Социальный налог в рф. Налоги и налогообложение

Около семи лет назад единый социальный налог (ЕСН) был заменен другими социальными выплатами, в частности, взносами в страховые фонды. С 2017 года Правительство РФ намерено вернуть ЕСН, для того, чтобы обеспечить гарантированное исполнение всех социальных обязательств перед населением.

Итак, давайте разберемся, зачем нужен ЕСН, как его рассчитывать и кто обязан перечислять средства, а также, каким образом осуществляется контроль за данным мероприятием.

Как мы уже отметили, юридически данный вид налоговых обязательств уже не существует около семи лет, однако, по сути, все перечисляемые взносы в страховые фонды являются ЕСН:

Назначение ЕСН в том, что при помощи этих взносов, компания сможет гарантировать своим сотрудникам все социальные права, а именно: пенсионное пособие, пособие по временной нетрудоспособности, выплаты иного характера в рамках оказания социальной поддержки. В частности, именно из этого источника будут выплачиваться средства, необходимые для предоставления бесплатной помощи в медицинских учреждениях.

Кроме основных изменений, для ЕСН в виде страховых взносов в текущем году было внесено еще несколько поправок, связанных с уплатой начислений:

  • при расчете взносов по ЕСН, запрещается выполнять округление в любую сторону;
  • введено понятие максимального показателя для исчисления взноса в ПФР;
  • запрещается взыскивать страховые взносы с выходного пособия уволенных сотрудников, которое меньше трехмесячного размера, а также с командировочных, если все расходы подтверждены документально;
  • выплаты будут начисляться и за иностранных граждан, с которыми у работодателя есть трудовой договор.

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

Кто обязан уплачивать ЕСН

Все граждане, имеющие официальное трудоустройство, автоматически принимают на себя обязательства по выплате ЕСН. Можно выделить две большие группы:

  • индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой — обязан сделать отчисления со всех видов доходов, после учета расходов;
  • физические лица, не относящиеся к группе индивидуальных предпринимателей, но осуществляющие выплаты в пользу других граждан. Объектом налогообложения становится весь объем выплат, которые были произведены физическими лицами по трудовым договорам и соглашениям ГПХ.

Схематически, перечисление средств будет осуществляться следующим образом:

Все надзорные мероприятия будут иметь серьезные последствия, а длительность проверок может составить от 4 до 6 месяцев. Основанием для проведения проверки могут стать:

  • наличие регулярных нарушений, которые нуждаются в срочной проверке и принятии специальных мер. Все нарушения должны быть зафиксированы и подтверждены документально;
  • если выявлены нарушения по филиалам налогоплательщика;
  • в документах наблюдаются неточности или налогоплательщик не может предоставить запрашиваемые сведения;
  • страховые взносы перечисляются несвоевременно.

Если перечисления не могут быть произведены по причине форс-мажорных обстоятельств, то налогоплательщик в этом случае может обратиться в ИФНС и попросить о предоставлении отсрочки или рассрочки по выплате ЕСН.

Как рассчитать ЕСН

Ставки по ЕСН в 2017 году останутся такими же, как и ранее. Общий показатель будет складываться из таких взносов:

  • взносы в ПФР – 22%;
  • отчисления в ФФОМС – 5,1%;
  • ФСС – 2,9%.

Максимально возможный размер базы по взносам в текущем году составляет:

  • в Пенсионный фонд — 876 000 руб. Ставка может быть уменьшена, если показатель достиг установленного лимита;
  • в ФСС — 755 000 руб. При достижении этого показателя, ставка будет равна нулю.

Если размер фонда для начислений в ПФР превысит лимит, то тариф будет снижен до 10%. Единый социальный налог в 2017 году ставка:

Для ИП порядок расчетов несколько иной:

  1. Они не обязаны перечислять взносы в страховые фонды, кроме обязательных ПФР и ФФОМС;
  2. Для расчетов используется такой показатель как МРОТ;
  3. Если доход ИП за год превысит 300 000 руб., то ко всем начислениям добавляется 1% от суммы, превышающей установленный лимит.

Формула для расчета начислений выглядит следующим образом:

  • 12*5,1%*МРОТ – размер взноса в ФФОМС;
  • 12*26%*МРОТ – размер взноса в ПФР.

Пример расчета ЕСН

В качестве примера расчета ЕСН можно привести следующую ситуацию:

Компания «Глобус» выплатила за отчетный период доход в размере 1 150 000 руб. Необходимо рассчитать ЕСН, сумму страховых взносов.

