и религиозных деятелей, чья жизнь и деяния были расценены как образцовые. Жития имели прежде всего религиозно-назидательный смысл. Входящие в них истории — предмет для подражания. Порой факты из жизни изображаемого персонажа искажались. Связано это было с тем, что житийная литература ставила своей целью не достоверное изложение событий, а поучение. В житиях было четкое разграничение персонажей на положительных и отрицательных героев.
Житие повествует о жизни человека, который достиг христианского идеала — святости. Житие свидетельствует о том, что каждый может прожить правильной христианской жизнью. Поэтому героями жития могли быть люди разного происхождения: от князей до крестьян.
Житие пишут после смерти человека, после признания его церковью святым. Первое русское житие Антония Печерского (одного из основателей Киево-Печерской лавры) до нас не дошло. Следующим было создано «Сказание о Борисе и Глебе» (середина XI в.). Житие, повествующее о Сергее Радонежском, явилось настоящим украшением житийного жанра. С древности до нашего времени дошли традиции жития. Из всех древних жанров житие оказался наиболее устойчивым. В наше время канонизированы, то есть признаны святыми, Андрей Рублев, Амвросий Оптинский, Ксения Петербургская, написаны их жития.

«Житие...» — это повесть о выборе человеческого пути. Значение слова многозначно. Два его значения противостоят друг другу: это путь географический и путь духовный. Объединительная политика Москвы проводилась суровыми мерами. Правда, страдали от неё в первую очередь феодальные верхи тех княжеств, которые Москва подчиняла себе, страдали главным образом за то, что не хотели этого подчинения, боролись против него за сохранение старых феодальных порядков. Епифаний нарисовал правдивую картину русской жизни первой половины XV в., когда память о ней ещё свежа была у современников Епифания, но это отнюдь не выражение «антимосковских» отношений автора. Епифаний показывает, что Сергий, несмотря на то, что родители его покинули родной город из-за притеснений московского наместника, в дальнейшем делается самым энергичным проводником именно московской объединительной политики. Он решительно поддержал Дмитрия Донского в его борьбе с суздальским князем Дмитрием Константиновичем за великое Владимирское княжение, полностью одобрял Дмитрия в решении начать борьбу с Мамаем, примирил Дмитрия Донского с Олегом Рязанским, когда это стало нужно для Москвы. Признавая Сергия Божьим угодником, Епифаний тем самым освещал в глазах средневековых читателей прежде всего политическую деятельность Сергия. Поэтому враги Сергия упорно и долго мешали Епифанию написать житие его учителя, являвшееся предпосылкой к канонизации Сергия.

Преподобный Сергий поддерживал объединительные усилия Москвы для возвеличивания и укрепления Русского государства. Сергий Радонежский был одним из вдохновителей Руси на Куликовскую битву. Особое значение имела поддержка и благословение его Дмитрию Донскому накануне сражения. Именно это обстоятельство и придало имени Сергия звучание национального единства и согласия. Епифаний Премудрый показал передовые политические взгляды преподобного Сергия, возвеличил деяния старца.
Канонизация в Русской православной церкви совершалась при наличии трех условий: святая жизнь, чудеса как прижизненные, так и посмертные, обретение мощей. Сергий Радонежский начал широко почитаться за свою святость еще при жизни. Канонизация преподобного состоялась через тридцать лет после его смерти, в июле 1422 г., когда были обретены мощи. Поводом к открытию мощей преподобного послужило следующее обстоятельство: к одному из монахов Троицкой обители во сне явился Сергий Радонежский и сказал: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе?»

