Русский символизм: истоки и своеобразие. Философские истоки символистов в России

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русский символизм и его истоки. Учитель Газизова Г.К. МОУ « Береговкая СОШ»

Символизм- это литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы.

Лекция Д.С.Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» 1892г. 1894г. Три сборника стихотворений «Русские символисты».

Экзистенциализм (философия существования) – мировоззрение, ставившее вопросы о том, как жить человеку перед лицом надвигающихся исторических катастроф, опирающееся на принцип противопоставления субъекта и объекта. Человек несёт ответственность за всё совершенное им, а не оправдывает себя «обстоятельствами».

«Старшие» 1890-х гг Д.Мережковский, В.Брюсов, З. Гиппиус, Ф.Сологуб, К. Бальмонт. Не принимали действительности и обращались к запредельному миру в мистических переживаниях. А. Блок, А. Белый, И.Анненский, В. Иванов. Принимали реальность через преодоление разрыва между ней и запредельным. Символисты: «Младшие» 1900-х гг

Декадентство- это тип сознания, отношения к миру в кризисную эпоху, чувство уныния, тревоги, страха перед жизнью, неверие в возможность человека познать мир, изменить его и самому измениться.

Идеи Ф. Ницше- выступал против рационализма, взывая к иррациональному в человеческой психике. (лишенный закономерности и потому не постижимый разумом) Христианство и рационализм «угнетают волю к жизни» Надо преодолеть это угнетающее воздействие путём освобождения «жизненных сил» человека, чтобы раскрыть путь к «сверхчеловеку», стоящему «по ту сторону добра и зла». Источники символизма:

Рационализм-направление в философии, признающее разум единственным источником познания, недооценивающее или вовсе не отрицающее значение опыта, чувственного восприятия в процессе познания. Иррационализм- идеалистическое течение в ф., признающее иррациональный характер бытия и ограничивающее познавательные возможности разума, противопоставляя ему интуицию, инстинкт, чувство и т.д. как основу познания.

«Теоретическая философия» «Оправдание добра» «Духовные основы жизни»- помимо наличной действительности есть сфера божественного, т.е. абсолютных начал, оказывающих положительное влияние на человечество. Человек принадлежит двум мирам-материальному и идеальному. Добро, истина и красота- три ипостаси идеального бытия. Вл. Соловьёв (1853-1900)- поэт, критик, философ, публицист.

Владимир Соловьёв.

Зинаида Гиппиус.

Картина Борисова-Мусатова. В картине «Призраки» (1903 г.) неясное предчувствие перерастает в тоску. Какая безысходность в безликих призрачных фигурах, блуждающих в сумерках по заброшенной усадьбе!

И. Крамской «Неизвестная».

« Неизвестная» - картина русского художника Ивана Крамского, написанная в 1883 году. Картина является как самым известным произведением Крамского, так и самым загадочным и интригующим. Назвав картину «Неизвестная» художник окружил картину ореолом таинственности. На полотне изображена молодая женщина, проезжающая в открытом экипаже по Аничкову мосту. Она одета по последней моде 1880-х годов. На ней бархатная шляпка с перьями, пальто украшенное мехом и лентами, муфта и тонкие кожаные перчатки. Взгляд царственный, таинственный и немного грустный. «Неизвестная» до сих пор остаётся загадкой художника. Ни в письмах, ни в дневниках он не оставил упоминаний о личности неизвестной. Существует версия, что прототипом к картине послужила курская девушка крестьянка Матрёна Саввишна, вышедшая замуж за дворянина Бестужева . Крамской познакомился c ней в Санкт-Петербурге и был пленён её красотой.

М. Врубель «Демон»

М.Врубель «Царевна-лебедь»

М.Врубель «Пан»

Поэтика намёка и иносказания; Отношение к слову, как к шифру некоей духовной тайнописи, знаковое наполнение обыденных слов; Апология(восхваление) мига, в котором отражается Вечность; Стремление создать картину идеального мира, сущ-го по законам Вечной Красоты; Глубокий историзм, изысканная образность. Музыкальность и лёгкость слога. Основные черты символизма.