Чтобы определить размер взносов по ЕСН, необходимо выполнить следующие расчеты:

  1. 718 000 * 2,9% = 20 822 руб. – размер социальных взносов в пределах установленного лимита в 718 тыс. руб.;
  2. 796 000 * 22% + ((1 150 000 – 796 000)* 10%) = 175 120 + 35400= 210 520 руб. – пенсионная сумма к уплате с учетом превышения лимита;
  3. 1 150 000* 5,1% = 58 650 руб. – медицинские выплаты.

Итого, общий размер ЕСН, подлежащего к уплате составляет: 20 822+ 210 520 + 58 650 = 289 992 руб.

  • Налог как сложнейшая экономическая и правовая категория
    • Социально-экономическая сущность налогов в современном обществе
    • Понятия «налог» и «сбор», их разграничение
    • Функции налогов
    • Принципы налогообложения
      • Юридические и организационные принципы налогообложения
    • Классификация налогов
    • Обязательные и факультативные элементы налога
    • Сущность и классификация налоговых льгот
  • Налоговая система и налоговая политика государства
    • Понятие и теоретические характеристики налоговой системы
    • Налоговая политика государства: сущность, цели и формы
    • Сущность и основные аспекты налоговых реформ
  • Налоговое администрирование как неотъемлемый атрибут налоговой системы
    • Понятие и сущность налогового администрирования
      • Функции налогового администрирования
    • Налоговые органы как центральное звено налоговых администраций
      • Функции налоговых органов
    • Модернизация налоговых органов - стратегическое направление совершенствования налогового администрирования
    • Взаимодействие таможенных и налоговых органов
    • Взаимодействие органов внутренних дел и налоговых органов
  • Реализация налоговыми органами основных полномочий налогового контроля
    • Формы налогового контроля
    • Постановка на учет налогоплательщиков (плательщиков сборов) и налоговых агентов
    • Организация камеральных налоговых проверок
    • Организация выездных налоговых проверок
      • Действия по осуществлению налогового контроля, проводимые в процессе выездной налоговой проверки
      • Окончание выездной проверки и реализация ее результатов
    • Взыскание недоимок по налогам и сборам
  • Реализация прав и обязанностей налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов
    • Понятия «налогоплательщик», «плательщик сбора» и «налоговый агент»
    • Характеристика и обеспечение прав налогоплательщиков
      • Отсрочка или рассрочка по уплате налога
    • Обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов
    • Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов
  • Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах
    • Общая характеристика способов снижения налоговых обязательств
    • Ответственность за нарушения налогового законодательства
    • Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
      • Административная ответственность в сфере налогообложения
    • Налоговые преступления и ответственность за их совершение
  • Характеристика налогов, сборов и страховых взносов Российской Федерации
    • Виды налогов и сборов современной России
    • Порядок установления, изменения и отмены федеральных, региональных и местных налогов и сборов
  • Федеральные налоги и сборы
    • Налог на добавленную стоимость
      • Плательщики НДС
      • Объект налогообложения НДС
      • Операции, не подлежащие обложению НДС
      • Налоговая база по НДС
      • Налоговые агенты по НДС
      • Налоговые ставки по НДС
      • Порядок исчисления НДС
    • Акцизы
    • Налог на доходы физических лиц
      • Доходы, не подлежащие налогообложению
      • Налоговые вычеты
      • Налоговые ставки
      • Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц
    • Единый социальный налог
    • Налог на прибыль организаций
    • Налог на добычу полезных ископаемых
      • Налоговая база по НДПИ
    • Водный налог
    • Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов
    • Государственная пошлина
      • Порядок и сроки уплаты госпошлины
  • Региональные налоги
    • Транспортный налог
    • Налог на игорный бизнес
    • Налог на имущество организаций
  • Местные налоги
    • Земельный налог
      • Порядок исчисления земельного налога
    • Налог на имущество физических лиц
  • Специальные налоговые режимы
    • Упрощенная система налогообложения
      • Объекты налогообложения при УСН
      • Налоговый период при УСН
      • Особенности применения УСН индивидуальными предпринимателями на основе патента
    • Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности
      • Налогоплательщики ЕНВД
    • Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
      • Объектом налогообложения по ЕСХН
    • Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
      • Cпособы раздела продукции при выполнении соглашений о разделе продукции
  • Обязательные страховые взносы
    • Концептуальные основы обязательного социального страхования
    • Страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование
    • Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  • Налоговое право зарубежных стран
    • Общая характеристика налогового права зарубежных стран
    • Налоговая политика и налоговое право зарубежных стран
    • Система источников налогового права зарубежных стран
    • Принципы налогового права зарубежных стран
    • Практика местного налогообложения за рубежом
    • Санкции за налоговые правонарушения в зарубежных государствах