Основные герои анализируемого произведения «Житие Сергия Радонежского»

Сергий Радонежский является одним из самых популярных героев средневековой русской литературы. «Житие...» подробно рассказывает о его жизни и деяниях. Князья московские и удельные посещали Сергия в его обители, и сам он выходил к ним из ее стен, бывал в Москве, крестил сыновей Дмитрия Донского. Сергий с подачи митрополита Алексия взвалил на себя тяжелый груз политической дипломатии: он неоднократно встречался с русскими князьями, чтобы склонить их к союзу с Дмитрием. Перед Куликовской битвой Сергий дал Дмитрию благословение и двух иноков — Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю). В «Житии» предстает идеальный герой древней литературы, «светоч», «божий сосуд», подвижник, человек, выражающий национальное самосознание русского народа. Произведение построено в соответствии со спецификой жанра жития. С одной стороны, Сергий Радонежский — это историческое лицо, создатель Троице-Сергиева монастыря, наделенный достоверными, реальными чертами, а с другой, — это художественный образ, созданный традиционными художественными средствами житийного жанра. Скромность, душевная чистота, бескорыстие — нравственные черты, присущие преподобному Сергию. Он отказался от архиерейского чина, считая себя недостойным: «Кто я такой — грешный и худший из всех человек?» И был непреклонен. Епифаний пишет, что многие трудности претерпел преподобный, великие подвиги постнического жития творил; добродетелями его были: бдение, сухоядение, на земле возлежание, чистота душевная и телесная, труд, бедность одежды. Даже став игуменом, он не изменил своим правилам: «Если кто хочет быть старейшим, да будет всех меньше и всем слуга!» Он мог пребывать по три-четыре дня без пищи и есть гнилой хлеб. Чтобы заработать еду, брал в руки топор и плотничал, тесал доски с утра до вечера, изготовлял столбы. Непритязателен был Сергий и в одежде. Одежды новой никогда не надевал, «то, что из волос и шерсти овечьей спрядено и соткано, носил». И кто не видел и не знал его, тот не подумал бы, что это игумен Сергий, а принял бы его за одного из чернецов, нищего и убогого, за работника, всякую работу делающего.
Анализ произведения показывает, что автор подчеркивает «светлость и святость», величие Сергия, описывая его кончину. «Хоть и не хотел святой при жизни славы, но крепкая сила Божия его прославила, перед ним летали ангелы, когда он преставился, провожая его к небесам, двери открывая ему райские и в желанное блаженство вводя, в покои праведные, где свет ангельский и Всесвятской Троицы озарение принял, как подобает постнику. Таково было течение жизни святого, таково дарование, таково чудотворение — и не только при жизни, но и при смерти...».

Сюжет и композиция

Композиционное построение житийной литературы было строго регламентировано. Обычно повествование начиналось вступлением, в котором объяснялись причины, побудившие автора приступить к повествованию. Затем следовала основная часть — собственно сам рассказ о жизни святого, его смерти и посмертных чудесах. Завершалось житие похвалой святому. Композиция жития, повествующего о Сергии Радонежском, соответствует принятым канонам. Житие открывается авторским вступлением: Епифаний благодарит Бога, который даровал святого старца преподобного Сергия русской земле. Автор сожалеет, что никто не написал еще о старце «пречудном и предобром», и с Божьей помощью обращается к написанию «Жития». Называя жизнь Сергия «тихим, дивным и добродетельным» житием, сам он воодушевляется и одержим желанием писать, ссылаясь на слова Василия Великого: «Будь последователем праведных и их житие и деяния запечатлей в сердце своем».
Центральная часть «Жития» повествует о деяниях Сергия и о божественном предназначении ребенка, о чуде, произошедшем до рождения его: когда его мать пришла в церковь, он трижды прокричал
в ее утробе. Мать же носила его «как сокровище, как драгоценный камень, как чудный бисер, как сосуд избранный».
Сергий родился в окрестностях Ростова Великого в семье знатного, но бедного боярина. В семилетнем возрасте Варфоломея (так его звали до пострижения в монахи) отдали в школу, которая была в попечении епископа Ростовского Прохора. По легенде, сначала мальчику грамота давалась трудно, но вскоре он увлекся учебой и показал отличные способности. Родители с семьей вскоре переселились в Радонеж. В конце своей жизни Кирилл и Мария постриглись в монашество в Покровском монастыре в Хотьково. После их смерти второй сын Варфоломей решил тоже начать иноческую жизнь. Вместе со старшим братом Стефаном, который уже принял монашеский постриг в связи со смертью жены, Варфоломей ушел на речку Кончуру, протекавшую в 15 км севернее Радонежа. Здесь братья построили церковь во имя Святой Троицы. Вскоре, не справившись с трудностями жизни в пустыне, Стефан ушел в Москву. Варфоломей, оставшись один, начал готовиться в монахи. 7 октября 1342 г. он был пострижен в монахи, получив имя Сергия. А так как Троицкий монастырь был основан на территории Радонежской волости, за преподобным Сергием закрепилось прозвище Радонежский. Кроме Троице-Сергиевой, Сергий основал еще Благовещенскую обитель на Киржаче, Борисоглебский монастырь близ Ростова и другие обители, а его ученики учредили около 40 монастырей.