Поэтическая летопись войны.
Цель урока:
активизировать знания учащихся о Великой Отечественной войне, о роли поэзии в годы тяжелых испытаний для страны.
Задачи урока:
Создать условия для усвоения знаний о роли поэзии в годы Великой Отечественной войны; формирования умений обобщать изучаемые факты и понятия; формирования чувства патриотизма и гражданской позиции.
Ход урока.
Наша память – это душевный и
жизненный опыт, оплаченный
дорогой ценой.
Ю.Бондарев (из книги «Мгновения»)
1. Ролик («До свидания, мальчики»)
Учитель.
Ребята, вы, наверное, догадались, о чем сегодня будет идти речь на уроке?
Конечно, о войне. Ну а конкретней, мы же на уроке литературы?
О произведениях военного времени.
Мы с вами не в первый раз касаемся литературы военных лет, уже много говорили о рассказах, повестях. Но проза в годы Великой Отечественной войны не была ведущим жанром литературы. Главное место заняла поэзия.
Как вы думаете, почему? (небольшой жанр, в котором можно выразить самые различные чувства. На создание поэтических произведений не тратится так много времени. Стихи слагаются мгновенно, особенно если что –то сильно трогает.)
Когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 года)
Учитель.
Этот день начался не тихой росной зарей, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом стали. Все, что было до этого, обрубили оружейные залпы. Многие матери отметят этот день в календаре черным числом. 22 июня. Сорок первый год. Война. Великой Отечественной назовет ее русский народ, вставший от мала до велика на защиту Родины. И когда вдоль всей нашей западной границы гул моторов до отказа заполнил просторный солнечный мир от неба до земли, когда дрожала от грохота каждая травинка, писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Выступили А. Фадеев, В. Лебедев-Кумач, А. Жаров. Девиз один: «Уничтожить фашизм!» А. Фадеев заявил: «Писатели Советской страны знают свое место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером». Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт, свыше четырехсот не вернулись назад. (ролик «Погибшие поэты»)
Перо было приравнено к штыку, поэзия надела военную шинель с первых дней войны. Поэт Алексей Сурков писал: «Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических произведений». Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, – «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача.
Видеоролик
Почему эта песня стала легендарной? (Эта песня пробудила дух патриотизма, ее торжественные, исполненные энергии слова и музыка поднимали народ на защиту родины, война названа «народной» и «священной», песня призывала каждого к ответственности за судьбу страны).
Поэзия Великой Отечественной войны – поэзия мужества. Она с первых дней войны выразила всю гамму чувств, которые переживали люди, их мироощущение, боль, горе, тревогу, надежду в этот час испытаний. Она поддерживала, вдохновляла. И именно поэзия отражала необыкновенную душу нашего человека. Поэты прославляли ратные дела соотечественников, поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами. Невозможно перечесть все произведения о войне. Сегодня мы перелистаем лишь самую малость страниц поэзии страшного лихолетья, проникнемся теми чувствами, которые выразили мастера художественного слова. Слово предоставляем …(1.Рассадниковой)
С. Михалков.(сообщение + ст. «Десятилетний человек»)
(2.Сидлярова). С Маршак. Самуил Яковлевич Маршак (22.10.(03.11).1887, Воронеж - 04.07.1964, Москва), русский поэт, переводчик, драматург, литературный критик, редактор. В годы Великой Отечественной войны Маршак выступал с сатирическими текстами на газетных полосах, во фронтовых листовках и агитационных плакатах. В стихах Маршака военных и послевоенных лет усиливается лирическое начало, углубляется психологизм, появляется пейзаж – без утраты светлого, жизнерадостного, «детского» мироощущения. Стихи о войне составили целые сборники; «Почта военная», 1944; «Разноцветная книга», «Быль-небылица», оба 1947; «Круглый год», 1948; «Тихая сказка» 1956. Стих «Мальчик из села Поповка»
А.Т.Твардовский – участник двух войн – финской и Великой Отечественной. Ряд стихотворений посвящен теме неистребимой «жестокой» памяти о войне, о принесенных ей жертвах. Изображая войну, Твардовский расширяет поле своего поэтического кругозора. Он не останавливается на конкретных фактах бесчеловечности, жестокости войны. Поэт стремится к передаче собственных ощущений, тонких душевных переживаний, мысленных ассоциаций, которые вызывает в его душе окружающая действительность. Стих «Рассказ танкиста» (Игнатов, Гриненко)
(Бокова) Говорят, «у войны не женское лицо». Но война заставила надеть солдатские сапоги и стать на защиту своей Родины и девушек – поэтесс. Анна Андреевна Ахматова. Война застала ее в Ленинграде. По распоряжению властей ее эвакуировали из Ленинграда еще до первой блокадной зимы. Два с половиной года она проведёт в Ташкенте. В Ленинград она вернулась в 1944 году. В первые месяцы Великой Отечественной войны Ахматова пишет много стихов. Лирика Анны Ахматовой, чья жизнь была полна трагедий лихолетья, наглядно передает нам ощущение того времени. Лирическая героиня поэтессы - это и страстный патриот своей родины, и страдающая мать, и волевая женщина, сумевшая вынести на своих плечах невзгоды времени. В эти годы на всю страну прозвучало стихотворение А.А.Ахматовой «Мужество».