Единый социальный налог

Единый социальный налог (ЕСН) - это прямой федеральный налог, установленный главой 24 НК. Он введен с 1 января 2001 г. и действует до 1 января 2010 г. ЕСН заменил собой применяемые ранее отдельные отчисления в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и федеральный и региональные Фонды обязательного медицинского страхования. При этом данная новация не отменила целевого назначения налога, средства от его сбора по-прежнему поступают в указанные выше фонды. Основное предназначение ЕСН - обеспечение аккумуляции финансовых ресурсов для реализации прав граждан РФ на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь.

С введением ЕСН функции администрирования нового налога были переданы налоговым органам.

Для всех налогоплательщиков был установлен единый порядок исчисления налоговой базы по платежам в социальные фонды, что значительно облегчило техническое исчисление налога, упростило налоговый контроль за его исчислением и уплатой.

Основные элементы ЕСН представлены на рисунке.

Определение плательщиков ЕСН имеет важное значение, так как ставки данного налога зависят от того, к какой категории они относятся.

  1. организации;
  2. физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, но производящие выплаты другим физическим лицам.
  1. индивидуальные предприниматели;
  2. адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

На практике нередки случаи, когда один и тот же налогоплательщик одновременно может относиться к обеим категориям. В этом случае он является налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

При исчислении ЕСН объект налогообложения зависит от того, к какой категории принадлежат налогоплательщики.

Для налогоплательщиков-работодателей объектом налогообложения являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиком в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (кроме вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам), а также по авторским договорам.

Для налогоплательщиков-предпринимателей объектом налогообложения являются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Все перечисленные выше выплаты не признаются объектом налогообложения, если:

  • у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;
  • у налогоплательщиков-предпринимателей или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по НДФЛ в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Налоговая база определяется исходя из стоимостной оценки установленного НК объекта налогообложения.

Для налогоплательщиков-работодателей она определяется как сумма выплат, являющихся объектом обложения, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты, начисленные работодателями в пользу работников независимо от их формы выплат, за исключением выплат, не признаваемых объектом налогообложения, и не подлежащих налогообложению в соответствии со ст. 238 НК.

В отличие от ранее существовавшего порядка отчислений во внебюджетные фонды налогоплательщики-работодатели при исчислении ЕСН должны теперь определять налоговую базу отдельно по каждому работнику в течение всего налогового периода с его начала и по истечении каждого месяца нарастающим итогом. При определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные работниками от других работодателей.

Налоговая база налогоплательщиков-предпринимателей определяется как сумма доходов, являющихся объектом обложения, которые получены за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской или другой профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль в главе 25 НК.

Существует ряд выплат, которые не подлежат налогообложению ЕСН в соответствии со ст. 238 НК. В частности, к ним относятся государственные пособия, некоторые компенсационные выплаты, суммы единовременной материальной помощи и др. Полный перечень таких выплат с небольшими изменениями продублирован в Федеральном законе о страховых взносах на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, которые будут применяться вместо ЕСН с 1 января 2010 г. (см. главу 12 учебника).

По ЕСН установлены налоговые льготы. Так, от уплаты налога освобождаются доходы, суммы выплат и иных вознаграждений, не превышающие в течение налогового периода 100 тыс. руб. в пользу лиц, являющихся инвалидами I, II или III группы, а также выплаты любым физическим лицам в тех же пределах, производимые общественными организациями инвалидов и организациями, использующими труд инвалидов (ст. 239 НК).

Налоговый период в соответствии со ст. 240 НК - календарный год. Отчетные периоды - первый квартал, полугодие и девять месяцев.

Налоговые ставки по ЕСН в соответствии со ст. 241 НК дифференцированы по категориям налогоплательщиков (налогоплательщики-работодатели; сельскохозяйственные товаропроизводители; налогоплательщики, осуществляющие деятельность в области информационных технологий; ИП; адвокаты; нотариусы). Следует отметить, что для всех категорий налогоплательщиков ставки носят регрессивный характер, т.е. с увеличением налоговой базы размер ставки уменьшается. Наиболее распространенная шкала ставок ЕСН для налогоплательщиков-работодателей представлена в таблице.

