Народническая организация "Народная воля". Народная воля

Организация Народная воля 1879г.

Возникновение Народной воли

Организация возникла вследствие раскола «Земли и воли». Ее представители разделились на тех, кто видел смысл борьбы в просвещении населения, и тех, кто планировал полное устранение самодержавия радикальными методами.

Радикалы организовали Народную Волю. Датой начала существования организации считается август 1879 г.

Идеи Народной воли

Борьба с централизованной властью, как причине социально-экономического кризиса в стране. Планировалось в самые кратчайшие сроки установить социалистические порядки в стране и передать землю и государственную власть в руки крестьян. Народная воля должна была быть основным механизмом, который регулирует всю общественную жизнь. Основным методом достижения цели устранения централизованной власти были заговор и переворот.

Официальная программа организации

  • Требование демократических изменений в стране;
  • Введение избирательного права для всех социальных слоев;
  • Созыв Учредительного собрания;
  • Свобода слова, совести и печати;
  • Передача крестьянам земельных владений.

Лидеры и известные члены Народной воли

Главной контролирующей структурой Организации был Исполнительный комитет, в который входили революционеры-профессионалы. Основные лидеры: С. Перовская, Л. Тихомиров. А. Желябов, В. Фигнер, А. Квятковский.



Деятельность Народной воли

Организация осуществляла деятельность минимум в 60 городах. В ее состав входило почти 500 членов, а сочувствовало около 5 тыс. Исполнительный комитет продумывал и осуществлял основные планы деятельности организации. У Организации было два печатных издания - газета «Народная воля» и обозрение «Вестник народной воли». Структурно организация разделялась по отдельным группам, в зависимости от направления деятельности - на молодежную, военную и др.

Действия общества были засекречены и жестко централизованы. После разгрома Народной воли, отдельные ее структуры продолжали действовать, и в 1887 году состоялось неудачное покушение на . Опыт деятельности народовольцев оказал большое влияние на дальнейшее развитие революционного движения в России. Основной целью Организации было осуществление убийства Александра ІІ.

Для этого было проведено семь покушений, основные из которых:

  • 1879 г. взрыв поезда, в котором ехал царь, возвращаясь из Крыма;
  • 1880 г. взрыв в Зимнем Дворце, произведенный С. Халтуриным, который устроился туда столяром;
  • Взрыв был в столовой, но царь опоздал на обед и ранены были офицеры охраны;
  • 1881 г. арест Желябова ускоряет подготовку нового покушения на царя. Руководила покушением С. Перовская. Сигналом к началу операции по убийству царя был платок, который она поднесла к лицу. Бомбы метнули И. Гриневицкий и Н. Рысаков.

Убийство царя не принесло ожидаемого эффекта, и революции не произошло, либералы отвернулись от членов Организации. Именно убийство царя стало началом упадка народнического движения. Основные представители Народной воли были арестованы или казнены в 1881-1882 годах. Многих отправили на каторгу, но были и такие, которые уехали за границу.

  • Согласно легенде, перед своим убийством Александр II ехал подписывать первую Российскую конституцию;
  • Софья Перовская была первой женщиной, которую подвергли наказанию через повешение, в Российской империи по политической статье;
  • Бомбу, которой убило Александра ІІ, сконструировал Николай Кибальчич. Военные эксперты того времени говорили, что она была сделана на достаточно высоком уровне;
  • После своего ареста, сидя в заточении, Николай Кибальчич, успел набросать проект реактивного летательного аппарата для полета в космос т.е. ракеты. Но проект попал в руки ученым только в 1918 веке уже при другой власти;
  • По легенде, призрак Софьи Перовской с веревкой на шее и синим лицом, иногда появляется на канале Грибоедова, и машет белым платком;
  • Вера Фигнер после ареста провела в Шлиссельбурге 20 лет.

Группы «Свобода или смерть » , поставившая основной целью принуждение правительства к демократическим реформам, после которых можно было бы проводить борьбу за социальное преобразование общества. Одним из основных методов политической борьбы «Народной воли» стал террор . В частности, члены террористической фракции Народной воли рассчитывали подтолкнуть политические изменения убийством императора Александра II . От названия организации образовано наименование её участников - народовольцы . Наиболее известные участники организации - П. Л. Лавров , А. И. Желябов , А. Д. Михайлов , С. Л. Перовская , В. Н. Фигнер , Н. А. Морозов , Л. А. Тихомиров , С. Н. Халтурин , Н. И. Кибальчич , Ю. Н. Богданович , Герман Лопатин , Н. С. Тютчев , Александр Баранников , Н. В. Клеточников , Я. Л. Юделевский , В. И. Дзюбинский .

Идеи

Партия «Народная воля» организовалась на Липецком съезде в июне 1879 года В противоположность «Земле и Воле», из которой выделилась «Народная Воля», последняя подчёркивала политическую борьбу как средство завоевания социалистического строя.

Теоретическое миросозерцание революционных народников (участников «хождения в народ»), выражавшееся в журналах «Вперёд», «Начало», «Земля и Воля», было усвоено и партией Народная воля. Как и «Земля и Воля», партия «Народная воля» исходила из убеждения, что русский народ «находится в состоянии полного рабства, экономического и политического... Его облегают слои эксплуататоров, создаваемых и защищаемых государством... Государство составляет крупнейшую в стране капиталистическую силу; оно же составляет единственного политического притеснителя народа... Этот государственно-буржуазный нарост держится исключительно голым насилием... Совершенно отсутствует народная санкция этой произвольной и насильственной власти... Русский народ по своим симпатиям и идеалам является вполне социалистическим; в нём ещё живы его старые, традиционные принципы - право народа на землю, общинное и местное самоуправление, зачатки федеративного устройства, свобода совести и слова. Эти принципы получили бы широкое развитие и дали бы совершенно новое направление, в народном духе, всей нашей истории, если бы только народ получил возможность жить и устраиваться так, как хочет, сообразно со своими собственными наклонностями». Ввиду этого партия Народная воля считала своей задачей «политический переворот с целью передачи власти народу». Как орудие переворота, партия выставляла учредительное собрание, избранное свободной всеобщей подачей голосов. Обязуясь вполне подчиниться народной воле, партия тем не менее выставляла свою программу, которую должна была защищать во время избирательной агитации и в Учредительном Собрании:

  1. постоянное народное представительство, имеющее полную власть во всех общегосударственных вопросах;
  2. широкое областное самоуправление, обеспеченное выборностью всех должностей, самостоятельностью мира и экономической независимостью народа;
  3. самостоятельность мира, как экономической и административной единицы;
  4. принадлежность земли народу;
  5. система мер, имеющих цель передать в руки рабочих все заводы и фабрики;
  6. полная свобода совести, слова, печати, сходок, ассоциаций и избирательной агитации;
  7. всеобщее избирательное право , без сословных и всяких имущественных ограничений;
  8. замена постоянной армии территориальной.