(Пустоварова) Мадонной блокадного Ленинграда назвали Ольгу Берггольц. В годы блокады 1941-1943 годов Ольга Берггольц находилась в осажденном фашистами Ленинграде. В ноябре 1941 ее с тяжело больным мужем должны были эвакуировать из Ленинграда, но Николай Степанович Молчанов умер и Ольга Федоровна осталась в городе. В блокаду Ольга Берггольц работала на ленинградском радио. Очень скоро ее тихий голос стал голосом самого города, а сама Ольга Федоровна из малоизвестного автора детских стихов и книжек превратилась в поэта, олицетворявшего стойкость ленинградцев. Позднее эти радиопередачи вошли в книгу Ольги Берггольц «Говорит Ленинград».
(Песковская) Юлия Владимировна Друнина - русская советская поэтесса. Она сказала о себе: "Я родом не из детства, из войны..." И это казалось правдой. Будто не было детства. Будто сразу - война, первое и самое яркое впечатление жизни. Вначале войны, по совету отца, она работала санитаркой в глазном госпитале в Москве. Набиралась опыта для будущей работы в военных госпиталях. Окончила курсы медсестер. Немцы рвались к столице - к концу лета Юле пришлось оставить госпиталь и идти рыть окопы. Получила ранение на фронте, после чего стала курсантом Школы младших авиаспециалистов (ШМАС), по окончании которой получила направление в штурмовой полк на Дальнем Востоке. Она знала о войне - все... А было ей тогда только девятнадцать. Была ранена, контужена… Госпиталь. Юлию комиссовали., признав «негодной к несению военной службы с переосвидетельствованием через шесть месяцев». Это свидетельство было выдано 21 ноября 1944 года. Как раз через шесть месяцев закончилась война. Стихотворение «Зинка» посвящено памяти однополчанки Зинаиды Самсоновой. Основной неразрешимый трагический вопрос произведения, которым мучается лирическая героиня, - как сообщить матери о гибели ее единственной дочери, как сказать ей, что теперь она обречена на одинокую старость, так как кроме Зинки у нее никого не было.
Какова основная идея стихотворения? (война приносит горе не только обществу в целом, она наполняет им жизнь каждого человека, несет с собой боль, страдание и смерть).
Видеоролик «Дорогая моя, на переднем у нас передышка»
Следующая страничка - «Полевая почта».
Что значит это выражение? (Полева́я по́чта - вид почтового обслуживания в войсковых частях в мирное время, организованного вместо почтовой связи через обычные государственные почтовые ведомства. Разновидностью полевой почты является вое́нно-полева́я по́чта - почтовая связь, устанавливаемая в действующей армии в условиях ведения боевых действий)
Письма с фронтов Великой Отечественной войны - документы огромной силы. В пропахших порохом строках - дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу… Их тоже кто – то доставлял. Это военные почтальоны.
Татьяна Черновская. (Божинская)
Стихи о почтальонке
Ей пятнадцати нет - девчонка.
Невысока и очень худа.
Письмоносица, почтальонка,
По прозванию Нюрка-беда.
В зной и в слякоть, в метель и стужу
С сумкой кожаной наперевес
Разнести Нюрке почту нужно
По пяти деревенькам окрест.
Дома двое младших братишек,
Мать болеет почти уж год.
Слава Богу, отец с фронта пишет –
Ждут и верят, что он придет.
Он придет, и все будет как прежде,
Как в далеком-далеком вчера.
Не лиши только, Боже, надежды…
И опять на работу пора.
Ребятишкам – картошка в печке,
Ей с утра – с сумкой наперевес.
А что впроголодь…Бегать легче
По пяти деревенькам окрест.
В деревнях – старики да дети,
Бабы - в поле, то сеют, то жнут.
Почтальонку вдали приметят
И с сердечной тревогой ждут.
Треугольник – живой! Удача!
Коли серый казенный конверт
Замолчат, закричат, заплачут…
И померкнет в глазах белый свет…
Защемит у девчонки сердчишко
От людского горя и бед…
Тяжела эта сумка слишком,
Если там от беды привет.
Вести черные – похоронки,
Горя горького череда.
Письмоносице, почтальонке
Без вины дали имя – Беда.
Малолетка еще, девчонка –
Только в косах полно седины.
Письмоносица, почтальонка,
Разносящая вести с войны.
Эдуард Асадов. « Письмо матери» (Галич)
Кадашников. «Летела с фронта похоронка» (Садыкова)
Думаю, комментарии к этим стихам излишни.
Следующая страничка поэтического дневника – «Война в стихах поэтов – земляков».
(Коломийцев) Иван Павлович Безуглов. Поэт с нелёгкой судьбой, с украденным войной детством писал разные стихи. Его творчество основано на размышлениях, сюжеты стихов многоплановы и оптимистичны. Цепкая память помогла Ивану Павловичу ничего не упустить из виду, найти во всём поэтическое и неординарное. Немалое место в творчестве Ивана Павловича Безуглова занимают слова благодарности родным, нашедшим своё счастье в степной глубинке, воспитавшим прекрасных детей, познавшим тяжесть крестьянского труда, перенёсшим годы Великой Отечественной войны. Отец поэта, Павел Иванович в начале Великой Отечественной войны был мобилизован на фронт. А в апреле 1943 года зловещая похоронка пришла в хутор, в которой сообщалось о геройской гибели отца большого семейства. Спустя годы, Иван Павлович в стихотворении-обращении к отцу попросит у него прощения, за то, что не суждено было сбыться мечтам отца: он не увидел взрослых детей, не долюбил, не испил чашу жизни сполна.
(«Прости, отец!», 2010 год. Из сборника «Позднее признание») (Даниленко) Сергей Поликарпович Гончаров – член Союза писателей Дона, победитель 5-го ежегодного регионального литературного конкурса имени В.В.Карпенко в номинации <<Поэзия 2006г.>>. Награжден грамотами. Вышло несколько сборников его стихов: « Река времени». « Весна на сердце» « С думой молодою...», «Вечер года». В творчестве Сергея Поликарповича есть тоже стихи о войне.
Учитель. Поэзия военных лет не знает старости. Это бессмертная песнь, воспетая героям войны, Дню Победы!!! Так хочется, чтобы звучала она в сердцах наших и наших потомков, никогда не забываясь. Она не может быть забыта, так как «предавать забвению добытое кровью» мы не имеем права.
Видеоролик «Ты же выжил, солдат»
Стихотворение «Пусть будет мир» (Троилина)
Большое спасибо, ребята.

