28 июня крещение руси. День крещения руси

До конца Х века Русь была языческой страной, где поклонялись различного рода идолам. И только после поездки святой княгини Ольги, на Руси начали прорастать первые ростки христианства.

Состоялось крещение в 988 году, в период правления князя Владимира. За этот подвиг православная церковь причислила к лику святых, и называет святым равноапостольным князем Владимиром. Среди простой массы народа он получил прозвище Владимир Красное Солнышко.

Князь Владимир был сыном Святослава, которого воспитывала святая княгиня Ольга. Перед смертью Святослав разделил русскую земля на три части, и Владимиру досталось Новгородская земля. Но вскоре, началась братоубийственная война, в ходе которой Владимир вышел победителем, и вновь объединил Русскую землю в единое целое.

Существуют различные версии, почему Владимир выбрал православную веру. Одна из них гласит, что он созвал представителей разных религий и выслушал их. И более всего ему понравилось православное богослужение, и он решил принять православие. Приняв обряд крещения, князь Владимир получил имя Василия. Затем началось крещение всей земли Русской. Распространяя православие, святой князь Владимир приказал строить храмы на тех местах где были капища идолов, чтобы народ быстрее принял новую веру.

Верующие россияне ежегодно отмечают один из важных православных праздников – День крещения Руси. Дата 28 июля каждый год является днем памяти князя Владимира Крестителя Киевской Руси. Из названия становится понятно, чему посвящен этот праздник. Становление православной веры в Киевской Руси проходило несколько сложных этапов, каждый из которых имел большое значение. День крещения Руси имеет немало обычаев и традиций, также этот день не обходится и без запретов, о которых не стоит забывать.

День крещения Руси считается большим праздником, поэтому церковь советует воздержаться от физической работы и домашних хлопот. Запрещается делать генеральную уборку, стирать, готовить и работать в саду или огороде. Работать в этот день можно только при крайней необходимости.

Нельзя в этот день ссориться с близкими и сквернословить. Запрещено злиться, завидовать и испытывать негативные эмоции. Этот день нужно провести в праздничном настроении. Церковь не поощряет употребление алкогольных напитков и шумных застолий в этот день.

В день праздника, 28 июля 2018 года, церковь призывает всех верующих посетить всенощную службу. По возможности нужно посетить Владимирскую горку в Киеве. Или любое другое место, связанное с именем этого князя, например Владимирский собор.

В этот день принято поздравлять всех людей, которые имеют имя Владимир. Все верующие должны вспомнить дату своего крещения и задуматься о связи с Господом и церковью. Дома или в храме нужно прочитать любую молитву — в этот день она будет иметь особый смысл.

История крещения Руси и правление князя Владимира

Князь Владимир Святославович из династии Рюриковичей был внуком княгини Ольги. У него было 2 старших брата — Ярополк и Олег. В ходе военных походов Владимиром был изгнан из Новгорода правящий там Ярополк, который пришел к власти после смерти своего отца.

Далее Владимир Святославович захватил Полоцк, а в 978 году он стал князем Киева. В момент захвата Киева он был язычником и не желал менять свою веру. Князь Владимир преследовал и истреблял немногочисленных христиан на территории Киева.

В 987 году стал думать о том, какую единую веру ввести в Киевской Руси. Князь Владимир сказал, что все люди, живущие на этой территории, будут крещены в церкви Константинополя.

Вскоре Владимир крестился сам, а позже произошел День крещения Руси. Интересно, что в момент крещения князь Владимир взял себе имя Василий, поэтому церковь всегда вспоминает его под этим именем.

За свое правление Владимир принял много церковных законов, ввел распространение грамотности, каждое воскресенье устраивал обеды для нищих. Умер он в 1015 году в Берестове и был похоронен в Десятиной церкви в Киеве.

Крещение Киевской Руси и распространение христианства

Христиане в Киевской Руси жили еще до того, как ее крестил князь Владимир. На эти земли принес христианство апостол Андрей еще в I веке. По легенде холмы, на которых сейчас возвышается Киев, были им благословлены. Также апостол Андрей установил здесь крест, на месте которого сегодня находится Андреевская церковь.

К концу I столетия на этих землях читал проповеди апостол Климент, который являлся учеником Петра. Позже он стал Папой Римским Климентом, мощи которого хранятся в Киево-Печерской лавре.

Историки рассказывают еще об одном крещении Руси, которое произошло за 100 лет до крещения Владимира. Оно называется "аскольдовым", так как в то время были крещены князья Аскольд и Дир. Княгиня Ольга приняла христианство в 957.

Крещение Владимира отличается от всех остальных тем, что оно носило массовый характер и имело государственное значение. Дата празднования Дня крещения Руси совпадает с днем смерти князя Владимира – 15 июля 1015 года (28 июля по юлианскому календарю).