Художественное своеобразие

В произведениях агиографического жанра предполагается описание как внешних событий, так и событий внутренней духовной жизни святого. Епифаний не только использовал всё богатство книжной средневековой русской культуры, созданное до него, но и развил далее, создал новые приёмы литературно-художественного изображения, раскрыл неисчерпаемую сокровищницу русского языка, получившего под пером Епифания особый блеск и выразительность. Поэтическая речь его при всём своём разнообразии нигде не обнаруживает произвольной игры словами, но всегда подчинена идейному замыслу писателя.
Непосредственный лиризм и теплота чувства, психологическая наблюдательность, умение подмечать и запечатлевать окружающий человека пейзаж, неожиданные для литературы подобного рода образно-выразительные средства — все это характеризует художественную манеру письма Епифания Премудрого. В «Житии Сергия Радонежского» чувствуется большая художественная зрелость писателя, выражающаяся в сдержанности и выразительности описаний.
Литературная деятельность Епифания Премудрого способствовала утверждению в литературе стиля «плетения словес». Этот стиль обогащал литературный язык, содействовал дальнейшему развитию литературы.
Д.С. Лихачев отмечал в «Житии...» «особую музыкальность». Длинные перечисления применяются там особенно, где требуется подчеркнуть многочисленные добродетели Сергия, многочисленные его подвиги или трудности, с которыми он борется в пустыне. Чтобы подчеркнуть перечисление, сделать его заметным для читающего и слушающего, автор часто пользуется единоначатиями. И опять-таки эти единоначатия имеют не столько формально риторическое значение, сколько смысловое. Повторяющееся в начале каждого предложения слово подчеркивает основную мысль. Когда это единоначатие употреблено слишком большое число раз и может утомить читателя, оно заменяется синонимическим выражением. Значит, важно не само слово, а повторение мысли. Так, например, указывая на причину написания Жития Сергия и устраняя возможную мысль о том, что он принял на себя непосильную задачу, автор пишет: «...да не забвено будет житие святого тихое и кроткое и не злобивое, да не забвено будет житие его честное и непорочное и безмятежное, да не забвено будет житие его добродетелное и чюд-ное и преизящное, да не забвены будут многая его добродетели и великаа исправлениа, да не забвены будуть благыа обычаа и добро-нравныя образы, да не будут бес памяти сладкаа его словеса и лю-безныа глаголы, да не останет бес памяти таковое удивление, иже на немъ удиви богь...» Наиболее часто в стиле «плетения слов» участвует удвоение понятия: повторение слова, повторение корня слова, соединение двух синонимов, противопоставление двух понятий и т.д. Принцип двойственности имеет мировоззренческое значение в стиле «плетения словес». Весь мир как бы двоится между добром и злом, небесным и земным, материальным и нематериальным, телесным и духовным. Поэтому бинарность играет роль не простого формально-стилистического приема — повтора, а противопоставления двух начал в мире. В сложных, многословесных бинарных сочетаниях нередко используются одинаковые слова и целые выражения. Общность слов усиливает сопоставление или противопоставление, делает его в смысловом отношении более ясным. Даже в тех случаях, когда перечисление захватывает целый ряд компонентов, оно часто делится на пары: «...житие скръбно, житие жестко, от-всюду теснота, отвсюду недостаткы, ни имущим ни откуду ни ястиа, ни питиа».