История

См. также

Напишите отзыв о статье "Народная воля"

Примечания

Литература

  • Барабанова А. И. , Ямщикова Е. А. Народовольцы в Петербурге. - Л. : Лениздат , 1984. - 224, с. - (Выдающиеся деятели науки и культуры в Петербурге-Петрограде-Ленинграде). - 50 000 экз. (в пер.)
  • В. Я. Богучарский (ред.)
  • Типография партии социалистов - революционеров, 1905.
  • Тун А. «История революционных движений в России» СПб., 1906.
  • Троицкий Н. А. «Народная воля» перед царским судом (1880–1891). Саратов: Издательство Саратовского университета, 1971; 2 изд., испр. и доп. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1983.
  • Троицкий Н. А. Царские суды против революционной России (Политические процессы 1871–1880 гг.). Саратов: Издательство Саратовского университета, 1976.
  • Троицкий Н. А. . М.: Мысль, 1978.
  • Троицкий Н. А. Царизм под судом прогрессивной общественности (1866–1895). М.: Мысль, 1979.
  • Троицкий Н. А. Политические процессы в России 1871–1887 гг. Пособие к спецкурсу. Саратов: Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского , 2003.
  • Суд над цареубийцами. Дело 1-го марта 1881 года / Под редакцией В. В. Разбегаева. - СПб.: Изд. им. Н. И. Новикова., 2014. - Т. 1,2. - 698 с. - (Историко-революционный архив). - ISBN 978-5-87991-110-7

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Инсаров М.
  • Троицкий Н. А. //Россия в XIX веке: Курс лекций
  • Троицкий Н. А.
  • Троицкий Н. А.
  • Троицкий Н. А. (монография)
  • Троицкий Н. А.
  • Иохельсон В.
  • Царская тюрьма в воспоминаниях народовольца М. П. Орлова:
  • . На сайте «Хронос » .

Отрывок, характеризующий Народная воля

В присутствии Тихона и доктора женщины обмыли то, что был он, повязали платком голову, чтобы не закостенел открытый рот, и связали другим платком расходившиеся ноги. Потом они одели в мундир с орденами и положили на стол маленькое ссохшееся тело. Бог знает, кто и когда позаботился об этом, но все сделалось как бы само собой. К ночи кругом гроба горели свечи, на гробу был покров, на полу был посыпан можжевельник, под мертвую ссохшуюся голову была положена печатная молитва, а в углу сидел дьячок, читая псалтырь.
Как лошади шарахаются, толпятся и фыркают над мертвой лошадью, так в гостиной вокруг гроба толпился народ чужой и свой – предводитель, и староста, и бабы, и все с остановившимися испуганными глазами, крестились и кланялись, и целовали холодную и закоченевшую руку старого князя.

Богучарово было всегда, до поселения в нем князя Андрея, заглазное именье, и мужики богучаровские имели совсем другой характер от лысогорских. Они отличались от них и говором, и одеждой, и нравами. Они назывались степными. Старый князь хвалил их за их сносливость в работе, когда они приезжали подсоблять уборке в Лысых Горах или копать пруды и канавы, но не любил их за их дикость.
Последнее пребывание в Богучарове князя Андрея, с его нововведениями – больницами, школами и облегчением оброка, – не смягчило их нравов, а, напротив, усилило в них те черты характера, которые старый князь называл дикостью. Между ними всегда ходили какие нибудь неясные толки, то о перечислении их всех в казаки, то о новой вере, в которую их обратят, то о царских листах каких то, то о присяге Павлу Петровичу в 1797 году (про которую говорили, что тогда еще воля выходила, да господа отняли), то об имеющем через семь лет воцариться Петре Феодоровиче, при котором все будет вольно и так будет просто, что ничего не будет. Слухи о войне в Бонапарте и его нашествии соединились для них с такими же неясными представлениями об антихристе, конце света и чистой воле.
В окрестности Богучарова были всё большие села, казенные и оброчные помещичьи. Живущих в этой местности помещиков было очень мало; очень мало было также дворовых и грамотных, и в жизни крестьян этой местности были заметнее и сильнее, чем в других, те таинственные струи народной русской жизни, причины и значение которых бывают необъяснимы для современников. Одно из таких явлений было проявившееся лет двадцать тому назад движение между крестьянами этой местности к переселению на какие то теплые реки. Сотни крестьян, в том числе и богучаровские, стали вдруг распродавать свой скот и уезжать с семействами куда то на юго восток. Как птицы летят куда то за моря, стремились эти люди с женами и детьми туда, на юго восток, где никто из них не был. Они поднимались караванами, поодиночке выкупались, бежали, и ехали, и шли туда, на теплые реки. Многие были наказаны, сосланы в Сибирь, многие с холода и голода умерли по дороге, многие вернулись сами, и движение затихло само собой так же, как оно и началось без очевидной причины. Но подводные струи не переставали течь в этом народе и собирались для какой то новой силы, имеющей проявиться так же странно, неожиданно и вместе с тем просто, естественно и сильно. Теперь, в 1812 м году, для человека, близко жившего с народом, заметно было, что эти подводные струи производили сильную работу и были близки к проявлению.
Алпатыч, приехав в Богучарово несколько времени перед кончиной старого князя, заметил, что между народом происходило волнение и что, противно тому, что происходило в полосе Лысых Гор на шестидесятиверстном радиусе, где все крестьяне уходили (предоставляя казакам разорять свои деревни), в полосе степной, в богучаровской, крестьяне, как слышно было, имели сношения с французами, получали какие то бумаги, ходившие между ними, и оставались на местах. Он знал через преданных ему дворовых людей, что ездивший на днях с казенной подводой мужик Карп, имевший большое влияние на мир, возвратился с известием, что казаки разоряют деревни, из которых выходят жители, но что французы их не трогают. Он знал, что другой мужик вчера привез даже из села Вислоухова – где стояли французы – бумагу от генерала французского, в которой жителям объявлялось, что им не будет сделано никакого вреда и за все, что у них возьмут, заплатят, если они останутся. В доказательство того мужик привез из Вислоухова сто рублей ассигнациями (он не знал, что они были фальшивые), выданные ему вперед за сено.
Наконец, важнее всего, Алпатыч знал, что в тот самый день, как он приказал старосте собрать подводы для вывоза обоза княжны из Богучарова, поутру была на деревне сходка, на которой положено было не вывозиться и ждать. А между тем время не терпело. Предводитель, в день смерти князя, 15 го августа, настаивал у княжны Марьи на том, чтобы она уехала в тот же день, так как становилось опасно. Он говорил, что после 16 го он не отвечает ни за что. В день же смерти князя он уехал вечером, но обещал приехать на похороны на другой день. Но на другой день он не мог приехать, так как, по полученным им самим известиям, французы неожиданно подвинулись, и он только успел увезти из своего имения свое семейство и все ценное.
Лет тридцать Богучаровым управлял староста Дрон, которого старый князь звал Дронушкой.
Дрон был один из тех крепких физически и нравственно мужиков, которые, как только войдут в года, обрастут бородой, так, не изменяясь, живут до шестидесяти – семидесяти лет, без одного седого волоса или недостатка зуба, такие же прямые и сильные в шестьдесят лет, как и в тридцать.
Дрон, вскоре после переселения на теплые реки, в котором он участвовал, как и другие, был сделан старостой бурмистром в Богучарове и с тех пор двадцать три года безупречно пробыл в этой должности. Мужики боялись его больше, чем барина. Господа, и старый князь, и молодой, и управляющий, уважали его и в шутку называли министром. Во все время своей службы Дрон нн разу не был ни пьян, ни болен; никогда, ни после бессонных ночей, ни после каких бы то ни было трудов, не выказывал ни малейшей усталости и, не зная грамоте, никогда не забывал ни одного счета денег и пудов муки по огромным обозам, которые он продавал, и ни одной копны ужи на хлеба на каждой десятине богучаровских полей.
Этого то Дрона Алпатыч, приехавший из разоренных Лысых Гор, призвал к себе в день похорон князя и приказал ему приготовить двенадцать лошадей под экипажи княжны и восемнадцать подвод под обоз, который должен был быть поднят из Богучарова. Хотя мужики и были оброчные, исполнение приказания этого не могло встретить затруднения, по мнению Алпатыча, так как в Богучарове было двести тридцать тягол и мужики были зажиточные. Но староста Дрон, выслушав приказание, молча опустил глаза. Алпатыч назвал ему мужиков, которых он знал и с которых он приказывал взять подводы.
Дрон отвечал, что лошади у этих мужиков в извозе. Алпатыч назвал других мужиков, и у тех лошадей не было, по словам Дрона, одни были под казенными подводами, другие бессильны, у третьих подохли лошади от бескормицы. Лошадей, по мнению Дрона, нельзя было собрать не только под обоз, но и под экипажи.
Алпатыч внимательно посмотрел на Дрона и нахмурился. Как Дрон был образцовым старостой мужиком, так и Алпатыч недаром управлял двадцать лет имениями князя и был образцовым управляющим. Он в высшей степени способен был понимать чутьем потребности и инстинкты народа, с которым имел дело, и потому он был превосходным управляющим. Взглянув на Дрона, он тотчас понял, что ответы Дрона не были выражением мысли Дрона, но выражением того общего настроения богучаровского мира, которым староста уже был захвачен. Но вместе с тем он знал, что нажившийся и ненавидимый миром Дрон должен был колебаться между двумя лагерями – господским и крестьянским. Это колебание он заметил в его взгляде, и потому Алпатыч, нахмурившись, придвинулся к Дрону.
– Ты, Дронушка, слушай! – сказал он. – Ты мне пустого не говори. Его сиятельство князь Андрей Николаич сами мне приказали, чтобы весь народ отправить и с неприятелем не оставаться, и царский на то приказ есть. А кто останется, тот царю изменник. Слышишь?
– Слушаю, – отвечал Дрон, не поднимая глаз.
Алпатыч не удовлетворился этим ответом.
– Эй, Дрон, худо будет! – сказал Алпатыч, покачав головой.
– Власть ваша! – сказал Дрон печально.
– Эй, Дрон, оставь! – повторил Алпатыч, вынимая руку из за пазухи и торжественным жестом указывая ею на пол под ноги Дрона. – Я не то, что тебя насквозь, я под тобой на три аршина все насквозь вижу, – сказал он, вглядываясь в пол под ноги Дрона.
Дрон смутился, бегло взглянул на Алпатыча и опять опустил глаза.
– Ты вздор то оставь и народу скажи, чтобы собирались из домов идти в Москву и готовили подводы завтра к утру под княжнин обоз, да сам на сходку не ходи. Слышишь?
Дрон вдруг упал в ноги.
– Яков Алпатыч, уволь! Возьми от меня ключи, уволь ради Христа.
– Оставь! – сказал Алпатыч строго. – Под тобой насквозь на три аршина вижу, – повторил он, зная, что его мастерство ходить за пчелами, знание того, когда сеять овес, и то, что он двадцать лет умел угодить старому князю, давно приобрели ему славу колдуна и что способность видеть на три аршина под человеком приписывается колдунам.
Дрон встал и хотел что то сказать, но Алпатыч перебил его:
– Что вы это вздумали? А?.. Что ж вы думаете? А?
– Что мне с народом делать? – сказал Дрон. – Взбуровило совсем. Я и то им говорю…
– То то говорю, – сказал Алпатыч. – Пьют? – коротко спросил он.
– Весь взбуровился, Яков Алпатыч: другую бочку привезли.
– Так ты слушай. Я к исправнику поеду, а ты народу повести, и чтоб они это бросили, и чтоб подводы были.
– Слушаю, – отвечал Дрон.
Больше Яков Алпатыч не настаивал. Он долго управлял народом и знал, что главное средство для того, чтобы люди повиновались, состоит в том, чтобы не показывать им сомнения в том, что они могут не повиноваться. Добившись от Дрона покорного «слушаю с», Яков Алпатыч удовлетворился этим, хотя он не только сомневался, но почти был уверен в том, что подводы без помощи воинской команды не будут доставлены.
И действительно, к вечеру подводы не были собраны. На деревне у кабака была опять сходка, и на сходке положено было угнать лошадей в лес и не выдавать подвод. Ничего не говоря об этом княжне, Алпатыч велел сложить с пришедших из Лысых Гор свою собственную кладь и приготовить этих лошадей под кареты княжны, а сам поехал к начальству.