Крещение Руси ознаменовывается принятием христианства и провозглашением его князем Владимиром в качестве государственной религии в 988 году. Этот момент стал переломным для Русского Государства. Значение этого праздника нельзя переоценить. 1030-летие Крещения Руси напоминает нам о том, что мы - единый и сильный народ с великой историей.

1030-летие Крещения Руси отмечают сегодня миллионы людей как в России, так и за ее пределами. Пусть у каждого из них будет тепло и уютно в доме, а в семьях воцарятся мир и благополучие. Мы должны помнить о величии наших предков, уважать православные ценности и наши многовековые традиции. С праздником!

Крещение Руси было, прежде всего, актом утверждения христианства, его победой над язычеством в смысле политическом (поскольку речь идёт именно о государстве, а не отдельной личности). С этого времени христианская Церковь в Киево-русской державе становится не просто общественным, но и государственным институтом. В общих чертах, Крещение Руси было ничем иным, как учреждением поместной Церкви, управляемой епископатом на местных кафедрах, которое осуществилось в 988 г. (возможно 2-3 годами позднее) по инициативе великого князя Владимира (+1015).

Однако рассказ наш был бы непоследователен, если прежде не представить те условия, в которых проникало и утверждалось у нас христианство и с каким религиозным миром, а именно язычеством, пришлось столкнуться на Руси христианской проповеди.

Итак, языческий культ древних славян не представлял в сущности ничего строго регламентированного. Поклонялись стихиям видимой природы, прежде всего: Даждь-богу (божество солнца, податель света, тепла, огня и всяческих благ; само светило называли Хорсом ) и Велесу ( Волосу ) — скотьему богу (покровитель стад). Другим важным божеством был Перун — бог грозы, грома и смертоносной молнии, заимствованный из балтийского культа (литовский Перкунас). Ветер олицетворялся Стри-богом . Небо, в котором пребывал Даждь-бог, звалось Сварогом и считалось отцом солнца; почему Даждь-богу и усвоено было отчество Сварожича . Почиталось также божество земли — Мать-земля сыра , некое женское божество — Мокош , а также податели семейного блага — Род и Рожаница.

Тем не менее образы богов не получили у славян той ясности и определённости как, например, в греческой мифологии. Не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, ни каких-либо культовых сооружений. Кое-где на открытых местах ставились вульгарные изображения божеств — деревянные кумиры и каменные бабы . Им приносились жертвы, иногда даже человеческие, этим и ограничивалась культовая сторона идолослужения.

Неупорядоченность языческого культа свидетельствовала о его живой практике среди дохристианских славян. Это был даже не культ, а натуралистический способ мировидения и мировоспрятия. Именно в тех областях сознания и мировосприятия, в области которых ранним русским христианством не была предложена некая альтернатива, языческие представления сохранялись вплоть до новейшего времени. Лишь во второй половине XIX ст. с развитием земской системы образования этим устойчивым мировоззренческим формам была предложена иная, более христианизированная (как бы школьная) форма этнического и натуралистического сознания.

Уже в древний период эти стойкие мировоззренческие категории были адаптированы христианством, как бы трансформировались в христианские символы, приобретая порой вполне христианское знаковое наполнение. В результате, например, именем Хор(о)са, символизировавшего солнце как некий огненный круг (хоро , коло ) на небе стали называть округлое паникадило, источающее свет в церкви, расположенное, между прочим, под куполом, также символизирующем в храмовой символике небосвод. Подобные примеры можно было бы множить, что, впрочем, не является целью данного очерка, важно лишь в конечном итоге дать этому явлению адекватное объяснение.

Подразумевается, что мировоззренческий синкретизм не был продолжением язычества в русском христианстве, но лишь неким «инструментарием». В процессе восприятия христианских символов волей-неволей использовались категории более традиционные для славянского мировоззрения, словно некие рецепторы, которыми славянин (будь-то воин, пахарь или церковнослужитель) воспринимали абстракции нового для них учения.

Однако взаимопереплетение (синкретика) символов не обязательно свидетельствовало о массовом проникновении языческой идеологии в христианское вероучение у новообращенных славян, чему яркое свидетельство утрата культа одного из самых популярных славянских божеств Даждь-бога, связанного с анимистическим (животным) пониманием смены света и тепла (лета и зимы). Причем такая синкретика мировоззренческих и обрядовых традиций была характерна не только для славян, но и для греко-римского мира, восприявшего христианство как бы из первых рук.