Порядок исчисления ЕСН регулируется в ст. 243-245 НК. Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд. При этом она определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

Налогоплательщики-работодатели уменьшают:

  • сумму налога, подлежащую оплате в фонд социального страхования, на сумму самостоятельно произведенных расходов, на предусмотренные законодательством РФ цели государственного социального страхования;
  • сумму налога, (авансового платежа), подлежащую уплате в федеральный бюджет, на сумму исчисленных за этот же период страховых взносов (авансовых платежей) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах сумм, исчисленных из законодательно установленных тарифов страховых взносов.

Налогоплательщики, получающие собственные доходы, не исчисляют и не уплачивают налог в части сумм, зачисляемых в Фонд социального страхования РФ, соответственно и не производят такое уменьшение сумм налога.

Порядок и сроки уплаты ЕСН налогоплательщиками-работодателями определяется следующим образом (ст. 243 НК) .

1 В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики исчисляют ежемесячные авансовые платежи по налогу и уплачивают их не позднее 15-го числа следующего месяца.

2 По итогам отчетного периода (три, шесть и девять месяцев) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, налогоплательщики исчисляют и уплачивают разницу между суммами исчисленного и уплаченного ЕСН (авансовых платежей), представляют расчет в налоговый орган.

3 По итогам налогового периода (года) налогоплательщики представляют налоговую декларацию не позднее 30 марта года, следующего за истекшим.

В 2016 году стало известно, что на смену страховым взносам придет новый единый страховой сбор. По сути страна должна была вернуться к уплате единого социального налога (ЕСН), с которым бухгалтеры попрощались еще семь лет назад. В конечном итоге правительство решило не менять название платежа. По-прежнему страхователи исчисляют страховые взносы, но платят их в федеральную налоговую службу. Есть одно исключение: как и до смены администратора взносов, нужно платить в ФСС взносы от несчастных случаев на производстве.

Многие бухгалтеры среди своих коллег для упрощения именуют страховые взносы ЕСН. В данной статье мы тоже будем использовать это понятие. Но стоит помнить, что НК РФ не содержит такого термина.

Ставки взносов в 2019 году (таблица)

Страховые взносы в 2019 году включает в себя четыре вида взносов:

  • на случай материнства и болезни;
  • медицинские;
  • пенсионные;
  • на травматизм.

Общая ставка взносов в 2019 году составляет 30 % плюс ставка страховых взносов от несчастных случаев (величина переменная и зависит от опасности производства). Тарифы в 2019 году напрямую зависят от максимального значения базы для расчета страховых взносов. Размеры тарифов для преобладающей массы плательщиков (ст. 425 НК РФ) приведены в таблице.

Таблица Тарифы

Сдавайте единый расчет по страховым взносам в срок и без ошибок!
Пользуйтесь Контур.Экстерном 3 месяца бесплатно!

Попробовать

Куда сдавать отчетность

В 2019 году по взносам нужно отчитываться в ФНС и ФСС.

Помимо данного расчета страхователям нужно сдавать форму 4-ФСС . С 2017 года форма стала более упрощенной и содержит цифры только по «травматическим» взносам. Бумажный вариант формы нужно сдавать до 20-го числа, а электронный вариант — до 25-го числа месяца, наступающего за отчетным периодом.

Пример расчета

Фонд зарплаты ООО «КГБ» в феврале 2019 года составил 358 378 рублей. Ни у кого из сотрудников выплаты не вышли за рамки установленного законом лимита. ООО «КГБ» не имеет льгот. По ставке 0,3 % ООО «КГБ» платит «травматические» взносы.

Бухгалтер ООО «КГБ» рассчитал взносы и получил такие значения:

ОПС = 358 378 х 22 % = 78 843,16 рубля

ОМС = 358 378 х 5,1 % = 18 277,28 рубля

ОСС = 358 378 х 2,9 % = 10 392,96 рубля

Взносы на травматизм = 358 378 х 0,3 % = 1 075,13 рубля.

Итого в ФНС по разным КБК ООО «КГБ» перечислит взносы на сумму 107 513,40 рубля (78 843,16 + 18 277,28 + 10 392,96). В ФСС нужно отправить 1 075,13 рубля.

Единый социальный налог принято определять как экономический термин, который применяется в области налогообложения. Сбор данного налога производится для того, чтобы было реализовано право работников на получение бесплатной медицинской помощи в соответствующих учреждениях. Кроме этого, за счет единого социального налога реализовывается право граждан на государственное пенсионное обеспечение и и обеспечение социального характера. Зачисление налога происходит при активном участии бюджетных и внебюджетных фондов.