И.Машбиц-Веров

Вождем русского символизма называют обычно Валерия Брюсова. Это не совсем так. В своей речи на юбилейном торжестве по случаю пятидесятилетия (17 декабря 1923 года) Брюсов заявил: «Нужно отнести на счет юбилейных преувеличений то, что я был вождем символизма, создал журнал «Весы»... Создал все это не я, а я был одним из колесиков той машины, был некоторой частью в том коллективе, который создал символическую поэзию... В самый первый период моей жизни кругом меня я видел среди товарищей людей старше меня - Мережковского, Сологуба, Бальмонта...».

Действительно, первыми теоретиками и практиками символизма - до Брюсова - были Д. Мережковский, Н. Минский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и ряд других писателей, выступивших в конце 80-х - начале 90-х годов со стихотворениями, рассказами, статьями. Они, собственно, и заложили основы нового течения. Да и само название «символизм» появилось позднее. Вначале же, как, впрочем, нередко и впоследствии, говорили вообще о «новом течении» в искусстве, «модернизме», «декадентстве». При этом самая сущность символизма не была в те годы вполне ясна даже пионерам нового движения, и они предлагали поэтому разные его определения.

Так, например, поэт Н. Минский, он же автор ряда философских работ, названных Г. Плехановым «евангелием от декаданса», определял символизм только в самых общих его основах, как искусство, которое «внушает читателю метафизические настроения» (П.Перцов. Литературные воспоминания). Бальмонт считал главным в символизме многозначность образов, в которых «помимо конкретного содержания есть еще содержание скрытое».

Брюсов, объявляя уже тогда (1895) символизм «лучезарным венцом всей истории литературы», тем не менее, по собственному признанию, только еще искал «разгадку» его сущности и отличительных черт. И на вопрос (в упор поставленный ему) так ответил тогда П. Перцову: «Прямо я не могу ответить. Во всяком случае, [дело] не в символах. Я ищу разгадку прежде всего в форме, в гармонии образов или, вернее, в гармонии тех впечатлений, которые вызывают образы... Слова утрачивают свой обычный смысл, фигуры теряют свое конкретное значение, - остается средство овладевать элементами души, давать им сладострастно-сладкие сочетания». Иначе говоря, Брюсов видел тогда своеобразие символизма в его особой формальной структуре и прежде всего - в его импрессионистичности.

Неопределенность высказываний, разнобой мнений о сущности символизма (среди самих его создателей) усугублялись еще тем, что многое в зарождавшемся символизме было от стремления «эпатировать» публику, от искусственного преувеличения, «оргиазма» чувств в подражание западным «учителям» (Эдгару По, Бодлеру, Ницше и т. д.). Не случайно, например, один из ранних символистов, Александр Добролюбов, которого Брюсов ставил чрезвычайно высоко, жил в «обитой черным комнате с разными символическими предметами», а в обществе «чудил и любил говорить пифически», призывая, в частности, к самоубийству! Не случайно Зинаида Гиппиус выступала с чтением стихов, прикрепив за спиной бумажные крылышки. И вообще для ранних символистов чрезвычайно характерны, по свидетельству современников, «ломание в манерах, мыслях и словах», наигранная «театральность», наклонность к позе». Очевидно, и нашумевшее брюсовское однострочное стихотворение «О закрой свои бледные ноги» или демонстративный алогизм стихотворения «Творчество» следует отнести к той же «эпатации», к тому же позерству.

Однако при всем разнобое мнений и при всех крайностях эпатажа ясно намечалась единая, в конечном счете, суть нового литературного течения.

Первым по времени попытался теоретически выяснить его основы Д. С. Мережковский, который в 1892 году написал работу «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».

Поэзия по природе своей - иррациональная, неземная сила, - пишет Мережковский, «сила первобытная и вечная, стихийная... непосредственный дар Божий. Люди над нею почти не властны». Вместе с тем это величайшая культурная сила истории, «движущая целые поколения, целые народы по известному культурному пути».

Таков первый, наиболее общий тезис Мережковского.

«Гений народа», «народная душа» - вот что является истинным внутренним содержанием поэзии, продолжает Мережковский. Великие поэты и выражают эту «народную душу». В России, в частности, такими величайшими художниками были, прежде всего, Ф. Достоевский и Л. Толстой. Но у нас не было и нет в этой области, в отличие от Европы, преемственности, а есть лишь отдельные, оторванные друг от друга и от народа одинокие гении. Поэтому после Толстого и Достоевского наступает глубочайший упадок, достигший теперь крайнего «варварства и одичания, - дальше идти некуда».