Х
После похорон отца княжна Марья заперлась в своей комнате и никого не впускала к себе. К двери подошла девушка сказать, что Алпатыч пришел спросить приказания об отъезде. (Это было еще до разговора Алпатыча с Дроном.) Княжна Марья приподнялась с дивана, на котором она лежала, и сквозь затворенную дверь проговорила, что она никуда и никогда не поедет и просит, чтобы ее оставили в покое.
Окна комнаты, в которой лежала княжна Марья, были на запад. Она лежала на диване лицом к стене и, перебирая пальцами пуговицы на кожаной подушке, видела только эту подушку, и неясные мысли ее были сосредоточены на одном: она думала о невозвратимости смерти и о той своей душевной мерзости, которой она не знала до сих пор и которая выказалась во время болезни ее отца. Она хотела, но не смела молиться, не смела в том душевном состоянии, в котором она находилась, обращаться к богу. Она долго лежала в этом положении.
Солнце зашло на другую сторону дома и косыми вечерними лучами в открытые окна осветило комнату и часть сафьянной подушки, на которую смотрела княжна Марья. Ход мыслей ее вдруг приостановился. Она бессознательно приподнялась, оправила волоса, встала и подошла к окну, невольно вдыхая в себя прохладу ясного, но ветреного вечера.
«Да, теперь тебе удобно любоваться вечером! Его уж нет, и никто тебе не помешает», – сказала она себе, и, опустившись на стул, она упала головой на подоконник.
Кто то нежным и тихим голосом назвал ее со стороны сада и поцеловал в голову. Она оглянулась. Это была m lle Bourienne, в черном платье и плерезах. Она тихо подошла к княжне Марье, со вздохом поцеловала ее и тотчас же заплакала. Княжна Марья оглянулась на нее. Все прежние столкновения с нею, ревность к ней, вспомнились княжне Марье; вспомнилось и то, как он последнее время изменился к m lle Bourienne, не мог ее видеть, и, стало быть, как несправедливы были те упреки, которые княжна Марья в душе своей делала ей. «Да и мне ли, мне ли, желавшей его смерти, осуждать кого нибудь! – подумала она.
Княжне Марье живо представилось положение m lle Bourienne, в последнее время отдаленной от ее общества, но вместе с тем зависящей от нее и живущей в чужом доме. И ей стало жалко ее. Она кротко вопросительно посмотрела на нее и протянула ей руку. M lle Bourienne тотчас заплакала, стала целовать ее руку и говорить о горе, постигшем княжну, делая себя участницей этого горя. Она говорила о том, что единственное утешение в ее горе есть то, что княжна позволила ей разделить его с нею. Она говорила, что все бывшие недоразумения должны уничтожиться перед великим горем, что она чувствует себя чистой перед всеми и что он оттуда видит ее любовь и благодарность. Княжна слушала ее, не понимая ее слов, но изредка взглядывая на нее и вслушиваясь в звуки ее голоса.
– Ваше положение вдвойне ужасно, милая княжна, – помолчав немного, сказала m lle Bourienne. – Я понимаю, что вы не могли и не можете думать о себе; но я моей любовью к вам обязана это сделать… Алпатыч был у вас? Говорил он с вами об отъезде? – спросила она.
Княжна Марья не отвечала. Она не понимала, куда и кто должен был ехать. «Разве можно было что нибудь предпринимать теперь, думать о чем нибудь? Разве не все равно? Она не отвечала.