Составляющие единого социального налога

Единый социальный налог имеет в своем составе несколько очень важных элементов:

  1. Непосредственно налогоплательщики.
  2. Объект, который поддается налогообложению.

Также сюда можно отнести базу по налогам, налоговые льготы, периоды – налоговый и отчетный, ставку, которая действует в отношении налога; порядок, согласно которому начисляется оплата и сроки, в которые это надлежит делать.

Расчет единого социального налога

Сумма, которая характеризует единый социальный налог, рассчитывается каждый месяц. Пункт 2 статьи 243 Налогового Кодекса РФ говорит о том, что необходимо уплачивать ежемесячные платежи авансового характера. Их размер определяется на основании тех сумм, что были начислены за конкретный месяц. Однако есть важный факт, от которого нужно отталкиваться. Поскольку суммы, которые были заработаны налогоплательщиком, могут быть различными, то периодически требуется проводить коррекцию ставки налога.

Таким образом, при определении налога происходит его корректировка с учетом значений тех сумм, что были получены ранее. Это лишь один из моментов при расчете единого социального налога. Другой определяющий показатель – это возможность снижения налога при увеличении выплат сотруднику. Отсюда следует вывод, что налог нужно считать для каждого лица по отдельности.

Кто платит единый социальный налог?

К налогоплательщикам принято относить:

  • Лица, занимающиеся выплатами в отношении физических лиц;
  • Организации различного типа;
  • Индивидуальных предпринимателей;
  • Физических лиц, которых нельзя считать индивидуальными предпринимателями;
  • Индивидуальные предприниматели, адвокаты, врачи, у которых есть своя практика.

Единый социальный налог в 2016 году

Ставка единого социального налога

В 2015 году Правительство РФ не изменяло ставки единого социального налога в отношении страховых выплат. Величина отчислений в Пенсионный фонд – 22%, в Фонд социального страхования – 2,9%, в Фонд обязательного медицинского страхования – 5,1%.

Закон о бюджете страны на 2015 год позволяет говорить о нескольких качественных изменениях. Увеличивается количество организаций, которым разрешено подавать страховую отчетность в электронном виде. Далее, запрещено округлять суммы страховых выплат – в основном это касается округления в меньшую сторону. Начиная с 2015 года работает новый механизм по определению размера единого социального налога. Он основан на средней заработной платы в течение 12 месяцев, а также на повышающем коэффициенте, который устанавливает Правительство РФ.

Пример декларации по единому социальному налогу

Налоговая база для ЕСН за 2015 год у гражданина Абрамова составила 50 000 руб. Ему необходимо применять те ставки, которые соответствуют налоговой базе до 280 000 руб.

Строка 500 необходимо заполнить таким образом:

в графе 3 – 10 950 руб. (150 000 руб. 5 7,3%),

в графе 4 – 1200 руб. (150 000 руб. 5 0,8%),

в графе 5 нужно указать 2850 руб. (150 000 руб. 5 1,9%).

В строку 600 должны быть указаны значения:

в графе 3 – 7300 руб. (100 000 руб. 5 7,3%),

в графе 4 – 800 руб. (100 000 руб. 5 0,8%),

в графе 5 нужно указать 1900 руб. (100 000 руб. 5 1,9%).

Сведения в строке 700 нужно вычислить как разницу между строками 500 и 600 для данных граф. Значения определяет сумму ЕСН для 2015 года. Если льготы не имеется, то значения в строке 700 будут соответствовать показателям строки 500.

Построке 800 следует определить сумму авансовых платежей, которые были начислены за 2015 год. Авансовыми расчетами должна заниматься специально назначенная комиссия. Строка 810 должна заполняться адвокатами. ИП ее заполнять не следует, можно просто поставить прочерк.

Положительную разницу между начисленной за год суммой налога (строка 700) и уплаченными в течение года платежами (строка 800) нужно заплатить не позднее 15 июля 2015 года. Требуемую сумму нужно вписать в строку 900 .Строка 1000 предназначена для глав крестьянского (фермерского) хозяйства. ИП ее не заполняют.

Пример расчета единого социального налога

Заработная плата служащего составляет 100 000 рублей в месяц. За период с января по июль он заработал 700 000рублей. Единый Социальный налог 30% то есть 210 000рублей. В августе зарплата достигла 800 000рублей. 11 00 рублей рассчитываем по 30 % и налог составляет 3 300 рублей. Всего за 711 000 рублей уплачен налог 213 300рублей. Далее за 89 000 мы рассчитываем по 10 % итого получаем 8900 рублей. Всего за август уплачено в Единый Социальный налог 222 200рублей. С сентября по декабрь заработная плата составила 400 000рублей и Единый Социальный налог составляет 40 000 рублей. И всего за год переведен в виде ЕСН составляет 262 200 рублей.