Значение произведения «Житие преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца»

«Сергий явился, как свет светильник, и своим с покойным светом озарил всю историю Русской земли — на много веков вперед. Сергий принес на Русь возрождение духа. Того духа, который вскоре поднял и отстроил огромную православную державу. Сперва вокруг него отстроились двенадцать келий (апостольское число!). Пройдет еще несколько десятков лет, и вокруг него, затаив дыхание, будет стоять вся Россия», — читаем в книге Д. Орехова. Поддерживая политику централизации, которую проводили московские князья, Сергий Радонежский оказался в центре общественно-политической жизни Руси второй половины XIV в., был сподвижником московского великого князя Дмитрия Донского в его подготовке к Куликовской битве 1380 г.
Сергий, а вслед за ним и его ученики несли веру в неосвоенные земли, строили лесные монастыри. Епифаний Премудрый, создатель храмов Никон, переводчик греческих книг Афанасий Высоцкий, иконописец Андрей Рублев — все они явились последователями духовного пути Сергия Радонежского.
С именем Сергия Радонежского непосредственно связана Свято-Троицкая Сергиева лавра — уникальный памятник архитектуры ХУ1-ХУ11 веков. На ее территории находится несколько храмов, в том числе Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, Михеевский храм, Храм во имя Преподобного Сергия Радонежского. Тысячи паломников посещают лавру, чтобы прикоснуться к святыням русского народа, обрести душевный покой. А самый главный и самый древний памятник Троице-Сергиевой лавры — Троицкий собор. Ему более пятисот лет. В этом соборе находится гробница Сергия Радонежского.
Русские цари считали за великую честь крестить своих детей в Троицком соборе. Перед военными походами молились Сергию и просили у него помощи. До сих пор огромный поток людей приходит в собор, тем самым выражая глубокое уважение, почтение русскому святому Сергию Радонежскому.

Это интересно

Сергий Радонежский занимал особое место в жизни и творчестве художника Михаила Нестерова (1862-1942). Художник даже считал, что святой спас его от смерти в младенчестве. Самая значительная картина Нестерова, посвященная Сергию Радонежскому, «Видение отроку Варфоломею», была написана в 90-е гг. XIX в. Она произвела взрыв в художественной среде. Художник предвидел, что этому полотну уготована слава. «Жить буду не я, — говорил он. — Жить будет «Отрок Варфоломей». В творческом наследии Нестерова эта картина открывает целый цикл произведений, воплощающих русский религиозный идеал.
Во время размышлений над будущей картиной Нестеров жил в окрестностях Троице-Сергиевой лавры, посещал места, связанные с деятельностью святого Сергия. Художник избирал эпизод из жизни святого Сергия, когда благочестивому отроку, посланному отцом на поиски пропавшего стада, было видение. Таинственный старец, к которому отрок, тщетно пытавшийся овладеть грамотой, обратился с молитвой, одарил его чудесным даром премудрости и постижения смысла Священного Писания.
Нестеров выставил «Отрока Варфоломея» на XVIII передвижной выставке. Очевидец триумфа Нестерова вспоминал, что «нельзя даже представить себе впечатление, которое она произвела на всех.
Картина действовала ошеломляюще». Но были и критики картины. Видный идеолог передвижничества Г. Мясоедов доказывал, что золотой венчик вокруг головы святого надо закрасить: «Ведь это же абсурд даже с точки зрения простой перспективы. Допустим, что вокруг головы святого круг золотой. Но ведь вы видите его вокруг лица, повёрнутого к нам в анфас? Как же можете видеть его таким же кругом, когда это лицо повернётся к вам в профиль? Венчик тогда тоже будет виден в профиль, то есть в виде вертикальной золотой линии, пересекающей лицо, а вы рисуете его таким же кругом! Если же это не плоский круг, а шаровидное тело, окутывающее голову, то почему же сквозь золото так ясно и отчётливо видна вся голова? Вдумайтесь, и вы увидите, какую написали нелепость». Столкнулись два века, и каждый говорил на своём языке: упрощённый реализм боролся с символическим видением внутреннего мира человека. Протест вызывали и нимб, и старец. И пейзаж, и бесплотный отрок (по преданию, он писался с «больнушки» — деревенской больной девочки из-под Троице-Сергиевой лавры). К П.М.Третьякову явилась целая депутация художников с требованием отказаться от приобретения «Варфоломея». Третьяков картину купил, и она вошла в пантеон русского искусства.
Окрылённый успехом, живописец решает создать целый картинный цикл, посвященный Сергию Радонежскому. Триптих — форма весьма редкая в те годы — напрямую восходил к череде иконописных клейм, к деисусному ряду иконостаса. В «Трудах преподобного Сергия» (1896-1897) также главенствующую роль играет пейзаж, причём разных времён года. Сергий, с его крестьянской, простонародной натурой, осуждал праздность монахов и сам первый показывал пример смиренного трудолюбия. Здесь Нестеров приблизился к осуществлению своей постоянной мечты — создать образ совершенного человека, близкого родной земле, человеколюбивого, доброго. В Сергии нет не только ничего напористого, но и ничего выспреннего, показного, нарочитого. Он не позирует, а просто живёт среди себе подобных, ничем не выделяясь.
Говоря о другом художнике — Николае Рерихе, чья жизнь и творчество были связаны не только с Россией, но и с Индией, нужно вспомнить, что одной из самых значительных серий картин, созданных в Индии, были «Учители Востока». В картине «Тень учителя» Рерих воплотил предание о том, что тени древних мудрецов могут являться людям для напоминания о нравственном долге. Среди полотен, посвященных великим учителям человечества — Будде, Магомету, Христу, — есть и картина с образом святого Сергия Радонежского, которому художник отводил роль спасителя России во всех трагических поворотах её истории. Рерих верил в историческую миссию России. Русская тема не уходила из его творчества; с особой силой она возродилась в годы Отечественной войны. Рерих писал русских святых, князей и былинных героев, словно призывая их на помощь сражавшемуся русскому народу. Опираясь, как когда-то, на традиции древнерусской иконы, он пишет образ святого Сергия. По свидетельству Елены Ивановны Рерих, святой явился художнику незадолго до его кончины.