Кризис, переживаемый литературой, должен быть преодолен, ибо это вопрос о том, «быть или не быть в России великой литературе - воплощению великого народного сознания». Непримиримым врагом возрождения литературы является, однако, «грубый материализм», неспособный понять «великой теории познания XIX века, заложенной Кантом». «Научному и нравственному материализму соответствует художественный материализм с преобладающим реалистическим вкусом толпы». Сущность борьбы в области духовной культуры, таким образом, заключается в непримиримой борьбе материализма и идеализма - «двух взглядов на жизнь, двух диаметрально противоположных миросозерцаний».

Конечная победа, однако, будет за идеализмом в его религиозно-христианской формации, - пытается убедить Мережковский. Ибо идеализм этот, несмотря на развитие позитивизма и материализма в XIX веке, есть «вечная потребность человеческого сердца». Именно Толстой и Достоевский, «два наших писателя-мистика... показали Европе русскую меру свободного религиозного чувства, которое вылилось из самого сердца народа». Вот почему, только следуя по пути, указанному этими религиозно-мистическими гениями, «только вернувшись к богу, мы вернемся... к своему великому христианскому народу».

С этих ложных позиций Мережковский и оценивает далее весь путь русской литературы. Он готов признать революционно-демократических писателей - Некрасова, Глеба Успенского, - но только отбросив их демократизм и революционность. В их творчестве он видит не страшную картину нищеты и бесправия русского крестьянства, не «сто миллионов экономических единиц», а воплощение «Царя Небесного в рабском виде». «Истинный Некрасов, - утверждает поэтому Мережковский, - мистик, верующий в божественный и страдальческий образ распятого бога, самое чистое и святое воплощение духа народного», а истинный Глеб Успенский - создатель «Парамона Юродивого», этого «настоящего угодника Божия из народа». Вообще, говоря о народе и изображая его, считает Мережковский, надо целой «бездной отделить вопросы о хлебе насущном от вопросов о боге, о красоте, о смысле жизни». «Народ не может, не смеет говорить о хлебе, не говоря о боге. У него есть вера, которая объединяет все явления жизни в одно божественное и прекрасное целое».

В «болезненно-утонченной чувствительности» художника, в рисуемых им «мимолетных настроениях, в микроскопических уголках - рассуждает Мережковский, - открываются целые миры». Это - символизм, соединенный с импрессионизмом. И через эти «неизведанные впечатления» житейское возникает «как призрак, освобождая человеческое сердце от бремени жизни».

Так Чехов оказывается в том течении русской литературы, к которому «примыкает и современная стихотворная поэзия...Фофанов, Минский», а также другие декаденты-символисты начального периода.

Из сказанного естественно вытекает общий вывод Мережковского о дальнейших путях развития русской литературы. Продолжая «вечное», «религиозное», «мистическое», то, что составляет, мол, основу всякого великого искусства, основу, в частности величайших русских гениев - Достоевского и Толстого, - «все литературные темпераменты, - пишет Мережковский, - все направления, все школы (девяностых годов - И. М.) охвачены одним порывом, волною одного могучего и глубокого течения, предчувствием божественного идеализма. Это «возмущение против бездушного, позитивного метода», вызванное «неутомимой потребностью нового религиозного или философского примирения с непознаваемым». «Всеобъемлющая широта и сила этого страстного, хотя еще неопределенного и непризнанного течения, заставляет верить, что ему принадлежит великая будущность».

Придя, таким образом, к выводу, что будущее русской литературы в «божественном идеализме», Мережковский и выдвигает «три главных элемента этого искусства». Во-первых, «мистическое содержание». Наша литература должна показать Европе и миру всю «русскую меру свободного религиозного чувства», которое покоится на «страдальческом образе распятого бога - самом чистом и святом воплощении духа народного». Вот почему и новая литература выражает дошедшую «до последних пределов нашу современную скорбь и нашу потребность веры».

Второй его «главный элемент», вытекающий из содержания, касается формы. Новая поэзия прежде всего - поэзия «символов», т. е. такого образного воплощения, когда любые «сцены - из будничной жизни обнаруживают откровение божественной стороны нашего духа». Все изображаемое художником оказывается поэтому не отражением каких-то явлений объективного мира, а лишь «уподоблением» (Vergleichniss - термин берется Мережковским у Гете), лишь «символом преходящего».

Наконец, в силу того, что новое искусство выражает «неоткрытые миры впечатлительности», неуловимые оттенки, бессознательное, темное и т. п., оно неизбежно импрессионистично. Расширение художественной впечатлительности в духе изощренного импрессионизма и составляет «третий главный элемент нового искусства».

Мы рассмотрели книгу Мережковского, этот первый опыт теоретического осмысления символизма. Может показаться, что Мережковский в своей теории весьма оптимистичен: ведь утверждаемая им новая литература - это откровение «божественного» во всем и, стало быть, жизнь и искусство находят здесь свое осмысление и оправдание.