Если бы не было расчета по регрессивной шкале, то налог в ПФР за 12 месяцев составил бы 360 000 рублей. Разница составляет 97 800 рублей. Выгода очевидна.

Именно Единый Социальный налог отличается от других налогов тем, что имеет регрессивную шкалу расчета. Что не может радовать как работодателей так и налогоплательщиков.

Это серьезное новаторство в налоговой системе. Он смог заменить собой действовавшие ранее налоги, которые поступали в три государственных внебюджетных социальных фонда. До введения ЕСН плательщики обязаны были предоставлять отдельные формы отчетов в каждый из вышеперечисленных фондов, а также своевременно производить оплату в сроки, установленные соответствующим фондом.

История возникновения ЕСН

Идея внедрения единого социального налога (ЕСН), который бы охватил все возникла в далеком 1998 г., когда Госналогслужба предложила создать единственную унифицированную базу налогооблажения, передав все функции учета и контроля единому ведомству. Однако в те годы этот замысел остался незавершенным, поэтому его пришлось заморозить. Спустя 2 года была принята вторая часть Налогового кодекса РФ, а также Федеральный закон от 05.09.2000 г. С 01.01.2001 г. заработал новый порядок исчислений и уплаты взносов в социальные внебюджетные фонды РФ. Глава 24 ч. 2 гласила о введении ЕСН. Налог в а также налоги в Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования были консолидированы в составе ЕСН, чтобы мобилизировать средства для реализации прав граждан на пенсионное и социальное обеспечение, а также должную медпомощь. В дополнение к этому был установлен определенный порядок по взносам на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

ЕСН: сущность и характеристика

Переход к открытой рыночной экономике в России ознаменовался кардинальными изменениями в финансовой системе, когда внебюджетные фонды стали отсоединяться от общегосударственной бюджетной системы. По причине бюджетного дефицита, инфляции, спада производства, роста непредвиденных расходов и прочих обстоятельств образование внебюджетных фондов стало одним из важнейших элементов в обновлении механизмов деятельности учреждений соцобслуживания. Как говорилось ранее, ЕСН был введен после вступления в силу 2-ой части Налогового кодекса РФ. Вообще, ЕСН - это налог, призванный заменить все взносы по страхованию в вышеупомянутые фонды, но без взносов на страховку от несчастных случаев и профзаболеваний, которые необходимо уплачивать независимо от ЕСН.

В 2010 г. ЕСН был отменен, а на смену ему пришли страховые взносы, которые, впрочем, не сильно отличались от последнего. Значительными различиями между ЕСН и страховыми взносами стала сама уплата налогов: раньше граждане платили через налоговую службу, а с приходом страховых взносов стали оплачивать налоги во внебюджетные фонды. Кроме этого, были несколько изменены налоговые тарифы. Однако с 1 января 2014 г. было внесено предложение о возвращении к старой схеме ЕСН, действовавшей до 2010 г.

Объекты налогообложений

Для налогоплательщиков 1-ой группы объектами налогообложений являются все начисляемые выплаты, а также вознаграждения, премии и прочие доходы, среди которых оплата по гражданско-правовым договорам, авторскими и лицензионными договорам и, наконец, выплаты, предназначенные для оказания материальной помощи. Стоит отметить интересный факт, что все вышеназванные доходы могут и не быть объектами налогообложения, если они выплачивались из прибыли, что была на оставшемся счету организации.

Для предпринимателей объектами налогообложения являются все доходы, которые они получают от своей предпринимательской/профессиональной деятельности, но за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Напоследок скажем, что к объектам налогообложения не относятся различные выплаты, предмет которых - переход прав собственности на имущество либо передача на временное пользование имуществом. К примеру, такими договорами могут быть договор "купли-продажи" и договор на аренду.

Налоговая база для ЕСН

Опираясь на установленные законодательством объекты налогообложений, формируется и налоговая база. Для работодателей она определяется:

  • всевозможными вознаграждениями и выплатами, осуществляемыми в соответствии с трудовым законодательством;
  • оплатой по гражданско-правовым договорам;
  • доходами с авторских и лицензионных договоров;
  • различными выплатами для оказания материальной помощи и другими безвозмездными выплатами.