Борисов КС. И свеча бы не угасла... Исторический портрет Сергия Радонежского. - М., 1990.
Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература. Учебное пособие для учащихся среднего возраста. Сер.: Древнерусская литература в школе. — М.: МИРОС, 1992.
Древнерусская литература: книга для чтения. 5-9 классы / сост. Е. Рогачевская. М., 1993.
Лихачев Д.С Великое наследие. Классические произведения Древней Руси. — М.: Современник, 1980.
Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979.
Орехов Д. Святые места России. — СПб.: ИД «Невский проспект», 2000.

Сергий

ЖИТИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
(сер. XV»Шв.)

Сергий — главный персонаж «Жития». Родился ок. 1314 или ок. 1321 г., умер в 1391 или, более вероятно, в 1392 г. Основатель и игумен Троицкого монастыря в окрестностях города Радонежа (ныне Троице-Сергиева лавра в городе Сергиевом Посаде Моск. обл.). Мирское имя С. — Варфоломей.

С. принадлежит к «чину» преподобных — святых монахов. Христианский подвит С. заключается в возрождении традиции общежительства — монашеской жизни, основанной на полном отказе от личного имущества и на совместном исполнении монахами всех забот по монастырю, в помощи нищим и убогим, в создании нового для Руси монашеского служения — пустынножительства (С. и его ученики основывают монастыри в глухих местах, а не в городах или пригородах, как прежде). С. также исполняет служение обществу, Русской земле (благословляет князя Дмитрия Ивановича на борьбу с монголо-татарами перед Куликовской битвой). Отдаленность от мира с его соблазнами сочетается в деяниях С. с молитвенным прошением о благополучии Русской земли, обращаемым к Богу, с заботой о мирянах — нищих и убогих.

С. кроток и смирен, лишен властолюбия и честолюбия; он — бессребреник и труженик, не гнушающийся исполнения тяжелой работы в монастыре. С. — твердый борец с бесовскими искушениями. Он созерцатель, молитвенно погруженный в божественные тайны и удостоенный особенного мистического дара. Ему открываются видения, отличающиеся особой глубиной.

Соединение в образе С. привязанности к уединению и пустынножительству с общественным служением, особенной смиренной и «тихой» кротости с мистическим даром отличают С. от египетских отшельников (Антония Великого и др.), палестинских святых и Феодосия Печерского, жития которых были использованы Епифанием при создании образа Троицкого игумена.