Д.С.Мережковский «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» 1892 г. «…новым течениям предстоит возродить литературу, совершив огромную переходную и подготовительную работу. …её основные элементы- мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности…»




СИМВОЛИСТЫ Старшие Младшие 1890-х гг х гг. Д.Мережковский, В.Брюсов, А.Блок, А.Белый, З.Гиппиус, Ф.Сологуб, И.Анненский, К.Бальмонт В.Иванов Не принимали действительности Принимали реальность и обращались к запредельному через преодоление миру в мистических переживаниях. разрыва между ней и запредельным


1910 г – кризис символизма Символизм тесно связан с декадентством (Декадентство – это тип сознания, отношения к миру в кризисную эпоху, чувство уныния, тревоги, страха перед жизнью, неверие в возможность человека познать мир, изменить его и самому измениться.)


Фридрих Ницше Немецкий философ Ф.Ницше был одним из основоположников «философии жизни». Он выступал против рационализма, взывая к иррациональному в человеческой психике. Ницше уделял главное внимание критике христианства и рационализма, которые «угнетают волю к жизни». Он предлагал преодолеть это угнетающее воздействие путём освобождения «жизненных сил» человека, чтобы раскрыть путь к «сверхчеловеку», стоящему «по ту сторону добра и зла». Художественную интеллигенцию начала 20 века привлекала эта особая образность, своеобразная художественная форма, афористичность и загадочность.


(Владимир Соловьёв () – поэт, критик, публицист, философ. Наиболее знаменитые его сочинения: «Теоретическая философия» (1897–1899), «Оправдание добра» (1897– 1899), «Духовные основы жизни» (1882– 1884) и т.д.


Соловьёв исходил из того, что помимо наличной действительности существует сфера божественного, т.е. абсолютных, безусловных начал, оказывающих положительное влияние на человечество. Особенность его идеализма в стремлении выразить языком философских понятий принадлежность человека к двум мирам – материальному и идеальному. По Соловьёву, добро, истина и красота – три ипостаси идеального бытия, важнейшие категории, выражающие его всеединство. Подлинное искусство, по Соловьёву, должно отличаться синтезом жизненно важного содержания и идеи необходимости пересоздания действительности таким образом, чтобы в ней сочетались божественный, человеческий и природный элементы. Поэтическим выражением идеи всеединства служат символы «вечной женственности», «души мира», «золотистой лазури», «неземного света» и «созвучия вселенной».


В.Соловьёв Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами - Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий - Только отклик искаженный Торжествующих созвучий? Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете - Только то, что сердце к сердцу Говорит в немом привете? 1892




Зинаида Гиппиус Мне мило отвлеченное: Им жизнь я создаю... Я все уединенное, Неявное люблю. Я - раб моих таинственных, Необычайных снов... Но для речей единственных Не знаю здешних слов


Стихотворения написаны от первого лица. Они принадлежат перу личности незаурядной, скорее всего, это человек искусства, художник, творец, приобщённый к высшей реальности Вывод: символисты относились к слову, как к шифру некоей духовной тайнописи, ценили миг, мимолётность. Это ещё одна характерная черта символизма










Аметисты Когда, сжигая синеву, Багряный день растет неистов, Как часто сумрак я зову, Холодный сумрак аметистов. И чтоб не знойные лучи Сжигали грани аметиста, А лишь мерцание свечи Лилось там жидко и огнисто. И, лиловея и дробясь, Чтоб уверяло там сиянье, Что где-то есть не наша связь, А лучезарное слиянье… И.Анненский


Основные черты символизма: -поэтика намёка и иносказания; -отношение к слову, как к шифру некоей духовной тайнописи, знаковое наполнение обыденных слов; -апология (восхваление) мига, в котором отражается Вечность; -стремление создать картину идеального мира, существующего по законам Вечной Красоты; -глубокий историзм, с позиций которого видятся и современные события; -изысканная образность, музыкальность и лёгкость слога.


Домашнее задание: (на выбор) Презентации по творчеству одного из выбранных вами поэтов: В. Брюсова, И. Анненского, А. Белого, А. Блока, К. Бальмонта. Презентация должна быть следующей: Портрет поэта; И.О.Ф. поэта (годы жизни); цитата, отражающая суть личности и творчества поэта; хронологическая таблица по творчеству поэта: год, жанр произведения или название сборника; стихотворение, которое можно назвать «визитной карточкой поэта» или то, с которым данный поэт ассоциируется у вас. Чтение наизусть стихотворения одного из поэтов- символистов с кратким анализом

История русской литературы 20 века

Чубракова Зинаида Анатольевна

Требования преподавателя:

2 контрольные работы;

Работа на практических занятиях;

Стихотворения наизусть (учить по порядку, от одного автора 3 программных стихотворения и два на выбор);

Если всё сдать, будет оценка автоматом.

Учебники: В.В. Мусатов, История русской литературы, 20 век, 20-50е годы, литературный процесс.

Характеристика литературы 20 века

Идеи жизнестроения и утопическое сознание -> отношения литературы с реальностью. Два периода: 1890е-1920е годы, 1920е-1950е годы.

Модернизм и реализм. Классицизм = время + место + действие. Романтизм – двоемирие (реальный мир и мир прекрасный). Реализм – изображение реальной жизни.

Модернизм: символизм (Блок, Белый, Гиппиус), акмеизм (Гумилёв, Ахматова, Мандельштам), футуризм.