Когда определяется налоговая база, учитываются все доходы, которые так или иначе начислены рабочим их работодателями в денежной либо натуральной форме, а также под видом социальных, материальных и иных благ, за вычетом не подлежащих обложению доходов, о которых мы поговорим позже. Когда происходит начисление ЕСН, налогоплательщики-работодатели обязаны определять налоговую базу по каждому работнику отдельно на протяжении всего налогового периода. Налоговая база предпринимателей - это обобщенная сумма доходов, которая является объектом обложения и была получена ими за налоговый период за исключением расходов, не связанных с их извлечением. Полученные работниками доходы в натуральной форме (товары, услуги) нужно учитывать в составе налогооблагаемых доходов, исходя из их ценности/стоимости, что определяются по ст. 40 НК РФ, отталкиваясь от рыночных тарифов и цен.

Выплаты, не включающиеся в налоговую базу

К таким относятся следующие:

  • государственные пособия;
  • компенсации при увольнении;
  • расходы на командировки;
  • возмещение причиненного здоровью вреда;
  • компенсации за использование личных вещей работников;
  • всевозможные компенсации спортсменам;
  • другие виды компенсаций;
  • предоставление бесплатного питания;
  • доходы, получаемые членами крестьянского хозяйства;
  • возмещение расходов на повышение профессионального уровня рабочих;
  • взносы по обязательному/добровольному страхованию рабочих;
  • материальные выплаты бюджетникам;
  • единоразовые материальные выплаты;
  • бесплатное предоставление жилья;
  • доходы членов немногочисленных народов Севера;
  • прочие выплаты, установленные ст. 237 НК РФ.

Плательщики

Плательщиками ЕСН будут выступать те же лица, которые уплачивают взносы во внебюджетные фонды. Говоря по существу, ныне насчитывается всего 2 группы плательщиков, где к первой относятся наемные работники, организации, предприниматели и корпоративные образования, которые обладают гражданской правоспособностью, а ко второй - самозанятые граждане (адвокаты, нотариусы, родовые общины немногочисленных народов Севера, занимающиеся традиционным хозяйством и другие).

Если налогоплательщики принадлежат к обеим категориям, значит они уплачивают налоги по двум основаниям. К примеру, индивидуальный предприниматель, который использует труд наемных рабочих, обязан уплачивать ЕСН с полученных от предпринимательской деятельности доходов, а также с начисленных выплат в пользу своих рабочих. Нотариусы, детективы и охранники, которые занимаются частной практикой, не относятся к отдельному классу плательщиков по той причине, что они уже включены в группу "индивидуальных предпринимателей", что закреплено п. 2 ст. 11 НК РФ.

Ставка ЕСН в 2013 году и 2014 г.

В России наблюдается постепенный рост налоговой нагрузки, что вызвано "старением нации", а впоследствии и падением количества трудоспособных и работающих граждан. Разумеется, пожилое поколение нужно лечить и регулярно выплачивать этим людям пенсии. Ныне наименьшие страховые взносы платят индивидуальные предприниматели и другие самозанятые граждане. Они платят фиксированный страховой взнос, который заметно ниже, чем у "средних" сотрудников, работающих на кого-либо. Что касается собственно процентов на страховые взносы (ЕСН), то в 2013 г. они составили 30% от заработной платы. Плюс к этому с 2012 г. изымалась дополнительная ставка в размере 10% для заработной платы свыше 512 тысяч рублей, 568 тысяч - в 2013 г. и ожидается для зарплат свыше 624 тысяч в 2014 г. ЕСН в 2014 г. ожидаемо поднялся до 34%. По причине резкого повышения ставок в 2010 г., которые выросли на 8% (с 26% до 34%), большинство малых предприятий ушли "в тень", так как не в силах были перенести столь существенную нагрузку на их бизнес.

Как расчитать ЕСН?

Расчет ЕСН в 2014 г. происходит по следующему алгоритму:

1. Сперва необходимо определить базу налогообложения, которая является суммой доходов физического лица. Она может быть получена им как зарплата (то есть по трудовым договорам) или же под видом других выплат, выдающихся по гражданско-правовым договорам: авторские вознаграждения, награда за выполнение работы и прочее. Плюс к этому плательщиками ЕСН выступят и организации, и индивидуальные предприниматели, которые используют труд наемных рабочих.