Ещё более культа видимой природы у восточных славян был развит культ предков. Давно умерший начальник рода обоготворялся и считался покровителем своего потомства. Звался он родом или щуром ( пращуром ). Ему также приносились растительные жертвы. Такой культовый порядок зародился и существовал в условиях родового быта древних славян. Когда же в более поздние времена дохристианской истории родовые связи начали распадаться, и семьи обособлялись в отдельные дворы, привилегированное место рода заступил семейный предок — домовой, покровитель двора, невидимо управляющий его хозяйством. Древний славянин верил, что души умерших продолжают бродить по земле, населяя поля, леса, воды (лешие, водяные, русалки) — вся природа казалась ему наделённой некоей душой. Он стремился к общению с ней, участию в её переменах, сопровождая эти перемены праздниками и обрядами. Так создался годичный круг языческих праздников, связанных с почитанием природы и культом предков. Наблюдая правильную смену зимы и лета, славяне чествовали дни осеннего и весеннего равноденствия праздниками коляды (или овсень ), встречали весну (красная горка ), провожали лето (купала ) и т.д. Параллельно шли праздники об умерших — тризны (застольные поминки).

Впрочем, нравы древних славян «особым» благочестием не отличались, к примеру, практиковалась кровная месть . Вплоть до Ярослава Мудрого княжеская власть на Руси судебных функций не имела, а наказание виновного было делом родственников потерпевшего. Государство, разумеется, в такой самосуд не вмешивалось, рассматривая его как элемент обычного права (пережиток догосударственных родовых отношений) . Кроме того, распространялась торговля невольниками. И, хотя это не составляло основную отрасль экспорта, как, например, у норманнов, однако не гнушались этим и славяне, пусть не в столь широком масштабе.

Главный вывод, который должны мы сделать, — славяне не имели и отдалённого представления о едином Боге-Творце, которое имеет христианство. Языческая религия славян была отнюдь не богоищущей, как, например, язычество античных греков, а природоведческой, удовлетворявшейся наблюдением и поклонением неведомым природным стихиям. Этот факт, пожалуй, наиболее красноречиво свидетельствует о характере восприятия нового для славян христианства и его связи с традиционным язычеством. Таким образом, то, что всем славянам, в том числе и нашим, суждено было принять св. Крещение, есть великое участие промысла Божья.

28 июля - День крещения Руси. Поддерживаемый боярами киевский князь Владимир велел летом 988 года люду киевскому пройти обряд обретения христианской веры в искупительных водах Днепра, ослушникам пригрозил высылкой на окраины княжества. Он стал крестителем Святой Руси, после смерти обрел ранг святого. 28 июля - это церковный день поминовения князя Владимира. Он взялся преодолеть разноусобицу языческих верований, ввел на Руси заимствованное из Греции христианство, установив единую государственную религию - фундамент будущего объединения единой Руси из враждующих княжеств.

В 2010 году памятный День крещения Руси утвержден законодательно. В церквах повсеместно служат торжественные молебны, для всех россиян светские власти организуют гулянья и бесплатные концерты.

С Днем крещения Руси!
Пусть Господь вас бережет
От беды, упадка сил
И от множества забот,

Пусть все ясны будут дни
И несут вам красоту,
Море радости, любви,
Кучу счастья, доброту!

Прошло с тех пор немало лет,
Как вдруг случилось счастье.
Владимир-князь на радость всем
Принес нам христианство!

И с Днем крещения Руси
Всех вас я поздравляю.
Лишь по законам божьим вам
Жить от души желаю!

Пускай невзгоды обойдут
Очаг ваш стороною,
Чтоб воцарился в нём навек
Мир счастья и покоя.

Поздравляю с Днём крещения Руси и желаю от души большого счастья, крепкой веры, радости души и покоя сердца, светлой надежды, доброй удачи, чистой любви и искренних чувств, крепкого здравия, небесной благодати, праведных деяний и щедрых подарков жизни.

Русь святая окрестилась
Нынче, в этот самый день.
Хоть на дату опустилась
Уж веков прошедших тень.

Христиане, пусть же праздник,
День крещения Руси,
Вам приносит только радость
И побольше в жизни сил.

Чтобы вы не потеряли
Ту связующую нить,
Что нас всех объединяет,
Помогая верно жить.

С Днем крещения Руси
Поздравляю от души,
В день, столь светлый и святой,
Радуйтесь Вы всей душой.

Очищайте от зла разум,
Не знавать Вам боли, сглазов,
Пусть в семье царит уют
И всегда Вас дома ждут.

С Днем крещения Руси!
Пусть вам вера помогает,
Дарит много новых сил
И к успеху продвигает!

Пусть сияет вам всегда
Счастье самым ярким светом,
Не тревожьтесь никогда,
Рой забот уносит ветром!