Деятельность народовольцев

Программа и цели движения

Идеология организации неоднократно становилась предметом исследования отечественных зарубежных историков. Парадокс заключается в том, что принципиально террор не занимал главного места ни в программных документах, ни – за исключением отдельных периодов – в деятельности партию. И все же в историю "Народная воля" вошла, благодаря серии покушений на императора, завершившихся цареубийством 1 марта 1881 года, прежде всего как террористическая организация. Все последующие террористические организации в России отталкивались от народовольческого опыта, принимая его за эталон или пытаясь его каким-либо образом модифицировать к другим условиям. Все последующие идеологи политического терроризма с пристрастием изучали документы, касающиеся деятельности "Народной воли", пытаясь уяснить, в чем причина поражения партии – во внешних ли обстоятельствах, или же в самой системе взглядов народовольцев.

Трехлетнее изучение жизни народа, его нужд и истории привело в 1876 году к выработке программы, так называемой народнической, которая и легла в основание всей последующей деятельности революционной партии и была только дополнена в 1879 г. вновь организованной фракцией "Народной Воли", но, по существу, уже не изменялась больше. Основные начала ее таковы: естественный путь прогресса заключается в постоянном удовлетворении насущных и уже сознанных потребностей народа. Всякая система, несоответствующая сложившимся в народе представлениям, его умственной и нравственной природе, не служит к улучшению его жизни, поэтому должно стремиться к таким государственным формам, при которых бы народ мог не только выразить свое понимание жизни и свои нужды, но удовлетворить их и идти дальше по пути развития. Исходя из такого основного начала, программа ставит только такие требования, как обязательные, которые признаны уже наукой и историей всех народов необходимыми условиями прогресса, без которых невозможно всестороннее развитие так же, как дыхание без кислорода, а именно: свобода мысли, совести и слова, уничтожение всех сословных привилегий, право каждого на землю и орудия труда и свободу обществ и ассоциаций, не имеющих явно вредных целей, которые будут определены законом. Вот единственные регламентированные требования партии; что же касается остальных экономических и политических вопросов, то партия не признает за собой права и компетентности ставить их как обязательные, так как истину в этом случае может сказать только сам народ. В виду этого партия находит нужным для решения всех общегосударственных вопросов созыв Земского Собора.

В основание этой программы легла мысль, что русский народ, как и всякий другой, находящийся на известной ступени исторического развития, имеет свое самобытное миросозерцание, соответствующее уровню нравственных и умственных понятий, которые могли бы в нем выработаться при условиях, среди которых он жил. В народное мировоззрение входят, как часть, известные отношения народа к вопросам, как политическим, так и экономическим. При обыкновенном течении жизни, без изменения учреждений, окружающих народную жизнь, переформировать раз установившиеся взгляды его на эти вопросы - вещь крайне трудная. Поэтому необходимо сделать попытку при революционной деятельности в народе - отправляться от присущих ему в данный момент отношений, стремлений и желаний и на своем знамени выставить уже самим народом сознанные идеалы. Таким идеалом в области экономической является земля и трудовое начало, как основание права собственности. Относительно земли народ никак не может и не хочет примириться с мыслью, что она может принадлежать кому-нибудь, кроме него, ее сеятеля и ревнителя; он смотрит на нее, как на дар божий, которым должен пользоваться лишь трудящийся над нею; на современное же положение земельной собственности - как на временное пленение его поительницы и кормилицы; но рано или поздно - эта земля вся отойдет к нему.

1. Мы полагаем, что, как социалисты и народники, мы должны поставить своей ближайшей задачей снять с народа подавляющий его гнет современного государства, произвести политический переворот с целью передачи власти народу. Этим переворотом мы достигнем, во – 1 - х, что развитие народа отныне будет идти самостоятельно, согласно его собственной воле и наклонностям, во - 2 - х, того, что в нашей русской жизни будут признаны и поддержаны многие чисто социалистические принципы, общие нам и народу.

2. Мы полагаем, что народная воля была бы достаточно хорошо высказана и проведена Учредительным собранием, избранным свободно, всеобщей подачей голосов, при инструкциях от избирателей. Это, конечно, далеко не идеальная форма проявления народной воли, но единственно в настоящее время возможная на практике, и мы считаем нужным поэтому остановиться на ней.

3. Таким образом, наша цель - отнять власть у существующего правительства и передать ее Учредительному собранию, составленному, как сейчас сказано, которое должно пересмотреть все наши государственные и общественные учреждения и перестроить их согласно инструкциям своих избирателей".

В "Программе Исполнительного комитета" террору отводилось скромное место в разделе "Д". "Деятельность разрушительная и террористическая" расшифровывалась в подпункте 2) как "состоящая в уничтожении наиболее вредных лиц правительства, в защите партии от шпионства, в наказании наиболее выдающихся случаев насилия и произвола со стороны правительства, администрации и т. п., имеет своей целью подорвать обаяние правительственной силы, давать непрерывное доказательство возможности борьбы против правительства, поднимать таким образом революционных дух народа и веру в успех дела и, наконец, формировать годные и привычные к бою силы".

Однако такая "дезорганизаторская" деятельность все больше напоминала политическую борьбу, а террор все меньше казался вспомогательным средством.

Террористическая деятельность "Народная воли"

Прежде всего, стоит определить, чем, собственно, является политический терроризм, который был ключевой составляющей деятельности "Народной воли". Я бы определил терроризм так: это политическая тактика, связанная с использованием и выдвижением на первый план тех форм вооруженной борьбы, которые определяются как террористические акты, представляющие собой уничтожение одного, реже нескольких лиц, препятствующих прогрессу, народному благу и народной воле; террористические акты осуществляются с целью повлиять на власть.

Обращение к террору - это отказ от попыток логического убеждения общества в правильности своего образа мыслей, переход к полемике с ним на уровне более глубоком, чем существующие в обществе политические учения, на уровне национальной психики.

Ключевым в истории российского терроризма стал 1878 год, политически начавшийся выстрелом Веры Засулич. Дело Засулич высветило еще один мотив перехода радикалов к терроризму – при отсутствии в России гарантий личных прав и, разумеется, демократических свобод, оружие казалось тем людям, которые не могли взглянуть на человеческую история с точки зрения вечности, единственным средством самозащиты и справедливого возмездия.

После выстрела Засулич последовал еще ряд террористических актов, самым громким из которых стало убийство землевольцем С. М, Кравчинским; августа 1878 года в Петербурге шефа жандармов генерал-адъютанта Н. В. Мезенцева. По случайному совпадению это случилось через день после расстрела в Одессе революционера И. М. Ковальского, приговоренного к смертной казни за вооруженное сопротивление при аресте; и хотя Мезенцев был убит в отметку за то, что он убедил императора не смягчать приговоры осужденным по процессу "193-х" и настоял на административной высылке освобожденных из заключения, в глазах общества убийство Мезенцева выглядело как немедленный ответ на казнь Революционера, кстати, первую после казни Каракозова.

Первые террористы даже не ставят эту цель – истребление, физическое уничтожение объектов своих покушений. Для них сам звук выстрела важнее этих его последствий, ведь главное здесь – привлечь внимание общества, пробудить его активность, явственно, ощутимо выразить протест".

Со временем, убедившись, что наибольшие успехи партии, рост ее авторитета в революционной среде и в обществе связаны прежде всего с террором, народовольцы возлагают на него все большие надежды. Уже в "Подготовительной работе партии" (весна 1880 г.) террор рассматривается как важнейший элемент при захвате власти: "Партия должна иметь силы создать сама себе благоприятный момент действий, начать дело и довести го до конца. Искусно выполненная система террористических предприятий, одновременно уничтожающих 10 – 15 человек – столпов современного правительства, приведет правительство в панику, лишит его единства действия и в то же время возбудит народные массы: т. е. создаст удобный момент для нападения. Пользуясь этим моментом, заранее собранные боевые силы начинают восстание и пытаются овладеть главнейшими правительственными учреждениями. Такое нападение легко может увенчаться успехом, если партия обеспечит себе возможность двинуть на помощь первым застрельщикам сколько-нибудь значительные массы рабочих".