«Житие» подробно повествует о святом от его рождения до кончины. С. рождается от благочестивого ростовского боярина Кирилла и его жены Марии; он — второй из трех сыновей. Рождение святого в благочестивой, истинно христианской семье — общее место житийного жанра.

Рождение С. предваряет чудо, удостоверяющее открывающуюся позднее его святость и указывающее на мистическую значимость Троицы в жизни С.: во время литургии в храме еще не родившийся С.-Варфоломей трижды прокричал в утробе матери. Мистический смысл, символизирующий триединое Божество, имеет и рождение у Кирилла и Марии трех сыновей. Печать божественной благодати и избранничества отмечают С. еще до рождения, подобно многим греческим и русским святым: в «Житии» проводятся аналогии с пророком Иеремией, Евфимием Великим, митрополитом Петром и другими СВЯТЫМИ.

Под влиянием чуда мать советуется с отцом об обете посвятить будущего младенца Богу: так приоткрывается судьба С., ставшего монахом.

Богоизбранность С. проявляется и в его поведении в младенческом возрасте: С. отказывается от материнского молока по средам и пятницам — в постные дни недели.

Священник Михаил, крестивший С.-Варфоломея, узнав от матери младенца о совершившемся перед его рождением чуде, прозорливо считает, что ребенок — будущий великий святой, и объявляет матери младенца: «Не скорбите о нем, но, напротив, радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы».

Начало жизни С.-Варфоломея как личности обозначено крещением. С. становится свидетелем совершающихся с ним чудес и после принятия монашества чудотворцем.

С.-Варфоломей, в отличие от своих братьев Стефана и Петра, с трудом научился грамоте и читал «медленно и не прилежно». Отсутствие природного дара постижения книжного знания у отрока восполняется сверхъестественно обретаемым даром. Отрок молится Богу, просит помочь выучить грамоту. Однажды он встречает священника, который дает ему вкусить нечто, похожее на маленький кусок пшеничного хлеба. После вкушения отрок получает дар понимания книг. Чудесный старец-священник беседует с родителями святого и открывает им: будущее, ожидающее сына, а затем становится невидимым. Сюжет этого чуда лежит в основе известной картины М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

Еще в детстве С.-Варфоломей постится строгим постом, изнуряет свою плоть и с сокрушенным сердцем молится Богу о прощении своих грехов. Суровый аскетизм отрока, не достигшего, по сообщению «Жития», и двенадцати лет, вызывает возражения у матери. Мать указывает ему, что в столь юной возрасте не может быть больших грехов и что чудеса, происходившие с ним, свидетельствуют об избрании его Богом, об особенном религиозном призвании. Слова матери — первое искушение С.-Варфоломея, искушение гордыней. Святой остается чужд горделивым чувствам, он не уверен в своем призвании, но просит Бога о наставлении и подкреплении душевных сил.

Отрок С.-Варфоломей мудрый, как старец. «Старец умом, ребенок возрастом» — традиционный мотив, характеризующий святых в житиях. Поступки и помыслы С.-Варфоломея-отрока напоминают жизнь в отрочестве святого Феодосия Печерского.

Родители С.-Варфоломея переселяются из Ростова в город Радонеж к северу от Москвы. Видимой причиной переселения является разорение отца святого из-за насилий татар и московских вельмож, посланных в Ростовское княжество великим князем московским. Но внутренний смысл событий заключается в исполнении Божественного промысла, предназначившего С. быть основателем Троицкого монастыря под Радонежем. С. с родителями поселяется недалеко от места, где им будет основан монастырь.

С.-Варфоломей достигает юношеского возраста. Его братья женятся, но он отказывается исполнить просьбу родителей и вступить в брак. Он желает стать монахом, однако по просьбе родителей откладывает исполнение своего намерения. С.-Варфоломей обещает отцу и матери не покидать мир до их смерти.

Родители святого постригаются в монахи и затем умирают. С.-Варфоломей оставил принадлежащее ему имущество младшему брату Петру. Он уговорил старшего брата Стефана, принявшего монашество, поселиться в пустынном месте в чаще леса.