Литература эмиграции, литература реализма, крестьянская литература, потаённая литература.

Центры русской миграции: Берлин (до 40-х годов), Париж, Нью-Йорк.

1918 год – роспуск всех независимых изданий.

1922 год – создание главлита (цензуры) – института, в который все произведения отправлялись на проверку.

1924 год – создание контроля над литературным процессом.

После 1922 года русские писатели стали публиковаться за границей, что воспринято как идеологическая диверсия. Показательный суд литераторов над литераторами, и этим писатели сами узаконили цензуру.

Вторая волна эмиграции произошла после войны в 1946 году. Третья волна – 70е-80е годы – «дети арбата» (деятели искусства).

1928-1932 годы – распускаются все организации, в 1934 году состоялся первый съезд советских писателей, на нём принят единый стандарт советской литературы – социалистический реализм.

Лекция 2

К следующей лекции учить Есенина.

20-е годы, здесь: Борис Поплавский, поэт и романист, Осипов, Адамович.

Особенности литературного процесса 20-х – 50-х годов 20 века в России:

· Литературный диктат

· Литература становится массовым делом (демократические массы) – «кухарка может управлять государством, а уж стихи и подавно может писать»



· Деление внутри литературы на пролетарских писателей и попутчиков – российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), «Левый фронт», «Перевал»

· Литературная война. Главная группа – РАПП

· Новый метод – социалистический реализм.

Появляется литература задержанная, андеграундная и т.д., не внесённая в литературный мир.

Начало 60-х годов – период оттепели. Публицистика, журналистика раскачала правду о жизни людей. Здесь журнал «Новый мир», Солженицын.

Литература конца 19 – начала 20 века под общей рубрикой многообразия эстетических исканий, реалистическая, модернистская.

Первый образец литературы – французский. Позднее Ломоносов ввёл русский слог, русское стихосложение, русский язык высвобождается. Символизм, романтизм, реализм, модернизм, социалистический реализм, постмодернизм, неоавангард, изменяется реализм. Появляются прозаики: Куприн (реалист), Бунин, Горький, Шолохов.

Бунин Иван Алексеевич (1870-1953) свой творческий метод не характеризовал никак. Гордился своей принадлежностью к древнему дворянскому роду, считал себя корневым русским человеком, не всякому подавал руку.

План:

· Творческий путь

· Темы и образный строй поэзии и лирико-философской прозы

· Творчество Бунина 1910-х годов, дилогия «Деревня» и «Суходол»

· Крестьянские и философские рассказы, «загадки русской души» и исторические судьбы России

· Публицистика Бунина («Окаянные дни»)

· Творчество периода эмиграции: вневременные проблемы бытия, трагизм духовной жизни человека, многоликая стихия любви в прозе 1920-х – 1940-х годов

· «Новое художническое зрение» в творчестве Бунина последних лет. Отказ от «литературности».

«Антоновские яблоки» - разные этапы осени разных лет. Движение времени, разрушение крестьянской жизни, уход уклада, культуры, ритуалов, запустение земли (и жизни). Сначала собирают яблоки, затем умирает крестьянка, опустел дом, потом приходит время традиционной охоты, а собак нет, в доме забиты окна, крестьяне как могут изображают охоту, в конце застолье и песня. У Бунина очень важно, что именно поют.

«Суходол» - важность повествования. Рассказывает дворовая девка. Люди лишены памяти, которая так важна для того же дворянского сословия. Нет заветов, преданий. Живут по настроению, под властью слухов и предрассудков. Играют роли. Живут «по книжкам». «Если в книге написано, что в любви должны быть страдания, значит, это правильно. Если в любви всё хорошо, нужно отказать возлюбленному и страдать, как в книге». Финал (?) – как символ беспамятства кобыла с розовыми копытами. Здесь могила деда, здесь – ещё один памятник старины, о котором давно забыли.

«Дурновка» - уклад деревенской жизни. Братья Красовы Тихон и Кузьма (олицетворяют две разные грани натуры) – один «хозяин», а другой «поэт». История рода. Что дали родители в наследство своим детям: землю, заветы, навыки, этические знания.

Лекция 3

Характерная черта Бунина – разрушение. Высокое и низкое. Аллегории завядания России, крестьянства.

Свадьба, где невеста вся заплаканная, причёска испорчена, платье помято (ехала в санях), у жениха венец сполз на уши и давит, гости сопрели в душной церкви. Молодожёну подарили старый котелок.

Кухарка, которая подаренный платок износила до дыр наизнанку.

«Мы не в изгнании, мы в послании».

Бунин старается найти не верх-низ (рай-ад), а равновесие, равенство (иудаизм, например).

Переменчивость настроений, шаткость образов. «Кто обработает, то и будет». Если Сергий Радонежский, то икона. Если Емелька Пугачёв – дубина.

Мотивы государственности, гибель в Библейской символике (апокалипсис).

Ожидание, что скоро всё кончится и придёт лучшая жизнь. Нет этического чувства – все правы. Любовь всегда права.

«Легче один раз красиво умереть за женщину, чем всю жизнь прожить с ней».