Тем временем к тому же выводу приходили и члены партии, находившиеся в городах. Оправданная судом присяжных Вера Засулич едва не была арестована; в то время как вся Россия рукоплескала приговору суда, члены царской фамилии делали визиты Трепову. Когда по "процессу 193-х" Сенат признавал возможным смягчить наказание, царь увеличивал его; на каждое обуздание произвола его слуг он отвечал усилением реакции и репрессиями; военное положение было следствием нескольких политических убийств. Становилось странным бить слуг, творивших волю пославшего, и не трогать господина; политические убийства фатально приводили к цареубийству.

С осени 1879 народовольцы развернули настоящую охоту на царя. Их не смущало число возможных жертв, даже случайных. В конце 1879 г. - начале 1880 г, в программных и тактических установках "Народной воли" получила преобладание линия А. И. Желябова и А. Д. Михайлова - на подготовку заговора и восстания широким фронтом при сочетании террористических актов с пропагандистско-организационной работой среди рабочих, офицеров и студентов.

Были организованы сеть конспиративных квартир, ряд типографий, "паспортное бюро", динамитные мастерские, была у партии и своя разведка, наладилась работа мощной рабочей группы, разветвленной сети студенческих кружков и крепкой военной организации. Во главе всего этого сложного организма встал знаменитый Исполнительный Комитет "Народной Воли".

2 апреля 1879 года народовольцем А. Соловьевым было произведено первое покушение на императора. Соловьев дождался Александра Второго на дворцовой площади и несколько раз неудачно выстрелил в него из револьвера. После 4-го выстрела его схватила охрана. Александр остался цел, пулей был задет всего лишь рукав его шинели. В ответ Третье отделение за одну святую неделю произвело сотни арестов и высылок из столицы. Некоторые организации страшно разгромлены. "Северно-русский рабочий Союз", едва только ставший на ноги, разбит.

Осенью 1879 г. были предприняты три попытки при помощи взрыва железнодорожного полотна устроить крушение царского поезда на возможных путях возвращения царя из Крыма. Подкопы велись сразу в трех местах: под Одессой, Александровском Екатеринославской губ. и в предместье Москвы. Одновременно, с железнодорожными, в Зимнем дворце шла подготовка к покушению, осуществленном Степаном Халтуриным 5 февраля 1880 г. Однако, кроме всемирной известности, ничего другого эти покушения "Народной Воле" не принесли.

Исполнительный комитет в представлении всех - демократической молодежи, обывателей, разного ранга чиновников и т. п. - стал казаться всемогущей таинственной силой, которой одни симпатизировали (в основном, правда, пассивно), а другие, боясь, отнюдь не пассивно противодействовали. В такой напряженной атмосфере отказ от дальнейших покушений становился для народовольцев психологически невозможным - он означал падение престижа, крушение надежд и больших ожиданий. Цареубийство становилось главной целью, все остальное - второстепенной. Сил на это остальное просто не хватало. Пришлось даже оставить подготовку планировавшихся террористических актов против одесского, киевского и петербургского генерал-губернаторов - Тотлебена, Гессе и Гурко, некоторых других видных чиновников. Все сосредоточилось на царе. Летом 1880 года организуется еще одна попытка покушения - на этот раз мина подкладывается под Каменный мост через Екатерининский канал. Результат тот же - безуспешно.

С осени 1880 г. за ним устанавливается постоянное наблюдение. За всеми поездками Александра II по Петербургу следит специальная группа во главе с Софьей Перовской.

Приближавшееся к апогею отчаянное единоборство народовольцев с самодержавием сопровождалось тяжелыми потерями в рядах революционеров. 4 ноября 1880 г. были казнены осужденные по "процессу 16-ти" А. А. Квятковский и А. К. Пресняков. 28 ноября жертвой собственной неосторожности стал А. Д. Михайлов. В январе 1881 г. буквально один за другим были арестованы Г. М. Фриденсон, А. И. Баранников, Н. Н. Колодкевич, Н. В. Клеточников, Л. С. Златопольский.

И вот, наконец 1 марта 1880 года "Народная воля" достигла цели, к которой столь упорно стремилась. В четыре часа дня 1 марта над Зимним дворцом поднялся траурный флаг - знак смерти императора. Это был апогей их деятельности, ставший началом конца "Народной воли". Первомартовские события, безусловно, были ударом по самодержавию. Но единичный террористический акт не был поддержан и подкреплен широким народным движением. В решающий момент народовольцы оказались полководцами без армии и потерпели поражение при штурме самодержавия силами только своей организации.

Распад "Народной воли"

В первые недели после смерти Александра II вступивший на престол 36-летний сын царя, ставший Александром III, и весь сановный Петербург находились в состоянии растерянности, близком к панике. Александр III боялся ездить по улицам своей столицы и старался не выходить из дворца. Зимний дворец окапывался траншеей в поисках минных подкопов, наподобие обнаруженному под Малой Садовой. 27 марта Александр III тайно уехал в Гатчину.

Между тем растерянность, поразившая в первое время правящие верхи, довольно быстро прошла, тем более что полиции удалось произвести ряд важных арестов. На второй день после ареста морально сломленный Рысаков стал давать подробные показания. Они позволили жандармам 3 марта захватить квартиру на Тележной улице, была арестована Г. М. Гельфман. Н. А. Саблин застрелился. В засаду попал Т. М. Михайлов. 10 марта на Невском проспекте была опознана и задержана С. Л. Перовская. 17 марта арестовали Н. И. Кибальчича. Наступило время реакции.

Народная воля.

«Наро́дная во́ля» - революционная народническая организация, возникшая в 1879 году, после раскола партии «Земля и воля» и распада террористической группы «Свобода или смерть» , поставившая основной целью принуждение правительства к демократическим реформам, после которых можно было бы проводить борьбу за социальное преобразование общества. Одним из основных методов политической борьбы «Народной воли» стал террор. В частности, члены террористической фракции Народной волирассчитывали подтолкнуть политические изменения казнью императора Александра II. От названия организации образовано наименование ее участников - народовольцы . Наиболее известные участники организации - А. И. Желябов, А. Д. Михайлов,С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер, Н. А. Морозов, С. Н. Халтурин, Н. И. Кибальчич, Ю. Н. Богданович, Герман Лопатин, Н. С. Тютчев,Александр Баранников, Н. В. Клеточников, Я. Л. Юделевский.