С.-Варфоломей и Стефан вместе решают посвятить основанную им церковь Святой Троице. В этом решении проявляется духовное родство, единомыслие братьев. Но вскоре пути братьев расходятся: Стефан не выдерживает тягот уединенной жизни в лесу и уходит в московский Богоявленский монастырь. Младший же брат, С.-Варфоломей, остается. В «Житии» молодой возраст С.-Варфоломея контрастирует с душевной твердостью святого, большей, нежели у старшего брата Стефана. Достигнув немногим более двадцати лет, святой постригается в монахи, и ему дается имя Сергий. Принятию монашеского сана предшествовало изучение монашеских порядков, приготовление к новой, жизни: «Преподобный отец наш не принял ангельский образ до тех пор, пока не изучил все монастырские дела: и монашеские порядки, и все прочее, что требуется монахам. И всегда, в любое время, с большим прилежанием и с желанием, и со слезами он молился Богу, дабы удостоиться принять ангельский образ и приобщиться к иноческой жизни». Оставшийся в лесном уединении С. побеждает похоть и другие страсти, укрощает страшного медведя, давая ему хлеб, вступает в борьбу с бесами. Борьба с бесами, стремящимися изгнать С. из леса, наполняет начальный период подвижничества С. Святость и твердость С. противопоставлены злому, вредоносному началу, заключенному в греховных страстях, воплощенному в диких зверях и"бесах. Повествование о встречах и борьбе С. с вредоносными силами разделено на три главных эпизода, подобно другим событиям его жизни. Это приход бесов с самим дьяволом в церковь перед заутреней; нападение бесов на С. в хижине святого, сопровождаемое угрозами и понуждением покинуть выбранное место; появление медведя, который, «как некий жестокий заимодавец», в течение года приходил к святому за куском хлеба.

Новый отрезок монашеской жизни С. открывает приход к нему монахов, желающих поселиться вместе со святым. С., молитвенный покой и безмолвие которого нарушают пришельцы, недоволен этим появлением и пытается их отговорить, но, испытав твердость их решения, С. дозволяет им остаться. Число этих монахов — «не больше двенадцати человек» — символично: С. и поселившиеся с ним монахи уподоблены Христу и апостолам.

Событие, означающее «начало» Троицкого монастыря и являющееся следствием прихода монахов к С., — избрание С. игуменом. Монахи трижды упрашивают С. стать настоятелем, и лишь на третий раз смиренный и любящий безмолвие и уединение С. вынужден согласиться. Троекратная просьба монахов С. принять настоятельство — новое свидетельство символического значения Святой Троицы в жизни святого. Три встречи С. со священниками предваряют пострижение в монахи, три просьбы монахов — поставление в игумены. Монашеская жизнь С. отмечена также тремя имеющими символический и провиденциальный смысл встречами. Священник Митрофан постригает С. в монашеский, сан, монахи побуждают С. принять настоятельство, игуменство, епископ Афанасий рукополагает С. в игумены.

Как игумен С. выступает в роли одновременно новатора и восстановителя старой монашеской традиции. Он получает послание от патриарха Константинопольского Филофея, который советует святому установить в монастыре общежительство. (Общежительство было впервые установлено на Руси святым Феодосием Печерским, игуменом Киево-Печерского монастыря, в начале 70-х гг. XI»Шв., но в последующие столетия эта традиция прервалась.) С. исполняет совет патриарха: «Повелел он твердо следовать заповеди святых отцов: ничем собственным не владеть никому, ничто своим не называть, но все общим считать; и прочие должности все на удивление хорошо устроил благоразумный отец».

В общежительстве, учрежденном С., воплощается христианский общественный идеал связующей монахов любви, взаимных забот друг о друге. Общежительство предполагает также помощь мирянам: нищим, увечным, больным. С. наставляет подначальных ему монахов заботиться о ближних.

Установление общежительства — деяние, в котором воплотилось предназначение С. Это событие выражает торжество христианских ценностей братской любви и помощи, оно — главное свершение С.-игумена.