День крещения Руси -
С Богом единение.
Отче даст тебе совет,
Ну, а с ним - прощение.
Будет Он оберегать
Каждого, кто кается
Бог не даст тебе упасть
Или же умаяться.
Отче к нам на Русь пришёл
(Земли Руси чистые),
Чтобы с радостью дарить
Чудеса лучистые.
Нынче праздник на Руси -
Так давай помолимся
И в душевной чистоте
Детям уподобимся.
Пусть Отец небесный сам
Для всех нас проявится.
Будьте чутки к чудесам -
То Ему понравится!

Крещение Руси для нас -
Церковное событье.
Владимир князь осуществил
Великое открытие.

И с той поры крещен народ,
Детей с рожденья крестят.
Чтоб с верой жили, добротой,
Несли благие вести.

С днем крещения Руси,
С праздником церковным.
Всех Господь спаси и сохрани,
Желаем жизни доброй.

Ясных дней и веры чистой,
Крепкого здоровья.
Вам я желаю оптимизма,
Жить окруженными любовью.

В праздник важный и великий
День крещения Руси.
Свет в душе, о предках память
Вам желаю пронести.

Чтоб традиции былые
Не забылись никогда.
Передать их нужно детям
С ними пусть идут года.

Сохраняйте в душах веру,
Почитайте стариков.
Только с чистым намерением
Организм будет здоров.

С Днем крещения Руси
Я хочу поздравить.
Веру православную
На весь мир прославить.

Верь, надейся, не сдавайся,
Без причины не скорби.
Все проблемы - испытания
На извилистом пути.

Пусть Господь тебе поможет
Трудности преодолеть.
Я желаю лишь с любовью
В даль тебе всегда смотреть.

Поздравлений: 43 в стихах, 7 в прозе.

Наша страна - государство многонациональное, это факт. Не то чтобы эта особенность придавала России какой-то исключительный характер, но она все же определенно выделяет Российскую Федерацию из ряда мировых держав. «Сколько национальностей - столько религий» - звучит негласный закон, который действует на территории нашей страны. Официальной конфессией является православие, оно считается наиболее верным нравственным учением.

Звоном колоколов, сиянием на солнце куполов храмов, увенчанных крестами, мы обязаны князю Владимиру, который и осуществил Крещение Руси.

Не так давно в нашей стране был учрежден праздник в честь провозглашения в 988 году христианства в качестве религии всего государства. Произошло это 1 июня 2010 года, когда президент Д. Медведев утвердил поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России». Так в перечне памятных дат появился новый праздник - День Крещения Руси. Предложение придать этому событию государственный статус сделала Русская православная церковь.

По преданию, как раз в этот день в Херсонесе святой равноапостольный князь Владимир принял крещение. Это его личный выбор. И этот выбор предопределил историю всей страны. В Киеве были христиане и до святого Владимира. К примеру, его бабушка, равноапостольная княгиня Ольг, также много сил приложила к тому, чтобы укоренилось христианство на Руси.

Крещение Руси исторически было обусловлено рядом причин. Во-первых, проходившее в те времена объединение земель способствовало отказу от племенных богов, а также введению монотеистической религии по принципу «одно государство, один князь, один Бог». Во-вторых, к тому времени весь европейский мир принял христианство. В-третьих, приобщение к культуре христианства давало стране достаточно сильный стимул к развитию.

Именно князь Владимир способствовал распространению по всей Руси христианства, строил целые города, в которых возводил церкви. Православие вслед за Киевом приняли и другие города. Но в действительности Крещение Руси затянулось на несколько столетий, пока окончательно христианство не победило языческие верования.

Интересно, что аналогичная дата на Украине отмечается с 2008 года. Праздник у них называется Днем Крещения Киевской Руси-Украины, приходится также на 28 июля.

Сегодня некоторые интеллектуалы, включая телевизионных персон, говорят о том, что выбор Русью православия был ошибочен. Данная постановка вопроса, на наш взгляд, говорит о пренебрежении историей, так как в момент крещения Владимира не было еще единой Руси. То есть доправославной Руси, которая способна сделать единый выбор, не существовало. Именно единство веры и языка богослужения подготовило необходимую основу для того, чтобы объединились различные племена в единый народ, для создания единого государства.

До сих пор единство страны и народа остается категорией нематериальной, которая основана на общности духа, на чувствах любви к Родине и единения со своим народом. В сегодняшних условиях хорошая память истории, знание о роли, которую играют до сих пор в самосознании народа духовные ценности, помогает выжить. И отыскать опору для будущего развития народа, общества, государства.

Сегодня такой духовной скрепой выступает именно православие. Его идеалы, ценности, картина мира веками входили с молоком матери в плоть и кровь целых поколений. Трагический разрыв XX века до конца не вытравил образ Божий из души народа.

Именно поэтому следует помнить историю своей страны, чтобы не быть Иванами, не помнящими родства. Не утратить моральные идеалы, которые веками православие вкладывает в каждого из нас.