Партия «Народная воля» организовалась на Липецком съезде в июне 1879 г. В противоположность «Земле и Воле», из которой выделилась «Народная Воля», последняя подчёркивала политическую борьбу, как средство завоевания социалистического строя. Теоретическое миросозерцание революционных народников (участников «хождения в народ»), выражавшееся в журналах «Вперёд», «Начало», «Земля и Воля», было усвоено и партией Народная воля. Как и «Земля и Воля», партия «Народная воля» исходила из убеждения, что русский народ «находится в состоянии полного рабства, экономического и политического… Его облегают слои эксплуататоров, создаваемых и защищаемых государством… Государство составляет крупнейшую в стране капиталистическую силу; оно же составляет единственного политического притеснителя народа… Этот государственно-буржуазный нарост держится исключительно голым насилием… Совершенно отсутствует народная санкция этой произвольной и насильственной власти… Русский народ по своим симпатиям и идеалам является вполне социалистическим; в нём ещё живы его старые, традиционные принципы - право народа на землю, общинное и местное самоуправление, зачатки федеративного устройства, свобода совести и слова. Эти принципы получили бы широкое развитие и дали бы совершенно новое направление, в народном духе, всей нашей истории, если бы только народ получил возможность жить и устраиваться так, как хочет, сообразно со своими собственными наклонностями». Ввиду этого партия Народная воля считала своей задачей «политический переворот с целью передачи власти народу». Как орудие переворота, партия выставляла учредительное собрание, избранное свободной всеобщей подачей голосов. Обязуясь вполне подчиниться народной воле, партия тем не менее выставляла свою программу, которую должна была защищать во время избирательной агитации и в Учредительном Собрании:

1. постоянное народное представительство, имеющее полную власть во всех общегосударственных вопросах;

2. широкое областное самоуправление, обеспеченное выборностью всех должностей, самостоятельностью мира и экономической независимостью народа;

3. самостоятельность мира, как экономической и административной единицы;

4. принадлежность земли народу;

5. система мер, имеющих передать в руки рабочих все заводы и фабрики;

6. полная свобода совести, слова, печати, сходок, ассоциаций и избирательной агитации;

7. всеобщее избирательное право, без сословных и всяких имущественных ограничений;

8. замена постоянной армии территориальной;

[править]История

Все террористические акты, следовавшие за покушением Соловьёва на жизнь императора Александра II-го, исходили от партии «Народная воля». Ничтожная по своему численному составу партия, опиравшаяся на сочувствие лишь небольшой части интеллигенции и не имевшая почвы в широких массах, обнаружила такую энергию, что сама уверовала в свою силу и заставила в неё верить. Политикой графа Лорис-Меликова часть общества, ранее сочувствовавшая «Народной воле», была оттолкнута от неё. Когда партия, не смягчённая уступками, 1 марта 1881 г. убила императора Александра II, это убийство вызвало не только правительственную реакцию, но и реакцию общественную в гораздо более широких размерах, чем этого ожидала Народная воля. Тем не менее в следующие годы партия ещё продолжала свою деятельность (убийство Стрельникова, убийство Судейкина). В 1884 г. арест Лопатина и множества лиц, связанных с ним, окончательно обессилил партию.

В 1886 г. возникла новая народовольческая группа (с Ульяновым и Шевырёвым во главе), 1 марта 1887 г. намеревавшаяся произвести покушение на жизнь императора Александра III. Возникало, затем, ещё несколько народовольческих кружков, не имевших генетической связи со старой «Народной Волей»; они не имели успеха, и «Народная воля» окончательно сошла со сцены. Впоследствии она возродилась в виде партии «Народного права» с несколько изменённой программой.

Причины кризиса

Причину падения «Народной воли» распространённое мнение видит в общественной реакции, вызванной убийством Александра II. С. Кравчинский, в книге «Подпольная Россия» предлагает, однако, другое объяснение этого факта. По его мнению, «Народная воля» была очень сильна и после 1881 г., но она задалась несбыточными планами широкого государственного заговора, при посредстве которого она могла бы захватить сразу власть и устроить временное правительство; задавшись этими планами, она отказалась от покушений, которые могли бы все более расшатывать правительственную власть и питать партию Народная воля новыми силами. В числе актов, совершённых «Народной волей», необходимо отметить кражу в херсонском банке в 1879 г. посредством подкопа, не увенчавшуюся успехом, так как почти все деньги, унесённые из банка (свыше миллиона руб.), были очень скоро найдены полицией. Факт этот, имевший место ещё в эпоху расцвета сил партии, несомненно произвёл отрицательное впечатление на значительные круги общества, вредно отразясь на «Народной воле». Ещё губительнее была деятельность жандармского полковника Г. П. Судейкина, который уже в последний период истории «Народной воли» внедрил в партию своего агента С. П. Дегаева, впоследствии его же убившего.

[править]Партийные издания

Партия «Народная воля» издавала в тайных типографиях в Петербурге и в провинции одноимённую газету (вышло 11 номеров, 1879-1885) и листки «Народной Воли» (значительное их число выходило с 1880 по 1886 г.); затем отдельные листки, издаваемые различными народовольческими группами, были выпущены в 1890-92, 1896 и других годах. Кроме того, за границей издавался журнал: «Вестник Народной Воли» под ред. П. Л. Лаврова, самого видного теоретика «Народной воли»; 5 его томов вышли в 1883-86 гг. В 1883 г. выпущен в Женеве «Календарь Народной Воли». В этих литературных произведениях была развита теория «Народной воли». Социалистические идеалы постепенно отодвигались на задний план и партия получала чисто политический характер. Веря в близость революции, партия боялась, что в России найдётся своя Вандея, из которой реакционные силы начнут поход против торжествующей революции; поэтому она выдвигала централистические требования, не замечая их противоречия требованию самоуправления общин и областей. Таким образом Народная воля под конец могла считаться партией якобинской; её журналы часто напоминали «Набат» Ткачёва.

Журнал «Народная Воля», листки и некоторые прокламации партии перепечатаны в сборнике Базилевского (В. Я. Богучарский) («Литература партии Народной Воли», 2-е приложение к сборнику «Государственные преступления в России», Париж, 1905). Очень суровую критику «Народной Воли» дают с одной стороны «Наши разногласия» Плеханова (Женева, 1884), с другой - «Историческая Польша и великорусская демократия» Драгоманова (Женева, 1883; перепечатано в собрании сочинений Драгоманова, т. I, Париж, 1905). Яркую характеристику (сочувственную) Народной Воли можно найти в «Подпольной России» Степняка (СПб., 1905) и в его же романе «Андрей Кожухов», перепечатанном в Санкт-Петербурге под заглавием «Из прошлого» (1905). Много ценного материала для истории партии «Народная воля» заключается в отчётах о её процессах, напечатанных в своё время в газетах легальных и нелегальных. Из них «Дело 1 марта 1881 г.» (официальный, сокращённый и искажённый отчет) перепечатано в Санкт-Петербурге (1906), с примечаниями Льва Дейча.

Петербургская группа «Гомон», состоящая из белорусских студентов, примыкавших к «Народной воле», выпустила в 1884 году два номера гектографированного журнала «Гомон», призывая к борьбе с самодержавием в союзе с русским революционным движением, определения автономии для народов Российской империи.

Вариант 2:

Народническая организация "Народная воля".