Леонид Николаевич Андреев (1871-1909)

Андреев прожил короткую жизнь, в два раза меньше Бунина. Умирает от разрыва сердца.

Философско-эстетические основы творчества Андреева:

· Проблема отчуждения

· Проблема Разума, рока, предательства и смерти

· Поэтика: экзистенциализм и отчуждение, абсурд антологический (бытие) и гносеологический (познание).

Пьеса «Жизнь человека». Человек думает, что всё неожиданно, но на самом деле всё предопределено.

Антологический абсурд. Бессмысленный и обречённый, но неизбежный. Бунт. «Проклинаю, не согласен». Рок. «Всё предопределено».

Гносеологический абсурд. «Я понимаю, что всё бессмысленно, но больше ничего не могу поделать».

Экспрессионистический стиль. Особенности стиля Андреева в том, что он моделирует ситуацию, создаёт катастрофы, испытания.

Сатирические рассказы.

Андреев счастливо познакомился с Горьким. Многие рассказы Андреев печатает за счёт Горького. «Баргамот и Гараська» - пасхальный рассказ о маленьком человеке. Ирония – после Пасхи всё возвращается на свои места.

Н.Б. – композиция рода кольца, трагедия безысходности, зло на мир (ребёнок). Отчуждение ребёнка, отчуждение человека от собственной сущности.

«Рассказ о семи повешенных» - яркий пример экспрессионизма.

Лекция 4

Следующая лекция – практическая работа. Тема: творчество Маяковского.

Философские и эстетические истоки русского символизма.

Первое модернистское течение в русской литературе – символизм. Это течение европейского масштаба. В Европе символизм появился раньше, с импрессионизмом. В России символизм ведёт свой отчёт с появления в 1892 году лекции Мерешковского «О причинах упадка и новых течениях в современной русской литературе». Причина упадка – натурализм и публицистика.

Литература уходит в натурализм, теряет эстетическое и образное освоение действительности. Либо литература уходит в публицистику. Утрачивается беллетристичность, художественность литературы. Общий кризис эстетики.

Появились новые течения в русской литературе, которые содержат выход из кризисного состояния литературы. Бальмонт, Сологуб, Гиппиус, Брюсов. Сборник «Символы» Мерешовского. Отсюда название – символизм.

В сборнике указаны выходы из литературного кризиса:

· Мистическое содержание

· Расширение впечатлительности (импрессионизм)

· Феноменальное и ноуменальное. Трансцендентное (за пределами чувственного, реального, рационального).

Теург – творец, совершающий прорыв, выход в трансцендентные сферы бытия, в идею.

Шопенгауэр, Ницше (рождение трагедии с духом музыки), Соловьёв (софийность и всеединство). Это философские истоки символистов.

Кризис позитивизма. Революция в физике. Обращение к идеалистической философии. Обращение к сфере чувственного, к фантазии, воображению, ощущениям. Мир – идея, высший замысел. «Я Бог таинственного мира, весь мир в одних моих мечтах» - Фёдор Сологуб.

Соловьёв «Милый друг, иль ты не видишь» - основа для осмысления русского символизма. «Я сам», «шедевры» - названия ранних сборников Соловьёва.

«Я зову мечтателей, вас я не зову» - Бальмонт.

Воссоздание мифов и творение собственных мифов. ИвАнов, Белый. Символизм - философско-художественное течение. «Символизм как миропонимание». ИвАнов полемизирует с Шопенгауэром и Ницше.

Символистский роман – «Мелкий бес» Сологуба и «Петербург» Романова.

Гегелевская триада «истина, добро, красота» пересматривается в соответствии с современными условиями: кризис философии, религии, под сомнением категории Истина и Добро. Единственным неоспоримым и абсолютным остаётся Красота (категория). Красота – абсолютная ценность.

Философская эстетическая основа символизма – панестетизм (несомненна только Красота и Прекрасное) – познание мира в эстетических категориях: возвышенное и низменное, прекрасное и безобразное и т.д. Нет социальных, политических, этических категорий и критериев. Всё через призму Прекрасного. «Этот ветер прекрасен, потому что он уносит безобразное».

Эстетизация всех сфер жизни. К мифу, к истокам прекрасного. К античности. Здесь воссоздание мифов и создание собственных мифов.

«Золото в лазури» - аргонавтический цикл Андрея Белого.

«Миф о недотыканке серой» Соловьёва.

«Миф о Прекрасной Даме» Блока.

Этапы развития русского символизма:

· 1890е – 1900е годы, кадетский период. Декадентство, отчаяние, безысходность, неприятие жизни, протест. «Старшие символисты»: Сологуб, Гиппиус, Брюсов, Мерешковский, Бальмонт.

· 1900 – 1907 годы, младший символизм. Миропонимание во всех сферах жизни, созидание новых форм жизни, человеческих отношений, прозрение. Молодые поэты. Блок, Белый, Соловьёв.

· 1907 – 1910 годы, кризис символизма. Появление постсимволистских литературных течений – акмеизм и футуризм.

Имморализм – за пределами добра и зла, освобождение от моральных оков. Моральный, аморальный, имморальный.

Форма, ассоциативный ряд, «музыка стиха» (ритмическое, интонационное богатство стиха).