2. Следующим шагом станет определение ставки налога. Она обладает регрессивной шкалой, при которой с большей суммы удерживаются меньшие проценты. Для основной массы плательщиков общий процент составит 30% (для доходов от 1 до 624000 рублей): отчисления ЕСН в Пенсионный Фонд России - 22%, в Фонд обязательного медстрахования - 5,1%, в Фонд соцстраха - 2,9%. Поверх предельной суммы (624 тысячи) будет удерживаться 10%.

3. Сопоставьте свою зарплату с нужной группой (<624000<) и просто умножьте вашу сумму на определенный процент. На этом все, ваш индивидуальный расчет ЕСН окончен.

Налоговые периоды

Налоговый период составляет 1 календарный год. При этом для 1-ой группы налогоплательщиков существуют и отчетные периоды (квартал, 6 и 9 месяцев). Для 2-ой группы такие периоды отсутствуют. По окончании налогового периода налогоплательщикам необходимо подать налоговую декларацию.

Типовые проводки начисления ЕСН

ЕСН. Проводки по его начислению

Налоговые льготы

Согласно российскому налоговому законодательству установлено, что от уплаты налога освобождались (до отмены ЕСН в 2010 г.) следующие организации и лица:

  1. В организациях начисление ЕСН не удерживается с сумм выплат и прочих вознаграждений, которые на протяжении налогового периода не превышают 100 тысяч рублей на каждое физическое лицо, которое является инвалидом I, II или III группы.
  2. Предыдущий принцип действует и для следующих категорий налогоплательщиков:
    • Для общественных организаций инвалидов (ООИ). В данной категории налоги не удерживаются, если среди участников насчитывается не менее 80% инвалидов и их законных представителей. Распространяется это и на их региональные отделения.
    • Для учреждений, где уставный капитал формируется из вкладов (ООИ), среднесписочная численность которых [инвалидов] составляет не менее 50%. Плюс к этому доля в заработной плате должна быть на отметке не ниже 25%.
    • Организации, которые были созданы для достижения социальных целей, среди которых и помощь инвалидам, детям-инвалидам и их родителям. Стоит отметить, что владельцами имущества при этом должны быть только ООИ.
  3. Индивидуальные предприниматели и адвокаты, имеющие статус инвалида I, II или III группы. Доходы от их предпринимательской/профессиональной деятельности также не должны превышать 100 тысяч рублей в течение налогового периода.

Ныне льготный процент ЕСН (страховых взносов) также присутствует. К примеру, в 2013 г. льготная ставка составила 20% - в ПФР, ФСС - 0%, ФОМС - 0%.

Предпосылки возврата к ЕСН

Для многих информация о возврате не показалась удивительной, ведь ЕСН - это важная составляющая налоговой системы РФ в 2000-ых годах. Большинство экспертов ссылаются на то, что к основным причинам возврата к ЕСН стало то, что замена ЕСН страховыми взносами, шкала которых изменилась в пользу более регрессивной и увеличения ставок обязательных взносов с 26% до 34% от ФОТ (фонд оплаты труда), не обеспечила сбалансированности пенсионной системы, а только привела к повышению налоговой нагрузки и различным усложнениям администрирования. Из этого можно заключить вывод, что возврат к ЕСН, скорее всего, доброжелательно будет воспринят бизнесом (особенно малым), а сама система устроит как государство, так и предпринимательство. В 2010-13 гг. все предприниматели вынуждены были обращаться в три (!) органа, что, в свою очередь, увеличивало расходы на ведение бухгалтерии.

Стране также не выгодно содержать увеличенный штат госслужащих, что усложняет контроль финансовой деятельности предпринимателей. Помимо этого, мы уже упоминали и о том, что по причине резких повышений ставок множество мелких компаний ушло "в тень". Так что пока прогнозируются только положительные изменения. С другой стороны, в 2014 г. увеличена ставка соцплатежей, ведь ЕСН составляет ныне 34% (обычный) и 26% (льготный), что уже не сильно обрадует бизнесменов.

Заключение

Прошло уже довольно много времени, чтобы система налогообложения ЕСН стала близкой и понятной для всех налогоплательщиков. Между тем стоит отметить, что отдельные положения в НК РФ требуют дополнительных доработок и разъяснений. Отмена ЕСН не сказалась слишком негативно на налоговой системе, однако и практика внедрения страховых взносов не привнесла каких-либо улучшений, усилив Нынче ставки по ЕСН составляют 34% и 26% для основной массы плательщиков и льготников соответственно, что не слишком лояльно по отношению к предпринимателям. Однако стоит отметить, что ЕСН - это хорошая альтернатива страховым взносам, что может улучшить налоговую ситуацию в стране.