«Народная воля», революционно-народническая организация в России начала 80-х гг. 19 в. Образовалась в августе 1879, после раскола «Земли и воли» на «Народную волю» и «Чёрный передел». Учредителями «Народной воли» были профессиональные революционеры - сторонники политической борьбы с самодержавием.
Народовольцы создали централизованную, хорошо законспирированную организацию, самую значительную для разночинского периода освободительного движения в России. Её возглавил Исполнительный комитет: А. Д. Михайлов, А. А. Квятковский, А. И. Желябов, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер, Н. А. Морозов, М. Ф. Фроленко, Л. А. Тихомиров, А. И. Баранников, А. В. Якимова, М. Н. Ошанина и др. Ему подчинялась сеть местных и специальных (рабочих, студенческих, военных) групп. В 1879-83 народовольческие группы имелись почти в 50 городах, особенно много их было на Украине и в Поволжье. Число членов организации не превышало 500, в движении участвовало несколько тысяч.
Программа «Народной воли» содержала требования созыва Учредительного собрания, введения всеобщего избирательного права и постоянного народного представительства, свободы слова, совести, печати, сходок; общинного самоуправления, замены постоянной армии народным ополчением, передачи земли народу, предоставления угнетённым народам права самоопределения. Как и предшествующие народнические программы, она смешивала задачи демократические и социалистические, но её выгодно отличало развёрнутое определение именно демократических задач. Признав необходимость политической борьбы с самодержавием, народовольцы сделали по сравнению с народниками 70-х гг. шаг вперёд. Однако они оставались социалистами-утопистами, разделявшими основные положения народнической идеологии и, прежде всего веру в возможность для России, минуя капитализм, прийти к социализму через крестьянскую революцию. Большинство их верило в возможность непосредственно слить политические и социалистические перевороты, уповая на социалистические инстинкты крестьянства. Другие разделяли политический и социальный переворот во времени, полагая, что после свержения самодержавия и установления демократических свобод революционеры сумеют развернуть подготовку к социалистической революции. Либеральное крыло (не пользовавшееся существенным влиянием) предполагало удовлетвориться получением от царского правительства конституции.
«Народная воля» проводила революционную агитацию и пропаганду во всех слоях населения. Газеты «Народная воля», «Рабочая газета» стремились популяризировать идею политической борьбы с самодержавием. Борьбу за захват власти революционеры развернули под девизом «Теперь или никогда!». В подготовке восстания, а также в его осуществлении «Народная воля» главная роль отводила революционному меньшинству, т. е. своей организации. Народные массы должны были играть вспомогательную роль. В этом сказался бланкистский (см. Бланкизм) характер программы «Народной воли», понимавшей политическую борьбу как заговор. С развитием и обострением политической борьбы всё большее значение приобретал террор. «Народная воля» подготовила 7 покушений на Александра II. Народовольческий террор устрашил правительство, заставил его пойти на некоторые уступки. Однако увидев, что революционеров не поддерживают массы, самодержавие перешло в наступление. В террористической борьбе народовольцы растратили лучшие силы, обескровили организацию. В 1879-83 прошло свыше 70 политических народовольческих процессов, по которым привлекалось около 2 тыс. чел.
После убийства 1 марта 1881 Александра II «Народная воля» переживала идейный и организационный кризис. Наиболее значительные попытки возрождения «Народной воли» связаны с деятельностью Г. А. Лопатина (1884), П. Ф. Якубовича (1883-84), Б. Д. Оржиха, В. Г. Богораза, Л. Я. Штернберга (1885) и С. М. Гинсбург (1889). Особое место в народовольческом движении занимает «Террористическая фракция ""Народной воли""» А. И. Ульянова (1886-87), стремившаяся внести в программу «Народной воли» отдельные марксистские положения. Народнические организации 90-х гг. (группа народовольцев Петербурга, группа старых народовольцев в эмиграции) по сути отказались от многих революционных принципов «Народной воли».
Деятельность «Народной воли» стала одним из самых важных элементов революционной ситуации 1879-80. Однако несостоятельность её программных предпосылок, ошибочность тактики политического заговора, преобладание террористического метода борьбы над др. формами неизбежно должны были кончиться крахом.