Торжество христианского начала, проявившееся в учреждении общежительства, вызывает последнюю в «Житии» попытку бесовских сил сокрушить добродетели С., победить его смирение. Испытанию подвергаются братская любовь и кротость святого. Дьявол разжигает в брате С. Стефане, который вернулся в Троицкий монастырь, вражду и зависть к С. Стефан говорит. одному из монахов, что он, старший брат, а не С. должен быть по праву игуменом Троицкой обители. С., услышавший слова Стефана, ничего не говорит брату и другим монахам. Он тайно уходит из монастыря и поселяется на реке Киржач, где основывает новую обитель. Упрошенный троицкими монахами, С. возвращается на игуменство в Троицкий монастырь. Он вновь побеждает дьявольские козни, сохраняет кротость, смирение, беззлобие. Чуждый властолюбию, С. не гневается на брата. Свобода от властолюбивых и честолюбивых страстей проявляется и в других поступках С. Митрополит Алексий перед смертью (1378) просит С. согласиться стать новым русским митрополитом, но святой твердо отказывается.

С. стремится утаить присущий ему дар чудотворения. Он говорит отцу воскрешенного им ребенка, что ребенок не был мертв, но лишь «от холода ослабел». С. строго воспрещает отцу рассказывать о совершенном воскрешении.

Кроткое смирение, свобода от гнева и жестокосердия проявляются в отношении С. к подначальным монахам. Тем, кто пренебрегает ночными келейными молитвами, С. тихо и мягко напоминает о нарушении правил. С. лишен и честолюбивых страстей. Самоуничижение троицкого игумена выражено в нескольких эпизодах «Жития». Некий земледелец, наслышанный о С., приходит в монастырь увидеть его. Монахи говорят этому поселянину, что С. копает землю в огороде. «Тот в большом нетерпении не дождался, но, приникнув к щели, увидел блаженного в бедной одежде, весьма рваной и залатанной, в поте лица трудящегося. Он никак не мог подумать, что это тот, кого он хочет увидеть, которого он ищет, и никак не верил, что это тот, о котором он слышал». Монахи еще дважды говорят земледельцу, что человек, трудящийся в огороде, — прославленный игумен. Но пришелец не верит им. С., узнав от монахов о приходе этого земледельца, «с великим смирением <...> поклонился ему до земли, и с большой любовью по-христиански поцеловав его, и, благословив, весьма похвалил крестьянина, который так о нем подумал. Этот случай дает понять, сколь великое смирение внутри себя имел Сергий, ибо такого поселянина, невежду, который негодовал и гнушался им, святой сверх меры возлюбил: потому что насколько гордые почестям и похвалам радуются, настолько радуются смиренные своему бесчестию и осуждению. И не только поцеловал его, но взял его за руку преподобный и посадил справа от себя, едой и питьем насладиться предлагая ему, с честью и любовью обходился с ним».

С. не сообщает крестьянину, кто он такой. Крестьянин убеждается в правоте слов монахов, только когда к монаху в старой, рваной одежде подходит некий князь, смиренно кланяясь до земли, и бедно одетый С. начинает с князем беседу.

Другой эпизод, функция которого — свидетельство о смирении С., рассказывает о том, как игумен нанимается в плотники к монаху Даниилу и просит в плату за труд решето гнилых хлебов. Эти хлебы составляют всю дневную пищу святого.

С. достигает высшей степени святости и показывает высочайшее смирение, питаясь гнилым хлебом. Рассказ о приходе к С. крестьянина и фрагмент, повествующий о плотницкой работе С. у монаха Даниила, показывают другую черту С.— «трудничество», постоянное исполнение тяжелой работы.

Функция нескольких эпизодов «Жития» — свидетельство о прозорливости С. Монахи ропщут из-за недостатка хлеба в обители. С. просит их положиться на Бога и немного подождать. И почти сразу же некий богатый христианин присылает в монастырь удивительно сладкий хлеб, т, е. хлеб послан самим Господом.

Несколько событий в «Житии» свидетельствуют о С.-чудотворце: С. воскрешает умершего ребенка, исцеляет бесноватого вельможу и тяжело больного человека. Он выводит из земли водный источник. Три первых чуда соответствуют евангельским чудесам Христа, четвертое — чуду Моисея, совершенному в пустыне.