1 . революц.- народническая орг-ция нач. 80-х гг. 19 в. Образовалась в авг. 1879, когда "Земля и воля" раскололась на "Народную волю" и "Черный передел". Была наиболее крупной и важной революц. орг-цией разночинского периода освободит. движения в России. Учредителями "Н. в." были революционеры - сторонники политич. борьбы с самодержавием. Программа "Н. в." содержала требования широких демократич. преобразований: созыв Учредит. собрания, введение всеобщего избират. права и постоянного нар. представительства, свобода слова, совести, печати, сходок, широкое общинное самоуправление, замена постоянной армии нар. ополчением, передача земли народу, предоставление угнетенным народам права самоопределения. Как и предшествующие народнич. программы, она смешивала задачи демократические и социалистические, верила в возможность их одновременного осуществления в результате захвата власти революционерами и пробуждения крест. революции. Сделав шаг вперед признанием необходимости политич. борьбы с самодержавием, народовольцы оставались социалистами-утопистами, разделявшими осн. положения народнич. идеологии и прежде всего веру в возможность для России миновать капитализм, прийти к социализму через крест. революцию. Большинство их верило в возможность непосредственно слить политич. и социалистич. перевороты, уповая на социалистич. инстинкты крестьянства. Другие разделяли политич. и социальный переворот во времени, полагая, что после свержения самодержавия и установления демократич. свобод революционеры сумеют развернуть подготовительную к социалистич. революции работу. Наконец, либеральное крыло (не пользовавшееся существ. влиянием) удовлетворялось получением конституции, не помышляя о дальнейшей борьбе. Народовольцы укрепили и расширили орг. принципы "Земли и воли", создав централизованную, разветвленную, хорошо законспирированную орг-цию. Возглавил ее Исполнит. к-т, состоявший из профессион. революционеров: А. Д. Михайлов, А. А. Квятковский, А. И. Желябов, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер, Н. А. Морозов, M. P. Фроленко, Л. А. Тихомиров, А. И. Баранников, А. В. Якимова, M. H. Ошанина и др. Ему подчинялась сеть местных и специальных (рабочих, студенческих, военных) групп. В 1879-1883 народовольч. группы имелись почти в 50 городах, особенно много на Украине и в Поволжье. Народовольцы различали "организацию" - сплоченное строгой дисциплиной об-во революционеров, признающих программу и устав, и "партию" - широкий круг единомышленников, не связанных с орг-цией определенными обязательствами. Число членов орг-ции не превышало, по-видимому, 500 чел., число привлекавшихся к следствию доходило до 2 тыс., участников же народовольч. движения было неск. тысяч. Широко развернула "Н. в." революц. агитацию и пропаганду во всех слоях населения. Газ. "Народная воля", "Листок Народной воли", "Рабочая газета" стремились популяризировать идею политич. борьбы с самодержавием, способствовали изживанию анархистских иллюзий в революц. среде. Борьбу за захват власти революционеры развернули под девизом "Теперь или никогда!", считая благоприятной для переворота сложившуюся в кон. 70-х гг. революц. ситуацию. Наряду с этим народовольцы верили в возможность самим создать условия для переворота, что значило в их понимании дезорганизовать пр-во террором, обеспечить поддержку революционерам всех слоев населения, укрепить и усилить революц. орг-цию. В подготовке восстания, а также в его осуществлении "Н. в." гл. роль отводила революц. меньшинству, т. е. своей орг-ции. Нар. массы - гор. рабочие, крестьянство должны были играть вспомогат., второстепенную роль. В этом сказался бланкистский характер программы "Н. в.", понимавшей политич. борьбу как заговор. На практике революционерам не удалось добиться сколько-нибудь устойчивого равновесия между различными сторонами деятельности. С развитием и обострением политич. борьбы все большее значение приобретал террор. Своеобразие формы политич. борьбы "Н. в.", героизм ее деятелей и их бессилие находят объяснение не только в идеологии революционеров, но и в объективной ист. действительности нач. 80-х гг. с отсутствием в ней широкого массового движения: крестьянство еще не проснулось к политич. жизни, а в рабочем классе не было ни широкого движения, ни твердой орг-ции. Террор, к-рый программа Исполнит. к-та определяла как одно из средств борьбы с самодержавием, логикой событий стал превращаться в гл. ее средство, вытесняя все остальные. "Н. в." подготовила семь покушений на Александра II. Народовольч. террор устрашил пр-во, заставил его пойти на нек-рые уступки. Однако увидев, что за революционерами нет массовой поддержки, самодержавие перешло в наступление. В террористич. борьбе народовольцы растратили лучшие силы, обескровили орг-цию. Осуществление их гл. террористич. плана - казнь Александра II - показало несостоятельность народовольч. тактики и ее программных предпосылок. В послемартовский период "Н. в." переживала идейный и орг. кризис. Попытки выйти из него были обречены на неудачу, т. к. революционеры оставались на старых идеологич. и программных позициях, внося изменения лишь в тактику и орг. формы своей деятельности. Наиболее крупные попытки связаны с деятельностью Г. А. Лопатина (1884), П. Ф. Якубовича (1883-84), Б. Д. Оржиха, В. Г. Богораза, Л. Я. Штернберга (1885) и С. М. Гинсбург (1889). Особое место в народовольч. движении занимает самая значит. группа 80-х гг. - "Террористич. фракция ДНародной волиУ" A. И. Ульянова, стремившаяся внести в программу "Н. в." отд. марксистские положения. Народнич. орг-ции 90-х гг. (группа народовольцев в Петербурге, группа старых народовольцев в эмиграции) по сути смыкались с либеральным движением, отказавшись от многих революц. принципов "Н. в.". Начало марксистской историографии "Н. в." положили работы Г. В. Плеханова сер. 80-х гг. О "Н. в." неоднократно писал В. И. Ленин. В 20-30-е гг. "Н. в." стала предметом спец. изучения сов. историков (М. Н. Покровский, В. И. Невский, С. Н. Валк, И. А. Теодорович и др.). После долгого перерыва в условиях культа личности лишь с кон. 50-х гг. появляется ряд работ о "Н. в.", продолжающих изучение народовольч. наследства. Видное место занимает тема "Н. в." в зарубежной бурж. историографии. Источн.: Архив "Земли и воли" и "Народной воли", М., 1932; Лит-ра партии "Нар. воля", М., 1930; Календарь "Нар. воли" на 1883 г., Женева, 1883; "Нар. воля" в док-тах и воспоминаниях, (М., 1930); Народовольцы после первого мар-та 1881 г. Сб. ст. и мат-лов, М., 1928; Народовольцы 80 и 90-х гг., М., 1929; "Нар. воля" перед царским судом, в. 1-2, М., 1930; Из народовольч. автобиографич. док-тов, "КА", 1927, т. 1, Процесс шестнадцати террористов (1880), СПБ, 1906; Процесс 20-ти народовольцев в 1882, "Былое", 1906, No 1; Процесс 1 марта 1881, СПБ, 1907; Процесс 17-ти народовольцев в 1883 г., "Былое", 1906, No 10; 1 марта 1881 г., там же, 1918, No 4-5 (Спец. выпуск); К истории народовольч. движения среди военных в нач. 80-х гг., там же, 1906, No 8; Ашенбреннер M. Ю., Воен. орг-ция "Народной воли" и др. воспоминания, М., 1924; Бух Н., Первая типография "Народной воли", "КиС", 1929, No 8-9; его же, Воспоминания, М., 1928; Волков Н. (И. И. Майнов), Народовольч. пропаганда среди моск. рабочих в 1881 г., "Былое", 1906, No 2; Иванова-Борейша С., Первая типография "Народной воли", там же, 1906, No 9; Ивановская П. С., Первые типографии "Народной воли", "КиС", 1926, No 3; Иохельсон В. И., Первые дни Нар. воли, П., 1922; Морозов Н. A., Повести моей жизни, т. 1-2, М., 1965; Степняк-Кравчинский С. М., Соч., т. 1-2, М., 1958; Тихомиров Л., Воспоминания, М.-Л., 1927; Фигнер В. Н., Запечатленный труд. Воспоминания, т. 1-2, М., 1964; Фроленко М. Ф., Собр. соч., т. 1-2, М., 1932; якимова A., Из далекого прошлого, "КиС", 1924, No 1. Лит.: Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1; его же, Что делать?, там же, т. 5; его же, Гонители земства и Аннибалы либерализма, там же, т. 5; его же, Памяти Герцена, там же, т. 18; его же, Из прошлого рабочей печати в России, там же, т. 20; Плеханов Г. В., Наши разногласия, Соч., т. 2; его же, Социализм и политич. борьба, там же; его же, Рус. рабочий в революц. движении, Соч., т. 3; его же, Предисловие к рус. изданию кн. А. Туна "История революц. движений в России", Соч., т. 24; его же, Неудачная история партии "Нар. воли", там же; Маркс, Ленин и Плеханов о народничестве и "Нар. воле". Сб. ст., М., 1931; Богучарский В. я., Из истории политич. борьбы в 70-80-х гг. 19 в., М., 1912; Левицкий B. О., Партия "Нар. воля", М.-Л., 1928; Кон Ф. я., История революц. движения в России, т. 1, X., 1929; Теодорович И. A., Историч. значение партии "Народной воли", сб. 1, М., 1930; Левин Ш. М., Обществ. движение в России в 60-70-е гг. XIX в., М., 1958; Широкова В. В., К вопросу об оценке деятельности "Нар. воли", "ВИ", 1959, No 8; Волк С. С., Программные док-ты "Народной воли" (1879-1882), в сб.: Вопросы историографии и источниковедения истории СССР, М.-Л., 1963; его же, Деятельность "Народной воли" среди рабочих в годы второй революц. ситуации (1879-1882), ИЗ, т. 74, 1963; его же, Народная воля, М.-Л., 1966; Твардовская В. A., Орг. основы "Народной воли", ИЗ, т. 67, 1960; ее же, Проблема гос-ва в идеологии народовольчества (1879-1883). ИЗ, т. 74, 1963; Venturi F., Il populismo russo, t. 1-2, (Torino), 1952; Footman D., Red prelude. The life of the Russian terrorist Zhelyabov, N. Y., 1945; Billington J., Mikhailovsky and Russian populism, Oxf., 1958; Rayne P. St. R., The terrorists, N. Y., 1957; Jarmolinskij A., Road to revolution, L., 1957. См. также лит. при статьях Народничество и об отдельных народовольцах и процессах. В. А. Твардовская. Москва. 2 . газета революц. народнической орг-ции "Народная воля" в России, социально-революц. обозрение. Первый номер газеты датирован 1 окт. 1879, последний (No 11-12) - окт. 1885. Выходила с перерывами, вызывавшимися преследованиями властей. В таких случаях ее заменял "Листок Народной воли". Печаталась в петерб. Вольной типографии (No 1-3), в типографии "Народной воли" в Петербурге (No 4-5), в Москве (NoNo 6-8, 9), Дерпте (No 10), Ростове-на-Дону (2-е изд. No 10), в Таганроге (No 11-12). Тираж - 2-3 тыс. экз. В редакцию в разное время входили Л. А. Тихомиров, Н. А. Морозов, В. С. Лебедев, П. Ф. Якубович, Г. А. Лопатин, В. Г. Богораз; в редактировании участвовали А. И. Иванчин-Писарев, С. Н. Кривенко, Н. К. Михайловский. В числе др. авторов - Н. И. Кибальчич, А. А. Квятковский, А. П. Корба и др. "Н. в." печатала программные статьи, политич. фельетоны, хронику рабочего, крест. и студенч. движений, секретные правительств. док-ты, мат-лы о преследовании революционеров и т. д. Впервые перепечатана В. Богучарским (Б. Базилевским) в 1905 в Париже ("Литература партии Народной воли", Paris, 1905; последнее изд., М., 1930). Лит.: Кузьмин Д., Народовольч. журналистика, М., 1930; Веревкин В. П., Рус. нелегальная революц. печать 70-х и 80-х гг. XIX в., М., 1960; Есин Б. И., Рус. журналистика 70-80-х гг. XIX в., М., 1963; Алексеев В. A., История рус. журналистики (1860-1880), Л., 1963. В. А. Твардовская. Москва.